Карташова Мария Михайловна, аспирант кафедры
общей и социальной педагогики Воронежский государственный педагогический университет
ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ХРИСТИАНСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация. В статье говорится о том, что знание о целостности человека как иерархического единства духа, души и тела, которое дает христианская антропология, актуально для современной отечественной педагогики, выработки ее аксиологической системы.
Ключевые слова: духовность, личность педагога, православная педагогика, христианско-гу-манистическая традиция, христианская антропология, целостная личность.
УДК 37.013.73 ББК 74.00
В наши дни осуществляется поиск духовных основ воспитания целостной личности. Однако воспитанию личности ныне противостоит рационалистическое представление о человеке как о социально-биологическом существе. Парадигма целостной личности может быть философски и научно-педагогически осознана и изучена только на основе духовности, рассматриваемой в контексте христиан-ско-гуманистической традиции. Именно в христи-анско-гуманистической традиции характерно понимание духовности как высшей сущности личности, как ее нравственного содержания, обусловливающего творческий характер деятельности, как цели и задачи, определяющие назначение человека.
Христианско-гуманистическая традиция исходит из христианского гуманизма, христианской антропологии. Данная традиция представляет собой передачу новым поколениям мыслителей и практических педагогов педагогического идеала, сформированного с позиций христианской антропологии, а также идей воспитания целостной личности на основе христианских нравственных заповедей.
Особенность христианской антропологии -в отличие от других антропологических учений -в том, что она утверждает духовное начало как корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека; христианская антропология убеждает, что как образ и подобие Творца человек сам есть творец или призван к творчеству, к творческому участию в деле Творца.
В христианской антропологической концепции можно выделить следующие ключевые положения:
• Образ Божий в человеке дарует человеку начало личности, являющееся центром человеческой природы, духовным средоточием человека;
• понимание человека как Образа и Подобия Божия подразумевает стремление к «обожению» (эквивалент духовно-нравственного совершенствования), которое становится задачей человеческой жизни.
Согласно христианскому учению, духовное начало личности есть основа бытия человека, и имеет надиндивидуальное и сверхэмпирическое происхождение, поэтому «ни образование, ни воспитание не создает «Образ Божий», а лишь развивает благодатные задатки. Образование предстает здесь как обновление, просветление, возрождение «Образа Божия» в человеке...» [10, с.21]. Особо подчеркнем, что попытки реализации религиозно-антропологического подхода в системе научно-педагогических теорий нашли свое концептуальное оформление сравнительно недавно. Такое идейно целостное явление русской педагогической культуры, как православная педагогика, сформировалось под воздействием общественных и духовных процессов России только в 60-х годах XIX века.
В современных научных исследованиях обосновано, что изучение человека с позиций христианской антропологии не только традиционно, но и органично для России, национальный менталитет и культурный архетип которой имеют глубокие корни в православии. Обоснованием данного тезиса являются не только теоретические и экспериментальные положения, но и личный религиозный (духовно-нравственный) опыт подвижников Церкви.
Религиозно-философские идеи о духовном обусловили обращение к библейским источникам. Так, Апостол Павел пишет: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целостности да сохранится без порока...» (1-е послание к солунянам, 5:23). В этих словах определяется целостность человека как иерархического единства духа, души и тела.
Важность знания о человеке как триединстве тела, души, духа, которое дает христианская антропология, подчеркивал К.Д. Ушинский; великий русский педагог ставил задачу - «стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями» [15, с. 23].
Образование и педагогика
Прежде чем обратиться к подробному рассмотрению духовной парадигмы личности, ее основополагающих ценностей, сделаем краткий этимологический анализ структуры дефиниции «личность», тем более что в науке нет единого, универсального понятия этого феномена. В нашем поиске отметим семантическую близость этого слова со словами «лицо» («передняя часть головы человека», «физиономия, лик, облик, обличье, выражение на лице духовных качеств» - В. Даль) и «личина» (накладная рожа, харя, маска» - В. Даль).
На этимологическую связь семантического ряда «личность - лицо - личина» обратил внимание Н. А. Бердяев, но у него общей доминантой этих определений выступает духовность как субстанциальная категория. Восприятие лица, утверждал мыслитель, совсем не есть восприятие физического явления; лицо это проникновение в душу и дух. «Через лицо прежде всего личность приходит в общение с личностью» [2, с. 300]. Но в общении с социальным множеством личность хочет занять определенное положение, играть определенную роль, для чего нужна маска - личина. Будучи этимологически родственными, составные этой триады «лицо - личина - личность» понятийно различны: лицо как биологическая форма может выражать внутренний мир человека, личина как маска может служить для сокрытия этого мира от окружающих. Таким образом, подчеркивал Н.А. Бердяев, личность нельзя понимать ни биологически, ни социологически. Содержание понятия личность, его субстанцию, образует духовность как имманентная нравственность, как целостное единство Веры, Совести, Любви, Чести, устремленности к Истине.
Дух, по Бердяеву, конкретизирует личность, несет просветление и преображение биологического индивидуума. «Духовное начало всему дает смысл и связь. Только духовное начало создает личность и дает ей устойчивый центр» [1, с. 167]. «Начало личности будучи по существу чисто духовным, пронизывает собой все в человеке», - утверждал В.В. Зеньковский [6, с. 7879].
Духовность, положенная в основу личности, предопределяет ее иерархическую структуру. Как писал Б.П. Вышеславцев, все в личности подчиняется духу: «дух выше тела и души, и он «одухотворяет» тело и душу» [4, с. 384]. Идею иерархической структуры личности отстаивал и В.В. Зеньковский, который считал ее особенно ценной для педагогики. Начало духовности, подчеркивал философ-педагог, есть начало цельности и органической иерархичности в человеке. «Эта иерархичность состоит в примате духовного начала, то есть в действенной соотнесенности всей жизни человека с его духовным началом» [6, с. 71]. В свете христианской антропологии, доказывал В.В. Зеньковский, должна быть воспитана личность: 1) духовная, 2) целостная, 3) иерархически организованная, но гар-
монично развитая даже при аксиологической неоднозначности составляющих, 4) морально-нравственная, 5) обладающая духовным характером, 6) облагороженная верой и религиозностью, 7) свободная, т.е. такая, поступки которой определяются только совестью и находящимся в согласии с ней нравственным долгом [6, с. 210].
Идея верховенства духовности в личности доминантна также в философско-педагогических взглядах И.А. Ильина, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева и др. Антропологизм русских философско-педагогических мыслителей развивается как историческая и духовная традиция. Подтверждением этому служат уже названия их основных трудов: Ушинский «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»; Зеньковский «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»; Бердяев «О назначении человека»; Б.П. Вышеславцев «Образ Божий в существе человека». Христианская антропология, по мнению Бердяева, наиболее полно раскрывает духовную сущность целостного человека.
Признавая иерархическую структуру личности, никто из них не отрицал всестороннего гармоничного ее развития. Следуя педагогическому принципу природосообразности воспитания, мыслители утверждали, что вовсе необязательна равновеликость, равнопропорциональность развития всех способностей, качеств, черт личности. Важно, подчеркивали и В.В. Зеньковский, и П.Ф. Каптерев больше внимания уделять главным, наиболее сильным задаткам личности, не упуская из виду в то же время и других, менее сильных: «при заботах о всестороннем развитии и усовершенствовании личности стороны более важные должны и внимания привлекать больше, а менее важные - меньше» [8, с. 117]. Гармоничность личности можно сравнить со звучанием оркестра, в котором каждый инструмент ведет свою партию - звучит то сильнее, то слабее, то выше, то ниже, но в целом исполняется симфония.
Глубоко духовным должно быть и основное средство педагогического взаимодействия - общение: учителя с учениками, воспитателя с воспитанниками, родителей с детьми. Духовность придает общению искренность, непосредственность и ту душевную теплоту, которая является непременным условием и добродетельным залогом открытости личностей.
В общении, как утверждал К.Д. Ушинский, открывается возможность «личных влияний воспитателя на воспитанника, личных влияний ума на ум, нравственности на нравственность, характера на характер, воли на волю». [14, с. 92].
Личностью педагога, повторял многократно К.Д. Ушинский, определяются и характер, и направление, и результат воспитания. В статье «О пользе педагогической литературы» педагог-философ писал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными
сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [13, с. 169].
Особую актуальность для нашей современности сохраняет вывод К.Д. Ушинского о том, что профессионализм без духовности, без внутренней одухотворенности - сух, невыразителен, малопродуктивен. «Наставническая и воспитательная деятельность, может быть, более, чем какая-либо другая, нуждается в постоянном одушевлении...» [13, с. 170] .
Особенность личности педагога заключается, таким образом, в органической связи духовности и профессионализма, в их причинно-следственной обусловленности, предопределяющей творческий потенциал личности. Духовность педагога помогает ему преодолевать профессиональные и социальные трудности, служит опорой и источником любви к детям, придает силы в исполнении нравственного долга. «Нет ничего неблагодарнее и вместе с тем внутренне-почетнее роли учителя»,
- писал В.В. Зеньковский [5, с. 79].
Идеи христианско-гуманистической традиции актуальны и для современной педагогики (Е.П. Белозерцев, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, A.A. Корольков, Б.Т. Лихачев, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров, А.Г. Пашков, В.А. Сластенин, Ю.В. Троицкий и др.).
Рассматривая проблему целеполагания духовных ценностей в системе координат воспитания, опираясь при этом на концептуальные идеи русских фи-лософско-педагогических мыслителей, Н.Д. Никандров приходит к выводу, что «путь в будущее лежит и через духовное образование нашего общества, воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей» [11, с. 3]. «Основная задача нашей школы -воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, одухотворенного идеалами добра. »,
- утверждает Ю.В. Троицкий [12, с. 6].
Е.В. Бондаревская и представители ее научной школы развивают теорию личностно-ориентирован-ного образования, суть которой не столько в обеспечении индивидуального подхода к ученику и максимального учета его индивидуальных особенностей, сколько в формировании в каждом воспитаннике духовной, творческой личности. Е.В. Бондаревс-кая определяет духовность как «устремленность человека к высшим ценностям - истине, добру, красоте, стремление руководствоваться ими в жизни, обустраивая ее по законам разума, справедливости, совести, эстетического творчества. Духовность человека проявляется в наполненности его внутреннего мира экзистенциальными ценностями и личными смыслами» [3, с. 466]. Педагог считает, что «духовность» - истинно русское понятие, в котором запечатлен феномен национального характера, сущность которого всегда выражали нравственные искания истинных ценностей и смыслов жизни» [3, с. 112].
«Духовность - это проявление устремленности к совершенному, идеальному, целостному, - ут-
верждает A.A. Корольков. - Духовность преодолевает утилитаризм, чисто практическое, точнее прагматическое, бытие человека. Духовность рассматривалась в русской религиозной философии как метафизическое ядро человека» [9, с.15].
Анализ духовности в русле христианско-гума-нистической традиции позволяет рассмотреть смысл, цели и условия развития личности в системе целостного мировоззрения. Личность не развивается сама из себя. Она приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте, в обращении к Богу. Педагогика должна освещать свои основные проблемы теми принципами, которые дает ей христианская антропология.
Список литературы:
1. Бердяев, Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: Республика, 1993. - 383 с.
2. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.
3. Бондаревская, Е. В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). Т. 2. Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. - 504 с.
4. Вышеславцев, Б. П. Образ Божий в существе человека / Б. П. Вышеславцев. Русская религиозная антропология. Т. 2. Антология. М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997. -480 с.
5. Зеньковский, В. В. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 164 с.
6. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 272 с.
7. Зеньковский, В. В. Русская педагогика в ХХ веке / В. В. Зеньковский. // Педагогика. - 1997. - № 2. - С. 73-89.
8. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
9. Корольков, А. А. Духовная антропология. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 323 с.
10. Налётова, Н. Ю. Христианская антропология в педагогической науке / Н. Ю. Налётова. // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого- педагогические науки). - 2010. - № 3. - C. 20-25.
11. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров. // Педагогика. - 1998. -№ 4. - С. 38.
12. Троицкий, В. Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования / В. Ю. Троицкий. / / Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 37.
13. Ушинский, К. Д. О пользе педагогической литературы / К. Д. Ушинский. К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. - 416 с.
14. Ушинский, К. Д. Проект учительской семинарии / К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. - Т. 2. Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. - 496 с.
15. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Том первый / К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5. Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. - 528 с.