Эволюция традиционного формата розничной торговли как фактор обеспечения потребительской безопасности в продовольственном сегменте
Бобков Александр Владиславович, к.э.н., доцент, кафедра «Предпринимательства и экономической безопасности», ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский университет», [email protected]
Вологжанина Алина Дмитриевна,
студент, кафедра «Предпринимательства и экономической безопасности», ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский университет», [email protected]
В современных реалиях российской экономики, в поле решения одной из основных государственных задач по повышению уровня благосостояния граждан, в свете настоятельной необходимости обеспечения более полного удовлетворения спроса населения качественными, доступными в ценовом выражении и соответствующими принятым стандартам и нормам товарами и услугами, особую значимость приобретают вопросы потребительской безопасности. Одним из ключевых факторов, обеспечивающих стабильный уровень данного показателя, является эффективное функционирование торговой сферы и, в частности, одного из ее важнейших сегментов -продуктового ритейла. Получение позитивного как экономического, так и социального эффекта от действующего бизнеса в развивающейся конкурентной среде определяется как важная составляющая эволюции представителей традиционных форматов торговли. В статье рассматриваются основные угрозы прогрессивного движения данной траектории, используемые торговыми сетями приемы рыночной конкуренции, проводится оценка применяемых способов, выявляются наиболее эффективные из них. Анализируются результаты деятельности ри-тейлеров-лидеров отрасли, изменение уровня покупательной способности населения страны, а также общемировые тенденции в данной сфере.
Ключевые слова: потребительская безопасность, конечный потребитель, торговые сети, продуктовый ритейл, конкурентные преимущества, интернет-торговля, ЬРЬтрафик, оптимизация издержек, ребрендинг.
В рыночной экономике конечный потребитель играет значимую роль. Он одновременно является членом гражданского общества, ценным для государства трудовым ресурсом, а также субъектом экономического развития. Кроме того, формируемый потребителем совокупный внутренний спрос определяет объем предложения на рынке, тем самым оказывая влияние на темпы прироста производства и услуг. Поэтому, наиболее полное удовлетворение потребностей населения представляется абсолютно целесообразным для поступательного развития экономики страны. Важно обеспечить необходимый ассортимент, качество и приемлемый уровень цен на предлагаемые товары или услуги. Соблюдение обозначенных требований авторами определяется как обязательное условие потребительской безопасности.
Одним из ключевых сегментов производимого общественного продукта является сфера продовольствия. Качество предлагаемой продукции влияет на сохранность здоровья и трудовую активность потребителей, а уровень цен на их благосостояние. Руководством страны одной из центральных задач стратегического развития определено обеспечение продовольственной безопасности населения. «Вопрос продовольственной безопасности является актуальным для любой страны и для России в том числе» (В. В. Путин, международный форум «Селигер») [1].
На данном этапе можно констатировать наличие достаточного продвижения в этом направлении. Ежегодно увеличивается эффективность производства сельскохозяйственной продукции, в частности, в сфере животноводства (табл. 1).
Таблица 1
Производство продуктов животноводства в расчете на 100
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Скот и птица на убой, тонн 5,5 5,5 6,2 6,9 7,6 8,2 8,8 9,4
Молоко, тонн 11,7 11,9 12,3 11,9 12,3 12,0 13,0 13,6
Яйца, тыс. штук 97,7 99,2 102,0 98,8 101,3 104,2 108,1 113,6
X X О го А С.
X
го m
о
ю
о
м о
to
а>
о
см
0
01
О Ш
т
X
3
<
т о х
X
Во многом это объясняется последствиями введенных Российской Федерацией в ответ на давление со стороны стран Евросоюза контрсанкций, успешно реализуемой программой им-портозамещения. Доля импорта отдельных товаров в их совокупных ресурсах, в частности мяса, масел, круп, сахара, имеет тенденцию к снижению с 2015 года (рис. 1).
Рис. 1. Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах, % [2].
Согласно Доктрине продовольственной безопасности, кроме устойчивого развития отечественного производства продовольствия и сырья, необходимо обеспечить достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов [3]. Важным шагом является доставка продукции до конечного потребителя. Ключевым субъектом данного механизма являются представители продуктового ритейла, в частности торговые сети. Их устойчивое развитие и функционирование в парадигме обозначенных автором требований позволяет обеспечить доступность товаров для населения не только в необходимом ассортименте, что дает возможность потребителю более полно и всеобъемлюще удовлетворять свои потребности, но и достойного качества, соответствующего приемлемым и утвержденным стандартам.
В мировой практике наиболее эффективно эти цели достигаются в поле рыночной конкуренции. В России данная отрасль представлена по большей части традиционными форматами. В исторической перспективе, являясь более прогрессивным способом торговли, они сумели вытеснить с рынка другие формы, например, в 90-е годы 20-го века популярным видом являлась уличная. Она стала ярким конкурентом стационарной за счет некоторых специфических особенностей. Отсутствие арендной платы, коммунальных платежей, а также многих значимых налоговых отчислений, приводили к более низким издержкам деятельности и позволяли формировать более выгодные и конкурентноприемлемые цены на товары. Однако существенным минусом уличной торговли является системное не соблюдение санитарных и гигиенических норм хранения и продажи продуктов
питания, что отрицательно влияет на совокупные свойства товаров, может представлять угрозу здоровью и, соответственно, неблагоприятным образом сказываться на потребительской безопасности населения.
Уличную торговлю, как конкурентный фактор, в некоторой степени можно сравнивать с интернет-торговлей, так как в этом случае также фронтально исчезают мультикомпонентные издержки. Однако в отношении уличного формата действовали не только рыночные механизмы, но и рычаги прямого нормативного регулирования со стороны государства, что в немалой степени способствовало постепенному вытеснению вышеназванной формы с российского рынка. Принятый в 2009 году федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» обозначил особенности размещения нестационарных объектов, а также требования к организации продажи товаров [4]. Кроме того, в 2017 году вступил в силу федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который запретил реализацию продукции со своего участка без регистрации деятельности, а внесенные поправки с 1 января 2019 года ужесточили наказание за нарушение данного правила [5].
В связи с тем, что на сегодняшний день практических мер прямого административного регулирования современного конкурентного предложения, в частности онлайн-формата, в ближайшем будущем не предвидится, традиционным формам ритейла необходимо создавать конкурентные преимущества, используя только рыночные механизмы.
Рис. 2. Доля онлайн - ритейла в общем объеме продаж продуктов питания в разных странах (на 2017 год) [6]
В настоящее время в России менее 1% продуктов питания приобретается в сети Интернет (рис. 2). Однако в мире значение данного показателя значительно выше. Лидером является Китай, где около 14% рынка занято представителями онлайн-ритейла [6]. Поэтому, существующая тенденция позволяет говорить о том, что традиционный формат деятельности розничной тор-
говли - это не гарантия успешного развития торговых сетей. В связи с чем, в настоящее время вопрос рассмотрения угроз развития продуктового ритейла представляется достаточно актуальным.
На сегодняшний день в продуктовом сегменте рынок представлен достаточным количеством торговых сетей, а также представителей мелкоформатной торговли, что способствует наличию эффективной конкурентной среды. На примере деятельности крупнейших в России ритейлеров можно оценить ситуацию во всей отрасли. Наиболее показательными в этом плане являются результаты деятельности лидеров отрасли: ООО «Х5 Retail Group», ПАО «Магнит», ООО «Лента».
Субъекты рынка продуктов питания активно расширяют свои торговые площади, стремясь повсеместно увеличивать выручку. Однако это не приносит желаемого эффекта, так как существуют естественные рыночные ограничения для данного способа увеличения трафика. Физическая плотность торговых сетей неизбежно приближается к максимуму, что не позволяет прежними темпами увеличивать количество вновь открываемых магазинов (рис.3).
Другой угрозой для развития деятельности торговых сетей является перманентно снижающийся уровень реальных располагаемых доходов населения и, как следствие, стагнация покупательной способности, которые препятствуют эффективному развитию бизнеса на рынке розничной торговли. Уже более 50% граждан России в 2018 году покупали товары по скидкам и акциям (2016 - 41%, 2017 - 45%), чтобы не выходить за рамки своего бюджета [9]. Также Министерство экономического развития РФ изменило прогноз предполагаемого роста РРД с 1% до 0,1% в 2019 году по причине наблюдаемого увеличения процентных платежей и низкого совокупного спроса [10].
Таблица 3
Год В % к предыдущему периоду
2012 104,6
2013 104
2014 99,3
2015 96,8
2016 94,2
2017 98,2
2018 99,8
Рис. 3. Количество открываемых торговых точек, шт.
Без учета новых открытых торговых точек наблюдаются низкие темпы роста продаж российских продуктовых ритейлеров (табл. 2). В частности, ПАО «Магнит» имеет отрицательные значения данного показателя с 2016 по 2018 годы. Одной из причин является снизившийся трафик в магазинах сети, темп роста которого в 2018 году достиг значения: -2,6% [7].
Таблица 2
Год «Лента» «Магнит» Х5 Retail Group
2013 10 7,47 0,7
2014 10,6 14,47 9,8
2015 9,1 6,27 13,7
2016 3,9 -0,26 7,7
2017 0,9 -3,37 5,4
2018 1,3 -2,5 1,5
Рис. 4. Оценка благоприятности условий для крупных покупок [11]
Кроме того, данная тенденция не позволяет населению расширять ассортимент и повышать качество совершаемых покупок, что оказывает прямое влияние на потребительскую безопасность. Обозначенный факт подтверждается тем, что, по данным Росстата, отношение населения к совершению более дорогих покупок «ухудшилось за период 2012 - нач. 2019 гг. за счет сокращения доли тех, кто ранее считал текущий момент «очень благоприятным» с 1,4% до 0,4% и «скорее благоприятным, чем неблагоприятным» с 14% до 9,2% для их совершения» (рис. 4) [11]. 49,4 % россиян во 2 квартале 2019 года могут позволить себе только еду и одежду [2]. Также снижение уровня благосостояния общества и удовлетворения потребностей может отражаться на лояльности населения к стране проживания, что влечет за собой еще более серьезные последствия, такие как рост миграционных процессов, социальной напряженности.
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю о
м о
to
да
о
см
0
01
о ш т
X
3
<
т О X X
Таким образом, существующие угрозы могут повлечь за собой отсутствие динамичного роста крупных торговых сетей, а также представителей несетевой торговли, что, в свою очередь, не позволит выполнить задачу по обеспечению необходимого ассортимента, качества и приемлемого уровня цен на предлагаемые товары.
На данный момент ритейлеры прибегают к всевозможным способам повышения привлекательности бренда с целью роста продаж и интенсификации трафика в торговых точках, что в случае успеха обеспечивает приобретение необходимых конкурентных преимуществ. Одним из показательных примеров является проведение политики гибкой ценовой конъюнктуры и формирование клиентоориентированных предложений в торговых сетях. Эффективность данного способа заключается в том, что соответствует психологическому портрету покупателей по приобретению товаров с дисконтом.
Действующие программы лояльности оказывают положительное влияние на потребительское поведение. ПАО «Магнит» замкнул цепочку крупнейших ритейлеров по привлечению клиентов подобным образом. Введенная в пилотных регионах в 2019 году бонусная карта показала свою эффективность и способствовала повышению числа покупателей, которые стали приобретать продукцию в двух и более форматах магазинов, на 7%. Доля покупок с использованием такой карты, составившая 60% от общей выручки, свидетельствует о результативности применяемой кроссформатной политики лояльности [12].
Также созданная в рамках данной программы кобрендинговая карта ПАО «Магнит» и АО «Тинь-кофф Банк» позволяет ее владельцам получать бонусы в виде скидок и возврата процентов от покупок. Такой способ привлечения и удержания клиентов, основным положительным моментом которого является потенциальная предрасположенность потребителей к бренду торговой сети, применяет и ООО «Лента» (карта совместно с АО «Райффайзенбанк»), что значительно отличается от простой бонусной системы более широкой географией применения, так как на карту возвращаются не суррогатные, а реальные средства, зачисляемые в рублях.
Одним из главных конкурентных преимуществ ритейлеров на рынке является их ценовая политика. Так, 78% российских потребителей всегда или часто выбирают новый бренд, если он предлагает лучшее соотношение цены и качества. [13].
Выход в интернет-пространство - это еще один метод конкурентной борьбы, что для потребителей является несомненным позитивом, так как преимущества интернет-покупок создают дополнительные необходимые стимулы традиционным форматам улучшать качество предоставляемых услуг.
Из рассматриваемых торговых сетей таким способом пользуется «Перекресток», который в 2017 году создал интернет-магазин. К концу 2018 года количество посещений сайта увеличилось в 2,3 раза, а потребители стали тратить в среднем на 4900 рублей в месяц больше, чем до открытия онлайн-сервиса [14]. Темп роста заказов со 2 квартала 2018 года по 3 квартал 2019 года составил 176%, что подтверждает факт расширения клиентской базы и ассортимента совершаемых покупок (рис. 5).
Рис. 5. Количество заказов в интернет-магазине «Перекресток», тыс. шт. [15]
Потенциалом выхода в сеть Интернет обладает ООО «Лента». Покупка владельцем ООО «Се-вергрупп» Алексеем Мордашовым 42% акций ри-тейлера у его учредителей (на сегодняшний день довел долю до 78,73%) создала возможность симбиоза ООО «Лента» и ООО «Новый импульс» (торговый бренд «Утконос»), что будет способствовать повышению доступности товаров торговой сети для потребителей, а также расширению товарной линейки и ассортимента предлагаемых услуг.
Сегодня данный синергетический альянс обладает достаточными возможностями, чтобы запускать актуальные проекты по развитию бизнеса. На 30 июня 2019 года активы ООО «Север-групп» составили 501 млрд. руб., капитал - 385 млрд. руб., а также чистая прибыль компании в 2018 году - 113 млрд. руб., что может представлять собой значительные потенциальные материальные и денежные ресурсы для получения достаточного финансирования и поддержки различных программ модернизации деятельности ООО «Лента» с целью создания новых конкурентных преимуществ [16].
Также крупнейшие торговые сети сегодня активно проводят политику ребрендинга для увеличения потребительского спроса и повышения репутации компании. Показательным примером в эффективности применения данного способа является программа реконструкции «Перекрестка». В конце 2018 года уже 86% магазинов работали по новой концепции. Такая мера привела к увеличению привлекательности бренда, так как после
восстановительного периода (5 месяцев) LFL-продажи выросли в среднем на 14% - 16% в 2018 году [14].
ООО «Лента» традиционно позиционирует свою основную стратегию как расширение сети гипермаркетов. Но в последнее время приоритеты меняются. Крупноформатная торговля модифицируется в мелкоформатную с целью стать ближе к покупателю, обеспечить эффективность логистики, создать дополнительную зону особой потребительской комфортности для традиционного, а главное потенциального покупательского потока. Таким образом, сейчас оОо «Лента» вместо гипер- открывает супермаркеты, ПАО «Магнит» меняет стратегию на концентрацию основных усилий по открытию магазинов у дома и новых пилотных магазинов в ультрамалом формате «Магнит сити», которые уже работают в Москве и Краснодаре. ООО «Х5 Retail Group» так же осуществляет модернизацию бизнеса, одновременно учитывая трансформацию приоритетных акцентов в различных ценовых сегментах, ориентируясь сегодня на развитие двух основных классов: магазинов «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток», которые сегодня для компании являются драйвером роста и обладают более высоким потенциалом. В 2018 году чистая розничная выручка «Пятерочки» выросла на 19,7% (2017 год - на 29%), «Перекрестка» - на 23,5% (на 20,3% в 2017 году), что значительно больше, чем у гипермаркетов «Карусель» (2018 год - 1,7% , 2017 год - 6,9%) [14].
На основании анализа содержания статьи можно сделать вывод, что практика физического расширения сети демонстрирует всевозрастающую несостоятельность, поэтому данный путь надо признать бесперспективным. Оптимизация издержек - это явный потенциал для роста. На примере ПАО «Магнит» можем наблюдать, как несоблюдение данной стратегии приводит к уменьшению прибыли компании (рис. б).
ванная зависимость отражает совокупное влияние внешних и внутренних факторов, что позволяет говорить о необходимости постоянного мониторинга меняющейся конкурентной среды для построения эффективного бизнеса компаний, перманентно совершенствуя применяемый инструментарий.
Рис. 7. Темпы роста LFL - среднего чека, % [17, 18, 19]
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Рис. 6. Динамика себестоимости продаж и чистой прибыли ПАО «Магнит» за период с 2014 по 2018 год [19]
Но, в то же время, динамика доходной базы не позволяет показать значительные темпы роста прибыли компаний ввиду резкого снижения ЬРЬ-трафика и ЬРЬсреднего чека (рис. 7,8). Исследо-
Рис. 8. Темпы роста - трафика, % [17, 18, 19]
Ценовые войны далеко не всегда являются оптимальным путем, а, чаще всего, вынужденной мерой для удержания потребителей в ответ на действия конкурентов. Поэтому, с началом роста реальных располагаемых доходов населения смысл применения данного инструмента становится достаточно призрачным.
Также наиболее прогрессивным способом приобретения конкурентных преимуществ авторы считают рост уровня комфортности путем реб-рендинга, создания магазинов «у дома», расширения ассортимента и повышения качества предлагаемых товаров. Интересной и перспективной формой является сотрудничество с банками в организации программ лояльности.
Одним из главных путей повышения конкурентоспособности отмечаем развитие онлайн-платформы. Ориентация на омниканальность позволяет удерживать старых и привлекать новых клиентов, предпочитающих посещение традиционных магазинов, а также тех, кто является активным пользователем сети Интернет.
Для усиления своих позиций на рынке ритей-леры могут прибегать к такому способу, как создание симбиозов с интернет-компаниями и банками для получения полной экосистемы, основ-
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю О
м о
to
а>
о
es
0
01
О Ш
m
X
3
<
m о х
X
ными преимуществами которой являются появление новых доступных каналов продаж, упрощение процесса сбора и обработки данных о предпочтениях клиентов, возможность проведения анализа потребительского поведения и последующей корректировки деятельности торговой сети с учетом полученной информации для повышения эффективности бизнеса.
Литература
1. Путин В. В. Международный форум «Селигер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/1408968
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
3. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120
«Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12172719/
4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 95629/
5. Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 221173/
6. Вологжанина А.Д. Возможности и перспективы развития современных форматов продуктового ритейла //WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции: в 4 ч.
Том. Часть 3. - 2019.- с. 91-96 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=37637969
7. Магнит Investor relations. Аудированные результаты деятельности за 2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ir.magnit.com/wp-content/uploads/Press-release-Audited-12M2018_rus.pdf
8. Тинькофф-журнал. «Лента» в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/news/lenta2017/
9. Газета «Коммерсантъ»: Проморекорд, №100. - 2019. - с. 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3999091
10. ТАСС. Экономика и бизнес. Минэкономразвития ухудшило прогноз по росту доходов росси-
ян в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/6801538
11. Лекомцева А. Д., Шадрина Н. А. Закреди-тованность населения как фактор возрастания риска спонтанного сужения внутреннего спроса // Экономические исследования и разработки. -2019. - с. 87-91[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38484726
12. Официальный сайт ПАО «Магнит». Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://magnit-
info.ru/press/news/detail.php?ID=28507045
13. Nilsen. Любит - не любит: что влияет на лояльность потребителя к бренду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/ly ubit-ne-lyubit-chto-vliyaet-na-loyalnost-potrebitelya-brendu/
14. Официальный сайт X5 Retail Group: годовой отчет за 2018 год [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ar2018.x5.ru/en/strategic-report/review-format/perekrestok
15. Официальный сайт ООО «X5 Retail Group»: операционные результаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Media/ News/Q3_2019_Trading_Update_RUS.pdf
16. Эксперт РА. Рейтинг кредитоспособности холдинговой компании «Севергрупп» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raexpert.ru/releases/2019/sep18
17. Официальный сайт ООО «Лента» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lentainvestor.com/ru
18. Официальный сайт ООО «X5 Retail Group» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/Pages/investors/reports.aspx
19. Официальный сайт ПАО «Магнит» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://magnit-info.ru/
The evolution of the traditional retail format as a factor in
ensuring consumer safety in the food segment Bobkov A.V., Vologzhanina A. D.
Perm National Research University
In the modern realities of the Russian economy, in the field of solving one of the main state tasks to increase the welfare of citizens, in the light of the urgent need to ensure better satisfaction of the population's demand with high-quality, affordable goods and services and relevant standards and norms, the issues of particular importance consumer safety. One of the key factors ensuring a stable level of this indicator is the effective functioning of the trading sector and, in particular, one of its most important segments - food retail. Getting a positive economic and social effect from existing business in a developing competitive environment is defined as an important component of the evolution of representatives of traditional trade formats. The article discusses the main threats to the progressive movement of this trajectory, the methods of market competition used by trading networks, assesses the methods used, identifies the most effective of them. The results of the activity of retailers-leaders of the industry, changes in the level of purchasing power of the
country's population, as well as global trends in this area are analyzed.
Keywords: consumer safety, end consumer, retail chains, food retail, competitive advantages, online-trading, LFL-traffic, cost optimization, rebranding. References
1. Putin V.V. International Forum "Seliger" [Electronic resource]. -
Access mode: https://tass.ru/ekonomika/1408968
2. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access
mode: http://www.gks.ru
3. Decree of the President of the Russian Federation of January
30, 2010 N 120
"On the Approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: https://base.garant.ru/12172719/
4. The Federal Law "On the Basics of State Regulation of Trade
Activities in the Russian Federation" dated December 28, 2009 N 381-03 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/
5. The Federal Law "On the conduct by citizens of gardening and
horticulture for their own needs and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" dated 07.29.2017 N 217-03 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221173/
6. Vologzhanina A.D. Opportunities and prospects for the development of modern formats of food retail // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: collection of articles of the XXXI International scientific-practical conference: at 4 o'clock Tom. Part 3. - 2019.- p. 91-96 [Electronic resource]. - Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=37637969
7. Magnet Investor relations. Audited performance results for 2018
[Electronic resource]. - Access mode: http://ir.magnit.com/wp-content/uploads/Press-release-Audited-12M2018_eng.pdf
8. Tinkoff magazine. "Tape" in 2017 [Electronic resource]. - Access
mode: https://journal.tinkoff.ru/news/lenta2017/
9. The newspaper Kommersant: Promorekord, No. 100. - 2019 .--
p. 1 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/3999091
10. TASS. Economics and business. The Ministry of Economic Development has worsened the forecast for the growth of Russian incomes in 2019 [Electronic resource]. - Access mode: https://tass.ru/ekonomika/6801538
11. Lekomtseva A. D., Shadrina N. A. The debt load of the population as a factor in increasing the risk of spontaneous narrowing of domestic demand // Economic Research and Development. - 2019 .-- p. 87-91 [Electronic resource]. -Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=38484726
12. The official website of PJSC "Magnit". News [Electronic resource]. - Access mode: https://magnit-info.ru/press/news/detail.php?ID=28507045
13. Nilsen. He loves - he does not like: what affects consumer loyalty to the brand [Electronic resource]. - Access mode: https://www.nielsen.com/en/ru/insights/article/2019/lyubit-ne-lyubit-chto-vliyaet-na-loyalnost-potrebitelya-brendu/
14. Official site of X5 Retail Group: annual report for 2018 [Electronic resource]. - Access mode: https://ar2018.x5.ru/en/strategic-report/review-format/perekrestok
15. Official site of X5 Retail Group LLC: operating results [Electronic resource]. - Access mode: https://www.x5.ru/en/PublishingImages/Pages/Media/News/Q3 _2019_Trading_Update_RUS.pdf
16. Expert RA. Credit rating of the holding company Severgroup [Electronic resource]. - Access mode: https://raexpert.ru/releases/2019/sep18
17. The official website of Lenta LLC [Electronic resource]. -Access mode: http://www.lentainvestor.com/en
18. Official site of LLC "X5 Retail Group" [Electronic resource]. -Access mode: https://www.x5.ru/ru/Pages/investors/reports.aspx
19. The official website of PJSC "Magnit" [Electronic resource]. -Access mode: https://magnit-info.ru/
X X
o
OD A C.
X
OD m
o
io o
IO
o
to