Научная статья на тему 'Эволюция теории ценообразования'

Эволюция теории ценообразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3513
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ТЕОРИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / PRICE / THEORY OF PRICING / EVOLUTION OF THE PRICING THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Алена Сергеевна

Рассматривается эволюция теории ценообразования, а также основные факторы, влияющие на формирование цены в современных рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF PRICE THEORY

Article is dedicated to the evolution of the pricing theory. The article describes the main pricing factors of the modern market.

Текст научной работы на тему «Эволюция теории ценообразования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 15 (306). Экономика. Вып. 41. С. 141-145.

А. С. Романова

эволюция теории ценообразования

Рассматривается эволюция теории ценообразования, а также основные факторы, влияющие на формирование цены в современных рыночных условиях.

Ключевые слова: цена, теория ценообразования, эволюция теории ценообразования.

Теоретические основы понятий «ценность» и «цена» играют значительную роль в понимании всей системы экономических отношений, а также ее отдельных блоков. Оценка результатов хозяйственной деятельности, денежных потоков, общих затрат, а также затрат на оплату труда и стимулирование работников производится на основе ценностных характеристик. Более того, теоретико-методологические основы цены служат фундаментальной основой для построения теории ценообразования.

Цена — фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое

продавец согласен продать (цена продавца), а покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара [8].

Статья 424 Гражданского кодекса РФ гласит, что гражданский договор исполняется по цене, установленной соглашением сторон, или по цене, регулируемой уполномоченным государственным органом [2].

Процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый общими методами и способами их установления, называется ценообразованием. Эволюция категории «ценообразование» описана в таблице.

Эволюция подходов к определению категории «ценообразование»

Автор Трактовка

Классическая школа политэкономии (конец XVIII — начало XIX в.) В эпоху становления капитализма было заложено понятие о трудовой теории стоимости. В совокупности представители классической школы сформировали подход, соответствующий затратному ценообразованию

В. Петти (1623-1687) Стоимость товара определяется исходя из количества труда, необходимого для его производства, ценность товара — издержками на его производство. Введено понятие «естественной цены», то есть внутренней стоимости товара и «рыночной цены»

А. Смит (1723-1790) «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Стоимость товара определяется затратами труда, то есть тем количеством труда, на который можно приобрести данный товар, а также доходами от данного товара: прибылью, рентой и заработной платой

Д. Рикардо (1772-1823) Раскрыта и продолжена идея А. Смита. Сделана попытка найти количественное соотношение между стоимостью товара, прибылью, рентой и заработной платой. В труде «Начала политической экономии и налогообложения» (1817) показана несостоятельность теории трудовых затрат. В цену товара помимо затрат труда включены затраты на капитал, используемый в производстве. Ключевая роль в формировании цены отведена издержкам производства, которые трактовались как долгосрочный фактор. В качестве краткосрочного фактора, оказывающего влияние на цену, выделяется взаимодействие спроса и предложения

Французская классическая экономическая школа

П. Буагильбер (1646-1714) Независимо от классической школы политэкономии разработано понятие «трудовая стоимость», или «истинная стоимость», которая определяется исходя из затрат труда на производство товара. Особое внимание уделяется категории «потребительская стоимость», так как в основу учения положено предположение, что целью производства является потребление

Ж.-Б. Сэй (1767-1832) Земля, труд и капитал признаны равноценными факторами создания стоимости. Стоимость товара зависит от издержек производства и влияния спроса и предложения

Продолжение таблицы

Автор Трактовка

Д. С. Милль (1806-1873) Введено понятие цены как денежного выражения стоимости. Конкуренция на рынке рассматривается как ценообразующий фактор

К. Маркс (1818-1883) Марксизм В труде «Капитал» (1867) введено понятие абстрактного труда как объективной субстанции стоимости. Концепция марксизма заключалась в признании двух экономических категорий — «стоимость» и «цена». Стоимость — воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда, соответствующие средним для данного периода времени условиям, умелости и интенсивности труда. Все товары являются соизмеримыми и сопоставимыми, так как являются результатами абстрактного труда. Цена товара — денежное выражение его стоимости. Под влиянием рыночных факторов цена отдельных единиц товара может отклоняться от его стоимости. Разработана теория прибавочной стоимости, которая определяется как стоимость продукта неоплаченного труда рабочих

Теория маржинализма (конец XIX в.) Являет собой теорию ценности, или теорию предельной полезности. Представители данной школы заменили понятие «товар» на понятие «экономическое благо», а «стоимость» — на «ценнность»

А. О. Курно (1801-1877) Введены в экономическую теорию понятия эластичного и неэластичного спроса. Разработаны модели максимизации прибыли монополистом и олигополистом

И. Г Тюнен (1783-1850) В ходе исследования особенностей поведения производственных функций выведено соотношение, показывающее, что при равенстве предельных издержек каждого фактора производства предельной отдаче от их использования фирма может получить наибольший чистый доход

Л. Вальрас (1834-1910) В труде «Элементы чистой политэкономии» (1874) разработана замкнутая математическая модель общего рыночного равновесия

Австрийская экономическая школа Разработана теория предельной полезности как теория ценообразования

Г. Г. Госсен (1810-1858) Впервые сформулирован закон предельной полезности. В труде «Эволюция законов человеческого взаимодействия» сформулированы законы: - полезность блага снижается по мере увеличения количества потребляемого блага; - рациональное поведение устанавливается при равенстве отношения цен на потребляемые блага их предельным полезностям

К. Менгер (1840-1921) Ценность экономических благ выявляется человеком в ходе удовлетворения его потребностей, то есть она является субъективным суждением о значении имеющихся у хозяйствующих субъектов благ. Сформулирован принцип снижающейся полезности. Создана «теория вменения», описывающая, как ценность блага «первого порядка» включается в стоимость благ «последующих порядков»

Э. Бем- Баверек (1851-1914) Выдвинуто утверждение о том, что ценность материального блага может быть измерена величиной его предельной полезности. Из ценообразования исключены труд и издержки производства. Введено понятие субъективной и объективной стоимости. Субъективная стоимость — это наименьшая предельная полезность предмета как личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная стоимость — меновые пропорции цены, формирующиеся на рынке в ходе конкуренции

Дж. Б. Кларк (1847-1938) Сформулирован закон убывающей предельной полезности: «При фиксированном значении одного фактора производства прирост других факторов производства дает все меньший прирост продукции». Предельный продукт в денежной форме определяет справедливый уровень дохода, выплачиваемый каждому фактору производства

Окончание таблицы

Автор Трактовка

Неоклассическое направление экономической теории

А. Маршалл (1842-1924) В труде «Принципы политэкономии» (1890) произведена попытка объединить взгляды классической школы и маржиналистов: издержки производства и предельная полезность являются равноправными факторами цены. В ходе исследования изучены влияние равновесия спроса и предложения на ценообразование, а также функциональная зависимость спроса и цены, выраженная в понятии «эластичность спроса»

Дж. В. Робинсон (1903-1983) В труде «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) исследованы понятия «монопсония», «чистая монополия», «олигополия», введено понятие «ценовая дискриминация»

Неоклассическое направление экономической теории рассматривает различные типы рыночного ценообразования в зависимости от степени ограниченности конкуренции. Из неоклассического направления берет начало отдельная отрасль экономики — экономика отраслевых рынков, предлагающая унифицированный подход к математическому моделированию различных типов рынка с использованием теории игр. Основными направлениями изучения в экономике отраслевых рынков являются модели поведения игроков, и как следствие, ценообразование на рынках совершенной конкуренции, монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

Однако современная экономическая мысль уходит от построения унифицированных моделей, описывающих собирательный образ некоторой рыночной структуры. Наибольший интерес в плане экономического моделирования и объяснения взаимосвязей различных экономических явлений представляет использование эконометрического и имитационного моделирования. Данный подход позволяет комплексно изучать, описывать и прогнозировать развитие реально существующих рыночных структур.

Современные экономические отношения в различных отраслях и сферах российской действительности носят достаточно диверсифицированный характер. В связи с этим для определения типа и особенностей взаимодействия субъектов на конкретном рынке необходимо рассмотреть совокупность факторов, оказывающих влияние на формирование конъюнктуры рыночной структуры, которая и будет определять особенности ценообразования на исследуемом рынке. Данные

виды факторов можно условно разделить на пять групп (см. рисунок).

Отметим, что под рынком здесь понимается совокупность экономических и государственных условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют с целью осуществления взаимовыгодных торговых сделок.

Структура современных производственных рынков имеет многоуровневую разветвленную систему с множеством элементов. Подобные экономические системы характеризуются различными видами посреднических отношений, основанными на использовании разнообразных видов цен на продукцию. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Первая группа цен сформирована в зависимости от характера обслуживаемого оборота, то есть в зависимости от поэтапного перехода продуктов от производителя к конечным потребителям. К данной группе относятся следующие виды цен:

1. Отпускная цена, устанавливаемая заводами-изготовителями нефтепродуктов:

Отпускная цена = Себестоимость +

+ Прыбыль от реализации + (1)

+ Косвенные налоги.

Оптовая цена, устанавливаемая посредническими структурами первого уровня, то есть предприятиями оптовой торговли, и снабженческо-сбытовыми организациями. На данном этапе к отпускной цене добавляются три элемента: снабженческо-сбытовая надбавка, включающая в себя затраты на закупку, хранение и реализацию; косвенные налоги, оплачиваемые предприятиями оптовой торговли, а также надбавка на прибыль данных организаций:

Базисные условия

спрос • Эластичность спроса • Наличие товаров комплиментов • Наличие товаров субститутов • Сезонные, циклические факторы спрос • Динамика спроса • Каналы и формы доведения продукта до потребителей • Месторасположение потребителей Предложение • Технология и издержки производства • Сырье и материалы • Степень развитости профсоюзных организаций • Вид продукции • Размещение производства • Масштабы производства

структура рынка

Число продавцов и покупателей Концентрация рынка Диверсификация рынка Барьеры входа и выхода Дифференциация продукции

к

Поведение фирм на рынке

Цели фирмы

Маркетинговая политика, PR НИОКР

Политика ценообразования Конкурентная борьба (сговор, слияния/ поглощения, контракты)

Структура инвестирования Тактика поведения относительно законодательных норм

государственная политика

Законодательные акты и нормативные документы, регулирующие экономическую деятельность

Антимонопольная политика Барьеры входа на рынок Налоги, субсидии

Социальная политика (в том числе в области занятости)

Инвестиционная политика Макроэкономическая политика

Результативность рынка

Рыночная цена продукции Качество и количество выпускаемого продукта Экономическая эффективность деятельности Технический и технологический прогресс

Схема определения вида рыночной структуры

Оптовая цена =

= Отпускная цена +

+ (Снабженческо-сбытовая надбавка) + + Косвенные налоги + Прибыль.

(2)

Розничная цена, устанавливаемая посредническими структурами второго уровня — розничными организациями:

Розничная цена = Оптовая цена + + Розничная надбавка +

+ Косвенные налоги + Прибыль.

(3)

Таким образом, будем понимать под «ценой» экономическую категорию, означающую количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена формируется на рынке под действием таких факторов, как спрос и предложение, особенности государственной политики и поведение фирм на рынке. Кроме того, на цену влияет структура рынка, определяющая состав элементов, входящих в цену.

список литературы

1. Герасименко, В. В. Ценообразование : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2009. 422 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от

6 дек. 2011 г.) [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс : сайт. ИЯЬ: http://www.consultant.ru/ рориІаг^кгА/

3. История экономических учений: соврем. этап : учебник. М. : ИНФРА-М, 2011. 733 с.

4. Кашанина, Т. В. Корпоративное право (право хозяйственных товариществ и обществ). М. : Норма : ИНФРА-М, 1999. С. 57, 153.

5. Липсиц, И. В. Ценообразование: (Управле -ние ценообразованием в организации) : учебник.

3-е изд., перераб. и доп. М. : Экономистъ, 2006. 448 с.

6. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2006. 495 с.

7. Ядгаров, Я. С. История экономических учений : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2009. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.