Научная статья на тему 'Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре'

Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1508
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ЭВОЛЮЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / СТРАТЕГИИ / ПРАКТИКИ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / SOCIALIZATION / UPBRINGING / TENDENCIES / EVOLUTION / PRINCIPLES / METHODS / STRATEGIES / PRACTICES / TRADITIONS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Г. Ю.

В статье обзорно выделены и анализируются основные тенденции в понимании и применении стратегий воспитания как общественного явления, складывающиеся в культурной традиции Нового и Новейшего Времени с XVII века по настоящее время. Рассмотрены некоторые важные стратегии и практики воспитания, эволюционирующие на основе изменений в понимании и применении принципов и методов воспитания. Показаны существенные механизмы формирования традиций в сфере воспитания. Социализация относится, как правило, к вопросам социально-нормативной регуляции. Это процесс, в основном стихийный и полисубъектный, апеллирует к человеку как к социальному индивиду, оперирует социальными категориями, базовым набором общественных ценностей и культурных (ментальных) стереотипов. Поэтому к социализации, к пониманию ее особенностей, изменений, отклонений и рисков полностью применимы основные педагогические принципы эпохи Нового Времени: природосообразности и культуросообразности. Но социализация как общественное явление не исчерпывает адаптации личности и не раскрывает всех смыслов ее развития в процессах образования. И тем более не дает прямого ключа к поиску

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Strategy of Upbringing in the Humanitarian Culture of a New Time: Tendencies and Innovations

The major tendencies in the understanding and implementation of strategies of 166 upbringing as a social phenomenon, folding in the cultural traditions of Modern and Contemporary Era, from the XVII century to the present time are highlighted and analyzed in the article. Some important strategies and practices of upbringing, evolving on the basis of changes in the understanding and implementation of the principles and methods of upbringing are considered. The essential mechanisms of formation of traditions in the field of upbringing are presented

Текст научной работы на тему «Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье обзорно выделены и анализируются основные тенденции в понимании и применении стратегий воспитания как общественного явления, складывающиеся в культурной традиции Нового и Новейшего Времени с XVII века по настоящее время. Рассмотрены некоторые важные стратегии и практики воспитания, эволюционирующие на основе изменений в понимании и применении принципов и методов воспитания. Показаны существенные механизмы формирования традиций в сфере воспитания.

Социализация относится, как правило, к вопросам социально-нормативной регуляции. Это процесс, в основном стихийный и полисубъектный, апеллирует к человеку как к социальному индивиду, оперирует социальными категориями, базовым набором общественных ценностей и культурных (ментальных) стереотипов. Поэтому к социализации, к пониманию ее особенностей, изменений, отклонений и рисков полностью применимы основные педагогические принципы эпохи Нового Времени: природосообразности и культуросообразности. Но социализация как общественное явление не исчерпывает адаптации личности и не раскрывает всех смыслов ее развития в процессах образования. И тем более не дает прямого ключа к поиску

Г.Ю. Беляев

Ключевые слова:

социализация, воспитание, тенденции, эволюция, принципы, методы, стратегии, практики, традиции, инновации.

механизмов управления этими процессами, понимания собственно педагогического содержания их потенциала и его применимости в культурно-историческом контексте. А.В.Мудрик считает заведомо неверной получившую известное распространение в 90-е годы в отечественной педагогической литературе и практике образования трактовку термина education как образования, причем без его воспитательной составляющей [8,с.8-11]. Общепринятый в западной педагогической традиции термин education (англ. эдьюкейшн) этимологически восходит именно к идее воспитания человека, «наставничества», выведения в люди в прямом его смысле (от латинского корня e-ducare, выводить в люди, опекать, наставлять). Что же касается объема и смысла таких понятий западной (в частности педагогики США), как «образование характера»,оно идентично объему понятия «воспитательная работа».

Воспитание - это практически реализуемое мировоззрение, по наследству передаваемое через основные социальные институты и субъекты социализации (школа, семья, религиозная организация, учреждения культуры, учреждения дополнительного образования детей, молодежи и взрослых и т.д.). Именно как родовая категория педагогики воспитание является функцией культуры. Сегодня воспитание как общественное явление ориентируется: 1) на принципиальную незавершимость своего процесса (что отвечает современной интерпретации идеологии непрерывного образования) [9;13]; 2) на полисубъектность его моделей; 3) на доминанту субъектно-сти участников педагогического процесса (педагогическая герменевтика). Воспитание своим целеполаганием синтезирует очень многое из процессов разноплановой социализации. В основных социальных институтах современного мирового сообщества, невзирая на национальные особенности и отличия, - в школе, в семье, в церкви, в общественно-педагогических практиках - воспитание фактически интерпретируется как первостепенное общественное явление направленной, регулируемой социализации индивида, первичной и вторичной [1,с.163]. Перечислим его основные тенденции, сформировавшиеся и проявившиеся в национальных системах образования с конца XIX века по конец века XX:

• social (социальное образование/воспитание:Л. Кольберг, Дж. Дьюи, У Х. Килпатрик) - социолого-психологическая линия воспитания от П.Монро;

• civil education (гражданское образование :Г.Кершенштейнер);

• поликультурное образование (multi-cultural education: Т. Литт);

• character education (образование характера), shaping personality education (образование, формирующее личность: М.Монтессори, Т. Ликона,

К.-Р. Роджерс, Я.Корчак);

• l'éducation nouvelle: новое воспитание (Ж-О. Декроли, С.Френе, П.Ланжевен, Л-А. Ферьер, А.Бассис) - социолого-антропологическая стратегия воспитания: корни от Ш.Летурно;

• ценностное воспитание (С Саймон, Л. Ратс, М. Хармин, Г. Киршенбаум) -духовно-культурологическая от К.Шмидта линия стратегии воспитания. К данной линии также вполне можно отнести:

• moral education (моральное / нравственное образование/ воспитание: Н.-Ф.-С.Грундтвиг, Ф. Озер, К. Гиллигэн, УДеймон);

• свободное воспитание (А.Нейл, Д.Гринберг);

• религиозное воспитание (В.В.Зеньковский, М.Бубер, воспитательные системы школы отцов-иезуитов, баптистских школ, Свидетелей Иеговы, воспитательные практики русских воскресных школ, хедера, иешивы, медресе и т.п.);

• эзотерическое воспитание (Вальдорфские школы Р.Штайнера и его последователей и т.п.);

• всестороннее воспитание личности (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.К.Бабанский и др. - социолого-трудовая, марксистская, деятельностно-личностная стратегия воспитания).

Прочтение заявленных целей и опыта воспитания в вышеназванных социально-педагогических практиках, принципы, положенные в их основы, подводят к следующему выводу. Практически во всех мировых воспитательных практиках европейско-ориентированной традиции принципы воспитания претерпевают в ходе эволюции общества Нового Времени (с XVII в.) самые различные интерпретации и даже метаморфозы в целях, в ценностях и в смыслах воспитания. При этом принципы природосообраз-ности и культуросообразности выступают базой, основой этих практик.

Обращение к современным стратегиям социализации и практикам общественного воспитания, как представляется, дает возможность выделить несколько тенденций эволюции стратегий воспитания, содержательного осмысления, переосмысления и ценностно-целевой интерпретации принципов воспитания. А также работы с ними как в теоретическом (сопоставительном) плане, так и в практическом приложении приоритетных методов воспитания в рамках культурных форм складывающихся традиций и инноваций.

Первая тенденция - это консервация неких базовых, сложившихся в основном в XVII-XIX веках, в педагогической литературе канонических представлений о принципах и методах воспитания (И.Ф.Гербарт, Г.К.Честертон, Б.Т.Лихачев). Это тенденция рассматривать принципы и методы воспита-

ния метафизически, догматически, на собственной неизменной основе, по сути, внеисторически, ни в коем случае не выходя за границы педагогики как особой сферы научного знания о процессах обучения, социализации и воспитания и по возможности максимально отграничивая «чистоту веры и традиции» собственно педагогического знания от междисциплинарных контекстов социологии, психологии, этнологии и культурологии.

Вторая тенденция - это, если можно так сказать, реконсервация принципов воспитания через консервативную инновацию и модернизацию представлений о них в понятийном методологическом ключе, категорически отвергающем и проекты либерального модернизма, и декларации радикального постмодернизма как искусственные и надуманные схемы. Это своеобразный стиль «ретроинновации» консервативного антипопулизма в обществе и возрождения «хорошо забытого старого» в педагогическом сообществе (Р.Инглхарт). Как полагают авторы, представлявшие ранее и формирующие теперь данную точку зрения, отказ от неолиберальной составляющей принципов морального воспитания позволит преодолеть содержательный кризис современного образования и эклектический хаос его формальных деструктивных новаций, десоциализирующих новые поколения, способствующих утрате базовых моральных ценностей, веками скреплявших общественную ткань и связи поколений (Н.Подгорец, Э.Форстхофф). Данная тенденция оформилась как реакция неоконсервативной «новой волны» интеллектуалов США и Западной Европы, так называемых «неоконов» (А.Коэн, Д.Белл, И.Кристол, А.Гелен, Р.Нисбет, Н.Глейзер) на вызов 1970-х годов, брошенный обществу такими леворадикальными философами, социологами и педагогами, как Г.Маркузе, Э.Фромм, М.Фуко, Э.Раймер.

Третья тенденция сводится, по сути, к отрицанию существующих принципов и методов воспитания как утративших социальный, политический и идеологический авторитет и морально устаревших представлений, не выполняющих задач по социализации и ресоциализации новых поколений. Наиболее четко артикулируют эту тенденцию представители так называемой антипедагогики и теории дескулизации общества (от англ. School -школа), призывающие общество, вообще, отказаться от школы как реакционного социального института, забыть о принципах воспитания, якобы уродующих свободную личность и фабрикующих из детей поколения новых конформистов. Эта тенденция представлена громкими, часто на грани эпатажа, работами П. Гудмен, И. Иллич (США), П. Фрейри (Бразилия). Предполагается, что социализация молодежи будет происходить с помощью

неформальных образовательных ресурсов, при неформальном общении на производстве, в сфере обслуживания на основе ученичества, освоения различных профессий и другой практической деятельности. Фактически же практика «антишкол» показывает весьма невысокую социально-педагогическую состоятельность крайнего варианта леволиберальной концепции воспитания, склонной преувеличивать потенциалы ребенка к спонтанному саморазвитию и противопоставлять поколения. Данная концепция отчасти сходна с теорией «отмирания школы», выдвинутой В.Н. Шульгиным и М.В. Крупениной в конце 20-х годов в советской системе воспитания, хотя с иной идеологией и в совершенно иных социокультурных контекстах. Здесь наблюдается не только эволюционирование представлений о принципах воспитания, но и их мутация и метаморфозы. Не в последнюю очередь, это наблюдается в силу экспансии междисциплинарности в сферу педагогики, за которой статус самостоятельной науки практически полностью отрицается.

Четвертая тенденция заключается в обновлении и переосмыслении представлений о принципах и методах воспитания в соответствии с качественно новыми данными науки о способностях и возможностях человека, его физической и общественной природы, новых границах его познания и деятельности (С.Френе, П.Ланжевен, А.Валлон, Л.Кольберг, Э.Эриксон,

A.Нейл). В футуристических контекстах общественно-экономического сценария глобализации ставится и проблема морального и культурного выбора нового поколения (Эдмонд Холмс («Трагедия воспитания»), С.Кац, Л.-А. Ферьер). Развиваются идеи, заложенные Робертом Оуэном еще в начале XIX века: «свободосообразность» и «свободоспособность» воспитанника, становятся манифестом новейшего педагогического времени [12]. Культ гражданской свободы и справедливости ориентирует и учащихся, и педагогов на раскрепощенность мышления, требует воспитания воли, подвижного ума, свободного от догм и предрассудков, коммуникативных навыков, солидарности, потребности в сосредоточенном и ответственном труде с пафосом служения обществу и его благим идеалам [11]. Немалое место уделяется вопросам личной и общественной гигиены, здорового образа жизни, реорганизации учебных помещений и режима учебного дня. В школу мощно приходит гимнастика, атлетика, врывается спорт, воспитание на принципах команды. Во Франции Селестен Френе и Анри Бассис, в Германии, с одной стороны, Г. Литц, с другой - Рудольф Штайнер, в Бельгии - О. Декроли, в Италии - Мария Монтессори, в Швейцарии - Ж.-П.Пиаже, в России -

B.П.Вахтеров, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, в США Д.Дьюи задавали новые

смыслы перестройке учебного процесса, выдвигая и реализуя идеи педагогического взаимодействия и ученического самоуправления. С.Френе стал основателем и лидером «Международной федерации сторонников новой школы». «Новая французская школа» один из его наиболее значимых для современности трудов. Социальную миссию школы С.Френе видел в неадаптивной социализации личности ребенка, то есть не в том, чтобы пассивно и авторитарно приспособить ребенка к той социально-культурной среде, из которой он вышел, а нацелить на готовность к дальнейшему развитию. Он мечтал воспитать носителя новых идей и новой культуры, способных активно эту среду преобразовывать, расчищая ее от всего косного, отжившего, антигуманного. Его единомышленники - Анри Бассис, Пьер Колен были убеждены в том, что новое образование способно стать важнейшим средством позитивных социальных изменений: «его опорой могут стать мысли... Руссо, Песталоцци, Жакото, Монтессори, Декроли, Макаренко, Корчака, Бакле, Френе, Ланжевена, Пиаже, Нейла, Баттельхейма - всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации» [5].

Пятую тенденцию в развитии представлений о стратегии воспитания можно охарактеризовать как формирующийся, объективно взвешенный подход, пытающийся провести научно продуктивный синтез разнородных знаний в специальных рефлексивных процедурах, с инициацией идей синергетики для интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания. Мы считаем, что такой подход, плодотворный для педагогики в целом, для гуманитарно-педагогического знания и нового осмысления принципов воспитания стал возможен со времени методологического «распаковывания» и семантической адаптации работ Л. фон Берталанфи, Г. Хакена, И. Пригожина, Е.Одума, С.П.Курдюмова, Н.Н.Моисеева. Ценную роль в новом прочтении смыслов, содержательно изменяющих принципы воспитания, сыграли труды Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна. Исключительный интерес для осмысления перспектив стратегии воспитания представляет отечественная гуманитарная тенденция сопоставлять и сближать ценностные, целевые, социокультурные и психологические аспекты принципов природо - и куль-туросообразности (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.И.Новикова, Х.Й.Лийметс, И.Д.Демакова, Н.Л.Селиванова, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков и др. В концепции А.В. Мудрика принцип природосообразности воспитания дополнен методологически важным положением о его незавершимости, которое

предполагает «признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и самим собой, они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения»[8, С. 8-11; 9].

В трудах ученых-педагогов XX века резко повышена оценка субъекта познания, отношений и значения деятельности познающего субъекта[1]. Психолог и педагог А.Кушнир утверждает, что «подлинная наука предполагает наличие такого фундамента в своем основании, который не зависит ни от погоды, ни от идеологии, ни от государственного устройства, ни даже от педагогического опыта, ни от исторической личности, наконец. Именно такую модальность в педагогической парадигме создавал «высший принцип воспитания» — принцип природосообразности»[6, с.62]. Теоретик и историк педагогики Е.Н.Медынский подчеркивал, что с середины XVII века (то есть с «Панпедии» и «Пангерсии» Я-А.Коменского) этот принцип выступал философской и методологической основой содержания и организации воспитания и обучения [10, с.50-53], заложив долгосрочную перспективу проекта эпохи Просвещения. В.А.Сухомлинский рассматривал процесс воспитания в соответствии с законами естественной и социальной природы, придавая особое значение единству труда, красоты и духовной жизни, последовательному развитию духовно-нравственных сил воспитанников в труде как основе самореализации человека. Природосообразна и нравственная подготовка к семейно-брачным отношениям, к воспитанию социальной и моральной готовности быть отцом и матерью. Ш.А.Амонашвили особое внимание обращает на целостность природы ребенка, гуманное воспитание и обучение в соответствие с заповедью «не навреди!».

Проект (или научная программа) эпохи Просвещения XVIII века утвердила в педагогике примат философского сенсуализма. Педагогическая антропология, сформированная трудами Б.Спинозы, Витторино да Фельтре, Д.Локка, Клода Гельвеция, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.А.В.Дистервега, К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, Н.Ф.Бунакова, Н.Ф.С.Грундтвига, В.П.Вахтерова, Д.Дьюи дала возможность сформулировать в ХХ столетии современные научно-практические положения возрастного подхода в воспитании, понятие ведущей деятельности возраста и возрастной периодизации развития ребенка, выявить и описать тенденции формирования психических новообразований при овладении предметно-практической деятельностью (П.П.Блонский, Ж-П.Пиаже, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, А.В.Петровский).

В эту же эпоху получили весьма глубокие концептуальные изменения и

представления о культуросообразности обучения и воспитания. Известно, что саму идею культуросообразности воспитания активно отстаивали Дж. Локк, К. Гельвеций. И. Песталлоцци. Авторство же принципа культуросо-образности воспитания принадлежит Ф.Дистервегу, который в середине XIX века, не различая, по свидетельству Л.Н.Толстого, воспитание и образование, перенес главный акцент воспитания на содержательно всестороннее освоение и применение культуры окружающей воспитанников социальной среды, народа, нации, культурного региона, страны, где создано и развивается образовательное учреждение. Однако именно Дистервег (правда, вслед за Ж-Ж.Руссо и параллельно с Л.Н.Толстым) указал на противоречие между природой человека и ложной культурой, «насилующей его природу», порожденной дурными социальными условиями и бесчеловечными ценностями среды. Предположив, что в случае конфликта природы и культуры школа не должна идти наперекор природе, Дистервег настроил, по нашему мнению, всю последующую линию развития теории воспитания XX на разрешение этого противоречия в интересах воспитанников и школы как основного социального института. Опасения и предупреждения Дистервега против лжекультуросообразного воспитания «истинных пруссаков» оказались пророческими: 18 ноября 1938 г. гауляйтер Богель подчеркивал, что «немецкую молодежь необходимо воспитывать таким образом, чтобы она училась, действовала и жила только в гармонии с национал-со-циализмом»[4]. У нацистских педагогов (Фриц Лойтлофф, Ганс Шемм и др.) природосообразность крови, почвы и расы слилась с дисциплиной героического юнгфолька, беззаветно жертвующего собой во имя сверхценных идей нацизма.

Мы полагаем, что то понимание природосообразности, что в свое время обосновал в «Пангерсии» Я. А. Коменский, как раз и послужило отправной базой эволюционного сдвига в развитии принципа природосообразности для педагогической теории и практики последних ста лет их социального бытия. Дальнейшее теоретическое углубление и практическую доказательность получила теория «естественного» воспитания Ж.-Ж. Руссо, которая отстаивала «естественные», то есть экзистенциальные права человека» (на жизнь, на свободу, на стремление к счастью). Нашло развитие положение Ж.-Ж.Руссо об известной автономности личности от среды, что позволяло высвободить и развить присущие ребенку от природы способности и склонности, получило новое развитие в концепции «свободного воспитания» (Э. Кей, К.Н.Вентцель). В том же ключе доказательности непрямой, опосредованной, не детерминированной жестко и однозначно связи инди-

вида с его социальным окружением развивали принцип природосообраз-ности Г. Шаррельман, Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, М. Монтессори, С. И. Гессен, Л. Н. Толстой и его последователи в общинах и школах толстовцев и др.

В этом отношении интерес представляет неожиданно близкое по смыслу понимание идеи и принципа природосообразности при сопоставлении педагогических взглядов такого теоретика анархизма, как П. Кропоткин с социал-религиозными подходами, развивавшимися протоиереем отцом С. Р. Булгаковым, В.В.Зеньковским, русским космистом и эзотериком Н. К. Рерихом, мистиком В.С. Соловьевым. «Природосообразность» и «куль-туросообразность» воспитанника в XX веке семантически дополняется «свободосообразностью» и «свободоспособностью». В сознании и практике значительной части педагогического сообщества возникает и закрепляется культ гражданской свободы и справедливости. Отрицается (часто радикально) неопозитивистский, в духе бихевиоризма, перенос биологических автоматизмов на социальные сообщества, отвергается чрезмерно рациональное и прямолинейное объяснение детерминированности связей личности и общества (экзистенциализм Ж.П.Сартра и А.Камю). Во Франции Селестен Френе и Анри Бассис, в Германии, с одной стороны Г. Литц, с другой - Рудольф Штайнер, в Бельгии О. Декроли, в Италии -Мария Монтессори, в Швейцарии - Ж.-П.Пиаже, в России - В.П.Вахтеров, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, в США Д.Дьюи задавали новые смыслы перестройке учебного процесса, выдвигая и реализуя идеи педагогического взаимодействия и ученического самоуправления. Под руководством С. Редди в Великобритании, Н.Ф-С. Грундтвига и Х-М.Кольда в Дании появляются «новые школы», уделявшие повышенное внимание моральному воспитанию, ручному труду, школьному самоуправлению, как бы продолжая и на новом витке истории развивая и обогащая новой оригинальной педагогической практикой идеи, заложенные Р. Оуэном еще в начале XIX века.

Важнейшую роль в теоретическом обосновании идей «нового образования» сыграли научные труды Л.С.Выготского и Ж.-П.Пиаже. Им впервые удалось непротиворечиво сблизить культуросообразность и природосо-образность воспитания, теоретически доказать правоту основных постулатов педологии. Культурно-историческая психология и педология - две стороны формирующейся теории социализации и воспитания. Они обращены к исследованию внутренних аспектов формирования речи и коммуникации, ценностно-смысловых представлений, взглядов и убеждений, к тем сторонам материальной и духовной культуры, которые, согласно взглядам Л.С.Выготского, «присваиваются» индивидом в процессе развития

его личности как человека в культуре [3]. Решающую роль в процессе ин-культурации играет воспитание как общественное явление, и именно в его «культуросообразности» заключено решающее, принципиальное отличие воспитания от процесса стихийной социализации. Значительный вклад в процесс формирования современного научного обоснования идеи приро-досообразности обучающего развития, природосообразности воспитания личности внес физиолог И.П.Павлов. По Павлову динамический стереотип представляет собой физиологическую основу обучения и воспитания социально приемлемых навыков удовлетворения базовых, витальных потребностей социального индивида. Природосообразные динамические стереотипы в разных их проявлениях определяют различные стороны эмоциональной, разумной, интуитивной и сознательной деятельности человека, его эволюцию и прогрессивное развитие.

Важной вехой на путях эволюции представлений о стратегии и практиках воспитания стала сформировавшаяся после Второй мировой войны гуманистическая психология. Концептуально она разрабатывались Роджерсом, Маслоу, Паттерсоном, Бюлером и др. В содержание инкультурации педологи, «гуманистические психологи» и социологи образования ввели обучение социальной и специфически речевой и экстралингвистической коммуникации, обосновали новизну понятий «личностное развитие» и «личностный рост» (К-Р.Роджерс). Феноменологическая парадигма (в практической психологии она представлена гуманистической психологией К.Роджерса) утверждает, что явления должны быть описаны так, как они существуют в реальных связях и отношениях. А методики «понимающей социологии» Альфреда Щюца стали звеном, соединяющим системную и феноменологическую парадигмы, что может уже в наше время стать отправной точкой разработки принципиально новых аналитических подходов к исследованию изменений в социально-педагогической реальности и отражения этих изменений в теории и практике воспитания [16]. Культурно-исторический подход, фундированный Л.С.Выготским, сегодня находит отражение в ин-культурации как новом прочтении принципа культуросообразности. Это уже не только приобщение к культуре и репродукция культурных ценностей, но активное взаимодействие исторически сложившихся универсально-общечеловеческих ценностей культуры и человека в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и спецификой культурных форм и традиций воспитания, не противоречащих общечеловеческим ценностям, исключающим расизм и ксенофобию.

Практически все направления, формы и модели так называемого аль-

тернативного обучения и воспитания базируются на идеях педагогов-реформаторов, приверженцев педоцентрической модели (Руссо, Дистервег, Грундтвиг, Дьюи, Кершенштейнер и др.). Акцент воспитания все явственнее переносится на «потенциально возможное», «вероятное». В концепции «детоцентризма» детство человека рассматривается как особый, ни с чем не сравнимый полноправный возраст его развития как личности и гражданина (Я.Корчак, М.Монтессори, Р.Штайнер, Л.Кольберг) [12]. Педагогические приоритеты отводятся интересам и правам ребенка, он перестает восприниматься как «неполноценный взрослый». В практике обучения теоретики и практики альтернативного (традиционной школе) обучения и воспитания держат курс на так называемую неадаптивную социализацию, то есть на самоактуализацию личности ребенка, развитие его субъектности и самодеятельности [8; 13], способности к самоопределению и дальнейшему развитию. Приоритеты ценности детства: ребенок - человек полноценного возраста, отношение к ребенку в социуме - показатель культуры общества.

Постепенно складывается разносторонне фундированная традиция воспитания, концептуально опирающегося на идеи и понятия личностно ориентированного образования, нацеленного на выявление и разностороннее развитие индивидуальных способностей и интересов учащегося, на становление его личности, на «очеловечивание» его потребностей. На основе сложившегося научного багажа представлений о стратегии воспитания и обучения к 30-40-м годам XX века формируется «концептуальный букет» педагогической и возрастной психологии. Это культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), теория функциональных систем (П.К.Анохин, К.Д.Судаков), гуманистическая психология и психология познания (П.Ланжевен, У Маслоу, К.Паттерсон, К.-Р. Роджерс, Дж.Брунер), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов). Концепцию ведущей деятельности возраста ребенка всесторонне для своего времени (середины XX в.) обосновал Д.Б.Эльконин. Новое прочтение принципов и методов обучения нашло отражение в учебниках и учебных пособиях по истории педагогики у А.Н.Джуринского, Е.Н.Медынского, З.И.Равкина, М.Ф.Шабаевой, Б.М.Бим-Бада, Г.Б.Корнетова, В.М.Кларина. Характеристики новых особенностей процесса воспитания освещены в научных трудах Центра стратегии и теории воспитания личности (Н.Л.Селиванова, Л.В.Алиева и др.), в работах последователей Научной школы Л.И.Новиковой (А.В.Мудрик, В.А.Караковский, С.Д.Поляков, И.Д.Демакова, М.В.Шакурова, А.В.Гаврилин, Е.Н.Степанов и др.). Эти представления позволяют более продуктивно изучать частные, но не менее важ-

ные для гуманистического воспитания принципы: принцип активности, социального творчества, коллективности, развивающего воспитания, про-блемности, индивидуализации, целостности воспитательного процесса, единства образовательной среды с опорой на ведущую деятельность возраста, принцип «диалога культур» в школе и в семье [13; 14].

Среди современных научных концепций, оказывающих влияние на эволюцию современных представлений о природосообразности воспитания и обучения, особое место занимает нейронаука - синтетическая научная дисциплина, посвященная изучению нервных систем. Природосообразность обучения осмысливается с позиций новых методов математически точных научных измерений типа нейровизуализации. На системном уровне рассматриваются вопросы сенсорной интеграции приобретенных рефлексов (то есть динамических стереотипов), соотнесенность познания с эмоциональным интеллектом (Д.Гоулман, П.Саловей, Д.Карузо) и динамикой обучения. По мнению нобелевского лауреата Эрика Кандэля, когнитивная психология стала одним из главных научных направлений в синтезе представлений о природе мышления человека (как работает мозг, как формируется и развивается речь), для неврологии, педиатрии, медицины и педагогики. Это не что иное, как перспективное научное применение представлений о приро-досообразности обучения в филогенезе [15].

Похоже, есть шанс, что новые данные нейронауки о взаимодополняемости принципов воспитания смогут повлиять на глубокую перестройку теории дидактики, ориентировать систему образования на социальную востребованность рефлексивных способностей, синтетического мышления и художественной интуиции ребенка, нацеленной на целостное видение мира как единства природной, социальной и духовной среды обитания. Задачи воспитания субъектности ребенка и сегодня решаются в зависимости от приоритетов традиции, существующей в данном обществе и в данной системе образовании. Однако сегодня прочтение принципа культуро-сообразности в большинстве культурных форм воспитания акцентирует следующие приоритеты: все дети так или иначе способны, все дети учатся непростой практике воспринимать проблемы группы как источники силы своей личной жизни, все дети уже в классе учатся жить по общественно приемлемым нормам для переноса этих навыков культуры в собственную жизнедеятельность.

Как социокультурный институт современная школа стоит перед выбором. Кого предпочтительнее готовить к жизни - массового потребите-ля-консьюмериста? Или того, кто способен двигать вперед высокие техно-

логии, совершенствовать все уровни непрерывного образования, созидать поликультурное гражданское общество, развивать конкурентоспособную экономику и полноценную духовную культуру, не позволить обществу поддаться на провокации новейшей, отлично финансируемой реакционно-расистской утопии религиозного фундаментализма, вооруженного всеми атрибутами средств массовой сетевой коммуникации? В этом случае не трансформация, а тотальная мутация принципов и методов воспитания под очередные теоретические опусы о роли религиозной исключительности и национальности может столкнуть сообщества с рецидивами нацистской педагогики, маскируемой, в числе прочих уловок душ, под патриотизм и национальное возрождение. Не исключено, что это - самая опасная из воспитательных инноваций в неоглобализме местных радикальных элит (вроде Исламского государства). Провалы в поликультурном образовании уже болезненно ощущаются, а выходы к новым стратегиям воспитания могут оказаться заблокированными.

Что особенно важно в современной гуманитарной культуре воспитания в эпоху тотального цивилизационного кризиса технократического мира? Представляет особый интерес синергетический подход в воспитании (Л.И.Новикова). Сегодня и завтра он может быть настоящим ключом в понимании и отражении объективных реалий эволюции человеческого общества. Это способность учитывать природу человека и природу окружающей среды, уметь принимать адекватные решения и осмотрительно действовать на основе рационального выбора из неоднозначных вариантов решений жизненных задач. Решающая роль здесь отведена стратегии общественного воспитания, построенной на гибком сочетании амбивалентного, герменевтического, культурно-исторического подходов в воспитании.

Одна из центральных идей современного, неклассического рационализма - идея взаимозависимости Природы и Человека как ее составной части (ко-эволюция человека и биосферы), не как изолированного от Природы, но рефлексирующего включенного наблюдателя. Н.Н.Моисеев полагал, что для образования эта идея является профессиональным нормативом для любого педагога в любой подсистеме образования. Это гуманитарная проблема подготовки современного учителя, способного передать воспитанникам идею нового соприродного универсализма. Надо дать воспитанникам возможность раскрыть ее на примерах науки, практики, жизненного опыта, осмысленных с позиций синергетического подхода в воспитании. У нового поколения необходимо культивировать определенные морально-этические и эстетические установки по отношению к природе, к биосфере в целом,

активно, нестандартно, используя новые методы и формы обучения, последовательно формировать целостное мышление и поведение, и хотя бы общее понимание глобальных проблем. У нового поколения нет здравой альтернативы пониманию мира как целостного единства природной, социальной и духовной среды обитания. В Международной Конвенции «О миротворческом воспитании», подготовленной Международным движением «Педагоги за мир и взаимопонимание», идея природосообразности воспитания является краеугольной.

В настоящее время представления о стратегии воспитания и обучения включают идею social responsibility, «социальной ответственности» в воспитании школьников и студентов в духе мира, прав человека и основных свобод. Природа человека страдает, когда страдает и гибнет Природа. Должно быть (категорическим императивом) воспитано осознание ответственности за микросреду обитания, желание взрослеть не тунеядцами, а тружениками, разумно потребляющими и бережно воспроизводящими ресурсы. Природосообразность совмещается с культуросообразностью воспитания в потребности и умении заботиться не только о своем собственном ближайшем потомстве, но и о грядущих поколениях. Думать всерьез об эволюционной перспективе воспитания как общественного явления, о возможных или вероятных изменениях теории школьного воспитания, о развитии принципов и методов, на которых будут в обозримой перспективе строиться его стратегии и практики, необходимо педагогам уже сегодня.

Литература

1. Алиева Л.В.Методологическое осмысление общественного воспитания как объективно-субъективной социально-педагогической реальности// Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2011. - № 3. - С.163-170.

2. Беляев Г.Ю. Эволюция представлений природосообразности обучения в контекстах изменения теории воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №2. - С.50-58.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. (Психология; Классические труды). - 536 с.

4. Идеологи Третьего рейха о школьном образовании и воспитании молодежи. [Электронный ресурс] http://www.nazireich.net/obrazovanie/344-254. html - 05.10.2007. - Дата обращения 20.06.2015.

5. Культуросообразность воспитания. - [Электронный ресурс: http://

studopedia.net/1_6927_printsip-kulturosoobraznosti-vospitaniya.html/ ]. - Дата обращения: 5.01.2016.

6. Кушнир А. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование - 2001. - №1. - С.62.

7. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания: Монография. М.-Тверь, 2004.-000 «ИПФ Виарт», 2004. - 336 с.

8. Мудрик А.В. Что такое воспитание? Опубликовано на Федеральном образовательном портале «Экономика. Социология. Менеджмент»: 09-10-2004к // Директор школы. - 2002. — № 10. — С. 8-11.

9. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие.З-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Воронеж, МОДЭК, 2010. - 624с. (Серия «Библиотека студента»).

10. Медынский Е.Н. Принцип природосообразности воспитания в истории педагогики // Советская педагогика. - 1956. - №8. - С.52.

11. Новые ценности образования: Свободное образование: зарубежный опыт. 2003. - Вып. 2(13). - 200 с.

12. Педагогические мастерские: Франция - Россия/ Сост. Э.С. Соколова, И.А. Мухина. Под ред. Э.С. Соколовой. Пер. с фр. Л.М. Беляевой. М.: Новая школа, 1997. - 128 с.

13. Селиванова Н.Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С.25-29.

14. Степанов П.В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. - 2009. - №2. - С. 190.

15. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). - Handbook of human intelligence (2nd ed.). - New York: Cambridge University Press, 2000. - P. 396-420.

16. Schutz A. Semantic structure of the daily world: descriptions on phenomenological sociology/Edited by A. I. Alkhasov; Transl. A. I. Alkhasova, N. I. Mazlumyanova; Scientific. ed. by G. S. Batygin, M.: Institute of fund "Public opinion", 2003. - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.