Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ДОНАЛЬДА ТРАМПА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ДОНАЛЬДА ТРАМПА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНАЛЬД ТРАМП / СМИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / США / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефанов Александр Александрович

За последний год стратегии репрезентации политического образа нынешнего президента США Д. Трампа в российском поле телевидения претерпели кардинальные изменения. Если в конце 2016 года (в период предвыборной гонки с Х. Клинтон, известной своей жесткой антироссийской позицией) федеральные телеканалы ассоциировали с приходом Д. Трампа к власти улучшение дипломатических отношений между странами, то уже в 2017 году (после избрания, первых заявлений и действий на посту президента) медиаконтролеры стали оперировать риторикой опасности, тем самым продуцируя в сознании общества угрозу разжигания новой Холодной войны. Феноменальность рассматриваемого явления обусловлена тем, что до настоящего времени в российском поле телевидения отсутствовали прецеденты полной трансформации стратегий медиа-репрезентации политических образов (от риторики «Трамп - «темная лошадка», «Трамп - наш союзник» до «Трамп - агрессор», «Трамп - угроза для России и мира»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF REPRESENTATION STRATEGIES OF THE POLITICAL IMAGEOF DONALD TRUMP ON RUSSIAN TELEVISION

Over the past year, representation strategies of the political image of the current USA President, D. Trump, in the russian television field has undergone drastic changes. While at the end of 2016 (during the pre-election race with H. Clinton, known for her tough anti-russian position), federal television channels associated to coming of D. Trump to power the improvement of diplomatic relations between countries, then in 2017 (after the election, the first statements and actions as President) media controllers began to operate with the rhetoric of danger, thereby producing in the minds of viewers the threat of inciting the new Cold war. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion, that the reviewed phenomenon is due to the fact, that to date there have been no precedents of the complete transformation of the media re-presentation strategies of political images (from the rhetoric «Trump is “the dark horse”», «Trump is our ally» to «Trump is aggressor», «Trump is a threat to Russia and the world»).

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ДОНАЛЬДА ТРАМПА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ»

3. Bongaarts J. Modeling the fertility impact of the proximate determinants: Time for a tune-up // Demographic Research. - 2015. - № 33 (19). - P. 535-560.

4. Gautier A. Politiques demographiques et liberte reproductive (Université de Paris X). -Available at: http://horizon.documentation.ird.fr/exl-doc/pleins_textes/divers07/010023373.pdf (assessed 12.05.2015).

5. Гокова О. В. Киселева А. М. Вопросы управления демографическим развитием в РФ, Франции и Германии: сравнительное исследование репродуктивных установок и отношения молодежи к институту брака // Вопросы управления. - 2016. - Выпуск № 2 (20) - С. 68-76.

6. Gokova O. V., Kiseleva A. M. Comparative social and economic study of youth pro-natalist policy in the regions of Germany, France and Russia // Экономика региона. - 2017. - № 13(2) -С. 537-549.

7. Гокова О. В. Сравнительный социально-экономический анализ проведения молодежной пронаталистской политики в Германии и Франции // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2016. - № 2 - С. 135-145.

8. Gokova O. Youth Pro-natalist Policies: Social and Economic Aspects (Case Study some Regions of Russia, France and Germany) // European Journal of Natural History, 2016. - № 1. - Р. 52-55.

9. Татарова Г. Г. Математическое моделирование социальных процессов в социологическом образовании // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 129-134.

10. Форрестер Дж. Мировая динамика. - М.: Наука, 1978. - 168 с._

Сведения об авторе Гокова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры региональной экономики и управления территориями, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, тел. 89050963741, e-mail: [email protected]

Information about the author Gokova O. V., Senior Lecturer at the Department of Regional Economy and Management of Territories, Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, phone: 89050963741, e-mail: [email protected]

УДК 316.77

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ДОНАЛЬДА ТРАМПА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

EVOLUTION OF REPRESENTATION STRATEGIES OF THE POLITICAL IMAGE

OF DОNALD TRUMP ON RUSSIAN TELEVISION

А. А. Ефанов

A. A. Yefanov

Ключевые слова:

Дональд Трамп; СМИ; телевидение; стратегии; политический образ; США; Российская Федерация

Key words:

Donald Trump; media; television; strategies; political image; USA; the Russian Federation

Рубеж 2016-2017 гг. запомнится как время резкой смены коммуникационных парадигм. Прежде всего это связано с переориентацией стратегий медиаконтролеров. Если на протяжении 2014 года телезрители наблюдали за событиями в Украине, в 2015 году в повестке дня также появились Сирия и борьба с ИГИЛ (запрещенной в России террористи-

ческой организацией), то к концу 2016 года темой № 1 всех информационных программ и политических шоу стала предвыборная гонка в США.

Данный тезис подтверждают результаты серии авторских онлайн-опросов «Панические социальные настроения и телевидение» (n = 400) в социальной сети «ВКонтакте». Если в декабре 2014 года при ответе на вопрос «Телевизионные новости на какую тему вызывают у вас наибольшую обеспокоенность и тревожность?». 69 % респондентов называли «Российско-украинский конфликт», то в декабре 2016 года — 21 %. И напротив, несмотря на то что напряженность в отношениях со странами Запада и Европы наблюдалась и три года назад, в 2014 году данной проблемой были обеспокоены лишь 18 % опрошенных, а к концу 2016 года их количество возросло до 39 %.

Подобные установки можно объяснить, исходя из потребностей общества в защите (сохранении мира как гаранта социальной стабильности), отчетливо проявляющихся в результате умелого медиаманипулирования. Ведущие и постоянный круг экспертов общественно-политических программ при обсуждении избирательной кампании в США — ожесточенного противостояния Д. Трампа и Х. Клинтон — в своих дискурсивных стратегиях нередко применяли риторику бедствия, используя идиому «В чьих руках окажется "ядерный чемоданчик"?!» [1 ].

Предмет рассмотрения данного исследования — эволюция стратегий репрезентации политического образа Д. Трампа на российском телевидении. Был использован комплекс методов: количественный контент-анализ, дискурс-анализ информационных и общественно-политических программ федеральных телеканалов («Новости», «Время», «Время покажет», «Первая студия» — Первый канал; «Вести», «60 минут», «Вечер с Владимиром Соловьевым» — «Россия 1»; «Сегодня», «Место встречи» — НТВ). Изучение строится на фиксировании маркеров: Д. Трамп, Х. Клинтон, выборы, США, президент. Анализировались материалы (всего 200) сайтов телеканалов (интернет-дублеров), оперативно размещающих информацию сразу после ее выхода в телевизионный эфир. Хронологические рамки исследования: октябрь 2016 — август 2017 гг.

Имя Дональда Трампа было хорошо известно всему мировому сообществу задолго до президентской гонки 2016 года по многочисленным шоу и сериалам, где он выступал в качестве ведущего и актера (преимущественно исполняя роль «камео»). Кроме того, уже более 30 лет Д. Трамп входит в список самых богатых людей мира. По данным журнала «Forbes», его состояние оценивается в $3,7 млрд1. Однако наибольший интерес фигура Д. Трампа привлекла в июне 2015 года, когда он впервые заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента США.

Согласно результатам контент-анализа информационных и общественно-политических программ федеральных телеканалов, всего зафиксировано семь точек максимального экстремума медиа-интереса к фигуре Д. Трампа, связанного с информационными поводами — событиями на политической арене, прямо или косвенно затрагивающими интересы России (рисунок):

1) победа на праймериз и первые предвыборные заявления, сопровождаемые про-тестными акциями;

2) дебаты с Х. Клинтон;

3) победа на выборах;

4) инаугурация и первая большая пресс-конференция с ответом на «российский вопрос»;

5) предметный телефонный разговор с В. В. Путиным;

1 Из списка Forbes в президенты: чем владеет Дональд Трамп [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/spec/trump-money (дата обращения: 9.08.2017).

6) встреча с В. В. Путиным на полях саммита G20;

7) новые санкции США и ответная реакция России.

200

в 180

Рисунок. Динамика освещения событий, связанных с фигурой Д. Трампа, в эфире федеральных телеканалов

«Трамп — "темная лошадка"». Прежде мультимиллиардер и шоумен Д. Трамп стремительно вошел на политическую арену в феврале 2016 года, сразу же снискав спорную репутацию: с одной стороны, победа на праймериз, с другой — радикализм заявлений (предложения построить стену между Америкой и Мексикой, а также запретить въезд в страну мусульманам, что вылилось в многотысячные акции протеста и побудило конфликт с Папой Римским Франциском, обвинившим его в нехристианских взглядах).

Что касается российской медиа-повестки, в начале 2016 года федеральные телеканалы представляли фигуру Д. Трампа также весьма неоднозначно: наряду с симпатией и надеждой на улучшение дипломатических отношений (особенно на фоне радикальной антироссийской позиции другого кандидата в президенты — Х. Клинтон), акторы поля телевидения не скрывали опасений. Особенно это проявлялось в речевых стратегиях экспертов общественно-политических программ: «Надеюсь, Россию не захочет обнести стеной» (Первый канал); «С таким президентом будет, как на вулкане» («Россия 1»).

Дебаты Д. Трампа и Х. Клинтон привлекали особый интерес с точки зрения ответов кандидатов на геополитические вопросы — преимущественно их взглядов на дальнейшие взаимоотношения с Россией (на основе чего выстраивался антагонизм предвыборных программ соперников). Неслучайно экс-президент США Б. Обама обвинял Д. Трампа в чрезмерной симпатии к нашей стране, а Х. Клинтон пыталась доказать факт вмешательства России в выборный процесс в Америке.

8-9 ноября 2016 года все федеральные телеканалы следили за ходом выборов в США и подсчетом голосов. 80 % эфирного времени информационных программ было отведено данной теме. Все общественно-политические программы также интерпретировали происходящие события. Стоит отметить, что, несмотря на прогнозы западных по-литтехнологов, Д. Трампу удалось одержать безоговорочную победу (304 голоса коллегии выборщиков против 227 в пользу Х. Клинтон). Эксперты российских общественно-

политических программ использовали риторику иронии: «И американские "великие умы " тоже ошибаются» (НТВ).

«Трамп — наш союзник». Новая волна медиа-интереса к фигуре Д. Трампа наметилась в середине января 2017 года. 15 января проходила первая большая пресс-конференция, на которой избранный президент США ответил: «Я верю Путину». Прозвучало заявление о сближении позиций Вашингтона и Москвы. А 20 января после инаугурации В. В. Путин поздравил Д. Трампа, договорившись о взаимодействии на равноправных и взаимовыгодных условиях.

Таким образом, несмотря на бойкот со стороны американских звезд первой величины (Мадонны, М. Стрип и др.), в конце 2016 — начале 2017 гг. в российском поле медиа Д. Трамп, напротив, представал как политик-революционер — потенциальный союзник: «Пусть Трампа не понимают в Америке, но нам его неразгаданная душа ближе, чем проигравших конкурентов» («Россия 1»). Вероятно, данные медиастратегии обусловлены внутренним желанием сближения двух вечно противоборствующих сверхдержав: «А Трамп все же победил. Возможно, также неожиданно и нам удастся договориться с новым американским президентом» (Первый канал); «Никто у них прежде не желал улучшения отношений с Россией. А теперь это очень даже возможно» (НТВ).

В мае 2017 года во время очередного телефонного разговора Д. Трамп и В. В. Путин обсудили ситуацию в Сирии, проблему международного терроризма, снова сделав акцент на двустороннем сотрудничестве. Кроме того, комментируя травлю Д. Трампа в американских СМИ, В. В. Путин заступился за коллегу, назвав происходящее - «политической шизофренией».

При этом первая деловая встреча и неформальный разговор без камер Д. Трампа и В. В. Путина состоялись в июле 2017 года на полях саммита G20. За неделю до часа икс информационные и общественно-политические программы неоднократно эту встречу анонсировали, интригуя зрителей при помощи следующих идиом: «Удастся ли лидерам двух сверхдержав договориться?» (Первый канал); «От политической симпатии Путина и Трампа зависит сохранение стабильности во всем мире» («Россия 1»). Во время официальной встречи на G20 президенты затронули ситуацию в Сирии, Украине и Южной Корее. Выступая на итоговой пресс-конференции, Д. Трамп назвал разговор с В. В. Путиным продуктивным.

«Трамп — угроза для России и мира». Однако особый медиа-интерес возник в конце июля — начале августа 2017 года, когда американская сторона неожиданно заявила о новом пакете санкций в отношении России. Более того, Д. Трамп выдвинул обвинение, что российские власти якобы поддерживают дестабилизационную активность в Украине, выступая союзниками недружественных США стран (Ирана и Северной Кореи). Как следствие, россиян ограничили в получении американских виз. В ответ на это российская сторона приняла решение выслать из государства 755 американских дипломатов, что было названо Госдепом «прискорбным и неоправданным».

Данные меры сопровождались призывом главы МИД ФРГ З. Габриэля не вводить новые ограничительные меры против России. По его мнению, «угрожая европейским компаниям наказанием за сотрудничество с Россией, США просто лоббируют свои экономические интересы». Подписав одобренный Конгрессом Закон о новых антироссийских санкциях (при этом отметив, что он противоречит Конституции США) и увидев произошедший резонанс в европейских кругах (особенно на фоне дальнейшего ухудшения ситуации вокруг Северной Кореи и воинствующей американской риторики — угрозы нанести превентивный удар по Венесуэле), Д. Трамп поспешил заявить, что он глубоко обеспокоен взаимоотношениями с Россией, которые «находятся в низшей точке со времен Холодной войны и могут ухудшиться». В свою очередь, в МИД РФ прокомментировали, что «Москва не оставит без ответа враждебные выпады в нашу сторону».

Что касается стратегий медиаконтролеров (особенно отчетливо проявляющихся в общественно-политических программах), эксперты стали оперировать риторикой опасности: «Что будет дальше? Никто не сможет предугадать, но бояться стоит» (Первый канал); «Таких неоднозначных действий политика на посту президента в современной истории я не могу припомнить» («Россия 1»); «Думаю, этот политик, спихивая всю вину на Конгресс, а сам, оставаясь как будто в стороне, приготовит нам еще немало сюрпризов» (НТВ).

Между тем, согласно результатам опроса ВЦИОМ, спустя неделю после введения нового пакета санкций в российском обществе стало наблюдаться резкое снижение симпатий к американскому президенту — с 27 до 18 %. Одновременно с этим выросла негативная оценка действий Д. Трампа — с 22 до 28 %2. Можно предположить, что сохранение со стороны Д. Трампа деструктивной линии во взаимоотношениях с Россией усугубит сложившуюся ситуацию, дестабилизируя геополитическую обстановку во всем мире.

Безусловно, феномен репрезентации политического образа Д. Трампа на российском телевидении нуждается в дальнейшем изучении на стыке гуманитарных наук — в контексте лингвистики, политологии, социологии (посредством исследования дискурсивных практик медиаконтролеров, проведения контент-анализа материалов СМИ, соотношения с результатами опросов — реакций аудитории на данную информацию). Однако сегодня можно прийти к выводу, что за последние полтора года (февраль 2016 — август 2017 гг.) стратегии репрезентации претерпели резкие, взаимоисключающие изменения: от риторики «Трамп — "темная лошадка", «Трамп — наш союзник» до «Трамп — агрессор», «Трамп — угроза для России и мира». Феноменальность этого явления обусловлена тем, что до настоящего времени в российском поле телевидения отсутствовали прецеденты полной трансформации стратегий медиа-репрезентации политических образов, так как в основном СМИ, солидаризируясь и выполняя волю властной элиты, занимали и придерживались конкретной позиции по отношению к тому или иному актору — негативной, позитивной или нейтральной, — что объясняется геополитической ситуацией в целом и позицией России по данному вопросу в частности.

Библиографический список_

1. Ефанов А. А. Освещение предвыборных кампаний в СМИ и электоральный интерес // Информационное общество. - 2017. - № 1. - С. 36-40._

Сведения об авторе Ефанов Александр Александрович,

к. социол. н., доцент кафедры журналистики, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, тел. 7(3532)771073, e-mail: [email protected]

Information about the author Yefanov A. A., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Journalism, Orenburg State Pedagogical University, phone: 7(3532)771073, e-mail: yefanoff_91@ mail.ru

2 Антироссийские санкции США: вот, новый поворот... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116339 (дата обращения: 21.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.