Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОНАТАЛИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

МОДЕЛЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОНАТАЛИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОНАТАЛИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / МОДЕЛЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОНАТАЛИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гокова Ольга Владимировна

На основе проведенных исследований репродуктивного поведения молодежи в России, Франции и Германии, анализа демографической ситуации, опыта реализации пронаталистской политики в Германии и Франции и данных экспертного опроса рассмотрена разработанная модель молодежной пронаталистской политики для региональ-ного уровня. Данная модель отражает стратегический подход государства к решению проблем повышения рождаемости, укрепления института семьи, обеспечения гармоничного развития молодежи. С позиции политической социологии, в представленной модели молодежной пронаталистской политики отражен механизм социального партнерства как одного из условий эффективного управления, учтены системообразующие компоненты управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE YOUTH PRO-NATALIST POLICY IN THE REGION

The paper, based on the conducted studies of the reproductive behavior of young people in Russia, France and Germany, the analysis of the demographic situation, the experience of implementing a pro-natalist policy in Germany and France, and the expert survey data, reviews a model of youth pro-natalist policy for the regional level. It reflects the state's strategic approach to solving the problems of increasing the birth rate, strengthening the family institution, ensuring the harmonious development of young people. From the position of political sociology, the presented model of youth pro-natalist policy reflects the mechanism of social partnership as one of the conditions for effective management, taking into account the system-forming components of management activity.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОНАТАЛИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

POLITICAL AND LEGAL PROCESSES

УДК 314.15:332.14

МОДЕЛЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОНАТАЛИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

MODEL OF THE YOUTH PRO-NATALIST POLICY IN THE REGION

О. В. Гокова

O. V. Gokova

Ключевые слова:

пронаталистская политика; молодежь; модель молодежной пронаталистской политики; репродуктивное поведение молодежи; органы государственной власти

Key words:

pro-natalist policy; youth; the model of youth pronatalist policy; reproductive behavior of youth; public authorities

В Российской Федерации, начиная с 2000 года, отмечается рост рождаемости. В 2015 году суммарный коэффициент рождаемости увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2000 годом и составил 1,8 рождения на одну женщину [2]. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения простого воспроизводства населения1.

Термин «пронаталистский» (лат. pro — за и natalis — рождение) означает направленность демографической политики на содействие повышению рождаемости путем создания финансовых и социальных стимулов для населения, например предоставления налоговых льгот для семей, имеющих несколько детей [1, 8]. На основе проанализированного опыта проведения государственными органами власти данной политики в некоторых странах мира, рассмотрев ее виды и формы, опираясь на историю возникновения и развития, мы можем уточнить само понятие пронаталистской политики в контексте политической социологии. Под пронаталистской политикой, по нашему мнению, понимается направление популяционистской демографической политики, представляющей собой совокупность мероприятий, реализуемых органами государственной власти и направленных на увеличение численности населения, уменьшение естественной убыли населения посредством увеличения рождаемости [6].

В рамках данного исследования под моделью понимается образец системы, который способен воспроизвести ее структурные свойства, это процедура, возникающая на практике в условиях дефицита времени (для отслеживания динамики социальных процессов), многовариантных сценариев протекания социальных процессов, многокритери-альности оценок социальной ситуации [9].

Модель молодежной пронаталистской политики отражает системно-кибернетический принцип субъекто-субъектных взаимосвязей административного (орга-

1 Суммарный коэффициент рождаемости. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps /wcm/connect/ rosstat_main /rosstat/ru/ statistics/population/demography/# (дата обращения: 07.08.2016).

ны государственной власти) и общественного (общественные организации, СМИ, молодежь) уровней. Модель молодежной пронаталистской политики построена на основе методологии Дж. Форрестера, наиболее полно отражающей сложные управленческие взаимосвязи и характер обратных реакций субъектов управления [10].

Проблемы демографического развития региона в сфере пронатализма находят отклик со стороны органов государственной власти субъекта РФ и научного сообщества (рисунок).

Рисунок. Модель молодежной пронаталистской политики

На первом этапе разработки модели молодежной пронаталистской политики при органе исполнительной власти субъекта РФ, курирующем вопросы демографического развития региона, создается специальный орган — Координационный совет по реализации молодежной пронаталистской политики органа исполнительной власти субъекта РФ. Этот совет разрабатывает комплекс мероприятий молодежной пронаталистской политики и Программу молодежной пронаталистской политики, которые доводит до сведения всех субъектов молодежной пронаталистской политики — молодежных общественных орга-

низаций, СМИ, бизнес-сообщества, религиозных организаций и других заинтересованных лиц.

Координационный совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом по формированию и проведению региональной молодежной прона-талистской политики в области повышения рождаемости, укрепления института семьи и брака, реализации основных направлений, программ, планов и мероприятий в сфере про-наталистской политики в субъекте РФ. Он создается для обеспечения согласованных действий государственных органов субъекта РФ, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, молодежных организаций и граждан в решении задач пронаталистской политики.

Данный вспомогательный орган не будет дублировать функции других органов государственной власти субъекта РФ, поскольку именно ему будут переданы полномочия по разработке и реализации комплекса мероприятий молодежной пронаталистской политики в регионе.

Кроме того, для развития общественной составляющей молодежной пронаталист-ской политики, эффективного вовлечения молодежи в ее реализацию, формирования активной гражданской позиции молодого человека необходимо создание Молодежного совета. Он будет являться совещательным и консультативным органом при губернаторе субъекта РФ и создается для предварительного рассмотрения вопросов, касающихся молодежной и молодежной пронаталистской политики, а также в целях подготовки рекомендаций по реализации политики государства и региона в отношении молодежи.

Необходимо отметить, что подобная практика создания Молодежных советов при органах государственной власти субъектов или при главах администрации субъектов РФ существует в некоторых субъектах РФ (Молодежный совет по защите прав человека Архангельской области, Молодежный Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края, Молодежный совет Саратовской области, Молодежный совет при Губернаторе Пензенской области, Совет молодежных организаций Республики Татарстан и др.).

На основании созданной модели предлагается механизм ее реализации в виде Программы реализации молодежной пронаталистской политики. Структурно Программа состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

• характеристика демографической ситуации конкретного региона;

• обоснование целей молодежной пронаталистской политики, определение основных направлений стратегии развития;

• составление комплекса мер проведения молодежной пронаталистской политики [3, 6].

Комплекс мер российской молодежной пронаталистской политики для регионального уровня включает в себя следующие направления:

• изменение условий предоставления декретных отпусков:

а) декретный отпуск продолжительностью четыре месяца с сохранением рабочего места и 100 % заработной платы;

б) декретный отпуск, разделенный между обоими молодым родителями — часть отпуска берет мама (3,5 месяца), затем она выходит на работу, а вторую часть отпуска берет папа (до 3,5 месяцев) — с сохранением рабочих мест и 100 % заработной платы;

• развитие вариативной системы ухода за детьми до 3 лет и поддержки занятости молодых женщин;

• создание культуры «work-life balance» (поддержание баланса между работой и личной жизнью);

• постепенное создание поддерживающей среды;

• развитие системы льготного ипотечного кредитования молодых семей;

• информирование и просвещение по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и прав молодежи; введение льгот для лиц, вступающих в брак (например, еди-

новременная денежная выплата при заключении брака, льготная ставка налогообложения доходов физических лиц, льготы со стороны работодателя для семейных работников, в том числе с детьми) [7, 8].

Все субъекты молодежной пронаталистской политики взаимосвязаны, образуют единый целостный комплекс взаимодействий и задействованы в механизме реализации молодежной пронаталистской политики, который включает следующие специфические элементы (субъекты и их полномочия, пространственно-временные связи) и этапы:

1) на первом этапе органами государственной власти субъекта РФ инициируется запрос научному сообществу о проведении комплексного анализа демографической ситуации в регионе;

• на основе выявленных тенденций и выделенных приоритетов демографического развития принимается решение о создании вспомогательного органа по реализации молодежной пронаталистской политики в субъекте РФ — Координационного совета при органе исполнительной власти субъекта РФ;

• Координационный совет разрабатывает на основе рекомендаций научного сообщества и органов исполнительной власти субъекта РФ комплекс мер и Программу молодежной пронаталистской политики;

2) на втором этапе осуществляется реализация данной Программы посредством координации и взаимодействия с Молодежным советом, со всеми заинтересованными субъектами молодежной пронаталистской политики (молодежью, бизнес-сообществом, религиозными и общественными организациями) через информационные потоки — конференции, форумы, социологические опросы, анализ статистических данных;

• на основе данных обратной связи, полученных от молодежи, представителей бизнеса, религиозных и общественных организаций Координационный Совет осуществляет планирование и прогнозирование показателей демографического развития;

3) на следующем этапе Координационный совет формирует мониторинг текущей ситуации на основе разработанной системы показателей;

4) на заключительном этапе реализации молодежной пронаталистской политики результаты мониторинга анализируются экспертами и научным сообществом, а также Молодежным советом при губернаторе субъекта РФ, и принимаются решения о продолжении реализации предложенного комплекса мер либо о его корректировке.

Важно подчеркнуть, что к основным характерным признакам молодежной проната-листской политики должны относиться согласованность и последовательность — большинство специалистов сходятся на том, что если считать французские меры успешными, то именно потому, что они последовательно реализовывались на протяжении нескольких десятилетий [2, 4].

Таким образом, данные меры должны вытекать из реального контекста, то есть сочетание политических инструментов должно отражать специфические условия и обстоятельства конкретного региона. Без сомнения, они не должны быть принудительными, должны уважать личные права людей и быть финансово рентабельными, то есть обоснованными долговременным бюджетом региона, поскольку связать себя обязательствами, не имеющими финансовой устойчивости, означает ставить под угрозу экономический рост и способствовать дальнейшему ухудшению демографической ситуации в регионе.

Библиографический список_

1. Авдеева М. А. История семейной политики во Франции. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://istina.msu.ru/media/publications/articles/102/c59/5242483/ odemos-avdeeva.pdf (дата обращения: 04.11.2015).

2. Bichot J. Histoire et évolution de la politique familiale en France. - Available at: http //www.uniondesfamilles.org/histoire-politique-familiale-france (assessed 04.08.2015).

3. Bongaarts J. Modeling the fertility impact of the proximate determinants: Time for a tune-up // Demographic Research. - 2015. - № 33 (19). - P. 535-560.

4. Gautier A. Politiques demographiques et liberte reproductive (Université de Paris X). -Available at: http://horizon.documentation.ird.fr/exl-doc/pleins_textes/divers07/010023373.pdf (assessed 12.05.2015).

5. Гокова О. В. Киселева А. М. Вопросы управления демографическим развитием в РФ, Франции и Германии: сравнительное исследование репродуктивных установок и отношения молодежи к институту брака // Вопросы управления. - 2016. - Выпуск № 2 (20) - С. 68-76.

6. Gokova O. V., Kiseleva A. M. Comparative social and economic study of youth pro-natalist policy in the regions of Germany, France and Russia // Экономика региона. - 2017. - № 13(2) -С. 537-549.

7. Гокова О. В. Сравнительный социально-экономический анализ проведения молодежной пронаталистской политики в Германии и Франции // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2016. - № 2 - С. 135-145.

8. Gokova O. Youth Pro-natalist Policies: Social and Economic Aspects (Case Study some Regions of Russia, France and Germany) // European Journal of Natural History, 2016. - № 1. - Р. 52-55.

9. Татарова Г. Г. Математическое моделирование социальных процессов в социологическом образовании // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 129-134.

10. Форрестер Дж. Мировая динамика. - М.: Наука, 1978. - 168 с._

Сведения об авторе Гокова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры региональной экономики и управления территориями, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, тел. 89050963741, e-mail: capri484@yandex.ru

Information about the author Gokova O. V., Senior Lecturer at the Department of Regional Economy and Management of Territories, Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, phone: 89050963741, e-mail: capri484@yandex.ru

УДК 316.77

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ДОНАЛЬДА ТРАМПА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

EVOLUTION OF REPRESENTATION STRATEGIES OF THE POLITICAL IMAGE

OF DОNALD TRUMP ON RUSSIAN TELEVISION

А. А. Ефанов

A. A. Yefanov

Ключевые слова:

Дональд Трамп; СМИ; телевидение; стратегии; политический образ; США; Российская Федерация

Key words:

Donald Trump; media; television; strategies; political image; USA; the Russian Federation

Рубеж 2016-2017 гг. запомнится как время резкой смены коммуникационных парадигм. Прежде всего это связано с переориентацией стратегий медиаконтролеров. Если на протяжении 2014 года телезрители наблюдали за событиями в Украине, в 2015 году в повестке дня также появились Сирия и борьба с ИГИЛ (запрещенной в России террористи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.