Научная статья на тему 'МЕДИА-РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ'

МЕДИА-РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
200
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ / МИТИНГИ / КОРРУПЦИЯ / СТРАТЕГИИ / СМИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефанов Александр Александрович

В статье проводится социологическое осмысление стратегий медиа-репрезентации протестных настроений в федеральной повестке. Предметом рассмотрения стали антикоррупционные митинги, проходившие 26 марта 2017 года в 82 городах страны и собравшие более 92 тысяч человек. Был использован комплекс методов: контент-анализ, дискурс-анализ, методы математической статистики, вторичный анализ социологических исследований. Можно предположить, что сложившаяся медиакартина будет усиливать степень недоверия аудитории к «традиционным» СМИ, упрочивая позиции представителей гражданской журналистики - блогеров и обычных пользователей социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA REPRESENTATION OF PROTEST MOODSIN THE MIRROR OF SOCIOLOGY

The article provides a sociological understanding of the media representation strategies of protest moods on the federal agenda. Anti-corruption rallies, which took place on March 26, 2017 in 82 cities of the country and gathered more than 92 thousand people, were the subject of consideration. A set of methods was used: content analysis, discourse analysis, methods of mathematical statistics, secondary analysis of sociological research. The conclusion is made that the existing media picture will enhance the degree of the audience distrust to the «traditional» media, strengthening the positions of civil journalism representatives - bloggers and common users of social networks.

Текст научной работы на тему «МЕДИА-РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

POLITICAL AND LEGAL PROCESSES

УДК 316.77

МЕДИА-РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ

В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ

MEDIA REPRESENTATION OF PROTEST MOODS IN THE MIRROR OF SOCIOLOGY

А. А. Ефанов

A. A. Yefanov

Ключевые слова: протестные настроения; митинги; коррупция; стратегии; СМИ;

телевидение; Интернет

Key words: protest moods; rallies; corruption; strategy; mass media; TV; the Internet

В статье проводится социологическое осмысление стратегий медиа-репрезентации протестных настроений в федеральной повестке. Предметом рассмотрения стали антикоррупционные митинги, проходившие 26 марта 2017 года в 82 городах страны и собравшие более 92 тысяч человек. Был использован комплекс методов: контент-анализ, дискурс-анализ, методы математической статистики, вторичный анализ социологических исследований. Можно предположить, что сложившаяся медиакартина будет усиливать степень недоверия аудитории к «традиционным» СМИ, упрочивая позиции представителей гражданской журналистики — блогеров и обычных пользователей социальных сетей.

The article provides a sociological understanding of the media representation strategies of protest moods on the federal agenda. Anti-corruption rallies, which took place on March 26, 2017 in 82 cities of the country and gathered more than 92 thousand people, were the subject of consideration. A set of methods was used: content analysis, discourse analysis, methods of mathematical statistics, secondary analysis of sociological research. The conclusion is made that the existing media picture will enhance the degree of the audience distrust to the «traditional» media, strengthening the positions of civil journalism representatives — bloggers and common users of social networks.

Весна 2017 года может войти в новейшую историю России как время резкого подъема протестных настроений общества. 26 марта в 82 городах страны состоялись митинги против коррупции, в которых приняли участие более 92 тысяч человек [9]. Наиболее массовые акции проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Средний возраст протестующих составлял 25 лет, что можно объяснить, исходя из потребностей молодого поколения в условиях гражданского общества, стремлением к формированию своей политической идентичности [4].

Предметом исследования является социологическое изучение стратегий медиа-репрезентации протестных настроений в федеральной повестке. Был использован комплекс методов: контент-анализ, дискурс-анализ, методы математической статистики, вторичный анализ социологических исследований. Базой исследования послужили материалы интернет-изданий «Ria.ru», «Meduza.io», «Life.ru», выпуски информационных программ федеральных телеканалов («Новости», «Время» (Первый канал); «Вести» («Россия 1»); «Сегодня» (НТВ); «Здесь и сейчас» («Дождь»)), а также «посты» пользователей социальных сетей («ВКонтакте»; «Facebook»). Хронологические рамки исследования — март 2017 года.

Определение понятия «протестные настроения» считается крайне неоднозначным, поскольку само явление имеет достаточно сложные и неоднородные механизмы возник-

новения, сочетая в себе признаки двух родовых понятий — «общественные настроения» и «протестное поведение». Изучением протестных настроений в контексте общественных настроений и протестного поведения занимались А. Н. Дементьева, К. А. Гулин, Н. П. Попов, С. Р. Хайкин. На основании их выводов можно концептуализировать определение понятия «протестные настроения» как состояние социального недовольства, возникающее в результате реальной или мнимой невозможности удовлетворения преобладающих потребностей и интересов общества [10], что выражается в потенциальной склонности к участию в протестных акциях [2].

Основной предпосылкой подъема протестных настроений 2017 года эксперт «Левада-Центра» Д. Волков называет уменьшение так называемого «эффекта Крыма» [3], что проявляется в ухудшении показателей социальных настроений россиян по сравнению с 2014 годом. Сказываются не только ослабление эйфории и патриотического подъема, но и тяжелые последствия санкций и экономического кризиса в целом (согласно результатам опроса «Левада-Центра», 60 % респондентов отмечают снижение уровня жизни [6]).

Кроме того, социологи «Левада-Центра» констатируют возросшую лояльность молодежи к символам и символическим формулам с одновременным ростом неодобрения деятельности председателя Правительства РФ Д. А. Медведева (за февраль 2017 года — с 33 до 38 %) [11]. При этом россияне высказывают остро отрицательное отношение к коррупции (3/4 опрошенных молодых людей считают высшую власть в той или иной степени коррумпированной).

Катализатором протестных настроений стал размещенный 2 марта 2017 года на видеохостинге «Youtube.com» документальный фильм-расследование Фонда борьбы с коррупцией, возглавляемого А. Навальным, «Он вам не Димон», повествующий о том, что Д. А. Медведев якобы является центральным звеном многоуровневой коррупционной схемы.

Фильм вызвал широкий общественный резонанс как среди политиков (преимущественно представителей КПРФ — Г. А. Зюганова, В. Ф. Рашкина, Д. А. Парфенова и А. В. Куринного, требующих от власти дать «внятный ответ» [5] и инициировавших парламентское расследование по изложенным фактам), так и среди пользователей социальных сетей, опубликовавших «посты», содержащие резко негативную оценку деятельности Д. А. Медведева: «Все тайное наконец-то стало явным» (Игорь ***); «Жаль, у нас, как в Китае, не отрубают руки» (Владимир ***); «Поры бы сменить пиджак на тюремную робу» (Святослав ***); «Умолчать не удастся. Отвечать придется по всей строгости закона» (Ольга ***).

Спустя три недели после обсуждения данного прецедента в виртуальном пространстве, набрав критическую массу, волна недовольства перетекла в реальные уличные протесты. Антикоррупционные митинги прошли в 82 городах страны. В ходе несанкционированной акции только в Москве задержали более тысячи человек [1].

По результатам контент-анализа интернет-изданий были определены три стратегии медиа-репрезентации митингов против коррупции, продиктованные информационной политикой:

• детальное освещение («Meduza.io»);

• выборочное освещение («Ria.ru»);

• полное отсутствие информации в медиа-повестке («Life.ru»).

Стратегии детального освещения придерживались журналисты независимого новостного портала «Meduza.io», на котором 26 марта 2017 года был опубликован 31 материал по антикоррупционным митингам (рис. 1). Издание стремилось рассказать о событиях детально и оперативно (велись онлайн-трансляции с локаций акций, публиковались «посты» участников протестов из социальных сетей). В материалах сообщалось о передвижениях митингующих и количестве задержанных в разных городах страны. При этом больший акцент делался на информацию о задержаниях, которая, исходя из принципов зрелищности и экспрессии, априори вызовет наибольший интерес у аудитории.

□ Информация о количестве протестующих

■ Фоторепортажи с митингов

□ Видеорепортаж с митингов

□Передвижения протестующих

■ Материалы о задержаниях

Рис. 1. Контекст освещения митингов против коррупции 26 марта 2017 года на страницах интернет-издания «МейигаЛв»

Что касается «Ria.ru» (официального сайта МИА «Россия сегодня», существующего на государственные средства и, соответственно, отражающего интересы политической элиты), здесь вышло 3 материала. При этом заголовки всех сообщений содержали код «нарушение» — митинги были названы несанкционированными, а их участники обвинялись в провокации: «В центре Москвы прошла несанкционированная акция»; «На несанкционированной акции в Москве задержали 600 человек»; «В отделе полиции рассказали, что участники несанкционированной акции вели себя провокационно».

Однако большинство российских интернет-изданий не отразили в своей медиа-повестке информацию о многотысячных протестных акциях в десятках городов страны. Так, главным материалом «Life.ru» (наиболее оперативного информационного портала, традиционно стремившегося к освещению «горячих» и сенсационных новостей) была статья «Тупая марсияшка: фантастические твари с Красной планеты или друзья космонавтов», посвященная поиску ответа на извечный вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?» и написанная в научно-популярном стиле. Таким образом, можно предположить о стремлении журналистов отвлечь внимание от главной темы дня, создать в сознании аудитории иллюзию «социального миража».

Рассматривая стратегии медиа-репрезентации протестных настроений в поле телевидения, было замечено, что 26 марта 2017 года в повестке дня федеральных телеканалов так называемой «большой тройки» (Первого канала, «России 1» и НТВ) также не встречалось упоминаний об антикоррупционных митингах. Стратегии детального освещения придерживался единственный актор поля телевидения — телеканал «Дождь», в эфире которого в течение дня вышло 32 материала (рис. 2). Медиа-репрезентация происходила как посредством репортажей с места событий и рубрики «Видео дня» (создающих эффект личного присутствия), так и через комментарии экспертов Д. Быкова («Радостные москвичи вышли прогуляться в ясный солнечный день по родной Тверской»), Л. Шлосберга («Появляется сословие несогласных»), А. Кынева («Два сценария реакции власти на протесты»), П. Верзилова («Сейчас школьники думают, как взрослые»), Е. Альбац («Ощу-

щение «достали» начало превалировать над страхом»), М. Виноградова («Пропаганда не брала в расчет молодежь»), интерпретирующих произошедшие события.

Безусловно, явление протестных настроений 2017 года (в том числе и его медиа-репрезентация) нуждается в дальнейшем социологическом изучении и наблюдении. Однако уже сегодня можно сделать вывод, что антикоррупционные митинги 26 марта 2017 года в России были крупнейшими протестными акциями с рекордным количеством задержанных за последние пять лет. До состоявшихся событий никто из исследователей не мог прогнозировать подобный всплеск гражданской активности, ее массовость и географическую широту проводимых акций.

Неожиданным для всего общества стал тот факт, что значительно омолодился и состав протестующих. Их средний возраст составлял 25 лет (однако в массовых акциях принимали участие и несовершеннолетние — показательным стал видеоролик с комментарием пятиклассника, который мотивировал свое решение пойти на митинг [8]). Стоит сказать, что мнения аналитиков по данному вопросу оказались весьма противоречивы. Одни склонны считать, что наблюдается созревание нового граждански сознательного поколения — так называемого «поколения Путина» (имеются в виду те, кто был рожден в период президентства В. В. Путина) [7]. Другие же отмечают, что причина заключается в бездумном проявлении молодежной активности, которая в силу возраста по определению не может сформулировать четкую мировоззренческую позицию. При этом важно заметить, что на интерпретацию рассматриваемого явления в первую очередь влияют политические взгляды экспертов, их симпатии или антипатии по отношению к нынешним властным структурам.

Если сравнивать данную волну митингов с событиями 2011-2012 гг., можно заметить, что объектом в обоих случаях является молодежь, которая проявляет лояльность к А. Навальному, выступая против действующей политической системы. Главное отличие прошедших митингов заключается в стратегиях медиа-репрезентаций. Если 5 лет назад федеральные телеканалы занимались освещением митинга «За честные выборы!», «Мар-

□ Репортажи с места событий

□ Комментарии экспертов

□ "Видео дня

it

Рис. 2. Форма освещения митингов против коррупции 26 марта 2017 года в эфире телеканала «Дождь»

шей миллионов», «Народных гуляний», «Марша свободы» и т. д., стигматизируя А. Навального как нарушителя общественного порядка, то в 2017 году акции протеста в 82 городах страны не вошли в медиа-повестку основных федеральных телеканалов.

Таким образом, согласно результатам проведенного исследования, только один информационный портал («Meduza.io») и один телеканал («Дождь») придерживались стратегии детального освещения митингов против коррупции 26 марта 2017 года. Можно предположить, что сложившаяся медиакартина будет усиливать степень недоверия аудитории к «традиционным» СМИ, упрочивая позиции представителей гражданской журналистики (блогеров и обычных пользователей социальных сетей), репрезентирующих «картину дня», лишенную ангажированности, вследствие чего потенциально способных выработать высокий кредит доверия у аудитории.

Список литературы_

1. В ходе несогласованной акции в Москве задержали свыше тысячи участников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/moscow/555480 (дата обращения: 10.04.2017).

2. Гулин К. А., Дементьева А. Н. Протестные настроения населения региона в условиях кризиса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - Т. 15. - № 3. - С. 53-65.

3. Долгосрочный эффект Крыма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/03/17/681693-dolgosrochnii-effekt (дата обращения: 10.04.2017).

4. Ефанов А. А. Политическая идентификация молодежи посредством СМИ // Коммуникативные среды информационного общества: тренды и традиции: тр. Междунар. науч.-теор. конф. 28-29 октября 2016 г. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - С. 222-225.

5. Зюганов Г. А. Дайте официальный ответ на обвинения. Я бы на месте Медведева давно сделал это» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kprf.ru/activity/anticorruption/163993.html (дата обращения: 10.04.2017).

6. «Левада-Центр» подвел итоги 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/12/19/levada-tsentr-podvel-itogi-2016-goda/ (дата обращения: 10.04.2017).

7. «Поколение Путина» взбунтовалось [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/piter/2017/03/26/1602018.html (дата обращения: 10.04.2017).

8. Пятиклассник выступил на митинге «Он вам не Димон» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=a3fJT8ZA6z8 (дата обращения: 10.04.2017).

9. Сколько людей вышли на митинги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/03/27/skolko-lyudey-vyshli-na-ulitsy-26-marta-i-skolko-zaderzhali-karta-protesta (дата обращения: 12.04.2017).

10. Хайкин С. Р., Попов Н. П. Протестные настроения на Северном Кавказе: общее и особенное (часть I) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2012. - № 4 (110). - С. 14-28.

11. Чей это город? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/2017/03/28/chej-eto-gorod/ (дата обращения: 12.04.2017).

_Сведения об авторе

Ефанов Александр Александрович, к. социол. н., доцент кафедры журналистики Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург, тел. + 7(3532)771073, e-mail: yefa-noff_91@mail.ru

Yefanov A. A., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Journalism, Orenburg State Pedagogical University, phone: + 7(3532)771073, e-mail: yefanoff_91@mail.ru_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.