Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зарубежный опыт / профессиональная ориентация / профессиональное самоопределение / профотбор / foreign experience / vocational guidance / self-determination / professional selection

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.А. Пастухова, С.М. Самохвалова

В статье рассматривается проблема становления профессиональной ориентации за рубежом в XX и XXI веках. Описаны примеры решений, созданных для развития профориентации и регулирования занятости граждан в разных странах. Затронута историческая составляющая развития профессиональной ориентации населения в разных странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF PROFESSIONAL ORIENTATION: FOREIGN EXPERIENCE

The article considers the problem of formation of professional orientation abroad in the XX and XXI centuries. Examples of solutions created for the development of vocational guidance and employment regulation of citizens in different countries are described. The historical component of the development of professional orientation in different countries of the world is touched upon.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

УДК 658.5

ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

А.А. Пастухова Научный руководитель - С.М. Самохвалова

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pastuhova2198@mail.ru

В статье рассматривается проблема становления профессиональной ориентации за рубежом в XX и XXI веках. Описаны примеры решений, созданных для развития профориентации и регулирования занятости граждан в разных странах. Затронута историческая составляющая развития профессиональной ориентации населения в разных странах мира.

Ключевые слова: зарубежный опыт, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профотбор.

EVOLUTION OF PROFESSIONAL ORIENTATION: FOREIGN EXPERIENCE

A.A. Pastukhova Scientific Supervisor - S.M. Samokhvalova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pastuhova2198@mail.ru

The article considers the problem of formation of professional orientation abroad in the XX and XXI centuries. Examples of solutions created for the development of vocational guidance and employment regulation of citizens in different countries are described. The historical component of the development of professional orientation in different countries of the world is touched upon.

Key words: foreign experience, vocational guidance, self-determination, professional selection

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [5].

Основной задачей института профессиональной ориентации на этапе социального старта является помощь в выборе профессии, а конечной целью - обеспечение наиболее полной профессиональной самореализации индивида в интересах национальной экономики [4].

В конце XIX - начале XX века возникла острая историческая необходимость в появлении и развитии профориентации, нового направления в педагогике и психологии, способного помочь молодым людям в выборе профессии, что было обусловлено бурным ростом мировой экономики и интенсивным расширением мира профессий.

На рубеже XIX - XX веков у работодателей и работников появился спрос на услуги специальных служб, которые, с одной стороны, помогли бы человеку сделать эффективный

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

профессиональный выбор с учетом его способностей и требований рынка труда, а с другой -позволили бы работодателям получить качественные трудовые ресурсы.

В настоящее время исследователи выделяют три основные зарубежные модели профориентации: американскую, западно-европейскую и японскую. США - страна-родоначальник профориентации. В 1908 г. в Бостоне Ф. Парсонсом было организовано первое профконсультационное бюро, он видел главную задачу профориентации в установлении соответствия черт конкретной личности тем требованиям, которые предъявлялись человеку той или иной профессией [1]. Первая научная концепция профориентации «черта - фактор» была разработана в США, идеи которой впоследствии легли в основу теорий профориентации американских ученых, таких как А. Маслоу, С. Гинсбург, Д. Сьюпер [2].

Ведущую роль в системе профориентации США играет консультативная служба «Гайденс», информационная сетевая база данных «Occupational Information Network», наличие такой базы данных позволяет самостоятельно изучать мир профессий и проводить анализ соответствия своих интересов, склонностей и способностей требованиям желаемых профессий [6]. Также действует программа «Career Zone», предлагающая понятное для детей описание профессий из сетевой базы данных «Occupational Information Network». Минутные видеоролики рассказывают о содержании интересующей профессии и об учебных заведениях, где ее можно приобрести. Американская система профориентации представлена множественностью организационных схем и высокой степенью децентрализации.

Францию по праву можно считать лидером профориентации в Европе, отличительная черта современной концепции профориентации во Франции - информационная направленность. Национальное бюро информации по образованию и профессии «ONISEP» осуществляет управление деятельностью своих региональных представительств, разрабатывает и распространяет документацию и информацию о профессиях и направлениях образования, рынках труда и занятости, профессиональных учебных заведениях и правилах поступления в них.

Высокие показатели уровня профессионального самоопределения французской молодежи обусловлены наличием в стране большого количества Центров по информации и ориентации, Они собирают и обрабатывают информацию о состоянии рынка труда. Центр информации и ориентации во Франции в настоящее время наделены большими правами, имеют возможность влиять на профессиональный выбор молодежи в соответствии с требованиями рынка труда, привлекая ее в те отросли которые нуждаются в кадрах [3].

Стремительное развитие профориентации в Великобритании во второй половине XX века обязано существенному снижению экономического роста, что побудило правительство страны значительно повысить внимание к вопросам профориентации. В 1973 г. вышел закон о службах профориентации, в котором указывалось, что профориентационная работа должна «сопровождать» учащихся на всех этапах обучения. Впоследствии в Великобритании были открыты специальные агентства, оказывающие профориентационные услуги и принадлежащие системе регулирования рынка труда [2].

Профориентация в школах Великобритании основана на активных формах и методах обучения, так например, ролевые игры, которые позволяют моделировать различные трудовые ситуации. Данныц фактор, привел к созданию в английских школах мини-предприятий, служб профориентации и помощи в трудоустройстве, данная особенность отличает ее от аналогичных служб в других стран.

Шведская система профориентации характеризуется высоким уровнем государственного регулирования взаимодействия системы образования и рынка труда. Одним из направлений государственной политики стала разработка и реализация различных программ, так например, программа «Куда шагать по жизненной лестнице», её особенность - возможность корректировки действий школьника, направленных на выбор профессии, а также

своевременной активизации процесса его профессионального самоопределения. Специализированных учреждений, занимающихся профориентацией, не существует, этими вопросами занимаются региональные комитеты по трудоустройству молодежи. В Швеции существуют общедоступные банки данных, предоставляющих полную информацию по профессиям и ситуации на рынке труда.

Отличительной особенностью системы профориентации в Японии является тот факт, что профориентация сосредоточена в старшей школе. Концепция профориентации в Японии основана на научной теории С. Фукуямы и его диагностическом методе «человек -профессия». В Японии система профориентации глубоко интегрирована в образовательный процесс и составляет основу учебной программы для средних школ, она основана на двух основных принципах: способности к самоанализу и способности к анализу профессий [1]. Из четырех основных составляющих профориентации - профпросвещения, профконсультации, профотбора, профадаптации - особое внимание в Японии уделяется профадаптации, в отличие от других стран, где преобладают первые три. Каждый японский школьник в обязательном порядке минимум 48 раз за три года вовлекается в профессиональные пробы в процессе которых получает опыт той работы, которую он выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям [1].

Таким образом, несмотря на высокий уровень развития профориентации в зарубежных странах, все равно существует определенный ряд проблем и противоречий в системе. Основной целью любой системы профориентации является, с одной стороны, удовлетворение потребностей общества в кадрах и сбалансированный рынок труда, а с другой стороны, личностная и профессиональная самореализация каждой личности в отдельности.

В заключении можно сказать, что значимость профориентации невозможно переоценить, так как очень важны не только общие навыки человека в какой-либо сфере, а также и его желание заниматься этим и делом и способности к этому, потому что невозможно добиться успехов в деле, если нет предрасположенности к занятию. В современном мире система профориентации должна совершенствоваться постоянно.

Библиографические ссылки

1. Дементьев И.В. Профориентация : зарубежный опыт / И.В. Дементьев // elib.bsu.by : 2021. -URL:https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/18837/1/Профориентация%20зарубежный%20оп brr.pdf (дата обращения: 15.03.2022).

2. Мазуренко Е.А. Система профессиональной ориентации, опыт профориентации школьников в США / Е. А. Мазуренко, М. Б. Мирошниченко, А. Е. Колесник // Elibrary. -2019. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38304717 (дата обращения: 18.03.2022).

3. Профессиональная ориентация учащихся во Франции - Текст: электронный // library.by. - 2021. -

URL:https://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1194958461 &archive=1195596857&start_from=&ucat=& (дата обращения: 21.03.2022).

4. Профессиональная ориентация - Текст: электронный // studopedia.ru. - 2021. - URL: https://studopedia.ru/10_181161_vstuplenie.html (дата обращения: 24.03.2022).

5. Фердерер, Д. Е. Проблема профориентации современных абитуриентов / Д. Е. Фердерер, И. В. Белоусова // Elibrary. - 2021. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46380443 (дата обращения: 26.03.2022).

6. Ярлыкова, О. В. Опыт профессиональной ориентации населения за рубежом и в России / О. В. Ярлыкова, Т. С. Ипанова, А. С. Крахмалева // Elibrary. - 2017. -https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29426738 (дата обращения: 30.03.2022).

© Пастухова А. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.