УДК 656.1
Ю.В. Синютин, М.И. Петров
Эволюция спецтранспорта органов внутренних дел Российской Федерации: отвечая на вызовы времени
The evolution Russian police vehicles of the Russian Federation: responding to challenges of time
СИНЮТИН, Юрий Владимирович, научный сотрудник ФКУНПО «СТиС» МВД России. Адрес: Россия, 112024, Москва, ул. Пруд Ключики, д. 2. Тел. (495) 673-90-23. E-mail: [email protected]
SINYUTIN, Yuriy Vladimirovich, Researcher Federal Scientific-Production Association «Special Equipment and Communications» of the Russian Federation Ministry of the Interior. (STIS of MIA of Russia). Address: 2, Prud Klyuchiki St., Moscow, 112024, Russia. Phone: (495) 673 90 23. E-mail: [email protected].
ПЕТРОВ, Михаил Игоревич, заместитель начальника отдела ФКУНПО «СТиС» МВД России Адрес: Россия, 112024, Москва, ул. Пруд Ключики, д. 2.. Тел. (495) 673-90-57.
PETROV, Mikhail Igorevich, assistant chief of section Federal Scientific-Production Association «Special Equipment and Communications» of the Russian Federation Ministry of the Interior. (STIS of MIA of Russia). Address: Russia, 112024, Moscow, Prud Klyuchiki str., 2. Phone: (495) 673 90 57.
В статье рассмотрено развитие специального автомобильного транспорта органов внутренних дел Российской Федерации с учётом проводимого федеральным казённым учреждением «Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел Российской Федерации комплексного анализа научных принципов его создания, требований нормативных документов и особенностей практики применения в служебной деятельности.
Ключевые слова: специальный транспорт, оперативно-служебные машины, автомобили патрульно-постовой службы, автомобили дежурной части, автомобили оперативно-служебные типа «A3», снегоболотоход.
The article reviews the development of Russian police vehicles of the Russian Federation with regard to comprehensive analysis of special vehicle design concepts conducted by the Federal Scientific-Production Association «Special Equipment and Communications» of the Russian Federation Ministry of the Interior, regulatory requirements and specifics of practical application.
Keywords: special vehicles, utility vehicles, patrol vehicles, police dispatch center vehicles, «A3» type utility vehicles, snow and swamp mobile.
Термин «специальный транспорт» подразумевает уникальность данного типа транспортных средств. Трудно перечислить все советские, а затем и российские марки и модели автомобилей, используемые для создания специального транспорта в интересах правоохранительных органов. Практически
любой автомобиль, используемый для особых целей, отличается от гражданских аналогов внутренним устройством (дизайном, планировкой салона, дополнительным оборудованием), а некоторые из специальных транспортных средств выделяются ещё и необычным внешним видом.
Фото 1. Современный спецтранспорт для органов внутрених дел
19
Долгое время в служебном автомобиле не было никакого специального оснащения, кроме передвижной радиостанции. Сегодня в комплектацию патрульного автомобиля строевого подразделения территориального отделения полиции входят: радиостанция возимая; комплект бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС/ОР8; мобильное устройство для удалённого доступа к банкам данных; система видеонаблюдения внутри и снаружи автомобиля с записью на внешний носитель; зеркало досмотровое на штанге с фонарём... Всего 15 наименований различных технических средств (фото 1).
Со временем увеличилось и число служб, в которых задействуются транспортные средства. Вот лишь некоторые категории транспортных средств, активно используемые подразделениями МВД России с начала 80-х гг. прошлого века:
- автомобили патрульно-постовой службы полиции и дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции;
- автомобили дежурной части (АДЧ) - для доставки на место происшествия сотрудников следственно-оперативной группы, организации работы на месте, включая необходимые первоначальные следственные действия, а также для перевозки задержанных;
- передвижные криминалистические лаборатории - для проведения экспертиз при осмотре места происшествия, сбора улик и доставки вещественных доказательств;
- автомобили оперативно-служебные типа «А3» - для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ходе проведения следственных действий, судебных заседаний, непосредственно к месту содержания под стражей или отбытия наказания;
- автомобили для транспортировки нарядов полиции со служебными собаками (АТНС) и т.д.
Многие модели специальных транспортных средств разрабатывались при непосредственном участии ФКУ НПО «СТиС» МВД России.
Более 40 лет своего рода «визитной карточкой» в правоохранительных органах являлись автомобили патрульно-постовой службы на базе семейства УАЗ-469... - 315195 «Хантер» с цельнометаллическим кузовом и перегородкой, разделяющей его на пятиместный рабочий салон и двухместный отсек для задержанных (фото 2).
Фото 2. УАЗ-469
В 2015 г. прошла госиспытания и принята на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации усовершенствованная модификация АП УАЗ-3163-015 на базе автомобиля УАЗ-3163 «Патриот». По сравнению со старыми уазиками, которые создавались прежде всего для нужд Минобороны России, этот автомобиль имеет более обтекаемые формы кузова, более мягкую подвеску, гидроусилитель рулевого управления, рулевую колонку с изменяемым углом наклона, повышенный уровень комфорта в более просторном салоне (фото 3).
Фото 3. УАЗ-3163-015 АП
Существенно изменена конструкция отсека для задержанных. В целях повышения надёжности охраны установлена задняя перегородка, отделяющая задержанных от штатной задней двери кузова автомобиля. В перегородке между салоном и отсеком появился аварийный люк на случай экстренной эвакуации задержанных при отсутствии возможности вывести их через штатную дверь. Имеются отдельный отопитель и электрический вентилятор отсека (фото 4, 5).
Фото 4. УАЗ-3163-015 АП. Отсек для задержанных
Еще одна модель специального транспортного средства - автомобили дежурной части (АДЧ) ГАЗ-32215 и ГАЗ-221757 4x4 на базе «ГАЗель» и «Соболь», предназначенные для выезда следственно-оперативных групп на места происшествий.
Фото 5. УАЗ-3163-015 АП. Салон
В известном советском фильме «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия» фронтовой разведчик Шарапов, придя работать в московский уголовный розыск, был зачислен в оперативную группу под руководством капитана Жеглова, выезжавшую на задания на автобусе «Опель Блиц», которому оперативники дали прозвище «Фердинанд» (фото 6).
Фото 8. «Газель» и «Соболь» АДЧ
центральной части машины расположен рабочий салон с четырьмя («ГАЗель») или тремя («Соболь») сиденьями, столом, бензогенератором и тумбой для оборудования. Задняя часть кузова разделена на две части: справа находится двухместный местный отсек для задержанных, слева размещены полки для специального оборудования, а также место для съёмной клетки для служебной собаки. Отсек для задержанных отделён от рабочего салона металлической перегородкой с окном и аварийным люком, сзади закрыт глухой металлической перегородкой с дверью (фото 9, 10).
Фото 6. «Opel Blitz»
Однако на съёмках режиссёр фильма Станислав Говорухин использовал отечественный автомобиль ЗиС-8, установив в нём простейшую решётчатую перегородку, разделявшую салон на основную часть и отсек для перевозки задержанных лиц (фото 7).
Фото 9. «Газель» АДЧ, салон
В современной модели АДЧ кузов разделён на четыре отсека: кабину водителя, рабочий салон, отсек для задержанных и отсек для оборудования (фото 8).
Фото 10. «Газель» / «Соболь» АДЧ, вид сзади
На крыше АДЧ имеется площадка для осмотра места происшествия. Машины приняты на снабжение приказом МВД России в августе 2016 г.
Среди большой номенклатуры оперативно-служебных машин существует узкая группа автомобилей для кинологической службы МВД России. Ещё 15 лет назад служебных собак, как правило, перевозили в салоне автомобиля.
Смена привычной обстановки, незнакомые звуки и множество отвлекающих запахов - всё это создаёт для собаки стрессовую ситуацию. Испугавшись, она может повредить что-либо в салоне автомобиля, отвлечь водителя от управления транспортным средством. Кроме того, самому животному не совсем комфортно находиться в движущемся автомобиле без опоры: при крутых поворотах и резком торможении чрезвычайно сложно оставаться в устойчивом положении. Это основные причины, почему к перевозке собаки в машине следует подойти серьёзно.
Первый оперативно-служебный автомобиль ГАЗ-52-АТНС для транспортировки нарядов милиции с собаками был разработан специальным конструкторским бюро оперативно-криминалистической техники ВНИИ безопасности дорожного движения (один из предшественников ФКУ НПО «СТиС» МВД России) ещё в 1982 году. На грузовое шасси ГАЗ-52-04 устанавливался специальный кузов-фургон, в котором вдоль бортов имелись 11 откидных мест для сидения и 8 съёмных вертикальных перегородок. С помощью последних кузов можно было оборудовать по одному из трёх вариантов: для перевозки шести кинологов и пяти собак, или десяти собак и одного кинолога, или одиннадцати человек личного состава (без собак).
В 1988 г. НИИСТ МВД СССР разработал оперативно-служебные автомобили для несения патрульной службы сотрудниками милиции с собаками на базе легковых автомобилей семейства «Жигули» моделей ВАЗ-2101, -2103, -2106, -2105 и -2107, а также «Москвич-412ИЭ» и «Москвич-2140».
Специалистами института были разработаны комплекты легкосъёмных специальных сетчатых и плексигласовых перегородок и оборудование заднего сиденья. Перегородку устанавливали между передними и задними сиденьями салона. Штатная подушка заднего сиденья заменялась полужёстким сиденьем с откидной крышкой или дополнялась двумя поролоновыми валиками и чехлом. Такая комплектация заднего сиденья позволяла разместить кинолога с собакой или одну собаку (фото 11, 12).
Фото 11, 12. Легковой автомобиль с кинологическим отсеком
Современные автомобили «Кинологическая служба» на базе «ГАЗели» предназначены для перевозки сотрудников полиции и специально обученных собак к местам проведения оперативных мероприятий. Эти автомобили имеют разные планировки салона (фото 13).
Фото 13. «Газель» АТСН «Кинологическая служба»
В одном из вариантов (СКП модель 29625Е, вариант 1) имеется общий салон для сотрудников и специально обученных собак, 4 пассажирских сиденья и 3 стационарных клетки для собак, откидной столик, вещевой ящик (фото 14).
Фото 13. СКП, модель 29625Е. Кузов автомобиля
Во втором варианте СКП модель 29625Е кузов автомобиля разделён на кабину водителя, пассажирский салон (4 сиденья, столик и ящик для вещей) и специальный отсек для собак с тремя стационарными клетками.
Наконец, третий вариант (модель 27322-20): автомобиль тоже делится на три части - кабину водителя, пассажирскую, которая оснащена шестью сиденьями и откидным столиком, и специальное отделение, где располагается двухъярусный стеллаж для установки четырёх пластиковых контейнеров для собак (фото 15).
Во всех перечисленных вариантах на автомобили устанавливаются дополнительные опции, обеспечивающие комфортное размещение и самих полицейских, и четвероногих «сотрудников»: системы вентиляции, кондиционирования, отопления, как в салоне, так и в отсеке для собак.
Отдельная группа - автомобили оперативно-служебные типа «А3» (так называемые «автозаки»). Предназначены для перевозки спецконтингента -подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, временно задержанных по решению следователя и лиц, которым суд определил меру пресечения в виде заключения под стражу, а также осуждённых
Фото 15. «Газель» АТНС. Отсек для собак
(правда, перевозкой последних МВД России уже около 20 лет не занимается, это входит в компетенцию ФСИН России).
Снова обращаясь к истории, отметим, что до 1950-х гг., пожалуй, единственным «узкоспециализированным» транспортом правоохранительных органов были именно «автозаки».
В 1950-1960-х гг. переоборудование обычных грузовых автомобилей в спецавтомобили для перевозки спецконтингента осуществлялось по специальным инструкциям в исправительно-трудовых колониях (ИТК) или в хозяйственных подразделениях органов внутренних дел и внутренних войск непосредственно «на местах». У автомобиля наращивались борта либо на шасси устанавливался специальный кузов из деревянного или металлического каркаса, обтянутого брезентом или металлическим листом. Внутри устанавливалась поперечная деревянная или металлическая перегородка, разделяющая кузов на камеру для спецконтингента и помещение караула.
В первой половине 1970-х гг. началось серийное производство «стандартизированных» спецавтомобилей «А3» на производстве ИТК в подмосковном Крюково и в посёлке Сухобезводное Горьковской области. Да, изготовлением автомобилей для перевозки задержанных и осуждённых занимались сами осуждённые!
Тогда у серийных спецавтомобилей «А3» на шасси ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130Г и Урал-375 кузова стали цельнометаллическими, со сварным решетчатым каркасом с двойной обшивкой из стального листа и теплоизоляцией. Вместимость их составляла от 15 до 36 человек спецконтингента, в помещении конвоя устанавливались 3-4 сиденья.
Разработкой документации занимался НИИСТ и его предшественники. За три десятилетия выработались определённые требования и технические ре-
шения по конструкции камер для спецконтингента (они же касаются отсеков для задержанных в автомобилях патрульных и дежурных частей), которые выработались на основе опыта, иной раз оплаченного кровью.
Отсеки и камеры для задержанных должны обеспечивать надёжность их охраны, т.е. обладать технической противопобеговой укреплённостью, ибо при слабой конструкции и недостаточно прочном закреплении дверей, замков и других элементов камер задержанные могут выбить двери, сломать элементы оборудования спецавтомобиля и совершить нападение на сотрудников милиции (полиции). Кроме того, любая «неправильно» закреплённая и отломанная деталь (на первый взгляд - мелочь) в руках задержанных может превратиться в оружие и может стоить жизни сначала сотрудникам милиции/полиции, а потом и обычным гражданам.
В середине 2000-х гг. к разработке транспортных средств для российской милиции подключились ряд ведущих отечественных автомобильных предприятий - УАЗ, ГАЗ и другие. Российские автогиганты к тому времени уже имели опыт разработки спецтранспорта в интересах различных служб, но не были знакомы со спецификой и особенностями конструкции автомобилей для органов внутренних дел Российской Федерации. Поэтому первые изготовленные ими образцы спецавтомобилей «А3» имели существенные недостатки:
- пластиковые вентиляционные заслонки без труда взламывались подручными средствами;
- плафоны освещения не имели защитных решёток;
- электропроводка была проложена поверх внутренней обшивки камер, что позволяло легко вывести её из строя;
- крепления вентиляционных решёток, запорные устройства и петли дверей крепились недостаточно прочно, по аналогии с обычными пассажирскими машинами, без учёта того, что задержанные могут предпринять попытку их выбить или взломать.
Вывод напрашивался сам собой: многие технические решения, которые применяются в обычных пассажирских автомобилях, неприемлемы в спецавтомобилях подобного класса.
В 1999 г. вышел разработанный НИИСТ отраслевой стандарт ОСТ 78.01.0002-99, регламентирующий требования к спецавтомобилям типа «А3». В результате переработки упомянутого ОСТа, проведённой ФКУ НПО «СТиС» МВД России, в октябре 2010 года были введены в действие правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010. Доработанная редакция ПР 78.01.0024-2016 действует с августа 2016 г. (фото 16).
Фото 16. «Газон Некст» АЗ
В настоящее время на снабжении органов внутренних дел Российской Федерации состоит ряд спецавтомобилей типа «А3» на базе УАЗ, ГАЗель и ГАЗель «Некст», ГАЗ-3309 и ГАЗон «Некст», КАМАЗ-4308 (4x2) и КАМАЗ-43114 (6x6) - вместимостью от 4 до 32 задержанных.
Помимо обеспечения противопобеговой укре-плённости, машины оснащены системами отопления и вентиляции помещения конвоя и камер для спецконтингента. Следует отметить, что отопители на «автозаках» появились только в конце 1970-х гг., электрические вентиляторы - в конце 1990-х и совсем недавно, в 2010-х гг., спецавтомобили «А3» начали оснащать кондиционерами. А в 2006 г. по заявке Департамента охраны общественного порядка МВД России разработали первый спецавтомобиль «А3» с биотуалетом - «3309-АЗТ» на шасси ГАЗ-3309.
В 2009 году выходит приказ МВД России об оснащении спецавтомобилей типа «А3» системой видеонаблюдения за камерами и помещением конвоя, а также комплектом бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС. Кроме этого, в составе бортового оборудования предусмотрена кнопка «Тревога-нападение» (в кабине и в помещении конвоя), нажатием которой конвой может подать сигнал о возникновении чрезвычайной ситуации.
В настоящее время комплект оборудования системы ГЛОНАСС и система видеонаблюдения являются обязательными атрибутами спецавтомобилей «А3» наряду с автомобильной радиостанцией, СГУ и спецокраской. Впрочем, то же относится к патрульным автомобилям и АДЧ. Но указанные системы требуют постоянного питания и потребляют большое количество электроэнергии даже в «спящем» режиме, что приводит к разряду штатной аккумуляторной батареи. С 2016 г. полицейские спецавтомобили начали оснащать дополнительной аккумуляторной батареей или так называемой системой гарантированного запуска двигателя (СГЗД).
В первом случае на спецавтомобиль устанавливаются одна или две дополнительные аккумуляторные батареи, от которых во время стоянки с заглушённым двигателем осуществляется питание дополнительных потребителей через дополнительную цепь, не зависимую от цепи подключения штатной АКБ. При заглушённом двигателе штатная батарея отключается от дополнительных потребителей и батарей с помощью специального реле и сохраняет свой заряд для запуска двигателя. При запуске двигателя питание всего электрооборудования осуществляется от штатного генератора, реле замыкается, происходит заряд всех батарей.
СГЗД представляет собой один или несколько молекулярных накопителей энергии (конденсаторов большой ёмкости), подключаемых, как правило, последовательно или последовательно-параллельно со штатной аккумуляторной батареей. В этом случае питание всех потребителей осуществляется от аккумуляторной батареи, а запуск двигателя - от конденсаторов. Кроме того, при движении система электроснабжения автомобиля должна обеспечивать положительный баланс электроэнергии.
В настоящее время ФКУ НПО «СТиС» МВД России проводит мероприятия по принятию на снабжение ряда перспективных спецавтомобилей типа
«A3» на базе цельнометаллических фургонов «ГАЗель Next» и «Ford Transit», созданных различными предприятиями-изготовителями.
Вся сорокалетняя история спецавтомобилей типа «A3» представляет собой путь совершенствования. Если заглянуть внутрь «УАЗ-452-АЗМ» 1982 г. и «УАЗ-З96221» - «A3» 2013 г., или, например, в кузова спецавтомобилей «A3» на базе «газиков» 1970-х и 2010-х гг., можно увидеть, что планировка у них идентичная, однако по составу специального оборудования это абсолютно разные машины.
В скором времени спецавтопарк подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, видимо, пополнится гусеничными снегоболотоходами.
Необходимость разработки данного вида спецтранспорта вызвана специфическими российскими условиями. Выполнение повседневных задач сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации в ряде регионов затрудняется, в частности, наличием отдалённых населённых пунктов, где имеются сезонные размытые и заболоченные участки дорог, броды, горная местность. Поставить стражей порядка «на гусеничный ход» предложили на предприятии «Специальные транспортные машины» (до 2014 г. -ООО «Спецтех») в городе Заволжье Нижегородской области.
Для этого с 2013 г. в целях внедрения новых образцов вездеходной техники ФКУ НПО «СТиС» МВД России проведена работа по сопровождению мероприятий, связанных с постановкой на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации гусеничного оперативно-служебного снегоболотохода 2411-СДЧ, созданного на базе снегоболотохода ЗВМ-2411П «Узола» серийно производимого одной из отечественных компаний. Специальное транспортное средство предназначено для патрулирования и выезда следственно-оперативных групп на место происшествия там, где движение автомобильного транспорта, даже повышенной проходимости, затруднено или невозможно (фото 17).
Фото 17. Снегоболотоход
Скорость движения СДЧ по суше составляет 60 км/ч, на плаву - 4-5 км/ч. Машина в полной комплектации весом около 4,5 т оснащена бензиновым или дизельным двигателем мощностью 125 или 110 л.с. Кузов снегоболотохода заимствован у микроавтобуса «УАЗ», нижняя его часть срезана и заменена водоизмещающим корпусом, к которому крепится гусеничный движитель.
Внутреннее пространство кузова разделено на кабину водителя, рабочий салон, отсек для задержанных и отсек для оборудования. В салоне помимо сидений и рабочего стола предусмотрено место, где будет находиться клетка для служебной собаки. Вместимость СДЧ может варьироваться в зависимости от служебной необходимости: 2 места в кабине, 2 места в отсеке для задержанных, в салоне могут разместиться 4 человека и собака или 6 человек.
Впервые разработчики продемонстрировали СДЧ в сентябре 2012 г. на Международной научно-практической конференции «СПЕЦ-транспорт», состоявшейся в ФКУ НПО «СТиС» МВД России. После испытаний в территориальных подразделениях полиции Нижегородской области снегоболотоход принят на снабжение МВД России в мае 2015 г. (фото 18).
За последние годы МВД России выполнен значительный объём работы по обеспечению требуемого уровня технического оснащения для городских и районных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, где данный вопрос стоит наиболее остро. Закупки спецтехники осуществлялись в установленном порядке Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.
Так, новые внедорожники вручили лучшим участковым районов Нижегородской области. Глава Нижегородской области Глеб Никитин отметил: «Такая машина особенно выручит сельских участковых, которым приходится преодолевать большие расстояния между населёнными пунктами» (фото 18).
Фото 18. Новые спецавтомобили-внедорожники получили лучшие участковые Нижегородской области
Автомобильный парк свободненской полиции Амурской области обновился на 37 единиц новых патрульных автомобилей - для службы ДПС, патруль-
но-постовой службы полиции, специальные машины дежурной части. Все автомобили оснащены видеорегистраторами, навигационной системой, средствами для подачи звуковых сигналов (фото 19).
Фото 19. Полицейские г. Свободного в Амурской области также получили новые спецавтомобили
Как отметили в УМВД России по Амурской области, новые автомобили, полученные в рамках госо-боронзаказа, превосходят прежние модели по технической оснащённости и комфортабельности.
В МВД России по Республике Крым передано 44 автомобиля, в т.ч. в управление МВД России по г. Севастополю - 27 единиц транспортных средств, Симферопольскому линейному отделу МВД России на транспорте - 2 автомобиля.
Перспективы развития спецтранспорта в ФКУ НПО «СТиС» МВД России видят в следующем:
- дальнейшее повышение комфортабельности размещения личного состава, наряду с улучшением условий размещения задержанных (но не в ущерб усилению противопобеговой укреплённости), что в последнее время особенно актуально в свете требований о соблюдении прав человека;
- дальнейшее совершенствование применяемых на спецавтомобилях электронных систем, а также размещение на единой панели органов управления СГУ, средствами связи, навигации, доступом к базам данных.
Более широкое применение на автотранспорте должны получить автоматизированные системы мониторинга и архивирования маршрутов транспорта, в т.ч. с помощью спутниковых систем.
Обеспечить разработку новых, отвечающих современным задачам МВД России образцов специального транспорта возможно только при комплексном анализе научных принципов их создания, результатов всесторонних испытаний и практики применения в служебной деятельности.
Список литературы
1. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 8 фев. - № 25.
2. Об оснащении транспортных средств отдельных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 марта 2009 г. № 204 [Электронный ресурс] // Сайт «Библиотека кпи. znate.ru». - Режим доступа: http://knu.znate.ru/docs/index-589469.html (дата обращения: 14.03.2018).
3. Специальный транспорт для силовых структур : сб. докладов Международной научно-практической конференции «СПЕЦ-транспорт». Каталог продукции специального транспорта. - М., 2012. - 232 с.
4. Специальная техника органов внутренних дел : учебник / под общ. ред. Ю.А. Агафонова. - Ч. 1. -Краснодар: КрУ МВД России, 2011. - 245 с.
5. Аннотированный информационный бюллетень о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, выполненных ФКУ НПО «СТиС» МВД России в 2010 году. - М.: ФКУ НПО «СТиС» МВД России, 2011. - 52 с.
6. Петров, М., Егоров, А. АЗы одной профессии (часть 1). История автозаков в СССР [Электронный ресурс] // Сайт «Грузовик пресс». - Режим доступа: http://www.gruzovikpress.ru/article/9789-istoriya-avtozakov-v-sssr-azy-odnoy-professii-ch-1/ (дата обращения: 14.03.2018).
7. Петров, М., Егоров, А. АЗы одной профессии (часть 2). Современные спецавтомобили для перевозки заключённых МВД и ФСИН России [Электронный ресурс] // Сайт «Грузовик пресс». - Режим доступа: http:// www.gruzovikpress.ru/article/9956-sovremennye-spetsavtomobili-dlya-perevozki-zaklyuchennyh-mvd-i-fsin-rossii-azy-odnoy-professii-ch-2/ (дата обращения: 14.03.2018).
8. Автомобили для МВД России [Электронный ресурс] // Сайт «Газтехсервис - специальные машины». - Режим доступа: http://www.gtsnn.ru/mvd.html (дата обращения: 14.03.2018).
9. Василькова, О. Новые полицейские автомобили прибыли на службу в Свободный. [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Зейские огни» (г. Свободный Амурской обл.). - 2016. - 11 окт. - Режим доступа: https:// www.gzt-sv.ru/news/54345-novye-policejskie-avtomobili-pribyli-sluzhbu (дата обращения: 14.03.2018).
© Синютин Ю.В., Петров М.И, 2018