Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ СКЛАДОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧКАХ'

ЭВОЛЮЦИЯ СКЛАДОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ / ЛОГИСТИКА / ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК / СКЛАД / КОНТРАКТНОЕ СКЛАДИРОВАНИЕ / КРОСС-ДОКИНГ / ФУЛФИЛМЕНТ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апостолов Игорь Юрьевич

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день тематике, а именно вопросам по управлению складским хозяйством в современных цепочках поставок. Вес и роль складов, которые в недалёком прошлом занимали по значению и затратам в логистике незначительную, а порой и второстепенную роль, стремительно растут. Широкое применение достижений научно-технического прогресса, средств автоматизации и комплектации склада привели к тому, что складское хозяйство стало не просто физическим местом складирования, но и источником добавленной стоимости и производственным узлом.Сейчас специалисты по логистике едины во мнении, что товарный запас следует держать как можно ближе к месту потребления, чтобы сдержать рост транспортных расходов и удовлетворять всё более высокие требования потребителей к скорости доставки. Это привело к тому, что получили развитие такие виды складского хозяйства, как кросс-докинговые и перевалочные центры, фулфилмент-центры, сортировочные и консолидационные пункты, центры реверсивной логистики - и всё это в дополнение к своей основной роли хранилищ товаров.Конкурентная борьба за покупателя, переход от стратегии продаж Push к Pull (вытягивание взамен выталкивания), JIT (Just in Time), QR (Quick Response) и другим увеличивают ответственность складского хозяйства и работников к качеству работы склада, под которым понимается точность и быстрота отбора и оперативность обработки возврата товара.Развитие электронной торговли, необходимость обработки множества заказов, преимущественно мелких, превратили склады в интернет-площадки с передовой автоматизацией процессов перемещения товаров и оборудования, в первую очередь WMS (Warehouse management system).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAREHOUSE EVOLUTION IN CONTEMPORARY LOGISTIC CHAINS

This article is devoted to the issues of warehouse management in modern supply chains. The weight and role of warehouses, which in the recent past occupied a minor, and sometimes even a secondary role in logistics, are rapidly growing. The widespread use of scientific and technological progress, automation and warehouse equipment has led to the fact that the warehouse has become not just a physical storage place, but also a source of added value and a production hub.Logistics experts now agree that inventory should be kept as close to the place of consumption as possible in order to contain the growth of transport costs and meet the increasingly high requirements of consumers for the speed and quality of delivery. This has led to the development of such types of storage facilities as cross-docking and transshipment centers, fulfillment centers, sorting and consolidation points, reverse logistics centers - all in addition to their main role as warehouses of goods.The competition for the buyer, the transition from the Push sales strategy to Pull (pulling instead of pushing), JIT (Just in Time), QR (Quick Response) and others increase the responsibility of the warehouse management and employees for the quality of the warehouse operations, which means the accuracy and speed of picking, and the efficiency of the goods return processing.The development of e-commerce, the need to process a large number of orders, mostly small ones, have turned warehouses into Internet platforms with advanced automation of moving goods and equipment, primarily WMS (Warehouse management system).

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ СКЛАДОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧКАХ»

Раздел «Экономика»

Эволюция складов в современных логистических цепочках

АПОСТОЛОВ Игорь Юрьевич

к.экон.н., преподаватель Кафедры международных транспортных операций и логистики,

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76

E-mail: apostolovigor@icloud.com

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день тематике, а именно вопросам по управлению складским хозяйством в современных цепочках поставок. Вес и роль складов, которые в недалёком прошлом занимали по значению и затратам в логистике незначительную, а порой и второстепенную роль, стремительно растут. Широкое применение достижений научно-технического прогресса, средств автоматизации и комплектации склада привели к тому, что складское хозяйство стало не просто физическим местом складирования, но и источником добавленной стоимости и производственным узлом.

Сейчас специалисты по логистике едины во мнении, что товарный запас следует держать как можно ближе к месту потребления, чтобы сдержать рост транспортных расходов и удовлетворять всё более высокие требования потребителей к скорости доставки. Это привело к тому, что получили развитие такие виды складского хозяйства, как кросс-докинговые и перевалочные центры, фулфилмент-центры, сортировочные и консолидационные пункты,

центры реверсивной логистики — и всё это в дополнение к своей основной роли хранилищ товаров.

Конкурентная борьба за покупателя, переход от стратегии продаж Push к Pull (вытягивание взамен выталкивания), JIT (Just in Time), QR (Quick Response) и другим увеличивают ответственность складского хозяйства и работников к качеству работы склада, под которым понимается точность и быстрота отбора и оперативность обработки возврата товара.

Развитие электронной торговли, необходимость обработки множества заказов, преимущественно мелких, превратили склады в интернет-площадки с передовой автоматизацией процессов перемещения товаров и оборудования, в первую очередь WMS (Warehouse management system).

Ключевые слова: экономика, бизнес, управление, логистика, цепочки поставок, склад, контрактное складирование, кросс-докинг, фулфилмент, распределительные центры.

z

Введение. Основные процессы управления складской деятельностью остаются неизменными с течением долгого времени: мы принимаем на склад товары, выполняем заказы, осуществляем пополнение, оказываем услуги с добавленной стоимостью и, наконец, отгружаем товары. Развитие складской логистики связано в основном с более широким применением технических средств и автоматизации, более точной оценкой деятельности, в том числе и оценкой финансовых результатов деятельности и денежной оценкой товара, который хранится на складе, и более эффективным управлением ресурсами, будь то ресурсы складских помещений, техники или человеческие ресурсы.

Склад по-прежнему играет значительную роль в цепочках поставок и сохранит эту роль в обозримом будущем, хотя склады будут принимать разные виды. Например, развитие такого направления, как фулфилмент-центры для электронной торговли определённо вызывает перемены в складской логистике, что ещё более ускоряется пандемией.

Гвинн Ричардс в своей книге «Управление современным складом» (2017, с. 17) отмечает, что товарный запас сейчас следует держать как можно ближе к месту потребления, чтобы сдерживать неуклонный рост транспортных расходов и удовлетворять всё более высокие требования потребителей к скорости доставки. Это привело к тому, что многие склады превратились в кросс-докинговые и перевалочные центры, фулфилмент-центры, сортировочные и консолидационные пункты, центры реверсивной логистики — и всё это в дополнение к своей основной роли хранилищ товаров.

Склады стремительно эволюционируют. Технический и технологический прогресс идёт очень высокими темпами и постоянно открывает новые возможности для более рациональной и эффективной организации складского хранения. Результатом этих технических усовершенствований станет, скорее всего, значительное сокращение персонала и более рациональная организация деятельности. Но с ними связан и рост затрат. Следует иметь в виду, что возможность извлечь выгоду из таких усовершенствований за счёт крупных инвестиций в технологии существует не во всех случаях: автоматизировав неудачный по своей сути процесс, можно его ускорить, но эффективнее он от этого никак не станет.

Традиционно склады рассматривались как центры затрат, редко служащие источником добавленной стоимости. С 1980-х годов с

62

изменением концепции поставок, переносом производства в страны Азии, ростом электронной торговли и повышением требований со стороны потребителя подход к ведению складского хозяйства резко изменился. Теперь склад считается одним из основных звеньев в современных цепочках поставок. Сегодня склады — это инструмент, позволяющий компаниям выделиться среди конкурентов (Берг, 2016, с. 34).

Можно выделить несколько причин, которые привели к увеличению роли складов в логистической цепочке. К ним относятся нижеследующие.

1. Технологические достижения. Специалисты по логистике (Журавлёв, Маликов, 2006; Фразелли, 2015; Мерфи-мл., Вуд, 2016) полагают, что к числу важнейших технологических достижений относятся Интернет, разработки компьютерной техники и программного обеспечения, появление как следствие современных систем штрих-кодирования, QR-кодирования, RFID-технологий. Компьютерная техника и программное обеспечение оказывают огромное влияние на управление логистикой, которая нуждается в обработке больших объёмов информации (Big Data). К технологическим достижениям следует добавить работу в системе «облачных технологий», что сделало обмен информацией и доступность её обработки, равно как и доступ к управленческим системам, ещё более мобильными и общедоступными. Данные технологические достижения равносильны появлению контейнеров и интермодальных перевозок.

Технологические достижения в области компьютерной техники и программного обеспечения в целом позволяют специалистам по логистике и складскому хозяйству принимать более оперативные,

63

информативные и точные решения в отношении обслуживания клиентов и управления товароматериальными запасами.

2. Переход от стратегии продаж Push к Pull, JIT (Just in Time), QR (Quick Response), ECR (Effective Client Response), CPFR (collaborative planning forecasting and replenishment), VMI (vendor-managed inventory) и другим. В продажах классически рассматриваются две основные стратегии - Push (стратегия выталкивания) и Pull (стратегия втягивания). Согласно Push-стратегии мы стимулируем посредников продавать наш продукт, т.е. как бы «проталкиваем» продукт по каналам сбыта от производителя к конечному потребителю. А Pull-стратегия подразумевает, что мы через маркетинговые коммуникации стимулируем к покупке конечного потребителя, заставляя его приходить в магазины и требовать наш товар, т.е. «втягиваем» конечного потребителя во взаимоотношения с брендом.

При ставке на Push-стратегию продавец предоставляет посредникам (торговым представителям, торговым сетям) все маркетинговые инструменты (информационные материалы, буклеты, ценовые акции для конкретных сетей и т.д.), а также контролирует, чтобы продукт стоял на самом выгодном месте, а торговый персонал сети мог проконсультировать покупателей. Необходимо максимально «проталкивать» продукт через сбытовые каналы и стимулировать своих посредников для того, чтобы из всего разнообразия продуктов торговый персонал советовал потребителю именно ваш товар. Помимо мотивации посредников необходимо ещё и своевременно и качественно обслуживать обеспечиваемый ими клиентопоток. В целом при данной стратегии товар должен быть осязаем, его можно

было потрогать, пощупать, примерить, либо он должен быть в наличии на ближайшем складе магазина, автосалона и так далее.

При Pull-стратегии продавцы работают над лояльностью и осведомлённостью о бренде, воздействуя не на посредников, а напрямую на конечного потребителя. С помощью маркетинговых коммуникаций до потребителя доносятся преимущества продукта и ценности бренда, чтобы покупатель приходил в магазин целенаправленно, именно за вашим продуктом. Интернет-торговлю и торговлю по каталогам также относят к маркетинговой системе pull, иными словами, то, что мы заказываем, часто предоплачивая, не видя товара, является классическим примером pull-модели. Зачастую данный товар, например в случае определённой комплектации легкового автомобиля или самолёта, еще не произведён. Понятно, что система «вытягивания» требует больших логистических усилий, чем система «выталкивания», хотя бы потому, что товар необходимо отобрать на складе, доставить в точку продаж, POS (Point of sale), иногда доукомплектовать его на складе в соответствии с потребностью покупателя, а также в случае неполучения товара применить реверсивную логистику и так далее. Ещё в этом случае увеличивается количество операций, которые также приходится обрабатывать логистическим модулем компании.

Нужно заметить, что каждая стратегия имеет свои преимущества, но лучше всего использовать их в комплексе — с помощью системы интегрированных маркетинговых коммуникаций воздействовать одновременно и на посредников, проталкивая продукт по каналам сбыта, и на конечных потребителей, обеспечивая горячий спрос на продукт.

Точно в срок, ТВС, (от англ. Just In Time, JIT) — наиболее распространённая в мире логистическая концепция. Основная идея концепции заключается в следующем: если производственное или сбытовое расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. Эта концепция является одним из основных принципов бережливого производства. Концепция Just-in-time (Точно в срок) приводит к изменению взглядов по отношению к запасам. Они должны стремиться к минимальным (нулевым запасам) материального ресурса, незавершённого производства, готовой продукции, что в принципе делает при хранении доминирующей концепцию кросс-докинга.

Система JIT зародилась в Японии в середине 70-х годов XX века в компании "Тойота" и в настоящее время с большим успехом применяется во многих промышленно развитых странах. Суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создаётся непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как зло, существование которого затрудняет решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, манёвренности и

66

конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия.

Система JIT является более увязанной со спросом, т.е. системой «вытягивания», чем традиционный метод "выбрасывания продукции на рынок". При этой системе действует принцип: производить продукцию только тогда, когда в ней нуждаются, и только в таком количестве, которое требуется покупателям. Спрос сопровождает продукцию весь производственный процесс. При каждой операции производится только то, что требуется для следующей операции. Производственный процесс не начинается до тех пор, пока с места последующей операции не поступит сигнал о необходимости приступить к производству. Детали, узлы и материалы доставляются только к моменту их использования в производственном процессе.

Следующая концепция, на которую нужно обратить внимание, это концепция/технология QR (Quick Response), завоевавшая большую популярность в США в текстильной индустрии в 1980-х годах. Именно эта технология послужила отправной точкой для развития последующих стратегий CPFR, ECR и VMI (Фразелли, 2015, с. 62-63).

QR-технология (метод быстрого реагирования) представляет собой логистическую координацию между ритейлерами, оптовиками и зачастую производителями с целью улучшения продвижения готовой продукции в дистрибутивных сетях в ответ на предполагаемое изменение спроса. Реализация этой технологии осуществляется путём мониторинга продаж в розничной торговле (например, с помощью сканирования штрих-кодов) и передачи

67

информации об объёмах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам и от них — производителям готовой продукции. Информационная поддержка обеспечивает разделение ОИ-процесса между ритейлерами, оптовиками и производителями. Продолжающиеся совершенствования информационных технологий способствуют снижению неопределённости в сроках доставки готовой продукции, в производстве и пополнении запасов, открывая возможности максимальной гибкости взаимодействия партнёров в интегрированных логистических сетях. Применение ОИ-технологии позволяет уменьшить запас готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже страхового запаса, позволяющего быстро удовлетворить изменение потребительского спроса и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.

Основная идея метода быстрого реагирования состоит в том, что для получения временных конкурентных преимуществ необходимо разрабатывать системы, действующие быстро. Применение логистической концепции быстрого реагирования стало возможным после разработки соответствующих информационных технологий, в частности протоколов электронного документооборота, штрихового, ОИ кодирования, КБГО меток, системы электронной точки продаж. Суть ОИ заключается в том, чтобы оценивать спрос в реальном масштабе времени, насколько это возможно и как можно ближе к конечному потребителю. Стратегия подхода ОИ предполагает, что контрагенты розничной торговли товарами массового потребления и их поставщики работают сообща с целью быстрого удовлетворения требований потребителей за счёт совместного использования доступной информации.

3. Рост влияния электронной торговли. Рост электронной торговли как между компаниями (В2В), так и в потребительском секторе (В2С) будет продолжаться. Помимо торговли промышленными товарами, прогнозируется и происходит существенный рост онлайн-торговли с доставкой на дом и в почтаматы, что очень удобно для потребителей.

Изменение роли потребителя продукции в сторону усиления, превращение его, по сути, в диктатора рынка приводит к появлению всё большего количества фулфилмент-центров и центров реверсивной логистики (обработки возвратов товаров). По мере усиления конкуренции продавцы и производители будут искать способы уменьшения расходов и увеличения качества предоставляемых услуг. Это приводит к уходу с рынка неэффективных складов с низким классом обслуживания. Тенденция сегодняшнего дня такова, что мелкооптовые и розничные продавцы стремятся сокращать складские запасы в цепочках поставок, что приводит к росту фулфилмент-центров с одной стороны, и увеличению кросс-докинговых операций (то есть складских операций без хранения или с минимальным хранением) с другой (Берг, 2016, с. 80).

По вышеуказанным причинам а также с позиций использования более высоких компетенций, продавцы и производители всё чаще обращаются за складскими услугами к 3РЬ компаниям. Торговля через интернет находится в процессе бурного развития и признаков замедления темпов этого роста не видно. Сегодня практически с каждого мобильного устройства можно произвести соответствующий электронный заказ. С точки зрения складского хранения это привело к пропорциональному увеличению количества обрабатываемых

69

заказов. Продавцы, ведущие торговлю только в интернете, получили несомненное преимущество в соответствующих специализированных складах, поскольку они у них существовали, потребовалось только адаптировать их на увеличение числа заказов; либо пришлось увеличивать количество новых складов, хотя опыт использования их для электронной торговли уже имелся.

Хуже обстоит дело с традиционными производителями, для которых онлайн продажи - это новые каналы, под которые приходится адаптировать классические системы распределения. Отличным подспорьем для этого представляют собой многофункциональные торговые площадки по типу Amazon, Wildberries, Ozon, которые предоставляют услуги в области электронной торговли.

4. Глобализация торговли. Несмотря на то, что разделение труда между странами существует относительно давно, влияние глобализации начало играть существенную роль с 80-х годов предыдущего столетия, когда ведущие индустриальные страны, руководствуясь причинами себестоимости продукции и системы налогообложения, начали переносить производство в Китай, Индию, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Помимо этого развитию глобализации способствовали и косвенные причины, такие как унификация правил международной торговли, международные торговые соглашения и ряд других.

Ричардс Гвинн и Гринстед Сьюзан в своей работе «Инструментарий логистики и управления цепями поставок» (2018) пишут, что в логистическом плане это привело к тому, что основные рынки сбыта стали оторваны во времени и пространстве от мест производства (с. 38). Повышение конкуренции, увеличение роли

70

покупателя, развитие электронной торговли с точки зрения складской логистики привело к появлению складских комплексов, расположенных в непосредственной близости от мест продажи. Речь, в частности, идёт о фулфилмент-центрах, но это может касаться складских комплексов и для других видов груза, например с заданной температурой хранения и влажностью (фрукты и прочее, бытовая электроника и т.д.).

Вместе с тем необходимо отметить, что в последнее время наметилась и обратная тенденция, а именно возвращение части производств в страны Восточной и Южной Европы, США. Эта тенденция касается не всего производственного цикла, а в основном досборки изделий из комплектующих, которые преимущественно производятся в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

5. Развитие финансового менеджмента. Хранение товароматериальных запасов - очень важная сфера финансового менеджмента в сетях поставок. Это объясняется тем, что с финансовой точки зрения запасы представляют собой значительный актив фирмы. Роль и вес складских активов увеличиваются при владении собственным складом. Данные активы финансируются в краткосрочном или долгосрочном варианте либо за счёт собственных ресурсов, либо за счёт заёмных средств. Второй сценарий встречается значительно чаще.

Вопрос финансирования движения товаро-материальных запасов связан с так называемой «плавучестью товаро-материальных запасов» (inventory float), которая означает связывание денежных средств в течение периода хранения товара. Данное «связывание»

происходит из-за того, что, во-первых, товар хранится на складе в

71

ожидании реализации, и нет движения финансов. Во-вторых, современные формы торговли предполагают, что покупатели товара (дебиторы) имеют значительную отсрочку по уже поставленным товарам. Решить данную дилемму помогают современные схемы овердрафтного кредитования и факторинга.

Ниже дана характеристика новых направлений (видов складов по характеру эксплуатации) в складской логистике.

Контрактное складирование. В последние годы на рынке складских услуг, как в целом и на рынке логистических услуг, развивается контрактное складирование, или third-party warehousing, как часть 3PL-logistic, отмечено в (Маликов, 2015). Под контрактным складированием мы понимаем оказание третьей стороной, как правило высококвалифицированным оператором, услуг по складским и сопутствующим операциям на условиях аутсорсинга и долгосрочных партнёрских отношений.

Контрактное складирование, как бы промежуточное звено между публичным и собственным складом, по сути дела нивелирует недостатки каждой из систем. Это позволяет доверить складирование профессионалам, сосредоточив свои усилия на своих основных компетенциях. По стоимости контрактное складирование ниже в отношении единицы хранения (SKU - shelf-keeping unit) по сравнению с собственным складом, но всё же выше за счёт делегирования полномочий, чем хранение на складе общего пользования.

Необходимо отметить, что склады, эксплуатируемые поставщиками логистических услуг, работают либо целиком в интересах одного клиента, либо в интересах ограниченного или

неограниченного круга клиентов с совместным использованием

72

ресурсов и под одной крышей. Тогда они фактически являются и называются складами общего пользования, причём могут быть как с одинаковой, так и разнородной номенклатурой товара. Использовать данный вид складов могут следующие компании:

• с отличающейся продукцией, но общими потребителями, например розничные продавцы и автопроизводители;

• с одинаковой или сходной продукцией и общими потребителями, например производители шин и велосипедов, фармацевтические и мультимедийные компании;

• нуждающиеся в сходных услугах, таких как исполнение заказов или обработка возвратов;

• требующие одинаковых условий хранения продукции, например опасных материалов, взрывчатых веществ или товаров, требующих поддержания определённой температуры.

Как правило, складами, разделяемыми между разными клиентами (владельцами товара), пользуются компании, стремящиеся достичь экономии за счёт масштаба путём совместного использования зданий, сооружений и оборудования а также разделения затрат на оплату труда. Контрактное складирование активно развивается. По рядам оценок на него уже приходится порядка 40% складских услуг, и его доля растёт.

Кросс-докинговые центры. Кросс-докинг (англ. cross «напрямую; пересекать» + docking «стыковка; причаливание»), сквозное складирование — процесс приёмки и отгрузки грузов через склад напрямую, без размещения или с минимальным размещением в зоне долговременного хранения. Кросс-докинг является совокупностью логистических операций внутри цепочки поставок,

благодаря которым отгрузка со склада и доставка товаров максимально точно согласуются по времени.

Кросс-докинговые центры считаются будущим складской логистики. Для эффективной обратной связи с потребителем и быстрого отклика (QR) в розничной торговле необходима возможность быстро перемещать товары по цепочке поставок. В кросс-докинговые центры товары должны поступать уже маркированными и готовыми к дальнейшей доставке. Поступившие товары идентифицируются и объединяются с другими, после чего их можно отгружать. На таком складе товары должны задерживаться как можно меньше; идеальный вариант — приём и отгрузка в тот же день. Как правило, задержка не должна превышать 5 суток и относится к категории товаров FMCG (Fast Moving Consumer Goods), для которых важен срок годности товара (Expiry Date).

Компании осознают эффективность кросс-докинга, но есть ряд факторов, препятствующих его успешному внедрению. Это, в частности, поддержка со стороны систем управления складами и систем управления качеством, надёжность и готовность к сотрудничеству поставщиков и перевозчиков, особенности устройства складов и неопределённость спроса. Кросс-докинговые склады и перевалочные центры используются также в отдалённых географических районах для перегрузки товаров на местный автотранспорт и дальнейшего радиального распределения. Перегрузка может происходить внутри или за пределами склада. Типичный пример кросс-докинговой продукции, как отмечается в монографии «Транспортно-грузовые системы» (Журавлёв, Маликов, 2006), это скоропортящиеся товары, такие как фрукты, овощи, мясо и

рыба, которые требуют быстрого перемещения по цепочке поставок и хранятся на складе по принципу FIFO (first in, first out) (с. 38).

Фулфилмент-центры. Можно сказать, что это плод современных технологий и развития электронной торговли, которые привели к бурному росту количества фулфилмент-центров. Склады этого типа специально спроектированы и оборудованы для обработки больших объёмов мелких заказов. Эти центры часто выполняют ещё функцию обработки возвратов, так как в электронной торговле процент возвратов больше, чем в обычной.

Центры реверсивной логистики. В связи с развитием электронной торговли, а также некоторыми законами общегражданского характера, бизнесу приходится тратить время и усилия на реверсивную логистику. Сегодня компании осознают, что оперативный возврат товара на склад и его дальнейшая обработка положительно влияют на денежный поток. Как следствие, возник целый ряд складов и функции 3РЬ-логистики, специально предназначенные для обработки возвратов. Сторонние подрядчики оказывают розничным продавцам услугу, заключающуюся в том, что ненужные или бракованные товары, возвращённые потребителями в магазины, объединяются и отправляются в центр возвратов, где они проверяются и затем переупаковываются, ремонтируются, перерабатываются или ликвидируются.

К процессам реверсивной логистики относится также возврат оборотной транспортной тары, такой как сетчатые тележки, бочки, паллеты, пластмассовые ящики и лотки. В пищевой промышленности оказываются дополнительные услуги по мойке и санитарной обработке тары перед повторным её вводом в оборот. В случае отзыва

товара по тем или иным характеристикам, например автомобилей, мы также имеем дело с реверсивной логистикой.

Выводы. До недавнего времени склады рассматривались как центры незначительных затрат и редко служили источником добавленной стоимости. С 1980-х годов в связи с изменением концепции поставок, переносом производства в страны Азии, ростом электронной торговли (в том числе и из-за пандемии) и повышением требований со стороны потребителя подход к ведению складского хозяйства резко изменился. Теперь склад считается одним из основных звеньев в современных логистических и стоимостных цепочках. Сегодня, без сомнения, складское хозяйство в логистической системе является инструментарием, позволяющим компаниям выделяться среди конкурентов.

Общепринято стало считать, что товарный запас следует держать как можно ближе к месту потребления, чтобы сдерживать неуклонный рост транспортных расходов и удовлетворять всё более высокие требования потребителей к скорости доставки. Это привело к тому, что многие склады превратились в кросс-докинговые и перевалочные центры, фулфилмент-центры, сортировочные и консолидационные пункты, центры реверсивной логистики — и всё это в дополнение к своей основной роли хранилищ товаров. Становятся общераспространёнными такие методы, как отсрочка производства (postponement), когда процесс производства готовой продукции завершается на складе, а не на заводе-изготовителе.

Технический и технологический прогресс идёт очень высокими темпами и постоянно открывает новые возможности для более рациональной и эффективной организации складского хранения. Внедрение высокоразвитых средств автоматизации, робототехники и

76

передовых программных продуктов стало в складском хозяйстве обычным и отчасти рутинным делом.

Откликаясь на потребности рынка логистических и складских услуг, в последние годы серьёзное развитие получило контрактное складирование, или third-party warehousing, как часть 3PL-logistic. Развитию складов способствует также совершенствование форм и методов работы финансового менеджмента, который делает складскую систему более капиталоёмкой и динамичной.

Склады продолжают стремительно эволюционировать и развиваться, в мире появляются всё более совершенные комплексы с большой интенсивностью и высоким качеством работы. Многие из них являются многофункциональными и хорошо автоматизированы. Есть все основания думать, что развитие складского хозяйства в ближайшей перспективе продолжится.

Список литературы

1. Берг ван ден, Й.П. (2016). Склад как конкурентное преимущество. Москва: Альпина Паблишер. ISBN 978-5-907274-43-3. 344 с.

2. Журавлёв, Н.П., Маликов, О.Б. (2006). Транспортно-грузовые системы. Москва: Издательство Маршрут. ISBN 5-89035-294-6. 368 с.

3. Маликов, О.Б. (2015). Складская и транспортная логистика в цепях поставок. Санкт-Петербург: Издательство «Питер». ISBN 978-5-496-01205-8. 397 с.

4. Мерфи-мл, П.Р., Вуд, Д.Ф. (2016). Современная логистика. Москва: Издательский дом «Вильямс». ISBN 978-5-8459-0969-5. 720 с.

5. Ричардс, Г. (2017). Управление современным складом. Москва: Эксмо. ISBN 978-5-9500764-0-4. 496 с.

6. Ричардс, Г., Гринстед, С. (2018). Инструментарий логистики и управления цепями поставок. Москва: Акселот. ISBN 978-5-907274-41-9. 376 с.

7. Фразелли, Э. (2015) Мировые стандарты складской логистики. Москва: Акселот. ISBN 978-5-6043749-5-5. 336 с.

Warehouse Evolution in Contemporary Logistic Chains

Igor Yu. APOSTOLOV

PhD, Lecturer, Department of International Transport and Shipping,

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

76, Prospect Vernadskogo Moscow, Russia, 119454

E-mail: apostolovigor@icloud.com

Abstract. This article is devoted to the issues of warehouse management in modern supply chains. The weight and role of warehouses, which in the recent past occupied a minor, and sometimes even a secondary role in logistics, are rapidly growing. The widespread use of scientific and technological progress, automation and warehouse equipment has led to the fact that the warehouse has become not just a physical storage place, but also a source of added value and a production hub.

Logistics experts now agree that inventory should be kept as close to the place of consumption as possible in order to contain the growth of transport costs and meet the increasingly high requirements of consumers for the speed and quality of delivery. This has led to the development of such types of storage facilities as cross-docking and transshipment centers, fulfillment centers, sorting and consolidation points, reverse logistics centers — all in addition to their main role as warehouses of goods.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The competition for the buyer, the transition from the Push sales strategy to Pull (pulling instead of pushing), JIT (Just in Time), QR (Quick Response) and others increase the responsibility of the warehouse management and employees for the quality of the warehouse operations, which means the accuracy and speed of picking, and the efficiency of the goods return processing.

The development of e-commerce, the need to process a large number of orders, mostly small ones, have turned warehouses into Internet platforms with advanced automation of moving goods and equipment, primarily WMS (Warehouse management system).

Keywords: economy, business, management, logistics, delivery-chains, warehouse, contract warehousing, cross-docking, fulfillment, distribution centers.

z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.