Научная статья на тему 'СКЛАДЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРА. ВЫБОР СКЛАДА И МЕСТА ДЛЯ СКЛАДА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛАССИФИКАТОРЫ СКЛАДОВ'

СКЛАДЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРА. ВЫБОР СКЛАДА И МЕСТА ДЛЯ СКЛАДА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛАССИФИКАТОРЫ СКЛАДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ / ЛОГИСТИКА / ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК / ВИДЫ СКЛАДОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДОВ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СКЛАДЫ / ТОПОЛОГИЯ СКЛАДА / СКЛАДСКИЕ ЗАПАСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апостолов Игорь Юрьевич

Предметом исследования является функционал и классификационные признаки складского хозяйства в современных цепочках поставок (логистических цепочках). Цель работы: на основании классических подходов к классификации и методике выбора оптимальной складской системы разработать авторскую концепцию системы физического распределения товара. Данная концепция базируется на синергетическом эффекте при сочетании функциональных, технических и специализированных признаков. Методическая база опирается на фундаментальные работы Йеруна Питера ванн ден Берга, Пола Р. Мерфи, Эдварда Фразелли, получившие развитие в трудах Ричардса Гвинна и О.Б. Маликова; используются параметрические данные компании Knight Frank. Научная новизна и актуальность исследования заключаются в том, что сочетая традиционные и новые подходы к методике построения системы складирования, выстраивается структура логистической системы, максимально адаптивная для современных программ планирования ресурсов предприятий ERP (Enterprise Resourse Planning).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAREHOUSE IN PHYSICAL DISTRIBUTION SYSTEM. WAREHOUSE AND ITS LOCATION CHOOSING. INTERNATIONAL SYSTEMS OF WAREHOUSE RATING

The subject of the study is the functional and classification features of warehouse management in modern supply chains (logistics chains). The purpose of the work: based on classical approaches to the classification and methods of choosing the optimal warehouse system, to develop the author’s concept of physical distribution of goods system. This concept hinges on a synergistic effect with a combination of functional, technical and specialized features. The methodological base rests on the fundamental works by Jeroen Peter van den Berg, Paul R. Murphy, and Edward Frazelli, further developed by Richards Gwynn and O.B. Malikov; the parameters, elaborated by Knight Frank, are employed. The scientific novelty and relevance of the study are confirmed by the fact that combining traditional and new approaches to the methodology of building a warehousing system, the structure of a logistics system that is maximally adaptive for modern ERP (Enterprise Resource Planning) is disclosed.

Текст научной работы на тему «СКЛАДЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРА. ВЫБОР СКЛАДА И МЕСТА ДЛЯ СКЛАДА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛАССИФИКАТОРЫ СКЛАДОВ»

z

Склады в системе физического распределения товара. Выбор склада и места для склада. Международные классификаторы складов

Аннотация. Предметом исследования является функционал и классификационные признаки складского хозяйства в современных цепочках поставок (логистических цепочках). Цель работы: на основании классических подходов к классификации и методике выбора оптимальной складской системы разработать авторскую концепцию системы физического распределения товара. Данная концепция базируется на синергетическом эффекте при сочетании функциональных, технических и специализированных признаков. Методическая база опирается на фундаментальные работы Йеруна Питера ванн ден Берга, Пола Р. Мерфи, Эдварда Фразелли, получившие развитие в трудах Ричардса Гвинна и О.Б. Маликова; используются параметрические данные компании Knight Frank. Научная новизна и актуальность исследования заключаются в том, что сочетая традиционные и новые подходы к методике построения системы складирования, выстраивается структура логистической системы, максимально адаптивная для современных программ планирования ресурсов предприятий ERP (Enterprise Resourse Planning).

Ключевые слова: экономика, бизнес, управление, логистика, цепочки поставок, виды складов, классификация складов, специализированные склады, топология склада, складские запасы.

Конфликт интересов Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование Исследование не имело спонсорской поддержки.

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 26.02.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Апостолов Игорь Юрьевич Москва, Россия

Z

Z

Warehouse in physical distribution system.

Warehouse and its location choosing. International systems of warehouse rating

Igor Yu. Apostolov Moscow, Russia

Abstract. The subject of the study is the functional and classification features of warehouse management in modern supply chains (logistics chains). The purpose of the work: based on classical approaches to the classification and methods of choosing the optimal warehouse system, to develop the author's concept of physical distribution of goods system. This concept hinges on a synergistic effect with a combination of functional, technical and specialized features. The methodological base rests on the fundamental works by Jeroen Peter van den Berg, Paul R. Murphy, and Edward Frazelli, further developed by Richards Gwynn and O.B. Malikov; the parameters, elaborated by Knight Frank, are employed. The scientific novelty and relevance of the study are confirmed by the fact that combining traditional and new approaches to the methodology of building a warehousing system, the structure of a logistics system that is maximally adaptive for modern ERP (Enterprise Resource Planning) is disclosed.

Keywords: economics, business, management, logistics, supply chains, types of warehouses, classification of warehouses, specialized warehouses, warehouse topology, stocks.

Conflict of interest The author declares no conflict of interest.

Financial disclosure The study had no sponsorship.

The article was submitted on 10.01.2022; revised on 07.02.2022; and accepted for publication on 26.02.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

Z

Igor Yu. Apostolov / Warehouse in physical distribution system. Warehouse and its location choosing. International systems of warehouse rating

Типы складов

Склады общего пользования (Public warehouses). Складское хозяйство вида общего пользования сродни транспорту общего пользования (Public transport). Предполагается, что оно выполняет функцию хранения вне зависимости от того, кто эту функцию осуществляет: физические лица, юридические лица, государственные учреждения, общественные организации и так далее, т.е. обслуживает всех законных пользователей и несёт ответственность за сохранность товара; иными словами, принимает товар на «ответственное хранение» (responsible warehouse storage). Такие склады не требуют, как правило, дополнительных инвестиций по их переоборудованию и позволяют более чётко контролировать расходы по складированию в зависимости от количества используемых площадей. Несомненным преимуществом также является большая мобильность в месте размещения склада, что их выгодно отличает от собственных складов компаний. Это может быть очень важно в случае выхода на новые рынки как часть общей осторожной рыночной стратегии.

Существует и ряд недостатков использования подобных складов. Одним из широко известных недостатков является размещение складов товаров клиентов на свободных площадях как это выгодно складу и невыгодно клиенту, что может негативно сказаться и на услугах с добавленной стоимостью, поскольку товары могут оказаться рассредоточены в разных местах склада, хотя, если арендуется фиксированная площадь, этого не последует. Серьёзным недостатком может оказаться график работы склада или график разгрузки-загрузки транспортных средств, который может предполагать минимум корректировки, что скажется на вероятном простое.

Собственные склады (Private warehouses). Ещё раз проводя аналогию с транспортом, данный вид складирования можно сравнить с ведомственным транспортом (^rporate transport).

Собственные товарные склады принадлежат компании или арендуются ею по долгосрочному договору (от 1 года). Использование данного вида складирования связано с высокими инвестициями, поэтому оно приемлемо для крупных компаний с большими объёмами товарных запасов. Крупнейшими владельцами подобных складов являются розничные сети или интернет-магазины. Также крупнейшими владельцами могут быть производственные фирмы, которые используют эти склады для хранения собственной продукции.

Основных недостатков несколько:

• привязанность к месту;

• зависимость наполняемости склада от колебания спроса. Данная причина приводит либо к недостатку, либо к избытку складских площадей. По сути, данные склады удобны при стабильном или прогнозируемом спросе;

• высокий уровень единовременных затрат либо необходимость привлечения стороннего финансирования.

Достоинства:

• высокая степень контроля над движением товарных запасов и работой склада;

• гибкость в использовании, в том числе и для нужд конкретного кли-ента, например переупаковка товара и паллет в более мелкие партии либо формирование сборных отправок;

• формирование подходящего графика работы, в том числе и круглосуточного.

Классификация складов по месту в системе физического распределения товара

Вне зависимости от того, используем ли мы собственные склады либо склады, эксплуатируемые поставщиками логистических услуг, целиком в интересах одного клиента

либо в интересах ограниченного или неограниченного круга клиентов с совместным использованием ресурсов и под одной крышей, по своему месту в системе физического рас-

Апостолов И. Ю. / Склады в системе физического распределения товара. Выбор склада и места для склада.

Международные классификаторы складов

пределения товара склады можно классифицировать следующим образом.

1. Склады предприятия. Осуществляют отгрузки преимущественно крупными партиями уровня контейнер, фура, вагон, судовая партия в адрес оптового склада либо регионального распределительного центра. В случае наличия у изготовителя собственной системы сбыта, отгрузка может осуществляться и более мелкими партиями - уровня поддона и даже штучно, в случае уникального дорогостоящего товара, например мехового изделия (Фразелли, 2015, с. 17).

2. Оптовые склады (Wholesale warehouses). Получение товара в фурах, контейнерах, вагонах, судах и отгрузка в адрес распределительных центров и/или розничных складов в паллетах, реже полными, или коробочными, или штучными отправками. Принимают и хранят готовую продукцию из различных производственных центров, принадлежащих одной или нескольким

компаниям для совместной отгрузки к общим клиентам. Такой склад может располагаться ближе к производственным цехам или ближе к местоположению клиентов. Как правило, такой склад выполняет регулярные еженедельные или ежемесячные заказы клиентов. Цель такого складирования - создание буферных запасов и подпитка сети продаж (Гвинн, 2017, с. 20).

3. Региональный распределительный центр - РРЦ (Regional distribution center - RDS). Создаётся в регионе сбыта для того, чтобы сократить время доставки потребителю. Получение товара крупными партиями и адресная отгрузка, по сути, перевалка, или кросс-докинг, на склады, оперирующие на более узкой территории сбыта (Гвинн, Гринстед, 2018, с. 34).

4. Розничные склады (Retail warehouses). Получение товара в паллетах и отправка мини-паллетами или коробками (Мерфи-мл., Вуд, 2016, с. 71-95).

Рис. 1. Склад в системе физического распределения товара.

Источник: Эдвард Фразелли «Мировые стандарты складской логистики» (2015, с. 18).

Igor Yu. Apostolov / Warehouse in physical distribution system. Warehouse and its location choosing. International systems of warehouse rating

5. Склады при точках продаж (Point of sales warehouses - POS warehouses).

Хранение товара в точках продаж для пополнения полок (Берг, 2016, с. 46-48).

С точки зрения автора данной статьи, существующая градация лишь частично отражает реальную картину построения сети распределения, которая имеет вид довольно сложной конструкции. В этой связи интересно мнение отечественных специалистов, например Н. П. Журавлёва и О. Б. Маликова, которые справедливо отмечают, что цепи поставок являются многофакторными моделями и могут приобретать любые конфигурации, для анализа которых применяется так называемый метод SWOT-

анализа (Журавлёв, Маликов, 2006, с. 24-30; Маликов, 2015, с. 33-36).

Можно также отметить, что нет абсолютно одинаковых схем работы цепей распределения. Так, предприятие, имеющее свою сеть магазинов, может отгружать продукцию напрямую в точки продаж, минуя промежуточные звенья. Например, автор данной статьи при поставках шоколадных изделий фирмы Hershey Food Corporation обратил внимание на то, что при логистике товаров из Америки в Европу компания использует два РРЦ последовательно: один на восточном побережье США в городе Балтимор, второй - в Европе в городе Роттердам, а третий уже в финском Котку.

Универсальные международные классификаторы

Существует несколько классификаторов, каждый из которых стремится описать количество и качество складских услуг. Некоторые из них, например классификатор Knight Бгапк, рассматривают склады преимущественно с точки зрения технических и размерных характеристик. Другие, такие как процедуры GMP (Good Manufacturing Process) и GDP (Good Delivery Process), рассматривают склады как звено в глобальной цепочке создания стоимости (Global Value Chain - GVC). Так или иначе, в данной статье в качестве основной мы рассмотрим классификацию Knight Frank, которая принята мировыми хозяйствующими и статистическими субъектами и широко распространена.

Согласно разработанной компанией Knight Frank классификации1, все складские помещения подразделяются на следующие классы.

Склады класса А с делением на подклассы A+ и А; (профессиональные склады). Высота потолков от 10 метров, наливные полы, компьютерная система управления работой склада и запасами WMS (Warehouse Management System), адресная система хранения и стеллажи, современные системы сигнализации, отопления и пожаротушения, рампы для погрузки-разгрузки; расположены на основных транспортных магистралях.

Склады класса В с делением на подклассы В+ и В (полупрофессиональные склады). Высота потолков до 10 метров, бетонные или асфальтовые полы, система управления работой склада и запасами WMS (Warehouse Management System), адресная система хранения и преимущественно стеллажи, современные системы сигнализации, отопления и пожаротушения; расположены, как правило, на основных транспортных магистралях, оборудованы рампами для погрузки-разгрузки.

Склады класса С - бывшие производственные помещения или хранилища с бетонными или асфальтированными полами (склады среднего уровня). Погрузка-разгрузка может производиться внутри помещений. Преимущественно напольно-блоч-ная система хранения товара.

Склады класса D - неотапливаемые бывшие производственные помещения, ангары, подвалы, гаражи (склады низкого уровня). Напольно-блочная система хра-нения2.

Как уже отмечалось, в классификации отражены преимущественно технические характеристики объектов без учёта их месторасположения. Однако географический критерий, в частности, транспортная доступность и удалённость от главных магистралей, является одним из основополага-

I2 1 Ср.: Mega research. (01.10.2020). Классификация складских помещений. Режим доступа: https://www.megaresearch.ru/ knowledge Hbrary/klassifikaciya-skladskih-pomeschemy-3836 (дата обращения: 22.02.2022).

2 Ср.: Берг ван ден, Й.П. (2016). Склад как конкурентное преимущество. Москва: Альпина Паблишер. 344 с.

Апостолов И. Ю. / Склады в системе физического распределения товара. Выбор склада и места для склада.

Международные классификаторы складов

ющих при принятии компанией решения об аренде объекта.

Выбор места для склада. Одно из важнейших стратегических решений, принимаемых компанией, это выбор географического местоположения с точки зрения максимальной экономической эффективности. Например, важным критерием выбора местоположения фулфилмент-цен-тров ввиду характерного для них режима доставки служит близость к сети автомагистралей и потребителям. Розничные продовольственные магазины, принимающие он-лайн-заказы, также стремятся располагать свои склады гораздо ближе к потребителям из-за необходимости соблюдать различные температурные режимы для доставляемой продукции.

Чтобы выбрать место для склада, нужно оценить множество критериев как количественного, так и качественного характера. Многие компании обращают в первую очередь внимание на то, где находятся их потребители и каково их количество в том или ином месте, что, хотя и заслуживает внимания, всё же не настолько важно, как при выборе местоположения розничного магазина. К другим факторам относятся стоимость земли, наличие трудовых ресурсов, налоговые критерии, минимизация перемещений и общие затраты. Определённую роль при принятии решения будут играть и экологические соображения. Ниже перечислены конкретные факторы, которые необходимо учитывать, определяя, где будет располагаться склад:

• стоимость земли и арендные ставки

• доступ к транспортным сетям

• наличие доступной по цене квалифицированной рабочей силы

• транспортное сообщение для персонала

• свободные экономические зоны или зоны свободной торговли

• наличие существующих зданий

• наличие инженерных сетей и сетей связи, а также стоимость подключения к ним и их использования

• товаропотоки.

Стоит упомянуть, что зачастую складские комплексы размещаются в «индустриальных зонах», где уже существует «складская культура» по работе с ними.

К счастью, сейчас, принимая решение о том, где расположить склад, необязательно всецело полагаться на человеческий интеллект, так как есть целый ряд компьютерных программ, которые учитывают большую часть этих критериев и предлагают несколько реалистичных вариантов. Многие из этих систем работают по методу расчёта центра масс (center of gravity approach), располагая склад в центре спроса и предложения, исходя из критерия минимизации расстояний до потребителей и поставщиков (Мерфи-мл, Вуд, 2016, c. 324-329).

В усовершенствованной разновидности этого метода склад располагается в центре массового спроса и предложения, исходя из критерия минимизации транспортных расходов при доставке товара потребителям и заборе его у поставщиков.

Цели содержания товарных запасов

Общество и рынки, как мы видим, непредсказуемы, поэтому принято держать товарные запасы на различных участках цепочки поставок. Выросший потребительский спрос на расширение товарного ассортимента привёл к появлению широких линеек продукции, а это, в свою очередь, к небывалому росту потребности в складских площадях.

Необходимость держать товарные запасы возникает по следующим причинам.

Плановое снабжение предприятий торговли или производства. Товары про-

даются или выбывают по другим причинам в предприятиях торговли, например ввиду истечения срока годности. То же самое происходит на предприятиях, где запасные части, материалы используются в производстве. Их нужно восполнять. Чаше всего это происходит с соответствующих складов, чем «с колёс». Склады в данной функции служат источниками подпитки проданных или используемых в производственном цикле товаров. Это основная функция складов в логистических цепочках всех видов - обе-

Igor Yu. Apostolov / Warehouse in physical distribution system. Warehouse and its location choosing. International systems of warehouse rating

спечивать непрерывность процесса продаж или производства. Помимо этого имеются и нижеследующие функции.

Запасы для непредсказуемого и изменчивого характера спроса. Колебание спроса может иметь множество макроэкономических причин, которые ведут к изменению совокупного спроса, например налоговая политика, процентные ставки, меры государственной поддержки или протекционизма, стадия экономического цикла, а также реализация некой маркетинговой стратегии компании. Их, в целом, принято называть объективными.

С другой стороны, существуют и так называемые субъективные факторы. Например, аномальная жара может привести к резкому росту потребления мороженого, пива, лимонада, лосьона для загара, зонтиков и другой подобной продукции, и скорей всего, в случае отсутствия страхового запаса на складе произойдёт так называемый '^оск-оиГ, т.е. отсутствие товара. Причём непредсказуемость продаж, как показывает практика, может иметь самый разный характер, вплоть до победы любимой футбольной команды, когда замечательно будет продаваться соответствующая атрибутика.

Существуют различные методы расчёта страхового запаса, но эмпирически принято считать, что он равен 30 % от объёма продаж за предшествующий период, как правило, 1 год.

Необходимость балансировки между затратами на транспортировку и затратами на хранение, приводящая к закупкам более крупных партий. Если есть возможность транспортировать товар большими партиями, его удельная себестоимость снижается. С точки зрения складской логистики, хранение больших партий означает дополнительные затраты. Здесь приходится искать некий компромисс между затратами на хранение дополнительных единиц товара и увеличенной стоимостью транспортировки в случае более мелких партий. Если стоимость транспортировки привлекательна, то потребуется дополнительное место на складе. Вдобавок нужна твёрдая убежденность в том, что весь закупленный товар будет реализован.

Скидки при оптовых закупках. Покупателей всегда привлекает возможность заплатить более низкую цену за единицу товара, приобретая его в больших количествах. Но в целом это может обернуться негативными последствиями, если не удастся реализовать дополнительно приобретённые единицы товара или придётся торговать себе в убыток, чтобы освободить склад. Плюс увеличивается стоимость хранения. Поэтому себестоимость товара за весь срок его существования в рамках склада следует рассчитывать, по возможности, до того, как принимать решение о его закупке в больших количествах. Эта себестоимость будет включать дополнительные затраты на хранение и обработку, проценты на оборотный капитал, возможные продажи со скидкой и затраты на ликвидацию. Здесь необходимо искать разумный компромисс между снижением цены за единицу товара и прибавкой к стоимости её хранения. В цепях поставок, как это ни печально, хранится огромное количество устаревшего или попросту просроченного товара из-за чрезмерного энтузиазма закупщиков и продавцов!

Расстояние, отделяющее производителя от конечного потребителя. Как уже отмечалось выше, ввиду расстояний, которые сегодня должен преодолевать готовый товар, на складе приходится держать большой объём товарных запасов. Время выполнения заказа может составлять от четырёх до восьми недель в зависимости от географического местоположения производителя.

Резерв на остановку производства или торговли. Во многих производственных и торговых компаниях принято останавливать работу на выходные, летние каникулы, а также для технического обслуживания оборудования и инвентаризации. Бывают также периоды форс-мажора. Поэтому оптовикам и розничным продавцам необходимо заранее запастись товарами на период остановки, чтобы потребители не испытывали никакой нехватки. Производители же будут запасаться комплектующими, чтобы производственные линии не простаивали из-за остановки производства у поставщиков.

Апостолов И. Ю. / Склады в системе физического распределения товара. Выбор склада и места для склада.

Международные классификаторы складов

Возможность увеличения длительности производственного цикла. Переоборудование или переналадка производственных линий на другие модели, цвета, фасоны, конструктивные решения и т. д. — дорогостоящее дело. Чем длительнее производственный цикл, тем ниже себестоимость производства единицы продукции, требующей соответствующего хранения.

Сезонный характер производства. Большинство сельхозпродукции в целом или переработанном виде (соки, пюре) закладываются на хранение преимущественно в летне-осенний период, а потребляется в течение года.

Высокая сезонность спроса. Сезонность спроса может относиться к определённому временному периоду, например лету или зиме, или конкретной дате, например Пасхе, Рождеству или Новому году, 8-му марта, 23 февраля и прочее. Известно, что шоколадные изделия активнее раскупаются в преддверии новогодних праздников, прохладительные напитки - в летний период. Этому предшествует период накопления запасов.

Специалисты по продажам также относят к сезонным колебаниям подготовку к продаже разных коллекций летней и зимней одежды.

Хранение полуфабрикатов. Многие компании в ожидании заказов изготавливают или закупают полуфабрикаты изделий. В качестве примера можно рассмотреть производство корпусной мебели, когда на складах может храниться большое количество комплектующих для шкафов, кресел, диванов и тому подобное. Это позволяет производителю оперативно осуществить производство изделия, когда будет понятно требования покупателя в отношении дизайна.

Инвестиционные запасы. Существуют товары, которые стоят тем дороже, чем дольше они хранятся. Это марочные вина и крепкие спиртные напитки, сигары, драгоценные металлы и камни, антиквариат и предметы изобразительного искусства. Много складов для этих целей существует в Зонах свободной торговли, например, в Люксембурге, где складская индустрия широко развита. Преимущество данного вида хранения: отсутствие соответствующего налога, в отличие от страны-владельца ценной вещи.

Справедливо отметить, что инвестиционные запасы относятся не только к вышеупомянутым товарам, но могут относиться и к другим товарам с определённой биржевой стоимостью: нефти, газу, цветным металлам, кофе, хлопку и прочим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специализированные склады

Таможенные склады. (Bonded, customs warehouses). Выражение «таможенный склад» применимо к таможенной процедуре, при которой товары находятся под таможенным контролем без уплаты пошлин, и к специально оборудованному складу или открытой территории, где действует процедура таможенного режима. Большинство действий, которые требуются для помещения груза на склад и его хранения, необходимо согласовывать с органами таможни. Таможенный склад позволяет хранить груз, не оплачивая таможенные платежи, однако имеются сроки хранения товара. Определение конкретного срока хранения зависит от типа груза.

Для помещения груза на склад хранения необходимо разрешение таможни, хотя в

ряде стран данное разрешение не требуется и носит уведомительный характер.

Грузы, которые можно хранить наливом, навалом, россыпью, не обязательно размещать в помещениях, соответствующих всем требованиям к организации таможенных складов. Разрешается хранить груз без реального нахождения его на таможенном складе в том случае, если свойства груза либо его габариты не позволяют хранить его на складе.

Таким образом, таможенный склад может представлять собой и помещение, и площадку, и ёмкость, и даже определённое судно.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации (Таможенном союзе), существуют два типа таможенных складов, согласно

Igor Yu. Apostolov / Warehouse in physical distribution system. Warehouse and its location choosing. International systems of warehouse rating

главы 25 «Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (редакция от 29.05.2019).

Различия размещения товаров на СВХ (склад временного хранения) и таможенном складе. На СВХ могут помещаться любые импортируемые товары на срок до двух месяцев. Их владельцы представляют в таможенный орган комплект документов: транспортных, коммерческих и таможенных. С товарами, находящимися на СВХ, представители их владельца могут совершать различные операции, чтобы обеспечить их сохранность.

На таможенном складе помещенные под соответствующую процедуру грузы могут находиться до трёх лет. Помимо обычных операций по обеспечению сохранности товаров, их владелец может: готовить товары к продаже и перевозке; отбирать пробы и образцы; сортировать; переупаковывать; дробить партии и т. д. Товарами, помещёнными под процедуру таможенного склада, в отличие от хранения на СВХ, можно распоряжаться, то есть совершать сделки по их продаже. Обязанность по уплате таможенных платежей в таком случае переходит к новым владельцам.

Хранение на СВХ — это наиболее простой и удобный вариант для небольших или нерегулярных внешнеэкономических сделок. Все расходы по хранению в этом случае несёт владелец груза.

Для больших объёмов регулярных поставок выгоднее может оказаться использование таможенного склада. При этом из большой партии прибывшего товара можно формировать меньшие, продавать их прямо со склада, возлагая уплату таможенных пошлин и сборов непосредственно на покупателей.

Холодильные (холодовые) склады и склады с регулируемой температурой хранения. Рост на рынке холодильных складов вызван, во-первых, спросом на пищевые продукты, которые сохраняют свежесть в течение долгого времени в противовес продукции с ограниченным сроком хранения.

Основная функция холодильного склада — поддерживать температуру товаров

такой же, как в момент приёмки. Для регулирования температуры используются камеры шоковой заморозки и термообработки, и эти операции должны производиться вдали от основных зон хранения, чтобы свести к минимуму риск отклонения температуры хранимых товаров от нормативных значений. Приоритетные задачи — управление холодной цепочкой и поддержание качества и безопасности пищевой продукции при экономии затрат на энергию и обработку товаропотоков, уровень которых значителен.

Помимо пищевых продуктов, данный сегмент складов применим также к движению фармацевтической продукции по холодовым цепям, где температурный режим играет важную роль в сохранности лекарственных препаратов. Вопрос существования мощностей и чёткого функционирования особенно актуален сейчас, в пандемийный период.

Склады для хранения опасных грузов (ОГ). К опасным грузам относятся вещества, которые, в силу их физических и химических свойств, самостоятельно или при соприкосновении с другими субстанциями могут создать угрозу для жизни и здоровья, нанести вред экологии, привести к утрате материальных ценностей.

Хранение ОГ, также как и их перевозка и грузообработка, требует соблюдения особых условий, связанных с пожароопас-ностью, взрывоопасностью, другими свойствами, например, радиоктивностью. Это предъявляет особые требования к стандартам складских помещений и их сертификации, проведению такелажных работ, обучению персонала.

Акцизные склады - специально выделенные и обустроенные помещения, в которых акцизная продукция, например алкоголь, хранится в режиме налогового склада до момента её отгрузки покупателям. Акцизные склады учреждаются или используются организациями, признаваемыми налоговыми органами данной страны налогоплательщиками акцизов по данной продукции. Суть данных складов состоит в контроле над процедурой уплаты акцизов перед процедурой отправки со склада.

Апостолов И. Ю. / Склады в системе физического распределения товара. Выбор склада и места для склада.

Международные классификаторы складов

По назначению, акцизные склады обслуживают как внутреннюю, так и внешнюю торговлю. Во втором случае, существуют таможенные склады для импортной и экспортной акцизной продукции.

Некоммерческие склады. Помимо бизнеса, складское хранение используется в государственном секторе, вооруженных силах и некоммерческих организациях (НКО). К ним относятся, в частности, госрезервы, склады ЮНЕСКО, ВОЗ и тому подобное. Откликаясь на рост числа стихийных бедствий - таких, как землетрясения, засухи и цунами, пандемии - НКО открывают склады в стратегических точках земного шара. На-

ходясь поблизости от областей, подверженных стихийным бедствиям, эти склады позволяют оперативно на них реагировать.

На государственных складах хранятся запасы госрезерва, медикаменты, вещи для снабжения соответствующих структур.

Владельцами, арендаторами и управляющими всех перечисленных выше типов складов могут быть компании-поставщики логистических услуг, действующие по поручению владельца товара.

Необходимо отметить, что данная классификация не охватывает весь спектр и разнообразие складского хозяйства.

Выводы

Выбор склада по эксплуатационным функциям, а также проектирование, построение и мониторинг системы физического распределения товара (Distribution system) зависит, в целом, как от прогноза спроса, так и возможности совокупного предложения товара (Supply and Demand functions). В зависимости от этого, существует множество систем распределения, начиная от относительно простой иерархии: производство (склад) - торговая точка, до иерархий со сложной ступенчатой системой, в которых складское хозяйство будет принимать на себя различные функции в продвижении товара: распределении, аккумуляции запасов, работы с розницей или оказании услуг с добавленной стоимостью. Принято определять в этой связи склады как оптовые склады (wholesale warehouses), розничные склады (retail warehouses), РРЦ - Региональные распределительные центры (RDS - Regional distribution centers), а также склады при точках продаж - POS (Point of sales).

Цели формирования складских запасов в каждом звене распределительной системы могут различаться, но в общем их можно классифицировать следующим образом: плановое снабжение предприятий торговли или производства; создание запасов для непредсказуемого и изменчивого характера спроса; необходимость балансировки между затратами на транспортировку и из-

держками на хранение, приводящими к закупкам более крупных партий; получение скидки при оптовых закупках; расстояние, отделяющее производителя от конечного потребителя; резерв на остановку производства или торговли и возможность увеличения длительности производственного цикла; сезонный характер производства и сезонность спроса; хранение полуфабрикатов и инвестиционные запасы и прочее.

Важное место при реализации стратегии распределения занимают также аспекты территориального расположения складских площадей. При выборе местоположения склада, помимо грузонапряжённости, важное место имеют стоимость земли и арендные ставки; доступ к транспортным сетям; наличие доступной по цене квалифицированной рабочей силы; транспортное сообщение для персонала; наличие существующих зданий; наличие инженерных сетей и сетей связи, а также стоимость подключения к ним и их использования.

Стоит упомянуть, что склады всё чаще размещаются в «индустриальных зонах», где уже существует «складская культура» по работе с ними.

В настоящее время существует целый ряд компьютерных программ, например, SAP S/4 Hana Cloud, 1С: Склад и другие, которые учитывают большую часть этих критериев и предлагают несколько вариантов. Многие из

Igor Yu. Apostolov / Warehouse in physical distribution system. Warehouse and its location choosing. International systems of warehouse rating

этих систем работают по методу расчёта центра масс, исходя из критерия минимизации расстояний до потребителей и поставщиков (center of gravity approach), и располагают склад в центре спроса и предложения.

В усовершенствованной разновидности этого метода склад располагается в центре массового спроса и предложения, по критерию минимизации транспортных расходов при доставке товара потребителям и заборе его у поставщиков. (Мерфи-мл., Вуд, 2016, с. 325-328).

Из-за наличия огромного числа складов существует несколько классификато-

ров, каждый из которых стремится описать количество и качество складских услуг с точки зрения эксплуатационных свойств. Наиболее известными являются классификаторы компании Knight Frank, которые делят склады на категории A, B, C, D.

Помимо упомянутых классификаторов, существует целый ряд специализированных складов, выполняющих более узкие функции, к ним можно отнести таможенные склады, холодовые и акцизные склады, склады для хранения опасных грузов, некоммерческие склады и другие.

Z

Литература:

1. Берг ван ден, Й.П. (2016). Склад как конкурентное преимущество. Москва: Альпина Паблишер, 344 с. ISBN 978-5-907274-43-3.

2. Гвинн, Р. (2017). Управление современным складом. Москва: Эксмо, 496 с. ISBN 978-5-9500764-0-4.

3. Гвинн, Р., Гринстед, С. (2018). Инструментарий логистики и управления цепями поставок. Москва: Акселот, 376 с. ISBN 978-5-907274-41-9.

4. Журавлёв, Н.П., Маликов, О.Б. (2006). Транспортно-грузовые системы. Москва: Маршрут, 368 с. ISBN 5-89035-294-6.

5. Маликов, О.Б. (2015). Складская и транспортная логистика в цепях поставок. Санкт-Петербург: Питер, 397 с. ISBN 9785-496-01205-8.

6. Мерфи-мл, П.Р., Вуд, Д.Ф. (2016). Современная логистика. Москва: Издательский дом «Вильямс», 720 с. ISBN 978-58459-0969-5.

7. Фразелли, Э. (2015). Мировые стандарты складской логистики. Акселот, 336 с. ISBN 978-5-6043749-5-5.

Z

References:

1. Berg, J. P. (2011). Highly competitive Warehouse Management. (International Edition). An Action Plan for Best-in-Class Performance. Buren, the Netherlands: Management Outlook Publishing.

2. Gwinn, R. (2014). Warehouse Management. A complete guide to Improving Efficiency and Minimizing costs in the Modern warehouse. New York: Kogan Page Limited.

3. Gwinn, R. & Grinsted, S. (2016). The Logistics and Supply Chains Toolkit. New York: Kogan Page Limited.

4. Zhuravlev, N., Malikov, O. (2006). Transport and cargo systems. Moscow: Marshrut. (In Russ.).

5. Malikov, O. (2015). Warehouse and transport logistics in supply chains. St-Petersburg: Piter. (In Russ.).

6. Murphy, P.R. & Wood, D. F. (2002). Contemporary Logistics. New Jersey: Printice Hall.

7. Frazelle, E. (2015). World-Class Warehousing and Material Handling. New-York: McGraw-Hill Education.

Апостолов И. Ю. / Склады в системе физического распределения товара. Выбор склада и места для склада.

Международные классификаторы складов

Информация об авторе:

Апостолов Игорь Юрьевич

кандидат экономических наук, Москва, Россия apostolovigor@icloud.com ОИСГО 0000-0003-4040-0343

Z

About the author:

Igor Yu. Apostolov

Cand. of Sci. (Econ.), Moscow, Russia, apostolovigor@icloud.com , ORCID 0000-0003-4040-0343

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.