2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
2.1. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ НОТАРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В XIX-ХХ веках
Пожарская Юлия Владимировна, аспирант и преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Российский Государственный Социальный Университет
Аннотация: в данной статье рассматривается
формирование нотариальных органов в период с принятия Положения о нотариальной части 1866 года до распада Советского союза.
Ключевые слова: нотариат, нотариальные органы, сельский нотариат, Положение о нотариальной части 1866 г., Положение о государственном нотариате РСФСР от 4 октября 1922 года, Положение о государственном нотариате РСФСР от 31 декабря 1947, Закон СССР «О государственном нотариате» 19 июля 1973 года.
EVOLUTION OF RUSSIAN NOTARIAL BODIES SYSTEM IN THE XIX-XX CENTURIES
Pozharskaya Yulia, lecturer and aspirant of Russian State Social University
Annotation: the article considers forming notarial bodies from adoption The Statute of a notarial part 1866 before the end of the Soviet period.
Keywords: notariate, notarial bodies, rural notariate, The Statute of a notarial part 1866; The Statute notariate regulations RSFSR from October 4, 1922; The Statute notariate regulations RSFSR from December 31, 1947; The Law USSR «About the state notariate» on July 19, 1973.
Система — это множество элементов, находящихся
в отношениях и связях друг с другом, которое образует
1
определенную целостность, единство .
Необходимость в определении системы нотариальных органов, вызвана отсутствием этого понятия в законодательстве и неопределенностью в научной литературе России.
В России долгое время не было такого правового института, как нотариат. Говорить о формировании нотариальных органов можно только с принятия Положения о нотариальной части от 14 апреля 1866 года. До этого времени, существовала артель площадных подьячих и отдельные государственные служащие, которые выполняли нотариальные функции2.
В Положении отсутствовало определение системы нотариальных органов. Но из него следует, что органами, осуществляющими нотариальную
деятельность, были окружные суды, при которых состояли нотариусы и старшие нотариусы при нотариальных архивах, заведовавшие нотариальной частью (ст.1)3.
Олейнова А.Г. утверждает, что Положение выделило нотариат в самостоятельный, относительно независимый от судебной части институт с достаточно широким кругом полномочий. И, что государство создало орган, способствующий укреплению законности, подчиняющийся ему, способный урегулировать гражданско-правовой оборот4. На наш взгляд, с этим утверждением трудно согласиться, так как в соответствии со ст. 20 Положения нотариусы не только находились под надзором у судебных инстанций, но и состояли «в ведомстве тех Окружных Судов, в округе которых находилось их местопребывание»5. Это означало, что «суды имели право преподавать надлежащие указания и требовать представления сведений и срочных донесений».6 Режим работы нотариусы согласовывали с окружным судом.
Старшие нотариусы в соответствии со статьей 43 состояли на государственной службе, имели заработную плату и приравнивались к членам окружных судов. Надзор за деятельностью старших нотариусов также осуществлял суд.
Свидетельствование торговых сделок, осуществляли биржевые нотариусы и маклеры, состоявшие на службе Департамента торговли и мануфактуры подотчетные Министерству финансов7.
В соответствии со ст. 2 Положения о Нотариальной части, в местах, где не было нотариусов «засвидетельствование явки актов»8 предоставлялось мировым судьям, городским судьям, а так же уездным членам окружного суда. В местностях, где Положение о нотариальной части не действовало, обязанности по засвидетельствованию актов оставались за полицейскими управлениями9.
Все это опровергает мнение Олейновой А.Г. и подтверждает, что обособлено существующих нотариальных органов на тот момент не существовало, нотариальную деятельность
осуществляли государственные служащие -
нотариусы, старшие нотариусы, биржевые маклеры и биржевые нотариусы. Так же, преждевременно
1 Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ. -
2003. - С. 1437.
2 Пожарская Ю.В. Появление нотариата в Древней Руси// «Черные дыры» в российском законодательстве. - М.: ООО "К-Пресс", 2011, № 5. - С. 171
3 Положение о нотариальной части,разъясненное и дополненное законодательными мотивами, позднейшими узаконениями, циркулярами, решениями Прав. Сената и образцами актов и засвидетельствований // Под ред. Мартынова Н., С.-Пб. - 1895. -С.1-2
4 Олейнова А.Г. История становления законодательства о нотариате в России. Дис....канд. юрид. наук: - М., 2004. - С.46, С.76
5 Положение о нотариальной части,разъясненное и дополненное законодательными мотивами, позднейшими узаконениями, циркулярами, решениями Прав. Сената и образцами актов и засвидетельствований // Под ред. Мартынова Н., С.-Пб. - 1895. -С. 11
6 Там же.
7 Мартынов Н. Указ. соч. С. 276
8 Мартынов Н. Указ. соч. С.2
9 Мартынов Н. Указ. соч. С.3
говорить о нотариате, как о самостоятельном и обособленном институте, так как законодательно не было закреплено правового статуса нотариата, не было единой структуры, существовали лица, занимавшие определенные государственные должности, заведующие нотариальной частью. Даже название закона - «Положение о нотариальной части», в котором отсутствует термин «нотариат», говорит о том, что законодатель, не определял нотариат как самостоятельный орган публичной власти.
В данный период времени нотариат - это совокупность должностных лиц, находящихся в системе судебных органов, осуществляющих от лица государственной власти свидетельствование актов.
После Октябрьской революции, Декретом о суде № 1 были упразднены все, до того существующие общие судебные установления10. Нотариусы продолжали свою деятельность, так как по Положению 1866 года они приравнивались к помощникам секретарей окружных судов, а в соответствии с Декретом о суде, всем низшим и канцелярским чинам упраздняемых учреждений предписывалось оставаться на своих местах под общим руководством комиссаров.
Первое упоминание о нотариусе в советском законодательстве было в Декрете о суде № 211, но об организации системы нотариата и его органов, в период политики военного коммунизма, когда боролись за искоренение предпринимательства, говорить не приходится.
4 октября 1922 года был принят первый закон о нотариате — Положение о государственном нотариате РСФСР12. Для совершения нотариальных действий, во всех городах учреждались государственные нотариальные конторы. Во главе нотариальных контор должны были стоять нотариусы, назначаемые президиумами губернских советов народных судей. Наблюдение и контроль за деятельностью нотариальных контор осуществлялось президиумами губернских советов народных судей. Общее руководство и надзор за деятельностью нотариальных контор в республике возлагалось на Народный Комиссариат юстиции.
В соответствии со ст.1, в местностях, в которых нотариальные конторы не учреждены, исполнение их функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей.
Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата» от 14 мая 1926 года1 не изменило систему нотариата. В соответствии с Постановлением, государственные нотариальные конторы состояли в ведении губернских и им соответствующих судов, которые осуществляли за ними непосредственное руководство и наблюдение. Прослеживается заимствование из Положения о нотариальной части дореволюционной России.
Данное Постановление, наделяло нотариальными полномочиями и другие государственные органы, в
10 Декрет о суде № 1 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. - М., 1917. № 4. - Сс. 49
- 50
11 Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР. 1918. № 52. Ст. 589.
12 Положение о государственном нотариате РСФСР // СУ РСФСР. 1922. № 63. Ст. 807.
13 Об основных принципах организации государственного
нотариата // СЗ СССР. 1926. № 35. Ст. 252.
соответствии со ст.2 отдельные функции
государственных нотариальных контор могли возлагаться на народные суды, волостные и соответствующие им исполнительные комитеты, сельские советы и иные государственные органы. В местностях, в которых государственные нотариальные конторы не были учреждены, все их функции могли быть возложены на народные суды законодательством союзной республики.
15 июня 1925 года был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР, который определил порядок
засвидетельствования волостными исполнительными комитетами и сельскими советами сделок, договоров и документов. Следом был принят ряд инструкций НКЮ, НКВД и НКЗ, которые были посвящены толкованию данного Декрета.
Благодаря этим законодательным актам, в научной литературе возникает понятие «сельского нотариата». В периодической литературе появляется ряд статей, посвященных «сельскому нотариату»14. В органы сельского нотариата входили: сельсоветы,
райисполкомы, волостные исполкомы. Нотариус В. Лучанинов считает, что такой нотариат был создан для того, «чтобы приблизить государственную нотариальную контору к населению, чтобы сэкономить крестьянскую копейку, избавить крестьянина от лишних поездок в уездный, а то и губернский центр»15.
На наш взгляд, нет оснований относить «сельский нотариат» к системе нотариальных органов, так как эти органы лишь выполняли нотариальные функции наряду со своей основной деятельностью.
Положение о государственном нотариате РСФСР от 31 декабря 1947 года, утвердило новую государственную должность - старший нотариус, которые должны были совершать нотариальные действия в государственных нотариальных конторах, расположенных в республиканских, краевых, областных центрах и городах республиканского подчинения16. Назначение и увольнение старших нотариусов производилось Министром юстиции РСФСР.
Положение 1947 года отделило нотариат от судебной системы. Надзор за деятельностью нотариальных органов республики теперь осуществляло Министерство юстиции РСФСР.
Но с середины 60-х годов, руководство всей практической деятельностью нотариальных органов снова осуществляли суды. В связи с этим 30 сентября 1965 года было утверждено новое Положение о государственном нотариате РСФСР, в соответствии с которым руководство деятельностью государственных нотариальных контор стало осуществляться Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных
14 Писаревский Н. Компетенция органов сельского нотариата // Еженедельник советской юстиции. - М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1927, № 18. - С. 539-541; Лучанинов В. Нотариальные функции волисполкомов и сельсоветов // Еженедельник советской юстиции. - М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1928, № 24.
- С. 692-698; Лучанинов В. Нотариат. Пособие для райисполкомов. 4-е изд. - М.: Госюриздат,.-1930.
15 Лучанинов В. Нотариат. Пособие для райисполкомов - 4-е изд.
- М.: Госюриздат,. 1930. - С.3
16 Положение о государственном нотариате РСФСР от 31 декабря 1947 // "СП РСФСР", 1948, N 4, ст. 15
областей, судами национальных округов, Московским и Ленинградским городскими судами1 .
Сеть государственных нотариальных контор утверждалась Верховным Судом РСФСР. В соответствии со статьей 10, в каждом республиканском, краевом, областном центре и в городах Москве и Ленинграде одна из государственных нотариальных контор учреждалась как первая государственная нотариальная контора. Нотариальные действия в государственных нотариальных конторах совершали старший государственный нотариус, заместители старшего государственного нотариуса и государственные нотариусы.
Выделение первых нотариальных контор, которые не имели руководящей функции над остальными государственными конторами, но в силу своего авторитета и высокой квалификации, организовывали семинары по повышению квалификации18, говорит о формировании системы нотариальных органов.
Закон впервые наделил нотариуса независимостью. Но, это не следует понимать, как то, что нотариус стал находиться вне сферы внимания органов, руководящих нотариатом.
На наш взгляд, нотариус, получив самостоятельность в отношении совершения нотариальных действий, перестал быть в системе судебных органов, а стал самостоятельным и полноценным звеном системы нотариальных органов.
В населенных пунктах, где не было государственных нотариальных контор, нотариальные действия, совершали исполнительные комитеты районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся.
19 июля 1973 года был принят Закон СССР «О государственном нотариате»1 . Стоит отметить, что это был первый Закон о нотариате, а не Положение. На наш взгляд, это изменение связано с повышением значимости института государственного нотариата. Но данный закон не использовал понятие «система нотариальных органов». В статье 3 Закон обобщал всех, кто совершал нотариальные функции. Лесницкая Л.Ф., прокомментировав закон, определила нотариальные органы как «специально созданные для совершения нотариальных действий» . Этими органами были государственные нотариальные конторы в столице союзной, автономной республики, краевом, областном центре одна из государственных контор учреждалась в качестве первой. Нотариальные действия в этих конторах совершались старшими государственными нотариусами, заместителями старших государственных нотариусов,
государственными нотариусами.
Иными органами, осуществляющими нотариальную деятельность в населенных пунктах, где не было нотариусов, являлись исполнительные комитеты городских, поселковых, сельских Советов народных
17 Положение о государственном нотариате РСФСР // Ведомости ВС РСФСР", 1965, N 40, ст. 991
18 Научно-практический комментарий к положению о государственном нотариате / Кац А.К., Юдельсон К.С. - М.: Юрид. лит.,1970. - С.26
19 Закон СССР «О государственном нотариате» 1973 года "Ведомости ВС СССР", 1973, N 30, ст. 393
20 Лесницкая Л.Ф. Закон о государственном нотариате /Советское
государство и право. М.: Наука,1973. - С. 53
депутатов. За границей совершение нотариальных действий возлагалось на консульские учреждения Союза ССР.
В соответствии со статьей 13 впервые был закреплен перечень должностных лиц, которые могли удостоверять завещания и доверенности, которые приравнивались к нотариально удостоверенным.
Руководство государственным нотариатом осуществлялось Советом министров СССР, Советами министров союзных, автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских Советов народных депутатов, Министерством юстиции СССР, министерствами юстиции союзных и автономных республик.
То есть органы нотариата были определены в ведение Министерства юстиции. Нотариат сохранил связь с судебными органами. В соответствии со ст.21 Закона, жалобы на совершение нотариального действия, а также отказа в его совершении подавалась в районный народный суд по месту нахождения нотариальной конторы.
На наш взгляд, увеличение руководящих и контролирующих органов наглядно показывает осознание государством важности роли нотариальных органов, связанной с поддержанием законности в советском государстве. Но такой контроль неизбежно вел к дублированию и конкуренции полномочий контролируемых органов.
С нашей точки зрения, на тот момент складывалась необходимость в формировании контролирующего органа внутри нотариального сообщества, которое бы сложилось из государственных нотариусов. Но структура нотариальных органов была построена таким образом, что государственные нотариальные конторы не были связаны между собой в организационном отношении и при совершении нотариальных действий. В период перестройки, стали происходить коренные изменения в экономике -разрешалось осуществлять предпринимательскую деятельность в форме кооперативов и создавать совместные предприятия с зарубежными компаниями. Соответственно, стал увеличиваться гражданский оборот.
К началу 90-х гг. в России насчитывалось 4,5 тыс. государственных нотариусов. В 1992 г. число их увеличилось еще на 60021. Но это не решило проблемы обслуживания населения. Построение и развитие рыночной экономики капиталистического типа требовало не только увеличения количества нотариальных контор, но и реорганизации системы государственных нотариальных органов.
Советский государственный нотариат, как система государственных органов, складывался постепенно по мере расширения и роста гражданского оборота в стране, развития и совершенствования правового регулирования.
С нашей точки зрения неправильно, включать в состав нотариальных органов должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений, а так же других должностные лица,
21 Репин В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика). -М., 1994. - С.10
которые в соответствии с законодательством, наделены правом в исключительных случаях, совершать нотариальные действия. Система нотариальных органов должна включать в себя только такие органы и должностные лица, основной деятельностью которых является осуществление нотариальных действий, а также профессиональные сообщества, которые способствуют осуществлению этих действий.
Список литературы:
1. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ. - 2003.
2. Декрет о суде № 1 //Собрание узаконений и
распоряжений рабочего и крестьянского правительства.
- М., 1917. N 4.
3. Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР. 1918. № 52. Ст. 589.
4. Закон СССР «О государственном нотариате» 1973 года "Ведомости ВС СССР", 1973, N 30, ст. 393
5. Кац А.К., Юдельсон К.С. Научно-практический
комментарий к положению о государственном
нотариате. - М.: Юрид. лит., 1970.
6. Лесницкая Л.Ф. Закон о государственном нотариате // Советское государство и право. - М.: Наука, 1973.
7. Олейнова А.Г. История становления законодательства о нотариате в России. Дис....канд. юрид. наук. - М.,
2004.
8. Об основных принципах организации государственного нотариата // СЗ СССР. 1926. № 35. Ст. 252.
9. Писаревский Н. Компетенция органов сельского
нотариата// Еженедельник советской юстиции. - М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1927, № 18.
10. Пожарская Ю.В. Появление нотариата в Древней Руси// «Черные дыры» в российском законодательстве. - М.: ООО "К-Пресс", 2011, № 5. - С. 171
11. Положение о нотариальной части 1866 года //
Положение о нотариальной части, разъясненное и дополненное законодательными мотивами,
позднейшими узаконениями, циркулярами, решениями Прав. Сената и образцами актов и засвидетельствований // Под ред. Мартынова Н., С.-Пб.
- 1895. - С.1-2
12. Положение о государственном нотариате РСФСР // СУ РСФСР. 1922. № 63. Ст. 807.
13. Положение о государственном нотариате РСФСР от 31 декабря 1947 // "СП РСФСР", 1948, N 4, ст. 15
14. Положение о государственном нотариате РСФСР//Ведомости ВС РСФСР", 1965, N 40, ст. 991
15. Репин В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика). - М.: Юрид. лит., - 1994.
16. Лучанинов В. Нотариат. Пособие для райисполкомов. -4-е изд. - М.: Госюриздат,. - 1930.
17. Пожарская Ю. В. Система российского нотариата и принципы нотариата латинского типа // Пробелы в российском законодательстве №6, 2011, с. 304-307
Reference list:
8. About the basic principles of the organization of the state notariate//SZ USSR. 1926. No. 35. Art. 252.
9. Pisarevsky N. Kompetentsiya of bodies rural notariate//Weekly of the Soviet justice. - M: Yurid. NKYu RSFSR publishing house, 1927, No. 18.
10. Pozharsky Yu.V.Emergence of a notariate in Ancient Russia//«Black holes» in the Russian legislation. - M: JSC K-Press, 2011, No. 5.
11. The Statute of a notarial part 1866//the Provision on the notarial part, explained and added with legislative motives, pozdneyshy legalizations, circulars, solutions of the Rights. The senate and samples of acts and zasvidetelstvovaniye//Under the editorship of Martynov N., Page - Pb. - 1895. - Page 1-2
12. The Statute notariate regulations in RSFSR//SU of RSFSR. 1922. No. 63. Art. 807.
13. The Statute notariate regulations in RSFSR from December 31 1947//"JV RSFSR", 1948, N 4, Art. 15
14. The Statute notariate regulations in RSFSR//VS RSFSR Sheets", 1965, N 40, Art. 991
15. Repin V. S. Reference book of the notary (theory and practice). - M: Yurid. lit., - 1994.
16. Luchaninov V. Notariate. A grant for district executive committees. - 4th prod. - M: Gosyurizdat. - 1930.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Пожарской Ю. В. на тему: «Эволюция системы нотариальных органов России в XIX - ХХ веках».
Автор на основе большого фактического материала рассматривает процесс развития системы нотариальных органов в законодательстве и правовой науке России с принятия Положения о нотариальной части в 1866 году до распада Советского союза.
Актуальность настоящего исследования не вызывает сомнения. Нельзя не согласиться с тем, что проблемы развития нотариата нашей страны вызывают интерес современной науки, особенно в преддверии реформирования данного правового института.
Представленная научная статья основывается на одном из наиболее объективных и влиятельных методологических подходов исследования закономерностей развития государственно - правового института - материалистическом понимании общественно-исторического процесса.
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью, основанную на детальном анализе российских правовых актов, а так же правовой доктрины. Выводы автора представляют собой определенный научный интерес для исследования проблем развития института нотариата.
Вывод: научная статья Пожарской Юлии Владимировны соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.
Научный руководитель, заведующий кафедрой
теории и истории государства и права РГСУ,
профессор, д.ю.н.
Пахомов В. Г.
1. Big Russian encyclopedic dictionary. - M: BRE. - 2003
2. The decree about court No. 1//Meeting of legalizations and orders of the working and country government. - M, 1917. No. 4.
3. The decree about court No. 2//SU of RSFSR. 1918. No. 52. Art. 589.
4. The law USSR «About the state notariate» 1973 "VS USSR Sheets", 1973, N 30, Art. 393
5. Katz A.K., Yudelson K.S. The scientific and practical comment to the provision on the state notariate. - M: Yurid. lit., 1970.
6. Lesnitsky L.F.Law about the state notariate//the Soviet state and the right. - M: Science, 1973.
7. Oleynova A.G. History about formation the notary law in Russia. Dis. ... edging. leg. sciences. - M, 2004.