Научная статья на тему 'Эволюция семантики шаманского костюма якутов XVIII-XIX веков'

Эволюция семантики шаманского костюма якутов XVIII-XIX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
951
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ритуальный костюм шамана / семантика / эволюция семантики / шаманский костюм якутов / семантика шаманского костюма

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимова Е. М.

В статье представлен анализ семантики ритуального костюма якутского шамана XVHI-XIX вв. (из фондов Музея антропологии н этнографии им. Петра Великого РАН, Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского). Описаны одеяния белого и черного шаманов, выявляется семантика ритуальной смерти. В шаманском костюме показана трехчастная структура мира, отличающаяся своей динамической формой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article analyses the semantics of a Yakut shaman"s ritual costume of the 1 8lh 1 9,h centuries (from the funds of the Peter the Great"s Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences, the E. Yaroslavsky"s Yakut State Incorporated Museum of History and Culture of Peoples of the North). Attires of white and black shamans are described, and a ritual death"s semantics is revealed. The three-part structure of the world in its dynamic form is reflected in a shaman"s costume.

Текст научной работы на тему «Эволюция семантики шаманского костюма якутов XVIII-XIX веков»

Е. М. Ефимова

ЭВОЛЮЦИЯ СЕМАНТИКИ ШАМАНСКОГО КОСТЮМА ЯКУТОВ

ХУШ-ХГХ ВЕКОВ

Работа представлена кафедрой теории и истории культуры Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

Научный руководитель - кандидат культурологии, доцент О. Н. Судакова

В статье представлен анализ семантики ритуального костюма якутского шамана XVHI-XIX вв. (из фондов Музея антропологии н этнографии им. Петра Великого РАН, Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского). Описаны одеяния белого и черного шаманов, выявляется семантика ритуальной смерти. В шаманском костюме показана трехчастная структура мира, отличающаяся своей динамической формой.

The author of the article analyses the semantics of a Yakut shaman's ritual costume of the 18^— 19,h centuries (from the funds of the Peter the Great's Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences, the E. Yaroslavsky's Yakut State Incorporated Museum of History and Culture of Peoples of the North). Attires of white and black shamans are described, and a ritual death's semantics is revealed. The three-part structure of the world in its dynamic form is reflected in a shaman's costume.

Шаман считается одним из центральных персонажей якутской традиционной картины мира. Шаманизм у якутов изучен достаточно полно. Первые сведения о шаманизме, так же как и об остальных сторонах жизни якутов, оставили путешествен-

ники XVII-XVIII вв. и XIX в. члены Восточно-Сибирского отделения Императорского географического общества.

Исследования якутского шаманского костюма и атрибутов шаманского действа представлены в работах Е. Д. Прокопьевой,

Г. М. Васильевич, С. В Иванова, Т. Ю. Сем, Л. Р. Павлинской, Н. М. Петрова, Л. Н. Семеновой, Л. Л. Габышевой, А. А. Билю-киной, К. Д. Уткина, Е. Н. Романовой, С. И. Петровой и др.

Костюмы якутских шаманов конца XVIII-ХХвв. хранятся в фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского.

В комплект шаманского костюма входили кафтан, шапка, обувь, рукавицы, штаны и нагрудник. Кроме костюма атрибутами шамана были бубен и колотушка. Не у всех групп якутов комплект шамана состоял из названных частей.

Общепринятым является условное деление шаманов на белых и черных. Белые шаманы были связаны с поклонением божествам Верхнего мира «Айыы ойууна», а черные имели более широкую сферу деятельности (лечение, изгнание злых духов, возвращение «заблудшей» души и т. д.). Отличия костюма белого и черного шаманов подробно не изучены.

Одеяние белого шамана известно по описаниям, сохранившимся в архивных материалах. Оно шилось из шкуры жеребенка в основном светлой масти, это накладывало на шамана особое обязательство, он не должен был причинять людям вреда и соблюдать ритуальную чистоту. Светлая одежда шамана маркирует его как носителя доброго начала.

В архиве Якутского научного центра СО РАН сохранилось описание кафтана шамана Айыы, записанное в 1940-х гг. со слов И. А. Суздалова (56 лет) из Абыйско-го улуса. По его сведениям, он был цельнокроеный, длиной до середины колена, приталенный, слегка расширяющийся книзу, сшит из кожи жеребенка светлой масти, имел небольшой воротник-стойку. На спине от ворота до середины спины была вшита полоса из конской гривы. Впереди от ворота под проймами рукавов проходили поводья, которые на спине соединялись с гривой кольцом и спускались вниз до по-

яса. На уровне пояса был прикреплен большой круглый колокольчик хобо. Пояс и подол обшиты ровдугой более темного цвета'.

Е. Н. Романова, исследуя национальный праздник Ысыах, описывает одежду белого шамана: «На старинных Ысыахах служители родового культа наряжались в длинные женские шубы и женские шапки». Она считает, что облачение в женскую одежду белых шаманов было обязательным, и доказывает, что первыми шаманами у якутов были женщины, как и у алтайцев, тувинцев, бурят и желтых уйгуров .

Ношение «белым» шаманом женской одежды на Ысыахе можно объяснить стремлением указать на неразрывное единство двух начал: мужского и женского. Небо и Земля - соединение их и есть гармония, космический порядок. Но можно предложить и другую версию. Так, по фольклорным материалам якутов, созданием «верхних» шаманов занималась женщина-шаманка. На Ысыахе - празднике обновления природы - «белый» шаман также должен был родиться заново. Женская

одежда подчеркивала сакральность совер-3

шаемого акта .

Главную роль в шаманском одеянии играл головной убор. У северных якутов он изготавливался из конского волоса. Шаманы восточных якутов надевали шапки с круглым верхом, сшитые из мехов. По-видимому, наиболее древний вид шаманского головного убора представлял собой снятую с головы лошади часть с ушами и гривой «дуулаа бэргэсэ», оставляющую открытой лицо шамана. Исследователь якутской одежды Р. С. Гаврильева объясняет, что в таком головном уборе «белый» шаман выступал в роли вожака конного табуна .

По материалам архива ЯНЦ СО РАН, информатор Н. И. Ньумсанов (98 лет) в 1940 г. так описывает головной убор шамана Айыы: шапка в виде парика из конского волоса светлой масти до плеч. Разновидность этой шапки могла быть сделана на матерчатой основе с вплетенными конскими волосами. У шаманов более высокого ранга в шапке было больше волос .

Эволюция семантики шаманского костюма якутов XVMI-XIX веков

Е. Н. Романова также приводит сведения о «белом» яныы-шамане Эргисе. Он совершал камлания только на Ысыахе и духу-хозяйке Земли. У него не было шаманской одежды, имел только круглый бубен. Интересная зарисовка бубна белого шамана сохранилась в архивном материале, это бубен Абыйского шамана начала XX в. Бубен яйцевидной формы обтянут кожей. Внутри бубна имелась металлическая крестовина с кольцами на концах, сквозь кольца были продернуты ремешки, которыми она привязывалась к ободу бубна с внутренней стороны . По описанию Е. Н. Романовой, к бубну «небесного» шамана прикрепляли перья орла, который символизировал Верхний мир.

Другими атрибутами белого шамана были дьалбыыр, сургуур и дьураа. Дьалбы-ыр - кнут, употребляемый богами, белыми шаманами и шаманками для разных целей. Сургуур - похожий кнут, употребляемый белыми шаманками при воскрешении мертвых. Дьураа - что-то вроде кисти, которой белые шаманки проводят по костяку мертвого героя, чтобы восстановить путем нарастания тело. Колотушка для бубна у шамана может заменять иногда дьалбыыр для отпугивания злых духов. Обыкновенно белый шаман употреблял талину, перевязанную в семи местах белыми конскими воло-7

сами .

В то время как образ белого шамана является во многом результатом исторической реконструкции, черный шаман всегда был в поле зрения исследователей. Интерес представляют своеобразная шаманская мифология, психотехника, одеяние, мотив избранничества и инициации.

Наиболее ранние образцы обрядового костюма черного шамана восходят к XVIII в. (МАЭ, инв. № 256-18). Плохо сохранившийся ровдужный кафтан с длинной бахромой и металлическими подвесками интересен кроем и набором антропоморфных, зооморфных и орнитоморфных образов. Длина бахромы примерно равна длине полочки. В передней части кафтана на левой полочке нашиты фигурные пласти-

ны, изображающие человека, стерха, двух-главого орла, парных гагар и геометрическую фигуру. Наибольшее количество подвесок, бляшек помещается на спине. Самые большие среди них - три круглых диска и один диск с отверстием, так называемая прорубь. Фигурные пластины изображают медведя, рысь, рыб и всевозможные инструменты. Кроме того, множество трубчатых, ланцетовидных и круглых подвесок, имеется цепь и ровдужные поводья. По бокам кафтана, на рукавах нашиты прямоугольные пластины и бахрома. Пластины декорированы тремя рядами выпуклых точек. Бахрома кафтана неровной длины, местами завершается привязанными кистями. К отдельным полосам бахромы прикреплены изображение птицы и пластинки.

Другой пример также из фондов МАЭ (инв. № 4202-152), шаманский костюм имеет длинную бахрому, примерно равную длине полочки, и множество металлических подвесок, колоколец. Впереди кафтана на левой полочке нашиты ланцетовидные подвески и антропоморфная фигура. Сзади кафтана в центре массивный диск, два поменьше и один круглый с отверстием. Подвески на спине располагаются в шесть рядов - колокольца, ланцетовидные, трубчатые, прикрепленные к кожаным полоскам. Имеется цепь. На рукава от проймы до локтя пришиты длинные металлические пластины. На плечевой части кафтана короткая бахрома.

В этих костюмах имеются металлические плоские прямоугольные пластинки, нашитые горизонтальными рядами по боковым частям спинки и полочек кафтана, на рукавах. Сходство со скелетом, отмеченное многими исследователями, на наш взгляд, исчерпывается мотивом ребер. Мотив птичьего оперения и крыльев доминирует в семантике костюма.

Для сравнения можно рассмотреть костюм бурятского шамана XVIII в. (Музей истории Бурятии, инв. № ОФ 2694), у которого был халат или плащ оргой из замши с прямым разрезом спереди, полы сходились встык. Завязывались или застегива-

лись на пуговицы. Прямые рукава пришивались к прямому стану. Одежда изобиловала подвесками. Спереди прикрепляли пластиночки, вырезанные в виде фигурок волка, медведя. И многочисленные трубчатые подвески, сделанные из железа. На подол, рукава, нижний край нагрудника нашивалась бахрома, нарезанная из кожи. На спинке, на уровне лопаток, прикреплялась толстая железная пластина (арха-лан). К этой пластине подвешивались разные цепи, жгуты . Эта пластина имеет по краям выступающие когти на уровне плеч и вместе с длинными цепями из металлических подвесок трактуется как крылья. Мягкие жгуты - змеи спускаются с короны до самой земли. Цепи и жгуты символизируют связь трех миров. С якутским шаманским костюмом данный костюм роднит выявление в железной конструкции скелета птицы. Имитируя скелет человека или птицы, шаманский наряд указывает на особый статус того, кто его надевает. Скелет в шаманском наряде обобщает и воспроизводит

драму посвящения, т. е. смерти и воскре-

9

шения .

Таким образом, в обряде посвящения и костюме шамана присутствует мотив ритуальной смерти. Но «собранный» заново шаман выступает не как «мертвый» человек, а как сверхъестественное «крылатое» существо.

Обрядовые шаманские костюмы якутов XIX - начала XX в. в фондах МАЭ (Инв. № 3522-262; 1101-1; 1871-3) сохранились лучше. Они все имеют похожий прямоспин-ный крой и более длинную бахрому, отличаются набором подвесок. Горизонтальные подвески на них практически отсутствуют, от образа птицы осталась только бахрома по низу кафтана и рукавам. Для них характерно обилие однотипных подвесок-трубчатых, ланцетовидных, различных фигурных и круглых пластинок, колокольчиков круглых и плоских. Кроме них присутствуют зооморфные, орнитоморфные, антропоморфные подвески, миниатюрные инструменты и средства передвижения. Всегда присутствуют диски, обозначающие Сол-

нце, Луну, Прорубь, Цепь и шаманский повод на спине из длинного ремня. Не все шаманы имели на кафтанах все обязательные подвески. Количество и качество их зависело от того, к какой категории принадлежал шаман - низшей, средней, высшей. Изображения животных нашивались лишь тогда, когда шаман приобретал над тем или иным духом власть и вступал с ним в связь.

Как известно, якутские шаманские кафтаны отличаются от шаманских кафтанов многих народов Сибири большим разнообразием железных подвесок. И там «нет ни одной лишней железки», все они установлены временем и обычаем. Эти строгие традиции делали сооружение нового кафтана делом сложным и дорогим. Кафтаном, особенно железной его частью, очень дорожили. После смерти шамана железные подвески его костюма хранили в семье до появления нового шамана. Изготовивший подвески кузнец смачивал их и всю одежду

в крови жертвенного животного и просу-10

шивал . Семантика подвесок в различных источниках расходится. Из описаний видно, что подвески имели разные функции -помощников, защитников, средств передвижения, вместилищ. У некоторых подвесок были постоянные, закрепленные места, но в основной массе они располагались без видимой системы в верхней части кафтана, нижняя часть - бахрома. Структурное значение имели медные диски, которые располагались примерно в центре спины, табы-тал на рукавах, хобо на плечах, поводья и цепь на спине. Эти подвески, как и антропоморфная фигура на груди, уже присутствовали на шаманских костюмах XVIII в.

Похожие, родственные подвески сохранились в костюмах бурятских, эвенкийских шаманов. Для сравнения рассмотрим костюм бурятской шаманки второй половины XIX в. из Читинского областного краеведческого музея им. А. К. Кузнецова (инв. № 3239). Кафтан-Оргой шаманки украшен огромным количеством подвесок, которые располагаются слоями друг над другом, напоминая железную чешую. Основная

Эволюция семантики шаманского костюма якутов XVTП-XIX веков

масса железных деталей располагалась в нижней части костюма, здесь можно увидеть онгоны парнокопытных, кошачьих, земноводных, птиц, а также миниатюрные инструменты и средства передвижения (багры, крючки, лодки, плоты, молоточки и т. д.), необходимые для путешествия по опасному Нижнему миру. Всевозможные пики, сабли, мечи необходимы были шаману в иных мирах для сражения с духами и враждебными шаманами. Ленты, олицетворяющие змей, свисающие с короны и плечевой пластины, достигают земли. Это говорит о силе шаманки и в нижних ярусах Нижнего мира, как и наличие на колотушке нескольких колец. В верхней части костюма имеется ряд металлических личин-масок, олицетворяющих души умерших шаманов, помогающих ей в камлании. Наличие на костюме нескольких медных ритуальных зеркал, толи, говорит о том, что шаманка занималась лечением больных людей".

По сравнению с костюмами якутских шаманов этого же времени плащ бурятской шаманки намного длиннее, соответственно, бахрома очень короткая. В данном костюме обилие металлических подвесок помимо выражения силы шамана имеет другое семантическое значение. Расположение подвесок производит впечатление хаоса, при сохранении основной вертикальной структуры. Структурообразующую роль играют головной убор и плечевая пластина - крылья. Эти же детали присутствовали в более раннем костюме бурятского шамана.

Таким образом, семантика шаманского облачения имеет несколько значений: шкура зверя; скелет человека; скелет пти-

цы; покровитель шамана; броня шамана. Весь шаманский наряд в изучаемое нами время был полисемантичен. Основное значение его - шкура птицы, надевая которую шаман приобретал способность летать. Об этом говорит назначение и терминология отдельных частей кафтана. Мотив птичьего оперения присутствует в самой структуре наряда, помимо бахромы, многочисленные ланцетовидные и трубчатые подвески изображают перья. Здесь следует учитывать мифические связи, существующие между орлом и шаманом. Орел представляет Всевышнее существо.

Таким образом, весь шаманский наряд воспроизводил символы Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Причем расположение изображений птиц, зверей, рыб не было упорядочено по сферам обитания: рыбы могли быть пришиты выше птиц, птицы ниже медведя и т. д. По-видимому, в семантике шаманского костюма якутов более важной была идея власти над добрыми и злыми духами в образе этих животных. Шаманский наряд как бы наделял шамана магическим телом, характерной чертой которого была неопределенность.

Анализ семантики ритуального костюма якутского шамана XVIII - XIX вв. выявляет эволюцию картины мира и места шамана в нем. В раннем архаическом костюме основным является мотив ритуальной смерти. В традиционный период с возрастанием роли черного шамана, более актуальным становится выражение его власти над духами во всех сферах. Трехчастная структура мира в шаманском костюме находит отражение в своей динамической форме - движение во всех направлениях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Записки по верованиям. 1940, 27-28 дек. // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 3. Д. 470 а. Л. 8.

2

Романова Е. Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. Новосибирск, 1994. С.66-67.

3

Там же. С. 70.

4

Гаврилъева Р. С. Одежда народа Саха конца XVII - середины XVIII века. Новосибирск, 1998 С. 22.

Записки о шаманском обряде и одежде. 1940, 28 февр. //Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 3. Д 470 б. Л. 2.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

й

Материалы по верованиям якутов. 1940, 4 апр.-5 мая // Там же. Д. 480. Л. 48. Кулаковский А. Е. Научные труды: Работа по этнографии и фольклору. Якутск, 1979. С. 59. Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ, 1987. С. 107. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Киев, 1998. С. 124-126. Материалы по верованию якутов. Обрядовый и шаманский фольклор. 1940 // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп.З. Д. 301. Л. 62.

" ЯнковА. Г. Шаманская коллекция из фондов Читинского областного краеведческого музея: Каталог. Чита, 2006. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.