ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ РОССИИ: С МОМЕНТА СОЗДАНИЯ ДО СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
© Леонов Е.Е.*
Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной, г. Кемерово
В статье рассказывается об истории развития школьных музеев в России, изменении их роли и значения. Автор выделяет наиболее значимые проблемы школьных музеев по периодам их развития, а также, предлагает свою периодизацию исторических этапов развития школьных музеев в России.
Школьные музеи в России появились более двухсот лет назад. Их история очень интересна и многообразна. Вопросами истории и деятельности школьных музеев занимались такие специалисты, как: М.В. Новорусский, H.A. Воскресенская, В. Кордес, А.И. Гусев, Д. Любченко, А.У Зелен-ко, Е.С. Радченко, Я. Борин, А. Манин, H.A. Хитьков, М. Шварц и др. Однако исследователями в этой области до сих пор не обозначено чёткой и единой периодизации, что не удивительно. В истории школьных музеев много сложных и неоднозначных моментов. Это: сложности с определением места школьного музея в образовании, процесс гонения на школьные музеи, определение первых музеев при школах в нашей стране и др. Если объединить все проблемы, то вполне очевиден будет вопрос о периодизации и изменении роли школьных музеев в России.
Исходя из истории становления и развития школьных музеев, мы предлагаем свою периодизацию истории создания и развития школьных музеев России. Она основана, в первую очередь, на анализе исторического развития школьных музеев, где за основу взято изменение их роли и места в культурно-образовательной жизни страны.
Итак, мы выделяем следующие этапы:
1. Вторая половина XVIII - вторая половина XIX вв. - зарождение школьных музеев;
2. Начало XX в. - 1917 год - подъём школьного музейного дела;
3. 1918 - конец 1920-х гг. - «большевизация» школьных музеев;
4. Начало 1930-х - 1940-е гг. - расцвет краеведения в школьных музеях;
5. 1950-1970-е гг. - формирование сети школьных музеев;
6. 1970-1980-гг. - развитие и массовое создание школьных музеев;
7. 1990-е гг. - кризис школьного музейного дела;
8. Вторая половина 1990-х - начало XXI века - возрождение школьных музеев.
* Методист, аспирант Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
На основе периодизации можно проследить эволюцию изменения роли школьного музея в России.
Первый этап в истории школьных музеев связан со второй половиной XVIII в. В 1782 г. был открыт Музей естественных произведений при городской школе в Иркутске. К сожалению, долгой его историю назвать нельзя. В начале XIX века он пришёл в упадок, а последние сведения о нём относятся к 1805 г. Именно он считается одним из первых школьных музеев России [8, с. 23].
Можно отметить, что в XIX веке школьные музеи только начинают распространяться и получать признание, как часть образовательного процесса. Но всё же было и несколько известных музеев, достойных нашего внимания. В 1825 г. графиня Строганова при содействии Вольного экономического общества открыла школу, задача которой была дать образование в области сельского хозяйства, горных дел и ремёсел. Эта школа просуществовала до 1844 г. Есть основания предполагать, что были попытки организовать при ней музей. Во всяком случае, в 1846 г. при её ликвидации, учёный комитет министерства государственных имуще ств разрешил начальнику лесного института приобрести у этой школы «для Музеума Лесного и Межевского института» коллекцию скелетов животных [8, с. 25].
В XIX веке Московским обществом была открыта земледельческая школа, при которой в 1842 г. был открыт музей. При этой школе составлялись кабинеты моделей земледельческих орудий и машин, собрание минералов, хлебных семян, растений, строительных материалов и другие пособия. Музей был достаточно известен. Ученики его очень любили, а учителя им гордились, поскольку до этого практически не было хорошо организованных музеев при школах подобного профиля [5, с. 33].
Подъём и расцвет российского школьного музееведения приходится на XX век, когда школьные музеи получают соответствующие программы, а процесс образования музея вызывает огромный интерес [8, с. 26].
Второй этап истории школьных музеев приходится на начало XX в. В 1910 г. был открыт ещё один известный школьный музей. Родиноведче-ский музей с. Атмисс Самарской губернии известен тем, что он был образован при начальной школе и уже имел существенное значение в системе школьного образования. В 1914 г. в Царицыне открывается Музей общества содействию внешкольному образованию. Хотя его и нельзя считать школьным музеем, но он привлекает к себе внимание тем, что уровень его организации и высокие ставящиеся цели сыграли большую роль в становлении будущих музеев при школах. В 1915-1916 гг. в Волчанске (Харьковская губерния) был открыт Музей Волчанского общества образования [8, с. 26].
Третий этап истории школьных музеев связан с приходом большевиков к власти и начинается с открытия в 1918 г. Камчатского музея местного края при школе II степени. Музей был неплохо оборудован, а последние
указания Ленина об организации музеев и бережном их хранении послужили хорошим стимулом к поиску музеем новых путей преобразования. В 1918 г. был открыт Шурминский школьный музей [8, с. 27-28].
О том, что школьные музеи только начинают приобретать статус части образовательного процесса свидетельствует тот факт, что следующий музей был открыт лишь в 1926 г. Это Школьно-краеведческий музей в Иркутске. Кстати, Иркутск - знаменательный город в истории российского музееведения, поскольку в нём регулярно происходили события, напрямую касающиеся истории музейного дела [8, с. 28].
Школьный музей рубежа XIX и XX вв. в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, был собранием раритетов. «Под наименованием «школьный музей», - делится своими соображениями автор H.A. Хить-ков, - разумеется, нельзя понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости... В школьном музее они только желательны, но не необходимы... Музей, о котором мы хотим сказать, есть просто собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляет -ся в школе, где введено наглядное преподавание... Потому программа такого музея должна быть самая обширная и многообразная». Всякий предмет мог представлять ценность для такого музея: «камень валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», коль скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего. Причем особое значение при сборе материалов придавалось связи с местными условиями, с краеведением [11, с. 12-13].
Таким образом, школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни.
Другой отличительной его особенностью было то, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества педагога и учащегося, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий. Вот одно из свидетельств: «Я учитель. Живая струя увлечений всяческими практическими работами, собиранием коллекций для школы дошла и до меня. В прошлом году мой коллега, учитель из соседнего села, был на курсах и привез приготовленные им самим препараты и коллекции. Меня это заинтересовало... Эта страсть передалась и ученикам, и теперь не в одной моей школе есть музей, а в нескольких школах есть маленькие музеи, собранные ими же». Музей, следовательно, был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношенийучителя с детьми [11, с. 13].
Помимо того, что музей в школе являлся условием «для воспитания полезных и необходимых для жизни навыков... для возбуждения любознательности, для построения правильных представлений и понятий об окружающей жизни», он служил также «прекрасным побудителем к даль-
нейшему самообразованию и самого учителя». Иными словами, школьный музей становился для учителя средством поддержания профессионального уровня, того ореола знатока и наставника, который в России имел учащий [1, с. 12-13].
Школьный музей дореволюционной России в значительной степени был музеем детского творчества и детского труда, выполняя при том задачу образования на основе предметного метода. Таким он и оставался преимущественно до конца 1920-х гг.
Развитию школьных музеев способствовали деятели народного образования, которые становились авторами пособий по созданию музеев в школах. Целью таких руководств, как пишет автор одного из них А.И. Гусев, было «дать указания по структуре местного школьного музея, способам собирания и монтировке материалов, методике их использования на уроках» [2, с. 6].
Кроме подготовки таких руководств, призванных стать настольной книгой учителя, предпринимались и другие акции, направленные на упрочение статуса школьного музея. Так, систематически организовывались курсы для устроителей подобных музеев, мастерские по изготовлению наглядных пособий, которыми снабжались школы.
Необходимо, однако, отметить, что практика снабжения школьных музеев готовыми материалами далеко не всегда находила сторонников. Кажется принципиально важной позиция Б. Наде^дина, который считал, что такой музей предполагает активность самого ребенка и объединение учащихся на основе общих интересов, естественно складывающихся во время собирания и изготовления коллекций [2, с. 6].
Школьный музей дореволюционной России в значительной степени был музеем детского творчества и детского труда, выполняя при том задачу образования на основе предметного метода. Таким он и оставался преимущественно до конца 1920-х гг.
Четвёртый этап в истории школьных музеев приходится на начало 1930-х гг., когда школа была ориентирована на осуществление идей политехнизации с широким использованием краеведения. В инструкции Нар-компроса РСФСР «Об укреплении работы и связи музеев со школами» (1938) прямо указывалось на необходимость организации выставок, уголков краеведения в школе. Под влиянием этих требований прежний музей наглядных пособий, включавший, конечно, и местный материал, постепенно превращался собственно в краеведческий [8, с. 27].
Этому способствовало, во-первых, туристско-краеведческое движение школьников, которое начинает разворачиваться со второй половины 1930-х гг. под руководством специально созданных для этого организаций. В их числе прежде всего следует назвать Центральную детскую экскурсионно-туристическую станцию Наркомпроса РСФСР (возникла вследствие слия-
ния Центральной экскурсионной базы Наркомпроса, руководимой первоначально А.Я. Заксом, с Центральной биологической станцией юных натуралистов). С целью массового развития школьного краеведения организуются походы по родной стране, первым из которых стал Всероссийский исследовательский поход пионеров и школьников, проводившийся под эгидой ЦДЭТС в 1935-1936 гг. Отметим, что и в дальнейшем развитие школьных музеев будет самым тесным образом связано с туристско-кра-еведческим движением, организацией крупномасштабных экспедиций пионеров и школьников по родной стране [2, с. 6].
Результатом этой первой и последовавших вслед за ней акций стало появление в школе конца 1930-х - начала 1940-х гг. комплексных музеев краеведения. Однако в эти годы школьный музей еще не стал тем массовым явлением, каковым станет в следующее десятилетие. Именно с расцветом краеведения в школах связан пятый этап в истории школьных музеев [2, с. 6].
Шестой этап приходится на 1950-1970-е гг. В это время начинается процесс формирования сети школьных музеев, что связано с новыми тенденциями. В 1956 г. ЦДЭТС и газета «Пионерская правда» объявляют Республиканскую туристско-краеведческую экспедицию пионеров и школьников, посвященную 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Вслед за ней последовали и другие, давшие импульс для создания школьных музеев практически всех профилей [8, с. 28-29].
Если с начала своего возникновения на рубеже Х1Х-ХХ вв. вплоть до конца 1920-х гг. школьный музей создается исходя из потребностей в наглядном преподавании, а в 1930-е и 1940-е гг. - в связи с развитием школьного краеведения, то с середины 1950-х гг. обозначается новая тенденция: ориентация на государственные музеи [8, с. 29].
Вместе с этим возникают и новые проблемы, которых прежде школьный музей не знал. Первая из них - определение направления поисково-исследовательской деятельности и выбор профиля. Содействовать решению этой проблемы призвана была Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция «Моя Родина СССР» (1972-1986), которая проводилась под руководством Центральной детской экскурсионно-туристической станции Министерства просвещения СССР (создана в 1971 г.). Каждый этап этой экспедиции, связанный с определенными юбилейными датами в истории страны, обеспечивался определенными экспедиционными заданиями, которые позволяли локализовать поисково-собирательскую деятельность учащихся. Одновременно с этим был организован первый Всесоюзный смотр школьных музеев и проведена их паспортизация, что сыграло «важную роль в упорядочивании сети школьных музеев, их профилей, выработке единых критериев их работы» [8, с. 29].
Подобно другим музеям, школьные начинали строиться по отраслевому принципу. Они имели профили: исторический, краеведческий, естест-
веннонаучный, литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества.
Вторая проблема, вслед за определением профиля и тематики, - это обеспечение полноты коллекции в соответствии с выбранным профилем. Естественно, наиболее остро она стоит тогда, когда профиль музея выбран необоснованно и наблюдается явное расхождение между намерениями и возможностями авторского коллектива. Стремление обеспечить тематическую полноту коллекции (при неумении или нежелании проводить серьезную поисковую и исследовательскую работу) приводило к тому, что многие музеи строились преимущественно на тиражируемом материале. Государственные музеи оказывались буквально заваленными письмами с просьбой «выслать экспонаты» для школьного музея, который оказывался близким им по профилю [3, с. 117].
Этот простой и наивный способ комплектования фондов был в какой-то мере подсказан установкой на копирование «настоящего» музея, однако она же, эта установка, отрицала путь создания в школе музея копий и репродукций. Об этом, в частности, со всей определенностью было заявлено в «Положении о школьном музее», утвержденном Секретариатом ЦК ВЛКСМ, коллегиями Министерства просвещения и Министерства культуры СССР в 1974 г. Согласно этому документу основанием для создания школьного музея являлось наличие «фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций» [8, с. 14].
Этот принцип был усилен в следующем Положении, принятом Министерством просвещения СССР в 1985 г., где сказано: «Школьный музей является тематически систематизированным собранием подлинных памятников истории и культуры и природы», которые «входят в состав музейного фонда и архивного фонда СССР» [9, с. 19].
Установка на подлинность остается в Положениях о статусе школьного музея, которые утверждались в последующие годы. В школьном музее также выдерживается деление фонда на основной (подлинные памятники) и вспомогательный (схемы диаграммы, копии, муляжи). Соответственно этому предметы, сделанные руками детей: те же муляжи и макеты, - расцениваются как малоценные с музейной точки зрения.
Поскольку приоритет в школьном музее, как и в любом другом, отдается подлиннику, возникает, третья, самая серьезная проблема его жизнедеятельности - обеспечение сохранности музейного предмета. Типичной становится ситуация, которую характеризуют в это время следующим образом: «Сбором, хранением и использованием документальных и иных памятников истории и культуры в школьном музее занимаются лица, не имеющие специальной музееведческой, архивоведческой, археографической и т.п. подготовки, что подчас отрицательно сказывается на результа-
тах поисково-собирательной и музейной работы. Имеет место утрата памятников истории и культуры как в результате неумелого обращения с ними в процессе хранения и использования, так и из-за прекращения по какой-либо причине деятельности школьного музея» [3, с. 65].
Для того чтобы решить проблему или хотя бы снизить ее остроту, предпринимаются различные меры. Их цель - подготовить педагогов-руководителей и детей-активистов к профессиональной работе с музейным предметом, включая методику сбора материала, правила оформления учетных документов, научного описания и экспонирования подлинников. Специально этим занимаются детские экскурсионно-туристические станции, которые организуют систематическую учебу руководителей школьных музеев и учащихся. Наряду с этим важнейшим условием жизнеспособности школьного музея признается налаживание его контактов с государственным. Для этого организуются межведомственные советы по координации деятельности государственного и школьного музея, а также музейные комиссии при отделах народного образования, куда наряду с представителями школьных музеев входят работники государственных [3, с. 65].
Постепенно складываются весьма разнообразные способы их взаимодействия (постановка на учет в государственном музее основного фонда школьного, организация совместных выставок и экспедиций, участие государственных музеев в паспортизации школьных), а также оказания специалистами методической помощи по всем видам деятельности (консультации, рецензирование тематико-экспозиционных планов и методических разработок, учеба руководителей и активистов, подготовка пособий «В помощь школьному музею», передача дублетных и научно-вспомогательных материалов, старого оборудования и пр.). Конечно, далеко не всегда контакты двух типов музеев носят систематический характер, но в тех случаях, когда они оказываются таковыми, это самым положительным образом сказывается на деятельности школьного: он грамотно комплектует, описывает, хранит и экспонирует свои материалы [3, с. 65].
Седьмой этап в истории школьных музеев мы выделяем как период 1970-1980-х гг. К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев - четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. Из среды школьных выделяются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные [3, с. 71].
Однако в 1990-х гг. они переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Мы выделяем этот период как восьмой этап в истории школьных музеев России. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля,
теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастом 1970-1980-х гг. не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса школьного музея. С другой стороны, некоторым музеям удается не только «выжить» в условиях нового времени, но и отразить его требования и тенденции. Поэтому «кризис» можно расценивать как обретение школьным музеем нового качества. Этот процесс связан с осознанием того, что школьный музей представляет собой открытую систему.
Во второй половине 1990-х гг. школьные музеи выходят на новый уровень своего развития. Их открывают с чёткой задачей: усиление патриотического воспитания молодёжи. Именно с этой позиции культурно-образовательной деятельности в работе и развитии школьных музеев уделяют повышенное внимание.
Таким образом, мы видим, что изменения роли школьных музеев происходило по этапам исторического развития. Из этого следует вполне чёткая обоснованность считать, что нами предложенная периодизация, на основе которой была выделена эволюция роли школьных музеев в меняющихся исторических условиях, происходивших в стране, вполне обоснована. Безусловно, можно рассматривать разные варианты создания подобных периодизаций, но очевидно то, что в истории школьных музеев много неизученных моментов, поэтому обоснованность любой периодизации можно считать вполне оправданной, хотя не одна из них не будет считаться безоговорочной.
Список литературы:
1. Борин Я. Как мы составляли у себя школьный музей [Текст] // Вопросы и нужды учительства. - 1910. - Вып. 5. - С. 48-58.
2. Гусев А.И. Школьный музей как учебное пособие при занятиях с детьми в начальной школе [Текст] / А.И. Гусев. - М., 1908. - 138 с.
3. Евтушенко C.B. Школьные музеи Москвы: перспективы развития [Текст] // Материалы научно-практических семинаров музейных работников по теме «Музей и дети» в гг. Москве и Сыктывкаре 1995 г. / М-во культурыРФ. Музей революции. - М., 1996. - С. 110-121.
4. Зеленко А.У Школьный музей [Текст] / А.У Зеленко. - М., 1927. -192 с.
5. История музейного дела в СССР: сборник статей [Текст]. - М.: Рос-культиздат, 1957. - 192 с.
6. Любченко Д. Школьный музей [Текст] // Педагогический вестник Московского Учебного округа. - 1913. - № 4-5. - С. 10-18.
7. Музей и школа: Пособ. для учителя [Текст] / Е.Г. Ванслова, А.К. Ло-мунова, Э.А. Павлюченко и др.; Сост. Э.А. Павлюченко; под общ. ред. Т. А. Кудриной. - М.: Просвещение, 1985. - 224 с.
8. Очерки истории музейного дела в России [Текст]. - М.: Сов. Россия, 1960. - 166 с.
9. Положение о школьном музее [Текст] // Преподавание истории в школе. - 1975. - № 2. - С. 12-14.
10. Радченко Е.С. Музей и школа // Сов. музей. - 1932. - № 5. - С. 24-36.
11. Хитьков H.A. Школьный музей, его значение и организация [Текст] / H.A. Хитьков. - Киев, 1915. - 178 с.
12. Шварц М. Наш школьный музей [Текст] // Школьные экскурсии и школьный музей. - 1913. - № 1. - С. 86-92.