Научная статья на тему 'Эволюция регионального политического лидерства в республике Саха (Якутия)'

Эволюция регионального политического лидерства в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
253
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ / ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / ЭЛЕКТОРАТ / ВЫБОРЫ / ТРАЙБАЛИЗМ / ПАРТИЙНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ / REGIONAL POLITICAL LEADERSHIP / REGIONAL LEADERS / HEAD OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ELECTORATE / ELECTIONS / TRIBALISM / PARTY AFFILIATION / ELECTION CYCLES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петров Юрий Дмитриевич, Парфенова Ольга Афанасьевна

В Республике Саха (Якутия) на современном этапе сложился институт регионального политического лидерства, представленный должностью главы региона, прошедший эволюционные изменения. Статья посвящена анализу данных изменений в деятельности таких политических лидеров, как М.Е. Николаев, В.А. Штыров, Е.А. Борисов, А.С. Николаев. В качестве исследовательского материала выступают политологическая аналитика федерального и республиканского уровней, публикации СМИ, электоральная статистика. В работе предпринята попытка сравнения лидеров по различным статусным параметрам, а также выделения ряда особенностей, характерных для якутских региональных лидеров в целом. Кроме того, рассматриваются вопросы трайбализма и типологии территориального политического лидерства. Авторы приходят к выводу о снижении общественного интереса к выборам главы региона и одновременном увеличении требований к региональному политическому лидеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Regional Political Leadership in The Republic of Sakha (Yakutia)

In the Republic of Sakha (Yakutia) the institute of regional political leadership, represented by the post of head of the region, undergoing evolutionary changes has emerged at the present stage. The paper is devoted to the analysis of these changes in the activities of such political leaders as M.E. Nikolaev, V.A. Shtyrov, E.A. Borisov, A.S. Nikolaev. Political analytics of the federal and republican levels, media publications, and electoral statistics are used as research material. An attempt to compare leaders by various status parameters, and also to highlight a number of characteristic features of the Yakut regional leaders as a whole is made. In addition, issues of tribalism and the typology of territorial political leadership are examined. The authors come to the conclusion about the decrease of public interest in the elections of the head of the region, and at the same time an increase of requirements of the regional political leader.

Текст научной работы на тему «Эволюция регионального политического лидерства в республике Саха (Якутия)»

УДК 316.468(571.56)

https://doi.org/10.24158/pep.2019.11.3

Петров Юрий Дмитриевич

доктор политических наук, профессор, профессор кафедры истории, обществознания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Парфенова Ольга Афанасьевна

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, обществознания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация:

В Республике Саха (Якутия) на современном этапе сложился институт регионального политического лидерства, представленный должностью главы региона, прошедший эволюционные изменения. Статья посвящена анализу данных изменений в деятельности таких политических лидеров, как М.Е. Николаев, В.А. Штыров, Е.А. Борисов, А.С. Николаев. В качестве исследовательского материала выступают политологическая аналитика федерального и республиканского уровней, публикации СМИ, электоральная статистика. В работе предпринята попытка сравнения лидеров по различным статусным параметрам, а также выделения ряда особенностей, характерных для якутских региональных лидеров в целом. Кроме того, рассматриваются вопросы трайбализма и типологии территориального политического лидерства. Авторы приходят к выводу о снижении общественного интереса к выборам главы региона и одновременном увеличении требований к региональному политическому лидеру.

Ключевые слова:

региональное политическое лидерство, региональные лидеры, глава Республики Саха (Якутия), электорат, выборы, трайбализм, партийная принадлежность, избирательные циклы.

Petrov Yuriy Dmitrievich

D.Phil. in Political Science, Associate Professor, History, Social and Political Science Department, Historical Faculty, North-Eastern Federal University

Parfenova Olga Afanasievna

PhD in History, Associate Professor, Head of the History, Social and Political Science Department, Historical Faculty, North-Eastern Federal University

EVOLUTION OF REGIONAL POLITICAL LEADERSHIP IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Summary:

In the Republic of Sakha (Yakutia) the institute of regional political leadership, represented by the post of head of the region, undergoing evolutionary changes has emerged at the present stage. The paper is devoted to the analysis of these changes in the activities of such political leaders as M.E. Nikolaev, V.A. Shtyrov, E.A. Borisov, A.S. Nikolaev. Political analytics of the federal and republican levels, media publications, and electoral statistics are used as research material. An attempt to compare leaders by various status parameters, and also to highlight a number of characteristic features of the Yakut regional leaders as a whole is made. In addition, issues of tribalism and the typology of territorial political leadership are examined. The authors come to the conclusion about the decrease of public interest in the elections of the head of the region, and at the same time an increase of requirements of the regional political leader.

Keywords:

regional political leadership, regional leaders, Head of the Republic of Sakha (Yakutia), electorate, elections, tribalism, party affiliation, election cycles.

Одним из новых политических институтов в современной Якутии стала должность главы республики, которая была утверждена в соответствии с законом «О Президенте Якутской - Саха ССР» в 1991 г. и закреплена как президент Республики Саха (Якутия) в Конституции РС (Я) 1992 г. Политическое лидерство в регионе прошло поэтапный путь развития, отразившийся на статусе субъекта, имидже и деятельности таких глав, как М.Е. Николаев, В.А. Штыров, Е.А. Борисов и начавший свою деятельность сравнительно недавно А.С. Николаев.

Первый президент Михаил Ефимович Николаев впервые был избран в декабре 1991 г. на основе всеобщих, равноправных и прямых выборов при тайном голосовании на альтернативной основе. В соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия) 26 декабря 1996 г. прошли вторые выборы и М.Е. Николаев получил эту должность на второй срок.

М.Е. Николаев являлся типичным региональным лидером 90-х гг. ХХ в. Для построения конструкта его лидерства в общественной среде использовался народный характер происхождения первого лица и делался акцент на его тесных связях с представителями масс. Первый президент - выходец из семьи колхозников, получивший диплом ветеринарного врача и начавший политическую карьеру в сложных в социально-экономическом отношении северных районах Якутии. В условиях фрагментарной политической культуры 1990-х гг. его главным достоинством как

политического лидера, претендующего на общереспубликанское представительство, являлась внепартийность. Именно во времена М.Е. Николаева в Якутии возник институт регионального лидерства в форме президентства. Его власть, несмотря на традиционный образ, стала носить харизматический характер, поскольку полученные республикой социально-экономические блага воспринимались как его личная заслуга. Особую роль в выстраивании харизмы играли близкие отношения с первым президентом России Борисом Николаевичем Ельциным.

Политический имидж М.Е. Николаева по внешним и внутренним характеристикам соответствует образу традиционного якутского лидера. Он связан в глазах якутов с легендарным Тыгы-ном, могущественным родоплеменным главой хангаласских якутов, заложившим после многочисленных побед над другими якутскими племенами в конце XVI - первой четверти XVII в. основы потестарного строя, как отмечалось в одном из предыдущих наших исследований [1]. М.Е. Николаев сочетал в политической деятельности трайбализм, регионализм и общефедеральную траекторию развития. Однако в первую очередь лидерство Михаила Ефимовича базируется на отстаивании социально-экономических интересов региона. Его период президентства в Республике Саха (Якутия) - это десятилетие радикального обновления, строительства основ демократического общества, возрождения традиционных духовных ценностей, поступательного движения Якутии к обновлению и стабильности. В целях укрепления рейтинга лидера все его решения подавались как очередная победа во имя новой Якутии, которая, несмотря на социально-экономические проблемы, в полной мере реализует высокий человеческий потенциал [2, с. 57].

Однако накануне очередных выборов президента республики в 2001 г. возникли острые дискуссии среди депутатов парламента, членов Центральной избирательной комиссии Якутии и средств массовой информации о правомочности участия М.Е. Николаева, претендовавшего на третий срок. В результате незадолго до дня голосования он выбыл из списка кандидатов и во втором туре, 13 января 2002 г., вторым президентом Якутии стал кооптированный Вячеслав Анатольевич Штыров. Таким образом, харизматичного М.Е. Николаева общество не поддержало в его стремлении нарушить правовые нормы.

Новый президент В.А. Штыров возглавил республику на переходном этапе ее социально-экономического развития. Ему как руководителю субъекта пришлось принимать достаточно трудные решения в области финансовых и хозяйственных процессов в Якутии. В частности, серьезной критике в СМИ подверглись продажи акций региональных компаний нефтегазовой, угольной, алмазной, золотодобывающей и телекоммуникационной сфер деятельности. Кроме того, вызвали серьезную общественную дискуссию так называемые «мегапроекты» в Нерюнгринском, Мирном и Ленском районах. Отсутствие социальной инфраструктуры вокруг этих «проектов» обеспечило нарекания со стороны населения. Нового президента республиканский электорат рассматривал прежде всего в качестве ставленника промышленных областей, а в федеральном центре его считали скорее компромиссной фигурой.

Как и предыдущий глава субъекта М.Е. Николаев, Вячеслав Анатольевич не избежал проявлений трайбалистических тенденций, поддерживая бюджет родного Томпонского района. С его подачи была значительно улучшена его транспортная инфраструктура, возведены образовательные и спортивные объекты. В свое время первым президентом Якутии на его родине - в Хангаласском районе - были отстроены образовательное учреждение «Физико-математический форум "Ленский край"» (Октёмский лицей), Музей первого президента, Октёмский научно-образовательный центр, он продвигал финансирование автострады Якутск - Октёмцы - Покровск.

Следует отметить, что в Якутии тенденции трайбализма присутствовали постоянно. Например, деление по улусному (родо-племенному) принципу устойчиво существовало в местной культуре и в дореволюционный период. В советскую эпоху сложилась так называемая «вилюйская группа» республиканской элиты под руководством первого секретаря обкома КПСС Г.И. Чиряева, с его же подачи в Вилюйске впервые возведен авиапорт с бетонированной взлетной полосой, несмотря на дислокацию авиаотряда в п. Нюрба. В современной Якутии сложилась традиция устраивать республиканские национальные праздники и спортивные мероприятия в родных районах (улусах) глав региона.

В отношении региональных лидеров России в 2000-2008 гг. проводилась централизованная политика выравнивания политических и личных статусов. В 2004 г. принят указ президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица», который отменил прямые губернаторские выборы. Также в декабре 2004 г. подписан федеральный закон № 159, которым оформляется решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта по представлению президента РФ [3]. Еще в 2002 г. в республике принят закон № 355-11, дополнивший статус президента статусом главы Республики Саха (Якутия) [4]. Знаковым для региона стало утверждение 17 октября 2002 г.

нового текста Конституции Республики Саха (Якутия). В результате изменились объем полномочий и мера ответственности всех республиканских институтов. Например, глава стал считаться гарантом не суверенитета, а национально-государственного статуса Якутии. Это, естественно, снизило политический вес и уровень института регионального политического лидерства. Самым значимым фактором ослабления статуса главы субъекта еще в 1998 г. стал Бюджетный кодекс РФ, модифицировавший принципы и правила финансирования субъектов и серьезно ограничивший экономические полномочия президента республики.

Оценивая результаты прошедшей конституционно-правовой реформы, А.Н. Ким-Кимэн отмечает, что Законодательное собрание республики совместно с главой провело большую работу по внесению в Основной Закон региона соответствующих изменений. Введена новая процедура по наделению полномочиями территориальных органов федеральной исполнительной власти, приостановлено действие положений ряда статей Конституции, которые касались установления порядка проведения и назначения выборов президента, а также полномочий и статуса вице-президента республики [5, с. 45-46].

31 мая 2010 г. стало известно, что президент России Д.А. Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова. Для многих жителей Якутии его уход стал полной неожиданностью, при этом в пресс-службе республиканского правительства не раскрыли причины столь неожиданной отставки, лишь сообщили: «Вячеслав Штыров ушел по собственному желанию. У его досрочного ухода есть личные мотивы, о которых мы не можем говорить официально» [6].

В российских СМИ выдвигалось несколько причин ухода В.А. Штырова с должности президента республики. Политолог Д. Бадовский считал, что мотивами не могли стать внутрисистемные факторы. По его мнению, причиной выступили личные обстоятельства. Несколько конкретнее высказался генеральный директор Центра политических технологий И. Бунин, не видящий в отставке В.А. Штырова давления со стороны федерального центра и выдвигающий в качестве основных личные мотивы. Эксперт добавил, что, по его информации, глава Якутии собирался подать в отставку еще 2 года назад. Не исключено, что уход В.А. Штырова стал продолжением курса Д.А. Медведева на омоложение высшей региональной власти, как писал политолог Д. Орешкин. Политологи И. Бунин и Д. Бадовский, говоря о вероятной добровольной отставке, в то же время не исключили и иных причин, например лоббистские игры вокруг региона. Якутия в первую очередь всегда ассоциировалась с алмазной промышленностью, с АК «АЛРОСА», но в последние годы она играет все большую роль и в нефтегазовом секторе. По мнению политологов, новая экономическая стратегия региона могла стать причиной отставки В.А. Штырова. И. Бунин обращает внимание на то, что сначала ушел С. Выборнов, президент АК «АЛРОСА», а затем и В.А. Штыров [7].

Несомненно, В.А. Штыров - неоднозначно оцениваемый лидер, на долю которого выпали трудности переходного этапа федеративных отношений. В глазах населения Якутии он был лицом, ответственным за сокращение республиканских экономических ресурсов. Начавшаяся еще на рубеже веков смена статуса регионального лидера продолжилась в период его деятельности. При этом он достойно нес бремя главы субъекта, проявлял сдержанность и профессионализм. В дальнейшем он продолжил политическую карьеру в качестве российского сенатора. С ноября 2010 г. по сентябрь 2014 г. занимал должность заместителя председателя верхней палаты Федерального собрания. С сентября 2014 г. по сентябрь 2018 г. являлся председателем Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. Здесь он отстаивал интересы республики уже на федеральном уровне, а также Арктической зоны в целом, особенно в вопросах социально-экономического развития. Таким образом, лидерство В.А. Штырова носило рационально-легальный характер и открывало эпоху региональных лидеров данного типа.

31 мая 2010 г. исполняющим обязанности главы республики был назначен Е.А. Борисов. 17 июня 2010 г. Государственное собрание республики утвердило его на пост главы региона. Егор Афанасьевич прошел все этапы партийного руководства, а затем республиканского. В отличие от В.А. Штырова Е.А. Борисов позиционировался общественностью как представитель якутского села, знаток местных реалий, человек патриархального уклада.

В то же время СМИ, отмечая вехи его политической карьеры, указывали на такие его качества, как гибкость, дипломатичность, умение работать как с местными людьми, так и с федеральным руководством. При этом он автоматически «наследует» и разделяет все недоработки В.А. Штырова как руководителя республики [8].

В 2012 г. в соответствии с внесением изменений в федеральное законодательство были возвращены прямые выборы глав регионов [9]. В связи с этим Е.А. Борисов, предваряя политическую ситуацию, с 24 апреля 2014 г. стал временно исполняющим обязанности главы республики до предстоящих выборов. Таким образом, складывается ситуация досрочных выборов в

условиях максимальной поддержки как федерального центра, так и республиканского электората перед грядущим экономическим кризисом. В дальнейшем, несмотря на неожиданную конкуренцию со стороны представителя партии «Гражданская платформа» Э. Березкина, Е.А. Борисов победил 14 сентября 2014 г., получив 58,79 % голосов (у конкурента 29,49 %). В этот период произошла окончательная институционализация смены статуса регионального лидера с президента на главу, утвержденная парламентом республики еще в 2012 г.

В целом социально-экономические показатели в период деятельности Е.А. Борисова возросли: валовой региональный продукт (ВРП) Якутии увеличился в 2,2 раза - с 386 млрд 825 млн р. в 2010 г. до 868 млрд 607 млн в 2016 г., ВРП на душу населения с 2010 по 2016 г. также повысился в 2,2 раза - с 403 659 до 903 611 р. [10]. В то же время на социально-экономическую жизнь граждан республики оказывали негативное влияние природные катастрофы, техногенные аварии, дефицит бюджета и инфляция, что серьезно сказывалось на результатах политических выборов различного уровня, в том числе федеральных. 28 мая 2018 г. Е.А. Борисов досрочно ушел с должности главы. Причинами этого явились такие личные факторы, как возраст, состояние здоровья, а также снижение политического рейтинга главы после ряда событий (конфликта с компанией «Аэрофлот», дела Магомедовых), замедление темпов социально-экономического развития в регионе, возможность проведения следующих выборов главы в ближайшие сроки - в сентябре того же года.

Подводя итоги, можно сказать, что деятельностью Е.А. Борисова завершается почти 30-летний этап якутского регионального лидерства. В этот период максимально эффективно себя проявили мощные хозяйственники, опытные лидеры, люди с советской управленческой менталь-ностью: М.Е. Николаев, В.А. Штыров и Е.А. Борисов. На долю каждого выпали экономические и политические испытания. Например, Егор Афанасьевич пришел на пост президента республики, а ушел главой (Ил Дарханом).

Сразу после отставки Е.А. Борисова в СМИ был представлен его преемник - глава администрации Якутска Айсен Сергеевич Николаев. Большой резонанс вызвала его встреча с В.В. Путиным, что означало в глазах общества безусловную поддержку Кремля данной кандидатуры. На 9 сентября 2018 г. были назначены выборы главы Республики Саха (Якутия). Отдельный исследовательский интерес вызывает тема выборов регионального политического лидера. Данный вид выборов происходил в субъекте РФ в пятый раз. В предыдущие избирательные циклы по годам явка составила, %: 1991 - 74,90, 1996 - 64,60, 2001 - 68,14, 2014 - 52,75, 2018 - 50,60. В целом количество проголосовавших сократилось на 24,3 %, максимальный спад произошел после отмены прямых выборов глав регионов. По возвращении прямых губернаторских выборов интерес электората стабилизировался. В частности, разница между явкой 2014 и 2018 гг. составила минимальные 2,1 %. Отмечается общая тенденция значительного снижения явки избирателей на выборы республиканского уровня. Например, на выборах Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в 2008 г. она равнялась 74,8 %, в 2013-м - 45,17 %.

Традиционно якутяне проявляют более высокий интерес к выборам федерального уровня. Так, в 1996 г. явка республиканского электората на выборы президента РФ достигла 72 %, 2000 -70, 2004 - 82, 2008 - 75, 2012 - 74, 2018 г. - 67 %. Заинтересованность избирателя определена значимостью данного типа выборов. На предыдущих выборах главы республики кандидаты одерживали победу со следующими результатами, %: в 1991 г. - 76,70, 1996 - 58,96, 2001 - 59,25, 2014 - 58,79 [11]. При последнем голосовании А.С. Николаев набрал 71,4 %. Отметим, что рейтинг победителей постепенно снижается, он ниже на втором сроке по сравнению с уровнем первого. В целом результаты последней процедуры говорят о явке заинтересованной части республиканского электората, т. е. выходе избирателей, готовых отдать голос за данную кандидатуру.

Айсен Сергеевич сочетает в себе ряд безусловных достоинств: членство в партии «Единая Россия», принадлежность к коренному этносу, долгий опыт работы в государственных структурах, технократический стиль управления, элитное образование, сельское происхождение в комплексе с инновационной предвыборной кампанией, высокий рейтинг среди молодежи, которая воспринимает его как своего лидера. А.С. Николаев с 2012 по 2018 г. занимал должность главы столичной администрации. Суждение Дж. Доденя о роли многоуровневых систем справедливо и по отношению к нему: «Существование многоуровневых систем проявляется не только в карьере мэров, но и в их будущих амбициях на других уровнях власти после мандата мэра» [12]. Сегодня глава республики - это прежде всего топ-менеджер, от которого ожидают прорыва в социально-экономическом развитии, реализации общероссийских национальных проектов, обновления имиджа региона в глазах российского сообщества.

Если в советское время роль региональных политических лидеров в Якутии играли партийные функционеры, главы областных структур, секретари обкомов, то с 1990-х гг. начал формироваться институт регионального политического лидерства. Основными его чертами выступили

стремление политиков поддерживать неофициальные личные контакты с федеральным центром, наличие сельскохозяйственного или технического образования, что соответствует структуре экономики республики. Возраст глав колеблется от 46 до 56 лет, в среднем составляет 51 год. Все главы Якутии были представителями лидирующей партии (КПСС или «Единой России»), имели значительный опыт работы в правительственных структурах. Еще предстоит проанализировать деятельность руководителей, связанную с их социальным и корпоративным представительством. Немаловажным фактором является то, что все лидеры - уроженцы Якутии, которые владеют двумя языками. Следует отметить такую тенденцию, как трансформация типа лидерства в Якутии от харизматического (М.Е. Николаев) к рационально-легальному на фоне институционализации изменения политического статуса от президента к главе региона. Если при наблюдаемой смене типа легитимности сложно в целом говорить о ее степени (требуется самостоятельное социологическое исследование), то уровень легальности регионального политического лидерства в общем снижался в связи с потерей статуса, изменением названия должности и форм легитимации (выборы и назначение).

Таким образом, в эволюции регионального политического лидерства Республики Саха (Якутия) наблюдается четко обозначенная тенденция ослабления поддержки со стороны республиканского электората в сочетании с усилением требований общества к лидерским и имиджевым качествам главы. Вероятно, в ближайшие избирательные циклы больших изменений в политико-правовом статусе главы региона не произойдет, поскольку основные структурно-функциональные трансформации уже реализованы, достигнут общий консенсус центральных и региональных политических элит. Однако серьезные перемены могут произойти в личных и имиджевых характеристиках будущих глав: победа на выборах главы администрации Якутска Сарданы Владимировны Авксентьевой показала, что местный электорат готов к политическому лидерству женщин, несомненно, нужно ожидать дальнейшее омоложение политической элиты и модернизацию коммуникации власти с обществом.

Ссылки:

1. Борисов А.А. Тыгын - человек, легенда, символ [Электронный ресурс] // Илин. 1998. № 2-3. URL: http://ilin-ya-kutsk.narod.ru/1998-2/40.htm (дата обращения: 20.11.2019) ; Парфенова О.А. Харизма Тыгына в мифах саха : монография. Якутск, 2016. 144 с.

2. История либерализма в Якутии : материалы научно-практической конференции / редкол.: А.Е. Аммосов, А.А. Борисов, В.Г. Иванов. Якутск, 2005.

3. О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [Электронный ресурс] : федер. закон от 11 дек. 2004 г. № 159-ФЗ : в ред. от 2 мая 2012 г. // Российская газета. 2004. 15 дек. URL: https://rg.ru/2004/12/15/gu-bernatory-dok.html (дата обращения: 20.11.2019).

4. О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] : закон Республики Саха (Якутия) от 29 апр. 2002 г. № 355-II : в ред. от 25 апр. 2019 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=178016872&page=1&rdk=0#I0 (дата обращения: 20.11.2019).

5. Развитие государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации в постсоветский период : материалы научно-практической конференции / под ред. А.Н. Ким-Кимэна, Ю.Н. Бацева, М.Е. Алексеевой. Якутск, 2007. 200 с.

6. Буева О. Президент Якутии сложил полномочия [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2010. 2 июня. URL: https://www.yakutia.kp.ru/daily/24500/653220 (дата обращения: 20.11.2019).

7. Пять версий и тройка кандидатов [Электронный ресурс] // Дебри-ДВ : электронное периодическое издание. 2010. 1 июня. URL: http://www.debri-dv.com/article/2890 (дата обращения: 20.11.2019).

8. Кандидаты на должность президента Якутии: плюсы и минусы [Электронный ресурс] // Sakha News : первый республиканский информационно-аналитический портал. 2010. 7 июня. URL: http://www.1sn.ru/40471 .html (дата обращения: 20.11.2019).

9. О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [Электронный ресурс] : федер. закон от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ : в ред. от 25 апр. 2012 г. // Российская газета. 2012. 4 мая. URL: http://www.rg.ru/2012/05/04/gubernatori-dok.html (дата обращения: 20.11.2019).

10. Итоги деятельности Егора Борисова на посту главы Якутии в 2010-2018 гг. [Электронный ресурс] // ТАСС : информационное агентство. 2018. 28 мая. URL: https://tass.ru/info/5242337 (дата обращения: 20.11.2019).

11. Календарь выборов [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия). URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/yakut (дата обращения: 20.11.2019).

12. Political Leaders and Changing Local Democracy: the European Mayor / ed. by H. Heinelt, A. Magnier, M. Cabria, H. Reynaert. Cham, 2018. 487 p.

References:

Ammosov, AE, Borisov, AA & Ivanov, VG (eds) 2005, The History of Liberalism in Yakutia: Materials of Scientific and Practical Conference, Yakutsk.

Borisov, AA 1998, 'Tygyn - Man, Legend, Symbol', Ilin, no. 2-3, viewed 20 November 2019, <http://ilin-ya-kutsk.narod.ru/1998-2/40.htm>, (in Russian).

Bueva, O 2010, 'The President of Yakutia Resigned', Komsomolskaya pravda, June 2, viewed 20 November 2019, <https://www.yakutia.kp.ru/daily/24500/653220>, (in Russian).

'Candidates for the Post of President of Yakutia: Pros and Cons' 2010, Sakha News: perviy respublikanskiy informatsionno-analyt-icheskiyportal, June 7, viewed 20 November 2019, <http://www.1sn.ru/40471.html>, (in Russian).

'Election Calendar' 2019, Tsentralnaya izbiratelnaya kommissiya Respubliki Sakha (Yakutia), viewed 20 November 2019, <http://www.vybory.izbirkom.ru/region/yakut>, (in Russian).

'Five Versions and a Triple of Candidates' 2010, Debry-DV: elektronnoe periodicheskoe izdanie, June 1, viewed 20 November 2019, <http://www.debri-dv.com/article/2890>, (in Russian).

Kim-Kimen, AN, Batsev, YuN & Alekseeva, ME (eds) 2007, The Development of Statehood of the Republic of Sakha (Yakutia) as Part of the Russian Federation in the Post-Soviet Period: Materials of Scientific and Practical Conference, Yakutsk, 200 p., (in Russian).

Parfenova, OA 2016, Charisma of Tygyn in Sakha Myths: a Monograph, Yakutsk, 144 p., (in Russian).

'The Results of the Activities of Yegor Borisov as Head of Yakutia in 2010-2018' 2018, TASS: informacionnoe agentstvo, May 28, viewed 20 November 2019, <https://tass.ru/info/5242337>, (in Russian).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.