TEMKIN Vladimir Leonidovich, postgraduate student at the Institute of Law and National Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (1/21 Dostoevskogo St, Moscow, Russia, 127473; [email protected])
SINITSYN Igor Mikhailovich, Scientific Secretary of the Center for Security Studies, Russian Academy of Sciences (21b Garibaldi St, Moscow, Russia, 117335; [email protected])
ON THE ISSUE OF INSTITUTIONAL SUPPORT OF THE STATE YOUTH POLICY AND ITS REGULATORY AND LEGAL BASIS IN RUSSIA AND IN THE WORLD
Abstract. The article discusses the issues of ensuring state youth policy in the Russian Federation, briefly shows the experience of foreign states, and outlines the need to adopt the Law on Youth and the importance of institutionalizing the state youth policy.
Keywords: state youth policy, institutionalization, youth, legislation, state, society
УДК 324
ОКОРОКОВА Матрена Павловна — кандидат политических наук, доцент кафедры истории, обще-ствознания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58; [email protected])
ГРИГОРЬЕВ Ньургун Афанасьевич — кандидат политических наук, доцент кафедры истории, обще-ствознания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58; [email protected])
ОБРАЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. В статье проводится анализ данных опросов, связанных с выявлением основных факторов, влияющих на формирование образа политического лидера в представлениях студенческой молодежи Республики Саха (Якутия); исследуются теоретические аспекты политической культуры молодежи и факторы формирования представлений политического лидерства. В процессе эмпирического исследования авторы анализируют структурные компоненты в образах политиков и выявляют основные типы идеального лидера в политических представлениях студенческой молодежи республики. Ключевые слова: молодежь, политическая культура, политическая социализация, Республика Саха (Якутия), политическое лидерство, образ политика
Устойчивое развитие политической системы современной России предполагает широкое вовлечение граждан в политический процесс. Согласно классическому подходу американского политолога Д. Истона, активное участие гражданского общества с помощью «импульсов входа» влияет на качество функционирования системы власти. Молодежь является одним из важных и наиболее мобильных компонентов функционирования политического процесса [ЕазШп 1986: 24].
Безусловно, социально-экономические изменения в России последних десятилетий повлияли на качество и уровень жизни российской молодежи. Рыночные условия, конкуренция, безработица являются сильным вызовами для успешной реализации в жизни молодых людей. С другой стороны, как никогда в истории, перед людьми открываются широкие возможности в бизнесе и карьере. Совокупность социально-экономических и иных факторов влияют на миграционные настроения российской молодежи, что выражается в так называемой утечке мозгов.
Политическая культура молодежи развивается в общем русле с общероссийской. Современная политическая культура россиян находится в стадии трансформации и разделена на различные компоненты, сочетая в себе признаки патернализма и демократических ценностей. Концептуально термин «политическая культура» в рамках функционального подхода стал изучаться во второй половине XX в. такими американскими исследователями, как Г. Алмонд, С. Верба [Almond, Verba 1989]. Политическую культуру эти авторы представляют себе как определенный набор ценностей, внутри которого действует политическая система, что-то вроде историко-психологического фона, на котором разворачиваются политические события, он же - дух, он же - культура.
В общем значении политическую культуру можно определить как совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, реализуемых гражданами, политическими и социальными общностями в конкретной политической системе [Зимин 2008: 65]. Также выделяются три уровня политической культуры: 1) мировоззренческий, где происходит самоопределение человека в мире политики; 2) гражданский, в котором формируется отношение людей к власти; 3) политический, на котором складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям и определяется роль политики в жизни человека. Также необходимо учитывать близкое значение политической культуры и политической социализации в процессе освоения человеком политических ценностей. Российский исследователь О. Малинова указывает на необходимость разработки альтернативных интерпретаций концепта политической культуры, проведя границу между научным и политико-идеологическим дискурсом [Малинова 2006].
Развитие политической культуры молодежи происходит под влиянием многих социальных проблем современного общества. При том, что происходит приобщение к демократическим ценностям, одновременно наблюдаются тенденции политического абсентеизма, потери у молодых людей интереса к политике и неучастия в ней, что происходит в т.ч. под влиянием относительной морально-этической деградации российского общества, особенно затронувшей молодежь (алкоголизация, наркомания).
Также понятие «молодежь» как социально-демографическая группа разделяется на различные категории: по интересам и потребностям, уровню образования и интеллекту, материальному положению, стилю и образу жизни (учащаяся и работающая молодежь, сельская и городская). В процессе политической социализации наиболее важной категорией является студенческая молодежь, которая, получив высшее образование, является наиболее зрелой и ориентированной в политике. Существуют различные компоненты молодежной политической культуры в целом.
Интеллектуальный компонент заключается в приобретении молодежью политических знаний, необходимых для гражданской жизни в рамках изучения социально -гуманитарных дисциплин, прежде всего в сфере политологии, социологии и правоведения и т.д., что можно осуществить в рамках учебных заведений.
Ценностно-мотивационный компонент свидетельствует о наличии сформированной системы гражданских отношений и выражается в деятельности молодежных общественных организаций и движений. Молодость является периодом приобретения необходимых знаний, умений и навыков в различных сферах общественной жизни и освоения гражданских процедур, что связано с наличием выраженных гражданских чувств. И в этом заключается роль операционального и эмоционального компонентов политической социализации. В качестве примера можно отметить навыки участия в выборах, митингах, собраниях общественных организаций, освоение умений организации различных общественных акций и т. д.
Волевой компонент тесно связан с операциональным и эмоциональным компонентами и может быть сформирован через участие в конкретных делах. В качестве ярких примеров выступают деятельность молодежных общественных организаций, студенческого самоуправления, землячеств и т.д. Волевой компонент характеризует готовность и способность молодого человека к регуляции собственного поведения и мобилизации своих ресурсов в интересах общества. В этой связи особо актуальным становится применение технологий социального партнерства при ведущей роли государства. Такой подход позволит дать мощнейший толчок решению проблем политической социализации молодежи, сделать развитие всего общества поступательным и бесконфликтным. Для молодежи как социальной группы характерны такие особенности политической культуры, как неразвитость социально-политических интересов, размытость политических убеждений и одновременно свойственная возрасту готовность к политической мобилизации.
Политическая культура молодежи, конечно, коррелирует с общей политической культурой. При этом она также может выступать в виде таких моделей электорального поведения, как активистская модель, модель колеблющихся предпочтений и абсентеистская модель. Избирательная культура молодежи включает психологические ориентации индивидов, их групп и обществ, связанные с существованием электорального процесса. Также избирательная культура, в отличие от иных разновидностей политической культуры, не может существовать вне правовых рамок. Кроме того, данный тип культуры охватывает только те ориентации субъектов электорального процесса, которые связаны с публичной политикой.
В процессе политической социализации из группы молодежи формируются лидеры, обладающие определенными лидерскими чертами, харизмой. Поэтому возникает вопрос о представлении молодыми людьми образа политического лидера. В политической науке «политическое лидерство» понимается как институт построения власти, основанный на интеграции различных групп вокруг выдвигаемой лидером программы решения определенных задач. Существуют различные подходы к изучению данного феномена: философское осмысление (К. Ясперс, Б. Рассел), культурологический подход (Р. Такер), бихевиористский подход, психологические концепции (Э. Фромм, Т. Адорно).
В политической науке существует множество типологий политического лидерства, основы которых заложил Макс Вебер, который выделял традиционное, рационально-легальное (бюрократическое) и харизматическое лидерство. Немецкий политолог М. Херманн является автором наиболее известной типологии, в которой он выделил такие типы, как «лидер-знаменосец», «лидер-служитель», «лидер-торговец», «лидер-пожарный» [Херманн 1991]. Таким образом, возможности для типологизации политических лидеров определяются личностными качествами лидеров; инструментами, с помощью которых они осуществляют власть; конкретной средой, в которой они действуют.
В представлениях молодежи образ политического лидерства формируется в процессе выборов, а также в СМИ. Присутствие политического лидера в СМИ предстает как необходимое условие его позиционирования в политическом пространстве. При проведении избирательной кампании необходимо учитывать определенные стереотипы населения, касающиеся политики, которые формируются в восприятии избирателей, поскольку сложившийся в сознании электората образ обусловливает не только отношение к политику, но и проявление политической активности на выборах.
Исследователи выделяют три группы факторов, опосредующих процесс восприятия электоратом политического лидера, исходя из предположения, что процесс понимания будет опосредован факторами, относящимися к познавательной сфере избирателей, и особенностями коммуникативной системы; процесс суждения - факторами, характеризующими мотивационно-потребност-ную сферу, и прототипами политического лидера, существующими у субъекта восприятия; а третью группу факторов составляют социально-психологические особенности избирателей как субъектов восприятия.
Кроме того, выделяются так называемые фоновые (усвоены с детства, обладают стабильностью и малой изменчивостью с течением времени) и ситуативные факторы. Первые оказывают влияние на формирование образа политика вне зависимости от конкретных условий и событий; вторые активизируются только в определенных ситуациях, а при других обстоятельствах их состояние можно назвать латентным [Козловская 2012: 4].
Важно понять, какими мотивами руководствуется молодежь, и выявить особенности политического поведения молодого поколения, его роль и потенциал, факторы формирования молодежного политического лидерства. В этом случае управлять такими процессами, как формирование позитивного отношения к политическому лидерству и участие в нем молодых людей, станет гораздо легче. Например, по результатам опросов, проведенных в Читинской обл. в 2011 г., в сознании студентов сформировался определенный образ современного политического лидера. В основе его - нравственное требование справедливости политических решений и прагматическое, утилитарное стремление к безопасности, а факторы, объективно влияющие на эти установки, - логика стереотипов и политических ценностей прошлого, нестабильность политического режима, «грязные» технологии рынка политических услуг и др. [Русанова 2011].
По статистическим данным, доля молодежи в населении Российской Федерации составляет 23%, Республики Саха (Якутия) - 26%. Это огромная сила, способная влиять на развитие политических процессов в стране. Почти 1/4 населения Республики Саха (Якутия) составляют молодые люди. Население Республики Саха (Якутия) всегда демонстрирует высокую избирательную активность на территории Дальневосточного региона России. Но исследования, проведенные кафедрой политологии в 2011 и 2016 гг. среди студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, направленные на выявление политических предпочтений накануне парламентских выборов, показывают увеличение доли не определившихся студентов с 27% до 36% [Петров, Парфенова 2017]. Непосредственно во время исследования студенты демонстрировали модель колеблющейся электоральной культуры, в определенной степени преодолевая эту тенденцию на самих парламентских выборах. Одним из распространенных стереотипов является мнение о пассивности молодежи в политическом процессе в силу объективных факторов (сложное материальное положение, реализация задач карьерного роста, бытовые условия и др.). Как показывают данные исследований по региональным и муниципальным выборам на территории Республики Саха
(Якутия), электоральная активность молодежи ниже, чем на федеральных выборах.
Эмпирическую базу исследования составили некоторые результаты, полученные в ходе опроса «Политические ценности молодежи Республики Саха (Якутия)», проведенного в рамках научного проекта РФФИ совместно с Академией Финляндии «Жить? Работать? Или уехать? Благополучие молодежи и жизнеспособность (пост) добывающих арктических промышленных городов России и Финляндии». В процессе анкетирования были опрошены студенты Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Основу исследования составила случайная выборка. В опросе приняли участие 500 чел., из них 290 чел. (58%) составляют девушки, 210 чел. (42%) - юноши. Возраст респондентов - от 17 до 26 лет. Выбор респондентов определяется несколькими особенностями, которые присущи студенчеству. Во-первых, именно этот возраст человека характеризуется не только выбором рода социальной деятельности, но и утверждением собственных взглядов и представлений по различным областям, в т.ч. и политической. Цель исследования авторы определили как изучение представлений и образа политического лидера у молодого поколения и его влияние на формирование политических ценностей молодежи. Проведенное исследование позволит не только определить знания молодежи о лидерах государства, но и представить их ожидания от политических лидеров, формирования политической элиты, ее смены, которые напрямую связаны с будущим политическим курсом страны. Исходя из цели и основной проблемы исследования, авторы поставили следующие задачи: определить основные факторы, влияющие на формирование образа политика; проанализировать структурные компоненты в образах политических лидеров; выявить основные типы идеального лидера в политических представлениях молодежи.
Возникновение и существование любого лидерства определяет совпадение двух его сторон: личных качеств, присущих лидеру, и потребности общества в лидере. При совпадении обеих сторон возникает эффективный лидер, при несовпадении - формальный лидер. В сознании молодежи существует свой образ идеального политического лидера. Для раскрытия портрета идеального политика анкетируемым было предложено выбрать из группы характеристик и качеств те, которые могут быть значимыми для лидера: пол, возраст, национальность, образование, профессия, личностные и деловые качества. Так, образ идеального политика молодежь видит следующим образом: это мужчина (64%) в возрасте от 35 до 50 лет (52%), имеющий высшее образование (72%) политолога (44%) или юриста (26%). 30% опрошенной молодежи не придают значения половой принадлежности политика, и только 6% девушек хотели бы видеть женщину-политика. Таким образом, для молодежи мужественность занимает ведущее место в образе политического лидера, а также здесь отчасти сильны патриархальные ценности. Национальность политика для молодых людей также не имеет значения (67%). Респондентам было предложено указать не менее трех личностных качеств, которые они считают положительными и недопустимыми для политика. К положительным характеристикам лидера молодежь относит: честность (48,7%), ответственность (31,2%), справедливость (18,3%), трудолюбие (18%). Кроме этих качеств, были указаны целеустремленность и умение добиваться цели (5,7%), патриотизм (5%). Среди отрицательных черт лидера респондентами указаны безразличие и равнодушие (31,4%), эгоизм (18%), жадность (16,3%), ложь (16%), лень (11%), лицемерие (8,4%), алчность (7,4%). Большинство молодежи отмечают такие деловые качества современного лидера, как компетентность и способность принимать решения и нести за них ответственность (37%), умение добиваться поставленных целей
2019'05
ВЛАСТЬ
151
(34%), правильно понимать и оценивать реальную ситуацию (32%), способность вести за собой, убеждать (21,2%), т.е. современный лидер должен обладать незаурядными организаторскими и управленческими способностями. Но при этом такие важные качества, как умение признавать свои ошибки (7,3%), объективность (5%), требовательность к себе и окружающим (4%) оказались не определяющими для респондентов. Таким образом, при формировании образа политического лидера в сознании молодежи на первый план выходят эмоциональные характеристики и оценки, т.е. основной акцент делается на личностных и нравственных качествах. Для молодежи характерно формальное восприятие политического лидерства, т.к. почти половина опрошенных (48%) считают должностное положение определяющим при выборе будущего политика. На 2-м месте - возраст (22%), на 3-м месте - национальность (20,1%).
В любой, в т.ч. и молодежной, субкультуре присутствуют свои кумиры, идеалы и образцы для подражания, которые персонифицированы в конкретных личностях. Для нас было интересным выявить, каких политических деятелей и лидеров истории и современности молодежь представляет в качестве идеального политика. Результаты анкетирования позволили определить, что в массовом сознании молодого поколения сформировался образ единой власти, объединенной в руках главы государства. Так, из политических лидеров современности респонденты больше всего отметили действующего президента РФ В.В. Путина (39,8%). Среди региональных политических лидеров наибольшую симпатию у молодежи вызывают личности первого президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева (17,7%) и главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева (12,8%). Среди мировых политических лидеров участники анкетирования указали А. Меркель (8%). Из известных политических деятелей истории отметили В.И. Ленина (16%), И.В. Сталина (9%), Петра I (8%), М. Ганди (6,2%). Результаты анкетирования позволили установить степень социальной зрелости молодежи, в качестве основных индикаторов которой выступает ее отношение к социальным, экономическим и правовым условиям и гарантиям, предоставляемым государством. Так, среди молодежи наибольшей поддержкой пользуются политики, которые ставят своими задачами обеспечение благополучия населения (45,3%), мира, стабильности в стране (29,8%), гарантию соблюдения прав и свобод человека (21,3%).
Таким образом, из предложенной М. Херманном типологии политических лидеров для современной студенческой молодежи более близки типы «лидера-служителя», который умеет выражать и удовлетворять интересы молодежи (40%), «лидера-знаменосца», умеющего вдохновлять идеей молодых людей (30%) и «лидера-пожарного», способного действовать в экстремальных ситуациях (17%) [Херманн 1991]. В сознании современной молодежи сформировался определенный обрывочный, расчлененный образ политического лидера, что объясняется возрастными свойствами, присущими молодежи. Для повышения уровня политического сознания молодежи и политической культуры в целом необходимо не только вовлекать молодежь в активное политическое участие, но и сформировать целостную систему поддержки молодежи, обладающей лидерскими качествами и навыками.
Публикация подготовлена при поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-59-11001 АФ_т «Жить? Работать? Или уехать? Благополучие молодежи и жизнеспособность (пост) добывающих арктических промышленных городов России и Финляндии».
Список литературы
Зимин В.А. 2008. Особенности формирования политической культуры в современной России. - Вестник ВЭГУ. № 3(35). С. 61-66.
Козловская Н.В. 2012. Образ современного политика в представлении студенческой молодежи. - Психологические исследования. № 1(21).
Малинова О.Ю. 2006. «Политическая культура» в российском научном и публичном дискурсе. - Полис. Политические исследования. № 5. С. 106-128.
Петров Ю.Д., Парфенова О.А. 2017. Студенческие партийные предпочтения как отражение молодежной политической культуры современной России (на примере Республики Саха (Якутия)). - Общество: политика, экономика, право. № 4. С. 18-21.
Русанова А. А. 2011. Образ современного политического лидера глазами студенческой молодежи (на примере конкретного социологического исследования). - Власть и управление на Востоке России. № 4(57). С. 144-148.
Херманн М.Д. 1991. Стили лидерства в формировании внешней политики. — Полис. Политические исследования. № 1. С. 91.
Almond G., Verba S. 1989. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Sage Publications, Inc.
Easton D. 1986. An Approach to the Analysis of Political Systems. - Political System and Change. Princeton, N.J.
OKOROKOVA Matrena Pavlovna, Cand.Sci. (Pol.Sci), Associate Professor of the Chair of Political Science, Faculty of History, Ammosov North-Eastern Federal University (58 Belinskogo St, Yakutsk, Sakha (Yakutia) Republic, Russia, 677000; [email protected])
GRIGOR'EV N'urgun Afanas'evich, Cand.Sci. (Pol.Sci), Associate Professor of the Chair of Political Science, Faculty of History, Ammosov North-Eastern Federal University (58 Belinskogo St, Yakutsk, Sakha Republic (Yakutia), Russia, 677000; [email protected])
THE IMAGE OF A POLITICAL LEADER IN THE MINDS OF STUDENTS OF SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)
Abstract. The article analyzes the data of surveys for identifying the main factors influencing the formation of the image of the political leader in the minds of students of Sakha Republic (Yakutia); investigates theoretical aspects of political culture of youth and factors of formation of representations of political leadership. In the process of empirical research, the authors analyze the structural components in the images of politicians and reveal the main types of the ideal leader in the political views of students of the republic.
Keywords: youth, political culture, political socialization, Sakha Republic (Yakutia), political leadership, image of politicians