Научная статья на тему 'Эволюция избрания глав субъектов в Российской Федерации на примере республики Саха (Якутия)'

Эволюция избрания глав субъектов в Российской Федерации на примере республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / ГУБЕРНАТОР / РЕГИОНЫ / РЕСПУБЛИКА / ВЫБОРЫ / FEDERALISM / GOVERNOR / REGIONS / REPUBLIC / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захаров Айаан Ньургустанович.,

В данной статье рассматривается развитие выборов глав субъектов в Российской Федерации, и на примере Республики Саха (Якутия). Проведен анализ деятельности и выборов губернаторов в сравнении с национальными республиками России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the elections of governors of the Russian Federation on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)

This article discusses the development of elections of heads of subjects in the Russian Federation, and the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The analysis of the activities and elections of governors in comparison with the national republics of Russia.

Текст научной работы на тему «Эволюция избрания глав субъектов в Российской Федерации на примере республики Саха (Якутия)»

Эволюция избрания глав субъектов в Российской Федерации на примере Республики

Саха (Якутия)

The evolution of the elections of governors of the Russian Federation on the example of the

Republic of Sakha (Yakutia)

Захаров Айаан Ньургустанович.

Студент 2 курса

«Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова»

Россия, г. Якутск e-mail: ayan.zakharov99@gmail. com

Zakharov Ayaan Njurgustanovich.

2nd year student

"Northeastern Federal University. M.K. Ammosova

Russia, Yakutsk e-mail: ayan.zakharov99@gmail.com

Научный руководитель

Григорьев Ньургун Афанасьевич

к.полит.н., доцент кафедры истории, обществознания и политологии

исторического факультета ФГАОУВО «Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова»

Scientific adviser Grigoriev Nyurgun Afnasievich PhD (Pol.Sci),

Candidate of political science, Assistant professor, Department of Political Science North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova

Russia, Yakutsk e-mail: nagrigoriev@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается развитие выборов глав субъектов в Российской Федерации, и на примере Республики Саха (Якутия). Проведен анализ деятельности и выборов губернаторов в сравнении с национальными республиками России.

Annotation.

This article discusses the development of elections of heads of subjects in the Russian Federation, and the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The analysis of the activities and elections of governors in comparison with the national republics of Russia.

Ключевые слова: федерализм, губернатор, регионы, республика, выборы.

Key words: federalism, governor, regions, republic, elections.

Выборы глав регионов являются значимым событием в современной России с точки зрения развития федерализма, в связи с которым возникает необходимость изучения данных процессов. В нашей статье мы изучим пример выборов главы субъекта в Республике Саха (Якутия), которая имеет ряд особенностей: статус национальной республики, и природно-климатические и географические условия. Якутия входит в Дальневосточный федеральный округ, поэтому следует также изучить и сравнить входящие в данный макрорегион субъекты. Важнейший признак стабильного развития федеративного государства, это выборность глав составляющих федерацию регионов.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, представляющий исполнительную власть, это губернатор. Он обладает широкими полномочиями, занимает ключевые позиции в регионе, представляет и

защищает интересы людей, избравших его на эту должность. В России выборы губернаторов за почти тридцать лет изменялись не раз, показывая те или иные слабые и сильные стороны путей избрания.

В нашей статье мы выделяем три этапа развития выборов главы субъекта Республики Саха (Якутия), с 1990-х гг. по современность.

Первый этап начинается с первых выборов в декабре 1991 года, по 2004 год. Данный этап характеризуется прямыми демократическими выборами. В данный период российский федерализм характеризуется широкой автономией регионов. С национальными республиками заключались особые договоры о разграничении сфер влияния.

После распада СССР, Республика Саха (Якутия) получила автономные права - приняла Конституцию республики, назначала выборы главы и имела право называть главу исполнительной власти республики Президентом. Необходимо учесть статус Якутской АССР - в то время, она считалась автономной республикой, но позднее, во время развала СССР, автономным республикам давали некоторые права союзных - хотя и в составе РСФСР. Тем не менее, в остальных краях и областях главы назначались по представлению Президента. Национальные республики имели больше привилегий, чем края и области - поэтому, они могли называть главу субъекта президентом. В декабре 1991 года, в Якутской АССР прошли первые выборы, в которых победил М.Е. Николаев - ранее известный в Республике как Председатель Верховного Совета ЯАССР. Сразу после выборов, ЯАССР была переименована на Республику Саха (Якутия). Далее прошли выборы 1996 и 2001 гг. Эти выборы имели форму прямого тайного голосования, также там выдвигалось сразу несколько кандидатов, представлявших то или иное общество, социальную структуру или партию. Именно с руководства М.Е. Николаева начинается преемственность власти в республике. Это означает, что у уходящего главы есть преемник, о котором тот либо сообщает, либо нет, согласованно с федеральным центром. Выборы тех годов характеризовались как демократические, впрочем, эти первые выборы являлись для республики очень ценным опытом, например, начиная с 2001 года, внедрялись «пиар» технологии - нанимались политтехнологи и организовывались штабы к выборам, использовались СМИ, плакаты и другие средства агитационной работы.

Второй этап начинается с 2004 года, когда был принят федеральный закон от 11.12.2004 г. №159-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [7]. Данный закон означал то, что губернаторы назначались по представлению Президента РФ и утверждались местным законодательным органом субъекта. Данный этап продолжается вплоть до 2012 года. Федеральный закон по представлению имел цель - установить контроль над субъектами. Центральная власть понимала, что прямые выборы - угроза разъединения России, поэтому была построена «вертикаль власти», т.е. наступление ответственности наделяемых властью лиц в первую очередь перед вышестоящим руководством, а не перед теми, на кого их власть направлена [2]. Федеральный центр не видел необходимости введения прямых выборов, считая назначение губернаторов более эффективным методом борьбы против коррупции и криминала, по словам В. Путина об отмене прямых выборов глав субъектов РФ: «Это всё-таки более или менее ограждает общество от проникновения криминала хотя бы на этот высокий региональный уровень управления» [10].

В 2007 году, после первого срока президентства Вячеслав Штыров был повторно наделён полномочиями президента. Кандидатуру Штырова для наделения полномочиями президента Якутии республиканскому парламенту Ил Тумэн представил президент РФ Владимир Путин. Представление Президента РФ было рассмотрено 7 декабря 2006 года на внеочередном пленарном заседании Ил Тумэна. Депутаты наделили Штырова полномочиями президента на очередной пятилетний срок. Причин для назначения Вячеслава Штырова было достаточно. Но главные из них - позиция в АК «АЛРОСА», имеющая большое влияние не только в

республике, но и за её пределами, также стабильное развитие республики, репутацию Президента не снижали и лояльность федеральному центру. В мае 2010 года Штыров ушёл в отставку досрочно, по личным причинам. Уход Президента, по версиям СМИ, также политологов, не связана с политической деятельностью, скорее всего, связана с кадровой политикой федерального центра. Так как в этот год в отставку ушли несколько глав субъектов: Татарстан - Минтимер Шаймиев, Чувашия - Николай Фёдоров, Коми - Владимир Торлопов, Калининградская область - Георгий Боос, Челябинская область - Пётр Сумин и мэр Москвы Лужков с утратой доверия и другие.

Третий этап начинается с 2012 года, когда Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о возвращении прямых выборов. Реформа 2004 года о переходе к назначению губернаторов является предметом дискуссий. После того, как пост Президента РФ перешел Дмитрию Медведеву, данная реформа была поставлена под сомнение региональными руководителями Башкортостана, Татарстана, мэром Москвы. По результатам опросов «Левада-центр» в 2008 году, большинство россиян - 63% одобряли идею о возвращении прямых выборов, когда как лишь 19% выступили против [5]. Тем не менее, нужно заметить, что власть не решалась или точнее не считала необходимой возвращение к прямым выборам.

Если отмена прямых выборов глав субъектов РФ все же была навязана массам политической элитой и на определенном этапе принята большей их частью, то понимание необходимости возврата этого института скорее вызрело в массовом сознании, а затем уже пришло к тем, от кого непосредственно зависело принятие решения [2].В результате власти пошли на уступки, заявив о введении демократических реформ, в частности, возврат прямых выборов глав регионов, и важно заметить, снижение количества подписей для выдвижения в кандидаты Президента РФ.

В 2010 году, после досрочной отставки В. Штырова на его место был назначен председатель правительства Е.А. Борисов, получивший большинство голосов депутатов местного парламента. После возвращения практики прямых выборов губернаторов, в целях усиления легитимности власти, Е. Борисов досрочно сложил полномочия в 2014 году, затем в республике объявили прямые выборы. На выборах победил Е. Борисов, однако его поддержка оказалось меньше ожидаемого. Сильную конкуренцию составил кандидат от партии «Гражданская платформа» Эрнст Берёзкин - получивший около 30%. Выборы 2014 года должны были продемонстрировать легитимность главы, повторно утвердив на посту лояльного федеральному центру главу Якутии Егора Борисова. Но средний, относительно большинства других субъектов РФ, процент поддержки говорил о том, что Егор Борисов вряд ли будет баллотироваться на следующих выборах, что позже и случилось. По всей России была проведена ротация кадров губернаторов, и в итоге в 2018 году Егор Борисов добровольно ушёл в отставку.

В сентябре 2018 года прошли выборы главы Якутии, в котором победу одержал кандидат от партии «Единая Россия» и бывший мэр города Якутска А.С. Николаев, набравший 71,40% голосов. Победа А. Николаева была всеми ожидаема, так как будучи бывшим мэром Якутска, среди кандидатов имел большую известность. В этих выборах прослеживалась активная агитационная работа в социальных сетях, таких как «Instagram» и «WhatsApp», наиболее популярных в Якутии и уже ставший якутским феноменом, сыгравшем большую роль в выборах Мэра Якутска и Главы Республики.

Кроме этапов развития, нужно выделить и некоторые особенности, связанные с выборами и имеющими для неё значение. На посту главы Якутии существует некая преемственность власти, играющая значительную роль в выборах. Например, вспомним про выборы 2001 года, когда победу одержал Вячеслав Штыров. Но именно его официально поддержал бывший президент М.Е. Николаев, что вероятнее всего и принесло практически гарантированную победу, учитывая высокую популярность М.Е. Николаева и что Вячеслав Штыров был одним из близких людей бывшего президента, а именно вице-президентом. Соперник Штырова - Федот Тумусов, имел

также высокую поддержку среди голосующих, многие эксперты считали, что Тумусов скорее всего и опередит. Итоги: 34,59% - Тумусов; 52,25% - Штыров. Результаты говорят сами за себя - итог мог быть также прямо противоположным. Эта «преемственность» имеет, скорее всего, традиционную суть, тесно связанная с обычаями якутского народа и его культурой. Но данная преемственность имеется также и в других республиках и областях, что говорит и об общей культуре и истории России.

Также, следует учесть другие национальные республики в составе России, таких как Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия и Татарстан, где выборы глав субъектов проходили согласно федеральному закону о выборах главы исполнительной власти в регионах. Президент Татарстана также ранее с 2004 года по 2012 год был представлен Президентом России и утверждён парламентом республики. Данная политика федерального центра направлена на уравнение прав между субъектами. Реформа 2012 года о возвращении прямых выборов также не является исключением, так как ранее, после развала СССР субъекты новообразованной РФ, а именно многие края и области не могли назначать прямые выборы, вместо этого губернаторы назначались центром. После принятой реформы право прямых выборов вернулось не только республикам, но и остальным субъектам. Также о переименовании должностей губернаторов в республиках, также имеет большое значение, а именно усиление роли Президента РФ, т.е. централизация власти. Все реформы с 2004 года, построение вертикали власти имеют смысл сохранения субъектов в составе России и повышение их управляемости. А назначение губернаторов имеет к этому самое, что ни на есть прямое значение. Существует множество механизмов для осуществления контроля над регионами - партии, структура парламента, но главным из них являлось избрание губернатора, точнее, каким образом он будет выбран. И данная политика способствовало развитию выборов главы субъекта - по прямому голосованию и назначению.

Однако, есть ещё некоторые интересные моменты, которых необходимо подчеркнуть, ранее - 29 декабря 2010 года Дмитрий Медведев подписал указ о переименовании должности президента республики на главу. Что же это означает? А то, что по словам главы республики Кабардино-Балкарии, Арсена Канокова - «Нет никаких сомнений в том, что президент в стране должен быть один, а название должности глав субъектов Федерации -унифицировано, иначе, есть ощущение недостроенности системы» [4]. Такого же мнения были и многие главы регионов России, некоторых национальных республик, таких как Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия. В Республике Саха (Якутия) изменения вступили 8 июня 2012 г., исключив институт вице -президентства и переименовав на главу. Также ещё один важный момент - регионы могли сами определить название должности главы, в соответствии со своими традициями и историей. Так, в Якутии глава имеет название «Ил Дархан», что означало «правитель государства», также и в других национальных республиках, например, в Ингушетии -«Гиалгай республика мехкда», в Башкортостане - «Башлыгы» и т.д. Одной из особенностей наряду с национальными республиками является то, что практически все республики имеют характер более лояльный к федеральному центру.

Таким образом, выборы главы Якутии развивались поэтапно в контексте развития федеративных отношений в России. В 1990-е гг. до федеративной реформы 2004 г. выборы проходили на основе всеобщего голосования и конкуренции, что добавляло легитимность и широкую поддержку первого президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева. Укрепление «вертикали власти» в 2000-е гг. и отмена прямых выборов губернаторов снижало политическую конкуренцию в регионах. В Якутии глава приобрел черты «технократического управленца» в лице В.А. Штырова. После возращения прямых выборов, действующие губернаторы старались усилить свою легитимность, что и сделали Е.А. Борисов и А.С. Николаев. Прямые выборы являются источником стабильного развития федерализма и внутриполитического регионального процесса.

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е.С. Реформа системы формирования корпуса глав регионов: Первые итоги // Власть. 2007.№9. С.14-18.

2. Боярова А.Б. Кирьянов И.К. Подвинцев О.Б. Институт фактического назначения глав субъектов РФ: Обоснование историей и испытание практикой // Власть. 2012. №7. С.40-44.

3. Глава Якутии Егор Борисов ушел в отставку. [Электронный ресурс]. https://www.svoboda.Org/a/29254808.html

4. Глава Кабардино-Балкарии считает, что президент в стране должен быть один. [Электронный ресурс]. https ://regnum. ru/news/1361579. html

5. Левада-центр. 20.11.2008. Поправки в Конституцию, выборы губернаторов [Электронный ресурс]. https://www.levada.ru/2008/11/19/popravki-v-konstitutsiyu-vybory-gubernatorov/

6. Мухаметов Р.С. Этапы формирования корпуса губернаторов России //Вопросы управления. 2016. №2.

7. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 11.12.2004 г. № 159-ФЗ - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/21739 (Дата обращения 27.02.2019).

8. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.05.2012 г. №40-ФЗ - Режим доступа: http://base.garant.ru/70169404/#friends (Дата обращения 01.03.2019).

9. Попонов. Д.В. Новые принципы формирования губернаторского корпуса: от выборов к назначениям глав регионов //PRO NUNC. Современные политические процессы. Вып. 7 Субъектное поле политики. Элита. Номенклатура. Бюрократия. 2006. №7.

10. Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение. 16 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] // https://ria.ru/20101216/309395650.html

11. Соснило А.И. Институт губернаторства и эволюция современной избирательной системы в России // Управленческое консультирование. 2014. №12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.