УДК 323
DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-8-46-51
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) REGIONAL ELECTORAL PROCESS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
f
Ю. Д. Петров,
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск petrovyd@mail.ru
Yu. Petrov,
Northeast Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk
Н. А. Григорьев,
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
nagrigoriev@mail.ru N. Grigoriev,
Northeast Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk
Проанализированы тенденции развития регионального электорального процесса в Республике Саха (Якутия). В России данный процесс делится на несколько этапов. В 1990-е гг в условиях асимметричного федерализма и широких полномочий регионов на региональный электоральный процесс влияли местные политические и социально-экономические факторы. В 2000-е гг происходит централизация государства и построение «вертикали» исполнительной и законодательной власти, в ходе которого проведены партийная и избирательная реформы, отменены прямые выборы глав субъектов. Возрастает влияние федерального центра на местные выборы. По возвращении практики прямого избрания глав субъектов в 2012 г начинается новый этап регионального электорального процесса. Часть субъектов РФ предпочли механизм назначения губернаторов федеральным центром. На данном этапе электорального процесса можно наблюдать элементы конкуренции на региональных выборах.
В Республике Саха (Якутия) сложилась стабильная ситуация в проведении местных выборов. В республике с 2014 г возобновили практику прямого избрания главы субъекта, в результате выборов сменились два губернатора. Выборы в местное законодательное собрание Ил Тумэн в целом отражают общефедеральное партийное представительство, в котором присутствуют четыре основные федеральные партии. В условиях проявления протестного электората в регионах Дальнего Востока в последние годы на выборах мэра г Якутск победил кандидат от оппозиционной партии. На выборах муниципального уровня в Якутии также наблюдалась относительная конкуренция. Эволюция регионального электорального процесса в Республике Саха (Якутия) развивается в сторону относительной конкуренции на местных выборах
Ключевые слова: электоральный цикл; выборы; избирательная система; регионы; федерация; региональный электоральный процесс; Республика Саха (Якутия); губернатор; законодательное собрание Ил Тумэн; муниципальные выборы
The article analyzes the development trends of the regional electoral process in the Republic of Sakha (Yakutia). In Russia, this process is divided into several stages. In the 1990s under conditions of asymmetric federalism and wide regional powers, local political and socio-economic factors influenced the regional electoral process. In the 2000s there is a centralization of the state and the construction of the "vertical" of the executive and legislative branches, during which party and electoral reforms were carried out, direct elections of heads of subjects, were canceled. The influence of the federal center on local elections is increasing. After the return of the practice of direct election of heads of subjects in 2012, a new stage in the regional electoral process begins. Some subjects of the Russian Federation preferred the mechanism for appointing governors to the federal center. At this stage of the electoral process, one can observe elements of competition in regional elections.
In the Republic of Sakha (Yakutia), a stable situation has developed in the conduct of local elections. Since 2014, the republic resumed the practice of direct election of head of constituent entity, two governors were replaced as a result of elections. Elections to the local legislature of Il Thuman generally reflect a federal party representation in which four main federal parties are present. In the context of the manifestation of a protest electorate in the regions of the Far East in recent years, a candidate from the opposition party won the republic's mayoral elections in Yakutsk. At the municipal level elections in Yakutia, one could also observe relative compe-
© Ю. Д. Петров, H. А. Григорьев, 2019
46
tition. The evolution of the regional electoral process in the Republic of Sakha (Yakutia) is developing towards relative competition in local elections
Key words: electoral cycle; elections; electoral system; regions; federation; regional electoral process; Republic of Sakha (Yakutia); governor; legislative assembly Il Tumen; municipal elections
Б ведение. Актуальность. Современный
российский политический процесс характеризуется нелинейным развитием в сторону либо либерализации, либо усиления консервативных тенденций [3; 6]. Особенно реформированию подвержена избирательная система или электоральное законодательство. Последний электоральный цикл определяют такие меры, как возвращение прямых выборов глав субъектов в 2012 г. и либерализация избирательных законов. По мнению Й. Шумпетера, институт выборов является важным фактором успешности демократизации политической системы и политического режима.
Объектом исследования является электоральный процесс, предметом - региональный электоральный процесс в Республике Саха (Якутия). Цель исследования - изучение основных тенденций регионального электорального процесса в Республике Саха (Якутия) после возвращения прямых выборов глав субъектов в 2012 г Названные тенденции определили децентрализованный этап региональных выборов.
Методология исследования. В ходе исследования применены институциональный и системный подходы, рассматривающие институт выборов, избирательную систему и электоральный процесс как важные составляющие политической системы современной России. При исследовании развития электорального процесса в России в 1990-2000-е гг. использованы исторический и сравнительный методы. Анализ данных ЦИК по результатам выборов в Республике Саха (Якутия) проведен методами статистического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования сделаны выводы, что в республике сложилась стабильная ситуация в проведении местных выборов. Эволюция регионального электорального процесса в регионе развивается в сторону относительной конкуренции на местных выборах.
Для современной России, являющейся по типу административно-территориального
состава федерацией, актуально проведение выборов различного уровня в регионах, то есть региональные электоральные процессы. От уровня поддержки электората властью на местном уровне зависят рейтинги губернаторов, которые являются важными субъектами поддержки «вертикали власти» и характеристики отношений федерального центра и регионов. По мнению исследователя Н. Б. Чу-вилиной, «электоральный процесс - это стадиально (циклически) развивающийся, но фиксированный и регламентированный по времени, закономерный, взаимосвязанный и непрерывный ход политических событий и явлений, перемен и трансформаций, связанный с выявлением воли граждан (электората) и формированием по определенным правилам (нормам) соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления и предполагающий некую упорядоченную последовательность действий и взаимодействий преследующих свои цели и интересы политических акторов, совокупность динамических изменений в их поведении и отношениях, при исполнении ими своих ролей и действия иных элементов политико-властной сферы в рамках развернутой публичной конкурентной борьбы за голоса избирателей» [1; 2].
Региональные электоральные процессы зависят от различных факторов, среди которых характеристика регионального политического режима, взаимоотношения федеральных и региональных элит, местной власти и различных финансово-экономических групп интересов. С принятия Конституции РФ начинается первый этап развития регионального электорального процесса (1993-1999) [11]. Названный период российского политического процесса характеризуется усилением позиций регионов в системе асимметричного российского федерализма и политической конкуренции на выборах различного уровня, т. е. активное развитие начального этапа молодой российской демократии. Таким образом, на первый этап регионального поли-
тического процесса больше влияли местные политические и социально-экономические факторы.
Второй этап регионального электорального процесса начинается в 2000-е гг. Данный этап сопровождается централизацией политического процесса, а именно федеративных отношений, когда регионы делегируют многие полномочия федеральному центру. Наиболее важные нововведения в области регионального избирательного законодательства - это реформирование партий, отмена прямых выборов глав субъектов после 2004 г, переход к смешанной системе выборов местных законодательных органов власти. Соответственно, снижаются позиции региональных политических элит и происходит усиление федеральной исполнительной власти. Введение пропорциональной избирательной системы не привело к укреплению российской многопартийной системы, напротив, произошло усиление позиций «партии власти» и постоянное присутствие четырех основных федеральных партий в нижней палате российского парламента. Французский политолог М. Дюверже указывал, что пропорциональная избирательная система ведет к формированию многопартийности, но в России этого не произошло [5].
Можно выделить последний этап регионального электорального процесса, начинающийся с возращения прямых выборов глав субъектов в 2012 г. После этого нововведения многие губернаторы стали досрочно складывать свои полномочия и назначать выборы с целью повышения легитимности своей власти. Не все регионы восстановили прямую практику выборов, предпочитая местным парламентам механизм назначения кандидатур Президентом РФ (например, республики Северного Кавказа).
В региональном электоральном процессе следует отметить слабое влияние гражданских акторов (партий и электората), поскольку региональные политические режимы в целом характеризуются недемократичностью и отсутствием политической конкуренции на местах. Вместо гражданского фактора заметно влияние бизнеса на региональные политические процессы. По мнению российского исследователя В. Долгова, в российских регионах существуют две модели взаимодействия финансово-промышленных групп с местной властью: корпоративная
модель, сложившаяся в дотационных регионах (происходит объединение интересов местной политико-административной элиты и бизнеса); вторая модель, этатистская, характерна для экономически развитых регионов, где финансово-промышленные группы во многом зависят от мнения местных властей [4].
Далее мы проанализируем региональный электоральный процесс в Республике Саха (Якутия), а именно данные Центральной избирательной комиссии по местным выборам [10]. В целях повышения легитимности региональной власти действующий глава Е. А. Борисов ушел в досрочную отставку, в результате в 2014 г. объявлены досрочные выборы.
На выборах главы республики в 2014 г наблюдалась относительная конкуренция, где основным соперником Е. А. Борисова выступал кандидат от партии «Гражданская платформа» Э. Березкин. Региональные выборы в местное законодательное собрание Ил Тумэн не приносят сюрпризов, поскольку мандат стабильно получают четыре основные федеральные партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Выборы муниципального уровня формируют смешанную картину представительства, где поочередно представлены лидеры «партии власти», партии «Справедливая Россия» и самовыдвиженцы.
Согласно рейтингам губернаторов России, бывший глава Республики Якутия Е. А. Борисов в целом занимал средние позиции. Данные проекта «Национального рейтинга губернаторов», который проводит Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» (ЦИК «Рейтинг»), Е. А. Борисов по итогам 2015 г занимал 54-е место («середняки»), в 2016 г. позиция снижена - 64-е место [7]. Согласно данным рейтинга политической «выживаемости» губернаторов, проводимым фондом «Петербургская политика» и коммуникационным холдингом «Минченко Конса-литинг», глава Якутии Е. А. Борисов получил оценку «4». Среди положительных сторон руководителя отмечены успехи в социально-экономическом развитии региона [9].
В мае 2018 г. произошла отставка Е. А. Борисова, СМИ связали ее с показателями, которые набрал Президент РФ В. В. Путин во время выборов 18 марта. Также начались проблемы, связанные с электоральной
Ро1Но1оду
Ви1Ып о{:ZabGU. 2019. Уо1. 25. N0. 8
ситуацией: Якутия оказалась среди последних по голосованию на выборах президента. Возможно, на преждевременное сложение полномочий повлияла и сложная паводковая обстановка - в зону стихийного бедствия попали несколько районов республики, дома тысяч якутян оказались подтоплены. Это также важный фактор для рейтинга главы. Спешку с отставкой главы Якутии связывают с идеей совместить будущие выборы в госсобрание республики Ил Тумэн,назначенные на сентябрь 2018 г., с губернаторскими выборами.
Итак, 9 сентября 2018 г. в единый день голосования в Республике Саха (Якутия) состоялись региональные выборы, где избраны глава региона, депутаты местного законодательного собрания Ил Тумэн, и выборы в муниципальных районах. По мнению российских политологов, данные региональные выборы в России стали важным событием для развития политического процесса. Сложные проблемы в социально-экономическом развитии страны (особенно пенсионная реформа и повышение налогов) сказались на результатах выборов. В некоторых регионах не смогли победить на выборах действующие губернаторы. Особенно протестное голосование продемонстрировано в регионах Дальнего Востока, где на выборах губернатора Хабаровского края победил кандидат от «системной» оппозиции (партии ЛДПР) С. Фур-гал, а на выборах в Приморье для определения победителя прошло три тура выборов. Также, по мнению российского политолога С. Маркова, положительные моменты выборов, такие как «совершенствование технологической составляющей выборов: электронное голосование и поиск модели "мобильного избирателя", повышают прозрачность выборов и уменьшают возможность манипуляции» [1].
На досрочных выборах главы Республики Саха (Якутия) Ил Дархана выдвинулись 4 кандидата: А. Николаев, исполняющий обязанности главы после отставки Е. А. Борисова, которого выдвинула партия «Единая Россия»; В. Н. Губарев от партии КПРФ; В. Н. Богданов от партии «Справедливая Россия»; Г. П. Пара-хин от партии ЛДПР. Явка на выборах составила 50,46 %, и по результатам уверенную победу одержал А. С. Николаев.
Бывший мэр г. Якутск получил должность, поскольку пользовался поддержкой жителей республики. Также в ходе предвы-
борной агитации многие усилия были направлены на социальные сети, такие как "Instagram" и "WhatsApp", наиболее популярные в Якутии.
Также прошли выборы депутатов местного законодательного собрания Ил Тумэн по мажоритарной системе. Результаты не принесли сюрпризов: получили мандаты в парламенте представители четырех основных партий: «Единая Россия» (50,84 %); КПРФ (19,44 %); «Справедливая Россия» (16,34 %); ЛДПР (9,57 %). Представители непарламентской партии «Гражданская платформа» не смогли получить достаточную поддержку для получения мандата. Результаты выборов муниципального уровня показали похожую картину, лишь с тем отличием, что во многих местах победили кандидаты-самовыдвиженцы.
Отдельно необходимо обратить внимание на выборы мэра г. Якутск. Институт выборов мэров в России в последние годы сужается, поскольку многие города постепенно отказываются от данной практики. После реформы местного самоуправления 2014 г. население имеет право голоса лишь в 7 городах страны (не считая городов федерального значения, на которые указанный закон не распространяется): это Кемерово, Абакан, Новосибирск, Хабаровск, Якутск, Томск и Анадырь. Последним городом, где отменили прямые выборы, стал Екатеринбург.
Победа на местных выборах мэра г. Якутск Сарданы Авксентьевой, («Партия возрождения России») в Республике Саха (Якутия), стала одним из главных событий не только регионального масштаба, но и общефедерального. Даны различные комментарии причин победы представителя оппозиции: от факторов местной специфики (протестное электоральное голосование населения Дальнего Востока) до общероссийских тенденций (непопулярные меры в социальной политике). Тем не менее, практика прямых выборов мэров сохраняется в нескольких городах России, что является важным фактором развития конкурентной политической системы, как и возвращение прямых выборов губернаторов.
Заключение. Таким образом, возвращение практики прямого избрания глав субъектов в России с 2012 г. определило новый этап развития регионального электорального процесса. В выборы губернаторов стали возвращаться элементы конкуренции.
Региональные и муниципальные выборы в Республике Саха (Якутия) отражают общефедеральную специфику. На выборах главы республики побеждают действующие губернаторы, а партийное представительство ста-
бильно представлено четырьмя основными федеральными партиями. На выборах муниципального уровня побеждают представители «партии власти», партии «Справедливая Россия», самовыдвиженцы.
Список литературы _
1. Ашихмина Я. Г. Конкуренция элит на выборах как критерий современной демократии // Политическая экспертиза: ПОЛИТЕКС. 2007. Т. 3, № 2. С. 241-249.
2. Гришин Н. В. Государственная электоральная политика: предметная область нового научного направления // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 3. С. 71-83.
3. Девятого сентября губернаторы расплачивались за пенсионную реформу. URL: http://www.club-rf.ru/detail/2626 (дата обращения: 25.04.2019). Текст: электронный.
4. Долгов В. В. Модели взаимодействия топливно-энергетических компаний и российской власти на региональном уровне // Власть. 2011. № 1. С. 15-17.
5. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический Проект, 2000. 538 с.
6. Романова Н. П., Лаврик Н. В. Роль гражданской инициативы в формировании электронной демократии // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22, № 2. С. 83-89.
7. Фонд «Петербургская политика». URL: https://www.fpp.spb.ru (дата обращения: 25.04.2019). Текст: электронный.
8. Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». URL: http://www.russia-rating.ru (дата обращения: 02.05.2019). Текст: электронный.
9. Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия). URL: http://www.yakut.izbirkom.ru (дата обращения: 02.05.2019). Текст: электронный.
10. Чувилина Н. Б. Региональные электоральные процессы в постсоветский период // Власть. 2009. № 9. С. 56-59.
11. Шумпетер Й. А. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. 540 с.
References _
1. Ashikhmina Ya. G. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS (Political Expertise: POLITEX), 2007, vol. 3, no. 2, pp. 241-249.
2. Grishin N. V. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura (Caspian region: politics, economics, culture), 2014, no. 3, pp. 71-83.
3. Federalnaya ekspertnaya set "Klub regionov" (Federal Expert Network "Club of Regions"). URL: http:// www.club-rf.ru/detail/2626 (Date of access: 25.04.2019). Text: electronic.
4. Dolgov V. V. Vlast (Power), 2011, no. 1, pp. 15-17.
5. Duverger M. Politicheskie partii (Political parties). Moscow: Academic Project, 2000. 538 p.
6. Romanova N. P., Lavrik N. V. Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Transbaikal State University), 2016, vol. 22, no. 2, pp. 83-89.
7. Fond "Peterburgskaya politika" (St. Petersburg Politics Foundation). URL: https://www.fpp.spb.ru (Date of access: 25.04.2019). Text: electronic.
8. Tsentr informatsionnyh kommunikatsiy "Reyting" (Information Communication Center "Rating"). URL: http://www.russia-rating.ru (Date of access: 02.05.2019). Text: electronic.
9. Tsentralnaya izbiratelnaya komissiya Respubliki Saha (Yakutiya) (The Central Election Commission of the Republic of Sakha (Yakutia)). URL: http://www.yakut.izbirkom.ru (Date of access: 02.05.2019). Text: electronic.
10. Chuvilina N. B. Vlast (Power), 2009, no. 9, pp. 56-59.
11. Schumpeter J. A. Kapitalizm, Socializm i Demokratiya (Capitalism, Socialism and Democracy). Moscow: Economics, 1995. 540 p.
Коротко об авторах _
Петров Юрий Дмитриевич, д-р полит. наук, профессор кафедры истории, обществознания и политологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия. Область научных интересов: национальная политика, геополитика, коренные малочисленные народы Севера petrovyd@mail.ru
Григорьев Ньургун Афанасьевич, канд. полит. наук, доцент кафедры истории, обществознания и политологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия. Область научных интересов: федерализм, региональная политика, региональное управление, политические элиты, процессы модернизации и демократизации
nagrigoriev@mail.ru
Briefly about the authors_
Yuriy Petrov, doctor of political sciences, professor, History, Social Studies and Political Sciences department, Northeast Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia. Sphere of scientific interests: national politics, geopolitics, indigenous peoples of the North
Nurgun Grigoriev, candidate of political sciences, associate professor, History, Social Studies and Political Sciences department, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia. Sphere of scientific interests: federalism, regional politics, regional government, political elites, processes of modernization and democratization
Образец цитирования
Петров Ю. Д., Григорьев Н. А. Региональный электоральный процесс в Республике Саха (Якутия)//Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25, № 8. С. 46-51. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-8-46-51.
Petrov Yu., Grigoriev N. Regional electoral process in the Republic of Sakha (Yakutia) // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 8, pp. 46-51. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-8-46-51.
Статья поступила в редакцию: 02.07.2019 г. Статья принята к публикации: 18.10. 2019 г