Эволюция публично-правового механизма управления сферой физической культуры и спорта
Метельков Илья Витальевич,
аспирант, Институт государственной службы и управления РАНХиГС
E-mail: [email protected]
Учитывая стремительное развитие общественных отношений, соответствующей актуализации требуют и публично-правовые механизмы управления данными отношениями, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. В свою очередь качественная актуализация не может быть проведена без полноценного анализа, изучения причин и факторов, на основе которых формировались ранее существующие механизмы. В этой связи целью настоящей статьи является анализ эволюции публично-правового механизма управления сферой физической культуры и спорта в Российской Федерации. Автор статьи исследует три этапа формирования данной системы: этап зарождения, советский этап развития, формирование современной системы. Проводится анализ развития нормативных правовых актов, управленческих практик, успешных подходов, а также недостатков, которые могут послужить ценным опытом для текущего и будущего планирования политики публично-правового управления в данной сфере. Обозначаются основные тенденции дальнейшего развития государственной политики в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: публично-правовые науки, государственное управление, Министерство спорта Российской Федерации, публично-правовые механизмы, эволюция, этапы развития, тенденции, физическая культура, спорт, проблемы.
Исследование эволюции публично-правовых механизмов государственного управления позволяет обнаружить корни современной системы управления, провести анализ развития правовых норм и управленческих практик, а также определить наиболее успешные подходы и ошибки прошлого, которые могут служить ценным уроком для текущего и будущего планирования политики в этой сфере. Кроме того, понимание исторического контекста способствует формированию эффективной и гибкой с правовой точки зрения системы управления спортом, способной приспособиться к постоянно изменяющемуся социально-экономическому ландшафту и новым глобальным вызовам.
Вопросы развития сферы физической культуры и спорта на отдельных исторических этапах затрагивались различными авторами. Так Самойловой А.А. в статье «Историко-правовое исследование развития физкультурно-спортивных отношений в Российской империи: междисциплинарный аспект» проведен анализ особенностей развития и государственного участия в сфере физической культуры и спорта в период Российской империи. Автор статьи выражает точку зрения, согласно которой в это время законодатель впервые разграничивает правовое регулирование физической культуры и спорта на военную подготовку и физическое воспитание учащихся [11, С. 386-389].
Свои труды посвятили изучению данного вопроса также Смирнова М.А., Стряпихина А.А., Бегидо-ва М.В., Коваленко Е.Ю. и др. Существующие в настоящее время научные труды преимущественно посвящены описанию, анализу этапов развития физической культуры и спорта как социальных явлений. Вместе с тем, стоит обратить внимание на недостаточное внимание к вопросу анализа эволюции физической культуры и спорта, в аспекте публично-правовых механизмов управления данной сферой. Поэтому мы смело можем заявлять о наличии недостаточной степени научной разработанности данного вопроса.
Этим обстоятельством объясняется потребность в раскрытии историко-правовых сторон в развитии публично-правовых механизмов управления сферой физической культуры и спорта.
Этап зарождения системы управления в сфере физической культуры и спорта
Первые предпосылки участия государства в управлении физической культурой и спортом прослеживаются на этапе перехода к буржуазным экономи-
5 -о
сз ж
■с
см о см
ческим отношениям в XVII веке. В данный период физическая культура рассматривалась государством в контексте военной сферы - развитие физической культуры требовалось для подготовки армии. Вплоть до XVIII века ключевым государственным органом в данной сфере выступал Разрядный приказ, в чье ведение входило руководство дворянским войском. В рамках данного учреждения происходило обучение военному делу, в основу которого была заложена, в том числе, и физическая культура [8, С. 24]. Однако, в отношении остальной части населения, не имеющей отношения к армии, продолжали преобладать народно-семейные формы физического воспитания в отсутствие кого-либо централизованного управления данной сферой со стороны государства.
В данный период также активно начинает развиваться доктрина в области физической культуры и спортивного воспитания. Формируется позиция о необходимости физического воспитания девушек. Кроме того, Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» [10, С. 417-506] начинает пропагандировать идеи практического применения физической активности в целях воспитания, отрицая тем самым популярную в то время «теорию уединения» представленную Ж.Ж. Руссо. В аналогичном ключе высказывает свою позицию и А.Н. Радищев. Он в своих трудах часто делает акцент на необходимости организации физического воспитания крестьян.
Для рассматриваемой эпохи эти идеи были прогрессивными. В середине XVII века было принято решение о включении физического воспитания в образовательный процесс. Первыми нормативными правовыми актами государства, в которых можно найти упоминание о физическом воспитании в контексте образовательной системы, являются: «Правила для учащихся народных училищ» 1782 года и руководство «О должностях человека и гражданина» 1791 года [8, С. 25]. В Правилах можно встретить положение о необходимости развития привычки к ЗОЖ у молодежи, приобщения к спортивным играм. Также указано, что заниматься этим нужно строго в свободное от учебы время.
В дальнейшем уже в период Х!Х-ХХ веков начинает создаваться материально-техническая база, отмечается активизация финансирования данной сферы из средств государственного бюджета.
Развитие публично-правовых механизмов управления на данном этапе строго разделялось на два направления. Во-первых, это физическая культура в стенах военных ведомств Российской империи, что было вызвано необходимостью физического развития солдат и офицерского состава. Во-вторых, это внедрение физического воспитания в общий образовательный процесс.
В этот период страна начинает развивать межгосударственное сотрудничество в сфере спорта [12, С. 423]. Так в конце XIX века возобновляется регулярное проведение Олимпийских игр, что оказало влияние на всю систему управления спортом в мире, так как Олимпийское движение вплоть
до настоящего времени продолжает занимать одну из ключевых позиций в структуре управления спортом на международном уровне.
В дореволюционный период был издан перечень законодательных актов, регулирующих сферу физической культуры и спорта:
Циркуляр «О создании врачебно-санитарного отдела»;
Императорский Указ «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе».
На уровне данных документов устанавливались механизмы государственного обеспечения физического воспитания молодых людей и их физической подготовки. Также, в данный период создаются два основных государственных органа, функции которых непосредственно связаны с государственным управлением рассматриваемой сферы.
В 1911 году учреждается Российский олимпийский комитет, что сыграло значительную роль в развитии государственного регулирования сферы физической культуры и спорта. Это знаковое событие позволило российским спортсменам принимать участие в Олимпийских играх
С началом функционирования в стране указанных выше организаций в структуре государственного управления произошел ряд изменений. В Российской империи был запущен новый этап развития публично-правового механизма управления рассматриваемой сферы.
В 1912 году наша страна впервые приняла официальное участие в Олимпийских играх. Полученный опыт подтвердил целесообразность разработки нормативной правовой базы и государственного регулирования рассматриваемой сферы. В качестве одной из мер, направленных на достижение поставленных целей, стала организация собственных спортивных мероприятий на территории государства. Их проведение оказалось достаточно эффективным. Регионы также переняли успешную практику и начали организовывать спортивные соревнования на местном уровне. Сфера физической культуры и спорта получила заметный толчок в своем развитии, стала приобретать популярность среди масс. В стране появилось собственное олимпийское движение, что породило процесс развития механизмов государственного управления и правового регулирования.
Таким образом, мы можем констатировать, что предпосылки формирования системы государственного регулирования закладывались еще с древних времен, в результате чего в начале XX века начинает складываться прообраз публично-правовых механизмов, которые составили организационно-управленческую основу для развития отечественной системы физкультурно-спортивного воспитания населения. Тем не менее до образования советского государства физическая культура и спорт все же занимали незначительное место в системе государственного управления и представляли интерес в большей степени для просвещенной прогрессивной буржуазии, ко-
торая составляла узкую прослойку населения, однако в послереволюционный период ситуация коренным образом изменилась.
Советский этап развития публично-правовых механизмов регулирования сферы физической культуры и спорта
Возникновение советского государства обусловило коренную перестройку всего общественного строя, что потребовало изменения ключевых институтов и механизмов в государстве. Данное обстоятельство затронуло организационно-правовые основы функционирования всех сфер общественной жизни.
На начальном этапе развитие физического воспитания все также воспринималось государством с точки зрения нужд армии. В 1918 году принято решение о создании Главного управления всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии. На его базе занимались специализированной военной подготовкой кадров. В этом же году Совет Народных Комиссаров (далее - СНК) подписывает Декрет «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам» [1].
ВЦИК РСФСР в 1923 году разрабатывает Декрет «О Высшем и местных советах физической культуры трудящихся РСФСР» [2]. Стремительное развитие законодательства свидетельствует об усложнении системы публично-правовых механизмов государственного управления сферы физической культуры и спорта.
В 1953 году ответственным за управление рассматриваемой сферой стало Министерство здравоохранения, однако чуть позднее это решение было отменено. В середине 60-х гг. в стране действует Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций, но и он спустя непродолжительное время был упразднен.
Созданная в стране система механизмов публично-правового управления просуществовала фактически до распада советского государства [8, С. 62].
Отдельно стоит отметить, что долгое время советская физическая культура и спорт рассматривались в качестве инструмента социального воздействия. Так, в Постановлении ЦК ВКП (б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Нар-компросов» было указано, что усилия представителей власти и науки в СССР важно сконцентрировать на развитии спорта высших достижений, который считался одним из эффективных способов в противостояния социалистической и капиталистической систем [3].
Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (далее - ГТО) до 80-х годов признавался в стране главной спортивной программой, руководством в области спорта и спортивных достижений. В документе были зафиксированы конкретные спортивные нормативы, которым должны соответствовать граждане разных
возрастных категорий в сфере физической подготовки. По мере исторического развития Союза, изменялось и прикладное содержание Комплекса ГТО [9, С. 189-193].
Отдельным вызовом для всей сферы физической культуры и спорта стала Великая Отечественная война [13, С. 184-186]. Публично-правовые механизмы управления физической культурой были акцентированы вновь исключительно на обеспечение военной подготовки личного состава. В этот период кардинально изменена привычная деятельность физкультурно-спортивных учреждений. Все силы брошены на обеспечение военной подготовки советской армии.
Развитие физической культуры в СССР отражала «Единая всесоюзная спортивная классификация» (далее - ЕВСК). Изначально ЕВСК охватывала десять самых популярных дисциплин того времени, но к 1980-м годам каталог видов спорта расширился до ста. Обновление этого нормативного документа происходило каждые четыре года, что позволяло актуализировать его требования, увеличивать популярность физической культуры и спорта среди населения.
Для того чтобы активизировать интерес масс к физической культуре и спорту Советом Министров СССР в 1947 году разработаны постановления, в которых говорится о необходимости поощрения советских граждан в случае наличия у них спортивных успехов. Для реализации этой задачи им вручались значки и медали за выдающиеся достижения, что с учетом значимости в тот период социального одобрения и поддержки активности граждан имело ощутимый эффект.
Представляется, что после окончания Великой Отечественной войны развитие физической культуры и спорта в СССР приобретает приоритетное значение, так как данная сфера по-прежнему является особым способом идеологической борьбы с государствами капиталистического строя. Государство активно содействовало развитию физической культуры и спорта, так как достижения советских спортсменов на международных соревнованиях демонстрировали превосходство СССР.
Знаковым событием, конечно, стал 1980 год -проведение в Москве ХХ11-летних Олимпийских игр. Уровень подготовки и организации игр продемонстрировал актуальность политики проводимой советским правительством и достаточную эффективность имеющихся на тот период публично-правовых механизмов государственного управления физической культурой и спортом.
Уровень и качество соответствующих политико-правовых механизмов значительно возросли [14, С. 36-45]. Общегосударственная стратегическая концепция, в основу которой положена идея «быть только первыми», привела к тому, что все управленческие организации устремили свои силы на достижениях в области советского спорта. Безусловно, подобная амбициозная задача, поставленная перед государством, требовала развития и внедрения новейших инновационных подходов с точ-
5 -о
сз ж
■с
ки зрения правового сопровождения организации управления. На данном этапе в СССР был запущен процесс индустриализации сферы спорта. Он проявлялся открытием корпоративных служб, специализирующихся в области строительства и проектирования спортсооружений. Помимо этого, в разных уголках страны именно в этот период была открыта целая серия научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами в области физической культуры и спорта, развитием данной сферы жизни социума. В советский период появились и врачебно-физкультурные учреждения, предоставляющие услуги по лечению, профилактике, диагностике спортсменов. Советский спорт показывал выдающиеся достижения и результаты, однако с распадом СССР перед государством возникли новые вызовы, которые потребовали полного пересмотра сложившейся системы. Тем не менее советские публично-правовые механизмы управления сформировали прочную основу для дальнейшей модернизации и адаптации данной системы.
Формирование современной системы публично-правовых механизмов управления сферой физической культуры и спорта
Отказ от плановой экономии и переход к экономике рыночного типа с существенным уменьшением государственной поддержи социальной сферы, оказали колоссальное влияние на развитие спорта. В целях дальнейшего функционирования физкультурно-спортивные организации стали вынуждены привлекать частные инвестиции, что привело к коммерциализации физической культуры и спорта и вызвало необходимость соответствующих изменений нормативной правовой базы, а также актуализации сформировавшейся на протяжении столетия системы регулирования анализируемой сферы.
Влияние на развитие правовых механизмов государственного управления в данной сфере также оказала проблема нехватки финансирования физической культуры и спорта в 90-е годы, что оказало отрицательное влияние на качество подготовки профессиональных спортсменов, спортивные федерации, получившие автономию, не смогли оперативно адаптироваться к новым условиям в отсутствии поддержки со стороны государства. Перед государством встала задача, связанная с построением новой системы управления физической культурой и спортом.
Руководство уже нового государства разрабатывает в 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте № 4868-Р [4], которые уже в 1999 году были заменены Федеральным законом № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 1 [5].
~ Отходя от ранее существовавшей в Российской сэ империи и СССР парадигмы разделения на фи-сп зическое развитие в рамках военной подготовки ^ и физическое воспитание в рамках образователь-
ного процесса, возникает новый подход. Так приоритетной функцией физкультуры и спорта становится именно увеличение продолжительности жизни населения и формирование здорового образа жизни у молодежи, что в свою очередь является реакцией на соответствующие вызовы определенного исторического периода, в том числе демографическую ситуацию, сложившуюся в России после 90-х годов.
Так, например, в Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации [6], срок действия которой был определен до 2005 года, выделялись следующие проблемы:
1. Сокращение физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (на 20% с 1991 по 2001 год).
2. Несоответствие нормативной правовой базы условиям развития и состоянию физической культуры и спорта.
3. Снижение уровня граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом до 8-10%, для сравнения в развитых странах мира - 40-60% и т.д.
Также разработчики Концепции обращают внимание на проблему слабой физической подготовки и физического развития учащихся. На этом фоне отмечается рост заболеваемости школьников и студентов. Многие современные болезни подрастающего поколения напрямую связаны с отсутствием необходимой физической активности (например, гиподинамия).
В свою очередь Концепцией предлагается комплексный подход к решению вышеуказанных проблем. Перечисляются конкретные рекомендации и варианты совершенствования правового регулирования рассматриваемой сферы. Также в Концепции говорится о необходимости в кратчайшие сроки разработать федеральные и региональные программы развития у граждан мотивации к физкультурно-оздоровительным, спортивным и туристическим мероприятиям.
Развитие государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта на данном этапе было направлено, на:
Усиление эффективности публичного управления рассматриваемой отрасли.
Обновление законодательной базы, которая будет соответствовать условиям современных реалий и вызовов.
Развитие механизмов государственно-частного партнерства.
Приобщение граждан к ведению здорового образа жизни.
Модернизация спортивной инфраструктуры.
С тех пор были созданы многочисленные проекты в области физической культуры и спорта. По мере усложнения и развития данной отрасли на всей территории страны властям не осталось ничего другого как инициировать модернизацию отраслевого законодательства. В 2007 году появляется действующий по сей день Федеральный за-
кон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [7].
Кроме того, федеральный закон также определяет вопросы противодействия допингу в спорте и мерах по предотвращению нарушений антидопинговых правил. Стремление к честной игре и борьба с допингом стали важной частью международной спортивной практики, и Россия в своем законодательстве также закрепила эти принципы. Таким образом, данный закон призван укрепить здоровье населения России и обеспечить повышение международного авторитета российского спорта.
В последующие годы особое внимание уделялось развитию олимпийского спорта, подготовке к крупным международным соревнованиям. Так, в 2014 году Россия бросила все силы на подготовку к Зимним Олимпийским играм в Сочи. С этой целью в Сочи была модернизирована спортивная инфраструктура, появились новые современные международные площадки.
Сегодня российская система публично-правовых механизмов государственного управления физической культурой и спортом представлена тремя звеньями: федеральным, региональным и муниципальным.
Начиная с 2022 года российские спортсмены исключены из международных соревнований, что стало значительным событием в мире спорта. Сегодня формирование обновленной системы публично-правовых механизмов государственного управления спортом в условиях повестки «отмены» российских спортсменов является ключевым вызовом для Российской Федерации. В целях минимизации негативных последствий данной ситуации, была основана организация под названием «Мы выступаем как один». Эта инициатива призвана поддерживать атлетов, столкнувшихся с запретом на участие в соревнованиях.
Кроме того, по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 19 октября 2023 года, можно выделить основные тенденции государственной политики в данной сфере на сегодняшний день. Так большая часть поручений данных после вышеуказанного заседания затрагивает три основных вопроса, имеющихся на повестке текущего периода.
Во-первых, укрепление технологического и организационного суверенитета Российской Федерации в области физической культуры и спорта, что включает в себя наращивание объема производства и ассортимента отечественной спортивной продукции, поэтапное снижение зависимости от ее импортных аналогов (технологический суверенитет) и совершенствование деятельности Национального центра спортивного арбитража в целях повышения заинтересованности российских и иностранных субъектов физической культуры и спорта в рассмотрении споров, возникающих в профессиональном спорте и спорте высших достижений (организационный суверенитет).
Во-вторых, пропаганда здорового образа жизни и повышение уровня вовлеченности в физкультурные и спортивные мероприятия, в целях повышения двигательной активности населения, улучшения общего состояния здоровья нации.
В-третьих, развитие современной спортивной инфраструктуры, строительство новых спортивных площадок и ФОКов в малых городах и сельских поселениях. Реализовать такую задачу предполагается на основе активного вовлечения частных инвестиций, развития механизмов государственно-частного партнерства.
Кроме того, с целью повышения темпов физического воспитания нации руководством страны в 2014 г. принят указ, главной целью которого является возрождение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Таким образом, сегодня в отношении системы публично-правовых механизмов государственного управления в сфере физической культуры и спорта можно говорить о скоординированной работе различных уровней власти, включая органы местного самоуправления для развития физических и интеллектуальных качеств граждан через спорт. Эта деятельность способствует росту командного и личного мастерства, укреплению общественных и государственных интересов и также включает официальное признание спортивных достижений, что ведет к присвоению спортивных званий и наград. Развивающееся законодательство в области спорта требует продуманного и систематического подхода к своему изучению и применению.
Литература
1. Декрет СНК РСФСР «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам» // СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 413. (Утратил силу).
2. Декрет ВЦИК от 27.06.1923 «О Высшем и местных советах физической культуры трудящихся Р.С.Ф.С.Р.» // СУ РСФСР. 1923. № 62. Ст. 602. (Утратил силу).
3. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» // «Правда». 1936. № 183.
4. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте (утв. ВС РФ 27.04.1993 N 4868-1) (ред. от 24.12.1993) // Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 22. Ст. 784. (Утратил силу).
5. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206. (Утратил силу).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 1507-р «Об одобрении Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» // СЗ РФ. 2002. № 44. (Утратил силу).
5 -о
СЗ ж
■с
7. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 (ред. от 25.12.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
8. Алексеев С.В. Спортивное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 671 с.
9. Григоркевич А.А., Сактаганова З.Г. История влияния комплекса ГТО на жизнь и здоровье советского человека в повседневности городов Советского Союза // Актуальные проблемы современности. - 2019. - № 1 (23). - С. 189193.
10. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // Новиков Н.И. Избранные произведения. - М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1951. -С.417-506.
11. Самойлова А.А. Историко-правовое исследование развития физкультурно-спортивных отношений в Российской империи: междисциплинарный аспект // Образование и право. 2023. № 2.
12. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: учебник / под ред. В.В. Столбова. - М.: ФиС, 2001. - 423 с.
13. Стряпихина А.А. Политика советского правительства в области физической культуры и спорта в годы Великой отечественной войны (по материалам газеты «Красный спорт») // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1 (20). -С.184-186.
14. Шевелева Л.А. Особенности спортивного профессионализма в Советском Союзе // Человек в мире культуры. - 2015. - № 3. - С. 36-45.
EVOLUTION OF THE PUBLIC-LEGAL MECHANISM FOR MANAGING THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Metelkov I.V.
RANEPA
Given the rapid development of public relations, public-law mechanisms for managing these relations, including in the field of physical culture and sports, also require appropriate updating. In turn, high-quality updating cannot be carried out without a full analysis, study of the causes and factors on the basis of which previously existing mechanisms were formed. In this regard, the purpose of this article is to analyze the evolution of the public-law mechanism for managing the sphere of physical culture and sports in the Russian Federation. The author of the article examines three stages of the formation of this system: the stage of inception, the Soviet stage of development, the formation of a modern system. An analysis is
made of the development of regulatory legal acts, management practices, successful approaches, as well as shortcomings that can serve as valuable experience for current and future planning of public-law management policy in this area. The main trends in the further development of state policy in the area under consideration are outlined.
Keywords: public law sciences, public administration, Ministry of Sports of the Russian Federation, public law mechanisms, evolution, stages of development, trends, physical culture, sports, problems.
References
1. Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR "On volost, district, provincial and district military commissariats" // SU RSFSR. 1918. No. 31. Art. 413. (No longer in effect).
2. Decree of the All-Russian Central Executive Committee of June 27, 1923 "On the Supreme and Local Councils of Physical Culture of Workers of the RSFSR" // SU RSFSR. 1923. No. 62. Art. 602. (No longer in effect).
3. Resolution of the Central Committee of the All-Union Communist Party (Bolsheviks) of July 4, 1936 "On Pedological Perversions in the System of People's Commissars of Education" // Pravda. 1936. No. 183.
4. Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Physical Culture and Sports (approved by the Supreme Council of the Russian Federation on 27.04.1993 N 4868-1) (as amended on 24.12.1993) // Vedomosti SND and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993. No. 22. Art. 784. (No longer in effect).
5. Federal Law of April 29, 1999 No. 80-FZ (as amended on 10.01.2003) "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 1999. No. 18. Art. 2206. (No longer in effect).
6. Order of the Government of the Russian Federation of October 29, 2002 No. 1507-r "On Approval of the Concept for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation through 2005" // SZ RF. 2002. No. 44. (No longer in effect).
7. Federal Law of December 4, 2007 No. 329-FZ (as amended on December 25, 2023) "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" // SZ RF. 2007. No. 50. Art. 6242.
8. Alekseev S.V. Sports Law of Russia: a textbook for university students studying in the areas of "Jurisprudence" and "Physical Culture and Sports" / edited by P.V. Krasheninnikov. 3rd ed. -M.: Unity-Dana, 2017. - 671 p.
9. Grigorkevich A.A., Saktaganova Z.G. History of the influence of the GTO complex on the life and health of a Soviet person in the everyday life of the cities of the Soviet Union // Actual problems of our time. - 2019. - No. 1 (23). - P. 189-193.
10. Novikov N.I. On the upbringing and guidance of children // No-vikov N.I. Selected works. - M.; L.: State publishing house of art. literature, 1951. - P. 417-506.
11. Samoilova A.A. Historical and legal study of the development of physical culture and sports relations in the Russian Empire: interdisciplinary aspect // Education and Law. 2023. No. 2.
12. Stolbov V.V., Finogenova L.A., Melnikova N. Yu. History of physical education and sports: textbook / edited by V.V. Stolbov. - M .: Physical Culture and Sports, 2001. - 423 p.
13. Stryapikhina A.A. Policy of the Soviet government in the field of physical education and sports during the Great Patriotic War (based on the materials of the newspaper "Red Sport") // Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. - 2015. - No. 1 (20). - P. 184-186.
14. Sheveleva L.A. Features of sports professionalism in the Soviet Union // Man in the World of Culture. - 2015. - No. 3. - P. 3645.
СЧ
о
CM