Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ESG В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ESG В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / ESG / экономический рост / экологизация / российская система управления / региональное развитие / корпоративное управление / sustainable development / ESG / economic growth / greening / Russian management system / regional development / corporate governance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев В. П., Гончарова К. С.

Концепция устойчивого развития, предложенная ООН, была с самого начала сфокусирована на поиске баланса между текущими и будущими потребностями населения разных стран, с учетом ограниченности ресурсов. Принципы её практической реализации также изначально предусматривали широкое участие политического, научного и бизнес – сообщества. В процессе исследования авторами выделены 2 основных этапа развития принципов ESG Environmental, Social, Governance, отражающих современное состояние концепции устойчивого развития: первый – с 1987 по 2004 гг., заключался в непосредственном формирования концепции устойчивого развития, объединяющей проблематику экономической, экологической и социальной сфер. Второй этап, с 2004 г. по настоящее время, характеризуется введением в научный оборот понятия ESG, и обоснования принципов его практической реализации. На втором этапе принципы ESG получают широкое признание, привлекая внимание общества к экологическим, социальным и управленческим аспектам. Выявлено, что несмотря на активизацию интереса международного сообщества к рассматриваемой тематике, в отечественной практике наблюдается значительное отставание в реализации принципов ESG. По мнению авторов, требуется дальнейшее исследование данной темы, которое должно сосредоточиться на анализе практики внедрения стандартов ESG в России и обосновании национальной стратегии устойчивого развития, учитывающей особенности страны, ее систему управления и интересы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of ESG Principles in the Context of a Sustainable Development Strategy: Main Stages and Directions

The study has found that the concept of sustainable development proposed by the United Nations was from the very beginning focused on finding a balance between the current and future needs of the population of different countries, taking into account limited resources. The principles of practical implementation of the concept initially provided for the broad participation of the political, scientific and business community. The authors have identified 2 main stages in the development of ESG principles reflecting the current state of the concept of sustainable development: the first, from 1987 to 2004, consisted in the direct formation of the concept of sustainable development, combining the problems of economic, environmental and social spheres. The second stage, from 2004 to the present, is characterized by the introduction into scientific circulation of the concept of ESG Environmental, Social, Governance, and substantiation of the principles of its practical implementation. In the second stage, the ESG principles are widely recognized, drawing public attention to environmental, social and managerial aspects. At the same time, it has been revealed that despite the increased interest of the international community in the topic under consideration, there is a significant lag in the implementation of the ESG principles in domestic practice. According to the authors, further research on this topic is required, which should focus on analyzing the practice of implementing ESG standards in Russia and substantiating a national strategy for sustainable development that takes into account the specifics of the country, its management system and the interests of society.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ESG В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

иг

УДК 65.011:330.34

DOI https://doi.org/10.38161/1996-3440-2024-2-109-118

В. П. Казанцев, К. С. Гончарова

ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ESG В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

Казанцев В. П. - аспирант, кафедра экономики и управления, ФГБОУ ВО «ВВГУ», г. Владивосток, e-mail: kazancviktor@mail.ru; Гончарова К. С. - канд. экон. наук, сектор исследовании адаптаций региональных систем, ФГБУН ИЭ УрО РАН, г. Екатеринбург, e-mail: ksenia.gon4arowa@gmail.com

Концепция устойчивого развития, предложенная ООН, была с самого начала сфокусирована на поиске баланса между текущими и будущими потребностями населения разных стран, с учетом ограниченности ресурсов. Принципы её практической реализации также изначально предусматривали широкое участие политического, научного и бизнес - сообщества. В процессе исследования авторами выделены 2 основных этапа развития принципов ESG - Environmental, Social, Governance, отражающих современное состояние концепции устойчивого развития: первый - с 1987 по 2004 гг., заключался в непосредственном формирования концепции устойчивого развития, объединяющей проблематику экономической, экологической и социальной сфер. Второй этап, - с 2004 г. по настоящее время, характеризуется введением в научный оборот понятия ESG, и обоснования принципов его практической реализации. На втором этапе принципы ESG получают широкое признание, привлекая внимание общества к экологическим, социальным и управленческим аспектам. Выявлено, что несмотря на активизацию интереса международного сообщества к рассматриваемой тематике, в отечественной практике наблюдается значительное отставание в реализации принципов ESG. По мнению авторов, требуется дальнейшее исследование данной темы, которое должно сосредоточиться на анализе практики внедре-

© Казанцев В. П., Гончарова К. С., 2024

Благодарности: публикация подготовлена в рамках выполнения НИР по госзаданию Института экономики Уральского отделения РАН на 2024-2026 годы № 124021500019-9 «Механизмы регулирования экономического поведения населения в условиях структурных изменений».

Acknowledgments. The article has been prepared in the framework of the state task to the Institute of Economics of the Ural Branch of RAS for 2024-2026, № 124021500019-9

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

ния стандартов ESG в России и обосновании национальной стратегии устойчивого развития, учитывающей особенности страны, ее систему управления и интересы общества.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экономический рост, экологизация, российская система управления, региональное развитие, корпоративное управление

Введение

Устойчивое развитие в современной России уже достаточно давно перешло из разряда модных трендов в плоскость привычных стандартов бизнеса, где приверженность принципам ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) приобретает статус общепринятой публичной нормы. Значение стандартов ESG в общем смысле определяется как ответственность нынешнего поколения перед будущим, заключающаяся в обеспечении высокого уровня жизни населения с минимальными, либо нулевыми издержками, под которыми понимается вред окружающей среде и, соответственно, последующим поколениям. Повышенное внимание вопросам устойчивого развития на официальном уровне стало уделяться, начиная с 1987 года после выхода в свет доклада Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития при Организации объединенных наций (далее - ООН) «Наше общее будущее». Устойчивому развитию было уделено внимание в части I доклада, где вопросы окружающей среды рассматривались в общем контексте с ролью международной экономики и ее жизнеспособностью на волне спада экономического развития 80-х годов 20-го века.

Будучи неразрывно связана с экономической повесткой, концепция устойчивого развития на сегодняшний день стала неотъемлемой частью международной инвестиционной сферы. При этом концепция представляется не столь универсальной и нуждается в соответствующей адаптации к различных областям и странам путем постепенной и последовательной трансформации методов внедрения стандартов устойчивого развития. Это требует перестройки отношения власти и корпоративного сектора в процессе решения ряда социально-значимых задач, одной из которых и является переход на принципы ESG, реализация которых требует глубокого пониманиях особенностей их интерпретации в современном контексте.

Внедрение принципов ESG в различных областях экономической и общественной деятельности с ученом особенностей России позволит успешно решить задачу перехода к устойчивому развитию, построению новой экономической модели, что безусловно будет способствовать усилению позиций России на мировой арене.

ВЕСТНИК ТСГУ. 2024. № 2 (73)

Теоретические основы

В научной литературе существует значительный пласт исследований, посвященных концепции устойчивого развития во всех ее проявлениях, включая вопросы разработки стратегии климатических изменений, определения рисков для финансового сектора [1], воздействие повестки Е80 на финансовые показатели [2], управление Е80-рисками [3], особенности перехода предприятий на принципы ESG [4] и прочее. Значительную часть составляют работы, посвященные исследованию ESG в контексте обзора тематической литературы [5], обзоры практики применения Е80 в России [6] и европейских организациях [7].

Особого внимания заслуживают работы аналитического типа, посвященные определению сильных и слабых сторон Е80 принципов в контексте их влияния на результативность деятельности компаний [8], выявлению явных и скрытых пробелов, возникающих в процессе внедрения Е80 принципов в деятельность российских компаний [9], определению степени влияния Е80 на формирование социально ответственного поведения бизнеса и развития ESG-политики в современных реалиях [10].

В качестве материала, формирующего историческую основу, следует выделить работы, посвященные изучению европейского опыта внедрения концепции устойчивого развития [7], а также раннего российского и советского опыта внедрения принципов Е80 в экономике [11].

Закрепление повестки устойчивого развития в контексте стандартов ESG на международном уровне последовательно осуществлялось в рамках таких инициатив, как Руководящие принципы предпринимательской деятельности, Резолюция Генеральной Ассамблеи ССН о повестке в области устойчивого развития до 2030 г., Парижском соглашении по климату [12, 13]. Указанные документы формировали международные стандарты для бизнеса в контексте устойчивого развития с учетом прав человека, определяли тенденции, свидетельствующие об изменениях климата, и декларировали способы их нивелирования.

Присоединение России к повестке устойчивого развития и последующее внедрение стандартов ESG, во многом, было лишь вопросом времени [14]. Попытки применения стандартов ESG отдельными организациями стали носить ярко выраженный характер, вследствие чего тенденция получила закрепление на государственном уровне, о чем, в частности, свидетельствуют информационные письма и рекомендации Центробанка по учету повестки устойчивого развития и климатических рисков [15].

На уровне национального нормативного регулирования устойчивого развития, в Российской Федерации следует обозначить документы, среди которых будут распоряжение Правительства РФ об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации [16], постановление Правительства РФ об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации [17] и другие.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

Отдельные вопросы устойчивого развития регулируются на уровне ГОСТов, Концепций и Планов мероприятий, отражаются в информационных письмах Банка России [18, 19].

При этом следует отметить, что эти работы преимущественно опираются на подход, заключающийся в формальном «заимствовании» или декларации универсальных принципов ESG без из привязке к конкретным условиям российской практики в конкретных отраслях и сферах деятельности.

Результаты исследования

Концепция устойчивого развития, в первую очередь, была направлена на придание развитию экономической и социальных сфер долговременного характера таким образом, чтобы оно отвечало существующим потребностям поколения нынешнего, не создавая угрозу для реализации возможностей по удовлетворению потребностей будущих поколений. Понимание того, что ресурсы Земли крайне ограничены, а производительный потенциал экосистем не так велик, каким казался ранее, предопределило дальнейшие действия специально созданной комиссии ООН. В результате этого, за невозможностью формирования иного подхода, было предложено идти по пути введения ограничений, направленных на фактическую экономию природных ресурсов.

В качестве некоего компромисса был выдвинут тезис о том, что ограничения не носят абсолютного характера и зависят лишь от степени технологического развития стран, эксплуатирующих ресурсы. Соответственно, социальная и технологическая сферы могут и должны быть взяты под пристальный контроль и усовершенствованы для достижения целей устойчивого развития и дальнейшего перехода в новую эру экономического роста и благополучия.

В результате, были утверждены цели устойчивого развития, ООН декларировала комплексный подход, активное участие общественности в решении глобальных проблем и, более того, был провозглашен тезис о необходимости придания политическим системам гибкости, способности оперативно реагировать на глобальные экологические изменения, уметь подстраиваться под них, в том числе, путем перестроения социальной сферы.

В 2004 году в обиход был введен термин ESG (Environmental, Social, Governance) - совокупность принципов устойчивого развития с акцентом на экологическое, социальное и корпоративное управление.

С учетом того, что подход к формированию концепции устойчивого развития осуществлялся в реалиях 80-х годов ХХ века, реализация его принципов сегодня требует комплексного и глубокого пониманиях особенностей современной интерпретации стандартов ESG и адаптации их к особенностям российской системы управления. Последовательное и рациональное внедрение обусловленных принципов в совокупности с формированием национально-ориентированной модели зеленого роста, способствующей решению ключевых задач национального развития, позволит успешно решить задачу перехода

ВЕСТНИК ТСГУ. 2024. № 2 (73)

страны к устойчивому развитию [10]. Однако, решение подобной задачи требует определения этапов развития концепции как самостоятельного явления и принципов Е80 как существенной части «зеленой повестки».

В целях выделения этапов становления повестки устойчивого развития в России, прогнозирования дальнейшего развития данной сферы, необходимо проанализировать научную дискуссию, повлиявшую на формирование концепции устойчивого развития, последовательность принятия тех или иных нормативных актов и актов «мягкого права», в зависимости от времени их принятия, а также определить, чем был обусловлен данный процесс и установить степень государственного регулирования в исследуемой сфере.

Первый этап формирования концепции устойчивого развития носил общий характер и задавал основной вектор развития для дальнейшей реализации совокупности идей, оформление которых произошло в докладе «Наше общее будущее» [20].

Упор на экономическую составляющую в ключе энерго- и ресурсосберегающей экономики привел к постепенной переориентации основных мировых производителей на переход к сберегающим технологиям и уменьшению количества ресурсов, необходимых для производства и совершения тех или иных технологических процессов. В это же время постепенно оформляются идеи «социального капитала», которые станут неотъемлемой частью принципов Е80. Одним из пионеров-основоположников социологического направления, заложившим фундамент социальной составляющей стандартов Е80, стал Дж. С. Коулман, выпустивший в 1988 году в свет статью о человеческом капитале [21]. Данный этап носил весьма длительный характер, однако, к 2000 году стал давать заметные результаты в технологической сфере.

Таким образом, первоначальный этап формирования концепции устойчивого развития был обусловлен в мире, во-первых, уклоном на экономию ресурсов в контексте энергосберегающей экономики, во-вторых, закреплением подхода о ценности человеческого капитала, в-третьих, имплементацией норм международного права в систему национального законодательства.

Для России первый этап фактически сместился в начало 2000-годов и состоял из адаптации существующего опыта под реалии страны, развиваясь по тем же принципам, но в более активном ключе, что нарушило общую сбалансированность подхода.

Второй этап - к началу 2000 годов стало ясно, что экологическая составляющая, как таковая, напрямую связана с человеческим развитием и, более того, является его частью. При этом, развитие «зеленой повестки» не ограничивается лишь сохранением существующих биоразнообразия и ресурсов путем сокращения их потребления.

В 2002 году на Всемирном саммите ООН по устойчивому развитию, идеи, положенные в основу доклада 1987 года, получили дальнейшее развитие с констатацией того факта, что удовлетворение потребностей человека возможно лишь в случае сохранения биологического разнообразия Земли в существующих объемах и, в идеальных условиях, его последующего увеличения.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

В 2004 году было введено понятие ESG, под которым понимались параметры управления устойчивым развитием. Совокупность принципов ESG получила повсеместное распространение в результате внедрения в текущую деятельность компаний. Как показала практика, воздействие повестки ESG на финансовые показатели компаний оказало существенно более положительное влияние, чем предполагалось ранее [2]. Эффект от применения стандартов ESG сказывается на уменьшении рисков для компаний, связанных с нестабильностью параметров социокультурной, экономической, политико-правовой и экологической макросреды [8]. Смещение компаниями фокуса на систему ESG, компенсирует риски, связанные с нестабильностью обстановки в условиях неопределенности факторов внешней и внутренней среды [22].

Управление устойчивым развитием в том виде, в каком оно оформилось на рубеже 2000 годов продолжило придерживаться принципов экономии и разумного потребления ресурсов (environmental), сконцентрировало внимание на качестве жизни населения, придав значимость человеческому капиталу (social) и поместило это в новые рамки корпоративного управления (governance).

В России о «зеленой повестке» начинают активно говорить, как на практическом, так и научном уровнях на рубеже 2010-х, вследствие чего предпринимаются попытки принятия документов, регулирующих правоотношения в сфере устойчивого развития, например, Национальных стандартов по социальной ответственности (2012 год), Кодекса корпоративного управления (2014 год).

При этом, так как ESG пришло в Россию в начале 2000 годов, но его закрепление как стандарта в должном нормативном порядке было осуществлено на недостаточном уровне, правовое регулирование вопроса заметно отстает от корпоративной сферы хотя и старается угнаться за ней. При этом существующий разрыв необходимо сократить ввиду того, что международные тренды в сфере устойчивого развития будут оказывать влияние на развитие принципов ESG от государственного до корпоративного [23]. И государственный сектор должен быть готов к будущим изменениям как минимум путем создания достаточной нормативной базы, регулирующей сферу устойчивого развития. Это еще раз подчеркивает особую регулирующую роль государства, ведь при внедрении принципов ESG в деятельность компаний следует обращать внимание на такие аспекты как государственная поддержка, санкционные ограничения, энергоэффективность и мотивация к устойчивому развитию [9]. Государство, оказывая регулирующее воздействие, должно избежать перекоса баланса интересов участников зеленой повестки. Об этом говорят С. А. Евсеева и Н. Ш. Зарипова, указывая на то, что условием результативности ESG-стратегии является применение принципа согласования интересов органов власти и стейк-холдеров [24].

Дискуссия относительно поиска баланса и выдвижения на первый план какой-либо составляющей, вызывает заметный отклик в научной среде. Это связано с тем, что ESG принято рассматривать как единый элемент, выводя за рамки его сущность как «собирательного» понятия, которое включает в себя

ВЕСТНИК ТСТУ. 2024. № 2 (73)

группу далеко не равнозначных элементов. Соответственно, совокупный баланс между E, S и G представляется очень условной переменной, о чем говорит И. Н. Ткаченко, делая акцент на том, что социальная часть (social) ESG выходит на ведущую роль для текущего этапа развития [25].

Исходя из особенностей второго этапа можно сделать вывод о том, что мировые тенденции развития принципов ESG, во-первых, основаны на повсеместном развитии зеленых технологий от машиностроения до строительства в целях минимизации причиняемого окружающей среде вреда от хозяйственной деятельности субъектов, во-вторых, нацелены на трансформацию исследований человеческого капитала в практическую плоскость корпоративного управления, придавая социальной составляющей обязательный характер в деятельности компаний, в-третьих, на государственном уровне происходят нормативное регулирование данных процессов, государства активно вовлекаются в данный процесс, оказывая регулятивное воздействие.

При этом, в России следование принципам ESG носит самобытный характер. Фактически, декларируется необходимость развивать данное направление, однако акцент по настоящее время остается на ресурсодобывающей экономике. Наблюдается перекос между заявленной повесткой и реальным направлением развития экономики. Социальному аспекту уделено значительно большее внимание, чем экологической составляющей. Отсутствует достаточное и необходимое нормативное регулирование сферы в целом.

Заключение

Исходя из полученных результатов авторами определено, что в результате совокупности геополитических процессов, происходивших в России на рубеже 90-х годов, внимание к проблемам устойчивого развития было крайне ограничено и сводилось к общим разработкам научного характера, которые на тот момент не имели значительного успеха и не привлекали хоть сколько-нибудь заметного внимания широкой аудитории. Эта тенденция оказала негативное влияние и на последующий процесс развития принципов ESG как самостоятельного элемента зеленой повестки.

Установлено, что с начала 2000-х годов по настоящее время, ситуация с концепцией устойчивого развития в России постепенно изменилась. Устойчивое развитие получило нормативное закрепление, однако и подверглось значительной критике со стороны научного сообщества. Так, ряд авторов отмечает, что ESG во многом не является выходом из сложившейся ситуации и сране необходимо выходить на собственный путь развития. Однако, в данном подходе авторами не уделяется достаточного внимания существующему разрыву в применении устойчивых стандартов между Россией и странами, принявшими концепцию устойчивого развития в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века. Тем не менее, разрыв в 15 - 20 лет имеет крайне существенное значение, так как проблема внедрения тех или иных стандартов, в первую очередь, осуществляется путем их нормативного закрепления. Без последнего невозможно

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

говорить о практике повсеместного и строгого соблюдения тех или иных стандартов в пространстве и времени.

По нашему мнению, необходимо проведение дальнейшего исследования в контексте рассмотрения особенностей внедрения стандартов ESG в России и необходимости формирования самобытной повестки устойчивого развития, учитывающей интересы страны, ее особенности и структуру управления.

Библиографические ссылки

1. Смелова Д. В. «Зеленый» менеджмент и «зеленые» финансы в обеспечении устойчивого развития компании // Управленческий учет. 2022. № 12-3. С. 785790. DOI 10.25806/^12-32022785-790.

2. Условия положительного влияния ESG-факторов на финансовые результаты компании / Черных Д. Д., Московцев А. Ф., Сазонов С. П., Сороквашин Н. Н. // Финансовый бизнес. 2023. № 6. С. 184-188.

3. Жукова Е. В. Управление ESG-рисками организации в процессе устойчивого развития : дис.....канд. экон. наук. 2023. 234 с.

4. Григорьев Е. П., Григорьева Е. Э. Достижение устойчивости путем внедрения ESG-принципов в производство: тенденции и практика // Устойчивый Север: общество, экономика, экология, политика : сб. тр. VII Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию образования Якутской АССР / отв. ред. Е. Э. Григорьева. Якутск : Северо-Восточный федер. ун-т им. М. К. Аммосова, 2022. С. 43-51.

5. Разов П. В. ESG: прогресс в исследованиях и перспективы на будущее // Социально-политические науки. 2022. Т. 12, № 2. С. 60-66. DOI 10.33693/2223-0092-2022-122-60-66.

6. Ерохина Т. Б., Хакимова М. Д. Концепция устойчивого роста (ESG) как инструмент для привлечения инвесторов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2022. № 1. С. 29-34. DOI: 10.54220^.геш.1991-0533.2022.90.65.003.

7. Науменко Е. С., Смирнова Д. А. Международный опыт реализации стратегии устойчивого развития ESG // Устойчивое развитие (ESG): финансы, экономика, промышленность : материалы Нац. науч. -практ. конф., Санкт-Петербург, 21 окт. 2022 г. СПб. : Центр науч.-производ. технологий «Астерион». 2022. С. 154158.

8. Вегнер-Козлова Е. О. Обзор оценок эффективности влияния КСО и ESG параметров на результативность деятельности компаний // Экономика и предпринимательство. 2023. № 10. С. 1268-1271. DOI 10.34925^.2023.159.10.260.

9. Суфларский А. П. Анализ практик внедрения ESG-принципов крупными российскими компаниями // Хроноэкономика. 2023. № 1. С. 61-66.

10.Терентьев Н. Е. Зеленая экономика и ESG в условиях пандемии COVID-19: некоторые вызовы развития // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 3. С. 86-102.

11.Манаева И. В., Растопчина Ю. Л., Ковалева Е. И. Эффективность ESG-принципов в корпоративном секторе экономики // Экономика промышленности. 2023. Т. 16, № 4. С. 442-455. DOI 10.17073/2072-1633-2023-4-1196.

ВЕСТНИК ТСГУ. 2024. № 2 (73)

12.Резолюция Генеральной Ассамблеи ССН от 25.09.2015 № A/RES/70/1. Повестка дня в области устойчивого развития. URL: https://un-docs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 15.04.2024).

13. Paris agreement: Status of ratification. United Nations framework convention on climate change (UNFCCC). N.Y., 2017.

14. С принятии Парижского соглашения: постановление Правительства РФ от 21 сентября 2019 г. № 1228 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-21092019-n-1228-o-prinj atii/ (дата обращения: 03.05.2024).

15. С рекомендациях публичным акционерным обществам и эмитентам эмиссионных ценных бумаг по разработке стратегии устойчивого развития и стратегии климатического перехода : инфор. письмо Банка России от 29 дек. 2023 № ИН-02-28/76// КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_467288/(дата обращения: 02.05.2024).

16. Сб утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ : распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 № 1912-р // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401409630/ (дата обращения: 02.05.2024).

17. Сб утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации (с изм. на 11 марта, 30 декабря 2023 г.) : постановление Правительства РФ от 21 сент. 2021 г. № 1587 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/402839344/(дата обращения: 02.05.2024).

18. Национальный стандарт Российской Федерации. Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни : ГССТ Р ИСС 371202020.

(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.08.2020 № 523-ст) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200174970 (дата обращения: 02.05.2024).

19. Национальный стандарт Российской Федерации. Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Сбшие принципы и требования : ГССТ Р ИСС 371012018. (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 07.08.2018 № 461-ст) // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200174970 (дата обращения: 02.05.2024).

20. «Наше общее будущее» : доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКССР) / пер. с англ. М.: Прогресс. 1989. 371 с.

21. Coleman J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital // The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95-120.

22.Туманова З. В., Лапшина М. И. Использование принципов ESG - новый тренд развития экономики // Ученые записки. 2023. № 1. С. 115-120.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 2 (73)

23. Жукова Е. В. Основные тенденции развития ESG-повестки: обзор в России и в мире // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021. Т. 18, № 6. С. 68-82. DOI: 10.21686/2413-2829-2021-6-68-82.

24.Евсеева С. А., Зарипова Н. Ш. Проблемы реализации ESG-повести на региональном и местном уровне // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2023. № 3.

25.Ткаченко И. Н., Савченко Я. В. Смена приоритетов ESG-составляющих в российском бизнесе // Kant. 2023. № 4. С. 157-161. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.29.

Title: Evolution of ESG Principles in the Context of a Sustainable Development Strategy: Main Stages and Directions

Authors' affiliation:

Kazantsev V.P.- Vladivostok State University, Vladivostok, Russian Federation Goncharova K.S.- Institute of Economics of Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The study has found that the concept of sustainable development proposed by the United Nations was from the very beginning focused on finding a balance between the current and future needs of the population of different countries, taking into account limited resources. The principles of practical implementation of the concept initially provided for the broad participation of the political, scientific and business community. The authors have identified 2 main stages in the development of ESG principles reflecting the current state of the concept of sustainable development: the first, from 1987 to 2004, consisted in the direct formation of the concept of sustainable development, combining the problems of economic, environmental and social spheres. The second stage, from 2004 to the present, is characterized by the introduction into scientific circulation of the concept of ESG - Environmental, Social, Governance, and substantiation of the principles of its practical implementation. In the second stage, the ESG principles are widely recognized, drawing public attention to environmental, social and managerial aspects. At the same time, it has been revealed that despite the increased interest of the international community in the topic under consideration, there is a significant lag in the implementation of the ESG principles in domestic practice. According to the authors, further research on this topic is required, which should focus on analyzing the practice of implementing ESG standards in Russia and substantiating a national strategy for sustainable development that takes into account the specifics of the country, its management system and the interests of society.

Keywords: sustainable development, ESG, economic growth, greening, Russian management system, regional development, corporate governance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.