Научная статья на тему 'Эволюция права: от сакрализации к секуляризации'

Эволюция права: от сакрализации к секуляризации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1098
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ И ПРАВО / НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРАВО / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / САКРАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ПРАВА / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романовская В. Б., Романовская Л. Р.

Рассматриваются процессы сакрализации и секуляризации, характерные для генезиса права, анализируется влияние этих процессов на развитие юриспруденции, исследуется нравственная обусловленность права и современные проблемы отрыва права от нравственных основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романовская В. Б., Романовская Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE LAW: FROM SACRALIZATION TO SECULARIZATION

The article considers the processes of sacralization and secularization that are characteristic of the genesis of law. The influence of these processes on the development of jurisprudence is analyzed. We also explore the relationship between morality and law and modern problems of separation of law from morality.

Текст научной работы на тему «Эволюция права: от сакрализации к секуляризации»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 191-195

191

УДК 34.01

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА: ОТ САКРАЛИЗАЦИИ К СЕКУЛЯРИЗАЦИИ © 2014 г. В.Б. Романовская, Л.Р. Романовская

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

tigpnngu@yandex.ru

Поступила в редакцию 10.10.2014

Рассматриваются процессы сакрализации и секуляризации, характерные для генезиса права, анализируется влияние этих процессов на развитие юриспруденции, исследуется нравственная обусловленность права и современные проблемы отрыва права от нравственных основ.

Ключевые слова: религия и право, нравственность и право, философия права, сакрализация права, секуляризация права, каноническое право, юридическое образование.

На ранних этапах развития общества и государства нормы права не отделялись от религиозных и были с ними тесно связаны. Все древние системы писаного права имели религиозную основу.

Древний Рим, Древний Египет, Иудея, Вавилон, Индия - при всем разнообразии культур и традиций этих государств, их объединяет то, что право в них считалось сакральной сферой. Так, итальянский историк права П. Вочи отмечает, что сакральное право играет особую роль в том обществе, где «религия является функцией государства, жрецы являются государственными органами, а сила государства санкционирует религиозные предписания» [1].

Так, например, важнейшее место среди источников права Древней Индии занимали дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры - трактаты о политике и праве.

Известно, что огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялись среди них понтифики и авгуры, которые имели значительные полномочия в правовой сфере. Они служили хранителями и толкователями сакрального права, осуществляли правосудие, давали консультации по юридическим вопросам.

Характерной чертой римского государства архаической эпохи в VIII—III вв. до н.э. являлось то, что первоначально сакральные и государственно-правовые институты еще не были разделены. Более того, даже чисто государственные функции были не только облечены в сакральную форму, но и выполнялись различными жреческими коллегиями. Соответственно право этого периода развивалось преимущественно в сакральной форме [2; с. 12].

С развитием государственности сакральное право в Риме стало постепенно вытесняться гражданским светским, однако даже во время Цицерона сакральному праву все еще отводилось весьма почетное место. Согласимся с мнением проф. Л.Л. Кафанова, что именно сакральное право стало той первоначальной базой, на которой строилось все римское цивильное право [2; с. 54].

Древняя Греция и в большей степени древний Рим считаются прародиной европейской юриспруденции. Античная Греция в лице своих знаменитых представителей положила начало философскому осмыслению понятий правосудие, справедливость, соразмерность, законность, гласность судебного процесса; отличию судебных процедур по частным и публичным искам; предварительному досудебному рассмотрению споров и многому другому.

Однако греки считали, что нравственность и благородство превыше права, и не питали к нему такого пиетета, как к морали и мудрости. Показательным здесь является отношение Демокрита к законам, которые, по его мнению, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, собственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им недостатки. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны. «Не следует мудрецу повиноваться законам, но (должно) жить свободно» [3].

Согласно учению Платона, право вне нравственности является ложью и бессмыслицей, а власть вне причастности к правде - рабством и произволом [4]. Указывая на несовершенство

законов, Платон в диалоге «Политик» замечает, что «закон не может с точностью и полностью объять превосходнейшее и справедливейшее, чтобы предписывать всем наилучшее» [5]. Это вовсе не значит, что законам не нужно подчиняться, но сам законодатель должен устанавливать законы не произвольно, а «более всего имея в виду высшую добродетель» [6].

Г.Ф. Шершеневич, анализируя государственно-правовые воззрения Сократа, указывал, что Сократ не отличал норм права от норм нравственности, а такое смешение может найти себе объяснение в условиях греческого быта [7; с. 18]. В самом деле, отличие норм права и нравственности возможно только при отделении государства от общества. В древней Греции государство - это небольшая городская община, где общественная жизнь почти совпадала с государственной.

Интересно, что греческое правосудие было поистине народным, поскольку осуществлялось оно коллегиальными органами, состоявшими не из профессиональных юристов, а избранными по жребию представителями демоса. Именно поэтому аргументацией сторон на процессе служили не столько нормы закона, сколько моральные или политические идеи, а по гражданским спорам - вопросы личной этики. Философы (искатели мудрости) были в значительно большем авторитете у демоса, нежели юристы, которые не играли сколь-либо важной роли в жизни общества. Приоритет морали над законом, мудрости над сиюминутной справедливостью, не отменял между тем глубокого почтения греков к идее правосудия.

Совсем иначе складывалась ситуация в Риме, где возникла строгая судебная процедура, юридическая, а не эмоциональная аргументация сторон в процессе, появилась юридическая техника, строгие дефиниции, была проведена систематическая классификация нормативных актов в области частного права. И наконец, появился целый социальный пласт людей - юрисконсультов, знатоков права, обязанных давать консультации судьям, администраторам и гражданам по юридическим вопросам. Римляне возвели закон и процедуру на высший пьедестал в системе ценностей империи, создали всеобъемлющий свод гражданского права, равного которому не было ни до, ни после них. Именно в Римской империи возник целый класс юристов-практиков и ученых-теоретиков, магистратов и адвокатов, которые в своей повседневной деятельности оттачивали нормы частного права.

Но истинными родителями современной юриспруденции как науки все-таки являются не

они, а средневековое каноническое право и римская юриспруденция в интерпретации средневековых юристов. Разделяет их больше тысячи лет, в течение которых произошло крушение античной цивилизации и медленное становление цивилизации европейской на иных принципах жизни, иной религии, иных ценностях и иных традициях.

Впрочем, при всех глобальных переменах в образе жизни, культуре, мышлении и прочих характеристиках средневекового общества, стремление к справедливости и правопорядку оставалось неизменным и вполне сопоставимым с греко-римскими правовыми началами тысячелетней давности. Однако новые времена требовали серьезного пересмотра старых правил.

С момента создания первых университетов в городах Европы в период Высокого Средневековья [8] и на протяжении всего позднего Средневековья бурное развитие получила каноническая юриспруденция - право Римской католической церкви. Римская католическая церковь несколько веков была системообразующим фактором европейской цивилизации. Её роль во всех сферах жизни западно-христианских государств невозможно было переоценить [9]. Если местное право в виде обычаев существенно отличалось от области к области, городское право значительно отличалось от города к городу, то каноническое право было одинаковым везде в Европе, и сферы жизни, находившиеся в юрисдикции церкви, везде регулировались одинаково. Это создавало для будущего прообраз единого правового пространства, основанного на одинаковом понимании идей правосудия, справедливости, правопорядка.

Юрисдикция Римской католической христианской церкви была очень широка, и не только в отношении клириков, что было само собой разумеющимся, но и в отношении мирян. Общеизвестно, что церковь регистрировала факты рождения и смерти, заключения браков, в том числе и тайных, регулировала вопросы наследования как по завещанию, так и без такового. Но, кроме того, регулирующее воздействие канонического права простиралось и на трудовые отношения, предпринимательские, торговые и, конечно, уголовные и процессуальные. Такая юрисдикция была двух типов: по категориям лиц и по категориям дел. Первая включала в себя охват всех клириков, студентов, крестоносцев, сирот, вдов и бедняков, иудеев в делах против христиан, путешественников и моряков, когда это было для обеспечения их безопасности [10]. Любые дела этих категорий, подопеч-

ных церкви, рассматривались по нормам канонического права.

Вторая категория «по делам» включала опять-таки тех же самых лиц, а также всех мирян, которые судились по духовным делам, в частности, по вопросам таинств, завещаний, клятвенных обещаний, управлению церковной собственностью, десятиной, по вопросам ответственности за грехи и по церковным преступлениям.

Отдельно отметим, что уголовная юрисдикция церкви над мирянами ограничивалась определенным перечнем дел, в который входили святотатство, ересь, ведовство и колдовство, клевета, ростовщичество, гомосексуализм, прелюбодеяние, т.е. деяния, нарушавшие нравственный кодекс христианина и являвшиеся глубоко греховными по своей природе [11]. Кроме того, церковь предоставляла право любым мирянам по любому спору передать свое дело из светского суда в церковный. С точки зрения четкости процедур, профессионализма судей, адвокатов, сроков и правовых предписаний светское правосудие во многом уступало каноническому. Все это в немалой степени способствовало расширению церковной юрисдикции и ее научному оформлению каноническим правом.

Сложилась такая ситуация не сразу, ей предшествовали столетия формирования этой отрасли: приближение к римской традиции в области частного права; создание фундаментальных научных трудов; консолидация церковных канонов, приведение их в систему; распространение профессионального юридического канонического образования и закрепление новой правовой идеологии в общественном правосознании европейского социума, по крайней мере его образованных представителей.

Установившийся благодаря созданию университетов транснациональный характер юридического и теологического образования создал новый интеллектуальный и правовой порядок в Западной Европе [12]. У правовых дисциплин не было национальных границ. Общий богословский, научный, литературный и юридический язык - латинский - сделал возможным обучение в университетах студентам из разных стран, которые потом возвращались домой, неся и распространяя усвоенные религиозно-правовые и моральные максимы, нерушимо державшие нравственную основу общества вплоть до ХХ века. И церковь, и университеты учили, что человеческие законы нужно проверять законами божественными, что концепция законности, справедливости и доброй совести должна соче-

таться с концепцией милосердия и сострадания, что наука права есть часть общего культурного пространства наряду со свободными искусствами (куда входили физика, алхимия, астрономия), медициной, богословием, что все это связано в земной жизни и имеет продолжение в небесной.

Заметим, что вопрос о добре и зле, будучи одним из центральных в теологии, философии, традиционной религиозной гносеологии, был не чужд и правовой науке. Право, начиная со времен античных, понималось как мера добра и справедливости. Правосудию покровительствовали боги (например, богини Фемида и Дике в Греции, богиня Юстиция в Риме), и развитие этой идеи продолжилось в христианской традиции.

Кризис религиозного сознания, начавшийся в результате раскола католицизма и появления протестантской идеологии, не мог не коснуться и права. В обществе, исповедующем идею «если ты богат, то тебя любит Бог», с неизбежностью начали происходить различные аберрации, которые в новейшем времени привели к сомнительным, с точки зрения морали, последствиям. Конечно, это была не единственная причина. В рамках данной статьи мы не можем охарактеризовать всю их совокупность, приведшую в результате к десакрализации и секуляризации права. Но заметим, что именно протестантское общество было наиболее близко к секулярной модели [13].

Право, оторванное от своих религиозных корней, стало рассматриваться исключительно как продукт человеческого ума (последний же, как известно, не лишен изъянов), далее последовали идеи о самостоятельной ценности «человеческого права». Это нашло философское обоснование в представлениях, что источником человеческого права является естественное право. На эту теорию будут опираться революционеры Нового времени, провозгласившие естественные права личности.

Например, под влиянием борьбы с Филиппом II, охранителем абсолютизма и католицизма, в Голландии к концу XVI века развилась, по словам Г.Ф. Шершеневича, такая политическая и религиозная свобода, как нигде. Там работали и выпускали свои труды основатели новой рационалистической философии - Декарт и Спиноза. В этой атмосфере и философия права получила рационалистическое основание [7; с. 104]. Восстание против королевской власти, опирающейся на божественный авторитет, требовало противопоставления ему иного, с точки зрения рационалистов, более высокого авторитета - природы и разума. Так, Гуго Гроций ос-

нование права стремился отыскать в природе человека, а не в Боге: «если даже допустить преступную мысль, что Бога нет, право все-таки существовало бы» [14]. Но если для Гуго Гро-ция такая мысль еще преступна, то для других «просветителей» десакрализация философии права и политики - один из базовых идеологических постулатов.

Новое время, его философия и его политика основываются на отрицании сакрального начала во всех его проявлениях. Идеи Нового времени противопоставляются парадигме традиционных обществ. Поэтому при всей их новизне и определенной привлекательности (например, известно, что Екатерина II была весьма увлечена идеями французских просветителей) эти идеи не могли прижиться в тот исторический период нигде, кроме Западной Европы. Россия, Индия, Китай, исламские государства еще долгое время (а некоторые - и до сих пор) продолжали существовать в рамках иных мировоззренческих платформ.

Секуляризированное право развивалось параллельно с техническим прогрессом, что придавало силу идеологам новой юриспруденции, считавшим, что технический прогресс - это и есть прогресс общественный. Количество специальных знаний возрастало, но цельность познания, ранее поддерживаемая единой духовной основой, при этом терялась. И всё же, с большими оговорками, можно сказать, что вплоть до XX века право было нравственно ориентировано.

В Новейшее время западное общество, охваченное революционными идеями, постулирует разрыв Церкви и государства, что в XXI веке приведет его к отрыву от духовных корней и морали, и семейных традиций, и прежних представлений о благочестии, долге, милосердии, о грехе и добродетели. Отрыв права от его религиозных корней, от его нравственных основ, от его философского содержания, превратил его в обслуживающий механизм решения политических задач и финансовых операций, человеческих амбиций и жадности. Произошло превращение идеи человека духовного (Средневековье) сначала в человека рационального (Новое время), а затем в человека потребляющего (Новейшее время).

Под лозунгом свободы личности произошло отделение личности от её нравственных императивов. Право, в свою очередь, также поменяло направленность от нравственно ориентированного к «вненравственному». Примером может служить легализация однополых браков, разрешение усыновления детей гомосексуальными парами в Голландии, Бельгии, Испании,

Канаде, Норвегии, Швеции, Великобритании, Франции и других странах.

Законы нового европейского общества оправдывают и вводят в норму под видом естественных прав такие социальные мутации, такие деяния, которые не совместимы ни с одной религиозной традицией, ни с моралью, ни с разумом. Проблема добра и зла перестала существовать в гносеологии секуляризированного общества. Прелюбодеяния, содомия, корыстолюбие, ростовщичество и прочее тому подобное, что прежде осуждалось и правом и религией, теперь открыто популяризируется западными средствами массовой информации и навязывается российской культуре. Сомнительная целесообразность прикрывается ветхим покрывалом прав личности, озабоченной удовлетворением своих низменных желаний и эгоистических амбиций.

Исчезновение в западных университетах таких дисциплин, как философия права, правовые учения, каноническое право, римское право, история права, социология права, психология права разрушило его связь с другими университетскими дисциплинами и фрагментировало некогда целостную объемную юридическую науку. Аналогичные процессы происходят сейчас и в российском образовании, модернизированном под влиянием западной, чуждой российской традиции, идеологии. Юридическое знание теряет цельность, превращаясь из науки в ремесло.

Список литературы

1. Voci P. Diritto sacro romano in eta arcaica // SDHI. № 19. 1988. P. 39.

2. Кафанов Л.Л. Lex и jus: возникновение и развитие римского права в VIII—III вв. до н.э. М.: Статут, 2006. С. 12, 54.

3. Материалисты Древней Греции: собр. текстов Демокрита, Гераклита, Эпикура. М., 1955. С. 170-171.

4. Романовская Л.Р. Воспитание добродетели как задача государства в античной философии // Вестник Тюменского госуниверситета. № 3. Право. 2012. С. 250.

5. Платон. Политик, 294 // Собрание соч. в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 4. С. 48.

6. Платон. Законы, 630 // Собрание соч. в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 4. С. 77.

7. Шершеневич Г.Ф. История философии права. М.: Университетская типография, 1906. С. 18, 104.

8. Романовская В.Б. Период Высокого Средневековья в Европе - век инноваций в юридическом образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2013. 2013. № 6. Ч. 1 (3). С. 158-162.

9. См.: Квачадзе О.Б., Романовская В.Б. Влияние канонического права на городскую политико-правовую действительность средневековой Западной Европы // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 1. С. 244-249.

10. Берман Г.Д. Западная традиция права. М., 1998. С. 10.

11. Романовская В.Б. Преступления и грех в каноническом уголовном праве средних веков // Правонарушения и юридическая ответственность по российскому, зарубежному, европейскому и международному праву: история, теория и юридическая

практика. Иваново: Ивановский госуниверситет, 2006. С. 3-9.

12. Романовская В.Б. Гуманитарное образование в Европе. Начало университетов // Гуманитарии в XXI веке / Под общей редакцией проф. З.Х. Сарали-евой: В 2 т. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2013. Т. 1. С. 22-24.

13. Багдесарян В., Сулакшин С. Религиозное и научное познание. М.: Научный эксперт, 2013. С. 127.

14. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладо-мир, 1994. С. 12.

THE EVOLUTION OF THE LAW: FROM SACRALIZATION TO SECULARIZATION V.B. Romanovskaya, L.R Romanovskaya

The article considers the processes of sacralization and secularization that are characteristic of the genesis of law. The influence of these processes on the development of jurisprudence is analyzed. We also explore the relationship between morality and law and modern problems of separation of law from morality.

Keywords: religion and law, morality and law, philosophy of law, sacralization of law, secularism of law, canon law, law education.

References

1. Voci P. Diritto sacro romano in eta arcaica // SDHI. № 19. 1988. P. 39.

2. Kafanov L.L. Lex i jus: vozniknovenie i razvitie rimskogo prava v VIII—III vv. do n.e. M.: Statut, 2006. S. 12, 54.

3. Materialisty Drevnei Gretsii: sobr. tek-stov De-mokrita, Geraklita, Epikura. M., 1955. S. 170-171.

4. Romanovskaia L.R. Vospitanie dobrodeteli kak zadacha gosudarstva v antichnoi filosofii // Vestnik Ti-umenskogo gosuniversiteta. № 3. Pra-vo. 2012. S. 250.

5. Platon. Politik, 294 // Sobranie soch. v 4 t. M.: Mysl', 1994. T. 4. S. 48.

6. Platon. Zakony, 630 // Sobranie soch. v 4 t. M.: Mysl', 1994. T. 4. S. 77.

7. Shershenevich G.F. Istoriia filosofii pra-va. M.: Universitetskaia tipografiia, 1906. S. 18, 104.

8. Romanovskaia V.B. Period Vysokogo Sredneve-kov'ia v Evrope - vek innovatsii v iuridicheskom obrazova-nii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo. N. Novgorod: Izd-vo NNGU im. N.I. Lobache-vskogo. 2013. 2013. № 6. Ch. 1 (3). S. 158-162.

9. Sm.: Kvachadze O.B., Romanovskaia V.B. Vliia-nie kanonicheskogo prava na gorodskuiu politiko-pravovuiu deistvitel'nost' srednevekovoi Zapad-noi Evropy // Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedeme. 2010. № 1. S. 244-249.

10. Berman G.D. Zapadnaia traditsiia prava. M., 1998. S. 10.

11. Romanovskaia V.B. Prestupleniia i grekh v ka-nonicheskom ugolovnom prave srednikh vekov // Pravonarusheniia i iuridicheskaia otvetstvennost' po rossiiskomu, zarubezhnomu, evropeiskomu i mezhdunarodnomu pravu: istoriia, teoriia i iu-ridicheskaia praktika. Ivanovo: Ivanovskii gosuni-versitet, 2006. S. 3-9.

12. Romanovskaia V.B. Gumanitarnoe obrazova-nie v Evrope. Nachalo universitetov // Gumanitarii v XXI veke / Pod obshchei redaktsiei prof. Z.Kh. Saralievoi: V 2 t. N. Novgorod: Izdatel'stvo NISOTs, 2013. T. 1. S. 22-24.

13. Bagdesarian V., Sulakshin S. Religioznoe i nauchnoe poznanie. M.: Nauchnyi ekspert, 2013. S. 127.

14. Grotsii G. O prave voiny i mira. M.: Ladomir, 1994. C. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.