Научная статья на тему 'Религиозное право и личная жизнь человека в западной и восточной традициях (на примере канонического права католической церкви и индусских дхармашастр)'

Религиозное право и личная жизнь человека в западной и восточной традициях (на примере канонического права католической церкви и индусских дхармашастр) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
817
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕХ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ДХАРМАШАСТРЫ / АЧАРА / ВЬЯВАХАРА / РАДЖАДХАРМА / ПРАЯШЧИТТА / ИСКУПЛЕНИЕ / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ / SIN AND CRIME / DHARMASHASTRAS / ACHARA / VIYAVAHARA / RADJADHARMA / PRAYASHCHITTA / EXPIATION / CANON LAW / PERSONAL LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безносова Яна Викторовна, Кондратьева Анна Николаевна, Романовская Вера Борисовна, Федюшкина Арина Игоревна

В настоящей статье рассматриваются проблемы взаимодействия религии и права в западной и восточной правовой традиции. Особое внимание авторы уделяют вопросам регулирования частной и личной жизни индивида в каноническом праве римской католической церкви и индусских дхармашастрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Безносова Яна Викторовна, Кондратьева Анна Николаевна, Романовская Вера Борисовна, Федюшкина Арина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious law and personal life of the individual in the Western and Eastern traditions (on the example of canon law and Hindu dharmashastras)

This article examines the problem of the interaction of religion and law in the Western and Eastern legal traditions. Special attention is paid to the regulation of private and personal life of the individual in the canon law of the Roman catholic church and Hindu dharmashastras.

Текст научной работы на тему «Религиозное право и личная жизнь человека в западной и восточной традициях (на примере канонического права католической церкви и индусских дхармашастр)»

УДК 340.15

Безносова Яна Викторовна Beznosova Yana Victorovna

ассистент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603115, Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4)

assistant of the theory and history of state and law department of the law faculty

Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod (4 Ashhabadskaya st., Nizhny Novgorod, 603115)

E-mail: tigpnngu@yandex.ru

Кондратьева Анна Николаевна

Kondrat'eva Anna Nikolaevna

аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603115, Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4)

postgraduate student of the theory and history of state and law department of the law faculty Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod (4 Ashhabadskaya st., Nizhny Novgorod, 603115) E-mail: tigpnngu@yandex.ru

Романовская Вера Борисовна

Romanovskaya Vera Borisovna

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603115, Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4)

doctor of sciences (law), professor of the theory and history of state and law department of the law faculty Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod (4 Ashhabadskaya st., Nizhny Novgorod, 603115) E-mail: tigpnngu@yandex.ru

Федюшкина Арина Игоревна Fediushkina Arina Igorevna

ассистент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603115, г. Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4)

assistant of the theory and history of state and law department of the law faculty

Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod (4 Ashhabadskaya st., Nizhny Novgorod, 603115)

E-mail: tigpnngu@yandex.ru

Религиозное право и личная жизнь человека в западной и восточной традициях (на примере канонического права католической церкви и индусских дхармашастр)

The religious law and personal life of the individual in the Western and Eastern traditions (on the example of canon law and Hindu dharmashastras)

В настоящей статье рассматриваются проблемы вза- This article examines the problem of the interaction of reli-

имодействия религии и права в западной и восточной gion and law in the Western and Eastern legal traditions. Spe-

правовой традиции. Особое внимание авторы уделяют cial attention is paid to the regulation of private and personal

вопросам регулирования частной и личной жизни индиви- life of the individual in the canon law of the Roman catholic

да в каноническом праве римской католической церкви и church and Hindu dharmashastras. индусских дхармашастрах.

Ключевые слова: грех и преступление, дхармаша- Keywords: sin and crime, dharmashastras, achara, vi-

стры, ачара, вьявахара, раджадхарма, праяшчитта, иску- yavahara, radjadharma, prayashchitta, expiation, canon law,

пление, каноническое право, личная жизнь. personal life.

Современные юридические и философские представления разделяют личную и частную жизнь человека, наполняя ее разным содержанием [1, с. 106]. Право, как известно, регулирует наиболее важные общественные отношения и защищает общественные ценности, и как часть этих фундаментальных ценностей под его воздействие попадают семейные, наследственные и другие отношения, где личная жизнь человека становится объектом правового внимания. Правовое регулирование и той и другой стороны жизни явление очень старое. В любом источнике древнего, античного, ранне- и позднесредневекового права и на Западе и на Востоке обнаруживается сугубое внимание к личной жизни человека. Особенно это касалось брачно-се-мейных и сексуальных отношений [2, с. 96].

В современном мире это положение дел отчасти сохранилось хотя бы потому, что интересы семьи как «ячейки общества» находятся под защитой государства, а вот сугубо личные, не семейные, стороны жизни индивида вышли из-под контроля государства и позитивного права, что привело к разнообразным неожиданным проявлениям, оценить которые однозначно невозможно.

Обращаясь к вопросам средневековой юриспруденции (западной традиции), авторы имеют в виду, прежде всего, каноническое право римской католической церкви. Одной из самых ярких черт западного общества и его отличием от обществ восточного типа было «существование и соревнование внутри одного общества различных юрис-дикций и различных правовых систем» [3, с. 27]. Но именно каноническая правовая система была доминирующей и наиболее разработанной с точки зрения юридической техники и процедурных начал. Связано это было с развитием теологического образования в университетах, сосредоточением лучших умов в различных церковных конгрегациях, с самим особым положением Римской католической церкви в западном мире [4, с. 62]. Не затрагивая манориального, ленного, королевского, торгового, городского права как не входящих в поле настоящего исследования (хотя роль их в европейских государствах была, без сомнения, велика), остановимся лишь на нормах и институтах канонического права. Такое внимание вызвано прежде всего тем, что это право было общим и единым для всех стран христианской Европы. Оно носило общеобязательный характер для всего христианского мира. Каноническое право внедрялось в личную жизнь человека, причем не в его духовную жизнь, что само собой разумелось, а именно в повседневную действительность каждого члена общества. Зарубежные и российские исследователи канонического права отмечают, что в период Средневековья ни одна сторона жизни европейца не оставалась без внимания церкви [5, с. 172]. «Церковь и священники притязали на тотальный контроль над поступками и даже мыслями человека. По их мнению, убеждения, не соответствовавшие общепринятым нормам, не только ставили под угрозу спасение душ тех, кто им

следовал, но и представляли собой опасность для всего остального общества. Иерархи церкви видели свой долг в том, чтобы оберегать все общество и каждого его представителя от совершения безнравственных поступков и неправоверных мыслей, в силу чего в пределах их юрисдикций оказывалось множество греховных деяний человека, в том числе имеющих отношение к торговле, к сексуальным отношениям, гражданским правонарушениям и уголовным преступлениям» [6, с. 108]. В сферу церковной юрисдикции входило не только заключение и расторжение браков, но и установление законнорожденности детей, легитимности тайных браков, осуществление контроля за финансовой и коммерческой деятельностью, установление времени труда и отдыха, выходных дней, условий труда, определение достойного и недостойного труда, контроль над необоснованной праздностью, похороны умершего, распределение его наследства и многое другое. Даже такие, казалось бы, сугубо прагматичные вещи, как торговля продуктами питания тоже находилась под неусыпным оком канонической юриспруденции, так как антимонопольные меры, вопросы определения справедливой цены регулировались церковным правом. Под сильным влиянием канонического права находилось городское право различных европейских городов, регулирующее не только торговые отношения и цены на товары и услуги, запрет ростовщичества, монополизации рынка, но практически всю общественную жизнь города, включая деятельность городских магистратов, договоры, сделки, деликты, преступления и наказания [7, с. 244]. Таким образом, можно констатировать, что христианская религия и каноническое право римской католической церкви играли ключевую роль в формировании поведенческих установок каждого жителя европейских государств и оказывали непосредственное влияние на личную, частную и общественную жизнь людей. И, подчеркнем, главную роль в регулировании этих отношений играли именно правовые нормы.

Иная традиция, которую условно обозначим как восточную в противовес западной не была единой. Регион, относящийся к восточной традиции, весьма широк и многополярен. Можно говорить о юго-восточной, арабской, индусской, православной, буддистской, японской и других религиозно-правовых традициях. К примеру, в исламском мире влияние шариата на жизнь мусульманина было тотальным и абсолютным, а в странах православного христианства это влияние было совершенно особым, поскольку силу воздействия на поведение человека имело не само церковное право как таковое, а именно религиозно-нравственные нормы. Такая особенность наиболее очевидно проявилась в российской православной традиции, где формирование правосознания и мировоззрения происходило под влиянием религии, а не права [8, с. 161].

В индийской традиции проявление влияния религиозных идей было еще активней, чем в странах с православным христианством, а влияние правовых

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 1 (29)

01

предписаний — слабее. Возможно, такое впечатление создается благодаря тесной связи и переплетению этических, нравственных, религиозных и правовых предписаний, что свойственно индуизму в целом. Если рассматривать отдельные религии Индии, входящие в общность под названием «индуизм», то заметим в них крайне незначительную часть норм, которые условно можно назвать правовыми, по крайней мере, в таких направлениях, как джайнизм, вишнуизм, шиваизм. Да и в буддистской юго-восточной Азии, в даосских традициях, в японском синтоизме правовые нормы едва заметны. Соответственно, и влияние религиозного права, если вообще можно так говорить применительно к этому региону, первоначально было минимальным. В современной науке и в западном обществе интерес к восточным религиозно-нравственным практикам в последнее время усилился. То же можно сказать и о России, издревле стоящей на перекрестье Запад — Восток и не отвергающей, но преобразующей в себе и западные и восточные ценности [9, с. 100].

Однако в Индии в период раннего Средневековья и даже раньше появляются дхармашастры — сборники дхарм, то есть правил поведения в разных случаях жизни, как говорится, в типичных жизненных ситуациях, в том числе регулирующие правоотношения, возникающие в результате совершения преступлений.

В России интерес к изучению индусского права, религии, культуры и истории в целом, на протяжении многих лет не ослабевает, а только нарастает. Этому есть свои объяснения, достойные отдельного исследования [10].

В качестве примера остановимся на древнеиндийских дхармашастрах: сборниках дхарм легендарного риши Ману и мудреца Яджнавалкьи [11, с. 13]. В первом источнике, в главе IX мы находим множество норм, касающихся семейных отношений, правил поведения: дхарма женщины, дхарма мужчины, дхарма отца, дхарма семейной пары. Очень актуально звучат «шесть причин падения женщин», а также правила, соблюдение которых гарантирует счастливую семейную жизнь. Второй источник регламентирует главным образом уголовно-правовые отношения, возникающие вследствие совершения греха и/или преступления. Третья глава Дхармашастры Яджнавалкьи так и называется — «Искупление грехов».

Опираясь на указанные правовые памятники, рассмотрим соотношение понятий «грех» и «преступление» как центральные категории, относящиеся к личной жизни индивида. Известный отечественный историк А.М. Самозванцев указывает, что «понятия "греха" и "преступления" в практике древнеиндийского права, строго говоря, не были дифференцированы. Индия в этом отношении не оригинальна» (в европейских государствах раннего Средневековья согласно нормам канонического права «все грехи были преступлением, а преступления — грехом» [3, с. 183]). «Спектр семантических оттенков здесь во многом определялся социальной (культурной) средой, поскольку, чем в большей сте-

пени было ритуализированно поведение человека, тем больше совершенный им деликт приобретал оттенок греховности» [12, с. 111]. В поздневеди-ческой литературе разница между преступным и греховным деянием также оставалась неуловимой. Однако в более поздней традиции указанные терминологические различия становятся довольно ощутимыми, что прослеживается на примере дхар-машастр с их разделами светского (раджадхарма) и религиозного (праяшчитта) права. Для сравнения заметим, что и в каноническом праве римской католической церкви к концу XI века тоже произошло разграничение между грехом и преступлением.

Композиционно большая часть [13, с. 9] древнеиндийских дхармашастр включала в себя три раздела, посвященных, соответственно, религиозным ритуалам (Ächära, или ачара), вопросам судопроизводства (Vyavahära, или вьявахара) и искуплениям (Prayascitta, или праяшчитта).

В разделе вьявахара мы встречаем указание на различные виды преступлений, с которыми царю предписывалось бороться посредством наложения наказания на преступников. Раздел, посвященный искуплениям, содержит в себе перечисление разнообразных категорий грехов и описание искупительных церемоний, в связи с чем материал праяшчитты излагается в терминах ритуального осквернения и очищения от скверны. Вместе с тем, нетрудно заметить, что ряд деяний, признаваемых преступными с точки зрения светского права, одновременно выступает в статусе греховных в праяшчитте дхармашастр, где прописывается очистительная церемония для лиц, совершивших подобные деяния.

В дхармашастрах перечисляются пути, которые ведут человека к грехопадению — это несоблюдение установленного, исполнение порицаемого, невоздержанность чувств (приверженность к мирским утехам) (ДМ, XI. 44; ДЯ, III. 219) [14; 15], а также содержится упоминание о более чем восьмидесяти видах греховных деяний.

По логике дхармашастр, неискупленные при жизни грехи порождали последствия в следующей жизни в виде рождения в теле животного или человека с физическими недостатками, с плохой судьбой, таким образом происходило воздаяние за тяжкие грехи, совершенные в прошлой жизни. Если же деяние было признано преступлением, но не грехом, то наказание налагалось царским судом и не имело последствий в будущей жизни.

И восточная и западная традиция религиозно-философского осмысления жизни человека порождала соответствующие своей концепции нормы, регулирующие личную жизнь человека, его отношения с самим собой, со своими близкими, с окружающими людьми и, конечно, с Богом. Часть этих норм имела нравственно-этический характер, часть — сугубо правовой, а часть норм имела смешанную морально-правовую окраску.

По прошествии тысячелетия правовые религиозные нормы уступили светскому началу, современный «западный мир» — это мир секуляри-

зованного права. Право как фактор силы скорее защищает, чем воспитывает Оно провозглашает права личности, в том числе и на самовыражение, и обеспечивает эти права. Религиозные же нормы скорее воспитывают, чем защищают, они настаивают на соблюдении обязанностей, а не требовании прав. Думается, что проблема влияния правовых и религиозных норм на личность была, есть и будет актуальной. Тысячи лет религия оказывала воздействие на мотивацию поступков человека, под влиянием религиозных установок складывалось его правосознание [16, с. 88]. И сегодня по-прежнему нормы этические (религиозно-нравственные) не утратили своего значения, а продолжают влиять на личную жизнь человека, особенно это ярко проявляется в «восточном» мире, более трепетно относящемся к своим традициям.

Примечания

1. ГоловкинР.Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России: дис. ... д-ра. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.

2. Романовская В.Б., Петикян С.Г. Преступления против брака и семьи в источниках средневекового армянского права // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4 (7).

3. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. Н.Р. Никонова при участии Н.Н. Деевой. 2-е изд. М., 1998.

4. Кондратьева А.Н., Романовская В.Б., Федюшки-на А.И. Становление университетского образования как катализатор развития канонического права в средневековой Европе // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 12.

5. Романовская В.Б., Романовская Л.Р. Религия и право в политической жизни средневековой Европы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 4.

6. Плешков Е.В. Каноническое право средневековой Европы: дис. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002.

7. Квачадзе О.Б., Романовская В.Б. Влияние канонического права на городскую политико-правовую действительность средневековой западной Европы // Правоведение. 2010. № 1.

8. Романовская В.Б. Духовность и правосознание (соотношение феноменов) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2001. № 1.

9. Романовская В.Б. Возрождение ведических знаний об обществе в современном мире // Вестник Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 1 (33).

10. Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии. Инновационные и традиционные черты. М., 2009.

11. Безносова Я.В. Дхармашастры как источник изучения древнеиндийского общества: история и современность // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2 (34).

12. Самозванцев А.М. Проблемы древнеиндийского права // Вестник древней истории. 2001. № 4.

13. Безносова Я.В. Законы Нарады как источник процессуального права Древней Индии // История государства и права. 2014. № 5.

14. Законы Ману / пер. С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным. М., 1992. URL: http:// philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus.html (дата обращения: 21.09.2013).

15. Самозванцев A.M. Книга мудреца Яджнавалкьи. М., 1994.

16. Кумскова С.Н. Религиозное измерение права // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. № 5 (19): в 2-х ч. Ч. II.

Notes

1. Golovkin R.B. Legal and moral regulation of private life in contemporary Russia: dissertation... doctor of legal sciences. Nizhny Novgorod, 2005.

2. Romanovskaya V.B., Petikyan S.G. Crimes against marriage and family in medieval Armenian sources of law // Vector of sciences Togliatti state university. 2011. № 4 (7).

3. Berman H.J. The Western tradition of law: the era of the formation / lane. from English N.R. Nikonov, with the participation of N.N. Deeva. 2nd ed. Moscow, 1998.

4. Kondrat'eva A.N., Romanovskaya V.B., Fedushkina A.I. The development of University education as a catalyst for the development of canon law in medieval Europe // Legal science: history and modernity. 2013. № 12.

5. Romanovskaya V.B., Romanovskaya L.R. Religion and law in the political life of medieval Europe // Bulletin of Kostroma state university N.A. Nekrasov. 2014. Vol. 20. № 4.

6. PleshkovE.V. Canon law of medieval Europe: dissertation... candidate of legal sciences. Stavropol, 2002.

7. Kvachadze O.B., Romanovskaya V.B. The influence of canon law on urban political and legal reality of medieval Western Europe // Jurisprudence. 2010. № 1.

8. Romanovskaya V. B. Spirituality and legal consciousness (the correlation of phenomenons) // Bulletin of Nizhny Novgorod state university. Series: Right. 2001. № 1.

9. Romanovskaya V.B. The Revival ofVedic knowledge about the society in the modern world // Bulletin of Nizhny Novgorod state university. Series: Social sciences. 2014. № 1 (33).

10. Krasheninnikova N.A. The Legal culture of modern India. Innovative and traditional features. Moscow, 2009.

11. Beznosova Ya.V. Dharmasastras as a source of the study of ancient Indian society: past and present // Bulletin of Nizhny Novgorod state university. Series: Social sciences. 2014. № 2 (34).

12. SamozvantzevA.M. Problems of ancient Indian law // Bulletin of ancient history. 2001. № 4.

13. Beznosova Ya.V. The Narada's laws as a source of procedural law of Ancient India // History of state and law. 2014. № 5.

14. The laws of Manu / translation by C.D. Simanovich, checked and corrected by F. Il'in. Moscow, 1992. URL: http:// philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus.html (accessed on: 21.09.2013).

15. Samozvantzev A.M. The sage Iajnavalkya's book. Moscow, 1994.

16. Kumskova S.N. The religious dimension of law // Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice. Tambov, 2012. № 5 (19): in 2 p. P. II.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 1 (29)

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.