Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ РАЗРАБОТОК СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ РАЗРАБОТОК СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIALIZATION OF CHILDREN / INTEGRATION / PRACTICE-ORIENTED INTEGRATION MODELS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AND ADDITIONAL EDUCATION / GENERAL AND EXTRACURRICULAR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воровщиков Сергей Георгиевич

Представлены и кратко охарактеризованы этапы эволюции практико-ориентированных разработок социализации детей в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей. Исследование осуществлялось на основе теории социального партнерства, концепции интеграции общего и дополнительного образования. Установлены три основных этапа эволюции практико-ориентированных разработок социализации детей в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей. Характеристика основных этапов эволюции осуществлялась посредством представления основных моделей интеграции, ключевых нормативных документов. Было установлено, что ключевым ресурсом интеграции общего и дополнительного образования является идеологическое, содержательное и организационное единство ключевых компонентов образовательного процесса в школе. Интеграция внеурочной деятельности и развивающих программ дополнительного образования создает благоприятные условия более полной самореализации учащихся. Современная школа нуждается в целостном проекте инструментально оснащенного учебно-методического обеспечения объединения дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся при социализации школьников. Одним из возможных механизмов объединения дополнительного и общего образования при социализации школьников может быть формирование, обсуждение и утверждение образовательной программы уровней общего образования общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воровщиков Сергей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF PRACTICAL-ORIENTED DEVELOPMENT OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN CONDITIONS OF INTEGRATION OF GENERAL AND EXTRACURRICULAR EDUCATION OF CHILDREN

We presented and briefly described stages of evolution of practical-oriented development of socialization of children in conditions of integration of general and extracurricular education of children. The study bases on the theory of social partnership, the concept of integration of general and extracurricular education. We established three main stages of evolution of practical-oriented development of socialization of children in conditions of integration of general and extracurricular education of children. We described the main stages of evolution by presenting the main models of integration, key regulatory documents. We found that the key resource for integrating general and complementary education is the ideological, substantive and organizational unity of key components of the educational process in the school. The integration of extra-time activities and the development of extracurricular education programmes creates favourable conditions for the fuller self-realization of students. A modern school needs a holistic project of instrumentally equipped educational and methodological support for combining extracurricular education and out-of-hours activities of students during the socialization of schoolchildren. One of the possible mechanisms for combining extracurricular and general education in the socialization of schoolchildren may be the formation, discussion and approval of an educational program of general education levels of a general education organization.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ РАЗРАБОТОК СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

ДЕТСКИЙ САД ШКОЛА ВУЗ

УДК 37.061

DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-50-56

Поступила в редакцию / Received 22.07.2020 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 15.09.2020 Принята к публикации / Accepted 14.10.2020

Эволюция практико-ориентированных разработок социализации детей в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей

Воровщиков Сергей Георгиевич

ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, г. Москва, Российская Федерация, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5233-5182, e-mail: [email protected]

Аннотация. Представлены и кратко охарактеризованы этапы эволюции практико-ориентированных разработок социализации детей в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей. Исследование осуществлялось на основе теории социального партнерства, концепции интеграции общего и дополнительного образования. Установлены три основных этапа эволюции практико-ориентированных разработок социализации детей в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей. Характеристика основных этапов эволюции осуществлялась посредством представления основных моделей интеграции, ключевых нормативных документов. Было установлено, что ключевым ресурсом интеграции общего и дополнительного образования является идеологическое, содержательное и организационное единство ключевых компонентов образовательного процесса в школе. Интеграция внеурочной деятельности и развивающих программ дополнительного образования создает благоприятные условия более полной самореализации учащихся. Современная школа нуждается в целостном проекте инструментально оснащенного учебно-методического обеспечения объединения дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся при социализации школьников. Одним из возможных механизмов объединения дополнительного и общего образования при социализации школьников может быть формирование, обсуждение и утверждение образовательной программы уровней общего образования общеобразовательной организации. Ключевые слова: социализация детей; интеграция; практико-ориентированные модели интеграции; внеучебная деятельность и дополнительное образование; общее и дополнительное образование

Благодарности: Статья написана в соответствии с выполнением госработы «Социализация детей, подростков и юношества на основе социокультурных ресурсов г. Москвы», проводимой в рамках госзадания ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» на 2019-2020 учебный год.

Для цитирования: Воровщиков С.Г. Эволюция практико-ориентированных разработок социализации детей в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 3 (45). С. 50-56. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-50-56

© Воровщиков С.Г., 2020

Evolution of practical-oriented development of socialization of children in conditions of integration of general and extracurricular education of children

Sergey G. Vorovshchikov

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvenny Dr., Moscow 129226, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5233-5182, e-mail: [email protected]

Abstract. We presented and briefly described stages of evolution of practical-oriented development of socialization of children in conditions of integration of general and extracurricular education of children. The study bases on the theory of social partnership, the concept of integration of general and extracurricular education. We established three main stages of evolution of practical-oriented development of socialization of children in conditions of integration of general and extracurricular education of children. We described the main stages of evolution by presenting the main models of integration, key regulatory documents. We found that the key resource for integrating general and complementary education is the ideological, substantive and organizational unity of key components of the educational process in the school. The integration of extra-time activities and the development of extracurricular education programmes creates favourable conditions for the fuller self-realization of students. A modern school needs a holistic project of instrumentally equipped educational and methodological support for combining extracurricular education and out-of-hours activities of students during the socialization of schoolchildren. One of the possible mechanisms for combining extracurricular and general education in the socialization of schoolchildren may be the formation, discussion and approval of an educational program of general education levels of a general education organization.

Keywords: socialization of children; integration; practice-oriented integration models; extracurricular activities and additional education; general and extracurricular education

Acknowledgments: The article was written in accordance with the implementation of the state work "Socialization of children, adolescents and youth based on the socio-cultural resources of Moscow", conducted as part of the state assignment of the Moscow City University for the 2019-2020 academic year

For citation: Vorovshchikov S.G. Evolyutsiya praktiko-orientirovannykh razrabotok sotsializatsii detej v usloviyakh integratsii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Evolution of practical-oriented development of socialization of children in conditions of integration of general and extracurricular education of children]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 3 (45), pp. 50-56. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-50-56 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Одним из перспективных направлений позитивной социализации детей и подростков является вовлечение подрастающего поколения в различные сферы деятельности в условиях интеграция общего и дополнительного образования [1]. Именно интеграция дидактико-методических и организационных ресурсов урочной, внеурочной деятельностей и дополнительного образования позволит в полной мере самореализоваться школьникам в художественно-эстетической, игровой, коммуникативной, познавательной и исследовательской деятельности, волонтерстве, техническом конструировании и т. д.

С первых лет деятельности новой российской системы образования высоко оценивалась роль дополнительного образования в

воспитании и социализации детей, подростков и юношества, подчеркивалась необходимость его объединения: «Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», «зона ближайшего развития образования в России»1. Данное

1 Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразо-

утверждение методических рекомендаций 2002 г. в дальнейшем получает свое развитие во всех ведомственных и межведомственных документах федерального и регионального уровней, определяющих деятельность отечественной системы дополнительного образования детей. Эти стратегические документы, создаваемые с учетом социально-политических и гуманитарных процессов, которые происходят в системе образования и общественной жизни столицы и России в целом, во многом обусловили как успехи, так и проблемы создания, теоретического обоснования и внедрения в практику конкретных моделей социализации детей, подростков и юношества интеграции общего и дополнительного образования.

В связи с этим можно условно выделить в современной истории отечественного образования три этапа создания и реализации практико-ориентированных разработок социализации детей в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования [2; 3].

1 этап (конец 90-ых гг. XIX в. - 2009 г.). Создание и реализация моделей интеграции в этот период обусловлены, прежде всего, определением специфики дополнительного образования в статье 26 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании». Также ключевую роль в этом сыграли письма с методическими рекомендациями2. Данный период характеризуется неполной законодательной базой.

Анализ многочисленных публикаций, посвященных представлению практического опыта интеграции общего и дополнительного образования [4-7], позволяет установить несколько вариантов моделей. Так, например, директор МБОУ ДОД «Инжавинский РЦДО «Радуга» Т.В. Трухина предложила следующий вариант перечня моделей интеграции, который во многом даже текстуально совпа-

вательных учреждениях: письмо Минобразования РФ от 11.06.2002 № 30-51-433/16. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

2 Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях: письмо Минобразования РФ от

11.06.2002 г. № 30-51-433/16. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»; О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей: письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

дает с положениями представленных выше методических рекомендаций.

I. Модель предметно-кружковой деятельности, которую реализуют как учителя, так и педагоги дополнительного образования.

II. Модель культурно-досуговой деятельности, обладающей более высоким уровнем целостности и включающей перспективные формы работы детско-взрослой общности (ассоциации, «экспедиции», хобби-центры и т. п.).

III. Модель, разработанная исходя из общей совместной программы деятельности школы с одним или несколькими организациями дополнительного образования детей.

IV. Модель интеграции - сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования, интегрирующего репутационные, кадровые, программно-методические, материально-технические ресурсы для эффективной реализации единой образовательной программы.

Таким образом, анализ существующей к тому времени (2002 г.) практики реализации дополнительного образования детей в школе позволил сделать в методических рекомендациях следующий вывод: «Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнительного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровни развития» [8]. Наиболее типичными моделями интеграции общего и дополнительного образования, созданными и реализованными в данный период, являются: модель интеграции как средство достижения качества образования [5], базовая структурно-функциональная модель эффективного управления интеграционными процессами в едином культурно-образовательном пространстве данного поселка [4].

Можно сделать вывод, что интеграция дополнительного и общего образования детей начала осуществляться задолго до введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Интеграция реализовывалась и в ценностно-целевых, и в содержательных, и в организационных, и в учебно-методических аспектах, осуществлялась системно в сетевом формате, а также эпизодически локально

на уровне сотрудничества близко расположенных образовательных организаций.

2 этап (2009-2014 гг.). Именно в этом период происходит разработка и внедрение в практику ФГОС ОО. В штатное расписание школ вводится должность заместителя директора по дополнительному образованию, деятельность которого «направлена на интеграцию основного и дополнительного образования детей, взаимодействие учителей-предметников и руководителей кружков, секций, объединений, организацию совместной методической работы (создание педагогических мастерских, методических советов, дискуссионных клубов, семинаров и др.)»3. Таким образом, в дополнительное образование школьников включается весь управленческий и педагогический коллектив: от директора школы и его заместителей, классных руководителей, учителей-предметников до социальных работников, школьных психологов и, конечно, педагогов дополнительного образования. Практикой была доказана необходимость соблюдать в школе следующие организационные условия: изучить социокультурную среду общеобразовательной организации; установить интересы школьников и потребности семьи в дополнительном образовании; актуализировать сложившиеся социально-педагогические традиции; выяснить материально-технические, программно-методические и кадровые ресурсы школы; акцентировать внимание на деятельность разнопрофильного детского объединения дополнительного образования, проводящего деятельность комплексного характера; сопровождать улучшение содержания и уровня подготовки массовых акций оперативным получением полной информации о перспективах включения школьников в разноплановую деятельность организаций дополнительного образования, предоставлением возможности координировать совместные планы работы; учитывать ресурсы школы и организаций дополнительного образования.

Характерными чертами практико-ориен-тированных моделей являются способы интеграции внеучебной деятельности и разви-

3 Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях: письмо Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

вающих программ дополнительного образования. Наиболее типичными моделями социализации детей в условиях интеграции общего и дополнительно образования, созданными и реализованными в данный период, являются: модель развития личности обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования [9], модель школы, базирующейся на принципе полноты образования [10].

3 этап (2014 - настоящее время). Начало данного периода обусловлено началом реализации федеральной концепции развития дополнительного образования детей: «Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую актив-ность»4. Учитывая стартовый этап реализации этой концепции, можно утверждать, что она только начинает находить воплощение в разрабатываемых в настоящее время моделях социализации детей.

Выполнение кадровых условий предусматривает, прежде всего, развитие профессиональных знаний и умений, которое может осуществляться как в рамках курсов повышения квалификации, так и в границах научно-методической работы внутри школы или организации дополнительного образования. С нашей точки зрения, именно внутришко-льная научно-методическая работа, предполагающая вовлечение педагогов в решение реальных проблем образовательного процесса, является наиболее эффективным направлением деятельностного повышения профессиональной компетентности. В границах данного направления возможно взаимное посещение занятий, проведение и самоанализ открытых мероприятий, участие педагогов в профессиональных конкурсах педагогов дополнительного образования, вовлечение педагогов в написание статей для педагогических сборников, журналов и т. п. [11-13].

Психологические условия предполагают создание благоприятного климата, акценти-

4 Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства РФ 04.09.2014 г. № 1726-р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

рование руководителями школы важности дополнительного образования, необходимости развития внутришкольной системы, моральное и материальное стимулирование педагогов дополнительного образования наряду с учителями.

Программно-методическое условие является ключевым ресурсом развития внут-ришкольной системы дополнительного образования детей и ее интеграции с общим образованием. Обязательным требованием становится не только разовое формулирование, но и постоянная корректировка цели и задач творческих объединений с учетом общей стратегии развития общеобразовательной организации, ключевых социально-педагогических принципов образовательного процесса. Очевидно, что разработка программ дополнительного образования подразумевает знание содержания близких учебных дисциплин.

Наиболее типичными моделями социализации детей в условиях интеграции общего и дополнительно образования, созданными и реализованными в данный период, являются: комплексный проект, модель интеграции в работе с одаренными детьми.

Развитие законодательной и нормативно-правовой базы, теоретических исследований и практических разработок социализации детей осуществляется постепенно на основе преемственности. Современная школа нуждается в целостном проекте инструментально оснащенного учебно-методического обеспечения объединения дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся при социализации школьников. Ключевым фактором интеграции общего и дополнительного образования должно стать идеологическое, содержательное и организационное

единство ключевых элементов образовательного процесса в школе.

Успехи интеграции дополнительного и общего образования могут способствовать достижению следующих результатов: высокий уровень целостности образовательной системы школы во всем ее многообразии; гармонизация развивающейся стабильности и стабильного развития; эмоционально-образная компетентность школьников и развитие духовно-нравственных качеств; соединение императивно присущего консерватизма системы образования и инновационных социально-педагогических идей, образовательных технологий; сохранение позитивных традиций и поиск новых векторов развития школьного коллектива; сохранение высокоэффективных педагогов дополнительного образования и вовлечение перспективных педагогически-ориентированных сотрудников из сфер здравоохранения, культуры, высшего образования, науки, производства, правопорядка, представителей общественных волонтерских и ветеранских организаций.

Одним из возможных ресурсов объединения дополнительного и общего образования при социализации школьников может быть формирование, обсуждение и утверждение образовательной программы уровней общего образования общеобразовательной организации. К сожалению, до сих пор отсутствует на федеральном уровне определение целостного состава и структуры образовательной программы общеобразовательного учреждения. Это объясняется тем, что стандарты разрабатывались и внедрялись последовательно по ступеням общего образования, поэтому и структура основной программы определялась отдельно для каждого уровня общего образования, а не для всего образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: Национальный книжный центр, 2015. 127 с.

2. Арасланова А.А., Воровщиков С.Г. Генезис института социального партнерства как идеологии и технологии согласования взаимовыгодного взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2020. № 1. С. 17-22.

3. Кипа К.А., Иванова Н.М. Модель интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования как средство повышения нового качества образования. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008. 78 с.

4. Журбина Т.А. Интеграция общего и дополнительного образования в новых социально-экономических условиях. URL: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/12/ 05/integratsiya-obshchego-i-dopolnitelnogo (дата обращения: 30.05.2020).

5. Лапковская С.А. Интеграции общего и дополнительного образования детей // Воспитание и дополнительное образование. 2007. № 3 (июль-сентябрь). URL: http://www.sibvido.ru/old/03-07/table.html (дата обращения: 30.05.2020).

6. Орчакова Л.Г., Козловская Г.Е. Интеграция основного и дополнительного образования: ресурс организации проектной и исследовательской деятельности школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020. № 3 (72). С. 61-68.

7. Рыбакова Т.С. Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одаренными детьми. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/03/30/integratsiya-obshchego-i-dopolnitelnogo (дата обращения: 30.05.2020).

8. Воровщиков С.Г., Данилова Т.Н. Интеграции общего и дополнительного образования детей: подходы к формированию концептуальных основ // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 25-31.

9. Титова Е.А. Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума. URL: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/11/25/tezisy-vystupleniya-na-sektsii-integratsiya-obshchego-i (дата обращения: 30.05.2020).

10. Фролова П.В. Инновационный проект как основа взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях интеграции. URL: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library-/2013/03/05/innovatsionnyy-proekt-kak-osnova-vzaimodeystviya (дата обращения: 30.05.2020).

11. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Образовательно-производственное партнерство как новая форма организации основного высшего и дополнительного профессионального образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 5. С. 115-122.

12. Vorovshchikov S., Artamonova E., Speshneva Ch., Sabiyeva F., Urazalieva R. Designing the intraschool system of meta-subject education // Espacios. Revista. 2019. Vol. 40. № 12. Р. 25.

13. Vorovshchikov S.G., Lyubchenko O.A., Shakhmanova A.Sh., Marinyuk A.A., BoldL. Networking of educational organizations of general and higher education: infrastructure project // Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks. International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2020. Р. 3015.

REFERENCES

1. Savenkov A.I. Razvitiye emotsional'nogo intellekta i sotsial'noj kompetentnosti u detej [Development of Emotional Intelligence and Social Competence in Children]. Moscow: National Book Center, 2015. 127 p. (In Russian).

2. Araslanova A.A., Vorovshchikov S.G. Genezis instituta sotsial'nogo partnerstva kak ideologii i tekhnologii soglasovaniya vzaimovygodnogo vzaimodejstviya [The genesis of the Institute of Social Partnership as an ideology and technology for coordinating mutually beneficial interaction]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. - Pedagogical Education and Science. 2020, no. 1, pp. 17-22. (In Russian).

3. Kipa K.A., Ivanova N.M. Model' integratsii doshkol'nogo, obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya kak sredstvo povysheniya novogo kachestva obrazovaniya [Model of Integration of Preschool, General and Supplementary Education as a Means of Improving the New Quality of Education]. Novosibirsk: NISDiREW Publ., 2008. 78 p. (In Russian).

4. Zhurbina T.A. Integratsiya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v novykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh [Integration of general and supplementary education in the new socio-economic environment]. (In Russian). Available at: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/12/05/ integratsiya-obshche-go-i-dopolnitelnogo (accessed: 30.05.2020).

5. Lapkovskaya S.A. Integratsii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Integration of general and supplementary education of children]. Vospitaniye i dopolnitel'noye obrazovaniye. - Upbringing and Supplementary Education. 2007, no. 3 (July-September). (In Russian). Available at: http://www.sibvido.ru/old/03-07/table.html (accessed: 30.05.2020).

6. Orchakova L.G., Kozlovskaya G.E. Integratsiya osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya: resurs organizatsii proektnoj i issledovatel'skoj deyatel'nosti shkol'nikov [Integration of basic and additional education: resource of organization of project and research activities of schoolchildren]. Munitsipal'noye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment. - Municipality: Innovations and Experiment. 2020, no. 3 (72), pp. 61-68. (In Russian).

7. Rybakova T.S. Integratsiya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v rabote s odarennymi det'mi [Integration of general and supplementary education in the work with gifted children]. (In Russian). Available at: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/03/30/integratsiya-obshchego-i-dopolnitel-nogo (accessed: 30.05.2020).

8. Vorovshchikov S.G., Danilova T.N. Integratsii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: podkhody k formirovaniyu kontseptual'nykh osnov [Integration of general and supplementary education of children: approaches to the formation of conceptual foundations]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. - Pedagogical Education and Science. 2017, no. 1, pp. 25-31. (In Russian).

9. Titova E.A. Kompleksnyj proekt kak integratsiya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyakh zamknutogo sotsiuma [Integrated project as integration of general and additional education in a closed society]. (In Russian). Available at: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/11/25/tezisy-vystupleniya-na-sektsii-integratsiya-obshchego-i (accessed: 30.05.2020).

10. Frolova P.V. Innovatsionnyj proekt kak osnova vzaimodejstviya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyakh integratsii [Innovation project as the basis of interaction of general and additional education in conditions of integration]. (In Russian). Available at: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library-/2013/03/05/innovatsionnyy-proekt-kak-osnova-vzaimodeystviya (accessed: 30.05.2020).

11. Tat'yanchenko D.V., Vorovshchikov S.G. Obrazovatel'no-proizvodstvennoye partnerstvo kak novaya forma organizatsii osnovnogo vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Educational and production partnership as a new form of organization of basic higher and additional vocational education]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. - Pedagogical Education and Science. 2015, no. 5, pp. 115-122. (In Russian).

12. Vorovshchikov S., Artamonova E., Speshneva Ch., Sabiyeva F., Urazalieva R. Designing the intraschool system of meta-subject education. Espacios. Revista. 2019. Vol. 40. № 12. P. 25.

13. Vorovshchikov S.G., Lyubchenko O.A., Shakhmanova A.Sh., Marinyuk A.A., Bold L. Networking of educational organizations of general and higher education: infrastructure project. Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks. International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2020. P. 3015.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Воровщиков Сергей Георгиевич - доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5233-5182 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ педагогического опыта, написание и оформление статьи.

Sergey G. Vorovshchikov - Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5233-5182 Contribution: general concept of the article, analysis of pedagogical experience, writing and design of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.