Научная статья на тему 'Эволюция понятия «Информационная свобода» в постиндустриальном обществе'

Эволюция понятия «Информационная свобода» в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
382
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Слуцкий П. А.

В статье анализируется эволюция понятия информационной свободы, описывается современное состояние поля исследования вопроса, рассматривается традиционное социальное и политическое содержание понятия информационной свободы. В результате делается вывод о том, что развитие постиндустриального общества и интенсификация информа­ционных потоков актуализируют вопросы, связанные с правами и свободами человека в отношении информации. Соци­альный прогресс и технологические перемены требуют пересмотра существующего подхода к понятию информационной свободы. Выдвигается предположение, что современное понимание информационной свободы должно быть основно на общих принципах недопустимости насилия и ограничения свобод индивида правами других лиц. То есть информацион­ный обмен между двумя социальными субъектами можно считать свободным только в том случае, если он происходит по обоюдному согласию всех вовлеченных сторон, включая не только отправителя, но и получателя сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the term information freedom in host-industrial society

The article analyses evolution of the term «information freedom», describing contemporary condition of the research field on the subject, looking at the traditional social and political meaning of information freedom. The conclusion made assumes that development of the post-industrial society and intensification of information flows actualise the issues of human rights and freedoms concerning information. Social progress and technological advancements demand reassessment of current approaches towards understanding the freedom of information exchange. The assumption is made that modern definition of information freedom should upon the general principle of limiting one's freedoms by the freedoms of others. Therefore the information exchange can be free only when it is performed upon mutual agreement of all the parties involved, including not only the sender, but also the receiver of the message.

Текст научной работы на тему «Эволюция понятия «Информационная свобода» в постиндустриальном обществе»

Сер. 9. 2007. Вып. 2. Ч. П

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

П.А. Слуцкий

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ СВОБОДА» В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

В этой статье мы рассмотрим вопросы терминологии, связанные с понятием информационной свободы. Для этого нам будет необходимо проанализировать традиционный подход к определению понятия «информационная свобода» и смежных с ним понятий, таких как «свобода слова» и «свобода печати», а также рассмотреть современные подходы к этому вопросу.

Общепринятое сегодня понимание коммуникации как к двухстороннего процесса породило дискуссию о необходимости пересмотра терминологического аппарата и появлению новых определений информационной свободы, а также возникновению понятия информационного насилия. Этот вопрос приобретает особое значение в условиях постиндустриального общества. В определенном смысле можно говорить о том, что именно информационная революция сделала возможной саму постановку вопроса о необходимости пересмотра понятия информационной свободы и возникновении понятия информационного насилия. Поскольку постиндустриальная экономика предполагает приоритет сектора услуг в структуре общественного производства, а также преобладание интеллектуально-информационной сферы в экономической деятельности, такой сектор производства, как информация, приобретает особый статус1. Так называемая информационная парадигма определяет все процессы в современном обществе: накопление знаний, экономическую активность, реализацию всех видов власти и межкультурную коммуникацию2. И в частности, мировая информационная парадигма является основной составляющей процесса формирования нового подхода к пониманию экономического и политического смысла понятий информационной свободы.

Для начала необходимо уточнить содержание рассматриваемых нами понятий «информационная свобода», «информационное право» и «информационное насилие». Несмотря на кажущуюся ясность этого понятия, термин «свобода слова» используется слишком часто. Это приводит к трудностям в его употреблении в любом новом контексте. Тем не менее, как отмечеает Д. МакКуэйл, это понятие «является «центральным для любой теории общественных коммуникаций»3, и нам представляется чрезвычайно важным определить место информационной свободы в системе прав и свобод личности в современном обществе.

Для того, чтобы сделать вывод о необходимости пересмотра терминологического аппарата, касающегося вопроса информационной свободы, рассмотрим для начала вопрос о генезисе термина и смысле, которым этот термин традиционно наполняется.

Право на информационную свободу генетически связано с концепцией так называемых естественных прав человека. Она имеет глубокую историю и прошла сложный путь эволюции. Первоначально, в эпоху антифеодальных европейских революций, под «свободой слова» понималась возможность публично высказывать свою точку зрения, не опасаясь преследований и репрессий. Позднее понятие «свободы слова» расширилось, и в него стали

© П.А. Слуцкий, 2007

включать «свободу печати», включившую в себя и право сбора и обнародования любой информации, если только она не составляет государственную или коммерческую тайну, а также не посягает на тайну личной жизни граждан. Одним из центральных предметов дискуссий стала именно свобода печати. Карл Бекер в одной из своих поздних работ пишет, что «демократическая доктрина свободы слова и прессы, независимо от того, воспринимаем мы ее как естественное и неотъемлемое право или нет, основывается на некоторых предположениях. Одно из них состоит в том, что люди хотят знать правду, и в случае предоставления им таковой будут ей руководствоваться. Другое предположение состоит в том, что единственным способом достижения правды в долгосрочной перспективе является свободная конкуренция мнений на открытом рынке. Третьим предположением можно назвать то, что поскольку люди очевидным образом обладают разными мнениям, каждый человек должен получить возможность стремиться к свободному выражению своего мнения, при условии, что он предоставляет аналогичное право другим. И последним предположением является то, что из подобного рода общей толерантности и сравнения различных точек зрения появится та, которая представляется наиболее рациональной, и именно она и будет считаться общепринятой»4.

К классической работе по теории журналистике «Четыре теории прессы» Ф. Сиберт отмечает связь идеи свободы печати с либертарианской теорией прессы, согласно которой «пресса не является инструментом правительства, но скорее устройством для предоставления свидетельств и аргументов на основе которых люди могут контролировать правительство и принимать решения относительно его политики. Таким образом, пресса должна быть свободна от правительственного контроля и влияния в императивном порядке... меньшинство, так же как и большинство, слабые, так же как и сильные, должны иметь доступ к прессе. Это и есть та теория прессы, которая записана в нашем Билле о правах»5. Другая описанная Сибертом модель прессы - социально-ответственная - не отменяет ценности свободы слова, а напротив, увеличивает ее путем присвоения ей ответственности: «власть и почти монополистичное положение прессы накладывает на нее обязательство быть социально ответственной, следить за тем, чтобы все стороны были одинаково представлены и что обществу предоставлено достаточно информации для принятия решения»6.

Сегодня все страны, исповедующие демократические пути развития государства и общества, придают большое значение правовой регламентации взаимоотношений государства и общества по поводу соблюдения норм защиты прав и свобод человека иметь собственное мнение, свободно получать и распространять информацию7.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в традиционном для теории журналистики и политологии смысле понятия свободы слова и свободы прессы отождествляются. Свобода слова - право человека свободно выражать свои мысли) рассматривается как одна из важнейших гражданских свобод. Традиционное понимание свободы слова включает свободу выражения как в устной, так и в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации); и в меньшей степени относится к политической и социальной рекламе (пропаганде).

В сочетании с демократическими процедурами, обеспечивающими подотчетность правительства перед избирателями, свобода слова становится одним из важнейших инструментов защиты всех прав человека. Как отмечал Карл Поппер8, она также играет «ключевую роль в обеспечении стабильности либеральной демократии, поскольку делает возможным подстройку работы правительства и даже политической системы в целом под объективные потребности общества».

Тем не менее, как мы уже говорили ранее, развитие информационных технологий и новое место, которое занимает информация в современном обществе, интенсификация взаимоотношений человека и информации заново ставят вопрос о том, что же такое информационная свобода.

Несмотря на то что понятия свободы слова, свободы прессы и информационных прав граждан достаточно подробны описаны в рамках современной теории журналистики9, к рубежу столетий ряд исследователей обращается к этой теме и пытается рассмотреть ее с новых позиций. Существенный вклад в развитии идеи свободного информационного обмена внесла американская исследовательница права Джули Коэн. В своей работе «Информационные права и интеллектуальная свобода» она отмечает необходимость учета направленности информационных потоков в анализе понятия информационной свободы. «Информационная свобода касается независимости принимаемых индивидами решений относительно выбора информации, мыслей и выражения... .Свобода требует достаточного уровня независимости индивида в отношении информации, которая течет к нему, от него или о нем... Отсутствие цензуры со стороны государства - это необходимое, но недостаточное условие информационной и интеллектуальной свободы... Развитие информационной свободы требует пересмотра законодательных категорий и терминов, которые используются в информационном праве и политике, и новое определение этих терминов должно способствовать одновременно расширению доступа к информации и большей информационной защите индивидов»10.

Далее Коэн пишет о том, правильное «...решение лежит частично в создание правовых норм, которые бы сохраняли достаточно пространства, «свободного места», для сознательного выбора и использования предмета первой необходимости в процессе социального конструирования - информации»11.

Отметим, что Коэн подчеркивает важность пересмотра категориального аппарата, используемого при рассмотрении всего спектра вопросов, связанных с информационной свободой. С чего можно начать подобный пересмотр? Очевидно, нужно вернуться к общим для современного общества понятиям прав и свобод.

Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. «Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения»12.

Права человека-это права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Права человека принадлежат ему от рождения и не зависят от того, в каком государстве он живет, какую политическую систему имеет это государство. Общепризнанные права человека изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. В ст. 1 Декларации сказано: «Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в дух братства»13. Современное понимание прав и свобод человека основано на ограничении насилия над человеком со стороны других людей и общества в целом. Своими корнями этот принцип уходит в первый категорический императив Канта: «.. .поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Согласно этому принципу, осуществление прав и свобод человека не должно нарушать

права и свободы других лиц, и свобода одного не может быть основанием для насилия над другими.

Свобода слова и информации также относятся к числу тех прав, которые не бывают абсолютными, - принято ограничивать ее определенными рамками, исключениями, частными запретами14. Рассматривая этот вопрос публицист, А. Столяров пишет, что «свобода передвижения не является основанием для произвольного вторжения в чужое жилище, свобода вероисповедания не дает права проводить человеческие жертвоприношения, а свобода сексуальных отношений не может оправдать изнасилования»15.

Для того чтобы понять, каким образом это фундаментальное правило можно применить к процессу передачи информации, необходимо привести определение процесса коммуникации: «коммуникация - это эффективное синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) информации, имеющей смысл для обоих субъектов (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме)»16. В социальном отношении, которое называется социальной коммуникацией, в простейшем случае участвуют два социальных субъекта - индивида, социальных общности, социальных института, социальных организации. Один субъект выступает в качестве источника сообщения (коммуникатора), второй - в качестве его получателя (коммуниканта). То есть в акте коммуникации, в процессе передачи информации, участвует как минимум две стороны - передающая и получающая.

Исходя из этого определения логично предположить, что для того чтобы обеспечить свободный информационный обмен, недостаточно просто обеспечить свободу слова. Свобода слова, обеспечивает гарантии информационной свободы только одного из субъектов коммуникации - отправителю сообщения. В то же время, для осуществления свободного информационного обмена нужно нечто большее. Нужно учесть еще и интересы получателя сообщения.

Руководствуясь принципом отсутствия насилия, или, иначе говоря, принципом доброй воли всех участвующих сторон, мы приходим к следующему пониманию понятия свободы слова (или, говоря точнее, свободы информационного обмена): информационный обмен между двумя социальными субъектами можно считать свободным только в том случае, если он происходит по обоюдному согласию сторон. Таким образом, для осуществления коммуникативного акта на основании принципа свободного информационного обмена необходимо соблюдение двух принципиальных условий: отправитель сообщения, обладающий информацией, должен быть согласен эту информацию передать, а получатель должен быть согласен информацию получить. Только в этом случае может и должен состояться свободный информационный обмен, которому не должны мешать действия каких-либо третьих лиц, в частности, государства. В том случае, если не имеется согласие получателя информации на осуществление коммуникации, говорить о свободном информационном обмене мы не можем.

Подобного рода точка зрения в разных формах присутствует в Интернете на форумах киберанархистов; свою лепту в формирование этого взгляда внесли такие культовые идеологи современного Интернета, как Перри Барлоу, Мэтью Рейнольде, Д. Гилмор, М. МакКуллах, и ряд других17. Из отечественных авторов необходимо отметить сетевые публикации А. Столярова18. Их работы, анализирующие вопросы авторско-правового законодательства в условиях информационного общества, оказали существенное влияние на развитие дискурса о переформулировки термина информационная свобода.

Итак, мы рассмотрели различные терминологические подходы к понятию свободы слова и информационных прав личности. В результате анализа понятийного аппарата, разработанного современной политологией и теорией журналистики, мы убедились в необходимости пересмотра существующих подходов к вопросу и предложили собственную формулировку современного свободного информационного обмена, по которой согласно общему принципу необходимости ограничения свобод невозможностью нарушения свобод других, свободный информационный обмен между двумя социальными субъектами можно считать свободным только в том случае, если он происходит по обоюдному согласию сторон.

1 Тарабанов А.Э. Современная медиаэкономика: Метод. Указания. СПб., 2005. С. 27.

2 Кастельс Мануэль. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.

3 McQuail D. Mass Communication Theory. London, 1996. P. 16.

4 Becker Carl L. Progress and Power. New York, 1949. P. 33.

5 Siebert F.S., Peterson Т., Schramm W. Four Theoriws of the Press. University of Illinois Press. 1963. P. 4.

6 Ibid. P. 5.

7 Баконин АД Право СМИ: Курс лекций. СПб. 2005. С. 53.

8 Popper К. The open society and its enemies. Princeton, 1963.

9 См., например: Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. Вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000; Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе: Настольная книга по этике прессы. Тарту, 1992; Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2001; Дзялошинский И.М. Росиийский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996; Засурскш И.И. Масс-медиа второй республики. М,, 1999; Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ. СПб., 1999; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000; Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004.

10 Cohen Julie Е. Information Rights and Intellectuaal Freedom. Ethics and the Internet 11-32 / Ed. by Anton Vedder. Antwerpen, 2001. P. 2.

11 Ibid. P. 14.

12 Энциклопедический словарь. M., 2005. С. 317.

13 Баконин А.Д. Право СМИ: Курс лекций. СПб., 2005. С. 7.

14 Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для стуц. ВУЗов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 177.

15 Столяров А. Информационное будущее и современность (см.: http://www.lib.ru/copyright/stolyarov.txt - 17 февр. 2003 г.)

16 Гавра ДП. Основы теории коммуникации: Учеб. Пособие. Ч. 1. СПб., 2005. С. 54.

17 См. напр.: A Declaration of the Independence of Cyberspace (Feb. 1996); A pretty Bad Problem: Forward to PGP User's Guide by Phil Zimmerman // Wired. Interview - Mitch Kapor & John Barlow Interview by David Gans with Ken Goffman. August 5. 1990; John Gilmore on inflight activism, spam and sarongs // Interview by Mikael Pawlo, August 18, 2004; McCullagh, Declan. EFF reaches out to D.C. with new office // cnet News.com. April 27, 2006.

18 Столяров А. Указ. соч.

Статья принята к печати 8 ноября 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.