Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативная гипотеза стратегических государственных отношений'

Информационно-коммуникативная гипотеза стратегических государственных отношений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
296
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клюев Юрий Владимирович

Автор формулирует информационно-коммуникативную гипотезу стратегических государственных отношений. В статье подчеркивается, что информационно-коммуникативный обмен способствует развитию системы государственного и муниципального управления, является связующим звеном власти, граждан и бизнеса, оказывает мощное воздействие на формирование социальной и духовной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and Communication Hypothesis of Strategic Government Relations

The author formulates the information and communication hypothesis of strategic public relations. The article emphasizes that the information and communication exchange contributes to the development of the system of state and municipal government. Such an exchange is the link between power, citizens and business and has a powerful influence on social and cultural development.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативная гипотеза стратегических государственных отношений»

Ю. В. Клюев

Yu. V. Kluev

о ö

о

ш LÛ

О

Информационно-коммуникативная гипотеза стратегических государственных отношений

Information and Communication Hypothesis of Strategic Government Relations

Клюев Юрий Владимирович

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный

университет

Факультет журналистики

Доцент кафедры радио и телевидения

Кандидат филологических наук

[email protected]

Kluev Yury Vladimirovich

Saint-Petersburg

Saint-Petersburg State University Faculty of Journalism

Associate Professor of the Chair of Radio and

Television

Ph.D in Philology

[email protected]

Ключевые слова:

информационно-коммуникативная гипотеза, стратегические государственные отношения, социальные коммуникации, информационное общество

Автор формулирует информационно-коммуникативную гипотезу стратегических государственных отношений. В статье подчеркивается, что информационно-коммуникативный обмен способствует развитию системы государственного и муниципального управления, является связующим звеном власти, граждан и бизнеса, оказывает мощное воздействие на формирование социальной и духовной сферы.

Key words:

information and communication hypothesis, strategic public relations, social communication, information society

The author formulates the information and communication hypothesis of strategic public relations. The article emphasizes that the information and communication exchange contributes to the development of the system of state and municipal government. Such an exchange is the link between power, citizens and business and has a powerful influence on social and cultural development.

Стратегические государственные отношения — многоуровневая структура общественного и гражданского взаимодействия представителей органов государственного и муниципального управления с социальными, партийными, негосударственными институциями и гражданами, осуществляемого посредством свободного информационного обмена и преследующего цель непрерывного формирования и корректировки оптимальных возможностей для всестороннего устойчивого развития общественной и политической системы суверенного государства.

Информационно-коммуникативная гипотеза стратегических государственных отношений ставит задачи исследования

и прогноза последствий осуществления государственной экономической и социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях с обязательным анализом и учетом мнений и позиций субъектов общественного процесса, независимо от их экономического состояния и политических убеждений. Согласно предложенному определению государственные отношения — часть системы общественных взаимодействий, направленных на выстраивание стратегической государственной коммуникации и стратегического государственного управления.

В одной из первых работ по исследованию отечественных социальных ком-

муникаций говорилось о необходимости преодоления противоречий между многообразием общественных интересов и направлениями деятельности государственной власти: «Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти»1.

Согласно представлениям Э. Тоффле-ра, информация выступает ключевым источником власти, по существу она и есть сама власть [13]. Развивая эту идею, М. А. Губин отметил, что в современном мире информация — ценный властный капитал, преумножение которого гарантирует определенные преимущества, и наоборот, растрачивание его способствует распаду, эрозии власти: «Легитимность, базирующаяся на возможности аккумулировать информацию, контролировать ее оборот и распространение, выступает достаточно стабильным ресурсом политических акторов» [4, с. 12].

Понимание власти как системы управления обществом приводит к осознанию необходимости государственного управления информацией и коммуникацией: «Государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление — регулирование, упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникаций общества и государства основывается на принципиально новом понятии — взаимодействии»2.

В информационном обществе возрастает необходимость постоянной работы власти по стратегическому формированию политического сознания граждан,

1 Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах [Электронный ресурс] // Библиотека «Полка букиниста». Значимые книги отечественных и зарубежных авторов. URL: http://society.polbu.ru/ tarashvili_gospr/ch01_ii.html (дата обращения: 06.01.2012).

2 Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах...

что связано с интенсивной и разноо- з бразной коммуникацией современного сь человека, непрерывностью процесса его § социализации, в которой одновременно £ участвуют различные общественные ин- ^ ституты. Стратегические государствен- ° ные отношения направлены на созда- о ние благоприятных факторов в процессе ^ текущего и последующего восприятия ш населением политического режима, государственной власти, всей системы общественных отношений. В. Г. Ледяев отметил, что в стратегическом плане привитие населению стабильных политических ценностей может быть важнее тактических выгод, получаемых в результате решения текущих вопросов. Формирование определенного политического сознания фактически означает производство и воспроизводство благоприятных для субъекта власти структурных факторов, которые в определенный момент будут работать в его пользу относительно независимо от конкретных действий и специфики ситуации [9].

Основа стратегических государственных отношений — информационный плюрализм — публичное взаимодействие субъектов общественных отношений по актуальным проблемам действительности. Для теоретического обоснования концепции информационного плюрализма применимы классические исследования в сфере кибернетики. Американский математик, философ, основоположник теории искусственного интеллекта и кибернетики Н. Винер писал: «Всякий организм скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения и передачи информации» [2, с. 243]. Живые организмы развивают навык приобретения необходимой им информации благодаря постоянному взаимодействию с природой, возникновение информации в живых организмах есть исторически развивающийся процесс, живые организмы сами себя организуют [4, с. 68]. Опираясь на кибернетическую теорию, можно утверждать, что всякий организм скрепляется не только средствами приобретения, использования, хранения и передачи информации, но наличием и функционированием разного рода ин-

з формации в любом живом организме и о_ в любой социальной системе. 0 Экономическая глобализация приве-£ ла к стремительному развитию инфор-^ мационно-коммуникативной среды. Сло-2 во все больше понимается не только и о не столько как средство производства д социальной информации, сколько как ш средство производства материально О ценной информации, имеющей значение для осуществления и планирования государственной политики и бизнеса. Средства массовой коммуникации и связи, претендующие на массовое использование населением, особенно новейшие, оперативные, такие как Интернет, а также теле- и радиоканалы, газеты, журналы, информационные агентства, способствуют мгновенному обмену сообщениями, поэтому человек практически всегда знает о любых событиях, происходящих в разных точках планеты.

Глобализацию в информационной сфере Л. М. Землянова характеризует как процесс, «подразумевающий распространение информационных материалов, связей, средств и систем в транснациональных масштабах по всему миру» [5, с. 143]. Вездесущая информация имеет глобальный, планетарный характер. Планетарность информации проявляется независимо от того, выражена она графическими (алфавит, слово) или иконическими (иллюстративные изображения) знаками, представлена в виде письменных семантико-синтак-сических конструкций в прессе или в виде устного ораторского речевого выступления индивида по радио или телевидению. Информация концентрируется вокруг каждого человека, таким образом каждый индивид, независимо от его личностного (пол, возраст) и социального (профессия, должность, стиль жизни) статуса, наряду с тем, что втянут в информацию, является ее продуцентом и реципиентом.

Основу информационных связей человека составляет его интеллект, основанный на собственном опыте и опыте других людей. Успехи и ошибки в политике, бизнесе, профессиональной и личной жизни человек познает через

опыт информационного взаимодействия и обмена с другими людьми. Индивид знает, что он управляет информацией, но не менее важно осознать, что любая информация — генетическая, поведенческая, логическая (социальная) обязательно управляет индивидом [8].

Эффективность функционирования политической системы, органов государственного управления, общественных институтов зависит от интенсивности их информирования, от степени их включенности в коммуникативный процесс, в систему оперативного обмена политической, экономической, культурной информацией. Имеет значение ее достоверность, адресная направленность, содержание. Стремительное развитие информационно-коммуникативной среды, ее мощное влияние на политику, экономику, бизнес позволило исследователям журналистики, общественных отношений и рекламы обосновать термин «стратегические коммуникации».

Стратегические коммуникации нужны для обеспечения стратегического управления — оно превосходит по эффективности оперативное (чрезвычайное, срочное), поскольку является не спорадической реакцией на возникшие трудности, проблемы, а основано на принципах осознания приоритетности и перспективности долгосрочного развития: «Стратегическое управление — это динамический процесс осмысления миссии всех социальных систем в современных условиях среды в целях выработки и получения более эффективных решений и результатов. Руководители со стратегическим мышлением определяют миссию как баланс между тем, что есть система, чем она хочет быть и что она может делать со средой, которая стимулирует или ограничивает ее возможности» [14, а 191].

Современная информационная политика государства формируется с учетом специфики информационного общества, многообразия мнений и настроений граждан, которые в большей или меньшей степени зависят от характера информационно-коммуникативного обмена: «Информационная сфера ста-

новится одним из важнейших объектов государственного управления, а ее регулирование в индустриально развитых странах признано не только актуальной, но и приоритетной задачей государственного управления. Стратегия государства в отношении гражданского общества, реализуемая в деятельности РЯ-служб органов государственной власти, проявляется, прежде всего, в определенной информационной политике» [11, с. 96].

Фундаментом стратегического управления государством является глубокое взаимное понимание общности, единства текущих и перспективных интересов страны ее высшим руководством и гражданами. Инструментом реализации государственной стратегии является осознание миссии, которую выполняют субъекты стратегического взаимодействия, постоянно включенные в систему упорядоченного информационного обмена.

Эффективный способ сохранения и функционирования общественной, государственной системы, да и самого человека (как самостоятельной специфической информационной системы) — обеспечение свободы доступа, производства и распространения информации. Наличие достаточной информации, возможность ее упорядочения и анализа позволяет сформировать оптимальное управление общественной системой и ее функционирование в окружающей среде. Многообразие ин-формационныхсвязей и информационных потоков, возможность их фиксации, обобщения, исследования и прогноза составляют основу концепции информационного плюрализма, которая может быть применена в стратегических государственных отношениях для обеспечения стабильного долгосрочного управления. В основе такого управления — формируемые благодаря информационному взаимодействию стратегические коммуникации.

Неотъемлемый признак демократического развития и обеспечения прав граждан — свобода информации. Благодаря информационной свободе регули-

руется и контролируется процесс и эта- з пы взаимодействия как отдельных граж- сь дан, так и социальных групп с властью, § бизнесом, правоохранительными орга- £ нами. Других регуляторов социального ^ взаимодействия в свободном обществе ° нет. Средства коммуникации выполняют о функцию барометра общественных инте- ^ ресов и настроений. Общество и власть ш заинтересованы, чтобы параметры экономического, социального, политического развития были достоверными, способствовали созидательному развитию индивида, страны, государства.

Категория свободы информации неразрывно связана с гуманистическим представлением о личных и гражданских правах и свободах человека. В демократическом государстве власть обеспечивает не только юридические, но и ситуативные, спонтанные политические условия для свободного сбора, обработки, распространения информации, которая является главным инструментарием обеспечения свободы личности в приватной, социальной, политической, профессиональной жизни. Человек может быть свободным в отношениях с государственными и социальными институтами благодаря свободе доступа к информации.

Попытки исследовать и дать исчерпывающие характеристики свободной информации и коммуникации предпринимались неоднократно. Книга Ф. Сиберта, Т. Петерсона и В. Шрамма «Четыре теории прессы» (1956) содержит коммуникативное и социологическое объяснение предназначения СМИ. В ней рассматриваются следующие теории прессы: авторитарная, либертарианская, социальной ответственности, коммунистическая. Как отметил Г.П. Бакулев, «черты авторитарной теории прослеживаются, согласно Ф. Сиберту, в до-демократических, явно диктаторских и репрессивных обществах» [1, с. 105].

Коммунистическая теория прессы основывается на безусловном подчинении прессы государству, правящей партии, господствующей идеологии (принцип: печать — часть общепартийного дела). В основе либертарианской теории

з прессы лежат общие либеральные принес ципы: свободы человека, политического 0 и идеологического плюрализма, неза-£ висимости СМИ от диктата государства, ^ какой-либо партии. СМИ — важнейшее 2 средство контроля над деятельностью о правительства, других властных институ-д тов. Либеральная коммуникация служит ш обществу и удовлетворяет нужды граждан быть информированными о состоянии общественных дел, их потребности в отдыхе и развлечении, в общественном публичном взаимодействии.

Теория социальной ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине ХХ в. Свобода прессы, согласно этой теории, должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и способствованием формированию общих ценностей, представлением различных точек зрения, отражением мнений и позиций различных общественных групп. Важное положение теории социальной ответственности — четкое разделение авторского и редакционного комментария от факта и новости как таковой: «За этим положением стоит понимание роли прессы не только (и, главное, не столько) как фактора, формирующего позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствующего ее самостоятельному формированию аудиторией путем предоставления ей максимально полной и достоверной информации по соответствующей проблеме» [7, а 30].

В 1980-е гг. американская концепция четырех теорий прессы была дополнена расследовательской моделью и моделью демократического участия (партиципа-торной). Расследовательская журналистика (началась на волне Уотергейтского скандала) призвана контролировать деятельность чиновников и политиков, раскрывать злоупотребления властью. Партиципаторная журналистика добивается достоверности и глубины освещения социальных процессов, опирается в публикациях на данные и выводы соци-

альных наук (социологии, политологии), выводы экспертов. Партиципаторная модель базируется на представлении, что большинство происходящих в обществе событий, явлений требует для осмысления дополнительной информации: представления исторического контекста, взаимосвязи события, явления в политической сфере с экономической ситуацией в стране и т. д.

В противовес партиципаторной журналистике возник новый журнализм. Его основу составляют субъективизм, включение в журналистские тексты авторского мнения, личного отношения к проблеме, демонстрация настроения и даже элементов художественного вымысла, что роднит журналистику с художественной литературой. «Фактически новый журнализм во многом претендует на роль писателя в общественной жизни» [7, с. 31].

Свободное творчество пользователей отечественного сегмента Интернета имеет признаки нового журнализма, потому что индивидуальные записи в блогах, живых журналах, социальных сетях, как правило, не обременены социальной ответственностью, но всегда «кричат» настроениями, чувствами, мнениями людей. В официальных информационных сообщениях преобладает модель социальной ответственности современной отечественной прессы, деятельность оппозиционных средств массовой коммуникации правого толка подтверждает либеральную теорию, модель расследования характерна для правовой (криминальной) журналистики, модель общественного участия проявляется в деловой и качественной прессе, коммунистическая теория находит отражение в изданиях социалистической направленности. Признаки авторитарной теории можно найти в любой из названных моделей, но они фиксируются на лингвистическом уровне (например, язык политической вражды, политического конфликта, политической нетерпимости), а не на уровне идеологическом (политических программ).

Концепция информационного плюрализма имеет значение для выстраи-

вания стратегических государственных отношений, потому что фиксирует и признает состоявшийся факт — свободное неограниченное и повсеместное распространение информации по всему миру, независимо от того, кем произведено сообщение, какие задачи и цель оно выполняет, для кого оно предназначено. В эпоху информационно-электронного общества возникает необходимость уточнить коммуникативную формулу Г. Ласуэлла «кто ^ что ^ по какому каналу ^ кому ^ с каким эффектом». Теория информационного плюрализма позволяет дать следующую расшифровку знаменитой формулы: кто (отдельный человек, группа лиц, весь мир) ^ что (информационное сообщение, иллюстрация, текст) ^ по какому каналу (интернет, мультимедиа, новые и традиционные средства коммуникации) ^ кому (как индивидууму, так и всем, неограниченному числу лиц) ^ с каким эффектом (информационное и психологическое воздействие на получателя/получателей сообщения).

Очевидным становится понимание современного информационного общества как структуры, которая не поддается силовому давлению, силовому регулированию ни в одной из своих сфер. Суть развития информационного и политического пространства состоит в его неотъемлемом праве быть многообразным, дифференцированным. В условиях коммуникационной технократии информацию невозможно сдержать, ограничить. Информационный плюрализм — это массовое производство и тиражирование любым человеком собственных индивидуальных сообщений и одновременно — отсутствие возможности скрыться от воздействия чужой информации.

Исследователи журналистики, учитывая характер и направленность сообщений современных СМИ, ввели понятие пиарналистики, принимая во внимание усиление роли РЯ (паблик рилейшнз) на социальную обстановку. Идентификация журналистики, призванной быть инструментом заострения социальных проблем, с общественными связями в

какой-то мере противоречит ее пред- з назначению и функциям. Вместе с тем, сь есть понимание, что журналистика в лю- § бое историческое время была рядом с £ властью, а значит, отражала ее состоя- ^ ние, проводила ее идеи в массы. °

На государственном уровне и журна- о листика, и общественные связи обеспе- ^ чивают публичный диалог/полилог пред- ш ставителей разных групп по актуальным вопросам, способствуют формированию публичного консенсуса. Связи с общественностью оптимизируют общественно-политический и культурный процессы, сочетающие интересы всех групп общества: «Целью РЯ является установление партнерских отношений между властью и формирующимися институтами гражданского общества на основе хорошо налаженных информационных потоков с обратной связью» [10, с. 55]. Государственные отношения в общественных связях — важный элемент государственной информационной политики. Это и «политика государства в отношении субъектов информационной деятельности» [10, с. 90], и «управление информационными процессами в государстве» [6, с. 7], и управление общественным сознанием массовых коммуникаций.

Исчерпывающее информирование субъектов и объектов политического процесса о ситуации в стране, положении дел и планах в разных сферах жизни определяет эффективность системы государственного управления, способствует тесной взаимосвязи всех уровней власти, институтов социума, является непременным условием формирования гражданского общества. Закрытая, дозированная, искаженная, фальсифицированная информация по какой-либо важной проблеме или ее полное отсутствие приводит к информационному дискомфорту, повышению общественно-политической тревожности населения, может вызвать неблагоприятные социальные последствия.

В демократическом государстве, нацеленном на устойчивое стратегическое развитие, усиливается организационно-структурная функция власти по обеспечению информационного обмена

з и эффективных коммуникаций: «Связи

о_ с общественностью, являясь легитим-

0 ным элементом государственной служ-

£ бы, равноправным участником принятия

^ и реализации управленческих решений,

2 позволяют осуществлять стратегическое

о управление поведением внешней и вну-

д тренней сред властных структур, влиять

ш на них с помощью информационного

О

воздействия»1.

По мнению В. А. Сидорова, симбиоз политической власти, связей с общественностью и журналистики подчеркивает пропагандистский характер органов печати, телевидения, радио, подтверждает единство названных сфер: «Журналистика становится основным генератором и носителем пропагандистских текстов, в которых проявляется сущность политики, а единство сфер политики и журналистики находит еще одно подтверждение на институциональном уровне» [13, с. 107].

1 Барыкин Я. А. Связи с общественностью в органах государственной власти как необходимый инструмент политического управления [Электронный ресурс] // Publishing house Education and Science s. r. o. URL: http://www.rusnauka.com/29_DWS_2011/ Gosupravlenie/2_95042.doc.htm (дата обращения: 06.01.2012).

Развитию системы государственного и муниципального управления способствует информационно-коммуникативный обмен, он является связующим звеном власти, граждан и бизнеса, оказывает мощное воздействие на формирование социальной и духовной сферы. Современный диалектически сложный политический процесс ставит задачу объединения усилий власти и общества по созданию целостной политической системы, способной обеспечить эффективное функционирование государства, всех его институтов. Реализация этой задачи возможна при активном и конструктивном взаимодействии органов власти и представителей средств массовой коммуникации с одновременным и обязательным включением общественности, граждан страны, политических партий (не только как объектов, но и как субъектов политического влияния, наблюдения, оценки) в процесс долгосрочных государственных отношений. Они обеспечивают стратегическое информационно-коммуникативное взаимодействие всех групп и категорий населения и стратегическое управление государственными и общественными институтами.

Литература

1. Бакулев Г. П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социологические исследования. 2005. № 1.

2. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1983.

3. Винер Н. Кибернетика и человек // Природа. 1960. № 8.

4. Губин М. А. Информация как источник власти: становление и развитие дискурса // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 3.

5. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации. М., 2004.

6. Информационная политика в контексте социальной информациологии / отв. ред. В. Д. Попов. М., 2003.

7. Комаровский В. С. Государственная служба и СМИ. Воронеж, 2003.

8. Корогодин В. И., Корогодина В. Л. Информация как основа жизни. Дубна, 2000.

9. Ледяев В.Г. Политика и власть // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2010. № 1. С. 57-70.

10. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб., 2005.

11. Нисневич Ю. А. Государственная информационная политика и ее роль в деятельности РЯ-служб // Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М., 2001.

12. Сидоров В. А. «Повестка дня» для... журналиста // Журналистика в мире политики: поиски назначения: материалы секционного заседания конференции «Дни петербургской философии-2005» / сост. С.Г. Корконосенко, В.А. Сидоров. СПб., 2006.

13. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2003. з

14. Яковлев И. П. Стратегический РЯ: теоретические подходы // Петербургская школа РЯ ^ и рекламы: от теории к практике: сб. статей / отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб., 2006. о Вып. 4. ш

References

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bakulev G. P. Normativnye teorii massovoy kommunikatsii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2005. № 1. 3

2. Viner N. Kibernetika, ili upravlenie i svyaz v zhivotnom i mashine. M., 1983. q

3. Viner N. Kibernetika i chelovek // Priroda. 1960. № 8.

4. Gubin M. A. Informatsiya kak istochnik vlasti: stanovlenie i razvitie diskursa // Srednerusskiy vestnik obschestvennykh nauk. 2010. № 3.

5. Zemlyanova L. M. Kommunikativistika i sredstva informatsii. M., 2004.

6. Informatsionnaya politika v kontekste sotsialnoy informatsiologii / otv. red. V.D. Popov. M., 2003.

7. Komarovskiy V. S. Gosudarstvennaya sluzhba i SMI. Voronezh. 2003.

8. Korogodin V. I., Korogodina V. L. Informatsiya kak osnova zhizni. Dubna, 2000.

9. Ledyaev V. G. Politika i vlast // Gosudarstvennaya sluzhba. Vestnik Koordinatsionnogo Soveta po kadrovym voprosam, gosudarstvennym nagradam i gosudarstvennoy sluzhbe pri polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy Federatsii v Severo-Zapadnom federalnom okruge. 2010. № 1. S. 57-70;

10. Melnik G. S., Teplyashina A. N. Aktualnye problemy sovremennosti i zhurnalistika. SPb., 2005.

11. Nisnevich Yu. A. Gosudarstvennaya informatsionnaya politika i ee rol v deyatelnosti PR-sluzhb // Svyazi s obschestvennostyu v politike i gosudarstvennom upravlenii. M.: RAGS, 2001.

12. Sidorov V. A. «Povestka dnya» dlya... zhurnalista // Zhurnalistika v mire politiki: poiski naznach-eniya: Materialy sektsionnogo zasedaniya konferentsii «Dni peterburgskoy filosofii-2005» / red.-sost. S. G. Korkonosenko, V. A. Sidorov. SPb., 2006.

13. Toffler E. Metamorfozy vlasti. M., 2003.

14. Yakovlev I. P. Strategicheskiy PR: teoreticheskie podkhody // Peterburgskaya shkola PR i re-klamy: ot teorii k praktike. Vyp. 4: Sb. statey / otv. red. A.D. Krivonosov. SPb., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.