И. В. Дмитрачков
РОЛЬ МАССМЕДИА И ЖУРНАЛИСТИКИ В РЯ - ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
Деятельность органов государственной власти вязана со многими сторонами жизни общества и потому зависит от работы с общественностью. Спецификой работы госструктур является то, что они призваны отражать интересы страны в целом, всех граждан или значительной их части. Если бизнес изначально ведется в интересах собственников и ориентируется на нужды потребителей, то государство не может преследовать интересы только одной социальной группы. В этом заключены преимущества и проблемы работы госаппарата. К преимуществам относится широкий охват интересов населения, а недостатки порождаются невысокой фокусированно-стью на жизненных интересах каждого отдельного гражданина и сложностями обеспечения баланса конкурирующих интересов различных частей общества.
Не случайно распространенной проблемой государственного управления во всех странах является апатия граждан, недостаток доверия и сопротивление проведению решений власти в жизнь. Актуальная задача госаппарата любой страны — вовлечь граждан в решение проблем общества: обеспечение экономической стабильности, снижение преступности, безработицы, рост уровня жизни населения. В этой связи должна вестись подготовка и реализация решений властных структур, зависящая от уровня общественной поддержки их инициатив, в том числе и на международном уровне.
Оптимизация связей с общественностью входит в число ключевых условий становления гражданского общества, взаимодействующего с правовым государством, и саморегуляции госаппарата в осуществлении государственного управления. Средства массовой информации — информагентства, пресса, радио, телевидение, Интернет — основные каналы распространения РР-информации в работе властных институтов с широкой общественностью. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (см.: О средствах массовой информации, 1991).
© Дмитрачков И. В., 2007
СМИ в настоящее время превратились в одного из наиболее эффективных посредников в отношениях населения с властью. Вследствие определенной открытости, оперативности в формулировании оценок и позиций, благодаря своим возможностям в отображении интересов и чаяний самых разнообразных групп и слоев населения, СМИ стали едва ли ни ведущим инструментом в системе социального представительства интересов граждан. В этом смысле они могут существенно влиять на правила политической игры и даже модифицировать их, формировать новые отношения между «верхами» и «низами» (Соловьев, 2000, с. 402-403). Коммуникации не только выступают как условие профессиональной Рр-деятельности, но приобретают значительно большее социально-политическое содержание, становясь важнейшим инструментом государственного управления и обеспечивая партнерские отношения между властью и обществом в ходе динамичного процесса проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований.
В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стилей мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления. Ю. Хабермас в теории коммуникативного действия высказал тезис, что в постиндустриальном обществе объективно смещаются акценты с экономической на коммуникационную, культурную, информационную сферы, именно они становятся источниками социального прогресса (см.: Хабермас, 1992). Проблема информационного общества связана, как правило, с двумя аспектами. Первый заключается в том, что информация все в большей степени становится неотъемлемым атрибутом управления. При действии второго аспекта ее потоки становятся главным объектом управления. Исходной категорией информационной политики выступает информация, которая в условиях информационного общества приобретает субстратные свойства «товара». Поэтому информационная политика выступает одним из важнейших факторов реализации государственной политики, социального управления, обеспечения диалога власти и общества.
Можно согласиться, что одной из значимых функций информационного взаимодействия, информационного обмена между людьми является «достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого его элемента. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называются коммуникативными» (Коновченко, 2001, с. 9). Отсутствие сознательно
ПОЛИТЭКС- 2007. Вып. 3. №3
ориентированных действий влечет за собой коммуникативный хаос и информационный кризис.
Переход России к гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость ее удовлетворения обуславливает особую роль СМИ в жизни общества. Именно СМИ — основной канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия властных институтов. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России. Огромные возможности взаимного воздействия СМИ и власти во многом объясняются широким диапазоном тех функций, которые выполняют СМИ. Выделим основные: а) артикуляция интересов тех или иных общественных групп, страт; б) агрегация интересов, вследствие чего многообразие интересов, существующих в обществе, систематизируется и в какой-то мере упрощается; в) распространение, передача политической и иной информации между властями и подвластными, между разными элементами политической системы; г) политическая социализация, способствующая интериоризации, признанию обществом приемлемыми для себя тех или иных ценностей, ориентиров, позиций в отношении политической системы. При сравнении этих функций с задачами структур по связям с общественностью нетрудно заметить прямые аналогии, что определяет особое место СМИ среди общественных партнеров РР-служб.
Средства массовой информации выполняют роль посредника между государством и обществом, подчеркнем - обществом гражданским, если речь идет о демократической парадигме развития. Посредническая роль СМИ заключается в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, обеспечивая коммуникативный дискурс. СМИ превратились в одного из наиболее эффективных посредников в отношениях населения с властью. Вследствие определенной открытости, оперативности в формулировании оценок и позиций, благодаря своим возможностям в отображении интересов и чаяний самых разнообразных групп и слоев населения, они стали едва ли ни ведущим инструментом в системе социального представительства интересов граждан. В этом смысле они могут существенно влиять на правила политической игры и даже модифицировать их, формировать новые отношения между «верхами» и «низами» (см.: Соловьев, 2000, с. 402-403).
СМИ выступают как сложная совокупность институтов сбора, анализа, подготовки к распространению тех или иных сведений, а
192 -
ПОЯИтЭКС- 2007. Вып. 3. №3
также технических средств по приему, кодированию и декодированию сигналов, мультиплицированию и направлению сведений по коммуникационным каналам. В этой системе особая роль принадлежит журналистике, представляющей собой специализированную деятельность человека по сбору, анализу, оформлению и распространению социально значимой информации.
Традиционно журналистика рассматривается в ее общетеоретических чертах и свойствах: а) как особый социальный институт общества, элемент общественной надстройки, организационно состоящий из системы учреждений; б) как вид общественно-политической, информационной, идеологической, организационной деятельности; в) как система произведений, подготовленных и скомпонованных по определенным законам в номере газеты, журнала, в программе радио и телевидения, в книге; г) как совокупность профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой аудитории соответствующей социальной информации, т. е. для организации функционирования журналистики (см.: Введение в теорию, 1980, с. З).
С. Г. Корконосенко отмечает, что журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т. п.); еще в одном значении — система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности — произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования, в качестве предмета он выделяет фундаментальные явления и понятия, определяющие роль и назначение журналистики в обществе, ее взаимоотношения с системой власти и управления, задачи по достижению целей общественного прогресса, комплекс требований к личным качествам и квалификации сотрудника редакции, основы эффективности журналистской деятельности (см.: Корконосенко, 2001, с. 3-6).
По мнению Л. Г. Свитича, журналистика — информационная система, а журнализм — тип информационно-коммуникативной деятельности, то есть журналистика является субъектом «информационно-коммуникативной деятельности» или «журнализма». Под журнализмом этот автор понимает «специфическую массинформа-ционную деятельность, связанную с поиском и передачей актуальной социальной информации в ритмизированной, дискретной фор_ 193
ПОЛИТЭКС. 2007. Вып. 3. №3
ме массовой, вероятностной, рассредоточенной, анонимной аудиторией, и выступающую тем самым в качестве информационного масскоммуникаторства. Ядром понятия "журнализм" в этом смысле являете журналистская профессия, хотя понятие журнализма оказывается более объемным, включающим общее особенное и единичное в информационной медиации» (см.: Свитич, 2000, с. 4). Информационно-политические отношения в треугольнике «власть-журналистика-общество» определяют специфику и грани объекта политической журналистики как науки. В эпоху «информационного общества» роль журналистов в социально-политической структуре осталась прежней, но трансформировалась технология влияния и функционирования, масштаб и последствия взаимодействия в системе «общество-власть». Усилились элементы манипулирования сознанием, а власть получила возможность направлять действия общества (при отсутствии сильных институтов гражданского общества) в нужную для себя сторону. В этом огромная роль принадлежит журналистике, так как в ее функции постепенно включается способность реализовывать интересы власти в управленческой сфере. В итоге информационная функция журналистики стала преобразовываться в технологию воздействия на общественное мнение и, в частности, на массовое политическое сознание. В политической коммуникации журналисты становятся активными субъектами политических процессов, политическая функция журналистики начинает преобладать над другими, политизированным становится все пространство российской массовой коммуникации.
Среди наиболее значимых черт, характеризующих современное состояние политической журналистики, можно выделить следующие: а) повышение субъективности в подаче информации в зависимости от изначальной политической (идеологической) установки; б) практически полная утрата обратной связи с аудиторией, отсутствие конструктивного начала, критерия «желаемого состояния общества»; в) снижение уровня профессионализма, качества публикуемой ин формации; г) обеднение жанровой палитры, ослабление навыков композиции логичности, акцентуации при подготовке текстов, усиление эклектичности представления действительности, смазывание или сознательное искажение причинно-следственных связей в описываемых явлениях; д) сокращение качества аналитики, усиление таких явлений, как склонность к своеобразному информационному «серфингу», линейности, скольжению по поверхности, нежелание вскрывать глубину и многомерность отображаемых событий и процессов; е) ориентация на сенсационность подачи материала (см.: Тавокин, 2003, с. 35-36).
Журналистика является важнейшим инструментом артикуляции интересов и потребностей социальных групп, организующим нача-
194 -
ПОЛИТЭКС. 2007. Вып. 3. №3
лом, элементом политической организации, поэтому непременно входит в число институциональных компонентов. Будучи частью института социального контроля и средством утверждения в обществе культурных стандартов, в том числе в области политической этики, она может рассматриваться в связи с нормативными компонентами политической системы. Если данный феномен рассматривать в контексте функций политической системы, то напрашивается вывод, что журналистика выступает в одном аспекте — как компонент политической системы, причем «многоцелевого» назначения, в другом аспекте — в качестве средства, инструмента существующего политического устройства общества. С помощью журналистики осуществляется: во-первых, регуляция общественного развития, целеполагание; во-вторых, политика разворачивается в сознании индивидов, то есть происходит включение граждан в общественно-политический процесс; в-третьих, за счет информационного обмена между конфликтующими социальными группами снижается, согласно Л. Козеру, уровень межгрупповой социальной напряженности, стабилизируется политический порядок.
Отношение политиков к журналистике и СМИ можно рассматривать сквозь призму некоторых универсальных и специфических свойств власти. Одним из универсальных свойств является ре-сурсность — основание, на котором держится власть, все те средства, которые позволяют субъекту добиться доминирования в политической жизни. В состав ресурсов входят знания и информация, материальные ценности, правовые нормы и законы, организационные, принудительные, территориальные и демографические средства. Э. Тоффлер как важнейший ресурс политики XXI века выделил информацию. Среди специфических атрибутов власти выделяется идеология, которая объединяет все информационно-духовные компоненты политического господства, превращая идеи, эмоциональные реакции, героизацию или циничную конъюнктуру в форму систематического обоснования того или иного способа принуждения (см.: Тоффлер, 2002, с. 422). Универсальные и специфические свойства власти как субъекта политики указывают на тесное взаимодействие с журналистикой, которая в последнее время стала ярко выраженным фактором легитимации власти.
Средства массовой информации в современном обществе играют настолько значимую роль, что при анализе любого социального, экономического, политического или культурного явления необходимо считаться с влиянием на них средств массовой информации. СМИ фактически выступают не только средствами информирования населения о текущих событиях, но и механизмом форми-
_ 195
ПОЛИТЭКС. 2007. Вып. 3. №3
рования массового сознания и поведения, являются одним из системообразующих факторов формирования общественного и индивидуального сознания.
Построение информационного общества в стране и вхождение ее в мировое сообщество возможно лишь при наличии эффективного информационного пространства. С государственной точки зрения, построение информационного пространства должно рассматриваться как основа социально-экономического, политического и культурного развития, что требует осуществления целенаправленной информационной политики, согласованной с экономической, культурной, социальной и другими базовыми государственными стратегиями. Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству и нынешний политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эти особенности делают их важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России. С развитием информационных технологий появляются новые возможности создания личных и коллективных виртуальных сред. Информационная сфера в постиндустриальном обществе становится мощным средством воздействия и формирования общественного сознания, а потому оказывает огромное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других структур общества. По этой причине массовая коммуникация и ее ключевое звено — журналистика как источник информации — становятся важнейшими элементами системы политического (в том числе и государственного) управления.
Литература
О средствах массовой информации: Федеральный закон № 2124-1-ФЗ от 27 декабря 1991 г. (с изменениями на 25 июля 2002 г.) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. М., 1992.
Коновченко С. В. Общество — средства массовой информации — власть. Ростов н/Д, 2001.
Введение в теорию журналистики. М., 1980.
Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М. 2000.
Тавокин Е. П. Журналистика и политические коммуникации в информационном обществе // Массовая коммуникация в современной России. М., 2003.
Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2002.
ПОЛИТЭКС. 2007. Вып. 3. №3