РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
УДК 002 ББК 76
И.В. Дмитрачков,
пресс-секретарь губернатора Оренбургской области
МАСС-МЕДИА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
условиях политической модернизации и формирования информационного общества решающее значение приобретает проблема управления общественными отношениями с помощью информации и коммуникации в целом, а также управления информационно-коммуникативными отношениями на основе имеющегося потенциала информационной политики. В данном контексте актуализируется необходимость перехода к новым моделям взаимодействия «общество - СМИ - власть». Важным представляется устранение коммуникативных разрывов, достижение идентичности между объективными и субъективными факторами государственного управления.
В общественных науках достаточно подробно разработана тематика социально-политических изменений. В частности, П. Штомпка считает, что социальные изменения происходят на следующих элементарных уровнях «социокультурного поля»: 1) идей (идеологий, теорий); 2) норм и ценностей; 3) взаимодействий и организационных связей; 4) интересов и статусов [1]. В целом же устоялось мнение, что политические изменения связаны с внутриинституциональной трансформацией, обусловленной преобразованиями социальной среды, экономическими и духовно-культурными переменами. Они касаются переформатирования политических институтов, сдвигов в балансе социальных акторов, развития потенциалов и позиционной расстановки политических сил, которые обусловлены экономическими, духовными, культурными, международными и внесоци-альными факторами.
Эксплицируя различные подходы к разработке модели социально-политических изменений, можно выделить следующие элементы их структуры и внешней среды, соотносимые с элементами структуры публичной власти. Во-первых, это идеальные схемы и духовные образы политики (идеи, стереотипы, установки). Во-вторых, социокультурные символы, ценности и нормы, определяющие правила политического общения. В-третьих, иерархия социальных акторов по статусам, рангам и интересам. В-четвертых, материальные и другие коллективные ресурсы, по поводу которых происходит политическое общение. В-пятых, устойчивые взаимодействия, организационные связи и институциональные формы общения между людьми. В-шестых, факторы международной и внесоциальной среды. Эта обобщающая структурная модель дает возможность интерпретировать различные изменения в современной политической жизни, ее институциональной организации и социальной среде.
Возрастание способностей политической системы к управлению общественными делами состоит, по мнению Л. Пая и С. Верба, в возможности ее адаптации к изменяющейся социальной среде и проведению соответствующих институциональных инноваций, проявлении способностей к мобилизации материальных и человеческих ресурсов, а также к выживанию системы и воспроизводству институционального общения людей путем их социализации [2]. Таким образом, в условиях социально-политических трансформаций в значительной степени актуализируется роль каналов коммуникации, способствующих выполнению указанных задач.
В современном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стилей мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления. Ю. Хабермас в теории коммуникативного действия высказал тезис, что в постиндустриальном обществе объективно смещаются акценты с экономической на коммуникационную, культурную, информационную сферы, что стало источником социального прогресса [3]. Одной из основных функций информационного взаимодействия, информационного обмена между людьми является «достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента» [4]. Отсутствие сознательно ориентированных действий влечет за собой коммуникативный хаос и информационный кризис.
Проблема информационного общества связана, как правило, с двумя аспектами. Первый заключается в том, что информация все в большей степени становится неотъемлемым атрибутом управления. При действии второго аспекта ее потоки становятся главным объектом управления. Исходной категорией информационной политики выступает информация, которая в условиях информационного общества обладает субстратными свойствами «товара». В то же время информационная политика является одним из важнейших факторов реализации государственной политики, социального управления, обеспечения диалога власти и общества.
В эпоху постиндустриального общества информация и коммуникация, с одной стороны, превращаются в мощные факторы воздействия и формирования общественного сознания, и потому оказывают огромное влияние на все
структуры общества, с другой - в важнейшие инструменты формирования и самопрезентации государственного управления. Характер развития информационно-коммуникативных отношений ставит задачу специального осмысления тех процессов, которые возникают в связи с их влиянием на духовно-интеллектуальную среду. Остро встают вопросы координации культурной и государственной информационной политики в плане их гуманизации. Требуется выявление социокультурных механизмов, стабилизирующих общественное развитие.
По мере усложнения социальных связей политическое пространство становится все более многоплановым, многомерным, происходит усложнение и политических процессов. Одним из аспектов данного явления в политической системе выступает положение о «полицентрической политике». Суть этого изменения заключается в том, что акт коммуникации власти с массовым субъектом сам по себе начал определять формат политических отношений. Коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней онтологический статус. В связи с этим проявляется потребность научного осмысления информационно-коммуникативных оснований политической модернизации, связанных с возможностями конструирования эффективного коммуникативного дискурса в системе «общество - СМИ - власть».
Все больший исследовательский интерес вызывают проблемы развития цивилизации в сторону информационного общества, вопросы коммуникативного взаимодействия, внимание ученых акцентируется на динамических характеристиках политической реальности, степени влияния информации на качество политического взаимодействия, на изменения общественного сознания и поведения. В настоящее время приложение законов обращения информации к объяснению политической реальности, по сути, равнозначно интерпретации ее как некой целостности, внутренняя интегративность которой затмевает специфику отдельных сегментов. Рассматривая политические критерии коммуникации в сфере публичной власти, прежде всего следует учитывать содержательные аспекты разворачивающихся там информационно-коммуникативных отношений.
Проблема качественных изменений государственного управления неразрывно связана с необходимостью разработки социокоммуникативного механизма согласования интересов субъектов и объектов управления на основе формирования модусов оперативного обмена информацией, которые должны получить отражение в законодательстве. При этом следует иметь в виду процессы формирования общественного сознания и развития информационной культуры государственных служащих.
Объективные потребности общественного развития на современном этапе органично связаны с необходимостью установления нового типа государственного управления, выработки стратегии построенного на основе дискурсных, диалоговых, партнерских информационно-коммуникативных взаимодействий государства и общества. Таким образом, возрастает потребность в разработке иных парадигм отношений в системе «общество - СМИ - власть», расширении возможностей внедрения и использования социокоммуникативных технологий в управленческой деятельности.
Все это требует научного переосмысления сложившихся подходов в системе государственного управления с позиции развития теории политической коммуникации, информационного менеджмента, понимания журналистики как политической науки. Сегодня становится очевидным, что к традиционным журналистским специальностям, таким как газетная, радио- и тележурналистика, прибавилась еще одна: он-лайн-журналистика, то есть журналистика в Интернете. Кроме того, с развитием информационных технологий появляются новые возможности создания личных и коллективных виртуальных информационнокоммуникативных сред.
Государство играет весьма активную роль в модернизации любого общества, являясь одновременно ее проводником и гарантом. Однако гипертрофированная роль властных структур в политической модернизации на современном этапе приводит к тому, что сам процесс предстает как цепь своеобразных «революций сверху», которые не только осуществляются зачастую на основе манипулятивных технологий, но и по природе своей оказываются неорганичными политической и социокультурной специфике России, не соответствуют социальным, информационно-коммуникативным законам.
С точки зрения современной модернизации политическое развитие должно быть ориентировано на формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие политических решений. Вместе с тем сложность и противоречивость процессов политической модернизации связаны с рядом проблем. Во-первых, с недостаточной определенностью вектора общественно-политического развития, снижением гуманистической доминанты политической коммуникации, отсутствием информационно-коммуникативного содержания в системе взаимодействия «общество - власть». Наряду с противоречием, связанным с конфронтацией новых универсальных стандартов и традиционных ценностей, в процессе модернизации проявляется проблема соответствия социально-политических интересов, сформировавшихся в обществе, и возможностей политической системы принимать эффективные решения. Во-вторых, противоречивость процесса политической модернизации связана со свертыванием диалогового взаимодействия властных структур и общества, сокращением каналов обратной связи, что приводит к снижению легитимности, росту политического абсентеизма и недоверия к властным структурам, нарастанию политической апатии.
Средства массовой информации и коммуникации превратились в одного из наиболее эффективных в настоящее время посредников в отношениях населения с властью. Вследствие определенной открытости, оперативности в формулировании оценок и позиций, благодаря своим возможностям в отображении интересов и чаяний самых разнообразных групп и слоев населения, СМИ стали едва ли не ведущим инструментом в системе социального представительства интересов граждан. В этом смысле они могут существенно влиять на правила политической игры и даже модифицировать их, формировать новые отношения.
Коммуникации приобретают большее социально-политическое содержание,
становясь значимым инструментом политического и государственного управления, так как основой установления тех или иных взаимоотношений между властью и обществом является характер их информационного взаимодействия. Обеспечение партнерских взаимоотношений между властью и обществом в ходе динамичного процесса проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований во многом зависит от эффективности выбранной стратегии и тактики государственной информационной политики, являющихся неотъемлемыми составляющими государственного управления такими процессами.
Политический плюрализм порождает огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности обусловливает особую роль масс-медиа в жизни общества. СМИ есть канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эти особенности делают масс-медиа важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России.
Средства массовой информации в современном обществе играют настолько значимую роль, что при анализе любого социального, экономического, политического или культурного явления необходимо считаться с их влиянием. СМИ фактически выступают не только средствами информирования населения о текущих событиях, но и механизмом формирования массового сознания и поведения, фактором становления общественного и индивидуального сознания.
Вхождение России в мировое сообщество и построение в ней информационного общества возможно лишь при наличии развитого информационного пространства. С государственной точки зрения формирование информационного пространства должно рассматриваться как основа развития, что требует осуществления целенаправленной информационной политики, согласованной с экономической, культурной, социальной и другими базовыми государственными стратегиями.
Переход России к новому типу экономики, гражданскому обществу и правовому государству, нынешний политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Информационная сфера, в особенности массовая коммуникация, в эпоху информационного общества становится мощным средством воздействия и формирования общественного сознания, и потому оказывает огромное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других структур общества. По этой причине масс-медиа как источник информации становятся одним из важнейших элементов системы политического (в том числе и государственного) управления.
Библиографический список
1. Штомпка, Л. Социология социальных изменений [Текст] / П. Штомпка. - М., 1996.
2. Дегтярев, А. А. Основы политической теории [Текст] / А. А. Дегтярев. - М., 1998.
3. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью [Текст] / Ю. Хабермас. - М., 1992.
4. Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологий [Текст] / А. И. Соловьев. - М., 2001.