Научная статья на тему 'Масс-медиа в условиях политической модернизации'

Масс-медиа в условиях политической модернизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
561
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / POLITICAL MODERNIZATION / INFORMATION POLICY / POLITICAL COMMUNICATION / JOURNALISM / INFORMATION / INFORMATION POLICY / POLITICAL COMMUNICATION / JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дмитрачков Игорь Владимирович

Автор концептуально осмысливает роль массмедиа в условиях политической модернизации. Акцентируется внимание на проблемах изменения пространства политической коммуникации в условиях формирования информационного общества, рассматриваются проблемы эффективного коммуникативного дискурса в системе «общество СМИ власть».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass-Media in the Conditions of Political Modernization

The article is devoted to the conceptual analysis of the mass-media role in the framework of political modernization. The author focuses on the issues of the political communication space changes in the conditions of information society forming. The author describes the problems of the effective communication within the "society mass media public authorities" system.

Текст научной работы на тему «Масс-медиа в условиях политической модернизации»

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

УДК 002 ББК 76

И.В. Дмитрачков,

пресс-секретарь губернатора Оренбургской области

МАСС-МЕДИА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

условиях политической модернизации и формирования информационного общества решающее значение приобретает проблема управления общественными отношениями с помощью информации и коммуникации в целом, а также управления информационно-коммуникативными отношениями на основе имеющегося потенциала информационной политики. В данном контексте актуализируется необходимость перехода к новым моделям взаимодействия «общество - СМИ - власть». Важным представляется устранение коммуникативных разрывов, достижение идентичности между объективными и субъективными факторами государственного управления.

В общественных науках достаточно подробно разработана тематика социально-политических изменений. В частности, П. Штомпка считает, что социальные изменения происходят на следующих элементарных уровнях «социокультурного поля»: 1) идей (идеологий, теорий); 2) норм и ценностей; 3) взаимодействий и организационных связей; 4) интересов и статусов [1]. В целом же устоялось мнение, что политические изменения связаны с внутриинституциональной трансформацией, обусловленной преобразованиями социальной среды, экономическими и духовно-культурными переменами. Они касаются переформатирования политических институтов, сдвигов в балансе социальных акторов, развития потенциалов и позиционной расстановки политических сил, которые обусловлены экономическими, духовными, культурными, международными и внесоци-альными факторами.

Эксплицируя различные подходы к разработке модели социально-политических изменений, можно выделить следующие элементы их структуры и внешней среды, соотносимые с элементами структуры публичной власти. Во-первых, это идеальные схемы и духовные образы политики (идеи, стереотипы, установки). Во-вторых, социокультурные символы, ценности и нормы, определяющие правила политического общения. В-третьих, иерархия социальных акторов по статусам, рангам и интересам. В-четвертых, материальные и другие коллективные ресурсы, по поводу которых происходит политическое общение. В-пятых, устойчивые взаимодействия, организационные связи и институциональные формы общения между людьми. В-шестых, факторы международной и внесоциальной среды. Эта обобщающая структурная модель дает возможность интерпретировать различные изменения в современной политической жизни, ее институциональной организации и социальной среде.

Возрастание способностей политической системы к управлению общественными делами состоит, по мнению Л. Пая и С. Верба, в возможности ее адаптации к изменяющейся социальной среде и проведению соответствующих институциональных инноваций, проявлении способностей к мобилизации материальных и человеческих ресурсов, а также к выживанию системы и воспроизводству институционального общения людей путем их социализации [2]. Таким образом, в условиях социально-политических трансформаций в значительной степени актуализируется роль каналов коммуникации, способствующих выполнению указанных задач.

В современном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стилей мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления. Ю. Хабермас в теории коммуникативного действия высказал тезис, что в постиндустриальном обществе объективно смещаются акценты с экономической на коммуникационную, культурную, информационную сферы, что стало источником социального прогресса [3]. Одной из основных функций информационного взаимодействия, информационного обмена между людьми является «достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента» [4]. Отсутствие сознательно ориентированных действий влечет за собой коммуникативный хаос и информационный кризис.

Проблема информационного общества связана, как правило, с двумя аспектами. Первый заключается в том, что информация все в большей степени становится неотъемлемым атрибутом управления. При действии второго аспекта ее потоки становятся главным объектом управления. Исходной категорией информационной политики выступает информация, которая в условиях информационного общества обладает субстратными свойствами «товара». В то же время информационная политика является одним из важнейших факторов реализации государственной политики, социального управления, обеспечения диалога власти и общества.

В эпоху постиндустриального общества информация и коммуникация, с одной стороны, превращаются в мощные факторы воздействия и формирования общественного сознания, и потому оказывают огромное влияние на все

структуры общества, с другой - в важнейшие инструменты формирования и самопрезентации государственного управления. Характер развития информационно-коммуникативных отношений ставит задачу специального осмысления тех процессов, которые возникают в связи с их влиянием на духовно-интеллектуальную среду. Остро встают вопросы координации культурной и государственной информационной политики в плане их гуманизации. Требуется выявление социокультурных механизмов, стабилизирующих общественное развитие.

По мере усложнения социальных связей политическое пространство становится все более многоплановым, многомерным, происходит усложнение и политических процессов. Одним из аспектов данного явления в политической системе выступает положение о «полицентрической политике». Суть этого изменения заключается в том, что акт коммуникации власти с массовым субъектом сам по себе начал определять формат политических отношений. Коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней онтологический статус. В связи с этим проявляется потребность научного осмысления информационно-коммуникативных оснований политической модернизации, связанных с возможностями конструирования эффективного коммуникативного дискурса в системе «общество - СМИ - власть».

Все больший исследовательский интерес вызывают проблемы развития цивилизации в сторону информационного общества, вопросы коммуникативного взаимодействия, внимание ученых акцентируется на динамических характеристиках политической реальности, степени влияния информации на качество политического взаимодействия, на изменения общественного сознания и поведения. В настоящее время приложение законов обращения информации к объяснению политической реальности, по сути, равнозначно интерпретации ее как некой целостности, внутренняя интегративность которой затмевает специфику отдельных сегментов. Рассматривая политические критерии коммуникации в сфере публичной власти, прежде всего следует учитывать содержательные аспекты разворачивающихся там информационно-коммуникативных отношений.

Проблема качественных изменений государственного управления неразрывно связана с необходимостью разработки социокоммуникативного механизма согласования интересов субъектов и объектов управления на основе формирования модусов оперативного обмена информацией, которые должны получить отражение в законодательстве. При этом следует иметь в виду процессы формирования общественного сознания и развития информационной культуры государственных служащих.

Объективные потребности общественного развития на современном этапе органично связаны с необходимостью установления нового типа государственного управления, выработки стратегии построенного на основе дискурсных, диалоговых, партнерских информационно-коммуникативных взаимодействий государства и общества. Таким образом, возрастает потребность в разработке иных парадигм отношений в системе «общество - СМИ - власть», расширении возможностей внедрения и использования социокоммуникативных технологий в управленческой деятельности.

Все это требует научного переосмысления сложившихся подходов в системе государственного управления с позиции развития теории политической коммуникации, информационного менеджмента, понимания журналистики как политической науки. Сегодня становится очевидным, что к традиционным журналистским специальностям, таким как газетная, радио- и тележурналистика, прибавилась еще одна: он-лайн-журналистика, то есть журналистика в Интернете. Кроме того, с развитием информационных технологий появляются новые возможности создания личных и коллективных виртуальных информационнокоммуникативных сред.

Государство играет весьма активную роль в модернизации любого общества, являясь одновременно ее проводником и гарантом. Однако гипертрофированная роль властных структур в политической модернизации на современном этапе приводит к тому, что сам процесс предстает как цепь своеобразных «революций сверху», которые не только осуществляются зачастую на основе манипулятивных технологий, но и по природе своей оказываются неорганичными политической и социокультурной специфике России, не соответствуют социальным, информационно-коммуникативным законам.

С точки зрения современной модернизации политическое развитие должно быть ориентировано на формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие политических решений. Вместе с тем сложность и противоречивость процессов политической модернизации связаны с рядом проблем. Во-первых, с недостаточной определенностью вектора общественно-политического развития, снижением гуманистической доминанты политической коммуникации, отсутствием информационно-коммуникативного содержания в системе взаимодействия «общество - власть». Наряду с противоречием, связанным с конфронтацией новых универсальных стандартов и традиционных ценностей, в процессе модернизации проявляется проблема соответствия социально-политических интересов, сформировавшихся в обществе, и возможностей политической системы принимать эффективные решения. Во-вторых, противоречивость процесса политической модернизации связана со свертыванием диалогового взаимодействия властных структур и общества, сокращением каналов обратной связи, что приводит к снижению легитимности, росту политического абсентеизма и недоверия к властным структурам, нарастанию политической апатии.

Средства массовой информации и коммуникации превратились в одного из наиболее эффективных в настоящее время посредников в отношениях населения с властью. Вследствие определенной открытости, оперативности в формулировании оценок и позиций, благодаря своим возможностям в отображении интересов и чаяний самых разнообразных групп и слоев населения, СМИ стали едва ли не ведущим инструментом в системе социального представительства интересов граждан. В этом смысле они могут существенно влиять на правила политической игры и даже модифицировать их, формировать новые отношения.

Коммуникации приобретают большее социально-политическое содержание,

становясь значимым инструментом политического и государственного управления, так как основой установления тех или иных взаимоотношений между властью и обществом является характер их информационного взаимодействия. Обеспечение партнерских взаимоотношений между властью и обществом в ходе динамичного процесса проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований во многом зависит от эффективности выбранной стратегии и тактики государственной информационной политики, являющихся неотъемлемыми составляющими государственного управления такими процессами.

Политический плюрализм порождает огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности обусловливает особую роль масс-медиа в жизни общества. СМИ есть канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эти особенности делают масс-медиа важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России.

Средства массовой информации в современном обществе играют настолько значимую роль, что при анализе любого социального, экономического, политического или культурного явления необходимо считаться с их влиянием. СМИ фактически выступают не только средствами информирования населения о текущих событиях, но и механизмом формирования массового сознания и поведения, фактором становления общественного и индивидуального сознания.

Вхождение России в мировое сообщество и построение в ней информационного общества возможно лишь при наличии развитого информационного пространства. С государственной точки зрения формирование информационного пространства должно рассматриваться как основа развития, что требует осуществления целенаправленной информационной политики, согласованной с экономической, культурной, социальной и другими базовыми государственными стратегиями.

Переход России к новому типу экономики, гражданскому обществу и правовому государству, нынешний политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Информационная сфера, в особенности массовая коммуникация, в эпоху информационного общества становится мощным средством воздействия и формирования общественного сознания, и потому оказывает огромное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других структур общества. По этой причине масс-медиа как источник информации становятся одним из важнейших элементов системы политического (в том числе и государственного) управления.

Библиографический список

1. Штомпка, Л. Социология социальных изменений [Текст] / П. Штомпка. - М., 1996.

2. Дегтярев, А. А. Основы политической теории [Текст] / А. А. Дегтярев. - М., 1998.

3. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью [Текст] / Ю. Хабермас. - М., 1992.

4. Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологий [Текст] / А. И. Соловьев. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.