П. А. Слуцкий
СМИ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ:
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОРИЕНТАЦИИ
В эпоху смены информационно-технологической парадигмы, развития сети Интернет и распространения электронных средств связи особенную актуальность приобретают вопросы, связанные с ролью СМИ в жизни общества и правах человека относительно информации. Согласно многочисленным прогнозам, именно технологии будут является основным фактором, определяющим развитие СМИ в ближайшие десятилетия1. В первую очередь, это касается возможности создания условий для ориентации индивида в информационном пространстве. Одна из наиболее тревожных тенденций нового «века информации» состоит в избытке информации, информационной перегрузке2. Технология века информации выборочно ограничивает доступную общественности информацию по внутренним и международным делам. Обилие телевизионных каналов и компьютерных источников информации требует от каждого отбора информации, который не всегда проводится тщательно.
С этой точки зрения необходимо более подробно рассмотреть изменившиеся функции СМИ. Представляется, что функция информирования в наши дни все больше заменяется функцией селекции. Можно много спорить о том, что же все-таки предлагают своим читателям и зрителям нынешние СМИ, но кажется, наиболее правильной будет такая точка зрения: они продают свое видение информационного потока, свое умение отобрать интересные аудитории новости. Но стремясь предложить рекламодателям возможность достичь как можно более широкой аудитории, редакции стараются наращивать объем предлагаемой ими информации. А в результате газеты «распухают» до невероятных размеров: воскресный выпуск New York Times, например, может достигать 1000 полос, значительная часть которой будет немедленно после получения отправлена читателями в корзину. Хотя каждый из них, вероятно, оставит для прочтения что-то свое: пока что персонализация подачи новостей в газетах может выглядеть только так. Яркое доказательство того, что избыток информации может быть так же вреден, как и ее недостаток, привел известный итальянский писатель Умберто Эко: «Чтобы прочитать полностью воскресный выпуск The New York Times, в котором описаны все события, произошедшие за неделю, не хватит и недели. И в этом смысле The New York Times ничем не отличается от советской «Правды», где вообще нечего читать»3.
На первый взгляд, в условиях функционирования электронных СМИ нет необходимости в первой полосе или главном сюжете. Поэтому потребители новостей смогут сами решать, что для них важно, и роль СМИ в определении повестки дня может значительно снизиться или полностью исчезнуть. Тем не менее, люди готовы платить за то, что СМИ не только предоставляют информацию, но и фильтруют ее.
Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что потребители ценят роль СМИ в определении повестки дня. Например, Б. Брукс настаивает на том, что «потребителя захотят или даже потребуют подготовленный журналистами список самых
© П. А. Слуцкий, 2008
важных новостей дня. Скорее всего, многие по достоинству оценят подобную помощь, другие предпочтут выполнить эту работу сами. С основанной на компьютерной технологии системой СМИ каждый пользователь сможет обращаться к статьям, аудио- или видеороликам, соответствующим персональным интересам»4.
Для характеристики этого феномена часто говорят о роли СМИ как «посредника» или «фильтра», который часто навязывает новые идеи, новые события и тенденции общественному сознанию, эта роль описывается теорией «привратника»5. В результате селекции информации только часть сообщений попадает в ежедневную печать, радио-и телевизионные программы.
Возможно, эта роль сейчас становится менее заметной. «Параллельно с перемещением все большего объема информации в он-лайновую среду, все большее количество людей, групп и компаний получают возможность представить свою собственную версию происходящих событий... В мире, где каждый может стать издателем, журналисты оказываются уязвимыми в смысле угрозы потерять свою монополию в области «привратников» новостей. Вместо этого, аналитики предполагают, что журналисты разовьются в некое подобие информационных гидов, помогая людям находить и связывать различные вида информации, которую они ищут»6.
В то время как роль радио- и телевещания и Интернета в качестве «привратника» уменьшается, такая роль сейчас более необходима, чем когда-либо. Ведь век спутников, век информации приводит к избытку информации. Так, например, через Интернет распространяются полные стенограммы всех заседаний Конгресса США, в то время как общественность не получает чрезвычайно важного анализа контекста, разъяснения и освещения, что традиционно входит в задачу журналиста7. Таким образом, в век информации журналист скорее играет роль не «посредника», а «гида» или «сопровождающего».
Безусловно, нет необходимости уменьшать поток доступной информации. Более того, необходимо сохранить свободу Интернета, который позволяет практически каждому, у кого есть компьютер, очень дешево «публиковать» свои материалы. Именно свобода отличает Интернет от более жестко контролируемых традиционных СМИ, таких как газеты, телевидение и радио8.
Однако свобода Интернета приводит к тому, что на пользователя обрушивается поток информации, в то время как у него нет возможности ориентироваться в этом потоке. И здесь встает вопрос о новой ответственности журналистов. Они должны выступать в качестве «гидов» или «проводников», оценивающих подлинность того массива информации, который распространяется через Интернет. Журналисты могут помочь потребителям, подсказав им, что следует и чего не следует читать. Также задача состоит в написании обзорных материалов, где собрана вся имеющаяся информация по какой-либо теме.
Важным аспектом является отношение к коммерческой информации. Значительная доля всей информации, циркулирующей в СМИ, носит коммерческий характер: это информация о фирмах, товарах и услугах. Часть этой информации носит рекламный характер и размещена на коммерческой основе, часть размещена бесплатно. Количество информации коммерческого содержания вряд ли будет уменьшаться в будущем - скорее наоборот. Также вряд ли можно ожидать, что резко упадет необходимость в ее распространении. Однако с ростом объемов коммерческой информации и необходимости ее фильтрации возрастет и роль СМИ.
Существующие привычные нам модели - традиционная парадигма восприятия новостей и того, что они собой представляют; того, кто такой журналист, коммерческая
модель финансирования создания новостей и их распространения, правовые рамки, которые обеспечивают защищенное пространство для новостной информации - все эти модели далеко не всегда применимы к новым цифровым реалиям. Как указывает Уильямс, «законодательная линия, отделяющая некоммерческую коммуникацию (защищенную свободой слова) и коммерческую коммуникацию (которую правительства может регулировать в определенных пределах) можно в лучшем случае назвать серой. Коммерческая коммуникация определяется как коммуникация, которая предлагает коммерческие транзацкии, создает импульс для приобретения определенного товара. Информация на этикетке представляется чисто коммерческой, потому что ее можно отнести к области принятия решения о покупке. Но что делать с пресс-релизом, который рассказывает о достоинствах нефтяной компании, взявшей на себя определенные экологические обязательства?»9. Если такое сообщение не имеет непосредственного отношения к покупке, его, вероятно, не следует относить к ком -мерческой коммуникации, и в этом случае у государства должно быть очень мало возможности повлиять на эту коммуникационную транзакцию. Правительство может принимать меры против коммерческой коммуникации, которая вводит в заблуждение, но опять же, эта коммуникация является коммерческой только в том случае, если она связана с определенным покупательским намерением. Далеко не все сообщения, которые способствуют продвижению продукта или услуги, можно отнести к коммерческой коммуникации.
В этом контексте не может не возникнуть вопрос об изменяющейся роли журналистика и журналистов в новом информационном пространстве. Если представить, что журналисты станут гидами в мире гипертекста, то они смогут форматировать нужную им тему в соответствии с потребностями читателя и включить в «дорожную карту». Они смогут отсылать читателя к другим организациям, правительственным сайтам и, не в последнюю очередь, к коммерческим организациям. В какой то момент читатель перестает «читать газету» и переходит к чтению рекламного материала, который его интересует. Но этот момент может оказаться мгновением и пройти незамеченным. Сам процесс чтения новостей, который более не привязан к непосредственному держанию в руках газеты или включению телевизора, становится просто еще одним шагом в процессе информационного поиска, шагом, который все сложнее и сложнее отделить от других видов поиска информации.
Соответственно, пересмотру, возможно, следует подвергнуть и другие аспекты ком -муникационного взаимодействия с аудиторией посредством новых медиа, хотя целый ряд вопросов сохранит свою актуальность. Технологические возможности полностью электронного информационного мира создания и доставки новостей предлагают широчайшие творческие возможности. Но проблема по-прежнему заключается в том, что правовые рамки, этические модели и коммерческие методы оплаты новостей, существовавшие в прошлом, не так легко переводятся в новый многогранный мир. Рекламодатели традиционно влияли на редакционный новостной контент в большей мере путем непринятия определенных вещей, нежели путем прямого несбалансированного освещения нужной темы в отдельно взятой статье или даже газете. «Каждое действие, которое ослабляет веру общества в объективную журналистскую этику и каждая капитуляция перед рекламодателями или корпоративными интересами отравляет основы нового журналистского порядка»10.
Каким образом общее освещение событий будет формировать общественный дискурс и будет ли этот дискурс иметь место на большой многоголосной арене или в сотнях частных дискуссий в группах одинаково мыслящих людей - это по меньшей мене частичная ответственность журналистов. Есть серьезные основания для беспокойства по поводу поддержания баланса в освещении тем в электронном мире в долгосрочной перспективе,
особенно в том случае, если новости будут продолжать процесс фрагментации, чтобы соответствовать отдельным группам читателей.
1 Straubhaar J. D., Rose R. La. Communications Media in the Information Society, Wodsworth, 1996; Cohen J. E. Information Rights and Intellectuaal Freedom. Ethics and the Internet 11-32 // Еd. by A. Vedder Antwerp. Intersentia, 2001; Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.
2 Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей // СОЦИС. 2005. №5. С. 6.
3 Эко У. О прессе // Пять эссе на тему этики. СПб., 1998. С. 56.
4 BrooksB. S. Journalism in the Information Age: a guide to Computers for Reporters and Editors. 1997. P. 82.
5 Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций: Учебн. пособие. СПб., 2004. С. 14.
6 Williams W. S. The Blurring Line Between Advertising and Journalism in the On-Line Environment // The Electronic Grapevine. Rumour, Reputation and Reporting in the new On-Line Environment. Borden/Harvey. London, 1998. P. 34.
7 Kellner Douglas. Advertising and Consumer culture // Questioning the Media: A critical introduction. 2nd Edition. New York, 1995.
8 Столяров А. В. Информационное будущее и современность // http://www.lib.ru/COPYRIGHT/stolyarov.txt.
9 Williams W. S. Op. cit. P. 36.
10 Boggs C. The End of Politics: Corporate Power and the decline of the Public Sphere. New York, 2000. P. 40.