Научная статья на тему 'СМИ в эпоху информационной перегрузки: социальная функция ориентации'

СМИ в эпоху информационной перегрузки: социальная функция ориентации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
532
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Слуцкий П. А.

В статье анализируется эволюция понятия информационной свободы, описывается современное состояние поля исследования вопроса, рассматривается традиционное социальное и политическое содержание понятия информационной свободы. В результате делается вывод о том, что развитие постиндустриального общества и интенсификация информационных потоков актуализируют вопросы, связанные с правами и свободами человека в отношении информации. Социальный прогресс и технологические перемены требуют пересмотра существующего подхода к понятию информационной свободы. Выдвигается предположение, что современное понимание информационной свободы должно быть основно на общих принципах недопустимости насилия и ограничения свобод индивида правами других лиц. То есть информационный обмен между двумя социальными субъектами можно считать свободным только в том случае, если он происходит по обоюдному согласию всех вовлеченных сторон, включая не только отправителя, но и получателя сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass Media at the Time of Information Overload: Social Function of Orientation

The article analyzes evolution of the term "information freedom", describes contemporary condition of the research on the subject, and looks at the traditional social and political meaning of the term. The conclusion is reached that development of the post-industrial society and intensification of information flows actualize the issues of human rights and freedoms concerning information. Social progress and technological advances demand reassessment of current approaches towards understanding the freedom of information exchange. The assumption is made that modern definition of information freedom should rely upon the general principle of limiting one's freedoms by the freedoms of others. Therefore the information exchange can be free only when it is performed upon mutual agreement of all the parties involved, including not only the sender, but also the recipient of the message.

Текст научной работы на тему «СМИ в эпоху информационной перегрузки: социальная функция ориентации»

П. А. Слуцкий

СМИ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ:

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОРИЕНТАЦИИ

В эпоху смены информационно-технологической парадигмы, развития сети Интернет и распространения электронных средств связи особенную актуальность приобретают вопросы, связанные с ролью СМИ в жизни общества и правах человека относительно информации. Согласно многочисленным прогнозам, именно технологии будут является основным фактором, определяющим развитие СМИ в ближайшие десятилетия1. В первую очередь, это касается возможности создания условий для ориентации индивида в информационном пространстве. Одна из наиболее тревожных тенденций нового «века информации» состоит в избытке информации, информационной перегрузке2. Технология века информации выборочно ограничивает доступную общественности информацию по внутренним и международным делам. Обилие телевизионных каналов и компьютерных источников информации требует от каждого отбора информации, который не всегда проводится тщательно.

С этой точки зрения необходимо более подробно рассмотреть изменившиеся функции СМИ. Представляется, что функция информирования в наши дни все больше заменяется функцией селекции. Можно много спорить о том, что же все-таки предлагают своим читателям и зрителям нынешние СМИ, но кажется, наиболее правильной будет такая точка зрения: они продают свое видение информационного потока, свое умение отобрать интересные аудитории новости. Но стремясь предложить рекламодателям возможность достичь как можно более широкой аудитории, редакции стараются наращивать объем предлагаемой ими информации. А в результате газеты «распухают» до невероятных размеров: воскресный выпуск New York Times, например, может достигать 1000 полос, значительная часть которой будет немедленно после получения отправлена читателями в корзину. Хотя каждый из них, вероятно, оставит для прочтения что-то свое: пока что персонализация подачи новостей в газетах может выглядеть только так. Яркое доказательство того, что избыток информации может быть так же вреден, как и ее недостаток, привел известный итальянский писатель Умберто Эко: «Чтобы прочитать полностью воскресный выпуск The New York Times, в котором описаны все события, произошедшие за неделю, не хватит и недели. И в этом смысле The New York Times ничем не отличается от советской «Правды», где вообще нечего читать»3.

На первый взгляд, в условиях функционирования электронных СМИ нет необходимости в первой полосе или главном сюжете. Поэтому потребители новостей смогут сами решать, что для них важно, и роль СМИ в определении повестки дня может значительно снизиться или полностью исчезнуть. Тем не менее, люди готовы платить за то, что СМИ не только предоставляют информацию, но и фильтруют ее.

Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что потребители ценят роль СМИ в определении повестки дня. Например, Б. Брукс настаивает на том, что «потребителя захотят или даже потребуют подготовленный журналистами список самых

© П. А. Слуцкий, 2008

важных новостей дня. Скорее всего, многие по достоинству оценят подобную помощь, другие предпочтут выполнить эту работу сами. С основанной на компьютерной технологии системой СМИ каждый пользователь сможет обращаться к статьям, аудио- или видеороликам, соответствующим персональным интересам»4.

Для характеристики этого феномена часто говорят о роли СМИ как «посредника» или «фильтра», который часто навязывает новые идеи, новые события и тенденции общественному сознанию, эта роль описывается теорией «привратника»5. В результате селекции информации только часть сообщений попадает в ежедневную печать, радио-и телевизионные программы.

Возможно, эта роль сейчас становится менее заметной. «Параллельно с перемещением все большего объема информации в он-лайновую среду, все большее количество людей, групп и компаний получают возможность представить свою собственную версию происходящих событий... В мире, где каждый может стать издателем, журналисты оказываются уязвимыми в смысле угрозы потерять свою монополию в области «привратников» новостей. Вместо этого, аналитики предполагают, что журналисты разовьются в некое подобие информационных гидов, помогая людям находить и связывать различные вида информации, которую они ищут»6.

В то время как роль радио- и телевещания и Интернета в качестве «привратника» уменьшается, такая роль сейчас более необходима, чем когда-либо. Ведь век спутников, век информации приводит к избытку информации. Так, например, через Интернет распространяются полные стенограммы всех заседаний Конгресса США, в то время как общественность не получает чрезвычайно важного анализа контекста, разъяснения и освещения, что традиционно входит в задачу журналиста7. Таким образом, в век информации журналист скорее играет роль не «посредника», а «гида» или «сопровождающего».

Безусловно, нет необходимости уменьшать поток доступной информации. Более того, необходимо сохранить свободу Интернета, который позволяет практически каждому, у кого есть компьютер, очень дешево «публиковать» свои материалы. Именно свобода отличает Интернет от более жестко контролируемых традиционных СМИ, таких как газеты, телевидение и радио8.

Однако свобода Интернета приводит к тому, что на пользователя обрушивается поток информации, в то время как у него нет возможности ориентироваться в этом потоке. И здесь встает вопрос о новой ответственности журналистов. Они должны выступать в качестве «гидов» или «проводников», оценивающих подлинность того массива информации, который распространяется через Интернет. Журналисты могут помочь потребителям, подсказав им, что следует и чего не следует читать. Также задача состоит в написании обзорных материалов, где собрана вся имеющаяся информация по какой-либо теме.

Важным аспектом является отношение к коммерческой информации. Значительная доля всей информации, циркулирующей в СМИ, носит коммерческий характер: это информация о фирмах, товарах и услугах. Часть этой информации носит рекламный характер и размещена на коммерческой основе, часть размещена бесплатно. Количество информации коммерческого содержания вряд ли будет уменьшаться в будущем - скорее наоборот. Также вряд ли можно ожидать, что резко упадет необходимость в ее распространении. Однако с ростом объемов коммерческой информации и необходимости ее фильтрации возрастет и роль СМИ.

Существующие привычные нам модели - традиционная парадигма восприятия новостей и того, что они собой представляют; того, кто такой журналист, коммерческая

модель финансирования создания новостей и их распространения, правовые рамки, которые обеспечивают защищенное пространство для новостной информации - все эти модели далеко не всегда применимы к новым цифровым реалиям. Как указывает Уильямс, «законодательная линия, отделяющая некоммерческую коммуникацию (защищенную свободой слова) и коммерческую коммуникацию (которую правительства может регулировать в определенных пределах) можно в лучшем случае назвать серой. Коммерческая коммуникация определяется как коммуникация, которая предлагает коммерческие транзацкии, создает импульс для приобретения определенного товара. Информация на этикетке представляется чисто коммерческой, потому что ее можно отнести к области принятия решения о покупке. Но что делать с пресс-релизом, который рассказывает о достоинствах нефтяной компании, взявшей на себя определенные экологические обязательства?»9. Если такое сообщение не имеет непосредственного отношения к покупке, его, вероятно, не следует относить к ком -мерческой коммуникации, и в этом случае у государства должно быть очень мало возможности повлиять на эту коммуникационную транзакцию. Правительство может принимать меры против коммерческой коммуникации, которая вводит в заблуждение, но опять же, эта коммуникация является коммерческой только в том случае, если она связана с определенным покупательским намерением. Далеко не все сообщения, которые способствуют продвижению продукта или услуги, можно отнести к коммерческой коммуникации.

В этом контексте не может не возникнуть вопрос об изменяющейся роли журналистика и журналистов в новом информационном пространстве. Если представить, что журналисты станут гидами в мире гипертекста, то они смогут форматировать нужную им тему в соответствии с потребностями читателя и включить в «дорожную карту». Они смогут отсылать читателя к другим организациям, правительственным сайтам и, не в последнюю очередь, к коммерческим организациям. В какой то момент читатель перестает «читать газету» и переходит к чтению рекламного материала, который его интересует. Но этот момент может оказаться мгновением и пройти незамеченным. Сам процесс чтения новостей, который более не привязан к непосредственному держанию в руках газеты или включению телевизора, становится просто еще одним шагом в процессе информационного поиска, шагом, который все сложнее и сложнее отделить от других видов поиска информации.

Соответственно, пересмотру, возможно, следует подвергнуть и другие аспекты ком -муникационного взаимодействия с аудиторией посредством новых медиа, хотя целый ряд вопросов сохранит свою актуальность. Технологические возможности полностью электронного информационного мира создания и доставки новостей предлагают широчайшие творческие возможности. Но проблема по-прежнему заключается в том, что правовые рамки, этические модели и коммерческие методы оплаты новостей, существовавшие в прошлом, не так легко переводятся в новый многогранный мир. Рекламодатели традиционно влияли на редакционный новостной контент в большей мере путем непринятия определенных вещей, нежели путем прямого несбалансированного освещения нужной темы в отдельно взятой статье или даже газете. «Каждое действие, которое ослабляет веру общества в объективную журналистскую этику и каждая капитуляция перед рекламодателями или корпоративными интересами отравляет основы нового журналистского порядка»10.

Каким образом общее освещение событий будет формировать общественный дискурс и будет ли этот дискурс иметь место на большой многоголосной арене или в сотнях частных дискуссий в группах одинаково мыслящих людей - это по меньшей мене частичная ответственность журналистов. Есть серьезные основания для беспокойства по поводу поддержания баланса в освещении тем в электронном мире в долгосрочной перспективе,

особенно в том случае, если новости будут продолжать процесс фрагментации, чтобы соответствовать отдельным группам читателей.

1 Straubhaar J. D., Rose R. La. Communications Media in the Information Society, Wodsworth, 1996; Cohen J. E. Information Rights and Intellectuaal Freedom. Ethics and the Internet 11-32 // Еd. by A. Vedder Antwerp. Intersentia, 2001; Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.

2 Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей // СОЦИС. 2005. №5. С. 6.

3 Эко У. О прессе // Пять эссе на тему этики. СПб., 1998. С. 56.

4 BrooksB. S. Journalism in the Information Age: a guide to Computers for Reporters and Editors. 1997. P. 82.

5 Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций: Учебн. пособие. СПб., 2004. С. 14.

6 Williams W. S. The Blurring Line Between Advertising and Journalism in the On-Line Environment // The Electronic Grapevine. Rumour, Reputation and Reporting in the new On-Line Environment. Borden/Harvey. London, 1998. P. 34.

7 Kellner Douglas. Advertising and Consumer culture // Questioning the Media: A critical introduction. 2nd Edition. New York, 1995.

8 Столяров А. В. Информационное будущее и современность // http://www.lib.ru/COPYRIGHT/stolyarov.txt.

9 Williams W. S. Op. cit. P. 36.

10 Boggs C. The End of Politics: Corporate Power and the decline of the Public Sphere. New York, 2000. P. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.