ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ» ПО МЕРЕ ПЕРЕХОДА ОТ РОДОПЛЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ГОСУДАРСТВУ
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА КИКОТЬ-ГЛУХОДЕДОВА,
кандидат юридических наук, докторант кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, старший лейтенант полиции
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Прослеживается эволюция понятия «безопасность» по мере перехода от родоплеменных отношений к государству.
Ключевые слова: безопасность, государство, Сократ, Платон, Аристотель,Гоббс, Спиноза.
Annotation. Evolution of the concept of «security» as the transition from tribal relations to the state. Keywords: security, state, Socrates, Plato, Aristotle, Hobbes, Spinoza.
Феномен безопасности имеет столь же глубокие исторические корни, что и человек, так как является основной характеристикой его нормального функционирования и жизнеобеспечения сначала в самом примитивном физиологическом, а затем (с учетом эволюции человека) и в социальном аспекте его деятельности.
С развитием общественных отношений, по мере перехода от родоплеменных отношений к государству как единой политической организации человеческого общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом, понятие «безопасность» претерпевало большие изменения.
Длительное время государство как политическая категория в научной теории, а также понятие «безопасность», было имплицитно, т.е. не зафиксировано на материальных носителях.
Первыми среди европейцев теорию государственного управления, а также философские размышления по обеспечению безопасности как формы социальной устойчивости эксплицировали — ввели в научное обращение — древние греки: Сократ, Платон и Аристотель. При этом если Сократ и Платон положили начало «фиксации права» в государствен-
ном управлении, то Аристотель подвел итог античному периоду государственного устройства.
По мнению Платона, особое внимание государство должно уделять воинам, которые обеспечивают его безопасность. В философских взглядах Платона безопасность — это предотвращение вреда1.
С дальнейшим развитием рабовладельческого общества идеи безопасности государства трансформировались в необходимость обеспечения личной безопасности правящей аристократии империи Александра Македонского и Римской империи — об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней мысли ученых того времени.
Например, крупнейший историк Древнего Рима Полибий (200—120 г.г. до н.э.) в своей «Всеобщей истории» не только сравнивает развитие государства с жизнью живых организмов, но и считает агрессивную политику империи жизненной потребностью и необходимым условием для обеспечения безопасности страны и ее граждан2.
Выдающийся оратор и известный государственный деятель Древнего Рима Цицерон (106—44 гг. до н.э.) считал, что собственность на землю и иное имущество (в том числе и на рабов) обусловливает необходимость охраны и обеспечения безопасности ее владельцев. Его современник — Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н.э.) полностью разделял это мнение и рассматривал государство как политиче-
№ 10 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
157
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
скую организацию, которой руководят избранные лица — рабовладельцы, чья безопасность должна обеспечиваться вооруженной силой.
Главным фактором, обеспечивающим необходимую стабильность в обществе Цезарь считал вооруженную силу: «Война и сила не терпят возражений»3. Этот знаменитый ответ Цезаря на замечания одного из народных трибунов по поводу незаконного изъятия денег из казны дошел до нас благодаря Плутарху.
В раннефеодальном обществе понятие безопасности ориентировалось, в первую очередь, на защиту интересов церкви и феодальной аристократии. Ярким подтверждением сказанному нами служат социально-политические взгляды известного философа раннего средневековья Фомы Аквин-ского(1225—1275 гг.). По мнению этого философа, благо государства неизмеримо выше блага человека, ибо оно охраняется Божественной волей. Неукоснительное соблюдение человеком обязанностей, установленных Богом, является самой надежной гарантией всеобщей безопасности.
Особый вклад в развитие идеи безопасности внёс выдающийся английский философ-материалист Томас Гоббс (1588—1679 гг.). В своей известной работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», изданной в 1651 г., он очень точно охарактеризовал жизнь человека в догосударственном состоянии, как «войну всех против всех»4.
По мнению Т. Гоббса, безопасность является фундаментом государства; только с помощью законов, которые государство поддерживает силой, можно обеспечить его развитие, жизнь и непри-
косновенность собственности его подданных: «Соглашения без меча лишь слова, которые не в силах обеспечить человеку безопасность»5.
Созвучные идеи сформулировал в 1677 г. в своей работе другой выдающийся мыслитель Нового времени — Бенедикт Спиноза. Он считал, что главная цель государства «...заключается не в том, чтобы господствовать и держать людей в страхе, подчиняя их власти другого, но, наоборот, в том, чтобы каждого освободить от страха, дабы он жил в безопасности, насколько это возможно»6. По его мнению, «.для безопасности государства и не важно, какими мотивами руководствуются люди, надлежащим образом управляя делами, лишь бы эти последние управлялись надлежащим образом. Ибо свобода, или твердость души есть частная добродетель, добродетель же государства — безопасность»7.
Как видим, выдающиеся представители философской мысли раннебуржуазного государства (Т. Гоббс жил в Англии, а Б. Спиноза в Нидерландах — единственных тогда странах в Европе, где буржуазия уже пришла к политической власти) достаточно четко сформулировали его основные цели и направления деятельности в сфере безопасности — развитие общественных отношений настоятельно требовало этого.
1 См.: Платон. Диалоги. М.: Мысль. 1986. С. 434; 436.
2 Полибий. Всеобщая история. М. 1980. Т. 1., С. 209.
3 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1972. Т. 2. С. 480.
4 Т. Гоббс. Сочинения в 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 150.
5 Там же. С. 150.
6 Б. Спиноза. Богословско-политический трактат. Антология мировой политической мысли. Т. 1. М., 1997. С. 350.
7 Там же. С. 356.
Криминология. Практикум. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Лебедев С.Я., Иншаков С.М. и др. 2013. 367 с.
В практикуме предложены теоретические положения (криминологический словарь), упражнения в сочетании с проблемными вопросами, инструкции по проведению деловых игр, методический инструментарий (программа курса, контрольные тесты, критерии оценки на экзамене и дифференцированном зачете). Может использоваться как при самостоятельном изучении криминологии, так и в ходе семинарских и практических занятий.
Для студентов вузов, изучающих криминологию в высших учебных заведениях, а также преподавателей данной дисциплины.
158
Вестник Московского университета МВД России
№ 10 / 2014