Научная статья на тему 'Идеи безопасного государства в трудах выдающихся философов Древнего мира, феодального и раннебуржуазного общества'

Идеи безопасного государства в трудах выдающихся философов Древнего мира, феодального и раннебуржуазного общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
426
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PUBLIC RELATIONS / ФИЛОСОФЫ / PHILOSOPHERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кикоть-глуходедова Татьяна Владимировна

В статье дается философско-правовой анализ феномена безопасности мыслителями античного мира, Древнего Рима, феодального и раннебуржуазного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF SECURE STATE IN THE WORKS OF PROMINENT PHILOSOPHERS OF THE ANCIENT WORLD, THE FEUDAL AND EARLY BOURGEOIS SOCIETY

The article provides a legal and philosophical analysis of the phenomenon of security thinkers of the ancient world, Ancient Rome, and the feudal society ranneburzhuaznogo.

Текст научной работы на тему «Идеи безопасного государства в трудах выдающихся философов Древнего мира, феодального и раннебуржуазного общества»

Философия права, 2014, № 2 (63)

сударственно-правовом развитии России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2010.

9. Спекторский Е. В. Христианство и культура. М., 2013.

10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. № 1.

12. Явич Л. С. О философии права на XXI век // Правоведение. 2000. № 4.

13. Dawson C. Dynamics of World History. LaSalle, 1978.

Т. В. Кикоть-Глуходедова

ИДЕИ БЕЗОПАСНОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ ДРЕВНЕГО МИРА, ФЕОДАЛЬНОГО И РАННЕБУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА

В статье дается философско-правовой анализ феномена безопасности мыслителями античного мира, Древнего Рима, феодального ираннебуржуазного общества.

Ключевые слова: государство, безопасность, общественные отношения, философы.

Феномен безопасности имеет столь же глубокие исторические корни, как и человек, так как является основной характеристикой его нормального функционирования и жизнеобеспечения сначала в самом примитивном физиологическом, а затем (с учетом эволюции человека) и в социальном аспектах его деятельности.

С развитием общественных отношений, по мере перехода от родоплеменных отношений к государству как единой политической организации человеческого общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом, понятие «безопасность» претерпевало большие изменения.

Длительное время государство как политическая категория в научной теории, а также понятие «безопасность» были имплицитны, то есть не зафиксированы на материальных носителях.

Первыми среди европейцев теорию государственного управления, а также философские размышления, посвященные обеспечению безопасности как формы социальной устойчивости, ввели в научное обращение древние греки - Сократ, Платон и Аристотель. При этом если Сократ и Платон положили начало «фиксации права» в государственном управлении, то Аристотель подвел итог античному периоду государственного устройства.

По мнению Платона, особое внимание государство должно уделять воинам, которые обеспечивают его безопасность. В философских воззрениях Платона безопасность - это предотвращение вреда [1, с. 343, 436].

С развитием рабовладельческого общества идеи безопасности государства трансформировались в необходимость обеспечения личной безопасности правящей элиты империи Александра Македонского и Римской империи. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней труды ученых того времени.

Например, крупнейший историк Древнего Рима Полибий (200-120 годы до н. э.) в своей «Всеобщей истории» не только сравнивает развитие государства с жизнью живых организмов, но и считает агрессивную политику империи жизненной потребностью и необходимым условием для обеспечения безопасности страны и ее граждан [2, с. 209].

Выдающийся оратор и известный государственный деятель Древнего Рима Цицерон (106-44 годы до н. э.) считал, что собственность на землю и иное имущество (в том числе и на рабов) обусловливает необходимость охраны и обеспечения безопасности ее владельцев. Его современник Гай Юлий Цезарь (100-44 годы до н. э.) полностью разделял это мнение и рассматривал государство как политическую организацию, которой руководят избранные лица - рабовладельцы, чья безопасность должна обеспечиваться силой.

Методология политико-правовых исследований

Главным фактором, обеспечивающим необходимую стабильность в обществе, Цезарь считал вооруженную силу: «Война и сила не терпят возражений» [3, с. 480]. Этот знаменитый ответ Цезаря одному из народных трибунов по поводу незаконного изъятия денег из казны стал известен нам благодаря Плутарху.

В раннефеодальном обществе понятие безопасности ориентировалось в первую очередь на защиту интересов церкви и феодальной аристократии. Подтверждением сказанному служат социально-политические взгляды известного философа раннего средневековья Фомы Аквинско-го (1225-1275). По его мнению, благо государства неизмеримо выше блага человека, ибо оно охраняется Божественной волей. Неукоснительное соблюдение человеком обязанностей, установленных Богом, является самой надежной гарантией всеобщей безопасности.

Особый вклад в развитие идеи безопасности внес выдающийся английский философ-материалист Т. Гоббс (1588-1679). В своей работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», изданной в 1651 году, он очень точно охарактеризовал жизнь человека в догосударственном состоянии как «войну всех против всех» [4, с. 150].

По мнению Т. Гоббса, безопасность является фундаментом государства. Только соблюдение законов, которые государство поддерживает силой, может обеспечить его развитие, неприкосновенность собственности и жизни его подданных: «соглашения без меча - лишь слова, которые не в силах обеспечить человеку безопасность» [4, с. 150].

Созвучные идеи сформулировал в 1677 году в своей работе другой выдающийся мыслитель Б. Спиноза. Он считал, что главная цель государства «.. .заключается не в том, чтобы господствовать и держать людей в страхе, подчиняя их власти другого, но, наоборот, в том, чтобы каждого освободить от страха, дабы он жил в безопасно-

сти, насколько это возможно» [5, с. 350]. По его мнению, «.для безопасности государства и не важно, какими мотивами руководствуются люди, надлежащим образом управляя делами, лишь бы эти последние управлялись надлежащим образом. Ибо свобода, или твердость души, есть частная добродетель, добродетель же государства -безопасность» [5, с. 350].

Таким образом, выдающиеся представители философской мысли раннебуржуазного государства (Т. Гоббс жил в Англии, а Б. Спиноза - в Нидерландах - в странах, где буржуазия уже пришла к политической власти) достаточно четко сформулировали его основные цели и направления деятельности в сфере безопасности. Отметим, что развитие общественных отношений настоятельно требовало этого.

Неуклонное поступательное развитие человеческой цивилизации по пути прогресса (от ро-доплеменных отношений к рабовладельческому обществу, а затем от феодального государства к буржуазному) обусловило появление в аппарате государства новых органов и учреждений, непосредственно отвечающих за его безопасность. Соответственно, особое внимание уже не только философы, но и в первую очередь юристы, стали уделять развитию теории и практики законодательного регулирования вопросов обеспечения безопасности в рамках быстро развивающейся с начала XVIII века юридической науки.

Литература

1. Платон. Диалоги. М., 1986.

2. Полибий. Всеобщая история. М., 1980. Т. 1.

3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1972. Т. 2.

4. Гоббс Т. Сочинения: в 2-х т. М., 1964. Т. 2.

5. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.