Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
473
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДЕМОКРАТИЯ / ТИРАНИЯ / ОЛИГАРХИЯ / АРИСТОКРАТИЯ / МАКИАВЕЛЛИЗМ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кярова Мадина Алиевна, Дадашев Али Айдынович

В данной статье рассмотрены этапы эволюции политической мысли и идей с древнейших времен до наших дней. Проанализированы различные теории и концепции выдающихся мыслителей античности и средневековья, Нового и новейшего времени. На основе проведенного исследования авторами предлагается свое видение развития политических событий и мыслей. Статья представляет собой описание появления и дальнейшего становления различных политических теорий и мыслей как восточных, так и западных ученых с древних времен до наших дней. В основной части статьи излагаются основные политические взгляды и теория таких мыслителей античности как Конфуций, Демокрит, Платон и Аристотель, средних веков - Ф. Аквинский и Макиавелли, а в Новое Время - Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и И. Кант. В статье также затронуты такие теории происхождения государства как патриархальная теория, теория насилия, теория общественного договора и др. Далее авторы анализируют современные политологические школы, теории и направления. Авторы ссылаются на такие противоречащие парадигмы ХХ века как теории соцориентации и либерально-демократические теории. В заключение статьи авторы приходят к выводу, что теория согласования интересов, противоположная марксистско-ленинской теории классовой борьбы, первоначально в одной стране - США, а впоследствии и в других странах, стала реальной политической практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF POLITICAL THOUGHT: THE BASIC STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT

This article describes the stages of evolution of political thought and ideas from ancient times to the present day. Analyzed various theories and concepts of outstanding thinkers of antiquity and middle ages, modern and contemporary periods. On the basis of this study, the authors propose their vision of political developments and thoughts. The article is a detailed description of the emergence and further development of different political theories and ideas of both Eastern and Western scholars from ancient times to the present day. In the main part of the article sets out the basic political views and theories of such great thinkers of antiquity such as Confucius, Democritus, Plato and Aristotle, the middle ages - F. Aquinas and Machiavelli, and in the New age - T. Hobbes, J. Locke, Montesquieu and Kant. The article also addressed such theory of the origin of the state as Patriarchal theory, the theory of violence, theory of social contract.Further the author analyzes modern political science school, theory and directions.The author refers to these contradicting paradigms of the xx century as the theory of setorientation Liberalno and democratic theory. In conclusion, the author come to the conclusion that the theory of coordination of interests, the opposite of the Marxist-Leninist theory of class struggle, initially in one country - the United States, and subsequently in other countries has become a real political practice.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ»

УДК 32

Кярова М. А., Дадашев А. А.

Kyarova M. А., Dadashev A. А.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

EVOLUTION OF POLITICAL THOUGHT: THE BASIC STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT

В данной статье рассмотрены этапы эволюции политической мысли и идей с древнейших времен до наших дней. Проанализированы различные теории и концепции выдающихся мыслителей античности и средневековья, Нового и новейшего времени. На основе проведенного исследования авторами предлагается свое виденье развития политических событий и мыслей. Статья представляет собой описание появления и дальнейшее становления различных политических теорий и мыслей как восточных, так и западных ученых с древних времен до наших дней.

В основной части статьи излагаются основные политические взгляды и теория таких мыслителей античности как Конфуций, Демокрит, Платон и Аристотель, средних веков — Ф. Аквинский и Макиавелли, а в Новое Время -Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и И. Кант.

В статье также затронуты такие теории происхождения государства как патриархальная теория, теория насилия, теория общественного договора и др. Далее авторы анализируют современные политологические школы, теории и направления. Авторы ссылаются на такие противоречащие парадигмы ХХ века как теории соцориентации и либерально-демократические теории.

В заключение статьи авторы приходят к выводу, что теория согласования интересов, противоположная марксистско-ленинской теории классовой борьбы, первоначально в одной стране - США, а впоследствии и в других странах, стала реальной политической практикой.

Ключевые слова: мировоззрение, демократия, тирания, олигархия, аристократия, макиавеллизм, правовое государство, гражданское общество, естественное право.

This article describes the stages of evolution of political thought and ideas from ancient times to the present day. Analyzed various theories and concepts of outstanding thinkers of antiquity and middle ages, modern and contemporary periods. On the basis of this study, the authors propose their vision of political developments and thoughts. The article is a detailed description of the emergence and further development of different political theories and ideas of both Eastern and Western scholars from ancient times to the present day.

In the main part of the article sets out the basic political views and theories of such great thinkers of antiquity such as Confucius, Democritus, Plato and Aristotle, the middle ages — F. Aquinas and Machiavelli, and in the New age - T. Hobbes, J. Locke, Montesquieu and Kant.

The article also addressed such theory of the origin of the state as Patriarchal theory, the theory of violence, theory of social contract.Further the author analyzes modern political science school, theory and directions.The author refers to these contradicting paradigms of the xx century as the theory of setorientation Liberalno and democratic theory.

In conclusion, the author come to the conclusion that the theory of coordination of interests, the opposite of the Marxist-Leninist theory of class struggle, initially in one country - the United States, and subsequently in other countries has become a real political practice.

Key words: ideology, democracy, tyranny, political, oligarchy, aristocracy, machiavellianism, legal state, civil society, natural law.

Кярова Мадина Алиевна -

кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и права, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 719 77 92 E-mail: mad-kyarova@yandex.ru

Дадашев Али Айдынович -

доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и права, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 717 02 94 E-mail: dadali@yandex.ru

Kyarova Madina Alievna -

Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor, of the Department of History, Philosophy and Law, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik

Tel.: 8 928 719 77 92

E-mail: mad-kyarova@yandex.ru

Dadashev Ali Ajdynovich -

Doctor of Philosophy Sciences, Professor of the Department of History, Philosophy and Law, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel. 8 928 717 02 94 E-mail: dadali@yandex.ru

Формирование политических идей как на Древнем Востоке (Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Персии), так и на Древнем Западе (Греция и Рим) связаны с той стадией развития производства и общества, когда люди с одной стороны дифференцировались по социальным признакам, а с другой стороны интегрировались в совместную государственную жизнь. Это необходимо подчеркнуть, ибо ряд авторов выводят политику, чуть ли не из биологической природы человека. Без разделения людей по классам, профессиям, социальным интересам, без потребностей направлять, контролировать совместную жизнь не может возникнуть государственность, не могут появиться важные политические идеи.

Политические идеи в самом начале государственной жизни людей находились в рамках мифологического мировоззрения, согласно которому все земные процессы объяснялись их, якобы, внеземным происхождением.

Божественный первоисточник всех земных социально-политических порядков никем не оспаривался, но в мифах разных народов по-разному решался вопрос о способе и характере связи божественного с земным.

Начиная примерно с I тысячелетия до нашей эры, по мере развития хозяйственной и культурной жизни народов, дифференциации населения на устойчивые слои и группы, усложнения управления обществом и государством, происходит вытеснение мифологического мировоззрения светским, рациональным миропониманием. В частности, в Индии на смену идеологии брахманизма, которая

еще во 2-ом тысячелетии до н. э. делила людей на 4 неравноправных сословия (варны) и считала, что они должны следовать богом установленному правилу поведения (дхарме), в VI веке до н. э. приходит идеология буддизма, считающая земную жизнь результатом деятельности людей, не разделенных на социально неравные сословия и ее подчиненных божественным законам, а находящих индивидуальный путь (нирвана) спасения и достижения истины. Политические идеи и мысли стали оцениваться не по происхождению, а по их практической значимости для реальной жизни. В древней Персии переход от мифологии к рационализму связан с именем Зарату-стры (8 век до н. э.).

Много рациональных политических идей содержится в древневосточных концепциях даосизма, легизма и других, которые достойны специального рассмотрения.

Однако, политические идеи развивались и на Древнем Западе, в частности, в Греции и Риме. Рассмотрим вкратце и их.

Государственность в Греции возникла в начале I тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов, городов-государств. И там же возникло столько политических идей, что иногда кажется, что все основные идеи политической науки возникли в древности. Остановимся только на некоторых идеях и их авторах.

Выдающийся философ античности Демокрит (460-370 гг. до н. э.) выдвинул идеи объективного и неизбежного возникновения общества путем эволюции из первоначального

естественного состояния. А государство, на его взгляд, создается самими людьми по договоренности для того, чтобы был порядок. Причем, для обеспечения гармоничного существования общества, в котором люди руководствуются нормой и чувством меры, необходимо создавать демократическое государство. Именно в демократическом государстве, - считает Демокрит, - возможно сочетание сильной государственной власти с широкой народной демократией.

Большой вклад в сокровищницу политических идей внесли великие Платон (427-347 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384-322 гг. до н. э.).

Философ-идеалист Платон исходит из того, что изначально существующая абсолютная идея объединяет космос, государство и человеческую душу. Трем частям души - разумной, яростной и вожделеющей - в государстве соответствуют три схожих части или начала - совещательное, защитное, деловое и три человеческих сословия - правителей, воинов и производителей, то есть ремесленников и земледельцев. Все три части выполняют свои функции и находятся в соподчинении: разумные правители господствуют, яростные воины подчиняются правителям и защищают государство, первые, дав сословия, управляют третьим, которое «по своей природе жаждет богатства».

Идеальное государство Платона, в котором правят аристократы-философы, опираясь на справедливые законы, может «портиться» в зависимости от состояния духовного первоначала. Например, частная собственность на землю и дома, превращение свободных в рабов связаны с заменой разумного начала яростным духом, в итоге возникает тимократия, т. е. критско-спартанский тип государственного устройства, главным занятием которого являются войны. Эти войны обогащают одних, ведут к обнищанию других. Богатые со своими идеями обогащения приходят к власти, образуется режим олигархии, который портит и сменяет тимократию. Олигархия, в свою очередь, портится демократией, когда к власти приходят неимущие. Опьяненная свободой и свободомыслием, демократия уступает власть своей противоположности - тирании.

В диалогах «Государство», «Политика», «Законы» у Платона выражены ценные идеи

по всем аспектам жизни общества и государства, о которых еще будет сказано в следующих темах данного курса.

Из кладовой политических идей Аристотеля, «энциклопедического ума античности», ученика Платона и учителя Александра Македонского, рассмотрим хотя бы одну...

Аристотель считает, что человек по своей природе является существом политическим, и что он в своей государственной жизни до совершенства развивает эти природные данные. А государство он подразделяет по числу властвующих (один, немногие, большинство) и по признаку правильности форм. В правильных формах правители служат общей пользе. Таковыми являются монархия, аристократия, и полития или правление большинства в пользу всех. Неправильными формами, по Аристотелю, являются тирания, олигархия и демократия. Особо он ругает тиранию и критикует демократию, где верховная власть принадлежит народу, а не закону.

В средневековой христианской политической теории важнейшие идеи принадлежат Аврелию Августину (354-430 гг.), Фоме Ак-винскому (1225-1275 гг.) и Марселию Паду-анскому (1275-1343 гг.).

Ценной является идея Августина о наличии в каждом государстве, по существу, двух государств, - богатых и бедных, обусловленных, по его словам, сохраняющейся греховностью человеческой природы. В многообразии и различии народов Августин выделил два признака - живущих по плоти и живущих по духу, и, естественно, отдавал предпочтение последнему.

Обилием ценных политических идей отличается творчество Ф. Аквинского. Он приложил много интеллектуальных усилий, чтобы доказать превосходство духовной власти над светской и право клира вмешиваться в дела государства.

Аквинский различает абсолютную и политическую монархию, поддерживает последнюю, в которой активную роль играют светские и духовные «князья церкви», и власть государя ограничивается законами. Ученый разработал целую теорию законов. В этой теории все законы связаны нитями субординации, и пирамиду венчает вечный закон божественного разума, управляющего Вселенной.

Таким образом, если политические идеи древних, освободившись от религиозно-

мифологических наслоений, пытались выявить суть реальной политики, формы государственного управления, прав личности, уяснить справедливость, то политическая наука средневековья стала объяснять все процессы природного и социального развития их внеземным происхождением и божественной сутью, утвердила господство теологического мировоззрения.

Начиная примерно с 16 века, в Западной Европе происходит развитие машинного производства, усиливается процесс познания человеком неживой, живой природы. Постепенно сам человек, его земные повседневные интересы становятся объектом научного познания. Возникают, а точнее восстанавливаются из античности теперь уже на базе машинного производства, науки о человеке и его жизни, гуманистические науки. Начинается эпоха Возрождения.

Ярким представителем политической мысли этого времени был Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Прежде всего, Макиавелли обосновал политику как науку, изучающую и анализирующую реально существующую власть и управление. Но, из-за его фразы «цель оправдывает средства» ему ошибочно приписывают аморализм в политике - «макиавеллизм». Но, он в работе «Государь» писал не о безнравственных средствах, ведущих к укреплению власти государя, а о благопристойных взаимоотношениях властвующих и подвластных.

Широкое развитие политическая мысль получила в ходе подготовки и проведения буржуазных революций 17 века и в начатое ими Новое время человеческой истории.

Адептами этой концепции были многие ученые в разных странах. Остановимся лишь на взглядах некоторых из них.

Английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.) в своем главном труде «Левиафан» описывает ужасы догосударственной жизни людей, когда происходит «война всех против всех», каждый боится за свою жизнь, отсутствует культура, в повседневном понимании этого слова.

Другого английского мыслителя Джона Локка (1632-1704 гг.) справедливо называют родоначальником либерализма, ибо он считал, что люди не должны отказываться от всех своих естественных прав в пользу государства и государя. Впервые четко подразде-

лив понятия «личность», «общество» и «государство.

Важным направлением политической мысли во Франции 18 века было Просветительство. Знаменитые Вольтер и Монтескье, философы Дидро, Гольбах, Гельвеций внесли неоценимый вклад в обществознание, преодолевая религиозное мракобесие и развивая идеи гуманизма, равенства и свободы людей.

Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) оригинален в своих политических суждениях. В частности, в книге «Дух законов» он высказал плодотворную идею о зависимости поступков людей от множества факторов: от климата, религии, от учета прошлого опыта, от нравов, обычаев, от форм управления людьми.

Говоря о Просвещении, нельзя не упомянуть «отцов» американской демократии Джефферсона, Пейна, Мэдисона.

Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) считал, что все люди наделены правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Поэтому основой государственной жизни, - считал он, -является народный суверенитет.

В политических взглядах Джеймса Мэдисона (1751-1836 гг.) следует выделить его понимание «разделения властей». В отличие от Монтескье, считавшего законодательную власть более важной, чем исполнительная и судебная, Мэдисон считает все три власти равновеликими и выполняющими функции сдержек и противовесов.

И, наконец, несколько слов о политических воззрениях крупнейших немецких ученых и политических деятелей.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) высказал замечательную мысль о том, что благо и назначение государства - в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права. Эта мысль Канта, разработанная всесторонне, дает нам основание считать его одним из создателей теории правового государства.

Философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) высказал много ценных идей об организации политической сферы жизни общества и государства. Он подробно охарактеризовал «гражданское общество» как систему политических институтов и организаций, призванных защищать интересы отдельных личностей и групп людей, а также систему спонтанно возникающих правовых отношений между людьми.

О К. Марксе (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.), их научном творчестве следовало бы писать и говорить подробно, к сожалению, не заслуженно игнорируемое в нынешнее время. Марксизм - комплексная наука, содержащая в себе экономические, философские, культурно-нравственные идеи и взгляды рабочего класса. Довольно весомый вклад они внесли и в политическую науку.

Еще в позапрошлом веке французский мыслитель Алексис Токвиль обосновал либеральную политическую теорию, согласно которой представительная власть корректирует экономические и политические интересы разных социальных групп людей. А английский утилитарист и поборник равноправия Джон Милль, во-первых, развил идею пропорционального социального представительства во власти, и, во-вторых, считал, что доминировать во власти должна интеллектуальная и моральная элита из различных социальных слоев, которая имеет преимущества во время выборов. В ХХ веке знаменитый немецкий социолог Макс Вебер выделил три типа политического господства, которые были призна-

Литература

1. Артхашастра или наука политики. Литературные памятники. М., 1993.

2. Блаженный Августин. О граде Божием. М., 1994.

3. Борзунова Е.А. Социологические концепции легитимности власти Т. Парсонса и М. Вебера: сравнительный анализ // Социс. 1997. №9.

4. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Макиавелли. М., 1977.

5. Васильев П.В. Конфуцианство // Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.

6. Васильева Т.В. Путь к Платону. М., 1999.

7. Гвозденко Г.Б. Цицерон в веках. М., 1968.

8. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб., 2009. С. 400.

9. Силин А. Философия и психология власти: Свободная Мысль. 95. 12 (С 34).

10. Сирота НМ. Политология. СПб.: Питер, 2006.

ны всеми слоями общества: а) правовое государство, в котором господствуют не люди, а законы; б) патриархальное господство, где правят стародавние порядки и власти, опирающиеся на обычаи и привычки; в) господство неординарного, одаренного свыше (ха-ризматичного) лидера, независимого от его социального статуса.

С октября 1991 года в России начался переход к рыночной экономике, базирующейся на частной собственности и предпринимательстве. И российским обществоведам предстоит, используя мировой опыт, изыскивать свои особые формы и приемы согласования интересов собственников и трудящихся, а не только заниматься абстрактным теоретизированием вокруг проблем законности и крими-ногенности создаваемой частной собственности.

Для того, чтобы общество функционировало нормально, стабильно, необходимо оптимизировать развитие каждой сферы и каждой группы людей, а также развивать и совершенствовать взаимосвязи между ними.

References

1. Artkhashastra ili nauka politiki. Literatur-nye pamyatniki. M., 1993.

2. Blazhennyj Avgustin. O grade Bozhiem. M., 1994.

3. Borzunova E.Ä. Sotsiologicheskie kont-septsii legitimnosti vlasti T. Parsonsa i M. Ve-bera: sravnitelnyj analiz // Sotsis, 1997. №9.

4. Burlatskij F.M. Zagadka i urok Makiavel-li. M., 1977.

5. Vasilev P.V. Konfutsianstvo // Konfutsij. Ya veryu v drevnost. M., 1995.

6. Vasileva T.V. Put k Platonu. M., 1999.

7. Gvozdenko G.B. Tsitseron v vekakh. M., 1968.

8. Isaev B.Ä., Baranov N.Ä. Politicheskie ot-nosheniya i politicheskij protsess v sovremennoj Rossii. SPb., 2009. S. 400.

9. Silin Ä. Filosofiya i psikhologiya vlasti: Svobodnaya Mysl. 95. 12 (S 34).

10. Sirota N.M.Politologiya. SPb.: Piter, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.