УДК 321.72
Дадашев А. А., Кярова М. А. Dadashev A. А., Kyarova M. А. ДЕМОКРАТИЯ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ DEMOCRACY AND ELECTORAL SYSTEMS
Статья озаглавлена «Демократия и избирательные системы». Статья посвящена анализу непосредственной и представительной демократии.
Основное содержание исследования составляет анализ существующих политических режимов и современных избирательных систем. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, рассмотрен мажоритарный и пропорциональные системы выборов.
В основной части статьи дается характеристика понятию «демократия», рассматривается существующие политические режимы, их сравнительный анализ. В статье приводится аргументация тоталитарному, авторитарному и демократическому режимам, их положительные и отрицательные стороны и их соответствие к политическим системам.
Далее автор досконально излагает избирательную процедуру. Дается общая характеристика избирательному процессу, пошагово объясняется избирательная кампания. Автор отмечает, что важными моментами избирательной процедуры являются создание и функционирование ЦИК (центральной избирательной комиссии), выдвижение и регистрация кандидатов.
Автор приходит к выводу, что наиболее распространенными, являются мажоритарная и пропорциональная системы. В статье дается подробная характеристика каждой избирательной системе, приводится аргументация мажоритарной и пропорциональной системе, дается научное описание существующих избирательных процедур. Автор приводит примеры избирательных процедур в разных странах, подтверждающие его выводы.
В заключении автор приходит к выводу, мажоритарная система выборов характерна для двухпартийных политических систем (США, Англия), а пропорциональная система больше подходит для многопартийных политических систем (Германия, Италия).
The article is entitled «Democracy and electoral system». The article is devoted to the analysis of direct and representative democracy.
The main content of this research is the analysis of existing political regimes and the modern electoral systems. The article summarizes the new material on the subject studied, considered majorita-rian and proportional system elections.
In the main part of the article describes the concept of «democracy», examines the existing political regimes, their comparative analysis. The article describes the argumentation of a totalitarian, authoritarian and democratic regimes, in their positive and negative aspects and their relevance to political systems.
Further, the author thoroughly outlines the election procedure. The General characteristic of the electoral process, the step explains the election campaign. The author notes that the two most important elements of the election procedure are the establishment and functioning of the CEC (Central election Commission), the nomination and registration of candidates.
The author comes to the conclusion that the most common, are the majoritarian and proportional system. The article gives a detailed description of each electoral system, given the reasoning of the majority and the proportional system, provides a scientific description of the existing election procedures. The author cites the examples of election procedures in different countries, confirming his findings.
In the conclusion the author comes to the conclusion that the majoritarian electoral system are characteristic of the two-party political systems (USA, England), and the proportional system is more suitable for a multiparty political systems (Germany, Italy).
Ключевые слова: демократия, политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, непосредственная демократия, мажоритарная система, пропорциональная система.
Key words: democracy, political regime, authoritarianism, totalitarianism, direct democracy, majority system, proportional system.
Дадашев Али Айдынович -
доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и права, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 717 02 94 E-mail: [email protected]
Кярова Мадина Алиевна -
кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и права, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 719 77 92 E-mail: [email protected]
Dadashev Ali Ajdynovich -
Doctor of Philosophy, Professor of the Department of History, philosophy and law, FSBEI HE «Ka-bardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 717 02 94 E-mail: [email protected]
Kyarova Madina Alievna -
Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor, of the Department of History, philosophy and law, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik
Tel.: 8 928 719 77 92
E-mail: [email protected]
В современном политическом языке наиболее употребительным является понятие демократии в переводе с греческого означающее народовластие («демос» и «кратос»). Обновленное за столетия, оно в настоящее время характеризует систему государственного управления и установленный в обществе политический режим. Его содержание мы попытаемся выявить в сопоставлении с однопо-рядковыми понятиями «авторитаризм» и «тоталитаризм».
Второе значение понятия демократии, также возникшее в античности и также претерпевшее изменения, это - проблема соотношения большинства-меньшинства в социально-политической организации общества, государства и власти.
В третьем значении демократия - это некий идеал, основанный на таких ценностях, как свобода, равенство, народный суверенитет, уважение прав человека и гражданина.
Через раскрытие этих и других значений мы и попытаемся выявить сущность демократии, и, так как все познается в сравнении, вначале коротко рассмотрим содержание понятий «тоталитаризм» и «авторитаризм», сопоставимых с демократией.
Тоталитаризм, как способ правления и политический режим, утверждаемый государ-
ственным руководством и становящийся образом жизни населения, порождается в конкретном политическом пространстве и времени при совпадении объективных и субъективных обстоятельств.
Фашизм в Италии возник после Первой мировой войны, когда в результате решений Парижской мирной конференции многие итальянские участники войны, недовольные тем, что им не достались обещанные ранее плоды победы, объявили себя «побежденными среди победителей», а молодежные группы боевиков во главе с Б. Муссолини решили захватить политическую власть и реализовать эту национально-патриотичес-кую обиду путем «наведения порядка» в своей стране и в странах-участницах конференции.
Истоки германского национал-социализма проистекают из того же зеркального зала Версальского дворца, но широко проявляются поздней, из-за неспособности руководства Веймарской республики, задавленной репарациями, наладить производство и утвердить порядок в стране. Это сделает А. Шиклгрубер (Гитлер) посредством милитаризации экономики, вовлечения безработных в производство и внедрения в обществе спартанского образа жизни.
И чтобы народ знал, что такое фашизм, российские исследователи предлагают определить его как идеологию и политическое движение, имеющее признаки культа личности, вождизма, крайнего национализма и шовинизма, посягающего на национальное равноправие. И как бы ни различался тоталитарный режим в разных странах по конкретным формам проявления (диктаторский, либеральный, расистский, интернациональный), он создает цельный образ государства, иногда персонифицируемого по имени руководителя («режим Фиделя Кастро», «режим Саддама Хусейна»). И представляет собой принудительное всеобщее (тотальное) регулирование всех сфер жизни общества и деятельности его граждан, в том числе их мировоззрения, идейных пристрастий и верований.
Авторитарный политический режим, знакомый нам, советским по посттоталитарному пространству-времени, похоже, и сегодня удовлетворяет некоторых наших граждан, которые соскучились «по сильной руке» и государственной власти, действующей «строго в рамках закона».
Авторитаризм (от лат. autoritas - власть, влияние) - политический режим, при котором политическая власть находится в руках одного человека или группы лиц. В основе авторитаризма лежит принцип: «Разрешено все, кроме политики». Для такого режима характерно полное или частичное отсутствие политических свобод граждан, ограничение деятельности партий и организаций, подавление оппозиции, роспуск или подчинение властям представительных учреждений, фактическое отсутствие разделения власти даже при сохранении демократических декораций, применении политических репрессий.
Авторитаризм всячески поощряет пассивность масс, не втягивает их в политические процессы. При авторитарном режиме отсутствует единая государственная идеология, государство не вмешивается в частную жизнь граждан, свобода печати существует в сферах, которые не касаются политики. Авторитарное правительство, как правило, в экономические, культурные, религиозные, семейные отношения, зато всячески поощряет подчинение и порядок. При авторитаризме могут существовать и некоторые демократические институты, однако решающего значения они не имеют. Классическим примером
авторитаризма может служить режим генерала Франко в Испании (1939-1979 гг.).
По разным основаниям выделяют ряд разновидностей авторитарных режимов: традиционный и модернизаторский, популистский, национальный, корпоративный, военный.
От тоталитаризма и авторитаризма, современная демократия отличается целым рядом признаков и процедур.
Это - прежде всего, - признание народа источником власти, который может осуществлять свою власть непосредственно (на собраниях, на референдумах) и через представителей во всех выборных органах, начиная с местного самоуправления и кончая высшим политическим законодательным органом.
Но в зависимости от различий того, кто именно - весь народ или его представители -участвуют в управлении государством, осуществляют властные функции, теории демократии подразделяются на непосредственные (плебисцитарные) и представительные (репрезентативные).
Представители плебисцитарных теорий или концепций, изучая античную демократию, деятельность Новгородского Вече, современные формы участия народных масс в плебисцитах и референдумах, в митингах и собраниях, обнаруживают в них свои достоинства и недостатки.
Первым и главным достоинством непосредственной демократии признается возможность свободного высказывания народом своих интересов и потребностей, своей воли и решимости действовать. Считается важным, что она вовлекает массы в политику и тем самым повышает стабильность политической системы, расширяет ее интеллектуальный потенциал, сближает массы с политической элитой, развивает политическую культуру каждого отдельного участника массового действия.
В плебисцитарной демократии есть не только достоинства, но и недостатки.
Когда важнейшие решения принимает народ, не ответственный ни перед кем-то это снижает значимость государственных институтов и ответственность должностных лиц за эти решения, и их реализацию.
В-третьих, в плебисцитарной демократии порождается стремление к уравнительности, а значит, ограничивается свобода действия от-
дельных людей, стремящихся к лучшей жизни.
В-четвертых, нельзя не отметить, что в этой форме «подлинной демократии» народ более подвержен идеологическому воздействию и политической демагогии, популисты могут манипулировать его сознанием и даже установить тоталитарный режим правления.
И, наконец, в-пятых, на референдуме многое зависит от случайностей - от умело сформулированных властными органами вопросов, от того, что люди могут конформистски выражать чужое мнение, от известных признаков «толпы». На референдуме решение считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное большинство, то есть более двух третей, но от чего - от всего населения или от проголосовавших?
Концепция представительной (репрезентативной) демократии признает народ источником и высшим контролером власти. Но осуществлять власть должны выбранные из народа его лучшие представители, а не весь народ. Этим достигается повышение компетентности и персональной ответственности властвующих должностных лиц. А воля народа проявится при выдвижении кандидатов, в наказах депутатам и в контроле со стороны электоратов, то есть групп избирателей, голосующих за определенные партии и за конкретных кандидатов в депутаты, за деятельность своих депутатов.
К недостаткам представительной демократии, кроме отстранения масс от власти и соответствующего ослабления легитимации последней, можно отнести отрыв чиновничества от рядовых граждан, возможность их подкупа, и то, что властные органы могут принять решения, неугодные широким массам, но и в угоду отдельным лидерам и своим конъюнктивным политическим интересам.
Демократия, наверное, неприемлема в экстремальных условиях войн, кризисов, переходных периодах.
Вполне уместно поднять вопрос о неприемлемости копирования демократии западного образца в странах Востока. В частности, уже стареющая концепция либеральной демократии, базирующаяся на частной собственности, индивидуализме и свободе человека, вряд ли найдет широкое распространение в государствах Средней Азии, республиках Северного Кавказа и других регионах России.
В них более приемлемыми окажутся условия демократии, в которых не собственность, как таковая, а множественность центров экономической власти и возможность свободного выбора источников средств к существованию, будет служить фундаментом их социально-политической и духовной жизни.
Но эти идеи еще не обоснованы теоретически и не реализованы практически. Это догадки и предположения. Однако различать менталитет западных и восточных стран, на наш взгляд, необходимо и важно.
Возвращаясь к реальности, поговорим о процедуре выборов в условиях представительной демократии, являющейся воплощением идеи народного суверенитета.
В современном демократическом обществе, основной формой политической активности народных масс является их участие в выборах, начиная с руководителя местных органов власти и кончая высшим законодательным органом и Президентом государства.
Избирательная кампания начинается с законодательного (или по Указу главы государства) установления даты выборов.
Территория страны, республики, штата делится на округа - на участки с примерно равным количеством населения и избирателей, которые выбирают по одному и более депутатов и называются одномандатными или многомандатными. Образуется Центральная избирательная Комиссия. Последовательно происходит процесс составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, проводятся предвыборная агитация, процедура голосования.
В списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. А сейчас, как известно, в большинстве демократических стран преодолены ограничительные имущественные, возрастные цензы, цензы оседлости. Увенчалась успехом длительная борьба женщин за избирательные права. Списки избирателей составляются местными органами власти, а в Англии, США и некоторых других странах сами граждане приходят на участки для регистрации их в качестве избирателей.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты - важная составная часть избирательной кампании.
Предвыборная агитация - наиболее сложная часть избирательной кампании, ибо кандидаты в депутаты состязаются в «убеди-
тельном обмане» (М. Вебер) своих избирателей, своего электората. Здесь не обходится без взаимного оскорбления кандидатами друг друга, без подкупа избирателей, хотя все демократические государства стремятся поставить кандидатов в депутаты в одинаковые материальные и моральные условия.
Предвыборная кампания заканчивается за один день до голосования с тем, чтобы избиратели за этот день всесторонне обдумали свой выбор кандидата и приняли окончательное решение.
Нельзя не сказать о правилах подсчета голосов избирателей, совокупность которых образуют избирательную систему.
Наиболее распространенными являются мажоритарная и пропорциональная системы.
В мажоритарной системе выборов, которая характерна для двухпартийных политических систем (США, Англия, Франция, Япония) избранным считается кандидат, получивший простое большинство (то есть более 50%) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если же такого количества голосов не собрал ни один из кандидатов в депутаты, то назначается второй тур голосо-
Литература
1. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
2. Афанасьев Ю. Власть как цель и средство // Свободная мысль - XXI. 2005. №1.
3. Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: учебник. М.: МГУ, 2004.
4. Василик М.А., Демидов А. Политология. М., 2006.
5. Грязнова А.Г. Курс политологии. М.: Инфра-М, 2003.
6. Игрицкий Ю.Н. Тоталитаризм вчера, сегодня, завтра? // Полис. 1998. №4.
7. Казанцев А.А. Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческая судьба политических понятий // Полис. 2001. № 5.
8. Кременюк В. Насилие и ненасилие в «империи мировой демократии» // Международные процессы. 2004. Т. 2. №1.
9. Рябов А.В., Красильщиков В.А., Мала-шенко А.В., Сумский B.C., Окунева Л.С. Авторитаризм развития: генезис, функции, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. М., 2005. №5.
10. СиротаН.М. Политология. СПб.: Питер, 2006.
вания, на который допускаются первые два кандидата собравшие наибольшее число голосов. По результатам второго тура избранным считается тот кандидат, который собрал больше чем его конкурент.
В мажоритарной системе при любой партийной структуре, если нет подавляющего перевеса одной победившей партии, теряется практически 49 процентов голосов избирателей. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм демократизации избирательной системы, создаются квоты для каких-то групп избирателей, для малых партий и т. д.
Пропорциональная система выборов, характерна для Австрии, Бельгии, Италии, Швеции и других стран, означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу полученных голосов. В пропорциональной системе выборов не меньше трудностей и проблем, чем в мажоритарной.
В целом успешное проведение выборов и признание обществом их результатов - важный признак способности каждого общества решать стоящие перед ним проблемы мирными политическими средствами.
References
1. АrendtX. Istoki totalitarizma. M., 1996.
2. Аfanasev Yu. Vlast kak tsel i sredstvo // Svobodnaya mysl - XXI. 2005. №1.
3. Burenko V.I., Zhuravlev V.V. Politolo-giya: uchebnik. M.: MGU, 2004.
4. Vasilik M..А., Demidov А. Politologiya. M., 2006.
Gryaznova А.G. Kurs politologii. M.: Infra-M, 2003.
5. Igritskij Yu.N. Totalitarizm vchera, se-godnya, zavtra? // Polis. 199В. №4.
7. Kazantsev А.А. Tiraniya, diktatura: kogni-tivnaya skhema i istoricheskaya sudba politi-cheskikh ponyatij // Polis. 2001. №5.
В. Kremenyuk V. Nasilie i nenasilie v «imperii mirovoj demokratii» // Mezhdunarodnye protsessy. 2004. T. 2. №1.
9. Ryabov АУ., Krasilsсhikov V.А., Mala-shenkoА.К, SumskijB.C., OkunevaL.S. А^ю-ritarizm razvitiya: genezis, funktsii, perspektivy // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otno-sheniya. M., 2005. №5.
10. Sirota N.M. Politologiya. SPb.: Piter, 2006.