Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система всеобщего контроля качества / автомобилестроение / стандарты / статистические методы оценки качества / total quality control system / automotive industry / standards / statistical methods for quality assessmen

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Татьяна Алексеевна, Ляпунцова Елена Вячеславовна

В настоящей работе рассмотрена история развития подходов к управлению качеством продукции машиностроения в общем, и продукции автомобилестроения, в частности. В первой части статьи определено понятие качества, сформулированное специалистами данной области, а также приведено понятие качества, представленное в стандарте ISO 9000. В исследовании показано, как менялось представление о качестве до становления управления качеством как самостоятельной дисциплины. Во второй части статьи в хронологическом порядке описаны шесть этапов развития подходов к управлению качеством во всем мире. Первый этап механический был связан с такими специалистами, как Ф. Тейлор, Г. Форд, С. Кольт, Г.М. Леланд. На втором этапе управленческом стали применяться статистические системы контроля качеством. На третьем этапе, связанным с такими именами, как А. Файгенбаум и Э. Деминг, была предложена система всеобщего контроля качества (англ. Total Quality Control, TQC). На четвертом этапе К. Иссикава продолжает развивать статистические методы оценки качества, а Д. Джуран разрабатывает философию управления качеством «Трилогию качества». Пятый этап характеризуется созданием национальных стандартов качества. На шестом этапе происходит распространение и признание концепции TQM во всем мире. Кроме того, в статье выделены периоды становления отечественной системы управления качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF APPROACHES TO QUALITY MANAGEMENT OF MECHANICAL ENGINEERING PRODUCTS

This paper examines the history of the development of approaches to quality management of mechanical engineering products in general, and automotive products in particular. The first part of the article defines the concept of quality, formulated by specialists in this field, and also presents the concept of quality presented in the ISO 9000 standard. The study shows how the idea of quality changed before the emergence of quality management as an independent discipline. The second part of the article describes in chronological order six stages in the development of approaches to quality management around the world. The first stage mechanical was associated with such specialists as F. Taylor, G. Ford, S. Colt, G.M. Leland. At the second stage management statistical quality control systems began to be used. At the third stage, associated with such names as A. Feigenbaum and E. Deming, a system of total quality control (English: Total Quality Control, TQC) was proposed. At the fourth stage, K. Isshikawa continues to develop statistical methods for quality assessment, and D. Juran develops a quality management philosophy the "Quality Trilogy". The fifth stage is characterized by the creation of national quality standards. At the sixth stage, the TQM concept is spread and recognized throughout the world. In addition, the article highlights the periods of formation of the domestic quality management system.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

УДК 65.018

DOI: 10.24412/2071-6168-2024-2-571-572

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Т.А. Новикова, Е.В. Ляпунцова

В настоящей работе рассмотрена история развития подходов к управлению качеством продукции машиностроения в общем, и продукции автомобилестроения, в частности. В первой части статьи определено понятие качества, сформулированное специалистами данной области, а также приведено понятие качества, представленное в стандарте ISO 9000. В исследовании показано, как менялось представление о качестве до становления управления качеством как самостоятельной дисциплины. Во второй части статьи в хронологическом порядке описаны шесть этапов развития подходов к управлению качеством во всем мире. Первый этап - механический -был связан с такими специалистами, как Ф. Тейлор, Г. Форд, С. Кольт, Г. М. Леланд. На втором этапе - управленческом - стали применяться статистические системы контроля качеством. На третьем этапе, связанным с такими именами, как А. Файгенбаум и Э. Деминг, была предложена система всеобщего контроля качества (англ. Total Quality Control, TQC). На четвертом этапе К. Иссикава продолжает развивать статистические методы оценки качества, а Д. Джуран разрабатывает философию управления качеством - «Трилогию качества». Пятый этап характеризуется созданием национальных стандартов качества. На шестом этапе происходит распространение и признание концепции TQM во всем мире. Кроме того, в статье выделены периоды становления отечественной системы управления качеством.

Ключевые слова: система всеобщего контроля качества, автомобилестроение, стандарты, статистические методы оценки качества.

Введение. Технологическая основа современной цифровой экономики формируется на базе достижений четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0. Автомобилестроение является инновационной отраслью промышленности, и автопроизводители в современных условиях активно модернизируют производственные процессы в контексте цифровой трансформации.

Автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей машиностроения индустриально развитой страны, ключевой задачей которой является повышение качества выпускаемой продукции, а следовательно, и повышение конкурентоспособности предприятия.

Определение понятие качества. Приведем некоторые понятия качества, которые были сформулированы основными учеными и специалистами этого направления.

Американский статистик Уолтер Эндрю Шухарт определил понятие качества следующим образом: «Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективные - насколько вещь «хороша» [1].

В свою очередь, специалист в области управления качеством Каору Исикава под качеством понимал «свойство, реально удовлетворяющее потребителей» [1].

Американский ученый Уильям Эдвардс Деминг приводит следующее определение качества: «удовлетворение клиента сверх ожиданий», а его последователь Джозеф Джуран определил качество как систематический метод, который стремится к совершенству [2].

Филипп Кросби считал, что «качество - это соответствие условиям, и для улучшения качества необходимо соблюдать три основных этапа, такие как настойчивость, образование и практика» [2].

В настоящее время используется определение качества, представленное в стандарте ISO 9000-2015, качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям [3].

Подходы к управлению качеством. Принято считать, что первые признаки управления качеством были заложены при строительстве пирамиды в Гизе [4]. Согласно мнению ученых, материалы и инструменты были подготовлены с такой высокой точностью, которую невозможно достичь без единообразной системы качества. Вторым признаком появления первых концепций управления качеством можно считать Законы Хаммурапи. Согласно данному документу в случае, если построенное здание разрушается и погибает его владелец, строитель должен понести наказание в виде лишения жизни. Таким образом, в рассматриваемом законе появляется понятие ответственности за выполненную работу.

До периода Средневековья в Европе большое влияние оказала культура Древней Греции и Древнего Рима [4]. В эпоху Древней Греции развивались такие направления как искусство, философия, системы правосудия и др. В свою очередь в период Римской империи была разработана уникальная система строительства. Таким образом, можно предположить, что в рассматриваемый период у греков и римлян было базовое понимание основ обеспечения качества в различных областях науки.

Период Средневековья можно назвать Эпохой Мастерства. В этот промежуток времени квалифицированные мастера производили большой ассортимент изделий из кожи и метала [4]. Группы ремесленников образовывали специальные союзы - гильдии, которые могли выступать инспекторами в области качества. Следует отметить, что знания о том, как производить качественную продукцию, в этот период передавались от мастера к ученику.

Следующей важной вехой в истории качества стала Промышленная революция. Переход от аграрного к индустриальному обществу требовал разработки и внедрения на производство различных машин и механизмов: ткацких, прядильных, фрезерных, токарных и пр. станков. Процесс индустриализации предусматривал следование локальным системам обеспечения качества.

Управление качеством как самостоятельное направление со своими методами, принципами и терминологией появилось в начале 20 века [5]. В процессе формирования и развития данной сферы принято выделять 6 этапов, каждый из которых связан с конкретными специалистами.

На первом этапе, механическом, в каждом производственном подразделении был предусмотрен свой устав, ответственность за дефекты лежала на рабочих, а основное внимание уделялось входному-выходному контролю качества. Ф. Тейлор, Г. Форд, С. Кольт, Г. М. Леланд - личности, оказавшие наибольшее влияние на данный период.

Некоторые специалисты первый этап называют этапом отбраковки, так как в этот период появилось понятия калибра - контролирующего предельного размера (допуска) [6]. Считается, что впервые данный параметр был применен на оружейных заводах Кольта в конце 19 века. Мушкеты собирались не из специально подогнанных деталей, а из случайных, т.е. взаимозаменяемых элементов. Кроме того, на заводах была создана группа контролеров, которые с помощью калибров осуществляли выходной контроль и отбраковку готовых изделий.

Большой вклад в развитие систем качества в автомобилестроении внес американский промышленник Ле-ланд, который впервые применил понятия проходного и непроходного калибра при производстве автомобилей. Кроме Леланда большое влияние на формирование систем качества в промышленности оказал Форд. В 1913 году он впервые применил конвейер при производстве автомобилей [6]. Заслуга Форда состоит в создании службы технического контроля и изменении системы отбраковки деталей: вместо входного контроля комплектующих, необходимых для сборки конкретного узла, стали применять выходной контроль этих комплектующих на рабочих местах, где они производились.

В результате обобщения достижений Леланда и Форда, в 1905 году Тейлором была разработана концепция управления и организации машиностроительного предприятия. Можно выделить следующие основные принципы данной концепции: обеспечение качества реализуется для каждого конкретного изделия с помощью нижних и верхних полей допусков; рабочие должны выполнять технические и производственные нормы, установленные инженерами; для осуществления технического контроля необходимо нанимать отдельных специалистов в области качества - инспекторов; в систему обучения рабочих следует включить работу с измерительным оборудованием; мотивация рабочих должна предусматривать поощрение за качественно произведенную продукцию и штраф - за брак [7]. Таким образом, Тейлор положил начало формирования системного подхода к обеспечению качества и показал, что эффективность производства может быть увеличена с помощью грамотной организации труда.

Второй этап - управленческий - 20-40 годы 20 века. На предприятиях стала активно внедряться система Тейлора и впервые применяться статистические методы контроля качества. Ответственность за готовую продукцию теперь возлагалась на мастера, а не на рабочих.

Система Тейлора была направлена на обеспечение качества конкретного изделия. На втором этапе развития систем качества стало понятно, что для создания однотипных изделий применяются одинаковые производственные процессы. Следовательно, целесообразно разработать методы, направленные на управление качеством процессов, а не готовых изделий. Специалистом, оказавшим большое влияние в данный период, был американский инженер У.Э. Шухарт, который в 1925 году предложил визуальный инструмент управления производственными процессами - контрольные карты Шухарта [8]. С помощью данного графического средства можно установить выбросные значения производственного процесса и определить характер данной вариативности: системный или случайный. Таким образом, контрольные карты позволяют предсказывать поведение рассматриваемой величины, на основе значений предыдущих периодов. Следовательно, во втором периоде акцент с выявления дефектов был перемещен на возможность их предупреждения и нивелирования на основании анализа и управления производственными процессами.

Третий этап начался с конца 40-х годов 20 века и был связан с такими именами как А. Файгенбаум и Э. Деминг. В данный период появляются специализированные инспекции, которые несут ответственность за качество выпускаемой продукции. В 1951 году Файгенбаум предложил систему всеобщего контроля качества (англ. Total Quality Control, TQC), которая предполагала контроль качества на всех этапах жизненного цикла продукта во всех подразделениях предприятия [7]. Файгенбаум уделял большое внимание причинам несоответствия заданным требованиям и анализировал затраты предприятия, связанные с обеспечением качества.

Э. Деминг, американский статистик, был первым, кто стал разрабатывать философию управления качеством. Деминг создал Статистическое управление процессами (англ. Statistical Process Control, SPC) и определил 14 принципов концепции Всеобщего управления качеством (англ. Total Quality Management, TQM) [2, 4, 9]. Согласно Демингу, повышение качества продукции и услуг приводит к повышению конкурентоспособности предприятия. При этом качество напрямую зависит от совершенствования производственного процесса, а не от постоянного контроля этого процесса. В ситуации улучшения системы производства становится возможным снижение издержек. Деминг считал, что требования нулевых дефектов, производственные стандарты и почасовая оплата труда - факторы, которые тормозят процесс повышения качества.

Кроме того, необходима реализация концепции обучения на рабочем месте, при которой руководитель понимает трудности, с которыми могут столкнуться простые рабочие. Из последней мысли вытекает следующая идея: руководитель не контролирует рабочих, а помогает им научиться исправлять отклонения в производственном процессе в случае их возникновения. При этом сотрудники должны чувствовать себя в безопасности и не бояться выражать свое мнение по возможности совершенствования конкретных процессов. Организация должна создавать условия для постоянного обучения и поощрять сотрудников, занимающихся самосовершенствованием.

Для лучшего взаимодействия между сотрудниками разных отделов необходимо ликвидировать барьеры между подразделениями предприятия: все люди должны работать как одна большая команда, цель которой - постоянное повышение качества производимой продукции. При этом важна роль каждого сотрудника.

Следует отметить, что1946 год стал знаковым годом для предприятий, ориентированных на качество. В 1946 году были основаны три крупные организации: Американское общество качества (первоначально называвшееся Американским обществом контроля качества, измененное в 1997 году), Международная организация по стандартизации и Японский союз инженеров и ученых [4].

Четвертый этап, начавшийся в 60-е годы 20 века, предполагал дальнейшее развитие концепции TQM преимущественно на японских предприятиях. Несмотря на то, что теория управления качеством зародилась в Америке, первые практические успехи в данной сфере были достигнуты в 1950 годах в Японии. После Второй мировой войны японские производители задумались о восстановлении своей репутации на мировом рынке. В связи с этим, Японский союз инженеров и ученых пригласил в качестве лектора - американского ученого в области менеджмента качества и статистики - Деминга, который смог убедить производителей в необходимости внедрения его методов [2].

В данный период по инициативе профессора Токийского университета К. Иссикавы продолжают развиваться статистические методы оценки качества, которые впоследствии способствовали «японскому экономическому

чуду». Иссикава предложил причинно-следственную диаграмму, с помощью которой можно определить показатели качества и факторы, оказывающие влияние на эти показатели [8].

Помимо методов Иссикавы в данный период всеобщее признание имели концепции Д. Джурана и Ф. Кросби. Работая вместе с Деменгом, Джуран разработал свою философию управления качеством - «Трилогию качества», которая состоит из трех управленческих процессов: контроль, улучшение и планирование качества [2]. Контроль предполагает поиск и исключение дефектов продукта. Под улучшением понимается процесс поиска методов, направленных на недопущение дефектов. Планирование качества предполагает предоставление средств производственным подразделениям, необходимых для изготовления качественной продукции.

В свою очередь Кросби в 1964 году разработал две концепции: «Quality is free» и «Zero defects» [2]. Суть концепции «Quality is free» заключается в следующем: обеспечение низкого качества продукта на начальных этапах производства будет стоить больших затрат для компании на всех последующих этапах жизненного цикла продукта. Концепция «Zero defects» предполагает, что стремление к нулевым дефектам будет способствовать снижение затрат и увеличению прибыли. Кроме того, Кросби сформулировал 14 практических шагов постоянного повышения качества, которые коррелируют с 14 философскими принципами Деминга.

В 70-80 годы 20 века наступил пятый этап развития систем управления качеством. В 1980-х годах успехи Японии в промышленности с использованием TQC повлияли на то, что другие страны по всему миру, включая Соединенные Штаты и Великобританию, приняли модель управления качеством.

Данный период характеризуется созданием национальных стандартов качества: например, подобные стандарты были созданы в Великобритании (англ. British Standard, BS5750) и в СССР (Комплексная система управления качеством продукции, КСУКП).

Шестой этап (с 80-х годов 20 века) характеризовался распространением и признанием концепции TQM во всем мире. Управление качеством предусмотрено не только в производственных, но и в логистических, маркетинговых процессах. На данном этапе различают три различных процесса, связанные с качеством: контроль качества, обеспечение качества и общее управление качеством. Контроль качества - это процесс, в ходе которого у конечного продукта выявляются элементы, не соответствующие заданным стандартам. Обеспечение качества - это процесс, который предшествует контролю качества и направлен на предотвращение потенциальных ошибок в конечном изделии.

Концепция общего управления качеством (TQM) объединяет в себе процессы контроля и обеспечения качества и предполагает создание корпоративной культуры, согласно которой каждый сотрудник организации стремится к обеспечению высокого качества выпускаемой продукции [2]. Следует отметить, что TQM - это не только концепция, но и философия, которая предлагает вовлечение в процесс управления качеством не только сотрудников организации, но также поставщиков и контрагентов.

В соответствии с TQM существует два подхода к управлению качеством: процедурный и трансформационный. Первый подход предлагает следование определенным процедурам, необходимым для достижения заданного уровня качества. Трансформационный подход, в свою очередь, связан с непрерывным развитием организации, постоянным улучшением качества выпускаемой продукции и социальной ответственностью перед клиентами. Таким образом, результатом применения процедурного подхода является доказательство того, что необходимый уровень качества достигнут; а результатом трансформационного - уровень качества постоянно повышается.

В 1987 году появилась серия стандартов ISO 9000 (англ. International Organization for Standardization), включающая в себя пять стандартов [5]. На протяжении последующих десятилетий данные стандарты пересматривались, два из них (9002 и 9003) были отменены. Актуальными версиями стандартов ISO на сегодняшний день являются: ISO 9000:2015; ISO 9001:2015; ISO 9004:2019. Данная серия стандартов предполагает создание системы менеджмента качества, которая, при корректном использовании, позволяет осуществить выпуск продукции без дефектов. Наибольшую значимость в данной серии стандартов представляет стандарт ISO 9001, в котором сформулированы принципы непрерывного и долгосрочного повышения качества на всех этапах производства.

Необходимо отдельно отметить историю развития отечественных систем качества. Можно выделить три эпохи: дореволюционную (18-19 вв.), советскую (1917-1991 гг.) и российскую (с 1991 по наст. вр.) [10]. В период первой эпохи особую роль играл Петр I, который утвердил Указы о требованиях к качеству оружия и о наказании за поставку некачественного оружия. Кроме того, следует отметить, что в 1893 году была создана Главная Палата меры и весов [10].

В советский период развития систем качества стали появляться первые научные концепции и теории в данной области. Данную эпоху можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап связан с внедрением в 1955 году на Саратовском авиазаводе БИП («Системы бездефектного изготовления продукции и сдачи с первого предъявления») [11]. Основные принципы данной концепции, следующие: исполнитель несет полную ответственность за качество; исполнитель самостоятельно должен проверить изделие на наличие брака и дефектов; на предприятии необходимо проводить День качества каждую неделю; реализация ритмичного производства и устранение недостатков производственных и технологических процессов; постоянно обучение сотрудников, их моральное и материальное вознаграждение в случае отсутствия дефектов. Таким образом, БИП является аналогом концепции «Zero defects», предложенной Кросби на 9 лет позже.

На втором этапе развития отечественных систем качества основное внимание стало уделяться процессам, предшествующим производству: обеспечение качества на этапе разработки и научных исследований. Данную задачу призвана была решить система КАНАРСПИ (КАчество, Надежность, Ресурс, С Первого Изделия), реализованная на Горьковском самолетостроительном заводе [11]. Данная концепция впервые в отечественной истории стала рассматривать процесс обеспечения качества на всем жизненном цикле продукта: от создания опытного образца до его реализации.

Третий этап связан с внедрением на Ярославском моторном заводе системы НОРМ (научной организации работ по увеличению моторесурса) [11]. Данная система включала в себя главный показатель качества - величину моторесурса двигателя, который определялся как промежуток времени до первого капитального ремонта. Увеличение моторесурса осуществлялось повышением надежности деталей и узлов. Внедрение данной концепции позволило сократить затраты на обслуживание и ремонт двигателей.

На четвертом этапе произошло обобщение всех уже ранее разработанных отечественных систем качества (БИП, КАНАРСПИ, НОРМ). Была создана комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) на базе ПО «Электрон» [12, 13]. Данный комплекс стандартов включал в себя следующие положения: управление качеством должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла продукта; необходимо внедрение статистических подходов и автоматизированных методов управления качеством; уровень квалификации сотрудников должен постоянно повышаться; целесообразно предусмотреть систему мотивации для сотрудников, обеспечивающих принципы данной концепции. КС УКП была рекомендована к внедрению на всех промышленных предприятиях СССР. С 1976 по 1980 были объявлены пятилеткой качества [10].

В период российской истории развития систем качества была создана Государственная система стандартизации РФ. На основе международных стандартов ISO с учетом специфики отечественных предприятий разрабатываются собственные межотраслевые стандарты.

Заключение. Таким образом, была проанализирована история развития систем качества. До начала 20 века несмотря на то, что произошел переход от аграрного общества к индустриальному, управления качеством как науки не существовало. Развитию теоретической и практической базы в данной сфере способствовали такие специалисты как Тейлор, Форд, Шухарт, Деминг, Иссикава и др. Первые концепции управления качеством возникли в США, но практическую реализацию они получили в Японии.

Отечественная история развития систем управления качеством начинается с 50-х годов 20 века. На протяжении 30 лет разрабатывались и внедрялись различные подходы управления качеством на промышленных предприятиях: БИП, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП. В настоящее время существуют международные (ISO) и национальные (ГОСТ) стандарты в области управления качеством, предусматривающие реализацию концепции TQM. Согласно методу TQM, все организационные и бизнес-процессы на производстве должны постоянно увеличивать качество. При этом улучшение должно происходить не только на уровне продукта, но и на уровне совершенствования процессов и повышения квалификации персонала.

Список литературы

1 Гончаров В.Н. Теоретические подходы к определению понятия «качество» // В.Н. Гончаров, В.В. Колесникова, И.В. Ширяева // ЭКОНОМИНФО. 2015. №23. С. 53-57.

2 Alghamdi H. Toward Better Understanding of Total Quality Management (TQM) // Journal of Business & Economic Policy. 2016. Vol. 3. №4. P. 29-37.

3 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», 2015.

4 Hellman P. Development of quality management systems: how have disruptive technological innovations in quality management affected organizations? // P. Hellman, Y. Liu // Quality innovation prosperity. 2013. №17/1. P. 104-119.

5 Боргардт Е.А. Эволюция системы управления качеством / Е.А. Боргардт, Д.Н. Бобель // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №8-1 (59). С. 181-184.

6 Чубинский А.Н. Основы управления качеством. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» (профиль «Технология деревообработки») // А.Н. Чубинский, И.М. Батырева, Д.С. Русаков // СПбГЛТУ, 2018. 90 с.

7 Шевчук Д.А. Управление качеством [учебник] // ГроссМедиа, РОСБУХ. 2008. 216 с.

8 Штефан Ю.В. Управление качеством машин и технологических процессов: учеб. Пособие // Ю.В. Штефан, В.А. Зорин, Н.И. Баурова // МАДИ. 2016. 120 с.

9 Мещеров М.М. Модель управления качеством, основанная на принципах всеобщего управления качеством TQM // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2019. №11(38). С. 352-356.

10 Ситникова Е.В. История развития систем менеджмента качества в России // Modern Science. 2019. №7-1. С. 43-47.

11 Попова Л.Ф. Отечественная история развития управления качеством на предприятии // Современный взгляд на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условиях внешних вызовов. Материалы международной (очно-заочной) научно-практической конференции. 2015. С. 117-121.

12 Водопьянов К.В. История возникновения и развитие систем управления качеством сложных технических систем // К.В. Водопьянов, М.Н. Ерофеев, О.Л. Мальцева // Гуманитарный вестник военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2018. № 2(10). С. 160-164.

13 Иванова В.В. История становления современных мировых тенденций в управлении качеством // В.В. Иванова, А.Л. Воробьев // Матрица научного познания. 2021. № 6-2. С. 83-89.

Новикова Татьяна Алексеевна, аспирант, boiko [email protected]. Россия, Москва, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

Ляпунцова Елена Вячеславовна, д-р техн. наук, профессор, [email protected]. Россия, Москва, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

EVOLUTION OF APPROACHES TO QUALITY MANAGEMENT OF MECHANICAL ENGINEERING PRODUCTS

T.A. Novikova, E.V. Lyapuntsova

This paper examines the history of the development of approaches to quality management of mechanical engineering products in general, and automotive products in particular. The first part of the article defines the concept of quality, formulated by specialists in this field, and also presents the concept of quality presented in the ISO 9000 standard. The study shows how the idea of quality changed before the emergence of quality management as an independent discipline. The second part of the article describes in chronological order six stages in the development of approaches to quality management around the world. The first stage - mechanical - was associated with such specialists as F. Taylor, G. Ford, S. Colt, G. M. Leland. At the second stage - management - statistical quality control systems began to be used. At the third stage, associated

574

with such names as A. Feigenbaum and E. Deming, a system of total quality control (English: Total Quality Control, TQC) was proposed. At the fourth stage, K. Isshikawa continues to develop statistical methods for quality assessment, and D. Juran develops a quality management philosophy - the "Quality Trilogy". The fifth stage is characterized by the creation of national quality standards. At the sixth stage, the TQM concept is spread and recognized throughout the world. In addition, the article highlights the periods offormation of the domestic quality management system.

Key words: total quality control system, automotive industry, standards, statistical methods for quality assess-

men.

Novikova Tatyana Alekseevna, postgraduate, boiko [email protected], Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,

Lyapuntsova Elena Vyacheslavovna, doctor of technical sciences, professor, lev86@bmstu. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University

УДК 658.562

DOI: 10.24412/2071-6168-2024-2-575-576

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ САМОХОДНЫХ МАШИН И ПРИЦЕПОВ К НИМ

И.С. Борисов, В.А. Васильев

Рассматриваются вопросы совершенствование системы стандартизации организации в сфере динамически развивающихся требования по подтверждению соответствия самоходных машин и прицепов к ним. Проведен обзор основных нововведений в нормативной документации, касающейся свободного обращения самоходных машин. Определены признаки и проблемы развития системы стандартизации организации. Приведен опыт развития системы различными учеными и практиками.

Ключевые слова: стандартизация; система стандартизации организации; самоходные машины; оценка соответствия; методы совершенствования стандартизации, технический регламент.

Ключевым фактором для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности организации является уровень соответствия ее системы стандартизации требованиям международных и национальных стандартов. Система стандартизации, входящая в состав системы менеджмента качества (СМК), должна быть разработана таким образом, чтобы учитывать актуальные потребности потребителей, а также решать задачи управления качеством, снижать риски и повышать возможности производства конкурентоспособной продукции. Важно отметить, что система стандартизации должна постоянно совершенствоваться и приспосабливаться к изменяющимся требованиям, чтобы организация могла успешно конкурировать на рынке на протяжении длительного времени [1].

В период с 2021 по 2024 года обращение самоходных машин на территории таможенного Союза претерпело существенные изменения в результате технического прогресса и законодательных реформ. Вступившие в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" и Приказ Минпромторга России от 31.05.2022 N 2197 регламентируют изменения в процедуре оформления паспортов самоходных машин и дальнейшую их регистрацию в органах государственного технического надзора [2,3]. Начиная с осени 2022 года, таможенные органы лишены бумажных бланков паспортов самоходных машин, взамен этого полномочия на паспортизацию самоходных машин переходят к органам по сертификации, испытательным лабораториям или Российским изготовителям и официальным импортерам спецтехники. Процедура паспортизации спецтехники становится электронной и реализуется с помощью системы электронных паспортов портала АО «Электронный паспорт».

На сегодняшний день, вопрос подтверждения соответствия самоходных машин стоит острым образом в связи с тем, что с момента отмены бумажных паспортов на некоторые виды техники невозможно получить электронный паспорт из-за того, что техника не подлежит ни ТР ТС 010/2011, ни ТР ТС 031/2012. Ранее получение бумажного паспорта осуществлялось без привязки к техническим регламентам, теперь же техника должна обязательным образом быть подтверждена на соответствия требованиям ТР ТС 010/2011, либо ТР ТС 031/2012.

Реформация в законодательстве в части регистрации самоходных машин вскрыло ряд недостатков в действующем ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Данный технический регламент не охватывает все виды самоходной техники, и некоторая продукция остается не подлежащей ни одному из действующих ТР ТС и, в следствии этого, вне поля действия текущей нормативной документации.

В целях обеспечения унификации требований к регистрации самоходной техники необходимо актуализировать и усовершенствовать нынешнюю систему стандартизации, чтобы исключить противоречия в нормативных документах.

Обзор литературы. К ведущим авторам, которые внесли значительный вклад в развитие научных основ стандартизации можно отнести как отечественных, так и зарубежных учёных и специалистов: Адлер Ю.П., Азгаль-дов Г.Г., Аронов И.З., Барвинок В.А., Белобрагин Б.Я., Бойцов Б.В., Бойцов В.В., Васильев В.А., Гастев А.К., Голубчик Э.М., Гун Г.С., Деминг Э., Джуран Д., Дойль П., Зажигалкин А.В., Ивахненко А.Г., Клочков Ю.С., Корчунов А.Г., Котлер Ф., Оучи У., Постыка В.М., Рубин Г.Ш., Субетто А.И., Тейлор Ф.У., Фейгенбаум А., Чайка И.И., Чек-марев А.Н. и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.