Научная статья на тему 'Эволюция планирования городского развития: от градостроительного проектирования к стратегическому планированию городских территорий'

Эволюция планирования городского развития: от градостроительного проектирования к стратегическому планированию городских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1648
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская территория / городская политика / городское развитие / городское управление / градостроительное проектирование / градостроительная политика / генеральный план города / стратегическое планирование. / the urban area / urban policy / urban development / urban management / urban development policy / the General plan of the city / strategic planning
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция планирования городского развития: от градостроительного проектирования к стратегическому планированию городских территорий»

Обедков А.П.

к. геогр.н., доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Коми республиканской

академии государственной службы и управления

ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ: ОТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Ключевые слова: городская территория, городская политика, городское развитие, городское управление, градостроительное проектирование, градостроительная политика, генеральный план города, стратегическое планирование.

Keywords: the urban area, urban policy, urban development, urban management, urban development policy, the General plan of the city, strategic planning.

Важнейшим результатом модернизации советской экономики явился переход к индустриальному обществу, определивший ведущий вектор социально-экономического развития страны во второй половине ХХ века. Побочным продуктом индустриализации экономики страны и вовлечения в народнохозяйственный оборот природных ресурсов и территорий районов нового освоения явилась активизация урбанизационных процессов. Их внешним проявлением стал динамичный и устойчивый рост числа городских населённых пунктов, городских агломераций и численности городского населения, который значительно опережал темпы роста объёмов городского жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства. Хроническое отставание социальной сферы городов не позволило в должной мере удовлетворить насущные потребности горожан и сформировать для них гармоничную городскую среду.

Развитие городов и городских агломераций сопровождалось концентрацией производства и населения в пределах сравнительно небольших урбанизированных территорий. Это привело к обострению экономических, социальных, инфраструктурных и экологических проблем городских территорий. Одновременно с этим возникла необходимость регламентации плотности городской застройки и комплексного социально-экономического развития городов.

Постоянное усложнение городских проблем требовало непрерывного совершенствования системы городского управления и регулирования развития городского расселения в рамках экистической, градостроительной и городской политики. Город стал рассматриваться как сложная территориальная социально-экономическая система, требующая согласованного развития всех её элементов с целью удовлетворения основных потребностей горожан в работе и жилье, в здоровой и безопасной среде проживания, в физическом и духовном развитии. При этом пришло осознание ограниченности прогнозных возможностей градостроительных концепций и документов градостроительного проектирования и необходимости перехода к комплексному социально-экономическому планированию городского развития.

Становление градостроительного проектирования в дореволюционный период

Эволюция планирования городского развития опирается на историю градостроительного проектирования, основанную на сменяющих друг друга градостроительных концепциях и моделях, нормах и принципах проектирования застройки городов. В России накоплен более чем 250-летний опыт разработки и реализации планировочных документов, направленных на регулирование градостроительной деятельности и стратегическое планирование городских территорий. Правовые основы развития городов и городского управления оказались в центре пристального внимания Российского государства во второй половине XVIII века в годы правления Екатерины II, когда в результате роста городской сети и существенного усложнения проблем городской жизни возникла необходимость выделения города в особую административно-хозяйственную единицу и самостоятельный объект управления, требующий юридического обособления и специального управления.

Начало процессу государственного регулирования планировкой городов и их архитектурой было положено сенатским указом от 25 июля 1763 г. «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Этим указом были закреплены законодательные нормы составления и утверждения городских планов, позволившие реализовать на практике принцип территориального планирования использования и охраны городских земель. Важное значение для поземельного устройства городов имели также межевые инструкции по территориальному землеустройству, последовательно утверждённые в 1754-1766 гг. Ими были заложены правовые основы генерального межевания всех земель Российской империи, включая городские территории. При этом за городами юридически закреплялись земли, обозначенные на конфирмированном плане города или фактически используемые под городскую застройку1.

1 Обедков А.П. Этапы и особенности формирования градостроительной среды в проектах планировки и генеральных планах развития города Сыктывкара // Вопросы сервиса и экономики. - Сыктывкар, 2014. - № 6. - С. 94.

В развитие основных требований сенатского указа от 25 июля 1763 г. пунктом 1 («О устроении по утверждённому городовому плану») Городового положения предписывалось «Город строить по утверждённому плану за подписанием руки её императорского Величества». Жалованной грамотой были урегулированы основные вопросы поземельного устройства российских городов, связанные с внутригородским разграничением собственности на землю и формированием частного земельного фонда, учётом и описанием земельных участков и иного недвижимого имущества в пределах городов, использованием и охраной выгонных (запланных) земель.

В первой половине Х1Х века был издан ряд законодательных актов, направленных как на правовое решение общих вопросов управления различными сферами городской жизни, так и на реализацию конкретных вопросов социально-экономического развития и функционирования отдельных городов. Со временем эти разрозненные законодательные акты были объединены по отраслям и включены в соответствующие разделы «Свода Законов Российской Империи». Многолетняя работа по совершенствованию городского законодательства завершилась подготовкой новой редакции Городового положения. Намеченная ею городская реформа предусматривала существенное повышение роли городского общественного управления, к ведению которого были отнесены все вопросы городского хозяйства и внешнего благоустройства в пределах города и отведённых ему земель.

Издание нового Городового положения, которое было включено в «Свод Законов Российской Империи», обозначило новый этап в правовом регулировании вопросов городского управления. С этого времени и до 1917 г. регулирование вопросов городского развития опиралось на достаточно обширную законодательную базу. Она включала в себя соответствующие правовые нормы, которые содержались в различных частях «Свода Законов Российской Империи», в некоторых иных нормативных актах и обязательных постановлениях городских дум. С изданием городскими думами обязательных постановлений в дореволюционной России оформились и стали функционировать два основных уровня системы нормативного регулирования вопросов городского управления - государственное и общественное. При этом государственное управление представляло собой общее законодательное регулирование развития городов в масштабе всей империи, а общественное управление - локальное регулирование на уровне конкретного города, которое обеспечивалось правовыми актами городских органов общественного управления.

В 1892 г. было издано новое Городовое положение. В нём были учтёны отечественный опыт городского развития и тенденции городского управления второй половины Х1Х века, повысилась законодательная ответственность об использовании и застройке городских земель в строгом соответствии с утверждёнными городскими планами. В конце Х1Х - начале ХХ века требования законодательства в области городского планирования и градостроительства стали отличаться более детальной регламентацией вопросов поквартальной застройки и функционального зонирования городских территорий. Этими правовыми актами были заложены законодательные нормы составления и утверждения городских планов, позволившие реализовать на практике принцип территориального планирования использования городских земель. Таким образом, к началу ХХ века города Российской империи были обеспечены достаточно развитой правовой базой для регулирования основных вопросов городского управления и территориального планирования.

Советское градостроительное проектирование и его наследие

Вопросам планирования городского развития уделялось большое внимание в советский период. Возникновение новых и бурный рост старых городов в ходе набиравшего силу процесса индустриализации вызвали широкий общественный интерес к проблемам городского развития. Становление индустриального общества и углубление урбанизаци-онных процессов стимулировали научную дискуссию архитекторов, градостроителей, экономико-географов и экономистов о путях развития социалистического города и необходимости разработки новых методов и подходов к градостроительному проектированию в рамках нарождавшегося движения общественной мысли, получившего название «урбанизм».

В конце 1920-1930-х гг. были начаты масштабные работы в области градостроительства, градостроительного проектирования и территориального планирования, которые способствовали совершенствованию структуры городского расселения страны на основе сочетания архитектурно-планировочных подходов и инженерных решений. В эти годы были созданы первые отечественные проектные институты архитектурно-градостроительного профиля (Гипро-гор, Гипроград, ЦНИИ (Градостроительства), в которых были разработаны новые нормы и принципы планирования городской застройки. В основе разработанных в эти годы принципов городского планирования лежали государственная собственность на землю; право обязательной покупки городских земель по единым установленным по всей стране ценам; отвод городских земель для нужд градостроительства на основе технических норм; опора на стандартизацию и государственный контроль в градостроительной деятельности; государственное финансирование строительства и эксплуатации объектов городской инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового обслуживания. Данные принципы легли в основу разработанной в конце 1930-х гг. социалистической доктрины градостроительства, которая рассматривала город как единый централизованный населённый пункт с монофункциональной структурой зонирования, со стандартным набором элементов социальной инфраструктуры и строго контролируемой плотностью населения в жилых кварталах.

Послевоенные десятилетия прошли под знаком динамичного развития и широкого распространения работ по градостроительному проектированию и территориальному планированию, которые охватили практически всю территорию страны. В эти годы ведущей областью градостроительного проектирования и территориального планирования стала геопланировка, представляющая собой теорию и практику рациональной организации проектируемых территорий и размещения в их пределах производственных предприятий, объектов производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций и мест расселения с комплексным учётом географических и инженерно-строительных ус-

ловий, архитектурно-градостроительных и экономических факторов. Значение геопланировки существенно возросло при решении практических задач, связанных с использованием природно-ресурсного потенциала территории и обоснованием стратегических направлений развития расселения как основы экистической и градостроительной политики.

В советский период для подавляющего большинства городов были разработаны проекты планировки и генеральные планы, что позволило обеспечить их долгосрочное развитие и целенаправленное формирование городских агломераций в желательном для экономики и общества направлении. В ходе их реализации был сформулирован ряд важнейших идей, концепций и принципов в области градостроительства, районной планировки, городского расселения и геоурбанистики, связанных с использованием существующих поселений и созданием групповых форм населённых мест, регулированием процессов урбанизации и роста городских агломераций, прогнозированием динамики городского населения и методикой комплексной районной планировки территории. Большое значение для развития отечественной теории и практики градостроительного проектирования и территориального планирования имели разработанные в послевоенный период концепции единой системы расселения и опорного каркаса расселения.

Научный интерес к сложным и многоаспектным проблемам урбанизации определил разнообразие подходов к их изучению и управлению развитием городских систем расселения. Одним из актуальных направлений урбанистических исследований в это время стал вопрос о путях и перспективах дальнейшего развития урбанизации. Многочисленные предположения и прогнозы развития урбанизации сводились к двум противоположным точкам зрения. Большинство урбанистов считало, что в перспективе должно произойти территориальное расширение процесса урбанизации и его переход на качественно новый уровень, ориентированный на постепенное слияние города и села в ходе урбанизации сельской местности и широкого распространения городских стандартов и образа жизни. Между тем сторонники другой точки зрения предполагали, что процесс урбанизации должен завершиться деконцентрацией и дезурбанизацией.

В 1970-е - 1980-е гг. одним из основных объектов градостроительного проектирования стали городские агломерации, являющиеся закономерным результатом формирования городского расселения и одной из высших стадий его развития. В это время агломерационный подход стал играть ведущую роль в градостроительной практике как важнейший инструмент регулирования роста больших городов и систем городского расселения. Исследование городских агломераций велось по многим направлениям и разным методикам в нескольких научно-исследовательских и проектных институтах градостроительного, географического и экономического профиля. В эти годы в градостроительном проектировании и урбанистике началось оформление урбоэкологического направления, выдвинувшего экологический императив в исследовании городских проблем. С этого времени урбоэкология (экология города) становится одним из ключевых элементов развиваемой в последние десятилетия концепции устойчивого развития города.

К моменту распада СССР была создана стройная система проектных документов стратегического территориального планирования городов со сложившейся структурой процедур их разработки. Важнейшими среди этих документов были генеральные планы городов, которым отводилась ключевая роль в планировании городского развития. Генеральные планы городов и проекты их детальной планировки представляли собой предпроектные разработки в разрезе городов и низовых административно-территориальных единиц, промышленных узлов и промышленных центров. Их разработку вели организации Госстроя СССР и другие авторитетные проектные организации, расположенные преимущественно в Москве (ЦНИИПГрадостроительства, МосГипрогор) и Ленинграде (ЛенНИИПградострои-тельства, Ленгипрогор, ЛенПромСтройПроект, ЛенЗНИИЭП). Их успешно дополняли многочисленные институты гражданского проектирования (Гражданпроект), которые функционировали в подавляющем большинстве российских регионов1.

Между тем в последние десятилетия существования СССР возникло понимание того, что генеральные планы городов стали утрачивать свою практическое значение и жизнеспособность вследствие недостаточной увязки градостроительных целей с задачами комплексного развития производства и расселения, а также отсутствия надёжных механизмов долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития городов. При этом система централизованного планирования оставляла мало возможностей для корректировки генеральных планов городов с учётом экономической и социальной динамики развития городских территорий. Ограниченность прогнозных возможностей генеральных планов городов, опирающихся на градостроительные концепции и проекты планировки и застройки населённых мест, которые не дают обоснованное видение перспектив изменения масштабов и трансформации структуры производства и расселения, обусловила необходимость перехода к разработке комплексных планов экономического и социального развития городов как стратегических документов социально-экономического планирования городского развития.

Современный этап планирования городского развития и система документов муниципального

территориального планирования

С распадом СССР перестала существовать единая система территориальной организации государства, территориального планирования и градостроительного проектирования. Однако уже 14 июля 1992 г. был принят Федеральный закон № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации», заложивший основы новой градостроительной политики в условиях рыночной экономики как важного направления социальной политики государства. Среди её основных положений следует отметить приоритет экологических требований; необходимость опоры на сло-

1 Чистобаев А.И., Красовская О.В., Скатерщиков С.В. Территориальное планирование на уровне субъектов России: Монография. - СПб.: СПбГУ, НПИ «ЭНКО», ИД «Инкери», 2010. - С. 9.

жившиеся системы расселения населения и всемерное использование их потенциала; долгосрочный характер и перспективная направленность; ориентация на устойчивое развитие городских территорий в интересах будущих поколений; учёт местных особенностей.

Принятие и утверждение в декабре 2004 г. Градостроительного кодекса Российской Федерации положило начало масштабным работам в области разработки проектов территориального планирования и градостроительного проектирования в новых условиях хозяйствования и управления. В числе основных документов муниципального территориального планирования названы схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских округов и генеральные планы поселений.

Средствами реализации градостроительной политики является система градостроительных документов разных видов и таксономических уровней. В Российской Федерации предусмотрены подготовка и реализация следующих градостроительных документов:

• Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил

РФ;

• Схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил регионов -субъектов РФ;

• Схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;

• Генеральные планы городских округов и генеральные планы поселений;

• Проекты городской и поселковой административной черты;

• Генеральные планы территорий сельских поселений, а также селитебных, рекреационных и других функциональных зон;

• Территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования, зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения;

• Проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

• Проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.

Среди основных градостроительных документов особое значение имеет Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации, разработанная в 1993 г. Государственным институтом проектирования городов (Ги-прогор). После прохождения соответствующей экспертизы в 1994 г. этот концептуальный документ развития расселения на территории страны был одобрен Правительством Российской Федерации. Основные разделы Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации посвящены рассмотрению особенностей жизненного пространства и инфраструктурного обустройства территории, проблемам сложившегося расселения и основным направлениям его развития1. В этом стратегическом документе были сформулированы основные положения государственной градостроительной политики, направленной на дальнейшее совершенствование расселенческого пространства страны и градостроительного (городского) развития с учётом территориально-планировочных, экологических, правовых и социально-экономических аспектов. В Генеральной схеме расселения были разработаны и получили проектное решение стратегические проблемы расселения и узловые вопросы городского развития. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации была призвана стать основой и регулятором взаимодействия федеральных органов государственной власти, местных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению их взаимодействия в области совершенствования расселения на различных таксономических уровнях функционирования систем поселений.

В новых условиях существенно изменился характер документов муниципального территориального планирования и особенно генеральных планов городских округов и генеральных планов поселений. Современный генеральный план - основной вид градостроительной документации о планировании развития территории города, отражающий градостроительную стратегию и условия формирования среды его жизнедеятельности. Он может быть преобразован в качественно новый тип проектов открытого, перманентного и стратегического типа. Появление новой системы документов территориального планирования, обозначенной в Градостроительном кодексе Российской Федерации, потребовало совершенствования работы созданных в советское время проектных институтов градостроительного и урбанистического профиля, а также появления новых научно-исследовательских институтов проектирования комплексного городского развития.

Как и в советское время, профильные учреждения и организации градостроительного проектирования концентрируются главным образом в Москве и Санкт-Петербурге. Самые известные среди них - ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (ОАО «Гипрогор», г. Москва), ОАО «Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики (ОАО «РосНИПИУрбанистики», г. Санкт-Петербург), ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» (ОАО «НИИПГрадостроительства»), ЗАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт градостроительного проектирования» (ЗАО «Петербургский НИПИград»), Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга», Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» (НПИ «ЭНКО», г. Санкт-Петербург), «Институт комплексного развития территорий» (г. Москва). В условиях возросших масштабов проектных работ по градостроительному проектированию значительно активизировались территориальные подразделения проектных институтов, работающие под эгидой ОАО «Гражданпроект» и ОАО «Промстройпроект». При этом в постсоветский период в

1 Лаппо Г.М. География городов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 466.

901

большинстве региональных центров субъектов РФ появились многочисленные организации, специализирующиеся на выполнении весьма востребованных на практике работ в области градостроительного проектирования.

Современные проблемы развития городской политики и стратегического планирования городских

территорий в России

Переход от централизованного народнохозяйственного планирования к рыночной модели экономики вызвал объективную необходимость активизации научных исследований в области создания научных основ экистической, градостроительной и городской политики, стратегического планирования комплексного социально-экономического развития городов и разработки новых методологических подходов, позволяющих рассматривать города и системы городского расселения как саморазвивающиеся территориальные социально-экономические системы. Важный вклад в создание научных основ городского управления в нашей стране вносят научные разработки по методологии и процедурам подготовки и реализации стратегических программ развития крупнейших и крупных городов, в которых рассматриваются основные типы управленческих задач при обосновании стратегии развития города и создании механизмов её реализации, а также вопросы взаимодействия градостроительного проектирования и прогнозирования с территориальным и стратегическим планированием социально-экономического развития городов.

Развитие местного самоуправления и разделение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и управления создали необходимые предпосылки для выделения задачи регулирования городских проблем из сферы государственной и региональной политики в особую городскую политику, направленную на обоснование путей решения проблем городов с учётом объективных закономерностей их развития и саморазвития, создание в них подлинной городской среды и дальнейшее повышение роли городов в территориальной организации жизни общества. Городская политика отличается своей сущностью и спецификой, целевыми установками и задачами, принципами формирования и проведения, характером воздействия и механизмом реализации. Её главной целью должно стать формирование новых механизмов и систем воздействия, способных адекватно и своевременно отвечать на вызовы времени и вновь возникающие запросы горожан. Необходимым условием проведения эффективной городской политики становится согласование локальных, региональных и государственных интересов. При этом реализация городской политики должна способствовать обеспечению рационального использования и сочетания потенциала городов различных групп, классов и типов, формированию в них благоприятной среды обитания и экологического благополучия, условий и качества жизни городского населения.

Организационной основой механизма проведения городской политики выступают органы местного самоуправления, которые в соответствии с федеральными и региональными законами выполняют регулирующие функции и несут ответственность за проведение местной социально-экономической политики, являющейся главным звеном городской политики. В настоящее время городская политика представляет собой формирующийся предмет деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, который пока не получил в России адекватного законодательного оформления. В связи с этим возникает необходимость детального анализа и учёта общемировых тенденций городского развития и зарубежного опыта проведения городской политики, а также общероссийских нормативно-правовых документов, наметивших правовые ориентиры формирования городской политики.

Эффективная городская политика не может проводиться усилиями только органов государственного и муниципального управления. В условиях формирования и проведения активной городской политики круг субъектов (акторов) её осуществления существенно расширился и включает в себя органы власти и государственного управления федерального и регионального уровней; органы местного самоуправления; региональные, межрегиональные и всероссийские добровольные объединения муниципальных образований и городов; всероссийские и межрегиональные городские ассоциации и союзы; бизнес (предприятия и корпорации); политические движения и партии; общественные организации; профессионалов (учёных и специалистов) в области градоведения и городского управления; городских жителей.

В постсоветский период на федеральном уровне начинает разворачиваться практика прямой городской политики, обозначившая государственные интересы и приоритеты, цели и задачи развития городов и их территориальных систем. Она связана с принятием и реализацией ряда федеральных целевых программ, направленных на решение актуальных городских проблем на этапе трансформационного перехода. В качестве первоочередных объектов программно-ориентированной и дифференцированной городской политики рассматриваются моногорода, малые, средние и большие города, старые и исторические города, столичные города и городские агломерации.

Между тем в настоящее время городская политика имеет преимущественно косвенный характер. Косвенная городская политика является результатом осуществления секторальных, частных и смежных направлений и видов городской политики, которые обеспечивают синергетический эффект от их реализации. Она представляет собой взаимосвязанные виды целенаправленной институционально и законодательно оформленной деятельности, направленной на решение возникающих городских проблем, достижение сбалансированного развития территориальных систем городов, создание наиболее благоприятных условий для обустройства и жизни горожан.

В последнее время власть и общество приходят к осознанию необходимости широкого внедрения в практику стратегического планирования комплексного социально-экономического развития городов. Необходимость применения стратегических инструментов планирования социально-экономического развития городов была вызвана невозможностью решить в краткосрочной и среднесрочной перспективе сложные городские проблемы долгосрочного характера, а также сделать более предсказуемыми возможные риски предпринимательской деятельности. Инструменты стратегического планирования первоначально были разработаны применительно к бизнесу и служили для оценки ор-

ганизациями своих возможностей и угроз, выявления слабых и сильных сторон. При этом основные идеи, подходы и принципы стратегического социально-экономического планирования городов начали использоваться в ведущих западных странах с 80-х гг. ХХ века. Для понимания эффективности городского развития важное значение имеет разработанный в эти годы сбалансированный подход, который получил развитие в сбалансированной системе финансовых и нефинансовых показателей. Данная система показателей выступает в качестве инструмента для перевода стратегии городского развития в исчерпывающий набор показателей и представляет основу системы стратегического управления развитием города.

В условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры городов к требованиям рыночной экономики, стратегическое планирование социально-экономического развития городов выступает как средство объединения усилий частного и общественного секторов экономики в консолидации усилий городской администрации и органов местного самоуправления в решении проблем трансформации городского хозяйства и занятости населения, эффективности использования городского пространства и других перспективных целей развития города. В ходе рассмотрения вопросов стратегического планирования социально-экономического развития городов особое значение приобретают вопросы методологии комплексного анализа развития города, определения и методики разработки целей городского развития, обоснования миссии и стратегического выбора города, использования методов проведения комплексного социально-экономического анализа развития города и механизмов реализации концепции стратегического плана. Важнейшим документом, задающим основные параметры стратегического городского развития, является концепция стратегического комплексного социально-экономического развития города. Она представляет собой прогнозно-аналитический документ, в котором раскрывается система представлений о стратегических целях, приоритетах городского развития и основных положениях городской политики.

Логика разработки и реализации стратегических планов социально-экономического развития городов должна включать ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется комплексный анализ предпосылок и факторов развития города, охватывающий анализ развития его экономики и социальной сферы, сложившейся демографической, социально-экономической и экологической ситуации, системы управления городом, а также выявление тенденций и проблем городского развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Второй этап связан с определением важнейших стратегических целей экономического, социального и инновационного развития города на перспективу. На третьем этапе обосновывается выбор стратегии развития города с учётом дальнейшего развития и совершенствования человеческого потенциала, экономики города, городской среды и системы местного самоуправления, намечаются точки и полюса роста его экономического развития, согласовываются интересы как фактор разработки и реализации стратегии развития города. На четвёртом этапе раскрываются механизм реализации стратегии развития города и основные принципы его формирования, разрабатываются программа комплексного социально-экономического развития города, государственное регулирование реализации стратегии его развития и направления муниципальной социально-экономической политики. Завершающий этап связан с формированием системы обеспечения механизма реализации стратегии развития города, которая включает в себя кадровое, финансовое и информационно-коммуникативное обеспечение и систему мониторинга социально-экономического развития города.

В настоящее время в России сформировалась система документов стратегического планирования на уровне муниципального образования (города), которая включает в себя 5 основных документов. В их числе - «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования», «План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования», «Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период», «Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период» и «Муниципальная программа». Сложившаяся иерархия документов планирования в муниципальном (городском) управлении включает в себя следующие документы и последовательные уровни их разработки и реализации: Концепция - Стратегический план - Планы и программы развития (План действий; Финансовые планы; Планы нормотворческой деятельности) - Проекты (Планы действий по реализации проектов; Финансовые планы реализации проектов; Планы нормативного обеспечения реализации проектов) - Мониторинг и оценка реализации муниципальных программ, планов, проектов и стратегий развития. В настоящее время перед российским городами, которые осуществляют переход на путь стратегического социально-экономического планирования, возникла задача освоения инструментов мониторинга и оценки реализации стратегических планов как связующего звена между стратегическим планированием и стратегическим управлением.

Формирование механизмов городского управления в новых условиях хозяйствования должно строиться с учётом взаимодействия федерального, регионального и муниципального уровней управления. Повышение управляемости и устойчивого развития городов должно обеспечить также умелое сочетание отечественного опыта городского управления с зарубежным опытом управления городом как адаптивно-адаптирующейся системы. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления городов и органов государственной власти с местной экономикой в новых условиях связаны с самоорганизацией экономики, дополняемой элементами государственного регулирования в форме экономической политики. Важным рыночным инструментом городского развития должен стань городской маркетинг, имеющий общие корни с предпринимательством. Его основой является целенаправленная деятельность городских властей по созданию имиджа и улучшению репутации города, направленная на повышение его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.