Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПАЛЛАДИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ГЕРМАНИИ КОНЦА XVII - СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА'

ЭВОЛЮЦИЯ ПАЛЛАДИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ГЕРМАНИИ КОНЦА XVII - СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
302
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЛАДИАНСТВО / КЛАССИЦИЗМ / ЭКЛЕКТИКА / АРХИТЕКТОР / ДВОРЕЦ / НЕМЕЦКАЯ АРХИТЕКТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СТИЛЬ / ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цветкова Полина Олеговна

Палладианское архитектурное направление развивалось на территории Германии с конца XVII века и фактически оставалось влиятельным вплоть до второй половины XIX столетия. Изучая особенности хронологического развития стиля, специфику его авторских интерпретаций, автор стремится к выделению характерных черт немецкой национальной ветви палладианства. На примере творчества архитекторов И.А. Неринга, Г.В. Фон Кнобельсдорфа, Ф.В. Эрдманнсдорфа, К.Л. Хильдебрандта, Я. Боумана, К.Ф. К. фон Гонтарда, Д. Гилли, С.Л. дю Ри, К. фон Фишера и мастеров переходного к эклектике периода - Ф. Гилли, К. Ф. Шинкеля, И. Я. Ф. Вайнбреннера - прослеживаются история интерпретации палладианского наследия, поиски новых архитектурных решений, периоды развития немецкой архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE PALLADIAN ARCHITECTURAL TRADITION IN GERMANY FROM THE LATE 17TH TO THE MID-19TH CENTURY

The PaLLadian architecturaL movement deveLoped in Germany from the end of the 17th century and, in fact; remained an infLuentiaL trend untiL the second haLf of the 19th century. Studying the features of the chronoLogicaL deveLopment of the styLe, the specifics of its author's interpretations, the author strives to highLight the characteristic features of the German nationaL branch of PaLLadianism. On the exampLe of the works of architects I.A.Nering, G.V. von KnobeLsdorff F.V. Erdmannsdorf K.L. Du Rey, K. von Fischer and the masters of the transition to ecLecticism of the period F. GiLLy, K. F. SchinkeL, I. Ya. F. Weinbrenner traces the history of the interpretation of the PaLLadian heritage, the search for new architecturaL soLutions, periods of deveLopment of German architecture.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПАЛЛАДИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ГЕРМАНИИ КОНЦА XVII - СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА»

АРХИТЕКТУРА

DOI 10.22337/2077-9038-2022-1-29-36

УДК 72034.. .8 + 72035.. .2 + 72014.. .4

Цветкова Полина Олеговна (Москва). Кандидат искусствоведения. Доцент кафедры «Истории и теории декоративного искусства и дизайна» ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова». Эл. почта: tsvetkovap@gmaiL.com.

Tsvetkova Polina O. (Moscow). Candidate of Art History. Associate Professor at the Department of History and Theory of Decorative Arts and Design of Stroganov Moscow State Academy of Arts and Industry. E-maiL: tsvetkovap@gmaiL.com.

Эволюция палладианской архитектурной традиции Германии конца XVII - середины XIX века

Палладианское архитектурное направление развивалось на территории Германии с конца XVII века и фактически оставалось влиятельным вплоть до второй половины XIX столетия. Изучая особенности хронологического развития стиля, специфику его авторских интерпретаций, автор стремится к выделению характерных черт немецкой национальной ветви палладианства. На примере творчества архитекторов И.А. Неринга, Г.В. Фон Кнобельсдорфа, Ф.В. Эрдманнсдорфа, К.Л. Хильдебрандта, Я. Боумана, К.Ф. К. фон Гонтарда, Д. Гилли, С.Л. дю Ри, К. фон Фишера и мастеров переходного к эклектике периода - Ф. Гилли, К. Ф. Шинкеля, И. Я. Ф. Вайнбреннера - прослеживаются история интерпретации палладианского наследия, поиски новых архитектурных решений, периоды развития немецкой архитектуры.

Ключевые слова: палладианство, классицизм, эклектика, архитектор, дворец, немецкая архитектура, трансформация, стиль, влияние.

Evolution of the Palladian Architectural Tradition

in Germany from the Late 17th to the Mid-19th Century

The Palladian architectural movement developed in Germany from the end of the 17th century and, in fact; remained an influential trend until the second half of the 19th century. Studying the features of the chronological development of the style, the specifics of its author's interpretations, the author strives to highlight the characteristic features of the German national branch of Palladianism. On the example of the works of architects I.A.Nering, G.V. von Knobelsdorff F.V. Erdmannsdorf K.L. Du Rey, K. von Fischer and the masters of the transition to eclecticism of the period F. Gilly, K. F. Schinkel, I. Ya. F. Weinbrenner traces the history of the interpretation of the Palladian heritage, the search for new architectural solutions, periods of development of German architecture.

© Цветкова П.О. 2022.

Academia. Архитектура и строительство, № 1, стр. 29-36.

Keywords: palladianism, classicism, eclecticism, architect; palace, German architecture, transformation, style, influence.

Начало эпохи Нового времени для германских земель было периодом экономического и политического упадка. В XVI веке череда феодальных войн, постоянное деление территорий на всё меньшие по размерам феодальные княжества-государства, крестьянская война и, наконец, в первой половине XVII века (1618-1648) Тридцатилетняя война - всё это крайне негативно отразилось на развитии культуры и искусства. Католическая часть южной Германии (Бавария, Франкония) преимущественно направляет свое внимание на церковное зодчество, в то же время протестантский север инвестирует в объекты светского назначения. Северные территории стилистически ориентировались на архитектурные вкусы Франции и Голландии, южные тяготели к решениям итальянского барокко. Архитектурная ситуация до конца XVII века осложнялась практически полным отсутствием национальных кадров, преимущественно объекты возводят приглашённые архитекторы-иностранцы (голландцы, французы, итальянцы). Во второй половине XVII века более активные темпы строительства можно отметить на юге, менее пострадавшем во время Тридцатилетней войны, но, как уже упоминалось выше, это прежде всего проекты в стиле барокко. Тема развития искусства и архитектуры немецких земель XVII-XVIII веков, разумеется, исследуется широким кругом зарубежных и в меньшей степени отечественных учёных, однако в рамках ограниченного объёма данной работы не удаётся упомянуть все работы и раскрыть историю исследования вопроса в полной мере. В статье упомянуты только источники, непосредственно необходимые для понимания разных этапов исследования палладианской традиции. Собственно палладианское движение в Германии набирает силу только во второй четверти XVIII века на севере страны (Саксония и Пруссия). Начиная с конца XVII столетия на северные регионы Германии влияет австрийский императорский стиль (венское барокко) с его характерными палладиан-

скими решениями. Немецкое палладианство конца XVII столетия отмечено включением элементов австрийского барокко и французского классицизма второй половины XVII века. Таковым примером является здание цейгхауза в Берлине (1695-1698) архитектор И.А. Неринг (1659-1695). В следующем поколении эту линию продолжает Ф. Герлах (1679-1748) в здании Гарнизонкирхе в Потсдаме (1731). В период 1730-1750 годов в Берлине, в районе Унтер ден Линден, был спроектирован триумфальный ансамбль площади Фридриха Великого (Forum Friderici) по аналогии с форумами древнеримских императоров. Осуществлён проект был только частично по причине влияния различных политических обстоятельств (Семилетняя война и т.д.), среди реализованных зданий можно назвать дворец принца Генриха (1748-1766) и оперный театр (1741-1744) по проекту Г.В. Фон Кнобельсдорфа (1699-1753)1. Постройка первого в Европе и крупнейшего в то время специального здания театра было выдающимся событием в общественной и архитектурной жизни Берлина [1]. Главным зданием нового «форума» становится постройка светского назначения, утверждающая идею абсолютизма Фридриха как монарха-вольтерианца, ассоциирующего себя с античным образом императора-просветителя [2, с. 191-192]. Фасад театра решён в строгих палладианских традициях, а интерьер - в стиле рококо. Такое сочетание стилей фасада и интерьера станет в дальнейшим характерной чертой немецкой палладианской традиции. Начиная с этого масштабного проекта, можно считать, что палладианство становится официальным стилем прусского двора, в дальнейшем, в 1760-1770 годы его проявления будут только усиливаться со всей немецкой педантичностью и последовательностью.

Ярким представителем палладианского направления вслед за Г.В. фон Кнобельсдорфом был архитектор Ф.В. Эрдманнсдорф (1736-1800)3. На зодчего сильное влияние оказала архитектура английского палладианства. В подтверждение этого факта можно привести проект - замок Верлиц (1769-1773) (рис. 1) в окрестностях Дессау, считающийся самым ранним палладианским дворцом Германии [3]. Фасад дворца фактически представляет собой собирательный образ винетийских вилл А. Паллдаио [4] и находится среди английского пейзажного парка. Центр фасада акцентирован высоким коринфским портиком, чётко виден главный этаж (пьяно нобиле), цокольный и мансардный [5]. Внешняя фасадная структура, как и структура плана, представляют собой

1 Придворный архитектор Фридриха II стилистически считается представителем немецкого фредерицианского рококо, однако в большинстве проектов в построении общих объёмов зданий и решении фасадов он использовал палладианские принципы.

2 Все иллюстрации в статье взяты из открытого доступа сети Интернет.

3 Архитектор много путешествовал по Италии, Нидерландам, Англии, Франции и Швейцарии. Период исследовательских поездок длился с 1761 по 1775 год. Он познакомился со стилем шотландских архитекторов Р. Адама и Д. Адама и архитектором У. Чемберсом. В Риме мастер познакомился с археологом и историком искусства И.И. Винкельманном.

разработку модульной размерной сетки А. Палладио, представленной в его трудах. Недалеко от дворца был выстроен фермерский комплекс Домен Верлиц (1783-1787, практически разрушен в 1945 году). Вдоль большого квадратного двора расположен кубический объём дома управляющего с отходящими по сторонам баркессами по образцу виллы «Эмо» А. Палладио. Вход, оформленный колонным портиком, находится с восточной стороны дома. Данный пример дополняет общее впечатление от структуры усадьбы Верлиц как цельного палладианского ансамбля [6].

Крупнейшим палладианцем второй половины XVIII века, в чьём творчестве постройки А. Палладио не просто продолжались или цитировались, а буквально воспроизводились, был К.Л. Хильдебрандт (1720-1770). Работал совместно с Я. Боуманом, впоследствии преемником архитектора, первоначально на строительстве дворца Сан-Суси, затем дворца принца Генриха. В Потсдаме Я. Бауман и К.Л. Хильдебрандт участвовали в строительных работах в западной части городского дворца и во внешнем оформлении церкви Св. Николая (1811). Собственные работы К.Л. Хильдебрандта включают реконструкцию дворца Шведт в Берлине на Унтер-ден-Линден по заказу Фридриха Вильгельма фон Бранденбург-Шведта (1750). По заказу короля К. Л. Хильдебрандт спроектировал типовые городские дома в Потсдаме (1753-1754), главным образом находящиеся на центральной площади старого рынка, которую король планировал превратить в новый римский форум. Король Фридрих II выбрал образцом для подражания проекты, представленные в труде А. Палладио «Четыре книги по архитектуре». Чтобы придать своей второй резиденции, Потсдаму, более представительный вид, Фридрих II построил городские дома с дворцовыми фасадами. При создании проектов использованы схемы А. Палладио для палаццо Капра [7], а фасад дворца И.К. Плегера (разрушен в 1945-ом, рис. 2) полностью воспроизводит палаццо Вальмарана А. Палладио в Виченце [8, S. 74]. Плоский фасад прототипа, который можно увидеть только в

Рис. 1. Дворец Верлиц в Дессау. Архитектор Ф.В. Эрдманнсдорф. 1769-1773 годы2

специфическом ракурсе из-за узкой улицы, был адаптирован для Потсдама с учётом углового расположения здания на пространстве площади [9]. Ордерные решения трактованы более объёмно и пластично, а знаменитые статуи барельефа в оригинальном проекте А. Палладио архитектор заменил круглой приставной скульптурой на углу здания [10, S. 48].

Соратник архитектора мастер Я. Боуман (1706-1776)4 изначально приглашённый Фридрихом II для строительства голландского квартала в Потсдаме (1733), менее известен, поскольку в большинстве случаев занимал должность архитектора - контролёра за реализацией построек по проектам Г.И. фон Кнобельсдорфа и К.Л. Хильдебрандта. Среди персональных работ архитектора можно назвать дворец на Унтер-ден-Линден в Берлине для принца Генриха Прусского (1748-1753). Фасадное решение дворца основано на соответствии палладианской структуре оперного театра (по проекту Г.В. фон Кнобельсдорфа, рис. 3), находящегося напротив, и создаёт впечатление единого ансамбля площади-форума. П-образное в плане здание достаточно сильно растянуто по оси площади, главный подъезд выделен лоджией-галереей по аналогии с фасадом палаццо Кьерикати в Виченце (А. Палладио),

аттик украшен статуями. По такому же принципу решён фасад другого реализованного проекта мастера - Старой ратуши в Потсдаме (1753-1755, рис. 4), но часто упоминаемая аналогия с фасадом дворца Кьерикати в данном случае не единственный источник. Нереализованный, но представленный в «Четырёх книгах об архитектуре» А. Палладио проект палаццо Ангарано в Виченце использован как структурный базис решения фасада

[10]. Важным для Берлина памятником по проекту Я. Боума-на и Г.В. Фон Кнобельсдорфа является кафедральный собор города на площади Жандарменмаркт. Нынешний вид площадь приобрела в 1780-1785 годы. Собор представляет собой образец интерпретации палладианской структуры - греческий крест в плане с тремя коринфскими портиками. Очень высокий барабан купола как будто взмывает вверх над объёмом собора

[11]. Весь ансамбль площади сформирован доминирующими архитектурными объёмами собора и театра только ко второй четверти XIX века5.

С точки зрения рассмотрения исторической преемственности палладианских традиций, творчество архитектора К.Ф.К. фон Гонтарда (1731-1791)6 представляет переходный период между палладианским рококо И.В. фон Кнобельсдорфа и поздним

4 Иммигрировал в Пруссию из Нидерландов, будучи протестантом. Типологически причисляется к архитекторам фредерикского рококо.

5 Был построен в 1780-1785 годы по проекту Карла фон Гонтарда в палладианском стиле.

6 Немецкий архитектор, работал в Потсдаме, Берлине и Байройте. Учился в Париже у Ф. Блонделя.

Рис. 2. Фасад дворца И. К. Плегера. Архитектор К. Л. Хильдебрандт. 1753 год

Рис. 3. Опера в Берлине. Архитектор Г.В. фон Кнобель-сдорф. 1740-1743 годы

Рис. 4. Старая Ратуша. Потсдам. Архитектор Я. Боуман. 1753-1755

палладианством Д. Гилли и Ф. Гилли7. Этот период (не только в творчестве К. Ф. К. фон Гонтарда, но и в целом) отмечен стремлением к рациональному зонированию пространств, достаточно сдержанному использованию декоративных приёмов в решении фасадов, строгой и ясной структурой архитектурных решений. Ранний немецкий классицизм в национальном искусствознании Германии принято очень чётко выделять, поскольку этот период, по сути предшествовавший поздней версии неоклассицизма (бидермайеру), обладал чертами подлинно рафинированного языка, имевшего в основе архитектурную лексику палладиан-ской системы. В проявлениях стиля принято видеть сухость и практичность новой буржуазной элиты германских территорий. Одновременно с этим именно в некоторой визуальной пропорциональной чистоте построек данного стиля лежит и выразительное качество данного направления. Благодаря концептуальной ясности и организационной чистоте применяемых архитектурных решений именно данный период ближе всего к концептуальным установлениям А. Палладио. Отличительной особенностью раннего немецкого классицизма8 можно назвать выработанное определение данного явления - «цопф»9, выражающегося в балансировании архитектурных приёмов на грани классицизма и аскетизма. Если рассматривать классицизм как особое мировоззрение, отражающее стремление к логической ясности и красоте и даже к определённой простоте, то именно архитектура А. Палладио как новая версия интерпретации античного наследия дала богатую почву для развития идей классицизма в архитектуре. Однако ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между двумя архитектурными стилистическими явлениями, классицизм в своей структурной основе, особенно в версии неоклассицизма, имел значительно больше эклектичных коннотаций, чем палладианство. В то же время в

хронологический период главенства классицизма как стиля в некоторых странах, в частности, в Германии, доля продолжения обращения к палладианской архитектурной чистоте и ясности была чрезвычайно высока. Мраморный дворец в Потсдаме (рис. 5) может быть назван в качестве примера данного периода эволюции палладианской традиции. Архитектор К.Ф.К. фон Гонтард, (заканчивали постройку К.Г. Лангханс, М.Ф. Буман) построил его в стиле «цопф» (1787-1793) на берегу озера в английском парке. Мраморный дворец из красного кирпича представляет собой двухэтажное здание, в центре ансамбля кубический объём с отходящими по сторонам одноэтажными баркессами (напоминает построение вилл А. Палладио, непосредственно виллы Бадоер). Мраморный дворец получил своё название от декоративных и конструктивных элементов фасада из серого и белого силезского мрамора, в камне исполнена и маленькая смотровая площадка, ротонда над центральной постройкой. Использованы тосканские колонны, на главном фасаде сгруппированные попарно, со стороны двора, выстроенные вдоль проходных галерей [12]. На боковых фасадах использован мотив серлианского окна, но в несколько изменённом по пропорциям решении.

В стиле «цопф» выполнены также проекты архитектора С.Л. дю Ри (1726-1799)10. При дворе принца Ф. Гессенского он отвечал за преобразование старого и частично разрушенного города Касселя в современную столицу, в частности, создал ансамбль Королевской площади и площади Фредерикса. На Королевской площади Касселя архитектор построил первое здание общественного музея в Германии (1779). Здание представляет собой крупный кубический объём, решённый очень сдержанным языком раннего классицизма11, полностью отсутствуют скульптурные украшения фасада, ритмизированного только крупными окнами. Завершением фасада

7 Немецкие архитекторы, отец и сын, последовательно придерживались палладианских традиций.

8 В стиле «цопф», ином по сути архитектурных решений, чем эклектичные решения неоклассицизма, можно отметить уверенное продолжение палладианских традиций, что отмечается в структурах композиционных решений фасадов и планов.

9 Историко-региональный стиль классицизма, специфическими чертами которого является эстетизм и ясность в решении фасада. Рассматривается в качестве предтечи австро-германского Бидермейера.

10 Немецкий архитектор французского происхождения из семьи беженцев-гугенотов. Сын архитектора Шарля дю Ри и внук архитектора Поля дю Ри Кассельского. Получил архитектурное образование в Стокгольме (1746-1748) у Карла Хорлемана (шведский палладианец), затем уехал в Париж, где обучался в архитектурной школе Жака-Франсуа Блонделя (1748-1752).

11 В данном случае термин «классицизм» употреблен как синоним стиля «цопф», который фактически является продолжением палладианской архитектурной традиции Германии в хронологических рамках европейского неоклассицизма.

а) б)

Рис. 5. Мраморный дворец в Потсдаме. Архитектор К.Ф.К. фон Гонтард. 1787-1793 годы: а) главный фасад; б) фасад со стороны реки

служит массивный антаблемент с балюстрадой, на которой расположены вазы. Центральная часть фасада акцентирована шестиколонным портиком гигантского ордера, воспроизводящим палладианский размерный ряд. Среди небольших проектов архитектора, созданных для аристократических заказчиков, наиболее палладианским является замок Шен-бург (1787-1790) в городке Хофгайсмар в районе Касселя. Здание считается жемчужиной палладинской архитектуры Германии благодаря ясности и простоте своего облика, за основу архитектор взял типологию палладианской виллы, но отказавшись от баркесс, создал компактный объём главного дома с портиком. На плане здания очевидно использование «молекулярных»12 пропорций плана виллы Пояна или виллы Пизани (А. Палладио). Фасадное решение позволяет провести коннотации с фасадом виллы Кьерикатти.

В 1780-1790 годы на немецкую архитектуру всё сильнее влияет непосредственное открытие античности через труды И.И. Винкельмана. Постепенно это приводит к увеличению прямых отсылок к античным формам, зачастую носящим эклектичный характер, что в итоге находит максимальное выражение в следующих ступенях стилистической эволюции - бидермайере и немецком историзме первой половины XIX столетия. Однако стоит отметить, что палладианская традиция для архитектурной практики германских земель была настолько значимой, что отголоски её встречаются в отдельных памятниках вплоть до 1860-х годов. Ярчайшим примером продолжения развития палладианского архитектурного языка является дворец принца Карла (1804-1808, рис. 6) в Английском парке Мюнхена. Постройка в полной мере выражает как идеи палладианской архитектуры, так и

12 Термин обозначает универсальную композиционную структуру формирования плана в творчестве А. Палладио. Подробное описание творческой системы моделирования плана из заведомо чётких размерных рядов помещений представлено в диссертационном исследовании Цветковой П.О. «Композиционно-стилистические особенности в творчестве А. Палладио в контексте эпохи позднего итальянского Возрождения» [13, с. 72-74].

13 Учитель и воспитатель короля Баварии Максимилиана I Иосифа.

Рис. 6. Дворец принца Карла в Английском парке. Мюнхен, Германия. Архитектор К. фон Фишер. 1804-1809 годы

сдержанный характер стиля «цопф», хотя хронологически выходит за границы обоих явлений в немецком зодчестве [15]. Спроектирован небольшой дворец, фактически вилла, архитектором К. фон Фишером (1782-1820) для аббата Пьера де Салаберта13. К. фон Фишер полностью отрицал новые модные в то время веяния романтизма и историзма, поэтому проект дворца принца Карла стал своеобразным ультимативным манифестом архитектора в защиту чистоты палладианского стиля [16, S. 24].

Свободным от искусственной стилизации и использования конкретно-исторических форм можно считать творчество Д. Гилли (1748-1808). Проявления стиля «цопф» у этого архитектора хронологически и идейно соотносят с французским стилем директории и ассоциируют его характер с ультимативной архитектурной простотой. Для большинства построек архитектора характерны симметричные фасады зданий с гладкими, ритмичными и умеренно орнаментированными решениями. Часто встречается мотив «термального окна», подчеркивающий центр, используется плоская кровля, что было совершенно революционным явлением для архитектурной практики Германии тех лет [17]. К постройкам, в которых проявились данные черты, можно отнести усадьбу Штеглиц (1795-1808) в Берлине, замок Фреинвальде (1790-1798)14 и особенно замок Парец (1797-1804 [18], рис. 7). Всем постройкам Д. Гилли свойствен некоторый пафос лапидарности, чего нельзя сказать о проектах его сына - архитектора Ф. Гилли (1771-1800). В его творчестве нарастает влияние революционной французской архитектуры конца XVIII века. Усиливается прямое употребление форм античной архитектуры, уходит ясность и тектоника чистых палладианских построений, характерных для творческой манеры его отца. Зодчий рано умер, но успел передать свой опыт будущему мастеру немецкого бидермайера К.Ф. Шинкелю (1781-1841). Для архитектора развитие принципов классицистической традиции Германии XVIII века не было ультимативной основой творчества, с неменьшим энтузиазмом он обращался к неоготическим и другим эклектичным формам. В определённой степени немецкое палладианство и его более поздняя стадия - стиль «цопф» - явились предтечей появления бидермайера, но то же время, бидермайер как таковой не продолжил пал-ладианскую традицию15. Восприняв только отдельные её признаки, не только упростил архитектурные построения, но и совершенно нивелировал значение комплексного композиционно-стилистического подхода к проектированию, характерного для всей палладианской системы. Последним представителем палладианства в Германии до наступле-

14 Здание представляет собой прямоугольную двухэтажную виллу, единственным украшением которой изначально служил крупный карниз по периметру, разделяющий два этажа.

15 В связи со спецификой стилистической разноплановости творчества К.Ф. Шинкеля мы не обращаемся к подробному анализу его произведений, поскольку нельзя наверняка отнести его к продолжателям палладианских архитектурных традиций.

ния периода стилистической эклектики середины XIX века можно считать И.Я.Ф. Вайнбреннера (1766-1826)16. Архитектор работал преимущественно в Баден-Бадене и Карлсруе, преподавал архитектуру в университете Карл-сруе и фактически вырастил целое поколение архитекторов - приверженцев палладианской системы [19]. В начале XIX века Баден-Баден переживал экономический взлёт, став модным курортом, с чем было связано достаточно активное строительство. Среди примеров использования палладианской структуры решения фасада вилла Гамильтон (1809, рис. 8) в Баден-Бадене, монетный двор Карлсруе (1816) и церковь Святого Стефана в Карлсруе (1808-1814). В этих постройках большинство исследователей отмечают активное проявление палладианских архитектурных схем, в то же время претерпевших трансформацию под влиянием неоклассицизма. Фасады отличаются укрупнённой трактовкой ордера, разорванными фронтонами и другими экспериментальными решениями [20].

***

В финале подробного рассмотрения эволюции палладианской традиции в архитектуре Германии можно выделить определённые характерные национальные особенности данного стиля. Специфической особенностью палладианских построек Германии можно считать определённый общий аскетизм архитектурного решения фасадов. Даже в постройках 1750-1760 годов, где приводились буквальные цитаты реализованных построек А. Палладио, фактическое воспроизведение зданий демонстрирует сухость и сдержанность декоративной программы. В отличии от соседней Австрии, где именно декор фасада, наложенный на объёмно-пространственную ордерную палладианскую модель, создавал обманчивый эффект декоративной пышности позднего барокко, немецкие зодчие тяготели к максимальному упрощению элементов. Данная тенденция нарастала со временем и выразилась в стиле «цопф» - специфическом немецком явлении, фактически представляющем собой второй этап развития немецкого палладианства. Немецкое палладианство фактически обладает чертами функционализма, обусловленными особым национальным характером, экономической целесообразностью и определёнными эстетическими вкусами эпохи. Фасады практически всегда оштукатурены и покрашены, в редчайших случаях используется неоштукатуренный кирпич. Довольно редко можно встретить полностью каменные фасады, чаще из камня, иногда даже мрамора, исполняются ключевые детали и элементы ордера. Сходной чертой палладианских зданий Германии, контрастно выделяющей их на

16 В 1790 году он приехал в Вену изучать архитектуру. В 1790-ом учился в архитектурной академии в Вене, затем в Дрездене. В 1792 году он провёл несколько месяцев в Берлине, что привлекло внимание Вайнбреннера к античной архитектуре и английскому палладианству. Совершил поездку в Италию (1792-1797). В Риме архитектор познакомился с художниками, окружавшими К.Л. Фернова (1763-1808). Он проводил археологические исследования в Риме, Помпеях и Геркулануме, ездил в Пестум.

фоне примеров иных стилей, существовавших параллельно в южной части немецких территорий, является сплочённость общего объёма - силуэт построек представляет собой куб или вытянутый прямоугольник. Впечатление монолитности усиливается характерной вертикализацией и некоторой вытянутостью пропорций решения фасадов. Ещё одной особенностью позднего немецкого палладианства можно считать постепенное перетекание его решений и приёмов в бидермайер и сращивание отдельных узнаваемых схем с архитектурными проявлениями эклектики, что фактически делает затруднительным выделение момента окончания развития стиля. Подтверждением важной роли немецкого палладианства в культурном и историческом процессе развития страны в определённой степени можно считать и периодическое возвращение к национальным образцам стиля во второй половине XIX и первой половине XX века.

Библиографический список

1. Кнобельсдорф Георг Венцеслаус фон // Большая советская энциклопедия: В 30 томах / Под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969.

2. Маркина Л.Г. Deutsche Staatsoper Немецкая государственная опера // Культура Германии: лингвострановедче-

ojtufunc) (jruni)rijj )es Ja/iu fjcn /iaujcs

« bid FR Lii Hr± ' pr T ~ ' I Й«, t±z П] j Li* if? Ьтг* 17.,.'

■ ~н ____L . •«■» г V -L_J__L_ L

•OjtjCth

Рис. 7. Замок Парец. Проект. Архитектор Д. Гилли. 17971804 годы

Рис. 8. Вилла Гамильтон в Баден-Бадене. Архитектор И.Я.Ф. Вайнбреннер. 1809 год

ский словарь / под общей редакцией проф. Н.В. Муравлёвой.

- М. : АСТ, 2006. - 1181 с. - С. 191-192. ISBN 5-17-038383-5.

3. KuLturstiftung DessauWörlitz (Hrsg.): Schloss Wörlitz. Architektur, Interieur, Sammlungen, Bewohner // Architecture, Interior, Collections, Residents. - Halle/Saale : Mitteldeutscher Verlag, 2017. ISBN 978-3-95462-770-7.

4. Wilhelm Hosäus // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 6. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1877. - S. 189-193.

5. Erich Paul Riesenfeld. Das Schloss zu Wörlitz / Erich Paul Riesenfeld // Kunst und Künstler, 1913. - S. 110-118.

6. Denkmalverzeichnis Sachsen-Anhalt : Sonderband Dessau-Wörlitzer Gartenreich. - Halle : Fliegenkopf verlag, 1997. - 188 S. ISBN 3-910147-65-8.

7. Lionello Pup. Andrea Palladio. Das Gesamtwerk. - Stuttgart 2000. - 349 S. ISBN 3-421-03253-X.

8. Hildebrandt Carl Ludwig // Allgemeines Lexikon der Bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Begründet von Ulrich Thiemeund Felix Becker. Band 17 / Hans Vollmer (Hrsg.). - Leipzig : Heubel-Hubard. E. A. Seemann, 1924.

9. Heinrich Ludwig Manger: Heinrich Ludewig Manger's Baugeschichte von Potsdam, besonders unter der Regierung König Friedrichs des Zweiten. - Berlin-Stettin : Nicolai, 1789.

- S. 627-629.

10. Mielke, Friedrich. Potsdamer Baukunst / Friedrich Mielke // Das klassische Potsdam. - Berlin, 1998. ISBN 3-549-05668-0.

11. Geyer, Albrecht. Geschichte des Schlosses zu Berlin / Geyer Albrecht// 2 Neuausgabe (von Band 1 und 2 in einem Band). - Berlin : Nicolaische Verlagsbuchhandlung GmbH, 2010. ISBN 978-3-89479-628-0.

12. Das Marmorpalais im Neuen Garten : Amtlicher Führer der Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg.

- Berlin-München : Deutscher Kunstverlag, 2015. ISBN 978-3422-04034-2.

13. Цветкова,П.О. Композиционно-стилистические особенности в творчестве А. Палладио в контексте эпохи позднего итальянского Возрождения : диссертация... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / МХГПУ им. С.Г. Строганова. - М., 2013. - 226 с.

14. Schlösser, Burgen, alte Mauern / Rolf Müller (Hrsg.). Wiesbaden : Herausgegeben vom Hessendienst der Staatskanzlei, 1990. - S. 186-188. ISBN 3-89214-017-0.

15. Karnehm, C. Bauten und Denkmäler im Englischen Garten einst und heute von A-Z. / Karnehm C. // Der Englische Garten in München / P. von Freyberg (ed.). - Munich : Knürr, 2000. -110-133. ISBN 3-928432-29-X.

16. Karl Bauer: Regensburg Kunst-, Kultur- und Alltagsgeschichte / 6 Auflage. - Regenstauf : MZ-Buchverlag in H. Gietl Verlag & Publikationsservice GmbH, 2014, ISBN 9783-86646-300-4.//

17. Bock, Sabine. Gilly, David (1748-1808) / Sabine Bock // Dirk Alvermann, Nils Jörn. Biographisches Lexikon für Pommern. Band 1. - Köln-Weimar-Wien : Böhlau Verlag, 2013. - S. 97-99. ISBN 978-3-412-20936-0.

18. Theophil Gerber. Persö nlichkeiten aus Land-und Forstwirtschaft, Gartenbau und Veterinärmedizin : Biographisches Lexikon / 4. erw. Aufl. - Berlin : Verlag NORA, 2014. - S. 236-237.

19. Katzenstein, Louis. Weinbrenner, Friedrich / Louis Katzenstein // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 41. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1896. - S. 500-502.

20. Coenen, Ulrich. Klassizismus in der nördlichen Ortenau - Friedrich Weinbrenner als Architekt des Bades Hub undder Pfarrkirche in Scherzheim / Ulrich Coenen // Heimatbuch. -2002. - № 41. - S. 221-228.

21. Architekturführer Potsdam / P. Sigel, S. Dähmlow, F. Seehausen, L. Elmenhorst. - Berlin : Dietrich Reimer Verlag, 3/2006-1. ISBN 3-496-01325-7.

22. Klingenburg, K. Der Berliner Dom / K. Klingenburg // Bauten, Ideen und Projekte vom 15. Jahrhundert bis zur Gegenwart. - Berlin : Union Verlag, 1987. - 293 S. ISBN 3-37200113-3.

23. DrescherH. Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 6 / Drescher H., Gontard C. - Berlin : Duncker & Humblot, 1964. -643 S. ISBN 3-428-00187-7.

24. Heckmann, H. Baumeister des Barock und Rokoko in Brandenburg-Preußen. - Berlin : Verlag für Bauwesen, 1998. -236 S. ISBN 3-345-00631-6.

25. Volk W. Potsdam, Kulturhaus „Hans Marchwitza". VEB E.A. Leipzig : Seemann, Buch- und Kunstverlag, 1978.

26. Bechtoldt, F.-A. Weltbild Wörlitz. Entwurf einer Kulturlandschaft : Katalog der gleichnamigen Ausstellung der Staatlichen Schlösser und Gärten Wörlitz / Bechtoldt F.-A., Weiss T. 21, M ärz bis 2, Juni 1996 / Hatje Ostfildern-Ruit. - 1996. - 447 S. ISBN 3-7757-0603-8.

27. Каплун, А.И. Архитектура Германии второй половины XVII - первой половины XIX в. / А.И. Каплун // Всеобщая история архитектуры : В 12 томах. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII - первая половина XIX вв. / под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. - М. : Стройиздат, 1969.

28. Аркин,Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры / Д.Е. Аркин. - М. : Искусство, 1990. - 399 с.

29. Лунинг, П.Н. Язык архитектуры. Очерки архитектурной теории / Лунинг П.Н. - М. : Дело, 2017. - 288 с.

References

1. Knobelsdorf Georg Ventseslaus fon. In: Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia], in 30 volumes, A.M. Prokhorov (ed.), 3rd ed. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1969. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Markina L.G. Deutsche Staatsoper Nemetskaya gosudarstvennaya opera [Deutsche Staatsoper German State Opera]. In: N.V. Muravleva (ed.). Kul'tura Germanii: lingvostranovedcheskii slovar' [Culture of Germany: linguistic and regional dictionary]. Moscow, AST Publ., 2006,1181 p., pp. 191-192. ISBN 5-17-038383-5. (In Russ, in Germ.)

3. KuLturstiftung DessauWörlitz (Hrsg.): Schloss Wörlitz. Architektur, Interieur, Sammlungen, Bewohner. In: Architecture, Interior, Collections, Residents. Halle/Saale, Mitteldeutscher Verlag, 2017. ISBN 978-3-95462-770-7. (In Germ., in Engl.)

4. Wilhelm Hosäus. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 6. Leipzig, Duncker & Humblot Publ., 1877, pp. 189-193. (In Germ.)

5. Erich Paul Riesenfeld. Das Schloss zu Wörlitz. In: Kunst und Künstler, 1913, pp. 110-118. (In Germ.)

6. Denkmalverzeichnis Sachsen-Anhalt. In: Sonderband Dessau-Wörlitzer Gartenreich. Halle, Fliegenkopf verlag Publ., 1997, 188 p. ISBN 3-910147-65-8. (In Germ.)

7. Lionello Pup. Andrea Palladio. Das Gesamtwerk. Stuttgart 2000, 349 p. ISBN 3-421-03253-X. (In Germ.)

8. Hans Vollmer (Hrsg.). Hildebrandt Carl Ludwig. In: Allgemeines Lexikon der Bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Begründet von Ulrich Thiemeund Felix Becker. Band 17. Leipzig, Heubel-Hubard. E. A. Seemann Publ., 1924. (In Germ.)

9. Heinrich Ludwig Manger. Heinrich Ludewig Manger's Baugeschichte von Potsdam, besonders unter der Regierung König Friedrichs des Zweiten. Berlin-Stettin, Nicolai Publ., 1789, pp. 627-629. (In Germ.)

10. Friedrich Mielke. Potsdamer Baukunst. Das klassische Potsdam. - Berlin, 1998. ISBN 3-549-05668-0. (In Germ.)

11. Albrecht Geyer. Geschichte des Schlosses zu Berlin$ 2 Neuausgabe (von Band 1 und 2 in einem Band). Berlin, Nicolaische Verlagsbuchhandlung GmbH Publ., 2010. ISBN 9783-89479-628-0. (In Germ.)

12. Das Marmorpalais im Neuen Garten. Amtlicher Führer der Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg. Berlin-München, Deutscher Kunstverlag Publ., 2015. ISBN 9783-422-04034-2. (In Germ.)

13. Tsvetkova, P.O. Kompozitsionno-stilisticheskie osobennosti v tvorchestve A. Palladio v kontekste epokhi pozdnego ital'yanskogo Vozrozhdeniya : dissertatsiya... kandidata iskusstvovedeniya : 17.00.04 [Compositional and stylistic features in the work of A. Palladio in the context of thelate Italian Renaissance: dissertation ... Candidate of Arts: 17.00.04], MKhGPU im. S.G. Stroganova. Moscow, 2013, 226 p. (In Russ.)

14. Rolf Müller (Hrsg.). Schlösser, Burgen, alte Mauern. Wiesbaden, Herausgegeben vom Hessendienst der Staatskanzlei Publ., 1990, pp. 186-188. ISBN 3-89214-017-0. (In Germ.)

15. C. Karnehm. Bauten und Denkmäler im Englischen Garten einst und heute von A-Z. In: P. von Freyberg (ed.). Der Englische Garten in München. Munich : Knürr Publ., 2000, pp. 110-133. ISBN 3-928432-29-X. (In Germ.)

16. Karl Bauer. Regensburg Kunst-, Kultur- und Alltagsgeschichte. 6 Auflage. Regenstauf MZ-Buchverlag in

H. Gietl Verlag & Publikationsservice GmbH Publ. , 2014, ISBN 978-3-86646-300-4. (In Germ.)

17. Sabine Bock. Gilly, David (1748-1808). In: Dirk Alvermann, Nils Jörn. Biographisches Lexikon für Pommern. Band

I. Köln-Weimar-Wien, Böhlau Verlag, 2013, pp. 97-99. ISBN 978-3-412-20936-0. (In Germ.)

18. Theophil Gerber. Persö nlichkeiten aus Land-und Forstwirtschaft, Gartenbau und Veterinärmedizin. Biographisches Lexikon, 4. erw. Aufl. Berlin, Verlag NORA Publ., 2014, p. 236-237. (In Germ.)

19. Louis Katzenstein. Weinbrenner, Friedrich. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 41. Leipzig, Duncker & Humblot Publ., 1896, pp. 500-502. (In Germ.)

20. Ulrich Coenen. Klassizismus in der nördlichen Ortenau - Friedrich Weinbrenner als Architekt des Bades Hub undder Pfarrkirche in Scherzheim. In: Heimatbuch. - 2002 Landkreis Rastatt; № 41. Jahrgang (2002), S. 221-228.

21. Sigel P., Dähmlow S., Seehausen F., Elmenhorst L. Architekturführer Potsdam. Berlin, Dietrich Reimer Verlag Publ., 3/2006-1. ISBN 3-496-01325-7. (In Germ.)

22. Klingenburg, K. Der Berliner Dom. In: Bauten, Ideen und Projekte vom 15. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Berlin, Union Verlag Publ., 1987, 293 p. ISBN 3-372-00113-3. (In Germ.)

23. Drescher H., Gontard C. Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 6. Berlin, Duncker & Humblot Publ., 1964, 643 p. ISBN 3-428-00187-7. (In Germ.)

24. Heckmann H. Baumeister des Barock und Rokoko in Brandenburg-Preußen. Berlin, Verlag für Bauwesen Publ., 1998. 236 p. ISBN 3-345-00631-6. (In Germ.)

25. Volk W. Potsdam, Kulturhaus „Hans Marchwitza". VEB E.A. Leipzig, Seemann, Buch- und Kunstverlag Publ., 1978. (In Germ.)

26. Bechtoldt F.-A. und Weiss T. Weltbild Wörlitz. Entwurf einer Kulturlandschaft .Katalog der gleichnamigen Ausstellung der Staatlichen Schlösser und Gärten Wörlitz. 21, März bis 2, Juni 1996. Ostfildern-Ruit bei Stuttgart, Hatje Publ.,1996, 447 p. ISBN 3-7757-0603-8. (In Germ.)

27. Kaplun A.I. Arkhitektura Germanii vtoroi poloviny XVII - pervoi poloviny XIX v. [Architecture of Germany in the second half of the 17th - the first half of the 19th century]. In: Vseobshchaya istoriya arkhitektury [General history of architecture], in 12 volumes. Vol. VII. Western Europe and Latin America. XVII - first half of the XIX centuries, A.V. Bunin, A.I. Kaplun, P.N. Maksimov (eds.). Moscow, Stroiizdat Publ., 1969. (In Russ.)

28. Arkin D.E. Obrazy arkhitektury i obrazy skul'ptury [Images of architecture and images of sculpture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990, 399 p. (In Russ.)

29. Luning P.N. Yazyk arkhitektury. Ocherki arkhitekturnoi teorii [Language of architecture. Essays on architectural theory]. Moscow, Delo Publ., 2017, 288 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.