Научная статья на тему 'Понятие «русское палладианство» в Сибири'

Понятие «русское палладианство» в Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
273
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Андреа Палладио / Вилла Пьовене / Дом культуры / русское палладианство / Andrea Palladio / Villa Piovene / House of Culture / Russian Palladian architecture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савельева Нина Валентиновна

В статье рассматривается некоторое стилистическое влияние известных памятников архитектуры — виллы Бодоер. виллы Фоскари («Ла-Мальконтента») и виллы Пьовене, возведенных в окрестностях Венеции по проектам известного практика и теоретика архитектуры Позднего итальянского Возрождения Андреа Палладио (1508–1580), и постройки послевоенного неоклассицизма — ДК «Горняк», возведенной в окрестностях поселка Шерегеш в Западной Сибири согласно типовому проекту No 2-04-06 «Клуб на 300 мест (1947 г.), арх. К.К. Барташевич». В типовом проекте клуба и реализованном здании ДК выделяются черты, свойственные русскому палладианству в Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of«Russian» Palladian architecture in Siberia

The article deals with some stylistic influence of famous architectural monuments — villas Bodoer, Villa Foscari («La Malcontenta») and Villa Piovene, built in the vicinity of Venice by the famous practitioner and theorist of architecture of the Late Italian Renaissance Andrea Palladio (1508–1580).The buildings of the post-war neoclassicism — “Dom Kultury” (House of Culture) “Gornyak”, erected in the vicinity of the village of Sheregesh in Western Siberia according to model project No. 2-04-06 “Club for 300 seats (1947), architect K.K. Bartashevich» also have features of Russian Palladian architecturein Siberia.

Текст научной работы на тему «Понятие «русское палладианство» в Сибири»

DOI 10.24411/9999-001А-2019-10123 УДК 75.03

Н.В. Савельева

Томский государственный архитектурно-строительный университет (Томск)

sava5358@yandex.ru

Понятие «русское палладианство» в Сибири

Аннотация

В статье рассматривается некоторое стилистическое влияние известных памятников архитектуры — виллы Бодоер. виллы Фоскари («Ла-Мальконтента») и виллы Пьовене, возведенных в окрестностях Венеции по проектам известного практика и теоретика архитектуры Позднего итальянского Возрождения Андреа Палла-дио (1508-1580), и постройки послевоенного неоклассицизма — ДК «Горняк», возведенной в окрестностях поселка Шерегеш в Западной Сибири согласно типовому проекту № 2-04-06 «Клуб на 300 мест (1947 г.), арх. К.К. Барташевич». В типовом проекте клуба и реализованном здании ДК выделяются черты, свойственные русскому палладианству в Сибири.

Ключевые слова: Андреа Палладио, Вилла Пьовене, Дом культуры, русское палладианство

N.V. Savelyeva

Tomsk State University of Architecture and Building (Tomsk)

sava5358@yandex.ru

The concept of«Russian» Palladian architecture in Siberia

Abstract

The article deals with some stylistic influence of famous architectural monuments — villas Bodoer, Villa Foscari («La Malcontenta») and Villa Piovene, built in the vicinity of Venice by the famous practitioner and theorist of architecture of the Late Italian Renaissance Andrea Palladio (1508-1580).The buildings of the post-war neoclassicism — "Dom Kultury" (House of Culture) "Gornyak", erected in the vicinity of the village of Sheregesh in Western Siberia according to model project No. 2-04-06 "Club for 300 seats (1947), architect K.K. Bartashevich» also have features of Russian Palladian architecturein Siberia.

Keywords: Andrea Palladio, Villa Piovene, House of Culture, Russian Palladian architecture

Что объединяет маленький городок Виченце в солнечной Италии и крохотный затерянный в горах Саяно-Алтая поселок Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области? В пригороде знаменитой Венеции есть небольшой городок Виченце. Здесь жил и творил выдающийся зодчий Позднего Возрождения Андреа Палладио (1508—1580). Архитектурные идеи Андрея Палладио знакомы даже тем, кто никогда не слышал этого имени, но обязательно по жизни сталкивался с его проявлениями. Практически во всех архитектурных школах Европы, Америки, Англии и, конечно, в России легко усматриваются признаки следования замечательному зодчему.

В основе понятия «палладианизм» или «палла-диева архитектура», которое относится к ранней форме классицизма, лежит строгое следование симметрии, учет перспективы и заимствование принципов классической античной архитектуры Древней Греции и Рима. Впервые имя «Палладия», а именно так его называли в России времен Петра I, прозвучало в России в 1699 г., когда сподвижник императора князь Долгорукий перевел трактат итальянского архитектора «Четыре книги об архитектуре». Пал-ладианство четко прослеживается в истории созда-

ния новой столицы на Неве. Упорядоченная система Палладио как нельзя лучше соответствовала реформам первого российского императора, желавшего навести порядок в огромной стране. А, кроме того, Петру, прорубавшему «окно в Европу», пришлись по вкусу архитектурные образцы западных соседей [Андрей Палладио...].

Таким образом, одним из источников «русского палладианства» являются «Четыре книги об архитектуре». Второй перевод на русский язык данного монументального трактата осуществил Петр Еропкин, придворный зодчий Анны Иоанновны, в 17371740 гг. Третий был осуществлен в 1798 г. дворянином Николаем Львовым. И наконец, четвертый, и последний, вариант «Четырех книг об архитектуре» в переводе архитектора Ивана Жолтовского был издан в СССР в 1936 г.

Эта книга оказала большое влияние на многих архитекторов по всей Европе. В XVII в. многие зодчие, обучавшиеся в Италии, изучали труды Палла-дио как учебные пособия. Получив образование, они возвращались домой и пытались привнести паллади-анский стиль для другого климата, другой топографии и других предпочтений заказчиков. Подобным

образом идеи палладианской архитектуры распространились практически по всему миру, не обошло это стороной и Россию. «Русское палладианство», как архитектурный феномен в России можно условно разбить на два этапа:

1-й этап: 1780-е гг. — начало XIX в. Пал-ладианский тип «дома с циркумференциями» был впервые применен Ч. Камероном. Большое значение в развитии и распространении палладианства в России сыграла деятельность архитектора Н.А. Львова. Палладианский стиль повсеместно применялся в русском усадебном строительстве [Палладианство].

Наивысший расцвет палладианства приходится на правление Екатерины II, которая обращается к античным образцам как противоположности елизаветинского барокко. Она приглашает в Россию архитекторов-«палладианцев» Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги, чьими творениями мы по сей день восхищаемся в Петербурге или Царском Селе. Однако при Екатерине палладианство становится не просто архитектурой, а целой философией, мировоззрением. И если Москва — Третий Рим, то Петербург — Четвертый: «Идеалистическое русское палладианство — это архитектура мечты: мечты о Риме, Империи, Европе, величии и покое, законности и свободе», — пишет в своей статье Василий Успенский [Андреа Палладио...].

Во время правления Екатерина II отстраивала не только столицу и загородные резиденции, но и осуществила массовую перепланировку русских городов: появилось понятие «красная линия», а вдоль широких проспектов выстроились типовые палла-дианские здания разного рода госучреждений — по всей стране, вплоть до Урала. Наряду с масштабными застройками велось активное строительство загородных дворянских усадеб, проекты которых в большинстве случаев принадлежали Николаю Львову. Таким образом, барские дома и последующих столетий, так или иначе, копируют его усадьбы, которые, как и знаменитая вилла Ротонда Андреа Палладио, узнаваемы во всем мире. Палладианская усадьба с фронтоном и четырехколонным портиком стала не просто элементом культуры, а важным культурологическим предпочтением.

Классицизм Палладио переходит и в Серебряный век. Представители «Мира искусства» устали от модерна и начали ностальгировать по Петербургу времен Петра I. В этот момент появился классический ретроспективизм на основе архитектурного наследия XVШ-XIX вв., который стал очередной реинкарнацией палладианства в России.

2-й этап: конец XIX — XX вв. Возрождается интерес к палладианству, потому что любая имперская архитектура в той или иной мере — классическая. Вот и в молодой советской стране она оказалась востребованной, тем более что архитекторы-неоклассики, как Иван Жолтовский, были выпускниками классической академии. К 1920-м гг. неоклассический период закончился, и вперед вышло авангардное искусство. В архитектуре главенствовал конструктивизм и рационализм. Однако, вся авангардная архитектура в России создавалась в постоянном внутреннем диалоге с Палладио, поскольку стремилась к идеальным формам и ритмичным членениям фасадов. В 1930-е гг. происходит очередной откат от авангарда в сторону классики, и в середине 40-х годов прошлого

столетия появляется «сталинский ампир», стиль, который можно определить, как «классицизм вне себя» или «социалистический маньеризм» [Андреа Палладио...]. Став предметом для размышлений зодчих-неоклассиков, и, прежде всего, И.В. Жолтовского, «русское палладианство» оказалось востребовано в сталинскую эпоху, многообразно воплотившись в до и послевоенной застройке городов СССР в период так называемого «сталинского ампира» или «советского классицизма». Нас интересует именно этот период возрождения интереса к «русскому палладианству».

Но не только знаменитый трактат стал вдохновением зодчих всего мира, но и многочисленные постройки Андрея Палладио. Из всего богатого архитектурного наследия остановимся только на его знаменитых виллах. Вилла Бадоер (Villa Badoer) и вилла Фоскари («Ла-Мальконтента») в окрестностях Венеции имеют одну характерную черту — на фоне плоскости стены ярко выраженный шестиколонный портик ионического ордера с треугольным фронтоном (ил. 1).

Попробуем сравнить живописную панораму провинции Виченца (Италия) с виллой Пьовене и перспективу улицы пос. Шерегеш, Таштагольского района, Кемеровской области с видом на Дом культуры «Горняк» (ил. 2). Вилла Пьовене является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, Дом культуры «Горняк», образец так называемого «русского паллади-анства», статуса объекта культурного наследия не имеет (ил. 3).

Вилла Пьовене строилась в три этапа: первоначально (до 1541 г.) был построен основной объем, меньших размеров. Позднее он был расширен путем добавления пронаоса, на котором сохранилась дата — 1587 г. Лоджия, выдающаяся в центре и состоящая из шести ионических колонн с треугольным фронтоном, могла быть начата Палладио около 1570 г. и завершена уже после его смерти. Дальнейшее расширение виллы имело место в 1570-х гг. и было выполнено по проекту Палладио, но не самим архитектором. Наконец, в первой половине XVIII в. архитектор Франческо Муттони построил боковые крылья, двойную лестницу, ведущую к лоджии, и спроектировал сад, который стал живописным фоном Виллы и был разбит в XIX в. на равнине реки Астико.

Спустя четыре века строится Дом культуры «Горняк» (1950-е годы) по типовому проекту №2-04-06 под названием «Клуб с залом на 300 мест» (1947 г., архитектор К.К. Барташевич). На территории СССР, в том числе и Сибири, в 1950-х гг. было построено 132 Дома культуры по данному типовому проекту [С гурьбой и гуртом]. Автор проекта — Константин Константинович Барташевич — советский инженер-архитектор, специалист в области проектирования общественных зданий социально-культурного назначения (в основном клубов, дворцов и домов культуры), окончил Архитектурно-строительный институт в Уфе (ныне Уфимский государственный нефтяной технический университет). Разрабатывались типовые проекты дворцов культуры в архитектурно-проектной мастерской ВЦСПС.

Первым серьезным проектом для Барташевича стало работа в коллективе, создающем проект Дома Техники в Москве. В 1933 г. управлением строительства столичного Дворца техники (далее ДТ) был проведен смешанный конкурс на лучший эскизный

проект научно-технического выставочного комплекса — Дома Техники, в котором приняли участие как молодые архитекторы и студенты архитектурно-строительных вузов, так и заслуженные архитекторы страны. К.К. Бартошевич принимал участие в этом проекте в составе авторского коллектива. Членами управления строительства ДТ были выбраны наиболее отличившиеся и интересные по проработке проекты. Довольно интересным и свежим был признан проект бригады в составе архитекторов К.К. Барто-шевича, А.И. Диденко, Н.Н. Косточкина, И.В. Ламцо-ва, Мелия, В.А. Шкварикова и скульптора Р.Р. Иодко при консультации инженера Тубина. В целом жюри конкурса оценило представленный проект положительно [Бартошевич...].

Всего на Кузбассе по проекту К.К. Бартошевича были построены восемь дворцов культуры: по одному в Кемерове и Сталинске (ныне Новокузнецке), два в Прокопьевске: это всем известные Дк шахты «Красногорская» (ныне Дворец культуры «Красная Горка») и Дворец культуры имени В. Маяковского. Дом культуры шахты «Красногорская» успели закончить до начала хрущёвской кампании по борьбе с архитектурными излишествами. Четыре дома культуры по типовому проекту №2-04-06 были построены в поселках Мундыбаш, Шерегеш и Шалым и городе Таштаголе.

Заказчиком Дома культуры «Горняк» в поселке Шерегеш выступало Шерегешское рудоуправление. В данный момент владельцем является Управление культуры администрации Таштагольского района [Управление культуры...]. Дом культуры «Горняк» является ярким представителем стиля советского классицизма, где легко усматриваются признаки «русского палладианства»:

- фиксация перспективы ул. Первомайская;

- симметричная композиция объемно-планировочной структуры;

- яркий акцент на главном фасаде в виде шести-колонного портика коринфского ордера;

- геральдическая символика в тимпане фронтона портика.

Сравнительный анализ композиционного построения двух объектов — виллы Пьовене (Италия) и Дома культуры «Горняк» (Россия, Сибирь) (ил. 4) позволяет сделать вывод, что последователи творчества Палладио ценили, прежде всего, ясность, компактность и завершенность планировочной структуры, органичную связь архитектуры с окружающей средой, строгую упорядоченность, сдержанность, отказ от избыточной декорации, разнообразие решений фасадов с фронтонным портиком в сочетании с открытой поверхностью стены, оконными проемами без обрамления.

Однако «русское палладианство» на то и «русское», что имеет свои специфические особенности, которые выражаются в относительно вольном прочтении классического ордера его пропорций, соотношений базы, колонны, антаблемента и фронтона. В архитектуре Дома культуры пьедестал, на котором покоится колоннада, практически отсутствует, его компенсирует рельеф. Колоннада имеет не традиционный для палладианства ионический ордер, а более сложный — коринфский. Тимпан и ниши-экседры, как правило, украшались символикой и скульптурами, прославляющими Советский союз. Все эти

признаки не умоляют достоинств объекта, выполненного в духе «русского палладианства», а только придают особую черту и непосредственную связь с первоисточником, а именно:

- доминирующее положение в пространстве;

- симметричную композицию фасада и плана;

- уравновешенную осевую композицию: расположение главного входа на оси симметрии;

- крупный масштаб главного фасада (применение «большого ордера» на фоне нейтральной плоскости стены);

- использование объемной композиции портика;

- группировку помещений вокруг внутреннего двора.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что Дом культуры «Горняк» является ярким представителем «русского палладианства» в Сибири. Так почему же объекты Андрея Палладио являются объектами всемирного наследия, а наши родные Дома культуры в таком плачевном состоянии? Пришло время обратить на них особое внимание!

Список литературы

1. Андреа Палладио. Отец классицизма. — URL: https://www.culture.ru/materials/50657/ andrea-palladio-otec-klassicizma (дата обращения: 18.09.2019).

2. Андрей Палладио: биография, учение архитектора, здания, построенные в стиле русское палладианство. — URL: https://www.culture.ru/ materials/50657/andrea-palladio-otec-klassicizma (дата обращения: 22.04.2019).

3. Бартошевич (Барташевич) Константин Константинович. — URL: http://tramvaiiskusstv.ru/grafika/ spisok-khudozhnikov/item/3754-bartoshevich.html (дата обращения: 18.09.20019).

4. Палладианство — URL: http://wiki-org.ru/wiki/ Палладианство (дата обращения: 22.04.2019).

5. С гурьбой и гуртом. Советские типовые проекты 1930-50-х гг. Культурно-досуговые учреждения. 2-06-04 (ВЦСПС). 1947 г. Клуб со зрительным залом на 300/320 мест. Архитектор К.К. Барташевич.

— URL: https://sites.google.com/site/tipaussr/home/ cult/2-06-04 (дата обращения: 10.10.2018).

6. Управление культуры администрации Таштагольского района. Учреждения. Центральная клубная система. ДК «Горняк» пгт. Шерегеш ул. 19 Партсъезда, 4 «а». — URL: http://tashcult.ru/учреж-дения/центральная-клубная-система/дк-горняк-пгт-шерегеш/ (дата обращения: 22.04.2019).

References

1. Andrej Palladio: biografiya, uchenie arxitektora, zdaniya, postroenny'e v stile russkoe palladianstvo.

— URL: https://www.culture.ru/materials/50657/ andrea-palladio-otec-klassicizma (data obrashheniya: 22.04.2019). (in Russ.)

2. Bartoshevich (Bartashevich) Konstantin Konstantinovich. — URL: http://tramvaiiskusstv.ru/ grafika/spisok-khudozhnikov/item/3754-bartoshevich. html (data obrashcheniya: 18.09.20019).

3. Palladianstvo — URL: http://wiki-org.ru/wiki/ Palladianstvo (data obrashheniya: 22.04.2019). (in Russ.)

4. S gur'boj i gurtom. Sovetskie tipovy'e proekty" 1930-50-x gg. Kufturno-dosugovy'e uchrezhdeniya. 2-06-04 (VCzSPS). 1947 g. Klub so zritefny'm zalom na 300/320 mest. Arxitektor K.K. Bartashevich. — URL: https://sites.google.com/site/tipaussr/home/cult/2-06-04 (data obrashheniya: 10.10.2018). (in Russ.)

5. Upravleniekuftury" administraciiTashtagol'skogo rajona. Uchrezhdeniya. Central'naya klubnaya sistema. DK «Gornyak» pgt. Sheregesh ul. 19 Parts^ezda, 4 «a». — URL: http://tashcult.ru/uchrezhdeniya/centrarnaya-klubnaya-sistema/dk-gornyak-pgt-sheregesh/ (data obrashheniya: 22.04.2019). (in Russ.)

6.Andrea Palladio. Otec klassicizma. — URL: https:// www.culture.ru/materials/50657/andrea-palladio-otec-klassicizma (data obrashhenija: 18.09.2019).

Список сокращений

ВЦСПС — Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов.

* 4

Ил. 1. Постройки великого зодчего Андрея Палладио в окрестностях Венеции (Италия): а) вилла Бадоер (УШа Badoer, http://www.comune.frattapolesine.ro.it/welcome-to-fratta-polesine.html) б) вилла Фоскари («Ла-Мальконтента», https ://en.wiki pedia.org/wi ki/File:Vi lla_Foscari_20070710-1 .jpg).

Ил. 2: а) панорама провинции Виченца (Италия) с виллой Пьовене (https://alchetron.com/Villa-Piovene); б) перспектива улицы пос. Шерегеш, Таштагольского района, Кемеровской области с видом на Дом культуры «Горняк»

(снимок Ю. Леоновой, 2019 г.)

V

1,"

Ил. 3: а) Вилла Пьовене, объект всемирного наследия ЮНЕСКО (https://turbina.ru/guide/Lugo-di-Vitchentsa-Italiya-137484/ Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Muzei/3/0/Villa-Povene-Villa-Piovene-57875/?display=objects) б) Дом культуры «Горняк» образец «русского палладианства» и не имеет статуса объекта культурного наследия

(снимок Ю. Леоновой, 2019 г.)

Ил. 4. Сравнительный анализ композиционного построения: а) вилла Пьовене (Италия, https://www.pinterest.ru/ pin/463659724126479368/); б) типовой проект №2-04-06 «Клуб с залом на 300 мест» (1947 г., архитектор К.К. Барташевич) [С гурьбой и гуртом]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.