Научная статья на тему 'ИТАЛЬЯНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ И.В. ЖОЛТОВСКОГО: РЕКОНСТРУКЦИЯ МАРШРУТОВ. 1908-1913'

ИТАЛЬЯНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ И.В. ЖОЛТОВСКОГО: РЕКОНСТРУКЦИЯ МАРШРУТОВ. 1908-1913 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРА XX ВЕКА / 1900-Е / 1910-Е / ИТАЛЬЯНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / АНДРЕА ПАЛЛАДИО / ПАЛЛАДИАНСТВО / И.В. ЖОЛТОВСКИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семушкина Марина Олеговна

В статье представлены новые материалы и сведения об исследовательских поездках И.В. Жолтовского по Италии. По словам самого архитектора, в период с конца 1890-х по 1926 год он выезжал за границу «с целью изучения архитектуры» тридцать шесть раз; точкой назначения или транзита большинства экспедиций была Италия и, в особенности, регион Венето. Сделанные Жолтовским в путешествиях обмеры, зарисовки и фотографии античных и палладианских зданий и приобретённые им издания неизменно вызывали огромный интерес среди русских, а затем и советских архитекторов. Несмотря на косвенные свидетельства о значительном объёме «итальянского архива», на сегодняшний день выявлена лишь его небольшая часть. В последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост интереса к наследию Жолтовского: рядом исследователей были предприняты архивные изыскания, попытки воссоздать маршрут и общую картину пребывания архитектора за границей. При этом хорошо задокументирована и всесторонне рассмотрена в публикациях лишь последняя поездка Жолтовского в Италию в 1923-1926 годах. Сведения об остальных его путешествиях представлены фрагментарно. В центре внимания автора находятся итальянские поездки Жолтовского 1908-1913 годов. В публикации приводятся новые архивные материалы из фондов Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, на основе которых предпринята попытка реконструкции маршрутов и оставление перечня посещённых Жолтовским объектов. Анализ этих материалов позволяет увидеть собственную интерпретацию архитектуры античности и итальянского Ренессанса в проектах И.В. Жолтовского первой четверти XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IVAN ZHOLTOVSKY'S ITALIAN EXPEDITIONS: ITINERARIES RECONSTRUCTION. 1908-1913

The article presents some new materials and information about Ivan Zholtovsky's research trips across Italy. According to the architect himself, in the period from the late 1890s to 1926, he went abroad "in order to study architecture" thirty-six times; the destination or transit point for most of the expeditions was Italy and especially the Veneto region. Architectural measurements, sketches and photographs of antique and Palladian buildings made by Zholtovsky during his travels and the publications he acquired have always aroused great interest among Russian and then Soviet architects. Despite circumstantial evidence of a significant volume of the "Italian archive", to date, only a small part of it has been identified. In the last decade, there has been a steady increase in interest in Zholtovsky's legacy: researchers regularly undertake archival research and attempts to recreate the journey routes and overall picture of the architect's stay abroad. Nevertheless, only Zholtovsky's last trip to Italy in 1923-1926 is well documented and comprehensively reviewed in publications. Information about the rest of his travels is presented fragmentarily. The author focuses on Zholtovsky's Italian trips in 1908-1913. The article presents some new archival materials from the Museum of History of the Moscow School of Architecture at the Moscow Architectural Institute (MARCHI Museum), on the basis of which an attempt to reconstruct itinerary and the list of objects visited by Zholtovsky was made. A detailed analysis of these materials allows one to see Zholtovsky's own interpretation of the architecture of antiquity and the Italian Renaissance in his projects of the first quarter of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ИТАЛЬЯНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ И.В. ЖОЛТОВСКОГО: РЕКОНСТРУКЦИЯ МАРШРУТОВ. 1908-1913»

DOI 10.22337/2077-9 038-2021-1-26-30

Итальянские экспедиции И.В. Жолтовского: реконструкция маршрутов. 1908-1913

М.О.Семушкина, МАРХИ, Москва

В статье представлены новые материалы и сведения об исследовательских поездках И.В. Жолтовского по Италии. По словам самого архитектора, в период с конца 1890-х по 1926 год он выезжал за границу «с целью изучения архитектуры» тридцать шесть раз; точкой назначения или транзита большинства экспедиций была Италия и, в особенности, регион Венето. Сделанные Жолтовским в путешествиях обмеры, зарисовки и фотографии античных и палладианских зданий и приобретённые им издания неизменно вызывали огромный интерес среди русских, а затем и советских архитекторов. Несмотря на косвенные свидетельства о значительном объёме «итальянского архива», на сегодняшний день выявлена лишь его небольшая часть. В последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост интереса к наследию Жолтовского: рядом исследователей были предприняты архивные изыскания, попытки воссоздать маршрут и общую картину пребывания архитектора за границей. При этом хорошо задокументирована и всесторонне рассмотрена в публикациях лишь последняя поездка Жолтовского в Италию в 1923-1926 годах. Сведения об остальных его путешествиях представлены фрагментарно. В центре внимания автора находятся итальянские поездки Жолтовского 1908-1913 годов. В публикации приводятся новые архивные материалы из фондов Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, на основе которых предпринята попытка реконструкции маршрутов и составление перечня посещённых Жолтовским объектов. Анализ этих материалов позволяет увидеть собственную интерпретацию архитектуры античности и итальянского Ренессанса в проектах И.В. Жолтовского первой четверти XX века.

Ключевые слова: русская архитектура, архитектура XX века, 1900-е, 1910-е, итальянская архитектура, Андреа Пал-ладио, палладианство, И.В. Жолтовский.

Ivan Zholtovsky's Italian Expeditions: Itineraries

Reconstruction. 1908-1913

M.O. Semushkina, MARKHI, Moscow

The article presents some new materials and information about Ivan Zholtovsky's research trips across Italy. According to the architect himself, in the period from the late 1890s to 1926, he went abroad "in order to study architecture" thirty-six times; the destination or transit point for most of the expeditions was Italy and especially the Veneto region. Architectural measurements, sketches and photographs of antique and Palladian buildings made by Zholtovsky during his travels and the publications he acquired have always aroused great interest among Russian and then Soviet architects. Despite circumstantial evidence of a significant volume

of the "Italian archive", to date, only a small part of it has been identified. In the last decade, there has been a steady increase in interest in Zholtovsky's legacy: researchers regularly undertake archival research and attempts to recreate the journey routes and overall picture of the architect's stay abroad. Nevertheless, only Zholtovsky's last trip to Italy in 1923-1926 is well documented and comprehensively reviewed in publications. Information about the rest of his travels is presented fragmentarily. The author focuses on Zholtovsky's Italian trips in 1908-1913. The article presents some new archival materials from the Museum of History of the Moscow School of Architecture at the Moscow Architectural Institute (MARCHI Museum), on the basis of which an attempt to reconstruct itinerary and the list of objects visited by Zholtovsky was made. A detailed analysis of these materials allows one to see Zholtovsky's own interpretation of the architecture of antiquity and the Italian Renaissance in his projects of the first quarter of the 20th century.

Keywords: Russian architecture, architecture of XX century, 1900's, 1910's, Italian architecture, Andrea Palladio, Palladianism, Ivan Zholtovsky.

«Без Италии нет науки для архитектора.

Без Италии вы не знаете, что такое красота, что такое искусство» И.В. Жолтовский, 1953

Имя И.В. Жолтовского (1867-1959) в современном представлении неразрывно связано с воплощением принципов классической архитектуры вне зависимости от стиля и эпохи, в которую ему доводилось работать. Сам он, ориентируясь на идеалы Возрождения, постоянно совершенствуя свои знания и практические навыки, стал настоящим «человеком Ренессанса» в русской архитектуре.

Подобно тому, как архитекторы эпохи Возрождения изучали архитектуру античности в поездках по Италии, так и Жолтовский предпринимал регулярные зарубежные «экспедиции» в период с конца 1890-х по 1926 год. По словам самого архитектора1, в эти годы он побывал за границей тридцать шесть раз и «объездил все страны Европы с целью изучения архитектуры» [1]. Достоверно известно, что в разные годы он посетил Италию, Испанию, Францию, Швейцарию, Австрию, Венгрию, Польшу, Швецию, Финляндию, Грецию, Ливан2 [1; 2], существуют косвенные свидетельства посещения им и других стран Европы и Азии

1 РГАЛИ. Ф. 2073. Оп. 7. Ед. хр. 34. Л. 27

[3]. Тем не менее главным источником его вдохновения и знаний стала Италия и, в особенности, палладианский Венето. О первом визите Жолтовского в «город Палладио» Виченцу известно из воспоминаний архитектора В.В Васильевой3: «...По окончании Академии Жолтовский путешествовал по Италии. Он ехал в поезде из Милана в Венецию и читал произведение Гёте "Путешествия по Италии". Именно благодаря этой книге и великолепным текстам немецкого поэта он вдруг решает изменить свой маршрут и направляется в Виченцу, на родину Палладио» [4].

Несмотря на ореол славы, окружавший путешествия Жолтовского, сведений о них сохранилось крайне мало, что существенно

Рис. 1. И.В. Жолтовский в Кремоне. 1908 год. На обороте: «1908 г. Cremona» (источник: собрание Музея МАРХИ). Публикуется впервые

затрудняет их исследование. Если графические материалы -зарисовки, выкопировки - сохраняются в музейных фондах и были неоднократно опубликованы [5], то масштаб коллекции фотографий, сделанных Жолтовским, и количество приобретённых им изданий можно оценивать лишь по свидетельствам современников [6]. Предположительно, впервые Жолтовский выехал за границу в 1899 году вскоре после окончания Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств; вторая поездка датируется 1902 годом [4]. В апреле 1903-го и на рубеже 1903-1904 годов он выезжал в Италию вместе с коллегой по Строгановскому училищу художником Игнатием Нивинским, который впоследствии вспоминал: «Только после первой поездки в Италию с Жолтовским я научился любить и понимать искусство и стал серьёзно заниматься им» [1; 7].

Следующее итальянское путешествие Жолтовского состоялось весной 1908 года. До недавнего времени единственным свидетельством о нём было упоминание в постскриптуме письма И.Э. Грабаря к А.Н. Бенуа от 18 апреля 1908 года: «Только что вернулся из Италии Жолтовский, он откопал целый ряд вилл Палладио, никому не известных. Я видел фотографии. Чудеса в решете. Ни книжка Палладио, ни два тома Скамоцци не дают о них представления» [6]. Эта заметка демонстрирует резонанс, вызванный итальянскими материалами Жолтовского среди русских архитекторов, которые, регулярно выезжая за границу, не предпринимали столь масштабных изысканий. В процессе работы автора статьи с коллекцией Музея МАРХИ были выявлены4 личные фотографии И.В. Жолтовского, подписанные им и датированные 1908 годом. На портрете рукой архитектора сделана запись: «1908 г. Cremona» (рис. 1). На обороте другой фотографии также есть указание: «1908 г. <Lago> Superiore?» (рис. 2). Вероятно, она была сделана на переправе через реку Минчио в направлении от Мантуи к дороге Верона-Брешия, однако это требует дополнительной атрибуции5. Таким образом, можно предположить, что весной 1908 года Жолтовский проделал следующий путь: [Венеция] - [Падуя] - Виченца - Мантуя - Кремона - [Милан] (рис. 3).

По возвращении в Москву Жолтовский продолжил начатую в 1906 году работу над реконструкцией целого комплекса усадьбы Липки-Алексеевское для увлечённого Италией фабриканта А.А. Руперти. Пространственная структура и фасад главного дома практически идеально воспроизводили виллу Бадоэр во Фратта-Полезине (Палладио, ок. 1554-1555), причём распределение функций было задумано в соответствии с прототипом. Главный дом в Липках стал чрезвычайно детальным воплощением палладианской схемы виллы-фермы в русской архитектуре, но

Рис. 2. И.В. Жолтовский [в Мантуе]. 1908 год. На обороте: «1908 г. Lago Superiore» (источник: собрание Музея МАРХИ). Публикуется впервые

2 По архивным материалам Музея МАРХИ.

3 В.В. Васильева - советский архитектор, в 1940-1950-х годах сотрудник Мастерской-школы И.В. Жолтовского.

4 Личный архив И.В. Жолтовского был передан в Музей МАРХИ и экспонировался в 2017 году на выставке «Жолтовский. Легенда», посвященной 150-летию архитектора.

5 Несмотря на прямое указание места - «Lago Superiore» - сомнения вызывают прибрежные строения, попавшие в кадр, и следов которых обнаружить не удалось.

эта модель оказалась нежизнеспособна в холодном климате и осталась в истории русской архитектуры, возможно, как самая «палладианская» постройка начала ХХ века. В начале 1910-х Жолтовский разрабатывал проект имения Тарбеево, принадлежавшего Евфимии Носовой (Рябушинской) (рис. 4). Сохранивший эскизный проект главного дома, выполненный Жолтовским в 1913 году, имеет явный ренессансный прототип - Лоджия Вальмарана (Палладио-?, не ранее 1556). В проекте усадьбы Жолтовский, сузив корпус дома за колоннадой, сохранил общую композицию фасада, однако переработал нижний ярус здания. Вичентинский прототип, расположенный на водоёме в садах Сальви, имеет чрезвычайно высокий цоколь, приспособленный к колебанию уровня воды; в своём проекте Жолтовский изменил пропорции цоколя, превратив его в полноценный первый этаж и пристроил боковые лестницы, ведущие на жилой второй этаж. Об интересе Жолтовского к Лоджии Вальмарана говорит фотография, сделанная им в 1910-х годах [5], возможно, во время следующего путешествия по Италии. Самым значительным в этом ряду объектом стала усадьба Лубенкино, палладианская вилла на полуострове в Удомле. Прототипом главного дома стала вилла Бадоэр, однако Жолтовский отказался от боковых хозяйственных пристроек-барчесс в пользу удлинённых боковых крыльев. Композиция фасада конюшни однозначно отсылает к вилле Пи-зани в Баньоло (Палладио, 1542), однако совершенно иная планировочная структура здания была ориентирована на функцию.

Нельзя не упомянуть и другие крупные неоренессансные дореволюционные проекты Жолтовского: особняк Тарасовых, усадьбы Бережки и Щурово, комплекс фабричных зданий в Вичуге. К этому времени И.В. Жолтовский уже обрёл славу выдающегося паллади-анца, первопроходца русского архитектурного неоренессанса новой волны. Современники писали о нём несколько восторженно, но резонно оценивая его достижения в систематическом изучении итальянской архитектуры и глубоком понимании её принципов. В одной из первых персональных публикаций о Жолтовском, вышедшей в 1911 году, критик, чьё имя осталось неизвестным, утверждал: «Имя у Жолтовского громадное, не сколько у нас, сколько за границей, где его считают одним из первых знатоков античной архитектуры в мире... Он построил не много, но то, что он построил, превосходно. Большую часть жизни он проводит за работой в России и в кварталах Италии» [8].

«Надо было бы быть таким тонким палладианцем, как наш И.В. Жолтовский, чтобы раскрыть в каждом здании мастера глубоко обдуманную композицию масс и комбинацию уровней...с помощью которых достигается непогрешимое, безупречное, никогда и никем не достигнутое в такой мере, зрительное впечатление единства» - П.П. Муратов (1912) [9].

«Книгами зодчих ХШ1-Х1Х стол<етия>, творениями Палладио, Серлио, Скамоцци, Иниго Джонса занялся первым И.В. Жолтовский. Паломничество в город Палладио, начатое Жолтовским, не прошло даром для истории эволюции нового зодчества Петербурга» - Г.К. Лукомский (1913) [10; 11].

В 1913 году Жолтовский предпринял масштабную итальянскую экспедицию, в которой его сопровождали Е.П. Рябушин-

ская6 и И.И. Нивинский. Достаточно целостная реконструкция картины их пребывания в Италии стала возможна благодаря тому, что в этой поездке Жолтовский активно использовал фотоаппарат и, кроме того, сохранился графический архив7. Известно, что в январе-феврале 1913 года он уже находился в Неаполе (см. рис. 3), где работал в Национальном музее, выез-

6 В 1910-х годах - жена И.В. Жолтовского

7 Масштаб графического архива из поездок Жолтовского в 1900-1910-х годах сложно оценить из-за того, что в это время он редко датировал листы.

Рис. 3. Карта остановок И.В. Жолтовского в путешествиях по Италии в 1908 (обозначено зелёным) и 1913 (обозначено красным) годах. Реконструкция транзитных маршрутов дана предположительно. Схема автора статьи

Рис. 4. И.В. Жолтовский в усадьбе Рябушинских Тарбеево. 1911 год. На обороте «Тарбеево 1911 г.» (источник: собрание Музея МАРХИ). Публикуется впервые

жал на обмеры в Помпеи [4], Пестум и на Сицилию. В марте того же года он добрался до Рима, о чём свидетельствуют его личные

Рис. 5. Е.П. Рябушинская на Римском форуме. 1913 год. На обороте: «forum Romanum 1913 г.». Публикуется впервые (источник: собрание Музея МАРХИ)

Рис. 6. И.В. Жолтовский в Италии. 1913 год. На обороте: «1913» (источник: собрание Музея МАРХИ). Публикуется впервые

Рис. 7. И.В. Жолтовский в Ливорно. 1913 год. На обороте: «Livorno (Attignano). 1913» (источник: собрание Музея МАРХИ). Публикуется впервые

бумаги и фотографии8 (рис. 5), далее в Ливорно (рис. 6-8), Пизу и Флоренцию. Самый объёмный пласт материала из поездки 1913 года посвящён архитектурному наследию Венето. Значительная коллекция фотографий зданий и интерьеров сохраняется в фондах Музея МАРХИ и частных коллекциях, многие объекты до сих пор не идентифицированы. Наиболее пристальное внимание Жолтовский и его спутники уделили изучению и фиксации текущего состояния палладианских вилл и палаццо, многие из которых в начале ХХ века пребывали в запустении. Свободный доступ в эти объекты позволил Жолтовскому сделать уникальные фотографии и зарисовки, дающие представление о подлинных интерьерах до новейших реставраций. Кроме того, были зафиксировано расположение и конфигурация более поздних пристроек, разобранных в конце XIX века. Среди посещённых Жолтовским объектов были виллы Фоскари «ла Мальконтента» (1554-?), «Ла Ротонда» (1566-1567), Кальдоньо (ок. 1548), Пойана (1549), Вальмарана в Больцано (ок. 1570), лоджия дель Капитанио (1565), палаццо Порто Бреганце (1571-?). Разумно предположить, что, находясь в Виченце, Жолтовский осмотрел все доступные ему палладианские объекты в черте города.

Именно после путешествия 1913 года Жолтовский завершил начатое им в начале 1900-х годов освоение «алфавита» архитектурного языка Ренессанса. Этап заимствования и интерпретации, в процессе которого он «формировал свою собственную концепцию формы, отбирая композиционные приёмы, а также средства и формы художественной выразительности» [4], сменился периодом радикальных экспериментов. Его проекты начала 1920-х годов - жилые дома фабрики АМО (1916-1923), Большой Каменный мост (1921) и комплекс зданий Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1923) - уже стали самостоятельной переработкой классических принципов, первой попыткой кристаллизации принципов нового Ренессанса и открыли этап «живой классики» в творчестве

8 Фотографии Жолтовского на Сицилии, в Пестуме, Риме, Венеции и Виченце из частной коллекции демонстрировались автором на конференции «Вопросы всеобщей истории архитектуры». Москва, ГИИ, НИИТИАГ, май 2018 года.

Рис. 8. И.В. Жолтовский в Ливорно. 1913 год. На обороте: «Livorno (по дороге в Attignano). 1913» (источник: собрание Музея МАРХИ). Публикуется впервые

архитектора. Последняя итальянская экспедиция Жолтовского состоялась в 1923-1926 годах9. Именно в результате этого путешествия он смог окончательно систематизировать свои знания и уже к концу 1920-х годов совершить прорыв в архитектурном формообразовании, свободно оперируя классическими приёмами и адаптируя их к новым реалиям в проектах МОГЭС (1926-1929), Государственного банка (1927-1929) и Центросоюза (1928-1929). Его концепция, основанная на универсальности законов классики вне зависимости от стиля, впоследствии стала известна как метод «логической тектоники»10 И.В. Жолтовского.

Литература

1. Печёнкин, И.Е. «Палладианский текст» в биографии И.В. Жолтовского / И.Е. Печёнкин, О.С. Шурыгина // Артикульт. -2018. - № 30 (2). - С. 12-27.

2. Сегал (Рудник), Н.М. Переписка И.В. Жолтовского и Е.Д. Шора 1923-1925 гг. как документ пост Серебряного века // Диалог культур: «Итальянский текст» в русской литературе и «русский текст» в итальянской литературе : материалы международной научной конференции (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 9 - 11 июня 2011 г.). - М., 2013. - С. 53-62.

3. Нащокина, М.В. Иван Жолтовский [Серия «Великие архитекторы мира»]. - М. : Директ-Медиа, 2017. - (Великие архитекторы мира; том 65).

4. Фирсова, А.В. Творческое наследие И.В. Жолтовского в отечественной архитектуре ХХ века: Дисс. на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - М., 2004.

5. Хан-Магомедов, С.О. Иван Жолтовский. - М. : С.Э. Гордеев, 2010.

6. Грабарь И.Э. Письма. 1891-1917 / Сост. Каждан Т.П., Андреева Л.В. - М. : Наука, 1974

7. Никольский А.А. Итальянский Ренессанс и монументальная живопись русского неоклассицизма начала ХХ века (на примере росписей дома Скакового общества и особняка Тарасова в Москве) // Academia. Архитектура и строительство. - 2015. - № 4. - С. 43-52.

8. И.В. Жолтовский // Архитектурная Москва. - 1911. -Вып.1. - С. 2-3.

9. Муратов, П.П. Образы Италии. Исторический путеводитель : в 3-х томах. - М. : В. Шевчук, 2016.

10. Лукомский, Г.К. Новый Петербург (мысли о современном строительстве) // Аполлон. - 1913. - № 2. - С. 5-38.

11. Лукомский, Г.К. Палладио: Очерк Г. К. Лукомского. -Париж : [б. и.], 1925.

9 Поездка 1923-1926 годов неоднократно рассматривалась исследователями, однако значительный объём сохранившегося материала оставляет значительный задел для дальнейших публикаций.

10 По определению А.Г. Габричевского.

References

1. Pechenkin I.E., Shurygina O.S. "Palladianskij tekst" v biografii I.V. Zholtovskogo ["PaLLadian text" in I.V. Zholtovsky's biography]. In: Articult, 2018, no. 30 (2), pp. 12-27. (In Russ., abstr. In EngL.)

2. Segal (Rudnik) N.M. Perepiska I.V. Zholtovskogo i E.D. Shora 1923-1925 gg. kak dokument post Serebrjanogo veka [Correspondens between I.V. Zholtovsky and E.D. Shor, 1923-1925, as a document of post-Silver Age]. In: Dialog kul'tur: "Italjanskii tekst" v russkoj literature i "russkii tekst" v italjanskoi literature: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferencii (Institut russkogo jazyka im. V.V. Vinogradova RAN, 9 -11 ijunya 2011 g.) [Cultural Dialog: "Italian text" in Russian Literature and "Russian text" in Italian Literature: The Materials of International Science Conference (V.V. Vinogradov Russian Language Institute, 9-11 June 2011)]. Moscow, 2013, pp. 53-62. (In Russ.)

3. Nashchokina M.V. Ivan Zholtovskii. Moscow, Direkt-Media Publ., 2017. (In Russ.)

4. Firsova A.V. Tvorcheskoe nasledie I.V. Zholtovskogo v otechestvennoi arhitekture XX veka: Diss. na soiskanie uchjonoi stepeni kandidata iskusstvovedeniya [I.V. Zholtovsky's Creative Heritage in XX century Russian Architecture. Ph.D. dissertation]. Moscow, 2004.

5. Han-Magomedov S.O. Ivan Zholtovskii. Moscow, S.Je. Gordeev, Publ., 2010. (In Russ.)

6. Grabar I.E. Pis'ma. 1891-1917 [Letters. 1891-1917]. Moscow, Nauka Publ., 1974. (In Russ.)

7. Nikolskij A.A. Italjanskij Renessans i monumental'naja zhivopis' russkogo neoklassicizma nachala XX veka (na primere rospisej doma Skakovogo obshchestva i osobnyaka Tarasova v Moskve) [Italian Renaissance and monumental paintings of Russian neoclassicism of the early XX century (on the example of the paintings of the House of the Racing Society and the Tarasov mansion in Moscow)]. In: Academia: Arkhitektura i stroitel'stvo [Academia: Architecture and Construction], 2015, no. 4, pp. 43-52. (In Russ., abstr. in Engl.)

8. I.V. Zholtovskii [I.V. Zholtovsky]. In: Arhitekturnaya Moskva [Architectural Moscow], 1911, vol. 2, pp. 2-3. (In Russ.)

9. Muratov P.P. Obrazy Italii [Images of Italy], in 3 vol. Moscow, V. Shevchuk Publ., 2016. (In Russ.)

10. Lukomskij G.K. Novyj Peterburg (mysli o sovremennom stroitel'stve) [New St Petersburg, the Thinking on the Contemporary Building Practice]. In: Apollon, 1913, no. 2, pp. 5-38. (In Russ.)

11. Lukomskij G.K. Palladio : ocherk G.K. Lukomskogo [Palladio : essay by G.K. Lukomsky]. Paris, 1925. (In Russ.)

Семушкина Марина Олеговна (Москва). Заведующий сектором Музея истории московской архитектурной школы при Московском архитектурном институте (107031, Москва, улица Рождественка, дом 11/4. МАРХИ). Эл.почта: m.syomushkina@markhi.ru.

Semushkina Marina O. (Moscow). Head of sector of the Museum of History of the Moscow School of Architecture at the Moscow Institute of Architecture (11/4 Rozhdestvenka st., Moscow, 107031. MARKHI). E-mail: m.syomushkina@markhi.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.