трагическая судьба, душещипательный разговор, мирные переговоры, трескучая фраза, чрезвычайная ситуация, вековые традиции, собачья жизнь, безвременная кончина, трагическая гибель, скоропостижная смерть; глагольно-именные сочетания: вырвать из горла, предать гласности, подвергнуть критике и т.д.; сочетания с метафорическим использованием слов: коридоры, эшелоны власти, деревянный рубль, сфера деятельности, нива просвещения, медвежий угол, белый свет, подарок судьбы, ад кромешный, рай земной и др.; различные типы языковых клише, «речевых заготовок», например, формулы приветствия, вежливости, вступления в разговор, благодарности, предложения услуг, совет и т.д.: наилучшие пожелания, в добрый час, счастливого пути; с Новым годом; по правде сказать, по совести сказать, всех благ, не поминайте лихом и др. Большое место в словаре занимает лексическая идиоматика как ядро фразеологии. Идиомы эквивалентны словам по выполняемой целостной номинативной функции и экспрессивно окрашены. Например: жить за чертой бедности, влачить жалкое существование, отбиться от дома, ломать комедию, кривить душой, биться как рыба об лед, едва сводить концы с концами, напускать туману, положа руку на сердце, излить душу, вывернуть душу незнакомцу, показать пятки, попасть пальцем в небо.
Фразеологизмы дополняют номинативный инвентарь языка недостающими оценочно-экспрессивными средствами, идиомы всегда более насыщены деталями [2, 84]. Они, как правило, описывают такие аспекты обозначаемых явлений, событий, реалий, которые остаются не зафиксированными в основных номинативных единицах языка. Так, в когнитивной сфере речи выражены не все признаки речевой деятельности, и, естественно, что они дополняются идиомами. В идиомах оказываются задействованными участники ситуации, которые не представлены среди основных параметрических характеристик, например, инструментальные актанты язык, уши, средства артикуляции речи горло, глотка, зубы, рот: язык развязался, держать язык за зубами, распускать язык, прикусить язык, каша во рту, язык заплетается, с языка сорвалось, кричать во всю глотку, во весь голос, надрывать глотку, драть горло/глотку, горлопанить/горлопан, цедить сквозь зубы; язык плохо/хорошо подвешен; слаб на язык, длинный язык, язык без костей, язык как помело. Ср. также: ушки навострить, уши развесить, ушки на макушке, все уши прожужжать, петь в уши кому-либо; давать волю языку, с языка сорвалось, черт дернул за язык, болтать (молоть, трепать, чесать) языком, мозолить язык, заткнуть рот, тянут за язык, язык не поворачивается, укоротить язык. В перечисленных идиомах выражаются такие дополнительные значения, как запрет, непроизвольность, ненамеренность действия, интенсивность, нежелательность действия, количественные, качественные признаки.
Спецификой фразеообразовательной значимости компонентов фразеологизма, как указывает Н.Ф. Алефиренко, является ее ситуативность, что проявляется в их зависимости от соответствующей денотативной ситуации и ситуации употребления, а также зависимость от образной структуры фразеологизма: язык без костей у кого-либо, «кто-либо чрезмерно болтлив, говорит лишнее», язык чешется у кого-либо - «неудержимо хочется сказать что-либо, заговорить». Далее автор справедливо подчеркивает антропоцентрический характер фразеообразования и его органическую связь с активной познавательной деятельностью. По его мнению, особенности фразеологической семантики всецело обусловливаются речемыслительными процессами. Отраженные в сознании денотативные ситуации, ассоциируясь с уже имеющимися знаниями, вырабатывают определенные схемы тех ситуаций, которые актуализируются средствами вторичного номинирования. Необходимо для фразеологического обозначения речемыслительный элемент дает воспроизведение в памяти непосредственного ненаблюдаемой ситуации или объекта [1,248-256].
Во всех сферах словаря наблюдается взаимодействие единиц лексического и фразеологического уровней. Фразеологические единицы увеличивают когнитивный потенциал парадигматического класса и обусловливают существенное усложнение содержания и пополнение объема когнитивной сферы. Так, в сфере «жить» фразеологизмы выступают в разных блоках, увеличивая их объем.
Многочисленны фразеологические единицы, которые выражают тему смерти: наложить на себя руки, сыграть в ящик, испустить дух, дух вон, окончить дни свои, отдать богу душу, отдать концы, проститься с жизнью, отойти в вечность, испустить последний вздох, протянуть ноги, уйти из жизни, уйти в лучший мир, сойти в могилу, заснуть вечным сном, пустить пулю а лоб; уложить на месте, свести в могилу, ставить к стенке, стереть с лица земли, вогнать в гроб, вышибить дух, выпустить кишки, предать земле.
С помощью фразеологизмов передаются фразы бытия: вступать в жизнь; стоять одной ногой в могиле, дышать на ладан, при смерти, на смертном одре, при последнем издыхании, смертный час, на закате дней, на склоне лет, до гробовой доски, до конца дней, до могилы, до самой смерти, до последнего дыхания. Начальную фазу предопределенности бытия (судьбы) выражают фразеологические единицы: родиться в сорочке, в рубашке; родиться под счастливой звездой; на роду написано.
Некоторые фразеологизмы передают аспекты жизнеобеспеченности: садиться на мель, жить чем бог послал; как сыр в масле кататься, перебиваться с хлеба на квас, сидеть на хлебе и воде, влачить жалкое существование; фатальности: волею судеб, ирония судьбы, искушать судьбу; найти выход из положения, происхождения и родственных отношений: без роду и племени, ни роду ни племени, седьмая вода на киселе, голубая кровь; возраста: песок сыплется, не первой молодости, стар и мал, в годах, в летах, годы вышли, на старости лет; локальности: под открытым небом, под луной, между небом и землей, место под солнцем, на краю света, белый свет, свет божий, на том свете, оценки: выпить горькую чашу до дна, не видеть света белого, жить как птица небесная, жить душа в душу, есть чужой хлеб.
Являясь чаще всего яркими, образно-эмоциональными, экспрессивно-оценочными средствами русского языка, именно фразеологизмы способствуют созданию содержательной, выразительной картины мира, своеобразие которой заключается в восприятии чувственно осязаемых, наглядных образов, основанных на ассоциативном восприятии и воспринимающихся на фоне целостного обобщенно-переносного значения фразеологизма.
Литература
1. Алефиренко Н.Ф. Фразеология в составе современного русского языка. Волгоград: Перемена, 1993. - 149 с.
2. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, фразеологический, культурологический аспекты. М., 1996. - 288 с.
3. Функционально-когнитивный словарь русского языка: Языковая картина мира/ под рук. Т.А. Кильдибековой. Москва: «Гнозис», 2013. - 676 с.
References
1. Alefirenko N.F. Phraseology as the part of the modem Russian language. Volgograd: Peremena, 1993. - 149 p.
2. Teliya V.N. Russian phraseology. Semantic, phraseological, and culturological aspects. M., 1996. - 288 p.
3. Functional-cognitive dictionary of the Russian language: Linguistic picture of the world/ under the guidance of T.A. Kildibekova. M.: Gnosis, 2013. - 676 p.
Ануфриенко С.В.1, Михайловская А.Ю.2 1Доцент, кандидат политических наук, 2Магистрант,
ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
ЭВОЛЮЦИЯ ОСВЕЩЕНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
В ПЕРИОД С 1985 ПО 1996 ГОДЫ
Аннотация
В статье анализируется эволюция освещения криминальной тематики на российском телевидении в период с 1985 по 1996 годы. Авторы рассматривают причины стремительного развития криминального контента в отечественном эфире в эти годы, проводят анализ наиболее популярных телевизионных программ криминальной направленности.
Ключевые слова: телевизионная журналистика, история отечественного телевидения, криминальная проблематика, программа.
86
Anufrienko S.V.1, Mikhailovskaya A.Y.2
'Associate professor, PhD in political science, 2Master student,
Pyatigorsk State Linguistic University THE EVOLUTION OF THE COVERAGE OF CRIMINAL TOPICS ON RUSSIAN TELEVISION DURING 1985-1996 YEARS
Abstract
The article analyzes the evolution of coverage of criminal subjects on Russian television from 1985 to 1996. The authors examine the reasons for the rapid development of the criminal content in Russian television during these years, carried out an analysis of the most popular television programs of criminal theme.
Keywords: television journalism, history of national television, criminal subject, program.
Телевизионное вещание напрямую зависит от состояния социальной, политической, экономической ситуации в стране. Широкое распространение криминальных программ также неразрывно связано с конституционными нормами граждан в Российской Федерации, стремлением добиться правды и наказанию виновных в различных преступлениях. Информация, которая интересна всем без исключения слоям общества и может вызвать широкое обсуждение, наиболее важна в журналистском материале.
Тематика преступности рассматривается на каждом телеканале, будь то государственный либо частный, коммерческий. Проблематика криминала не ограничивается только новостными и информационно-аналитическими выпусками передач, она также и просачивается в развлекательный контент каналов. Как художественные, так и документальные фильмы невозможно представить без тем такого рода.
Для того чтобы проследить эволюцию криминальной проблематики и определить место подобных передач в структуре современного телевидения, необходимо рассмотреть детально причины стремительного развития криминального контента в отечественном эфире. По мнению А.И. Акопова, исторический подход естественен в любом научном исследовании общественного явления [3, 210], так как именно он дает возможность увидеть поэтапное развитие объекта изучения с его появления на телевидении и описать состояние в современности.
Мы выделили четыре этапа в развитии программ криминальной направленности на отечественном телевидении - 1986-1990 гг. (зарождение), 1991-1996 гг. (становление), 1997-1998-1999 (смена концепций), 1999-по настоящее время (период реалити-шоу, сенсационности и зрелищности). В данной статье мы проанализируем первые два этапа [1,21; 2, 85-88].
Итак, начнем с периода становления (1986-1991 годы), когда можно говорить о появлении первых телепередач криминальной проблематики в эфире отечественного вещания. В общественной жизни провозглашается политика гласности, то есть значительное сокращение цензуры в средствах массовой информации и снятие запретов с того, что раньше считалось табу. Журналистика приступает к освещению различных негативных процессов и явлений, которые до этого замалчивались местными партийными органами. К середине 80-х годов в эфире Центрального телевидения была лишь одна программа криминальной направленности: «Человек и закон», транслируемая с 1970 года. На первой стадии своего развития передача «Человек и закон» существовала как правовой канал, где эксперты в различных областях науки давали консультации по актуальным вопросам. Телевидение делало попытки донести до аудитории важность следования законам и неизбежность последующего наказания за несоблюдение. Как бы то ни было, программ, освещающих отдельные преступления и происшествия в стране, пока что не существовало.
Первой телевизионной передачей, открыто говорящей о криминале и преступности в стране, можно назвать «600 секунд». Ее целесообразно считать родоначальницей криминальной хроники на российском телевидении. С нее и начинается история телевизионного вещания в области криминальной проблематики. Первый эфир состоялся 23 декабря 1987 года на Ленинградском ТВ (сегодняшний «Пятый канал»). Программа шла всего лишь 10 минут, однако на качестве ее содержания этот факт никак не отразился. Программа отличалась особым ритмом и тематикой сюжетов: спекуляция, деятельность «новых русских», преступность в партийном аппарате, воровство и мошенничество. Об этом впервые заговорили с экрана телевизора. Первым ведущим был Александр Невзоров. В разное время «у руля стояли» Светлана Сорокина, Вадим Медведев и Сергей Гуляев.
Журналисты открыто говорили о недобросовестных чиновниках и критиковали членов партии. Однако, как отмечает С. Садков, после «путча» А. Невзоров и его программа стали не в меру политизированы и свою популярность потеряли» [4]. В этой связи, 1 октября 1993 года программу закрыли.
Уже со второй половины 1987 года стали появляться первые репортажи-расследования. В эфир вышла программа «Взгляд», которую вели работники молодежной редакции программ Центрального телевидения Гостелерадио СССР и телекомпании ВИD Владислав Листьев, Дмитрий Захаров, Александр Любимов, Олег Вакуловский. В начальном варианте это была информационно-развлекательная передача для молодежи, которая очень быстро «переросла» заданный формат и произвела настоящую революцию на телевидении. Здесь использовался прямой эфир с круглым столом и ведущими, а в паузах появлялись музыкальные композиции зарубежной эстрады.
В противовес «живым» и динамичным программам, руководители силовых структур создают собственные для сообщения оперативной обстановки в стране и освещения своей деятельности в борьбе с нарушителями закона. Первая криминальная хроника «По оперативным сводкам (МВД СССР сообщает)» начала транслироваться в 1989 году в эфире Первой программы Центрального телевидения сначала по понедельникам, а затем и ежедневно. Она разрабатывалась совместно с Министерством внутренних дел Советского Союза и отличалась от «600 секунд» содержанием: официальная информация, предоставленная специальным отделом министерства. Просуществовала до конца 1991 года, после чего уступила место новым передачам.
12 июня 1990 года ситуация в стране резко меняется. Народные депутаты проголосовали за «Декларацию о государственном суверенитете России», а Верховный Совет СССР принял закон «О печати и других средствах массовой информации». После путча 1991 года пресса столкнулась с новой исторической эпохой. Борис Ельцин стал президентом и закрепил свободу СМИ на законодательном уровне государства. Телевизионные каналы приобрели законное право самостоятельно утверждать собственную сетку вещания. В связи с этим они постепенно начали обращаться к вкусам и предпочтениям зрительской аудитории, в интересы которой входит и криминальная проблематика. Здесь уместно говорить о начале второго этапа в становлении программ криминальной проблематики.
В 1991 году «Второй канал», сменивший название на РТР, представил в эфире проект «Совершенно секретно». Это телевизионное приложение к ежемесячной газете «Совершенно секретно», созданной писателем и журналистом Юлианом Семеновым в 1989 году. Под руководством Артема Боровика, ранее работавшего соведущим во «Взгляде» программа положила начало современному журналистскому расследованию на телевидении. В ее рамках формируются стандарты работы журналиста-расследователя. Скандалы, связанные с отставкой министра юстиции и фирмой «Мобитекс», расследование убийств вице-президента компании «Лукойл» Шмидта и журналиста Влада Листьева - эти и многие другие темы наиболее остро прозвучали именно в программе «Совершенно секретно [5, 238].
Используя методы детективного жанра, авторы держали зрителя в напряжении в течение всей передачи. В телевизионном эфире появились лица людей из КГБ и ученых закрытых НИИ, их мнения по злободневным вопросам. Новшество Артема Боровика - максимально отстраненный способ повествования, ставший впоследствии эталонным. Программа переросла в
87
целый телеканал под таким же названием, который существует до сих пор. Ее пример - беспрецедентный случай образования телепередачи на основе печатного издания.
В то же время появился еще один новый проект - «Коррупция» о взяточничестве, превышении полномочий чиновниками различного ранга, затягиваний в принятии решений по причине отказа людям в материальном стимулировании за работу, которую ведомства должны выполнять бесплатно, без бюрократических проволочек. Проблемы преступности и мира криминала с 1992 года затрагивали и ведущие общественно-политического ток-шоу «Тема», транслируемого на первом канале «Останкино» (затем ставший ОРТ). Владислав Листьев, Лидия Иванова, Дмитрий Менделеев и Юлий Гусман выносили на обсуждение темы фальсификации алкоголя, медикаментов, деятельности криминальных группировок в городах-мегаполисах, заказных убийств, незаконной деятельности депутатов.
Тогда же в первый раз вышла авторская программа Андрея Караулова «Момент истины» на канале РТР. Ее темами являются коррупция в высших эшелонах власти, преступный мир и криминал. Гостями становились специалисты в области политики, экономики, медицины, социологии. Передачу несколько раз закрывали, и она перемещалась с одного канала на другой. Несмотря на заявленную достоверность в материалах, несколько раз они были признаны противоречащими журналистской этике. Сегодня ее выпуски продолжают показывать на «Пятом канале».
В 1994-1998 годах Влад Листьев продолжил актуализацию «преступных» проблем в аналитическом ток-шоу «Час пик». Здесь наглядно обозначилась тенденция подражания Западу, характер вещания, берущий за основу идеи и проекты США и других зарубежных стран. К примеру, отечественное телевидение освоило популярный за рубежом жанр телевизионного интервью: программа «Час пик» скопирована полностью с шоу журналиста Ларри Кинга «Larry King Live», который успешно транслировался в США на популярном телеканале CNN с 1985 по 2010 годы.
14 июля 1993 года регистрируется новый телеканал «Независимая коммерческая телекомпания НТВ», чей девиз звучал как «Новости - наша профессия». На старте развития с 1994 по 1996 годы в его эфире транслируются две программы криминального характера: «Самые громкие преступления XX века» и «Криминальная Россия. Современные хроники», не имеющие на российском ТВ аналогов проекты. Телевизионный канал стал первооткрывателем в формате фильма-реконструкции, отличающемся четкий и продуманным сценарием с выделением темы, идеи, замысла и конфликта. Сотрудники правоохранительных органов обретали черты героев фильма, что ранее никем не предпринималось.
Тем не менее, в период с 1991 -1996 годы чаще, чем кто-либо к криминальной проблематике обращалось РТР. Об этом говорит наличие таких программ, как «Чрезвычайный канал», «Бюро телевизионных расследований», «Милицейская хроника». Последняя программа в 1995 году содержала новостную информацию о бытовых происшествиях, кражах, мошенничестве, угонах автомобилей. Однако сюжеты передачи не были официозными, ведущий приобрел «лицо» журналиста, а не сотрудника МВД, трактовал события более свободно. Здесь присутствуют телевизионный репортаж, устное сообщение, комментарий, обзор и персонификация. Также свое отражение находит и «стенд-ап». В 1997 году «Милицейская хроника» поменяла оформление и преобразовалась в программу «Дежурная часть», важнейшую составляющую телевизионного вещания криминальной направленности на телеканале «Россия» до сегодняшнего дня.
Таким образом, программы криминальной тематики в эфире отечественных каналов в период с 1985 до 1999 годов развивались на фоне кардинальной трансформации социально-экономической и политической системы России. Социальные условия жизни населения конца века вскрыли запретные темы для публики, а самыми популярными площадками для обсуждения актуальных проблем стали программы криминальной направленности, о чем свидетельствует создание все новых программ в этом направлении на протяжении всего исследуемого периода.
Литература
1. Ануфриенко С.В., Михайловская А.Ю. Дискурс публицистического текста телевизионной передачи «Человек и закон»: особенности взаимодействия текста с действительностью // Культура. Духовность. Общество. 2014. №12. - С. 20-25.
2. Ануфриенко С.В., Михайловская А.Ю. Аудиовизуальные эффекты воздействия на аудиторию в телевизионных материалах программы «Человек и закон» // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 8-1 (27). - С. 85-88.
3. Качкаева А.Г., Кирия И.В. Российское телевидение: между спросом и предложением. Т. 1. М.: Элиткомстар, 2007. - 328 c.
4. Садков П. Передачи, которые изменили Россию // Официальный сайт газеты «Комсомольская правда». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp.by/daily/24124.3/345099/
5. Константинов А.Д. Журналистское расследование. История метода и современная практика. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. -480 с.
References
1. Anufrienko S.V., Mihajlovskaja A.Ju. Diskurs publicisticheskogo teksta televizionnoj peredachi «Chelovek i zakon»: osobennosti vzaimodejstvija teksta s dejstvitel'nost'ju // Kul'tura. Duhovnost'. Obshhestvo. 2014. №12. - S. 21.
2. Anufrienko S.V., Mihajlovskaja A.Ju. Audiovizual'nye jeffekty vozdejstvija na auditoriju v televizionnyh materialah programmy «Chelovek i zakon» // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2014. № 8-1 (27). - S. 85-88.
3. Kachkaeva A.G., Kirija I.V. Rossijskoe televidenie: mezhdu sprosom i predlozheniem. T. 1. M.: Jelitkomstar, 2007. - 328 s.
4. Sadkov P. Peredachi, kotorye izmenili Rossiju // Oficial'nyj sajt gazety «Komsomol'skaja pravda». [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kp.by/daily/24L24.3/345099/
5. Konstantinov A.D. Zhurnalistskoe rassledovanie. Istorija metoda i sovremennaja praktika. M.: OLMA-Press, 2003. - 480 s.
Дзыга Я.О.
Доктор филологических наук,
Московский институт открытого образования ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ В СТРУКТУРЕ
РОМАНОВ И.С. ШМЕЛЕВА «ПУТИ НЕБЕСНЫЕ» И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ»
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу повествовательной структуры романов «Пути небесные» И.С. Шмелева и «Бесы» Ф.М. Достоевского. Исследуется характер отношений автора и героя, сюжетная и композиционная роль рассказчика, устанавливается связь повествовательного поля и стиля рассматриваемых произведений.
Ключевые слова: Шмелева, Достоевский, повествовательная структура, рассказчик.
Dzyga Y.O.
PhD in Philology Sciences,
Moscow Institute of Open Education
NARRATOR IN THE STRUCTURE OF THE NOVELS “THE HEAVENLY WAYS’ BY I.S. SHMELEV
AND “DEVILS” BY F.M DOSTOEVSKY
88