Научная статья на тему 'Эволюция организационных форм предприятий АПК'

Эволюция организационных форм предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнатюк С. Н.

В статье рассмотрены эволюция форм организации производства и понятие кластера, который позволяет объединить самостоятельные предприятия для решения совместных проектов. Выявлены причины формирования кластеров и эффекты от их деятельности. Проанализированы возможности создания кластеров в сфере переработки сельскохозяйственной продукции в Могилевской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of organizational forms of AIC enterprises

The article examines the evolution of production organization forms and the concept of cluster, which allows uniting independent enterprises for joint projects realization. We have established reasons for the formation of clusters and effects of their activities. We have analyzed the possibilities of creating clusters in the sphere of agricultural produce processing in Mogilev region.

Текст научной работы на тему «Эволюция организационных форм предприятий АПК»

УДК 330.14.01: 637.12

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

С. Н. ГНАТЮК, кандидат экономических наук, доцент ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

EVOLUTION OF ORGANIZATIONAL FORMS OF AIC ENTERPRISES

S. N. GNATIUK, Candidate of economic sciences, assistant professor Belarusian-Russian university

В статье рассмотрены эволюция форм организации производства и понятие кластера, который позволяет объединить самостоятельные предприятия для решения совместных проектов. Выявлены причины формирования кластеров и эффекты от их деятельности. Проанализированы возможности создания кластеров в сфере переработки сельскохозяйственной продукции в Могилевской области.

The article examines the evolution of production organization forms and the concept of cluster, which allows uniting independent enterprises for joint projects realization. We have established reasons for the formation of clusters and effects of their activities. We have analyzed the possibilities of creating clusters in the sphere of agricultural produce processing in Mogilev region.

Введение. Основным производственным элементом рыночной экономики является предприятие, которое производит экономические блага для удовлетворения потребностей человека и общества. Предприятие должно оптимизировать свой размер с учетом управляемости, мотивации работников, минимизации внутрифирменных трансакционных издержек, облегчения поиска внешних партнеров, быстрого и гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка; формировать продуктовую и ценовую политику таким образом, чтобы максимизировать прибыль, обеспечивать устойчивое развитие. Одна из главных задач предприятия - создать гармоничные взаимоотношения с внешней средой, обеспечить согласованную эволюцию предприятия

и среды, в которой оно функционирует, противодействовать отставанию внутренних изменений от внешних изменений. Для достижения данной задачи необходимо оптимально сочетать стабильность правил принятия стратегических решений и гибкость в принятии тактических решений.

Анализ источников. Согласно взглядам Р. Коуза, предприятие в рыночной экономике появляется и развивается из рациональных соображений, связанных с экономией на трансакцион-ных издержках [5]. Механизм развития организационной формы предприятия в постоянно меняющейся рыночной экономике -многогранный и многофакторный процесс. В научной литературе разработано несколько моделей, объясняющих процесс изменения организационной формы: популяционная, зависимости от ресурсов, рациональной случайности, трансакционных издержек, институциональная модель [3, 4, 6, 10-12, 16]. Глобальный характер конкуренции приводит к тому, что ведущую роль в развитии предприятия играют не процессы конкуренции, а кооперации, которые требуют непрерывной координации поведения предприятий, обеспечивая экономический эффект от совместных действий. Сотрудничество становится средством, помогающим предприятию быстро осваивать инновации. По мнению Р. Уэлборна и В. Кастена, «в качестве механизма адаптации к постоянным изменениям сотрудничество не только желательно, но постепенно становится жестким требованием бизнеса» [13]. В интеграции на индустриальной стадии развития общества преобладали организационные формы союзов предприятий с иерархической структурой управления. С переходом на постиндустриальную стадию развития такая форма организации перестала справляться с возросшими потоками информации и инноваций, которые обуславливают перманентное обновление всех аспектов деятельности предприятия и экономики в целом. Поэтому, как отмечают многие авторы, иерархические структуры вытесняются самоуправляемыми сетевыми системами, построенными на горизонтальных связях и особых, коллективных взаимодействиях [2, 3, 8, 9]. Предприятия стали осваивать гибридный вариант организации производства и управления, ме-

няют своё строение на кластерно-сетевое, которое является более гибким по сравнению с иерархической моделью и более интегрированным по сравнению с рыночной моделью организации экономики. Под сетью понимают систему взаимосвязанных фирм и институтов, имеющих общие интересы и цели, обширное переплетение контактов, значительная часть которых является неформальными, четко договаривающихся, каким способом кооперироваться и до какой степени зависеть друг от друга. Кластеры позволяют объединиться предприятиям, стать партнерами в совместной работе над конкретными проектами и конкурентами в вопросах, связанных с другими рынками, процессами, товарами.

Методы исследования. При проведении исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, метод сравнения, монографический, аналитический методы.

Основная часть. Большинство предприятий вынуждено изменять организационную форму, заключать разнообразные соглашения с другими предприятиями под воздействием следующих причин:

- перманентное изменение внешних условий функционирования предприятия и необходимость адаптироваться к этим изменениям;

- усложнение производственной и коммерческой деятельности предприятий в условиях глобализации и открытости национальной экономики;

- повышение роли фактора времени требует оперативности действий, нового подхода к методам производства и управления;

- расширение рыночного пространства предприятия для того, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции;

- в условиях сокращения жизненного цикла товара невысокая эффективность традиционных форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной жизни.

Изменение внешних условий существования предприятия приводит к эволюции как организационной формы, так и основных характеристик предприятия (таблица).

Таблица. Основные характеристики предприятия

Характеристика организации Период развития

конец XIX века XX век XXI век и прогноз

Основная тенденция развития Отделение управления от собственности Централизация управления Децентрализация управления

Размеры предприятия Малые и средние, небольшое количество крупных Большое количество крупных предприятий Малые и средние, большое количество дочерних и зависимых предприятий в структуре крупных

Роль управленческого труда Не считается производительной силой Существенная производительная сила Основная производительная сила

Основные методы управления Административно-командные Экономические Социально-психологические

Преобладающий характер труда Ручной и механизированный Полу- и автоматизированный Творческий

Основной критерий деятельности Прибыль Удовлетворение потребностей покупателей, прибыль Развитие интеллектуального капитала, организационной культуры

Влияние науки Поиск сфер приложения результатов Развитие производства Быстрое развитие наукоемких отраслей

Примечание. Источник: обобщение на основе источников [1, 6, 13-15].

В XXI веке кластеры являются одним из ведущих структурообразующих элементов глобальной экономики. Это гибридная структура, занимающая промежуточное место между рынком и иерархией, объединяющая их функции и устраняющая недостатки. Принципиальным отличием кластера от других организационных форм взаимодействия субъектов рыночных отношений является сохранение конкуренции между ними. Другими признаками кластера являются использование общей рыночной инфраструктуры (банковских и других кредитных институтов,

информационно-консультационных компаний, аудиторских фирм и т. д.), совместные научные исследования, общие источники подготовки специалистов. Кластеры интегрированы вокруг совместного проекта, открыты для привлечения новых участников, обладают подвижной внутренней структурой, способностью к быстрому изменению иерархии, что позволяет быстро принимать решения, адаптируясь к постоянной турбулентности внешней среды. Вхождение в кластерно-сетевые формы организации производства обеспечивает эффективный способ доступа к знаниям, инновациям, дополнительным возможностям и ресурсам, которые отсутствуют внутри самого предприятия и не могут быть получены другим способом, ускоряют и расширяют возможности выхода на новые рынки.

Выявленные особенности кластера позволяют рассматривать их в качестве инструмента устойчивого развития экономики, фактора роста конкурентоспособности. Следует подчеркнуть, что кластеры являются самостоятельно формирующимися структурами на основе добровольного сотрудничества.

Создание кластеров требует наличия определенных предпосылок:

- конкурентоспособность предприятий-лидеров на внутреннем и внешних рынках;

- достаточное количество участников для возникновения си-нергетического эффекта;

- существование научных организаций с большим заделом исследований;

- наличие квалифицированной рабочей силы;

- взаимодействие и взаимозависимость участников кластера, партнерство с учреждениями образования и научно-исследовательскими организациями;

- проведение региональными органами управления политики, направленной на поддержку и развитие кластеров.

Кластеры обеспечивают возникновение синергетического эффекта, основой которого является оптимальное сочетание субъектов кластера, их эффективное взаимодействие, высокое качество элементов организационной структуры. Синергетиче-

ский эффект в научной литературе рассматривается как рост эффективности за счет использования взаимозависимости различных видов деятельности. Он может быть описан несколькими показателями: рост прибыли, сокращение расходов предприятия, потребности в инвестициях. Однако на практике количественно оценить их и проанализировать совместное влияние на позиции предприятия достаточно сложно.

Синергетический эффект от возникновения кластера заключается в том, что:

- достигается эффективное взаимодействие органов местной власти с представителями бизнеса посредством участия в координационном совете, позволяющее принимать решения по развитию кластера в интересах роста устойчивости развития всех субъектов;

- объединение субъектов различных видов деятельности -предприятий, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, учреждений производственной инфраструктуры, банков - приводит к возрастанию роли инноваций и ускорению социально-экономического развития региона;

- на основе информации о деятельности предприятий, рынках сбыта выявляются проблемы, сильные и слабые стороны субъектов и секторов экономики региона, включенных в кластер;

- повышается устойчивость развития предприятий за счёт взаимодополняемости субъектов, входящих в кластер, формирования эффективных формальных и неформальных отношений, быстрого распространения внутри кластера передовых технологий, опыта, информации, стремления всех участников удовлетворить запросы потребителей продукции кластера;

- формируются устойчивые хозяйственные связи между членами кластера, которые имеют большое значение для его участников;

- включение в кластер предприятий разных форм собственности формирует эффективный механизм конкуренции;

- внедрение инноваций ускоряет производство новой продукции, ориентирует предприятия на повышение качества всех стадий производственного процесса;

- повышается эффективность функционирования малых предприятий, которые получают более широкий доступ к финансовым и другим ресурсам;

- облегчается выход на рынки сбыта продукции, сырья и материалов, рабочей силы для малых предприятий;

- улучшается обеспеченность предприятий кадрами высокой квалификации;

- развивается инфраструктура для научных исследований и разработок;

- сокращаются издержки производства;

- улучшаются возможности для выхода с инновационной продукцией на внешние рынки.

С нашей точки зрения, особое внимание при формировании кластера необходимо обратить на синергию в инновационной сфере. Объединение различных организационных структур в кластер (предприятий, научных и учебных учреждений, органов государственной власти) формирует принципиально новую систему создания и распространения новых знаний и инноваций. Формирование системы связей между участниками кластера является основным условием эффективного превращения изобретений в инновации, а инноваций - в конкурентные преимущества членов кластера, что обусловило введение в научный оборот «модели тройной спирали». Участники кластера создают новый продукт, объединяя ресурсы и возможности нескольких предприятий и научных организаций, и за счет высокой эффективности структуры кластера ускоряется процесс использования результатов научных исследований внутри кластера снижаются совокупные затраты на научные исследования и разработку новшеств, их коммерциализацию, что позволяет членам кластера непрерывно осуществлять инновационную деятельность.

В Могилевской области за счет создания кластеров можно обеспечить устойчивое развитие АПК области, который играет

значительную роль в экономике региона. Для этого в регионе есть необходимые условия:

— достаточные объемы производства основных видов продукции растениеводства и животноводства;

— развитая производственная база по переработке сельскохозяйственной продукции, которая не используется полностью;

— высшие учебные заведения, способные готовить высококвалифицированные кадры как для сельского хозяйства (Белорусская государственная сельскохозяйственная академия), так и для перерабатывающих предприятий АПК (Могилевский государственный университет продовольствия), проводить научные исследования по всей вертикали цепочки выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции;

— предприятия производственной инфраструктуры;

— торговые, в том числе фирменные, предприятия.

Заключение. Перспективным направлением совершенствования организационной формы предприятий АПК является создание кластера, так как данная форма сохраняет юридический статус всех его участников; предоставляет всем участникам возможность использовать преимущества работы в составе кластера, обеспечивает синергетический эффект; дает возможность предприятиям вступать в другие союзы и организации.

Для создания кластера необходимо специально создать некоммерческую организацию, которая должна решать задачи:

— представление и лоббирование коллективных интересов кластера, в том числе в государственных структурах;

— содействие обмену информацией между членами кластера;

— осуществление совместного маркетинга;

— привлечение инвестиций в развитие участников кластера;

— предоставление разнообразных услуг членам кластера (например, консультационных, образовательных и т. д.);

— регулирование конкуренции внутри кластера;

— содействие созданию горизонтальных и вертикальных связей между членами кластера;

— контроль за соблюдением стандартов качества производимой продукции.

Проект формирования кластера реализуется в два этапа. На подготовительном этапе создается организационный комитет, который является главным рабочим инструментом реализации проекта по созданию кластера. На втором этапе реализуются практические меры по созданию кластера и он завершается официальным заявлением о его создании.

Список литературы

1. Алабугин, А. А. Модели и методы эффективного управления развитием предприятия. Книга 2. Модели и методы эффективного управления развитием предприятия: моногр. / А. А. Алабугин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 345 с.

2. Болычев, О. Н. Этапы формирования и развития сетевых предпринимательских структур / О. Н. Болычев // Известия Тульского гос. ун-та. -2009. - №1. - С. 271-280.

3. Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / сост. и общая ред. В. М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - 534 с.

4. Вехи экономической мысли. Т.5. Теория отраслевых рынков / Пер. с англ.; под общ.ред. А. Г. Слуцкого. - СПб.: Экономическая школа, 2003. - 669 с.

5. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая индустриальная волна на Западе: антология; под ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Academia, 1999. - С. 494-505.

6. Клейнер, Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики / Г. Б. Клейнер // Российский журнал менеджмента. - 2011. - №3. - С. 3-28.

7. Коуз, Р. Природа фирмы / Р. Коуз // Природа фирмы: Пер. с англ. -М., Дело, 2001 - С. 33-52

8. Смородинская, Н. В. Смена парадигмы мирового развития и становление сетевой экономики / Н. В. Смородинская // Экономическая социология. - 2012. - №4 (13). - С. 95-115.

9. Соболева, Ю. П. Теоретические аспекты исследования межфирменного сотрудничества / Ю. П. Соболева // ИнВестРегион. - 2011. - №3. - С. 55-60.

10. Сухарев, О. С. Основы институциональной и эволюционной экономики: курс лекций / О. С. Сухарев. - М.: Высшая школа, 2008. - 390 с.

11. Тамбовцев, В. Л. Теории институциональных изменений: учебн. пособие / В. Л. Тамбовцев. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 154 с.

12. Тироль, Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Ж. Тироль; пер. с англ. / Под ред. В. М. Гальперина и Л. С. Тарасе-вича - СПб.: Экономическая школа, 1996. -745 с.

13. Уэсборн, Р. Деловые партнерства: как преуспеть в совместном бизнесе / Р. Уэсборн, В. Кастен. - М.: Вершина, 2004. - 336 с.

14. Филипенко, Д. С. Организационно-экономическое обеспечение устойчивого развития предприятий в условиях глобализации экономики: дисс. .. .канд. экон. наук: 08.00.05 / Д. С. Филипенко. - Нижний Новгород, 2014. - 118 с

15. Шерешева, М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний: курс лекций / М. Ю. Шерешева. - М.: Изд. дом гос. ун-та «Высшей школы экономики». - 2010. - 344 с.

16. Rumelt, R. Toward a strategic theory of the firm // R. Lamb (Ed.), Competitive strategic management. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1984. -P. 556-570.

Информация об авторе

Гнатюк Сергей Николаевич - заведующий кафедрой экономики Государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет», кандидат экономических наук, доцент тел. служ. (0222) 28-09-90, E-mail: viclav@tut.by

Материал поступил в редакцию 26.04.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.