Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ЭВОЛЮЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЖИЗНЬ / ЗДОРОВЬЕ / СОТРУДНИКИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мачкасов Александр Игоревич

В статье рассматриваются основные этапы становления и развития обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Цель исследования - определить ключевые изменения в нормативных правовых актах, имеющие принципиальное значение для повышения эффективности осуществления рассматриваемого вида страхования. Предметом статьи выступили нормы отечественного законодательства, а также правовые отношения, связанные с получением страховых выплат. Методологическую основу исследования составили анализ, синтез, индукция, системно-структурный и формально-логический методы. В результате проведенной работы подытожены результаты деятельности законодателя, отвечающие стратегическим направлениям развития отечественного обязательного страхования, обозначено современное состояние обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС, что, в свою очередь, позволяет исследователям в указанной сфере деятельности определить дальнейшие векторы развития данного вида страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF COMPULSORY STATE LIFE AND HEALTH INSURANCE OF THE PENAL SYSTEM EMPLOYEES

The article examines the main stages of the formation and development of compulsory state life and health insurance of employees of institutions and bodies of the penal system. The purpose of the study is to identify key changes in regulatory legal acts that are of fundamental importance for improving the efficiency of the type of insurance considered. The article focuses on the norms of domestic legislation, as well as legal relations associated with obtaining insurance payments. The methodological basis of the research was formed by the analysis, synthesis, induction, system-structural, formal-logical and historical methods. As a result of the work carried out, there were summarized the results of the legislator's activities, corresponding to the strategic directions of the development of domestic compulsory insurance, the current state of compulsory state life and health insurance of the penal system employees was outlined, which, in turn, allowed researchers in this area of activity to determine further vectors for the development of this type of insurance.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 343.83

DOI: 10.51522/2307-0382-2021-234-11-46-57

АЛЕКСАНДР ИГОРЕВИЧ МАЧКАСОВ ALEXANDER I. MACHKASOV

Эволюция обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы становления и развития обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Цель исследования - определить ключевые изменения в нормативных правовых актах, имеющие принципиальное значение для повышения эффективности осуществления рассматриваемого вида страхования.

Предметом статьи выступили нормы отечественного законодательства, а также правовые отношения, связанные с получением страховых выплат.

Методологическую основу исследования составили анализ, синтез, индукция, системно-структурный и формально-логический методы.

В результате проведенной работы подытожены результаты деятельности законодателя, отвечающие стратегическим направлениям развития отечественного обязательного страхования, обозначено современное состояние обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС, что, в свою очередь, позволяет исследователям в указанной сфере деятельности определить дальнейшие векторы развития данного вида страхования.

Ключевые слова: обязательное государственное страхование, жизнь, здоровье, сотрудники, уголовно-исполнительная система.

заместитель начальника научного центра -начальник научно-исследовательского отдела Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9632-6042

Рязань

Deputy Head of the Research Center - Head of the Research Department of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9632-6042

Ryazan

Evolution of compulsory state life and health insurance of the penal system employees

Для цитирования

Мачкасов А. И. Эволюция обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 11. С. 46-57. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2021-234-11-46-57.

12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юридические науки) Civil law; business law; family law; private international law (legal sciences)

Abstract. The article examines the main stages of the formation and development of compulsory state life and health insurance of employees of institutions and bodies of the penal system.

The purpose of the study is to identify key changes in regulatory legal acts that are of fundamental importance for improving the efficiency of the type of insurance considered.

The article focuses on the norms of domestic legislation, as well as legal relations associated with obtaining insurance payments.

The methodological basis of the research was formed by the analysis, synthesis, induction, system-structural, formal-logical and historical methods.

As a result of the work carried out, there were summarized the results of the legislator's activities, corresponding to the strategic directions of the development of domestic compulsory insurance, the current state of compulsory state life and health insurance of the penal system employees was outlined, which, in turn, allowed researchers in this area of activity to determine further vectors for the development of this type of insurance.

Key words: compulsory state insurance, life, health, employees, penal system.

Появление в 1990 году обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц стало закономерным следствием происходивших в этот исторический период в стране политических, экономических и социальных изменений. Кризис государственной власти в экономике и социальной сфере, многочисленные вооруженные конфликты, рост организованной преступности ставили под сомнение эффективность вооруженных сил и правоохранительных органов. В целях сохранения кадрового потенциала указанных структур, повышения уровня их социальной защищенности руководством страны был реализован ряд мероприятий, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, складывающихся в сфере социальной защиты указанной категории лиц.

Одним из приоритетных шагов на пути повышения социально-правового статуса военнослужащих и сотрудников органов

внутренних дел (ОВД) стало введение постановлением Совета Министров СССР от 30.12.1990 № 1393 «О государственном обязательном личном страховании военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» обязательного государственного страхования на случай гибели (смерти), ранения (контузии), заболевания, полученных ими в период прохождения службы.

Следующим шагом в части укрепления правовой и социальной защиты сотрудников ОВД стало принятие Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», в котором статья 29 закрепила положение о том, что все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций. В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.04.1991 № 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР

"О милиции"» положения статей 27, 28, 29 стали распространяться на сотрудников следственных изоляторов, исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев.

В этот период обязательное государственное страхование осуществлялось за счет выделяемых соответствующим министерствам и ведомствам бюджетных средств СССР. В качестве страховщика выступал Госстрах СССР. Был определен порядок осуществления обязательного государственного страхования, а также установлены случаи, при наступлении которых страховщик освобождался от страховых выплат. Примечательно, что осуществляемые с 01.01.1991 Госстрахом СССР страховые выплаты были выражены в фиксированных суммах. Например, размер страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица составлял 25 000 рублей, а при установлении инвалидности I группы -15 000 рублей, II группы - 10 000, III группы - 5 000 рублей соответственно. В случае причинения тяжелого увечья застрахованное лицо получало 1 000 рублей, а легкого -500 рублей [1].

Спустя два с лишним года принимается основополагающий документ, нацеленный на регулирование деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), - Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1). Статья 34 Закона № 5473-1 установила положение, согласно которому на рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов распространяется порядок государственного страхования и возмещения ущерба в случае их смерти (гибели) или увечья, предусмотренный для сотрудников УИС законодательством Российской Федерации.

В этом же году вступает в силу постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.04.1993

№ 295 «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» (далее - Постановление № 295), закрепившее новые условия и правила реализации обязательного государственного страхования указанных в нем лиц.

1. Основой финансового обеспечения обязательного государственного страхования стал принцип бюджетного федерализма. С одной стороны, оно осуществлялось за счет средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам, в которых законом предусмотрена военная служба, а также за счет средств, поступающих на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, с другой - страхование сотрудников ОВД проводилось за счет средств бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований [2].

2. Размеры страховых выплат военнослужащим, сотрудникам ОВД и членам их семей стали определяться исходя из окладов по должности, воинскому или специальному званию указанных категорий лиц, установленных на день наступления страхового случая. Так, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы, размер страховой выплаты составлял по 25 окладов денежного содержания на каждого члена семьи. При этом к членам семьи, имеющим право на получение страховой выплаты, были отнесены: жена (муж), состоящая на день наступ-

ления страхового события в зарегистрированном браке с застрахованным, отец и мать застрахованного, а также его дети, не достигшие 18 лет (учащиеся в возрасте до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. Размеры страховых выплат в случае установления застрахованному лицу инвалидности составляли: I группы - 75 окладов денежного содержания, II группы - 50, III группы - 25 соответственно. В случае получения застрахованным лицом тяжелого ранения размер страховой выплаты составлял 10 окладов денежного содержания, легкого - 5 окладов.

3. В качестве случаев, исключающих осуществление страховых выплат застрахованному лицу, были определены страховые события при совершении последним противоправных действий либо вследствие алкогольного, наркотического и токсического опьянения или членовредительства.

4. Правительство Российской Федерации возлагало на страхователей (министерства и ведомства) обязанность осуществлять обязательное государственное страхование через Военно-страховую компанию, Российскую государственную страховую компанию и другие страховые организации.

5. Страховые платежи, неиспользованные в текущем году на выплату страховых сумм, подлежали зачету в счет очередных платежей, а недостающие средства доплачивались страхователями.

Во исполнение Постановления № 295 издается Приказ МВД России от 17.05.1993 № 234 «Об обязательном государственном личном страховании в системе МВД России», утвердивший Инструкцию о порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов (учреждений) внутренних дел, которая закрепила перечень, порядок и образцы оформления документов на страховые выплаты, а также пере-

чень ранений, контузий, травм и увечий, относящихся к тяжелым или легким.

В соответствии с Инструкцией общее руководство работой по обязательному государственному страхованию осуществлялось финансово-экономическим управлением МВД России, а оформление и сбор необходимых документов для представления страховщику - соответствующими кадровыми аппаратами. Необходимо отметить, что при наступлении страхового события страховая выплата производилась филиалом страховой фирмы по месту жительства или прописки застрахованного лица путем перечисления денег во вклад на имя получателя в соответствующее учреждение Сберегательного банка России, выдачи чека на банк, перевода по почте за счет получателя по его выбору в семидневный срок со дня получения филиалом страховой фирмы всех необходимых документов.

Несмотря на целый ряд действовавших в тот период времени нормативных правовых актов, регулирующих обязательное государственное страхование, одним из ключевых моментов, определивших его гражданско-правовую природу, стало принятие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, который в главе 48, посвященной страхованию, закрепил отдельную статью 969, предусматривающую осуществление обязательного государственного страхования. Таким образом, отечественный законодатель впервые на уровне кодифицированного нормативного правового акта определил цель осуществления обязательного государственного страхования, источник средств на его реализацию, объекты страхования, а также основания возникновения страховых отношений.

Одним из определяющих в развитии отношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС стал 1998 год, который был ознаменован очередным этапом в реформировании отечественной пенитенциарной системы - переходом УИС из ведения Ми-

нистерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Юридическим закреплением этого перехода послужили Федеральный закон от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ), а также Указ Президента Российской Федерации от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

Смена ведомственной принадлежности не отразилась негативным образом на осуществлении обязательного государственного страхования сотрудников УИС, поскольку в этом же году накануне указанной передачи был принят основополагающий в данной области Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 52-ФЗ), действующий по сей день. Данный нормативный акт определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья отдельных категорий государственных служащих, в том числе сотрудников УИС, закрепляет субъекты, объекты и основания возникновения обязательного государственного страхования, размеры страховых выплат и страховые случаи, при наступлении которых они полагаются, а также основания освобождения страховщика от указанных выплат.

Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона № 52-ФЗ было утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 855 «О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"» (далее - Постановление № 855), которым утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию, а также перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая. Данным постановлением отменено ранее действовавшее Постановление № 295.

В целях реализации указанных нормативных правовых актов применительно к сотрудникам УИС издается приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.1999 № 254 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», утвердивший Инструкцию о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. В соответствии с ней страхователем выступало Министерство юстиции Российской Федерации, а страховщиком могла быть выбранная на основе конкурса страховая компания, имеющая

разрешение (лицензию) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившая со страхователем соответствующий договор. Кроме этого, Инструкция приводила перечень документов и их образцы, необходимые для оформления в целях получения страховых выплат при наступлении соответствующих страховых случаев, которые определялись в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ.

Кадровый аппарат, финансовая (пенсионная) служба учреждения или органа УИС, военно-врачебная комиссия (учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы) были определены в качестве подразделений, на которые возлагалась обязанность в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица (выгодоприобретателей) оформить и выдать получателям страховых выплат документы установленного образца, необходимые для принятия решения о страховой выплате.

На смену указанной Инструкции пришла новая, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.2006 № 114 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», которая действует до сих пор. Ключевые изменения в ней коснулись определения страхователя - Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), а также страховщика - страховая организация, имеющая разрешение (лицензию) на осуществление данного вида страхования и заключившая с ФСИН России соответствующий договор. Кроме того, изменениям подвергся перечень документов, необходимых для оформления в целях получения страховых выплат при наступлении соответствующих страховых случаев, и их форма.

Следует отметить, что поправки в ведомственных нормативных правовых актах являются следствием соответствующих изменений в законодательных актах феде-

рального уровня. Первые лишь конкретизируют положения последних, преломляя их на конкретный государственный орган с учетом особенностей прохождения в нем службы. Учитывая данное обстоятельство, развитие обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС целесообразно рассматривать сквозь призму изменений, вносимых законодателем в Федеральный закон № 52-ФЗ как основной законодательный акт, регламентирующий отношения в указанной сфере деятельности.

Примечательно, что начальная редакция рассматриваемого закона не содержала упоминания о сотрудниках УИС. Предполагалось, что данная категория служащих относится к числу сотрудников ОВД. Однако с учетом изменений в части реформирования УИС, произошедших в 1998 году, Федеральным законом № 117-ФЗ сотрудники УИС были указаны в названии и тексте Федерального закона № 52-ФЗ как самостоятельная категория наряду с военнослужащими и сотрудниками ОВД.

В течение 23 лет действия Федерального закона № 52-ФЗ законодатель более полутора десятков раз менял его редакцию, внося соответствующие изменения, большинство из которых касались корректировки терминологического аппарата, а также добавления либо исключения той или иной категории государственных служащих, на которых распространяется действие закона. Последние связаны с реорганизацией структуры государственных органов исполнительной власти, касающейся ликвидации (например, федеральные органы налоговой полиции) либо создания соответствующих органов (например, войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации).

Вместе с тем ряд изменений, вносимых в текст Федерального закона № 52-ФЗ, имели принципиальное значение для последующей реализации обязательного го-

сударственного страхования. В частности, Федеральный закон от 02.02.2006 № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"» дополнил статью 2 Федерального закона № 52-ФЗ положением о том, что выбор страховщика осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Данные изменения были связаны с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который впоследствии утратил силу в связи с принятием ныне действующего Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). Таким образом, на законодательном уровне была закреплена система размещения заказов на оказание услуг для государственных нужд, которая вошла в практику осуществления обязательного государственного страхования при выборе страховщика. Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции Федерального закона № 52-ФЗ предполагалось, что страховщик выбирался на конкурсной основе, однако отсутствовало законодательное закрепление ее реализации.

С 1996 года в качестве страховщика по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС выступала созданная в мае того же года при участии Главного управления исполнения наказаний МВД России ЗАО «Страховая

компания правоохранительных органов -УралСиб» [3]. С учетом развития законодательства о размещении заказов на оказание услуг для государственных нужд, а также практики организации соответствующих конкурсов с 01.01.2009 страховщиком в отношении сотрудников УИС стала ЗАО «Страховая группа "Спасские ворота"», что положило начало регулярной смене страховых организаций в соответствии с проведением ежегодного конкурса.

Федеральным законом от 11.06.2008 № 86-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» наряду с незначительными изменениями в ряде статей Федерального закона № 52-ФЗ были сформулированы два положения, существенным образом дополняющих ранее действующую редакцию:

- пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 52-ФЗ, определяющий критерии допуска страховых организаций к деятельности по обязательному государственному страхованию, впервые дополнен положением о том, что последние должны соблюдать требования финансовой устойчивости, закрепленные Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

- пункт 3 статьи 6 Федерального закона № 52-ФЗ был дополнен существенными условиями договора страхования, согласование которых сторонами обязательно при заключении договора - размеры страховых сумм, срок действия договора, размер, срок

и порядок уплаты страховой премии (страхового взноса), а также права и обязанности сторон, что существенным образом усилило содержательную составляющую договоров обязательного государственного страхования и обеспечило юридические гарантии реализации прав застрахованных лиц на страховую защиту.

Одним из знаковых изменений, внесенных в Федеральный закон № 52-ФЗ, стало исчисление размеров страховых выплат в твердых денежных суммах, а не исходя из окладов денежного содержания застрахованных лиц, как было ранее. Так, с 01.01.2012 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2011 № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 309-ФЗ) страховые выплаты осуществляются в следующих размерах:

- в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

- в случае установления застрахованному лицу инвалидности в указанный период: I группы - 1 500 000 рублей, II группы -1 000 000 рублей, III группы - 500 000 рублей;

- в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) -200 000 рублей, легкого увечья - 50 000 рублей.

Более того, Федеральным законом № 309-ФЗ предусмотрено, что размер указанных страховых выплат ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2021 № 70 «Об индексации в 2021 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы», коэффициент индексации страховых выплат по обязательному государственному страхованию составил 1,037.

Указанным Федеральным законом № 309-ФЗ также предусмотрена возможность в случае повышения застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы группы инвалидности увеличить размер страховой выплаты на сумму, составляющую разницу между страховой выплатой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой выплатой, по ранее установленной группе инвалидности.

Данные изменения позволили соблюсти принцип справедливости при распределении страховых выплат, предназначенных застрахованным лицам либо выгодоприоб-ратателям, поскольку жизнь и здоровье любого сотрудника УИС для ФСИН России и государства в целом одинаково важны вне зависимости от его должности и специального звания.

Серьезного внимания заслуживают изменения, внесенные в Федеральный закон № 52-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Большинство из них носят юри-дико-технический характер, то есть законодатель с учетом ранее вносимых изменений постарался привести в соответствие логику изложения правовых норм и их распределение по соответствующим структурным элементам закона. Так, например, с 01.01.2014 утратила силу преамбула Федерального закона № 52-ФЗ, а также статья 12, содержащая положения о порядке взаиморасчетов страхователя и страховщика; оптимизированы положения статьи 1, касающиеся объектов страхования; застрахованные лица названы в качестве выгодоприобретателей, а не вынесены как раньше в отдельную категорию; штраф, который страховщик обязан был выплатить в случае необоснованной задержки им страховой выплаты в размере 1 % страховой суммы за каждый день просрочки, заменен на неустойку; независимость от места жительства выгодоприобретателя указана в качестве одного из условий осуществления страховых выплат; гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы, а также смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период ее прохождения, равно как и установление застрахованному лицу инвалидности в указанный период, выделены в качестве самостоятельных страховых случаев.

Помимо указанных изменений в качестве дополнительных требований к соискателям лицензии на осуществление обязательного государственного страхования увеличена продолжительность опыта работы в области страхования объектов личного страхования - не менее чем два года вместо одного.

Существенным образом усилены требования к обеспечению исполнения обязан-

ности страхователя информировать застрахованных лиц об условиях и порядке осуществления обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Страхователь обязан поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.

Впервые на организации страхователя законодателем возложена обязанность уведомлять выгодоприобретателей о гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения им службы незамедлительно после того, как им стало известно о наступлении такого страхового случая.

Подверглись изменению и дополнению нормы об определении размеров страховой премии и страхового тарифа.

Однако наибольший интерес вызывают изменения в части договора обязательного государственного страхования. Так, в пункте 1 статьи 6 Федерального закона № 52-ФЗ законодатель вводит понятие типового договора обязательного государственного страхования, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2014 № 169 «Об утверждении типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"». Кроме того, договор страхования стал заключаться не на один календарный год, а на срок не менее чем один календарный год.

В качестве одного из существенных условий договора страхования добавлено по-

ложение о сроках и способах уведомления страхователем страховщика о наступлении страхового случая и способах осуществления страховых выплат.

На страховщиков возложена обязанность после заключения договора страхования уведомлять об этом Минфин России. При этом в уведомлении указывается страховой тариф, установленный договором страхования, с приложением расчета страхового тарифа и статистических данных, использованных при расчетах размера.

Последние изменения, существенным образом дополнившие положения Федерального закона № 52-ФЗ, внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"». Так, законодателем вместо увеличения размера страховой суммы, в случае повышения группы инвалидности при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы, введено понятие доплаты страховой суммы. При этом обязанность по ее осуществлению возлагается на страховщика, с которым возникли основания для доплаты в период действия договора обязательного государственного страхования. Страховщик, выплативший застрахованному лицу страховую сумму по ранее установленной группе инвалидности и обязанный произвести доплату, должен предоставить информацию о размере выплаченной страховой суммы.

В части договора обязательного государственного страхования Федеральный

закон № 52-ФЗ дополнен положением о том, что страхователь обязан осуществить выбор страховщика в течение периода, позволяющего до дня окончания срока действия договора страхования заключить с выбранным им страховщиком договор страхования на новый срок, в целях обеспечения непрерывности страховой защиты застрахованных лиц.

Законодателем также введена дифференциация застрахованных лиц по однородным группам в зависимости от характера и степени страхового риска в целях определения размера страхового тарифа.

Скорректированы основания освобождения страховщика от страховых выплат по обязательному государственному страхованию, а также последние дополнены положением о том, что страховая выплата не осуществляется, если страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, в случае отказа в возбуждении уголовного дела в связи с гибелью (смертью) застрахованного лица либо прекращения уголовного дела в связи с гибелью (смертью) застрахованного лица, привлеченного в качестве обвиняемого.

Наряду с общими положениями об ответственности страхователя в случае неосуществления им обязательного государственного страхования или заключения договора страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя, по сравнению с условиями, определенными Федеральным законом № 52-ФЗ, последний дополнен статьей 71, предусматривающей условия и порядок выплаты компенсации при отсутствии договора обязательного государственного страхования. Право на компенсацию у выгодоприобретателей возникает, если:

- страхователь не осуществил обязательное государственное страхование по причине признания несостоявшимся соответствующего конкурентного способа

определения страховщика, выбранного страхователем для осуществления закупки;

- отсутствовала возможность заключения договора страхования с единственным поставщиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ;

- отсутствовал страховщик, имеющий доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом компенсация выплачивается в размере и на условиях, установленных Федеральным законом № 52-ФЗ, а порядок ее выплаты устанавливается Постановлением № 855.

Таким образом, произведя анализ основных изменений Федерального закона № 52-ФЗ, следует отметить, что все они нашли свое отражение и в подзаконных нормативных актах. Их внесение позволило вывести практику осуществления обязательного государственного страхования на современный уровень, отвечающий всем актуальным тенденциям в страховой деятельности. На сегодняшний день четко определены как субъекты, так и объекты обязательного государственного страхования, ужесточены требования, предъявляемые к страховщику, выверен перечень страховых случаев, а также размеры страховых выплат, выраженные в фиксированных денежных суммах, уточнен порядок определения страховых премий и тарифов, скорректирован перечень оснований освобождения страховщика от страховых выплат, усилена ответственность страхователя в случае неосуществления обязательного государственного страхования, в том числе предусмотрен ее компенсационный порядок, а главное - разработана форма типового договора данного вида страхования, утвержденная Правительством Российской Федерации, отражающая в себе все его ключевые элементы, что существенным образом повышает статус защищенности прав и законных интересов застрахованных лиц и иных выгодоприобретателей.

В части усиления правового статуса, а также социальной защищенности сотруд-

ников УИС следует отметить принятие Федеральных законов от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"», которые закрепили в рамках гарантий социальной защиты сотрудников осуществление обязательного государственного страхования их жизни и здоровья.

Указанные изменения в действующем законодательстве об обязательном государственном страховании являются закономерным следствием развития страховых отношений с участием сотрудников УИС, а также адекватной реакцией законодателя на проблемы, возникающие в данной сфере и находящие свое отражение в материалах судебной практики. Более того, эти изменения в полной мере соотнесены со стратегическими направлениями развития отечественного обязательного страхования, закрепленными в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2013 № 1293-р. Одной из основных ее целей являлось повышение социальной защищенности граждан и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, а в качестве одного из приоритетных направлений развития обязательного страхования было закреплено установление единых подходов к определению размеров страховых сумм и страховых выплат, а также доведение последних до 2 000 000 рублей.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на реакцию законодателя на из-

меняющиеся условия реализации обязательного государственного страхования, в данной сфере деятельности остаются проблемы, требующие своего разрешения, о которых свидетельствуют как материалы судебной практики [4, 5], так и результаты научных исследований [2, 6]. В качестве основных проблем выступают: невыплата либо несвоевременная выплата страховых сумм, неправильное исчисление размера последних. Актуальным остается вопрос о наличии правовых норм, закрепляющих различный подход к определению страховых случаев и размеров страховых выплат

по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС.

Скорейшее разрешение указанных вопросов на законодательном уровне позволит гарантировать права и законные интересы застрахованных лиц и выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию, а также обеспечить достойные условия на реализацию социальной защиты государственных служащих, в том числе сотрудников УИС.

1. Васильев С. В. Обязательное государственное страхование в системе социальной защиты военнослужащих : дис. ... канд. экон. наук. Ярославль, 2004. С. 45.

2. Галагуза Р. В. Эволюция финансово-правового регулирования обязательного государственного страхования военнослужащих: СССР и новая Россия // Финансовое право. 2018. № 8. С. 43-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пастухов Б. Главная цель - социальная защита // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 2. С. 63-64.

4. Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : утв. Президиумом Верховного Суда Рос. Федерации от 23.12.2015. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020) : утв. Президиумом Верховного Суда Рос. Федерации от 23.12.2020. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Мачкасов А. И. Двуаспектность правового регулирования отношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. Т. 25. 2017. № 3. С. 406-411.

1. Vasilyev, S. V. (2004) Compulsory state insurance in the system of social protection of servicemen : thesis ... of Candidate of Economics. Yaroslavl, p. 45.

2. Galaguza, R. V. (2018) Evolution of the financial law regulation of compulsory state insurance of military servicemen: the USSR and the new Russia // Financial Law. 8, 43-47.

3. Pastukhov, B. (2003) The main goal is social protection // Bulletin of the penal system. 2, 63-64.

4. Overview of the practice of consideration by courts of cases on compensation for harm caused to the life or health of military personnel, citizens called up for military training, privates and commanding officers of the internal affairs bodies of the Russian Federation, the State Fire Service, bodies for control over the circulation of narcotic drugs and psychotropic substances, employees of institutions and bodies of the penal system : approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 23.12.2015. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

5. Survey of judicial practices of the Supreme Court of the Russian Federation No.4 (2020) : approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 23.12.2020. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

6. Machkasov, A. I. (2017) Dual character of legal regulation of relations on obligatory state life insurance and health of the penal system employees // Man: crime and punishment. V. 25. 3, 406-411.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.