Научная статья на тему 'Эволюция обеспечения формирования профессиональной правовой культуры в генезисе правоохранительной системы государства (на примере военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации)'

Эволюция обеспечения формирования профессиональной правовой культуры в генезисе правоохранительной системы государства (на примере военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная правовая культура / правовая культура / правосознание / эволюция / генезис / формирование / организационно-правовой документ / professional legal culture / legal culture / legal awareness / evolution / genesis / formation / organizational and legal document

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крижановская Галина Николаевна, Ковлев Михаил Валерьевич, Никонов Дмитрий Анатольевич

Введение: профессиональная правовая культура специального субъекта права, заключая в свою правовую этимологию динамику права, обусловливающую трансформацию правовых предписаний через устойчивые правовые установки в правомерное поведение, выступает системообразующим фактором достижения устанавливаемого государством правопорядка. В условиях изменения архитектуры международных отношений, сопряженных с установлением новых центров геополитического влияния, важным элементом государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности становятся войска национальной гвардии Российской Федерации. Цель: формирование авторского понимания институализации профессиональной правовой культуры специального субъекта права. Методологическая основа: основным методом исследования является исторический. В дополнение к нему применяется сравнительно-правовой и функциональный подходы. Результаты: предложено авторское видение формирования профессиональной правовой культуры в генезисе правоохранительной системы государства. Выводы: в начале XIX в. император Александр I и министр военно-сухопутных сил М.Б. Барклай-де-Толли осознали необходимость создания структуры, в обязанности которой должно входить обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, пополнение рекрутов. Такая структура была сформирована в 1811 г. и получила название «Внутренняя стража». История показала, что важную роль в обеспечении качественной реализации Внутренней стражей (ОКВС — Местными войсками — Конвойной стражей) Российской империи своих функций играет политическая и правовая культура военнослужащих. Руководство СССР, понимая важность идеологической работы, особенно среди военнослужащих и сотрудников войск правопорядка, большое внимание уделяли формированию их правовой культуры. На данный момент такая работа тоже является актуальной и своевременной. Вышесказанное позволяет заявить о возможности институализации такого феномена как профессиональная правовая культура военнослужащих войск национальной гвардии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крижановская Галина Николаевна, Ковлев Михаил Валерьевич, Никонов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of Ensuring the Formation of a Professional Legal Culture in the Genesis of the Law Enforcement System of the State (on the example of the military personnel of the National Guard troops Russian Federation)

Background: the professional legal culture of a special subject of law, including in its legal etymology the dynamics of law, which determines the transformation of legal prescriptions through stable legal attitudes into lawful behavior, acts as a system-forming factor in achieving the state-established legal order. In the context of the changing architecture of international relations, associated with the establishment of new centers of geopolitical influence, the troops of the National Guard of the Russian Federation are becoming an important element of the state-legal mechanism for ensuring national security. Objective: formation of the author’s understanding of the institutionalization of professional legal culture of a special subject of law. Methodology: the main research method is historical. In addition to it, comparative legal and functional approaches are used. Results: the author’s vision of the formation of a professional legal culture in the genesis of the law enforcement system of the state is proposed. Conclusions: at the beginning of the XIX century. Emperor Alexander I and Minister of the Land Forces M.B. Barclay de Tolly realized the need to create a structure whose duties should include ensuring public safety and public order, replenishing recruits. Such a structure was formed in 1811 and received the name “Inner Guard”. History has shown that an important role in ensuring the high-quality implementation of the Internal Guard (OKVS — Local Troops — Escort Guard) of the Russian Empire of its functions is played by the political and legal culture of military personnel. The leadership of the USSR, realizing the importance of ideological work, especially among military personnel and law enforcement officers, paid great attention to the formation of their legal culture. At the moment, such work is also relevant and timely. The foregoing allows us to state the possibility of institutionalizing such a phenomenon as the professional legal culture of the military personnel of the National Guard of Russia.

Текст научной работы на тему «Эволюция обеспечения формирования профессиональной правовой культуры в генезисе правоохранительной системы государства (на примере военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации)»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-5-46-55 УДК 340

Г.Н. Крижановская, М.В. Яковлев, Д.А. Никонов

ЭВОЛЮЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ГЕНЕЗИСЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Введение: профессиональная правовая культура специального субъекта права, заключая в свою правовую этимологию динамику права, обусловливающую трансформацию правовых предписаний через устойчивые правовые установки в правомерное поведение, выступает системообразующим фактором достижения устанавливаемого государством правопорядка. В условиях изменения архитектуры международных отношений, сопряженных с установлением новых центров геополитического влияния, важным элементом государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности становятся войска национальной гвардии Российской Федерации. Цель: формирование авторского понимания институализации профессиональной правовой культуры специального субъекта права. Методологическая основа: основным методом исследования является исторический. В дополнение к нему применяется сравнительно-правовой и функциональный подходы. Результаты: предложено авторское видение формирования профессиональной правовой культуры в генезисе правоохранительной системы государства. Выводы: в начале XIX в. император Александр I и министр военно-сухопутных сил М.Б. Барклай-де-Толли осознали необходимость создания структуры, в обязанности которой должно входить обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, пополнение рекрутов. Такая структура была сформирована в 1811 г. и получила название «Внутренняя стража». История показала, что важную роль в обеспечении качественной реализации Внутренней стражей (ОКВС — Местными войсками — Конвойной стражей) Российской империи своих

£ © Крижановская Галина Николаевна, 2022

& Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права (Санкт-

| Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации)

0 © Яковлев Михаил Валерьевич, 2022

>g Кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права

S (Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Феде-

¡5 рации), полковник юстиции § © Никонов Дмитрий Анатольевич, 2022

" Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права (Санкт-

1 Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации)

и CL

© Krizhanovskaya Galina Nikolaevna, 2022

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law (St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute national guard troops Of the Russian Federation) © Yakovlev Mikhail Valerievich, 2022

Candidate of Law, Deputy Head of the Department of Theory and History of State and Law (St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute national guard troops Of the Russian Federation), Colonel of Justice © Nikonov Dmitry Anatolyevich, 2022

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law (St. Petersburg 46 Military Order of Zhukov Institute national guard troops of the Russian Federation)

функций играет политическая и правовая культура военнослужащих. Руководство СССР, понимая важность идеологической работы, особенно среди военнослужащих и сотрудников войск правопорядка, большое внимание уделяли формированию их правовой культуры. На данный момент такая работа тоже является актуальной и своевременной. Вышесказанное позволяет заявить о возможности институали-зации такого феномена как профессиональная правовая культура военнослужащих войск национальной гвардии России.

Ключевые слова: профессиональная правовая культура, правовая культура, правосознание, эволюция, генезис, формирование, организационно-правовой документ.

G.N. Krizhanovskaya, M.V. Yakovlev, D.A. Nikonov

THE EVOLUTION OF ENSURING THE FORMATION OF A PROFESSIONAL LEGAL CULTURE IN THE GENESIS OF THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF THE MILITARY PERSONNEL OF THE NATIONAL GUARD TROOPS RUSSIAN FEDERATION)

Background: the professional legal culture of a special subject of law, including in its legal etymology the dynamics of law, which determines the transformation of legal prescriptions through stable legal attitudes into lawful behavior, acts as a system-forming factor in achieving the state-established legal order. In the context of the changing architecture of international relations, associated with the establishment of new centers of geopolitical influence, the troops of the National Guard of the Russian Federation are becoming an important element of the state-legal mechanism for ensuring national security. Objective: formation of the author's understanding of the institutionalization of professional legal culture of a special subject of law. Methodology: the main research method is historical. In addition to it, comparative legal and functional approaches are used. Results: the author's vision of the formation of a professional legal culture in the genesis of the law enforcement system of the state is proposed. Conclusions: at the beginning of the XIX century. Emperor Alexander I and Minister of the Land Forces M.B. Barclay de Tolly realized the need to create a structure whose duties should include ensuring public safety and public order, replenishing recruits. Such a structure was formed in 1811 and received the name "Inner Guard". History has shown that an important role in ensuring the high-quality implementation of the Internal Guard (OKVS — Local Troops — Escort Guard) of the Russian Empire of its functions is played by the political and legal culture of military personnel. The leadership of the USSR, realizing the importance of ideological work, especially among military personnel and law enforcement officers, paid great attention to the formation of their legal culture. At the moment, such work is also relevant and timely. The foregoing allows us to state the possibility of institutionalizing such a phenomenon as the professional legal culture of the military personnel of the National Guard of Russia.

Key-words: professional legal culture, legal culture, legal awareness, evolution, genesis, formation, organizational and legal document.

Современные изменения в архитектуре международных отношений, обусловленные амбициозным стремлением отдельных государств к доминированию на международной арене, при котором на фоне односторонней интерпретации норм и принципов международного права придается забвению национальное самоопределение, с однозначной очевидностью предопределили угрозы националь-

ным интересам как объективной потребности личности, общества и государства в безопасности. Складывающаяся геополитическая обстановка характеризуется активизацией деструктивных организаций аполитического характера и экстремистского толка, в том числе имеющих принадлежность к неправительственным международным структурам, деятельность которых сопряжена с дестабилизацией общественно-политической обстановки в Российской Федерации и далее — с посягательством на основы конституционного строя. Существующие угрозы национальной безопасности предопределили объективные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, отвечающие уровню реальной опасности государственному суверенитету и территориальной целостности государства, в рамках которых была образована новая правоохранительная структура — Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации с определением на нормативном уровне основного предназначения по обеспечению государственной и общественной безопасности, охране прав и свобод человека и гражданина. Войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру федеральных органов исполнительной власти и находятся под руководством Президента РФ и соответствующей федеральной службы1.

Следуя формально-юридическим признакам, ведомство является новым, но история, традиции, культура предшественника свидетельствуют, что вновь образованные войска национальной гвардии России имеют твердый профессиональный, духовный, административный и материальный фундамент.

В трудах, посвященных истории формирования и деятельности внутренних войск МВД России, являющихся предшественником войск национальной гвардии, стандартно определяются три основных очевидных этапа: дореволюционный, советский, современный [1, с. 27]. Это, безусловно, верно. Однако такой подход не позволит нам наиболее детально подвергнуть анализу исследуемое явление, и потому указанные этапы будут уточнены, а временные рамки оформлены исходя из обобщенных оценок кадрового состава, организационно-правовой и материальной обеспеченности войск правопорядка, политической обстановки и внимания к ней со стороны высших государственных органов.

Предпосылки формирования современной военной службы по защите правопорядка внутри страны зародились во времена правления Ивана Грозного. Именно он основал институт жильцов для обеспечения охраны Москвы. Жильцами выступили, назначенные по нарядам воевод дворяне из разных городов, направляемые в Москву сроком на три месяца для содержания караулов [2, с. 64-65]. Позднее такие жилые полки были размещены по разным городам и при Петре I, они уже именовались гарнизонами.

Однако существенные и наиболее значимые изменения в военно-охранительной системе Российской Империи связывают с именем Александра I. В этот период в России формируются три основных направления общественно-политической мысли: консервативное, либеральное и радикальное, появляются тайные общества, начинается внедрение террористических и экстремистских идей в общественное сознание [3; 4]. Такое положение дел вызывало серьезную обеспокоенность высших органов государства и предопределяло предпринимаемые в этом направлении меры, а именно: создание особых вооруженных формирова-

1 См.: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти (в ред. от 14 сентября 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 48 2012. № 22, ст. 2754; 2018. № 38, ст. 5834.

ний, предназначенных для охранения внутригосударственного общественного порядка и спокойствия — внутренней стражи [5]. Необходимостью и также причиной создания внутренней стражи выступила угроза приближающейся войны с Наполеоном.

Первым шагом был Указ от 16 января 1811 г., в нем Александр I исключил двойственность и размытость в подчинении существовавшей военной силы, установив над ней полное военное командование. Путем упорядочения внутренней структуры и реорганизации гарнизонных батальонов, штатных губернских рот, уездных команд, служащих, инвалидов — были достигнуты главные цели: усиление армии даже в отсутствие института рекрутов, повышение эффективности службы инвалидных рот и команд [6], формирование хорошо организованного многотысячного войска, сосредоточение и экономия сил в результате оптимизации выполняемых задач таких, как пополнение полевых войск и укрепление внутренней безопасности страны [7].

Основным организационно-правовым документом являлось Положение о внутренней страже и приложенные к нему инструкции, утвержденное императорским указом от 3 июля 1811 г. [8] Безусловно, в Положении о внутренней страже мы не встретим упоминания о правовой культуре. Но нельзя не отметить, с какой тщательностью и особым вниманием в Положении прописано то, что сегодня в правоведении называют условиями и факторами формирования правовой культуры, ее структура и содержание элементов, внешние и внутренние формы проявления. Важно, что Положение устанавливало: воинские обязанности «принятие и провожание рекрут», «службы и повиновения», «обучение запасных военной экзерциции и движениям»; обязанности в отношении к губернскому е начальству в виде охраны правопорядка, обеспечения свободного передвижения и продовольственных товаров, в сфере спасения граждан в чрезвычайных обстоя- а тельствах; специальные обязанности, в числе которых обеспечение исполнения о закона или судебного акта, подавление бунтов, конвоирования осужденных, | охраны казны, розыска беглых преступников и др. [9] о

с

Положение регламентировало должностные обязанности руководящего со- а става: инспектора внутренней стражи, бригадного и батальонного командиров, в

е

начальника инвалидной команды, а также устанавливало штат гарнизонного о батальона, распределение по бригадам и округам, форму отчетности [10]. ю

Таким образом, с 1811 г. в Российском государстве были образованы воору- |

женные формирования, устроенные по армейскому образцу, функции и дея- к

тельность которых имели полицейский характер. С 1816 г. внутренняя стража а

была переименована в Отдельный корпус Внутренней стражи (далее — ОКВС) |

[11]. В 1817 г. в структуре ОКВС появились новые формирования — жандармы. |

Укомплектование внутренней стражи осуществлялось из следующих источ- ¡§

ников: кадры, переводимые из полевых частей («людей не видных по фронтовой 1

службе, но отнюдь не вовсе изувеченных, или почему-либо не способных носить )

ружье»); выздоравливающие из госпиталей, но неспособные к полевой службе; 2 воспитанники военно-учебных заведений, малоспособные к наукам.

Перевод офицерских кадров из полевых частей расценивался как наказание за неблаговидное поведение лиц, «не прижившихся в прежней офицерской среде в силу свойств своего характера: неуживчивости, склонности к конфликтам, необузданности, безнравственным поступкам. Некоторые из них, наделав долгов,

промотав средства, надеялись, попав в положение гарнизонного, партионного, 49

этапного офицера, поправить свои финансовые дела» [12]. Отмеченная сознательная установка выступала мотивом разного рода преступлений. В числе последних незаконные поборы с рекрутов, взяточничество, эксплуатирование солдат для личных целей.

Вторая категория кадров (выписанные из госпиталей) во многом были достойные, заслужившие своими ратными подвигами почет и уважение воины. Но отсутствие у них прежней физической силы подчас кардинально меняло их внутренние психологические и служебные установки. Третий источник пополнения кадров внутренний службы также не дает нам оснований для хвалебных отзывов.

Особое внимание нужно обратить на условия и специфику выполняемых задач: беспрерывные караулы, конвои, усмирительные экспедиции, сопровождение рекрутских партий, выполнение различных распоряжений местного начальства сроком в 25 лет, который позднее был сокращен до 20. Служба в гарнизонных караулах и инвалидных командах сама по себе была очень тяжелой, даже если и возможно себе представить, что она полностью соответствовала изложенным в приказах, циркулярах, инструкциях и др. требованиям. Но ведь сказать — еще не значит сделать и исполнить. В действительности были нередки случаи лихоимства при частой смене артельных и финансовых книг учета, некомплект лошадей, негодное снабжение обмундированием и провиантом [13]; так называемые партикулярные работы, преследующие личную выгоду руководствующего состава; проявление чрезмерной жестокости и превышения своих полномочий по отношению к нижним чинам и гражданскому населению [14]; пьянство; нерешительность, трусость и оплошности в исполнении боевых задач [15]. Не менее важны санитарно-гигиенические условия службы, возможность восстанавливать силы и отдыхать, медицинский аспект.

Правовой основой деятельности внутренней стражи являлись Положение о внутренней страже с прилагаемыми инструкциями, расписание Отдельного корпуса внутренней стражи, рапорты командира ОКВС императору по результатам проводимых инспекции [16], приказы командира ОКВС по внутренней страже [17].

Приказы скорее отражали те многочисленные недостатки, слабости и пороки внутренней стражи, чем выступали правовым образцом формирования личности, ориентиром деятельности. В основном приказы — это реакция на «дурное поведение офицеров», на «недуги не только телесные, но и нравственные», на «неусердие к службе» и многое другое. Приказы командира ОКВС можно сравнить с точечными ударами, приносящими временный положительный эффект, но не способными комплексно, объемно разрешать существующие проблемы.

Император нередко высказывал недовольство состоянием внутренней стражи, однако однозначно и конкретно указать причину такого неудовлетворительного состояния представляется невозможным, так как необходим системный, многофакторный подход и каждая причина имеет собственный вес и влияние на общую оценку войск. Поэтому, несмотря на большие усилия императора, военного министра, командиров ОКВС с момента образования внутренней стражи не были должным образом пересмотрены и исправлены принципы и система укомплектования кадрами войск; материально-обеспечительная база; физические и психологические особенности и условия службы; мало уделялось

внимания межличностным отношениям и поддержанию системы ценностей отдельной личности и внутренней стражи в целом как коллектива.

Общая, далекая от идеала картина возможно также послужила причиной постановки вопроса в высших органах государства о соразмерности качества и эффективности выполняемых ОКВС функций и затрат на его содержание. ОКВС все более поглощался армейским командованием и в 1864 г. император подписал Указ об упразднении ОКВС, функции которого были перераспределены между местными и полевыми частями, которые активно использовались в мирное время [18].

Спустя 20 лет из прежних переименованных и переподчиненных батальонов и команд внутренней стражи, выполнявших функции по этапированию арестантов, ссыльных и каторжников, патрулированию населенных пунктов, обеспечения в них порядка и безопасности, была сформирована Конвойная стража. Особое внимание было уделено вопросам сопровождения арестантов, этапно-пересыльной деятельности, причем не только в организационном, техническом аспектах, а в контексте соблюдения и уважения прав человека, и это беспрецедентная постановка проблемы для того времени. В результате этапно-пересыльная служба — конвойная стража получила некоторое обособление и самостоятельность.

Нормативную правовую основу конвойной службы мы оцениваем, как более развитую и совершенную по сравнению с правовой организацией деятельности внутренней стражи. Впервые не были оставлены без внимания вопросы личностных характеристик кадрового состава, морально-нравственные, психологические особенности отношений руководства и подчиненных, арестанта и конвоира. Т

н

Так, воинский устав о службе в гарнизоне закреплял общий порядок жизни и С деятельности конвойной службы, основные обязанности, требования и особен- Т ности отношений [19]. к

В первые годы советской власти войска правопорядка были крайне неоднород- г

о

ными, отсутствовала четкая организационно-правовая основа их деятельности. д После окончания гражданской войны большинство военизированных частей т

в

перешли под руководство НКВД, оставив некоторые силы в ведомствах ВОХР, н ВНУС, ОГПУ. Была объявлена кампания по ликвидации безграмотности, в том ю числе и бойцов, проводились коллективные читки газет и научной литературы. д

и

В 1930-1940 гг. сложилась иная оценка личности военнослужащего, были с

к

увязаны воедино психоэмоциональные характеристики, состояние физической а подготовки, теоретические знания и должный уровень навыков ведения воен- |

ного дела. ии

В 1966 гг. было создано союзно-республиканское Министерство охраны обще- ¡§ ственного порядка СССР (МООП СССР). В его составе было образовано Главное 1 управление внутренних войск. И только с 1968 г. во внутренних войсках появи- " лась относительная упорядоченность, приведены в соответствие организацион- 8 ные формы с характером возложенных задач, улучшена воспитательная работа, укреплено правовое положение войск, повышена их техническая оснащенность.

В таком состоянии внутренние войска перешли в новый современный исторический этап нашей страны. За период с 1992 по 2005 гг. были приняты основные нормативные документы, определяющие структуру военного ведомства и внутренних дел; место и функциональное назначение внутренних войск в указанных 51

структурах; порядок деятельности, подчинения и взаимодеиствия военных и гражданских структур1.

В связи с созданием Росгвардии эти документы были отменены, либо применяются в части, не противоречащей законодательству о воИсках национальной гвардии. Но ни в одном из указанных документов не говорится о психоэмоциональной составляющей военной службы, о формировании личности военнослужащего, понятия правосознания и правовой культуры не употребляются вообще.

Упущения в формировании общих основ правовой культуры на этапе строительства нового постсоветского государства, существование ошибочного мнения, что культуру поддерживать не надо, привело к тому, что нигилистическое отношение к праву становится нормой поведения современного российского общества. Но нигилизм — это негативное явление, и нормой быть никак не может.

Ошибки в планировании стратегии развития права и правовой системы, а также отдельных частных вопросов, таких, как правовая культура и правосознание, государство пытается устранить в настоящее время. В 2011 г. были приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»2, в 2014 — «Основы государственной культурной политики»3, которые являются неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Задан генеральный вектор развития культуры во всех ее проявлениях, а правовая культура рассматривается как приоритетное направление развития всей правовой надстройки нашей страны. Обращение к исследованию профессиональной правовой культуры военнослужащих Росгвардии будет частным дополнением всеобщего «культурного импульса», следованием от отраслевых знаний к теоретическим обобщениям.

Актуальной задачей, необходимость и своевременность решения которой диктует сложившаяся обстановка, выступают вопросы сохранения положительного опыта военной службы во внутренних войсках и закрепления достижений в войсках национальной гвардии. Выявление причин, факторов, элементов негативных проявлений военной службы и недопущение их присутствия в новом ведомстве.

Основные структурные элементы профессиональной правовой культуры военнослужащих войск национальной гвардии России остаются без изменений, это — правосознание, право и юридическая практика. Правосознание военнослужащего характеризует юридически верное, адекватно «квалифицированное»

0 1 См: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства >1 внутренних дел Российской Федерации (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. б Федерации. 1997. № 6, ст. 711 (утратил силу); Указ Президента РФ от 3 марта 1999 г. № 281 (в ¡5 ред. от 13 ноября 2014 г.) «Об утверждении Положения о главном командовании внутренних § войск Министерства внутренних дел Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. " Федерации. 1999. № 10, ст. 1182 (утратил силу); Указ Президента РФ от 1 июля 2005 г. № 627

1 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении внутренних ё войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (в ред. от 1 июля 2014 г.) // Собр.

законодательства Рос. Федерации. 2005. № 23, ст. 2243 (утратил силу); Указ Президента РФ от 30 июля 2012 г. № 919 «Вопросы деятельности военных советов» вместе с положениями о военных советах (в ред. от 27 июня 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 28, ст. 3882 (утратил силу).

2 См.: Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // Российская газета. 2011. № 151.

3 См.: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 № 808 «Об утверждении основ государственной 52 культурной политики // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 52, ч. 1. ст. 7753.

восприятие существующей правовой идеологии, а правовую психологию составляют чувства патриотизма, воинского братства и гордости, что формирует высокую ответственность перед государством, обществом и товарищами, чувство нетерпимости к противоправному поведению при наличии внутренних резервов и умении разрешать конфликты именно правовыми, законными способами и др.

Профессиональную правовую культуру военнослужащего характеризует не просто знание и понимание законодательства, а доскональные формализованные знания Федерального законодательства о военной службе, воинских уставов, требований присяги, приказов и распоряжений вышестоящего руководства, инструкций и др. Исключительное значение в формировании профессиональной правовой культуры, а также и в ее фактическом (эмпирическом) проявлении, имеет практическая деятельность военнослужащих войск национальной гвардии: военная и боевая служба, содержание которой раскрывается в Законодательстве РФ.

Вышесказанное позволяет заключить, что возможности институализации такого феномена как профессиональная правовая культура военнослужащих войск национальной гвардии России. «Высокий» статус ведомства в системе федеральных органов исполнительной власти предъявляет кадровому составу войск особые требования и критерии. Одним из таких критериев прохождения службы является профессиональная правовая культура, формирование, изменения, деформация, качественный уровень которой детерминируют в определенной степени правопорядок.

Росгвардии поручена борьба с терроризмом и экстремизмом, охрана важных государственных объектов и специальных грузов, содействие Федеральной служ- ш бе безопасности в охране государственной границы, осуществление контроля за и частной охранной деятельностью и оборотом оружия в стране. Таким образом, а мы видим, что новая правоохранительная структура предназначена, прежде о всего, для обеспечения внутренней безопасности государства, общественной | безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправ- о

с

ных посягательств. Это означает, что в чрезвычайных случаях, конфликтных | ситуациях, террористических актах внутри государства, когда будет необходимо в

е

именно военное вмешательство, первыми, кто окажет помощь населению страны, о примет меры по разрешению экстренного положения, будут войска националь- р ной гвардии России. |

ч

Библиографический список а

1. Тонкогонов В.П. Основные этапы генезиса правового обеспечения внутренних | войск МВД России // История государства и права. 2009. № 1. С. 27-31. и

2. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. М., 1996. 464 с. №.

3. Крижановская Г.Н. Распространение террористических и экстремистских идей ( в Российской империи в XIX веке // Юридическая наука: история и современность. )

2018. № 10. С. 34-41. 2

о

4. Крижановская Г.Н. Из опыта борьбы правоохранительных органов Российской 0 империи с распространением революционных и террористических идей среди молодежи // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019. № 2 (7). С. 108-116.

5. Лысенков С.Г., Крижановская Г.Н. Полицейские органы в Санкт-Петербурге: особенности организации и функционирования во второй половине XIX века // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 300-летию 53

российской империи): материалы XVIII Международной научной конференции: в 2-х частях. СПб., 2021. С. 431-436.

6. Именной (Военному министру) от 27 марта 1811 г. «Об устройстве инвалидных рот и команд и составлении из них подвижных инвалидных рот и служащих инвалидных команд» // ПСЗ. Собр. 1. Т. 31. № 24568.

7. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2426. Л. 28, 29.

8. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 1. Оп. 1/1256. Д. 113. Л. 1-2; 7-9.

9. Полное собрание законодательства Российской империи. Т. 31. № 24704.

10. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2360. Л. 63, 64.

11. Полное собрание законодательства Российской империи. Т. 32. № 26216.

12. Штутман С.М. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811-1917). М., 2000. С. 61.

13. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3286. Л. 235, 236.

14. Российский государственный военно-исторический архив // Приказы по Отдельному корпусу внутренней стражи. № 24023.

15. Российский государственный военно-исторический архив // Приказы по Отдельному корпусу внутренней стражи. № 24069.

16. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 395. Оп. 87. Д. 112.

17. Российский государственный военно-исторический архив // Приказы по Отдельному корпусу внутренней стражи. № 24036.

18. Полное собрание законодательства Российской империи. Т. 43. № 41162. g 19. Воинский устав о службе в гарнизоне. СПб., 1867.

3 References

£ 1. Tonkogonov V.P. The Main Stages of the Genesis of the Legal Support of the Internal

Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia // History of State and Law. 2009. I No. 1. P. 27-31.

I 2. Bodies and Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: a Brief Historical

| Essay. M., 1996. 464 p.

IP 3. Krizhanovskaya G.N. Spread of Terrorist and Extremist Ideas in the Russian Empire

1 in the 19th Century // Legal science: history and modernity. 2018. No. 10. P. 34-41.

2 4. Krizhanovskaya G.N. From the Experience of the Struggle of Law Enforcement g Agencies of the Russian Empire with the Spread of Revolutionary and Terrorist Ideas « Among Young People // Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National | Guard Troops. 2019. No. 2 (7). P. 108-116.

g 5. Lysenkov S.G., Krizhanovskaya G.N. Police Bodies in St. Petersburg: Features of

| Organization and Functioning in the Second Half of the 19th Century // State and Law: g Evolution, Current State, Development Prospects (on the occasion of the 300th anniversary ! of the Russian Empire): materials of the XVIII International scientific conference: in 2 I parts. St. Petersburg, 2021. Р. 431-436.

s 6. Nominal (to the Minister of War) dated March 27, 1811 "On the Organization of

m Disabled Companies and Teams and the Composition of Them as Mobile Disabled Companies and Employees of Disabled Teams" // PSZ. Sobr. 1. T. 31. No. 24568.

7. Russian State Military Historical Archive. F. 1. Op. 1. D. 2426. L. 28, 29.

8. Russian State Military Historical Archive. F. 1. Op. 1/1256. D. 113. L. 1-2; 7-9.

9. Complete collection of the legislation of the Russian Empire. T. 31. No. 24704.

10. Russian State Military Historical Archive. F. 1. Op. 1. D. 2360. L. 63, 64.

54 11. Complete collection of the legislation of the Russian Empire. T. 32. No. 26216.

12. Shtutman S.M. On Guard of Silence and Tranquility: from the History of the Internal Troops of Russia (1811-1917). M., 2000. P. 61.

13. Russian State Military Historical Archive. F. 1. Op. 1. D. 3286. L. 235, 236.

14. Russian State Military Historical Archive // Orders for the Separate Corps of the Internal Guard. No. 24023.

15. Russian State Military Historical Archive // Orders for the Separate Corps of the Internal Guard. No. 24069.

16. Russian State Military Historical Archive. F. 395. Op. 87. D. 112.

17. Russian State Military Historical Archive // Orders for the Separate Corps of the Internal Guard. No. 24036.

18. Complete collection of the legislation of the Russian Empire. T. 43. No. 41162.

19. Military charter on service in the garrison. St. Petersburg, 1867.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.