DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_164
ЭВОЛЮЦИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО ПРАВА В БОРЬБЕ ЖЕНЩИН ЗА ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
EVOLUTION OF CRIMINAL LAW NORMS IN WOMEN'S STRUGGLE FOR GENDER EQUALITY
ДМИТРИЕВА Екатерина Сергеевна,
адвокат Орловской областной коллегии адвокатов, аспирант. Россия, Орловская обл., г. Орел, ул. Ленина, 15. E-mail: advocat_ya@bk.ru;
Dmitrieva Ekaterina Sergeevna,
attorney of the Orel Regional Bar Association, postgraduate student. Russia, Orel region, Orel, Lenin str., 15. E-mail: advocat_ya@bk.ru
Краткая аннотация: в статье рассматривается развитие правового положения женщин на протяжении столетий нашей истории, проводится анализ изменений норм уголовного права в части прав и свобод женщин в условиях борьбы за гендерное равенство. В данном исследовании автор рассматривает особенности статусных ролей женщин и мужчин в обществе на разных этапах его развития, обозначает эволюцию уголовного закона, направленного на защиту прав женщин с древних времен и до нашего времени. И на этой основе автором сделаны выводы об особенностях реализации принципа гендерного равноправия в уголовном праве.
Abstract: the article examines the development of the legal status of women over the centuries of our history, analyzes the changes in the norms of criminal law in terms of women's rights and freedoms in the struggle for gender equality. In this study, the author examines the features of the status roles of women and men in society at different stages of its development, designates the evolution of the criminal law aimed at protecting women's rights from ancient times to our time. And on this basis, the author draws conclusions about the peculiarities of the implementation of the principle of gender equality in criminal law.
Ключевые слова: правовое положение женщин, гендерное равенство, назначение уголовного наказания, пожизненное лишение свободы, уголовное право.
Keywords: legal status of women, gender equality, imposition of criminal punishment, life imprisonment, criminal law.
Для цитирования: Дмитриева Е.С. Эволюция норм уголовного права в борьбе женщин за гендерное равенство // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 164-166. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_164.
For citation: Dmitrieva E.S. Evolution of criminal law norms in women's struggle for gender equality // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 164-166. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_164.
Статья поступила в редакцию: 08.04.2023
Со времен Древней Руси правовое положение женщин было крайне тяжелым. У женщины в эпоху патриархата отсутствовали какие-либо права, они должны были полностью подчиняться мужьям, которые не редко подвергали их жестоким побоям. Со временем усиливалось влияние церкви, что дало возможность мужчинам избавиться от «ненужных» жен, отправив их в монастыри. «По древнерусскому праву дочери не получали наследства, и общество было заинтересованно в том, чтобы они были обеспечены браком еще при жизни содержавших их родителей, в противном случае они оказывались без материальной поддержки и их должна была содержать община или они должны были нищенство-вать».[1]
В уголовном праве периода Русской правды (XI-XII вв.) за убийство мужчины полагалась вира, то есть штраф в пользу князя, (40 гривен), а за убийство жены - пол виры, т. е. 20 гривен.
За удар, нанесенный женщине - замужней или незамужней - назначался штраф, равный вире за убийство свободного человека. [2]
По Соборному уложению 1649 г., за убийство мужчины (часто мужей отравляли) наказывали «окопанием в землю» так, чтобы торчала только голова. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить. Иногда несчастных откапывали еще живыми и отдавали в монастырь на вечное заточение. [3]
Необходимо отметить, что в отношении беременных женщин исполнение подобного приговора могли отсрочить до рождения ребенка, но в этом случае к женщине применялось наказание в виде тюремного заключения.
Однако за убийство жены мужчину ждало только церковное покаяние.
Но если кто-то оскорбит женщину или заденет её честь, то виновный осуждался как за совершение тяжкого преступления.
Неравенство прав женщин по Соборному уложению 1649 г. выражалось ещё в том, что если женщину обвиняли в невозврате долга, то она должна была работать на кредитора до момента отработки долга, но получала за такую работу в два раза меньше, чем мужчина. (ст. 40) [4].
В этом же источнике русского права появляется понятие детоубийства в узком смысле, то есть посягательство матери на жизнь своего новорожденного ребенка, которое наказывалось смертью.
В это время обучение девочек грамотности не происходило, и, более того, запрещалось законом. В итоге статус женщины был сведен лишь к продолжательнице рода без прав и свобод. Необразованные, неграмотные женщины, находившиеся полностью под властью своих мужей, не могли управлять общественными и государственными делами, не имели обычной социальной защиты.
В период Российской империи нормы уголовного закона ограничивали права женщины, в приоритетной защите состояли привилегии ее мужа, жена должна была полностью повиноваться мужу.
Всеми преимуществами в наследственном праве обладали мужчины.
Уголовно-правовые науки
Помимо явно выраженного тендерного неравенства прав и интересов мужчин и женщин в российском государстве в конце 18-го -начале 19 веков, довольно заметно было неравенство разных социальных групп и классов женского общества.
На эту асимметрию обращала внимание О.А. Хасбулатова, указывая, что «в соответствии с законодательством женщины разных социальных групп были неравны перед законом в различной степени. Так, представительницы привилегированных, имущих слоев находились в лучшем правовом положении, чем крестьянки и работницы» [5].
За кражу крупного рогатого скота, в том числе, кражу лошадей, наказывали строже, чем за кражу женщины. А если женщина согласилась на похищение чтобы уйти от своего мужа, то её могли лишить свободы, назначив срок тюремного заключения от 8 месяцев до 1 года.
Крайне тяжелое положение женщины в российском обществе приводило к росту женской преступности.
Однако после провозглашения приговора ситуация только усугублялась: часто женщины находились в одной камере с мужчинами, на протяжении длительного времени к ним применяли телесные наказания, битье розгами за дисциплинарные проступки, надевали на шею кандалы и рогатки, в которых женщина не могла лечь. Женщин-преступниц приговаривали к каторжным работам наравне с мужчинами. Если в момент исполнения приговора осужденная женщина была беременна, то смертная казнь приостанавливалась до рождения ребенка.
Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. было отменено клеймение женщин (наряду с лицами, достигшими 70
лет).
В 1863 г. под влиянием либеральных реформ в России положения осужденных женщин несколько улучшаются и отменяются телесные наказания - битье розгами.
В 1914 году по закону Государственной думы любая женщина, находящаяся в браке, могла получить для себя отдельный паспорт без согласия мужа.
Женщины были лишены возможности участвовать в государственном управлении и устройстве русского общества вплоть до 1917-го
года.
Гендерные отношения в советский период претерпели сильные перемены. Государство изменило свое отношение к правовому статусу женщины, ее роли в обществе, что получило закрепление в праве.
После октябрьского переворота 1917-го года большевики занялись реформированием системы социальных отношений. В это время женщины формально добились почти полного равноправия с мужчинами.
В стране пропагандировались активное вовлечение женщины в производство, общественную жизнь, менялась её гендерная роль: предполагалось, что теперь брак будет без быта, женщина больше не будет заниматься домашними обязанностями, воспитывать детей, её права в супружестве приравнивались к правам мужа. К тому же, Декретом о гражданском браке 1917-го года брачно-семейные отношения вышли из под контроля церкви, брак стало проще заключать и расторгать.
Брак не предусматривал общее имущество супругов. Дети, рожденные вне брака, приравнивались к законнорожденным детям. Отцы таких детей в любом случае должны были участвовать в воспитании своих отпрысков.
В это время берет свое начало формирование армии работниц и крестьянок, которые были ориентированы на общественно полезные дела, и для которых в приоритете должен быть трудовой коллектив, а не семья.
Такое изменения считались обязательным условием построения социализма. В.И. Ленин отмечал, что «без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни, но и к постоянной, поголовной общественной службе нечего и говорить не только о социализме, но и о полной и прочной демократии» [6].
Конституция РСФСР 1918 года закрепила равенство в политических и гражданских правах мужчин и женщин.
В 1920 году постановлением Наркомюста и Наркомздрава РСФСР женщинам на законодательном уровне был разрешен аборт. Однако аборты разрешалось проводить только врачами и только в условиях больницы.
Одновременно с этим в статье 146 Уголовного кодекса РСФСР 1922 года предусматривалась ответственность за аборт, хотя бы и произведенный с согласия женщины, но не квалифицированным врачом или в ненадлежащих условиях - в виде лишения свободы сроком до одного года.
В статье 140 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года устанавливалась ответственность за аборт, проведенный вне больницы - на срок от одного года до двух лет, а в противосанитарной обстановке или лицами без соответствующего медицинского образования - сроком не менее трех лет.
Однако постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. вообще было запрещено производство абортов.
Уголовное право советского периода было направлено на раскрепощение женщин.
16 октября 1924 года Уголовный РСФСР 1922 года был дополнен новой особой главой Х, содержащей ответственность за выкуп невесты (калым) (статья 196), принуждение женщины к вступлению в брак, а равно её похищение для этой же цели (статья 197), вступление в брак с лицом, не достигшим брачного возраста (статья 198), многоженство и двоеженство (статья 199)
Но у этих уголовно-правовых норм была одна особенность, они распространяли своё действие на ряд областей, таких как Казахская, Карачаево-Черкесская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и другие автономные области, где данные преступления были «пережитками родового быта» или местных обычаев.
В XX веке появляется само понятие «гендер». В условиях развития общественных отношений уголовное право также претерпевает
ряд изменений. В связи с ростом степени тоталитарности и поддержки различных тендерных идей в обществе, вопросы тендерного равенства приобретают особую значимость.
Уголовный кодекс Российской Федерации положениями статьи 4 корреспондирует к нормам статьи 19 Конституции Российской Федерации 1993 года, и провозглашает равенство всех перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, и других обстоятельств. Согласно положениям уголовного закона, вне зависимости от гендерной ориентации виновника, каждый совершивший преступление будет отвечать за своё деяние перед судом.
В XXI в. гендерное равенство становится одним из главных критериев, по которому можно судить о степени развития гражданского общества в той или иной стране.
Сам принцип гендерного равноправия сводится к тому, что мужчины и женщины являются свободными и равными субъектами права, реализуют свои права и законные интересы самостоятельно. Этот принцип является составной частью системы принципов соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Однако в современном российском уголовном праве налицо гендерная асимметрия. Причем притесняются не женщины, чьи права сейчас активно отстаивает мировое сообщество, а мужчины.
Детальное изучение уголовного закона и вынесенных на его основании судебных решений свидетельствуют о том, что в уголовном праве нашего государства есть огромное количество примеров существования мужской дискриминации.
Библиогра фия:
1. Щапов Я. Государство и церковь Древней Руси X—XIII веков. — М., 1989. С. 109 // URL: www.sovremennoepravo.ru/
2. Русская правда в Древней Руси // URL: cherenova.ru/html/history1/history1_04-1.htm
3. Боль и страх: 10 главных телесных наказаний на Руси // URL: kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/
4. Российское законодательство X—XX веков. — Т. 3. Акты Земских соборов. Под общ. ред. О.И. Чистякова M., 1985. С. 214 // URL: www.prlib.ru/item/1874384
5. Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917) / О. А. Хасбулатова. Иваново : ИвГУ, 1994. С. 18.
6. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 165 // URL:https://vkpb-skb.ru/images/pdf/Lenin_pss/tom31.pdf
References:
1. Shchapov Ya. The state and the church of Ancient Russia of the X—XIII centuries. — M., 1989. P. 109 // URL: www.sovremennoepravo.ru/
2. Russian truth in Ancient Russia // URL: cherenova.ru/html/history1/history1_04-1.htm
3. Pain and fear: 10 main corporal punishments in Russia // URL: kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/
4. Russian legislation of the X—XX centuries. — Vol. 3. Acts of Zemstvo Councils. Under the general editorship of O.I. Chistyakova M., 1985. p. 214 // URL: www.prlib.ru/item/1874384
5. Khasbulatova O.A. The experience and traditions of the women's movement in Russia (1860-1917) / O. A. Khasbulatova. Ivanovo : IvSU, 1994. p. 18.
6. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. Vol. 31. P. 165 // URL:http://vkpb-skb.ru/images/pdf/Lenin_ps/tom 31.pdf