УДК 338.486.4:339.175
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А.К. КРАМАРЕНКО (Брестский государственный технический университет)
Неотъемлемой и важнейшей частью рыночной экономики сегодня является малое предпринимательство, играющее существенную роль в развитии национальной экономики. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора малых предприятий, который объединяет жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Предпринимательство как система участия населения в экономической деятельности прошло сложный исторический путь развития. Рассматривается эволюция научных взглядов о сущности понятий теории предпринимательства: «предпринимательство», «предприниматель», «малое предпринимательство»,дается из характеристика, присущие им черты. Изучен национальный и мировой опыт выделения субъектов малого предпринимательства (критерии), приводится их сравнительная характеристика. Отмечено, что эволюция содержания понятий теории предпринимательства обусловлена изменениями, происходящими в экономике, и этапы ее развития отражают процесс перехода к постиндустриальному обществу.
Введение. Возникновение и развитие малых предприятий тесно связано с предпринимательством. Хотя уровень производственного и научно-технического потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, основой жизни выступают малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
В настоящее время предпринимательство является необходимым элементом здоровой рыночной экономики, «краеугольным камнем» и основой устойчивого развития любой страны на данном этапе постиндустриального развития. Такая роль обусловлена тем, что субъекты предпринимательства придают необходимую гибкость рыночному механизму, создают предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой - генерируя основные нововведения.
Основная часть. Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономических отношений. Так, в общем понимании, предпринимательство определяется как ведущий сектор рыночной экономики, влияющий на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта.
Генезис содержательной сущности предпринимательства связан с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, уровнем развития научно-технического прогресса (табл. 1).
Таблица 1
Эволюция научных взглядов о сущности понятия «предпринимательство»_
Год исследования Исследователь Трактовка понятия Характерные черты предпринимательства
1 2 3 4
1725 г. Р. Кантильон отношение субъектов рынка умение предвидеть события, принимать риск в условиях экономической неопределенности [1]
1776 г. А. Смит самостоятельная, инициативная деятельность граждан получение прибыли на свой риск; ответственность [2]
1797 г. Ж. Бодо ответственная деятельность субъектов планирование, контроль, организация дела; поиск изменений [3]
1803 г. Ж.-Б. Сэй инновационная хозяйственная деятельность комбинирование ограниченных факторов производства [4]
1867 г. К. Маркс капиталистическая, управленческая деятельность максимизация прибыли, мотивация, отношения собственности [3]
1934 г. Й. Шумпетер общеэкономическая функция общественной формации новаторство, революционная смена факторов производства, риск [3]
Д. Макклеланд общественно-экономическая деятельность социопсихологические качества:
1961 г. лидерство, готовность к риску, склонность к новаторству [1]
1971 г. П. Друкер форма реализации инициативы и предприимчивости социоэкономические качества: эффективность, результативность,
новаторство [3]
1980 г. К. Веспер экономически выгодная, коммерческая деятельность многогранность, эффективное сочетание факторов производства [3]
1983 г. Г. Пиншот управленческая, организаторская деятельность субъектов предприимчивость, мотивация [3]
Окончание табл. 1
1
2
3
4
1991 г. Ф. Хайек деятельность своеобразного социально-психологического типа хозяйственника анализ и использование различных возможностей, новаторство [3]
1999 г. А. Лученок хозяйственная деятельность физических и юридических лиц; способ соединения факторов производства ответственность, отношения собственности [1]
2001 г. Г. Багиев стиль хозяйствования новаторство, антибюрократизм, инициатива [1]
2002 г. В. Даль инициативная деятельность, затевание чего-то нового решительность, смелость, новшество [3]
2002 г. О. Башлакова деятельность субъектов наличие собственности, положение на рынке не доминирующее [3]
2003 г. Т. Лапуцкая процесс организации и осуществления деятельности, взаимодействие субъектов предприимчивость, поиск новых нестандартных идей [3]
2003 г. З. Благова управление трудовой деятельностью реализация управленческих нововведений [1]
2005 г. С. Кретов способ мышления инициативного человека мобилизация имеющихся ресурсов, получение прибыли [1]
2008 г. Б. Райзберг инициативная самостоятельная деятельность граждан систематическое получение дохода, прибыли; имидж субъекта [5]
2012 г. М. Балашевич самостоятельная, экономическая деятельность получение прибыли, дохода или иного результата [1]
Зарождение теории предпринимательства связывают с именем английского экономиста Р. Кантильона, который впервые выделил предпринимательство в качестве особой экономической функции. В своей работе «Опыт о природе торговли вообще» он рассматривает предпринимательство как отношение субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений. Согласно Р. Кантильону, несение риска и экономическая неопределенность - главные отличительные черты предпринимательства. Р. Кантильон рассматривает предпринимательство с производственной позиции. По нашему мнению, такое определение является односторонним.
Интерес представляет мнение Ж. М. Бодо (1797 г.). Исследователь характеризует предпринимательство с социокультурной стороны. Так, предпринимательство - это ответственная деятельность, связанная с планированием, контролем, организацией предпринимаемого дела. По мнению ученого, предпринимательство - это неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества и реализация этих изменений.
Классическая экономическая теория определяет предпринимательство как самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Такого мнения придерживались А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл. Предпринимательство тесно связано с различными комбинациями ограниченных ресурсов, направленных на получение дохода или иного значимого результата.
Французский ученый Ж.-Б. Сэй, который изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства в «Трактате политической экономии», разработал теорию факторов производства (земля, труд, капитал) и уделил большое внимание предпринимательству, которое осуществляется посредством постоянного комбинирования этих факторов. Ученый подчеркивает инновационный характер предпринимательства, связанный с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства, поиска новых возможностей для достижения наилучших результатов. По нашему мнению, представители классической экономической школы уделяют внимание комбинированию факторов производства и не придают особого значения высокой ограниченности ресурсов. Именно этот аспект исследовал экономист Й. Шумпетер.
Австрийский экономист Й. Шумпетер отошел от классической теории понимания сущности предпринимательства. В своей книге «Теория экономического развития» он наделил предпринимательство особой ролью, которая заключается в поиске и реализации новых путей экономического роста. Взгляд на сущность «предпринимательства», предложенный Й. Шумпетером, связан с новаторством, революционной сменой факторов производства. Это отвечает принципам постиндустриального общества.
Сущность понятия «предпринимательство» с мотивационно-поведенческой стороны рассматривал немецкий экономист К. Маркс. В основе его теории лежит представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре. С понятием предпринимательства К. Маркс связывал использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара.
Впервые в отечественной науке понятие «предпринимательство» появилось в начале 90-х гг. ХХ века. Проблеме сущности предпринимательства уделяли внимание такие ученые, как А.И. Лученок, Б.Н. Науменко,
A.В. Плетнев, Н.И. Базылев, М.И. Балашевич, С.И. Барановский, Б.И. Врублевский, С.Ю. Дорожкин,
B.И. Иванов, Е.Г. Павлова и др.
Интересно мнение белорусского ученого А.И. Лученка. Под предпринимательством он понимает хозяйственную деятельность физических и юридических лиц, осуществляемую на свой страх и риск.
Ученый подчеркивает, что предпринимательство основано только на собственном имуществе, акцентируя внимание на финансовой стороне.
Представитель государственных структур, экономист Т.Ю. Лапуцкая, рассматривает предпринимательство как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, взаимодействие субъектов рынка. Т.Ю. Лапуцкая придает особую черту предпринимательству -предприимчивость. «Предприимчивость - это постоянный поиск новых нестандартных идей, способность принимать самостоятельные решения, ориентированность на достижение наивысших результатов. Иными словами, это черта характера, стиль жизни и работы».
Председатель Белорусского союза предпринимателей А.Ф. Калинин считает, что предпринимательство участвует в формировании государственного бюджета, снижает социально-экономическую напряженность в обществе. «И если мы хотим создать эффективную экономику, естественно, бюджетные расходы должны быть оптимизированы, лишние штатные единицы сокращены. А предпринимательству предоставлена возможность создавать новые рабочие места» [3].
Экономико-правового подхода к определению сущности предпринимательства придерживается белорусская ученая О.С. Башлакова. В своей диссертации «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона» она дает следующую характеристику предпринимательства: деятельность субъектов, не занимающих доминирующее положение на рынке, основанная на частной и смешенных формах собственности, направленная на получение прибыли или личного дохода. По нашему мнению, такое определение является наиболее полным.
Закон №813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет предпринимательство как самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) [6].
Всем вышеперечисленным определениям предпринимательства присущи следующие характеристики.
1. Управление общественными ресурсами. Собственник свободно принимает решение об управлении имеющимися экономическими ресурсами.
2. Эффективное комбинирование факторов производства. Предпринимательство - деятельность по поиску и реализации новых эффективных комбинаций экономических ресурсов общества.
3. Инновационность, новаторство. Это черта определяется соотношением собственных и привлеченных средств, формой организации предпринимательской деятельности, личностными способностями предпринимателя и др. В современной экономике успешно конкурировать на рынке можно только обеспечивая инновационное развитие своего бизнеса.
4. Наличие неопределенности, риска в достижении конечного результата, ответственность. Предпринимательский риск предполагает ответственность предпринимателя за эффективное использование общественных ресурсов.
5. Финансовые результаты, прибыль. Конечной целью предпринимательства является получение прибыли, а также удовлетворение постоянно меняющихся и возрастающих потребностей индивидуума и общества в целом.
В связи с этим, под «предпринимательством» следует понимать общественную, хозяйственную деятельность физических и юридических лиц, связанную с поиском новых эффективных комбинаций факторов производства, с целью приобретения дополнительных конкурентных преимуществ.
В современном экономическом словаре (Б. Райзберг, Л. Лозовский) понятие «бизнес» тождественно понятию «предпринимательство». Предпринимательство (бизнес) - это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [5]. В странах с развитой рыночной экономикой понятия «бизнес» и «предпринимательство» являются синонимами, т.к. субъекты ставят целью своей производственно-хозяйственной деятельности получение прибыли. В отечественной практике чаще употребляют понятие «предпринимательство». В нормативно-правовых документах Республики Беларусь понятие бизнес отсутствует. Например, Законом № 148 З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»; Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь»; Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 гг. и др. Учитывая, что Республика Беларусь идет по пути интеграции в мировое экономическое сообщество, следует учитывать зарубежную родственность понятий «бизнес» и «предпринимательство».
Проанализируем эволюцию трактовки понятия «предприниматель». В общем понимании, предприниматель - основной субъект предпринимательства. Впервые понятие «предприниматель» (entrepreneur) ввел Ж.-Б. Сэй примерно в 1800 году: «Предприниматель перебрасывает экономические ресурсы из сферы малой продуктивности в сферу большой продуктивности и пожинает плоды» [4]. С развитием научно-технического прогресса термин «предприниматель» претерпел ряд изменений (табл. 2).
Таблица 2
Этапы развития содержательной сущности понятия «предприниматель»_
Годы Исследователь Трактовка понятия Характерные черты
XVII век История лицо, заключившее финансовая ответственность, максимизация
предпринимательства контракт с государством прибыли [3]
1803 г. Ж.Б. Сэй экономический агент комбинирование факторов производства [4]
1803 г. А. Смит собственник капитала экономический риск, выгода, лидерство [2]
1876 г. Ф. Уокер революционер организаторские способности, энтузиазм [3]
1934 г. Й. Шумпетер новатор разработка новых эффективных направлений [1]
1964 г. П. Друкер человек максимальная выгода, авантюризм [1]
1983 г. Г. Пиншот субъект отношения собственности [3]
1985 г. Р. Хизрич человек новшество, финансовый, психологический, социальный риск [3]
1999 г. А. Лученок руководитель рисковое использование имущества [1]
2002 г. В. Даль предприимчивый торговец смелость, решительность, отвага, лидерство [3]
2002 г. В. Савченко руководитель нестандартность, гибкость мышления, умение быстро оценивать рыночную конъюнктуру. [1]
2005 г. С. Ожегов капиталист, владелец предприятия предприимчивость, практика [3]
2005 г. Д. Ушаков человек авантюрист, организатор [3]
2008 г. Б. Райзберг хозяйствующий субъект новаторские идеи, выгода, конкурентные преимущества[5]
Термин «предприниматель» обладает следующими характеристиками:
1. Умение эффективно распорядиться ресурсами. Предприниматель стремится эффективно использовать редкие ограниченные ресурсы, с целью достижения наиболее полного, максимального удовлетворения потребностей общества.
2. Изобретательность, гибкость мышления. Характеристика отражается в способности предпринимателя находить новые решения и варианты эффективного воплощения научных идей, изобретений, интеллектуальных находок, открытий.
3. Рисковое использование имущества. Предпринимателю свойственны умение осуществлять деятельность в соответствии с требованиями времени, быть чутким к современным тенденциям, улавливать потребности сегодняшнего дня и понимать, каким образом они могут развиваться завтра.
4. Организаторские способности, сила воли. Предпринимателю присуще способность сотрудничать в группе с целью достижения конкретных задач. Прежде чем реализовывать какую-либо идею, предприниматель должен тщательно проанализировать все ее достоинства и недостатки, провести необходимые расчеты.
5. Финансовая ответственность. Предприниматель - человек, который не боится брать ответственность за возможные финансовые риски, осуществлять деятельность под сою имущественную ответственность.
6. Стремление максимизировать прибыль, выгоду - важный фактор достижения поставленных целей. Предприниматель ставит перед собой цель и стремится ее достичь.
7. Коммуникабельность. Склонность к налаживанию деловых контактов и связей.
Таким образом, под понятием «предприниматель» следует понимать делового человека, осуществляющего предпринимательскую деятельность, обладающего организаторскими способностями и берущего на себя предпринимательский риск.
Экономисты выделяют отдельно понятие «малого предпринимательства» (МП). Однозначное определение данного понятия отсутствует. Так, в общем понимании, малое предпринимательство - это деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц; или предприятия, управляемые одним собственником. Современный экономический словарь дает следующую трактовку: «малое предпринимательство -это совокупность независимых малых предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка» [5]. В Европейских странах существуют аналоги данному понятию: «small business», «small enterprises», «small business sector», «small business-owners» и др. Так, например, «Small Business Innovation Research», «Report of the Expert Committee on Small Enterprises» идр. Анализ отечественной литературы также позволяет выделить термины-синонимы: «малые формы хозяйствования», «малый сектор экономики» и др. В официальных нормативно-правовых документах Республики Беларусь закреплено понятие «малое предпринимательство».
Исследование зарубежных и отечественных источников позволяет выделить следующие характерные черты малого предпринимательства:
1. Небольшой рынок сбыта. Субъекты сектора не занимают доминирующего положения на рынке, их производственно-хозяйственная деятельность характеризуется небольшими размерами, основная цель -удовлетворение потребностей конкретного сегмента рынка.
2. Правовая независимость. Характеристика означает относительную независимость предпринимателя от иных органов, организаций и частных лиц.
3. Персонифицированное управление. Предполагает, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.
4. Наличие ограничительных критериев деятельности субъектов. Мировая практика до сих пор не
выработала единого критерия определения масштабов деятельности предпринимательства. В различных странах
ввиду некоторых национальных особенностей функционирования экономики (масштабы хозяйствования, емкости рынка, претензии на получение льгот со стороны государства и др.) существуют свои критерии.
Анализ научной литературы при рассмотрении вариантов подходов к определению малого предпринимательства показывает наличие качественных, количественных и комбинированных подходов. К качественным критериям, характеризующим малое предпринимательство, можно отнести экономическую самостоятельность, относительно небольшой рынок сбыта товаров (работ, услуг), относительно небольшое количество выпускаемых товаров, сравнительно ограниченные финансовые ресурсы и высокий уровень предпринимательского риска, соединение функций собственности и управления, простая организационная структура предприятия и др.
Количественный подход основан на следующих критериях:
1. Совокупные активы - совокупность наличных средств, товарно-материальных запасов, земли, оборудования и др. запасов.
2. Среднесписочная численность работников - количество работников по списку за все календарные дни отчетного периода.
3. Совокупный капитал - совокупные капиталовложения.
4. Ежегодная выручка от продаж, т.е. максимальный годовой оборот и др.
Далее рассмотрим используемые в мировой практике критерии. Так, в странах-членах ЕС все хозяйствующие субъекты экономики подразделяются на микропредприятия, малые, средние и крупные предприятия [7]. Под термином «малое предприятие» понимается небольшое предприятие любой формы собственности, имеющее законодательные ограничения по объему вовлечения ресурсов, объему деятельности и численности работающих. В «Европейском обозрении малых и средних предприятий № 6» использовались следующие категории предприятий: микропредприятия - от 1 до 9 человек; малые предприятия - от 10 до 49 человек.
В целом, в ЕС другими критериями, позволяющими отнести предприятия к МП, наряду с численностью занятых работников является товарооборот — не более 40 млн. евро, либо балансовая стоимость активов - не более 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость малых предприятий (табл. 4).
Таблица 4
Количественные ограничения работников при отнесении к субъектам малого предпринимательства в Европейском Союзе согласно Обозрению № 6 [7]
Критерии Микропредприятие Малое предприятие
Среднесписочная численность работников, чел. от 1 до 9 от 10 до 49
Годовой оборот, млн. евро до 2 до 10
Независимость не более 25 % капитала или акций принадлежит одной или более компаниям, не являющимся МП
При определении мер поддержки к субъектам малого предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели. Например, критерии, предложенные Комиссией ЕС: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю, доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одной трети [8].
Устав Международной организации экономического сотрудничества и развития использует следующие критерии отнесения предприятий к малым: предприятия с числом работников до 19 человек называются весьма малыми, от 20 до 99 человек - малыми [8].
Рассмотрим основные критерии стран Западной Европы к субъектам малого предпринимательства (табл.5).
Таблица 5
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в странах Западной Европы
Критерии Германи я Итали я Португа -лия Швеци я Велико-британи я Франци я Польш а Чехи я
Средняя численност ь работников за год, чел. 49 50 49 50 99 50 50 50
Годовой оборот, млн. евро 7 10 12,3 10 2 0,1 7 9
Так, в Германии основными критериями отнесения субъектов экономики к малым является численность работающих (человек), объем складочного капитала, размер годового оборота. Так, к малым предприятиям относятся организации, у которых численность работающих составляет 1 - 49 человек, размер складочного капитала - не более 5 млн. евро и объем годового оборота - не более 7 млн. евро. В Германии в секторе ремесленной торговли к малым предприятиям относят все предприятия, владельцы которых внесены в реестр ремесленной торговли, независимо от размеров предприятия и вида деятельности [8].
В Швеции к малым предприятиям относят предприятия с численностью работающих не более 50 человек. Для классификации малых предприятий используются следующие показатели:
1. Стадии роста (начальная, выживание, рост).
2. Географическая сфера деятельности (локальные, региональные, национальные масштабы).
3. Отраслевая принадлежность.
4. Типы проблем, характерных для предприятий (например, управление качеством продукции, финансирование и т.д.).
В странах Северной Америки основным критерием отнесения предприятия к сектору малого предпринимательства является численность персонала. Так, например, управление по делам малого бизнеса США (United States Small Business Administration (USSBA)) широко классифицирует малый бизнес, относя к данной категории любое предприятие, численность персонала которого не превышает 100 человек. В Канаде критериями отнесения предприятия к категории малого бизнеса являются объем продаж (обычно по данным налоговых органов), размер активов, количество работников, сектор экономики [9].
В странах Азии основным критерием отнесения предприятий к малым является вид экономической деятельности субъектов. Наряду с этим критерием, например, в Японии в соответствии с «Основным законом о малом предпринимательстве» оценивается также размер уставного капитала, в Китае - величина годового оборота предприятия [8] (табл. 6).
Таблица 6
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в Японии, Китае, Южной Корее
Критерии / отрасли экономики Количество работающих, чел. Уставный капитал предприятия, млн. евро Годовой оборот, млн. евро
Япония Китай Юж. Корея Япония Китай Юж. Корея
Производство до 100 до 300 до 300 до 2 до 30 до 5,8
Оптовая торговля до 100 до 100 до 300 до 0,7 до 30 до 20
Розничная торговля до 50 до 100 до 300 до 0,3 до 10 до 20
Услуги до 100 до 500 до 300 до 0,3 до 30 до 20
В бывших советских республиках, как правило, критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих, однако в отдельных странах применяются и другие показатели. В Украине, России и Беларуси, например, критерием отнесения предприятия к малым являются средняя численность работающих за отчетный год и объем валового дохода от реализации продукции за отчетный год.
В Республике Беларусь субъекты малого предпринимательства определены по критериям, установленным Законом от 1.06.2010 г.№ 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства». К субъектам малого предпринимательства относятся:
- индивидуальные предприниматели.
- микроорганизации - коммерческие организации с численностью работников за календарный год, не превышающей 10 человек.
- малые организации - коммерческие организации со средней численностью работников, составляющей от 11 до 50 человек.
Постановлением Совета Министров № 245 от 20 марта 2012 года критериями для оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства установлены предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг): для микроорганизаций - до 0,9 млн. евро, малых организаций - до 3,2 млн. евро. [6].
В Республике Казахстан в качестве критериев отнесения предприятий к категории малых используются среднегодовая численность работников (не более 50 человек) и среднегодовая стоимость активов субъектов предпринимательства (не более 60-ти тысячекратного месячного расчетного показателя). Последний критерий планируется заменить «среднегодовым доходом» [8].
В Республике Узбекистан, в соответствии с «Классификацией предприятий и организаций», субъектами малого предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели, микрофирмы и малые предприятия, численность работников которых не превышает 100 человек [8].
Таким образом, практически во всех странах первым критерием отнесения предприятия к малым является численность работающих, наряду с которой имеют значение стоимость активов, объем оборота, объем дохода, размер уставного фонда и др.
Заключение. Роль предпринимательства в мире изменяется в историческом аспекте. Эволюция содержания теории предпринимательства обусловлена изменениями, происходящими в экономике, этапы ее развития отражают процесс перехода к постиндустриальному обществу.
В настоящее время универсального определения понятий теории нет. Так, исследователи рассматривают предпринимательство с различных научных точек зрения, как:
- процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка;
- взаимодействие субъектов рынка;
- стиль хозяйствования;
- деятельность, максимизирующая прибыль;
- функция реализации собственности.
Понятие «малого предпринимательства» имеет свое национальное наполнение, учитывающие правовые, экономические и социальные особенности развития общества. Общим во всех определениях являются незначительные объемы деятельности, небольшой рынок сбыта.
Изучение сущности понятий теории предпринимательства позволит правильно определять данные категории и их субъектов, что отразится на возможности последующего анализа, оценки и сопоставления в различных государствах и международных организациях. Знание основной терминологии теории предпринимательства позволит формировать эффективную институциональную среду функционирования бизнеса, осуществлять целенаправленную политику его регулирования и поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лученок, А.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / А.И. Лученок. -Минск : Право и экономика, 1999. - 243 с.
2. Смит, А. Исследование о природе и причинах Богатства народов / А. Смит. - Кн.1. - М : Ось-89, 1997. - 255 с.
3. Черняк, В.З. История предпринимательства : учеб. пособие для вузов / В.З. Черняк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 607 с.
4. Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Ж.-Б. Сэй // Экономические софизмы. Экономические гармонии / Ф. Бастиа. - М. : Дело, 2000. - 230 с.
5. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева ; под общ.ред. Б.А. Райзберга. - М. : Инфра-М, 2008. - 512 с.
6. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство экономики Респ. Беларусь. - 2014.
- Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business.- Датадоступа: 24.01.2014
7. Small and Medium-sized Enterprises Current Definition from the European Commission [Electronic resource] / European Commission Enterprise and Industry. - Brussels, 2014. Mode of access: http://commetrics.com/ - Date of access: 04.04.2014.
8. Мукосеев, Д.В. Экономическая сущность и критерии определения малого предпринимательства [Электронный ресурс] / Д.В. Мукосеев // Современные научные исследования и инновации. - Май 2012. - № 5.
- Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/11995. - Дата доступа: 02.04.2014.
9. Балашевич, М.И. Экономика и организация малого бизнеса : учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. - Минск : БГЭУ, 2012. - 335 с.
Поступила 11.11.2014
THE SCIENTIFIC CONCEPTIONEVOLUTION AND THE ESSENCIAL DEFINITIONS OF ENTREPRENEURSHIP THEORY IN THE CONTEXT OF MARKET ECONOMY DEVELOPMENT
A. KRAMARENKO
Annotation (summary / abstract): The essential part of the market economy today is the small business playing a significant role in the development of the national economy. Due to high socio-economic importance, the small business sector brings together the vital interests of the bulk of the population involved in everyday activity. Entrepreneurshipas a system of public participation in economic activities has passed a difficult historical path of development. The author considers the scientific views evolution about the nature of the theory entrepreneurshipconcepts: "business", "entrepreneur", "small business". The author also describes the concepts, highlights the inherent features of these conceptsaccording to researchers. The author studies national and international experience isolation of small businesses (criteria) and gives their comparative characteristics. The author believes that the content evolution of the concepts is caused by changes in the economy, and the stages of its development reflect the transition to postindustrial society.