Научная статья на тему 'Современные подходы к исследованию малого предпринимательства в теории экономического роста'

Современные подходы к исследованию малого предпринимательства в теории экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ / MARKET MODEL / СЕКТОР МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL BUSINESS SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дамдинов Доржи Дамдинович

В статье рассмотрены тенденции развития малого предпринимательства в историческом аспекте. Раскрыты сущность, содержание, а также роль малого бизнеса, менявшиеся в процессе развития экономической теории. Определены характерные черты малого предпринимательства на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of economic conditions for the development of public-private partnership in Russia

The article examines trends in the development of small business in the historical aspect. The essence, the content and the role of small business in the process of changing the development of economic theory are discovered. The characteristic features of small business at the present stage are determined.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к исследованию малого предпринимательства в теории экономического роста»

УДК 330.133

Д. Д. Дамдинов

Оовременные подходы к исследованию малого предпринимательства в теории экономического роста

D. D. Damdinov. Creation of Economic Conditions for the Development of Public-private Partnership in Russia

В статье рассмотрены тенденции развития малого предпринимательства в историческом аспекте. Раскрыты сущность, содержание, а также роль малого бизнеса, менявшиеся в процессе развития экономической теории. Определены характерные черты малого предпринимательства на современном этапе.

ключевые слова: малое предпринимательство, экономический рост, рыночная модель, сектор малого предпринимательства

контактные данные: 670013, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Ключевская ул., д. 40В, стр. 1

The article examines trends in the development of small business in the historical aspect. The essence, the content and the role of small business in the process of changing the development of economic theory are discovered. The characteristic features of small business at the present stage are determined.

Keywords: small business, economic growth, the market model, the small business sector

Contacts: Kluchevskaya Str. 40V/1, Ulan-Ude, Republic of Buryatiya, 670013

В последние годы большое количество издаваемой в нашей стране научной литературы по различным областям знаний, как правило, связано с проблемами развития предпринимательской деятельности. Все это говорит о том, что интерес к изучению предпринимательства среди отечественных ученых и населения значительно возрос.

Впервые научный термин и теоретическое определение предпринимательства появились в трудах известного английского экономиста Ричарда Кантильона (1680-1734), который в своей работе «Опыт о природе торговли и вообще» разработал концептуальные основы предпринимательства как особого вида инициативной деятельности, связанного с умением предвидеть и рисковать, покупая по определенной цене и продавая по неизвестной.

Важно отметить, что нельзя путать время появления термина «предпринимательство» в экономической науке с периодом возникновения предпринимательства как специфического вида человеческой деятельности.

Предпринимательство как социально-экономическое явление имеет достаточно продолжительную историю от древнейших времен до современной эпохи. Зачатки предпринимательства как инициативной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей населения с целью получения определенной выгоды, можно было наблюдать еще при первобытнообщинном строе. Уже тогда более смелые, решительные и предприимчивые члены общины или целые племена получали «дивиденды» в результате грамотно организованной охоты, эффективного ведения хозяйства, использования животных в процессе производства благ, усовершенствования орудий и способов труда.

Доржи Дамдинович Дамдинов — доцент Восточносибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ), кандидат экономических наук. © Д. Д. Дамдинов, 2013

Рабовладельческий период истории предпринимательства непосредственно связан с развитием ремесленного дела и его последующим отделением от земледелия. Данная эпоха характеризуется становлением товарно-денежных отношений, возникновением различных форм собственности на средства производства, появлением ремесленных профессиональных групп материальной (оружейник, гончар, строитель, кузнец, плотник) и нематериальной (ученый, писатель, художник, архитектор, купец, торговец, ростовщик) сферы.

Дальнейшее развитие предпринимательство получило в Средние века в условиях феодализма. Наряду с эволюцией рыночных отношений, частной собственности, денежного обращения изменялись представления о предпринимательстве и его роли в обществе. Предпринимательская деятельность в этот период начинает приобретать современные формы.

Для рассмотренных выше исторических периодов были характерны следующие отрицательные черты, препятствовавшие широкому развитию предпринимательства:

1) нет стимула и четких параметров стоимости наемного труда из-за отсутствия экономической свободы у непосредственных производителей товаров и услуг (члены общины, рабы, зависимые от феодала крестьяне и ремесленники);

2) нет мотивации и четких представлений о прибыли как основной цели деятельности из-за преобладания обменных операций и низкой производительности труда;

3) прочие (полное отсутствие системы государственной поддержки и регулирования, низкий уровень развития рыночных механизмов, денежного обращения, производительных сил, конкуренции, системы ценообразования и др.).

В результате предпринимательство к началу XVII в. преимущественно рассматривалось как деятельность, связанная с реализацией масштабных проектов (строительных, производственных, организация парадов и музыкальных представлений). В этот период основной акцент делался на управленческом аспекте, соответственно предприниматель практически отождествлялся с такими современными понятиями, как «посредник», «координатор проекта» и «топ-менеджер». Так, во «Всеобщем словаре коммерции» (Париж, 1723) под предпринимателем понимался человек, берущий на себя обязательства по строительству или производству крупных объектов.

Дальнейшие современные черты предпринимательская деятельность обрела с развитием капитализма (XVIII-XIX вв.). Со временем отношение государства и общества к предпринимателю менялось, многообразные формы предпринимательства завоевывали свое место в различных сферах человеческой деятельности.

Высказывания многих теоретиков прошлого свидетельствуют, что определение предпринимателя в экономической науке менялось по мере трансформации форм и моделей общественного производства и усиления роли предпринимательства в экономическом развитии хозяйственных систем. Так, если в XVIII в. предприниматель практически отождествлялся с капиталистом, собственником, действующим в условиях риска и экономической неопределенности (Р. Канти-льон, А. Смит, Д. Рикардо и др.), в XIX в. многие экономисты в своих исследованиях стали выдвигать на первый план личные характеристики и способности предпринимателя, рассматривая его как самостоятельный фактор производства (Ж.-Б. Сей, Ф. Эджуорт и др.), то в XX в. ученые определяют предпринимателя как новатора, функции которого состоят в реализации нововведений и обеспечении экономического роста (Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.).

Проведенное нами исследование показало, что предпринимательство представляет собой инициативный и специфический вид деятельности, возникший

на определенном этапе исторического развития общества. Кроме того, предпринимательская деятельность непосредственно связана с развитием рыночных отношений и неодинаково эволюционировала в различных моделях хозяйственных систем в зависимости от их социокультурных, исторических особенностей, уровня развития государственных органов, производительных сил, рыночного механизма и прочих факторов.

С переходом российской экономики на рыночную модель хозяйствования в конце прошлого века термин «предпринимательство» стал активно использоваться в отечественной литературе как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий, таких как «коммерция», «коммерсант», «бизнес», «бизнесмен».

Предпринимательство является сложным, многосторонним, а также социальным явлением и связано со многими сферами жизнедеятельности человека и общества. К примеру, различные стороны предпринимательства изучаются в рамках отдельных научных дисциплин: «психологии предпринимательства», «предпринимательского права», «предпринимательской этики», «истории предпринимательства».

Но, несмотря на огромное количество научных трудов, посвященных предпринимательству, в отечественной и зарубежной литературе не существует четкой и единой трактовки данного термина. В настоящее время диапазон определений предпринимательства очень широк и различается, как правило, в зависимости от подходов и целей исследования. Отсюда целесообразно уточнить сущность и содержание термина «предпринимательство», менявшиеся в процессе развития экономической теории.

Основные положения теории предпринимательства были разработаны в научных трудах таких классических экономистов, как Р. Кантильон, Ж.-Б. Сэй, М. Вебер, В. Зомбарт, А. Смит, А. Маршалл, Й. Шумпетер, К. Маркс, Ф. Найт, Дж. М. Кейнс. Существенный вклад в исследование теоретических и практических аспектов развития малого бизнеса внесли зарубежные экономисты Х1Х-ХХ вв. Р. Барр, С. Брю, Э. Долан, П. Друкер, К. Макконнелл, Т. Питерс, П. Самуэльсон, Ф. Хайек, Р. Уотерман и другие. Среди отечественных авторов, предпринявших первые попытки осмысления закономерностей и тенденций развития малого бизнеса в переходный и последующие периоды российской экономики следует отметить Ан. А. Ахмадеева, С. А. Афанасьева, Г. И. Брялину, В. Д. Голикова, Х. Н. Гизатуллина, Р. Б. Камаева, В. А. Рубе, А. И. Добрынина, Е. С. Ивлеву и других.

Как выяснилось, в различных научных источниках и нормативных документах термин «предпринимательство» определяется по-разному (см. табл. 1). В одних научных исследованиях на первый план выдвигаются экономические характеристики малого предпринимательства (максимизация прибыли, владение средствами производства, рациональное использование ресурсов и др.), в других — социально-психологические черты самого предпринимателя (инициативность, умение рисковать, управлять, распознать новое, нести ответственность и др.).

Обобщая многообразные определения отечественных и зарубежных авторов, можно выделить основные признаки предпринимательства, которые сводятся к следующему:

1) вид инициативной деятельности, осуществляемой в рамках законодательства (деятельность, не противоречащая действующему законодательству и осуществляемая физическими, юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке);

таблица 1

различные определения термина «предпринимательство»

Автор Содержание, определение

1 2

зарубежные авторы

Р. Кантильон Под предпринимательством понимает производственно-хозяйственную деятельность особого рода, включающую в себя элементы риска

К. Маркс Сформулировал основной закон саморазвития капиталистического общества — закон прибавочной стоимости. Соответственно цель предпринимательства заключается в получении предпринимательского дохода

П.Друкер Предпринимательство — это конкретная деятельность, содержанием которой являются нововведения во всех сферах, в том числе и в управлении. Предприниматель — человек, использующий любую возможность для извлечения прибыли

Р. Кэмпбелл, К. Макконнелл, С. Л. Брю Раскрывают значение термина через четыре функции предпринимателя: 1) предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги; 2) предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса; 3) предприниматель — это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса; 4) предприниматель — это человек, идущий на риск

П. Самуэльсон Предпринимательство связано с новаторством, а сам предприниматель является смелым человеком с оригинальным мышлением, который добивается успешного внедрения новых идей

Ж.-Б. Сэй Предпринимательство — это рациональная комбинация факторов производства в данной точке рыночного пространства. Предприниматель — человек, организовывающий людей в рамках производственной единицы. Предприниматель стоит в центре процесса производства и распределения, а в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции

Р. Кеосаки Раскрывает суть предпринимательской деятельности через социально-психологические черты предпринимателя, определяя его как «богатого папу». «Богатый папа» самостоятелен, инициативен, всегда стремится к организации собственного дела, грамотному вложению средств для получения предпринимательского дохода и извлечения прибыли. «Бедный папа» работает на кого-то и получает свой доход в виде заработной платы, который использует только для дальнейшего потребления

отечественные авторы

Н. Л.Зайцев Предпринимательство — самостоятельная деятельность физических или юридических лиц, направленная на получение дохода, максимальной прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг

А. И. Попов, С. А. Иванов Предприниматель — это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход

окончание табл. 1

1 2

А. А. Крупанин Предпринимательство — инициативная деятельность граждан, заключающаяся в выработке продукции и услуг, направленная на получение прибыли и осуществляемая в рамках действующего законодательства и этических норм современного общества

Т. Ю. Горькова Предприниматель — это центральная фигура в бизнесе, он ставит своей задачей соединение всех факторов производства в единый хозяйственный процесс

нормативно-правовые документы

Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ч. 1) Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке

2) самостоятельная деятельность, осуществляемая экономически независимыми субъектами рыночной экономики (физическими и юридическими лицами);

3) специфическая деятельность, обладающая определенным эффектом (экономическим, социальным, экологическим и др.) не только для предпринимателя, но и для государства в целом;

4) наличие конкретной цели деятельности для предпринимателя — удовлетворение общественных потребностей для получения собственной выгоды (прибыли);

5) в основе предпринимательской деятельности лежат:

♦ первоначальная идея (говорит об инновационном характере этой деятельности);

♦ риск (вероятность не достигнуть цели, не получить ожидаемый эффект и др.);

6) личная (имущественная и юридическая) ответственность (риск) предпринимателя за ведение и результат хозяйственной деятельности;

7) главный смысл предпринимательской деятельности заключается в постоянном поиске эффективных комбинаций имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (трудовых, финансовых, материальных, информационных и др.) и персональных качеств (личные партнерские связи, отношения с представителями государственных структур, деловая репутация, умение предвидеть и рисковать и др.), которые обеспечивают ему систематическое достижение поставленной цели (максимизации прибыли).

На основе выделенных признаков предпринимательской деятельности и существующих подходов к определению предпринимательства в экономической литературе нами дано обобщающее его определение: предпринимательство — это осуществляемая в рамках действующего законодательства инициативная деятельность экономически независимых субъектов рыночного хозяйства, основанная на первоначальной идее и персональной ответственности, направленная на удовлетворение общественных потребностей с целью максимизации прибыли.

В методологическом аспекте сформулированные нами признаки и определение предпринимательства в равной степени можно отнести ко всем видам предпринимательской деятельности. На практике существуют крупные, средние и малые формы предпринимательства, которые различают на основе количественных и качественных критериев.

таблица 2

количественные показатели отнесения предприятий к разряду малых в различных

странах

№ п/п основные показатели США Лпония Германия Великобритания Франция Италия

1 Численность занятых + + + + +

2 Объем продаж + + + + +

3 Объем годового дохода +

4 Степень участия в капитале других фирм +

Источник: [1, с. 13].

В настоящее время в мире не существует единых показателей, классифицирующих предприятия на малые, средние и крупные. Так, в одних странах (Япония, Франция, Великобритания и др.) критерии отнесения к малым формам предпринимательства зависят от численности работников и объема продаж, в других (Германия, США и др.) к этим параметрам могут добавляться степень участия в уставном капитале других фирм, объем годового дохода (см. табл. 2).

Как видно, в мировой практике используются разные статистические показатели, определяющие принадлежность предприятий к той или иной форме предпринимательства. В большинстве стран размер предприятия устанавливается на основе численности его работников, балансовой стоимости активов, величины оборота капитала.

Так, в соответствии с определениями Еврокомиссии от 6 мая 2003 г. малыми предприятиями считаются предприятия со штатной численностью сотрудников менее 50 человек, среднегодовым оборотом не более 10 млн евро и суммой баланса не более 10 млн евро. К средним относятся предприятия со штатной численностью до 250 человек, среднегодовым оборотом до 50 млн евро и суммой баланса 43 млн евро [2, с. 34].

Кроме этого, критерии отнесения к определенным формам предпринимательства могут различаться абсолютными величинами не только между странами, но и внутри страны в зависимости от территориальной или отраслевой принадлежности. В частности, в России до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ размер показателя среднегодовой численности работников малых предприятий различался по отраслям: в промышленности, строительстве, транспорте — не более 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере — не более 60 человек, в оптовой торговле и остальных отраслях — не более 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — не более 30 человек.

В настоящее время с принятием соответствующего закона (от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ) при определении размера предприятий по показателю численности работников отраслевая принадлежность перестала учитываться. Так, в России к средним относятся предприятия с численностью работников от 101 до 250 человек, к малым — 16-100 человек, к микропредприятиям — до 15 человек.

В силу того что в разных странах сформировались непохожие друг на друга подходы к определению размеров предприятий, сравнительный анализ и адекватное сопоставление российских показателей с зарубежными величинами сильно затрудняются. Все это говорит об условности и относительности количественных критериев [3]. По этой причине наряду с количественными показателями необ-

ходимо изучить качественные характеристики, которые являются не менее важными для понимания различий между крупными, средними и малыми формами предпринимательства.

1. В развитых странах сектор малого предпринимательства представляет собой самый многочисленный слой частных собственников и является ядром формирования среднего класса — экономической и политической основы современного общества. Так, по косвенным оценкам, доля работающих в секторе малого бизнеса в общей численности занятых в США, Японии, странах ЕС в среднем колеблется от 50 до 70%. По уровню жизни и социальному положению субъекты малого бизнеса принадлежат к большинству населения, одновременно являясь многочисленными производителями и массовыми потребителями широкого спектра товаров и услуг. Как правило, сектор малого предпринимательства социально ориентирован больше, чем субъекты среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт экономически развитых стран, малые формы предпринимательства свободно соперничают с крупными промышленными предприятиями и средним бизнесом в снижении уровня безработицы в силу того, что на малых предприятиях объем капиталовложений для создания новых рабочих мест гораздо ниже.

2. Как показывает мировой опыт, малые предприятия формируются в пределах совмещенного механического и ручного труда, в организационном и технологическом аспекте не адекватного для создания крупного промышленного производства. Соответственно, трудовые затраты в малом бизнесе на единицу вложенного капитала выше, чем на крупных предприятиях. Следовательно, малое предпринимательство развивается в сфере более трудоемких производств, низких затрат на техническое оснащение процессов, низкой стоимости стартового капитала для начала деятельности и высокой скорости его оборота. В большинстве случаев владельцы малых предприятий одновременно выступают в качестве главного управленца и работника.

3. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть конкурирующих между собой предприятий, действующих в основном на местных рынках (ресурсов и сбыта), прямо связанных с массовым потребителем произведенных товаров и услуг. Деятельность субъектов крупного и среднего бизнеса зачастую носит отраслевой межрегиональный характер, выходит далеко за рамки местных рынков, а их отношения с конечным потребителем, как правило, возникают опосредованно. В отличие от крупного производства незначительные объемы реализации не позволяют малому бизнесу оказывать серьезное влияние на формирование цен на местном рынке. Зато небольшие размеры вместе с технологической, производственной и управленческой гибкостью позволяют малым предприятиям чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру, в первую очередь местного и регионального рынка. В то время как деятельность крупного и среднего бизнеса, как правило, выходит за рамки региональных интересов, деятельность малых предприятий в большей мере зависит от экономической конъюнктуры внутри страны в целом и за ее пределами.

Как выяснилось, важнейшими особенностями малого предпринимательства являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость капитала. Вследствие чего сектор малого предпринимательства в развитых странах динамично осваивает новые виды продукции, способствует формированию конкурентной среды, занимает экономические ниши и раз-

вивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, своевременно удовлетворяя нарастающие потребности населения [4]. Более того, сектор малого бизнеса отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Так, в США за последнее десятилетие примерно 55% всех инноваций и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе малого бизнеса. При этом эффективность капиталовложений здесь примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса. Быстрый темп развития малого бизнеса в последние годы наблюдается в странах ЕС. К примеру, эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет малого предпринимательства. При этом число малых предприятий в Германии с каждым годом неуклонно растет.

В целом субъектов малого предпринимательства отличает положение производителя (частного собственника) и одновременно потребителя (жителя) на региональном рынке, что принуждает владельцев малых предприятий к налаживанию связей с местными постоянными и потенциальными клиентами различных социальных групп. Это обстоятельство определяет общественное и социальное поведение представителей малого бизнеса в развитых странах, основанное на прямой зависимости от интересов местного руководства и населения. Высокая гибкость малых предприятий и массовый охват практически всех сфер внутреннего регионального рынка обеспечивают развитым странам устойчивое развитие национальной экономики в целом, способствуют социальной и политической стабильности в обществе.

Анализируя происходящие в мировой экономике процессы, зарубежные и отечественные исследователи уже в конце 1980-х гг. рассматривали появление малых предприятий как средство от растущей безработицы, основной источник денежных доходов населения, фактор экономического роста и показатель благосостояния не только регионов, но и страны в целом.

литература

1. Попов А. И., Иванова с. А. Малое предпринимательство. В 2 ч. Ч. 1: Теория становления и система государственной поддержки: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 226 с.

2. зверев А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Германии // Экономист. 2009. № 9. С. 34-40.

3. Дятлов с. А. и др. Государство и рынок: проблемы выбора подходов к управлению развитием национальной экономики / С. А. Дятлов, Д. Ю. Миропольский, В. А. Плотников, А. И. Попов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011.№ 1. С.141-145.

4. койда с. П. Тенденции развития информационной инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 5. С. 75-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.