ПЕТРОВА Ю. А.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: НАСТОЯЩЕЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье проанализирована структура малых предприятий по видам экономической деятельности. Рассмотрены объемы выручки, приходящиеся на долю малых предприятий из разных отраслей хозяйствования. На основе данного анализа выявлены наиболее развитые и прибыльные отрасли малого предпринимательства. Выделены основные меры поддержки малого предпринимательства государством. Показана доля занятых на малых предприятиях от общего числа занятых в России.
Ключевые слова: предпринимательство, малые предприятия, тенденции развития предпринимательства.
PETROVA YU. A. SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS
Abstract. The article describes the structure of small enterprises by the type of economic activity. The revenue volumes of small enterprises from different branches of business are analyzed. Considering the analysis, the most developed and profitable sectors of small business are identified. The main measures of state support for small entrepreneurship are studied. The number of people employed in small enterprises from the total number of people employed in Russia is shown.
Keywords: entrepreneurship, small businesses, business development trends.
Предпринимательство - это двигатель экономики страны, и от его развития зависит состояние национальной экономики. Большой интерес к его изучению в значительной степени обусловлен развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [1].
Существует огромное количество научных работ и специальной литературы, посвященных проблемам предпринимательства. Данное явление настолько многогранно, что стоит рассматривать его с точки зрения различных научных дисциплин, таких как экономика, правоведение, социология, психология, история, философия, этика и культурология.
Для определения сущности предпринимательства приведем несколько различных толкований в таблице 1.
Таблица 1
Определения предпринимательства с разных точек зрения
Философская [2] особый настрой души, как форма деловой романтики, как средство реализации человеком присущих ему потенций
Историческая [3] индивидуальное или коллективное занятие каким-либо видом экономической деятельности (торговлей, ремесленным и более крупным промышленным производством, строительством, добычей полезных ископаемых, транспортом, товарным земледелием и скотоводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, кредитованием, изобретательством, особенно в период промышленного переворота и т. д.), направленным не на удовлетворение собственных потребностей, а на рыночный сбыт и извлечение прибыли.
Социологическая [3] различные формы не запрещенной законом хозяйственной активности во всех отраслях народного хозяйства (производственная деятельность, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами и т. д.).
Экономическая [3] инициативная, самодеятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя
Законодательная [2] самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Выделяют три формы предпринимательского хозяйствования в зависимости от среднегодовой численности работников и получаемого дохода: малое предпринимательство (в том числе микропредприятия), среднее и крупное предпринимательство.
В данной статье сфокусируем внимание на субъектах рыночной экономики, осуществляющих свою деятельность в форме малого предпринимательства, так как они имеют ряд преимуществ [4]:
- мобильность и быстрая адаптация под условия ведения бизнеса;
- гибкость и оперативность в принятии решений;
- небольшие управленческие расходы;
- низкий уровень капиталовложений;
- способность быстро вносить изменения в процесс производства в соответствии с требованиями рынков;
- более высокая оборачиваемость собственного капитала;
- близость к конечным потребителям.
Малые предприятия составляют базу для более крупных, выпуская продукцию необходимую для производства конечной продукции, производство которой невыгодно для крупных предприятий.
Конечно же, имеются и недостатки. Малый бизнес более рискованный и сильно зависит от крупных компаний. Управляющие зачастую некомпетентны, неопытны и не уверены в успехе. Также на пути встают финансовые трудности с привлечением заемного капитала
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» гласит, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица или индивидуальные предприниматели, доход от хозяйственной деятельности которых не превышает 800 млн. руб. в год, а среднесписочная численность работников их предприятий составляет от 16 до 100 человек. Фирмы с количеством трудящихся до 16 человек и получающие доход до 120 млн. руб. в год считаются микропредприятиями [5].
Еще одним ограничением является доля участия в уставном капитале малых предприятий государства, а также иностранных юридических лиц и крупных компаний. Их доля в уставном капитале не должна превышать 25% и 49% соответственно.
По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства, общее количество микро-, малых и средних предприятий в России по состоянию на конец 2017 года составляет 5 998 371 шт., в том числе 2,7 млн. юридических лиц и 3,3 млн. индивидуальных предпринимателей (ИП). Их структура по категориям приведена на рисунке 1 [4].
малые предприятия
3,99% (267630 шт)
средние предприятия
0,33% (20358 шт)
микро предприятия
95,2% (5710383 шт)
Рис. 1. Структура микро-, малых и средних предприятий в России на 10.12.2017 г.
Как видно из рисунка 1, сфера малого и среднего бизнеса в России в основном представлена микропредприятиями.
Важной функцией малого предпринимательства является создание новых рабочих мест. По данным ФНС России, почти каждый четвертый работающий человек занят в сфере малого или среднего бизнеса. Единый реестр предоставляет следующие сведения о занятости в секторе СМП. Из 19 млн. человек около 10 млн. работают на микропредприятиях. 7 млн. человек заняты на малых предприятиях, что составляет примерно 9% от всего занятого населения страны.
Несмотря на увеличение количества субъектов малого предпринимательства с 2013 по 2017 годы, число занятых в сфере малого бизнеса за указанный период сократилось на 254,4 тыс. рабочих мест, что составляет 3,7%. Эту тенденцию можно проследить на рисунке 2.
£ 2013 2014 2015 2016 2017
Год
■ всего зантых ■ занятых на малых предприятиях
Рис. 2. Среднесписочная численность работников в России занятых на малых предприятиях
от общего количества занятых в 2013-2017 гг.
С 2008 по 2016 гг. наблюдались стабильный рост числа и доли микропредприятий в общем числе субъектов МСП, с 26% до 49%.
При этом было зарегистрировано сокращение количества малых предприятий. Вероятнее всего, снижение числа малых предприятий связано с дроблением малых фирм для снижения налоговой нагрузки. Правительство РФ также приняло ряд мер, которые способствовали количественному изменению в структуре МСП. Прежде всего были внесены поправки в классификацию предприятий.
На основании данных счетной палаты РФ, вклад малых и средних предприятий в ВВП России растет, однако показатели его еще очень низкие. В 2016 году доля МСП в ВВП составила 21,2%, что почти на 2% больше, чем в 2011 году. Следуя утвержденной Стратегии развития малого бизнеса, к 2030 году доля в ВВП должна вырасти в 2 раза - до 40%.
В сравнении с 2014 годом объем оборота малых и средних предприятий к 2016 году вырос на 37%. Наибольший вклад в общий оборот вносят Центральные регионы (около 30% от общего числа МСП) и регионы Приволжского федерального округа (18% от общего числа МСП). В связи с этим можно отметить проблему неравномерного развития предпринимательства в разных регионах страны, что объясняется структурой расселения жителей РФ.
Положительным моментом можно считать увеличение объемов инвестиций микропредприятий. Доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций МСП (без ИП) в основной капитал в 2016 году составила 34,5%. При этом объемы вложений микропредприятий увеличились с 315 млрд рублей в 2008 году до 390 млрд рублей в 2016 году, а для малых предприятий, напротив, снизились с 960 млрд рублей в 2008 году до 801 млрд рублей в 2016.
Представленная на рисунке 3 структура распределения малых предприятий по видам экономической деятельности сохраняется в России на протяжении последних нескольких лет.
деятельность деятельность здравоохранение другие виды
и социальные деятельности услуги 4%
профессиональная администартивная
деятельность по научная и и доп. услуги
опрациям с
недвижимым имуществом 7%
деятельность в области информационной связи 3%
техническая 5%
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 4%
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 4%
транспортир и хранение 5%
Рис. 3. Структура малого предпринимательства в России по видам экономической деятельности за 2017 год (количество предприятий).
Диаграмма показывает, что малые предприятия в основном специализируются на оптовой и розничной торговле, а также предоставлении бытовых услуг населению, так как эти формы деятельности не требуют больших капитальных вложений и просты в регистрации.
На рисунке 4 представлена структура малого бизнеса по объему выручки в зависимости от отраслевой принадлежности.
деятельность в деятельность деятельность здравоохранение и другие виды
Данная диаграмма показывает, что значительный объем совокупной прибыли малых предприятий генерируют торговые предприятия и авторемонтные организации. Прибыльными также являются строительство и обрабатывающая промышленность.
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства, существует ряд проблем, тормозящих его дальнейший рост. Это высокие налоговые и процентные ставки, инфляция, слабая правовая защита предпринимателей, бюрократические проволочки, коррупционные правонарушения, недостаточно развитая инфраструктура, низкий уровень покупательной способности населения.
Рис. 4. Структура малого предпринимательства в отраслевом разрезе по объему выручки за 2017 год.
В связи с этим развитие малого бизнеса в России во многом зависит от государственной поддержки и принятии законодательных актов, направленных на его продвижение.
На сегодняшний день правительство РФ реализует следующие содействующие меры:
1) создание максимально прозрачной и понятной нормативно-правовой базы;
2) установление упрощенных процессов регистрации малых предприятий;
3) субсидирование и государственное кредитование;
4) предоставление в пользование на льготных условиях государственных материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
5) введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;
6) консультирование, обучение и переподготовка кадров;
7) поддержка конкуренции;
8) стимулирование инвестиционной деятельности.
Приоритетными направлениями для малого бизнеса, наиболее поощряемые государством, являются: строительство, сельскохозяйственная деятельность, промышленное производство, сфера жилищно-коммунальных услуг, транспортный бизнес и отечественный туризм.
Особое место занимают социально-значимые отрасли, такие как медицина и образование, а также те сферы, в которых могут трудоустроиться люди с ограниченными возможностями.
Также приветствуется ведение любого рода деятельности в отдаленных регионах страны с целью повышения развития инфраструктуры.
Подводя итог эффективности деятельности малых предприятий в РФ за пять лет, следует отметить следующие особенности.
1. Рост числа микропредприятий.
2. Тенденция к уменьшению персонала на малых предприятиях по всей России.
3. Доля вклада малых предприятий в ВВП с каждым годом увеличивается.
4. Наиболее распространенной сферой предпринимательства является торговля.
Стратегически важным моментом становится обеспечение конкурентоспособности
малого предпринимательства в РФ за счет развития ее инновационного потенциала и выхода на зарубежные рынки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журавлева К. А. Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. - 2018. - № 39. - С. 71-72 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/225/52857/ (дата обращения: 5.12.2018).
2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 512 с.
3. Бородавкина Е. Е., Дыльнова З. М. Теоретико-методологические основы исследования предпринимательства [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. - 2012. - № 2. - С. 20-26. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-predprinimatelstva (дата обращения 7.12.2018).
4. Фоминых М. А., Соколова Н. Г. Обзор рынка консалтинговых услуг // Вестник Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова. -2018. - № 1. - С. 50-60.
5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 12.12.2018).
6. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».
7. Россия в цифрах. 2018: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М., 2018. - С. 203-215.