Научная статья на тему 'Теоретические подходы к трактовке малого бизнеса и малого предпринимательства'

Теоретические подходы к трактовке малого бизнеса и малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4196
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИОННОСТЬ / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова И.Ю.

Проведено исследование научных подходов к трактовке понятий «малый бизнес» и «малое предпринимательство», а также их анализ как общенаучных смежных понятий. Представлено развитие теоретических положений с уточнением формулировки понятия «малое предпринимательство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF SMALL BUSINESS AND SMALL ENTREPRENEURSHIP

The research of scientific approaches to the interpretation of the concepts «small business» and «small entrepreneurship», as well as their analysis as general scientific related concepts is carried out. The development of theoretical provisions with the specification of the formulation of the concept of «small entrepreneurship» is presented.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к трактовке малого бизнеса и малого предпринимательства»

УДК 34.722

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Смирнова И.Ю.

АНО «ООВО» «УЭУ»

295021, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Крымской правды, 4, e-mail: sentendre2010@yandex.ru

Аннотация. Проведено исследование научных подходов к трактовке понятий «малый бизнес» и «малое предпринимательство», а также их анализ как общенаучных смежных понятий. Представлено развитие теоретических положений с уточнением формулировки понятия «малое предпринимательство».

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, малый бизнес, малое предпринимательство, инновационность

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая действующие нормативные документы в сфере хозяйствования и исследования ученых, необходимо отметить, что четкого разграничения понятий «малый бизнес» и «малое предпринимательство» не отмечается. Эти понятия почти всегда используются как синонимы, что вносит неопределенность применения каждого из них на практике. Кроме того, в научной литературе и научных статьях термин «малый бизнес» используется достаточно часто, однако законодательное толкование этого понятия отсутствует [17].

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ

Развитием теории малого бизнеса и малого предпринимательства, как общепринятых понятий, занимаются на сегодняшний день немало ученых как отечественных, так и зарубежных. Среди представителей украинской научной школы, занимающихся изучением проблем малого бизнеса, следует отметить таких ученых как Варналий З.С. [13], Васильева Л. [16], Довгалева А., Балабенко А. [11]. Кроме того, весомый вклад в исследование и анализ проблем и перспектив развития малого предпринимательства сделали отечественные научные школы и ученые: Абчук В. А. и Бабаева Л.В. [8], Савельева, З. А. [15], Мочерный С.В. [12], Алисов А.Н. и Грищенко С.Е. [9], Глухов В.В. [7], Ветрова Н.М. [5], включая регулирование его деятельности на государственном уровне. Однако расхождение в трактовке понятий «малое предпринимательство» и «малый бизнес» свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения теоретических подходов определения этих двух категорий с учетом особенностей национальной экономики страны.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью статьи является уточнение сущности понятий «малый бизнес» и «малое предпринимательство» для четкого отражения их функциональных особенностей в экономической системе региона. Для достижения поставленной цели были исследованы подходы различных научных школ в становление понятий «малое предпринимательство» и «малый бизнес», проведен критический анализ теоретических подходов и сформулировано авторское видение понятия «малое предпринимательство».

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

В России термин «малый бизнес» появился из английской литературы, в которой определение «small business» переводится как малый бизнес (мелкий плюс средний) [18]. Профессор А. Хоскинг определяет бизнес как деятельность, которая осуществляется организациями или частными лицами с целью извлечения выгоды заинтересованными лицами или организациями [21]. В универсальном бизнес-словаре под «...бизнесом понимается инициативная, самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг» [1].

В словаре Ефремовой Т.Ф. под бизнесом понимается деятельность, которая осуществляется за счет собственных или заемных средств, с целью получения прибыли, которая может использоваться в личных целях или на расширение предприятия [22].

Герчикова И.Н. рассматривает «.бизнес как дело, деловая активность, направленные на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности» [2, с. 21].

Следовательно, анализируя рассматриваемые определения термина «бизнес», отметим, что это деятельность, которая осуществляется самостоятельным хозяйствующим субъектом за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность и ориентированная на получение прибыли.

По мнению Ф.И. Шахматова и В.С. Нечипоренко, бизнес - это любая экономическая деятельность, приносящая прибыль, а предпринимательство - это система хозяйствования, специфический бизнес, который нацелен на получение прибыли, где основным движущим субъектом деятельности является предприниматель, который создает новые комбинации факторов производства [20, с. 17]. Другими словами, проявляется несовпадение понятий «бизнес» и

«предпринимательство» в их трактовке. Также следует рассмотреть подходы к этим понятиям и в других работах ученых.

Английский экономист А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» рассматривал предпринимателя как собственника капитала и организатора экономического процесса, который рискует своим капиталом ради получения прибыли [23]. Такой же подход был у американского экономиста Ф. Найта, который к тому же считал, что предприниматель должен обладать определенными личностными качествами, такими как самоуверенность и склонность к авантюрам, интуицией [24, с. 258, 276]. Отмеченные выше ученые связывали предпринимательство с возможностью понести экономический риск, а также желанием получить вознаграждение в виде прибыли за свою деятельность.

Й. фон Тюнен характеризовал предпринимательскую прибыль как награду за риск, а также за предпринимательское искусство и за новаторскую деятельность [15, с. 32].

Й. Шумпетер продолжил инновационную концепцию предпринимательской деятельности. Он считал, что важное значение для предпринимателя имеет состояние хозяйственно-политической среды. Ученый отмечал, что источником развития предпринимательства служат новые комбинации существующих факторов производства и обращения, а также различного рода нововведения или инновации в технологическом процессе [6, с. 25 - 26]. Необходимо отметить, что Й. Шумпетер видел предпринимателя движущей силой экономики, поскольку появляются инновации в процессе производства, происходит реорганизация производства, осваиваются новые рынки сбыта и источники получения сырья. Он фактически описывает конкурентную среду, которой осуществляет свою деятельность предприниматель.

Английский профессор А. Хоскинг утверждал, что предприниматель - это лицо, которое использует свой собственный капитал для ведения дела, самостоятельно занимается управлением и принимает все решения, а также несет полную ответственность за свою деятельность [19].

В своих работах Р. Нгуири и Р. Нельсон сформулировали следующие характеристики, присущие предпринимательству: инициативность; настойчивость; действия, направленные на поиск возможностей; поиск информации; ориентация на высокое качество работы и эффективность; умение решать проблемы; профессионализм; способность влияния на ситуацию; забота о благополучии персонала; забота об имидже продукции и услуг [3, с. 109]. Подобную точку зрения высказывали Э. Дж Долан та Д. Линдсей в своей книге «Рынок: микроэкономическая модель», которые рассматривали под характерными особенностями предпринимательства еще и использование новых технологий и новых сфер вложения капитала, а также преодоление стереотипов и границ [4, с. 13-14]. Отличительными чертами предпринимательства является рискованность, свобода и самостоятельность деятельности, а также инициативность.

Обобщая мнения ученых, можно сказать, что понятие «бизнес» более шире, чем понятие «предпринимательство», поскольку бизнес - экономическая деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли, а предпринимательство - это инициативная, рискованная, новаторская деятельность хозяйствующих субъектов, которая осуществляется от имени собственника и под его имущественную ответственность.

В конце ХХ в. возникла потребность выявить различия в категориях «малый бизнес» и «малое предпринимательство». Многие авторы отождествляют эти две категории, а в отечественной литературе и на практике используется «малое предпринимательство» (особенно в законодательных документах). Можно констатировать наличие противоречивых точек зрения на природу и сущность этого феномена.

В научной литературе можно встретить три подхода к соотношению «малый бизнес» и «малое предпринимательство»: бизнес шире, чем предпринимательство; предпринимательство является шире, чем бизнес; предпринимательство и бизнес, если не тождественны, то синонимичны понятию.

В России в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [17] к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать: до ста человек включительно - для малых предприятий; микро предприятия - до пятнадцати человек.

К субъектам малого предпринимательства относятся организации, в уставном капитале которых:

а) доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;

б) суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;

в) суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов [17].

По мнению Глухова В.В., к малому предприятию относят предприятие, которое имеет параметры, законодательно определенные как малые. Понятие «малое» — это качественная характеристика. Признаком малого предприятия считается число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом [7, с. 209]. Абчук В. А. и Бабаева Л.В. так же определяют малое предпринимательство как предприятие любой формы собственности и организационно-правовой формы, где среднее количество работников варьируется в зависимости от отрасли [8, с. 66]. Следовательно, данные ученые основным критерием отнесения к малым предприятиям видят только «количество персонала, работающего на предприятии».

Алисов А.Н. и Грищенко С.Е. считают, что малым предпринимательством является деятельность предпринимателя-собственника, направленная на получение прибыли и удовлетворения спроса на данный товар или услугу, которая осуществляется на инновационной, рисковой основе с наиболее эффективным использованием социально-экономических условий и ресурсов. Предприниматель при этом несет полную экономическую ответственность за свою деятельность [9]. Следует отметить, что данное определение малого предпринимательства не разграничивает понятия юридических и физических лиц.

Такого же мнения придерживается Мочерный С. В., который считает, что малое предприятие - предприятие с небольшим объёмом деятельности и производства, с незначительным количеством работников, которому присущи производственные, торговые и научные риски, самостоятельность и ответственность за результаты хозяйствования с целью получения прибыли [12]. При этом ученый определяет малое предпринимательство как новаторскую, коммерческую и организаторскую деятельность, направленную на поиск и развитие новых видов, методов производства, с целью получения прибыли и социального эффекта и с этим следует согласиться.

М.Г. Лапуста считает, что малое предприятия - коммерческая организация, с целью получение прибыли, которая осуществляет рисковую предпринимательскую деятельность, а также имеет качественные и количественные критерии, установленные законодательством отдельных стран [10, с. 18].

К характерным чертам малого предпринимательства также относят: ориентацию на коммерческий успех, инновационный и рисковый характер деятельности, свободу и самостоятельность хозяйственной деятельности, имущественную ответственность за результаты своей деятельности и постоянный характер деятельности [11]. Рассмотренные определения не указывают критерии отнесения к малому предпринимательству, а именно «организационно-правовую форму», «среднесписочную численность работников», «объем выручки от реализации товаров».

Согласно мнению представителя украинской научной школы [16], малый бизнес, в отличие от малого предпринимательства, имеет принципиально новые качественные характеристики, а именно: объединение в одном лице собственника и предпринимателя; направленность на инновации; упрощенные коммуникативная и информационная системы. Однако, на наш взгляд ученый отождествляет «малый бизнес» и «малое предпринимательство», поскольку проанализировав различные научные школы, мы определили, что инициативность, инновационность, свобода и самостоятельность деятельности присущи именно предпринимателю.

Варналий З. С. характеризует «малый бизнес как деятельность малых предприятий или физических лиц, целью которой является получение прибыли. Рискованность и инновационность деятельности не являются обязательными. При этом она должна быть направлена на реализацию собственного экономического интереса» [13, с. 25]. Отметим, что ученый видит понятие «малое предпринимательство» шире, чем «малый бизнес».

В большом экономическом словаре А.Б. Борисова под малым бизнесом понимается «... совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике» [14].

По нашему мнению, термин «бизнес» является англоязычной версией понятия, которое обозначает деятельность с целью получения дохода, а термин «предпринимательство» - русскоязычное понятие, которое имеет близкую, практически совпадающую трактовку. Следовательно, отличительные особенности между терминами «малый бизнес» и «малое предпринимательство» не существенны, поскольку все приведенные выше определения этих двух понятий схожи (рис. 1). Те признаки, которые ученые относят к малому предпринимательству также присущи и малому бизнесу, а именно:

1. Новаторский подход в деятельности (использование новой техники, нового сырья, новых способов производства).

2. Подверженность риску - осуществление любой деятельности сопряжено с различными видами рисков.

3. Самостоятельность и инициативность деятельности, а также ответственность за ее результаты.

4. Деятельность осуществляется за счет собственных или заемных средств.

5. Функции собственника и предпринимателя совмещены в одном лице.

6. Масштабы деятельности.

7. Наличие государственной регистрации.

8. Постоянство и систематичность деятельности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство» являются тождественными, следовательно, за основу стоит взять законодательно закрепленное определение «малое предпринимательство».

Отметим, что особенностью развития малого предпринимательства в России, по сравнению с экономически развитыми странами, является то, что он в значительной степени привязан к соответствующей территории -ориентирован на региональные экономические интересы. Это принципиально отличает малое предпринимательство в нашей стране от малого предпринимательства западной модели развития, где оно в целом характеризуется корпоративными чертами, то есть привязано к крупным экономическим структурам.

Поэтому мы считаем, что при уточнении понятия «малое предпринимательство» необходимо сделать акцент на исследовании малого предпринимательства сквозь призму воспроизводственного процесса и механизма управления региональной экономикой. Такой подход позволяет определить функциональные особенности малого предпринимательства в экономической системе региона.

Рис. 1. - Характерные признаки, критерии и цели деятельности малых предприятий и малого бизнеса

По результатам исследования предлагаем следующее уточнение понятия «малое предпринимательство - это независимая, целенаправленная, инициативная, инновационная, быстро адаптируемая, систематическая деятельность хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц), осуществляемая в соответствии с критериями установленными законодательством страны, в котором зарегистрировано предприятие, в условиях социально-экономической среды, осуществляемая в личных и общественных целях, за счет производства и реализации товаров или услуг на свой риск и под свою имущественную ответственность. При этом характерной чертой малого предпринимательства является территориальная принадлежность, то есть необходимость учитывать социально-экономическую систему региона и его интересы».

ВЫВОДЫ

По нашему мнению, «малый бизнес» и «малое предпринимательство» являются тождественными понятиями, поскольку и в бизнесе, и в предпринимательстве совпадают признаки, отражающие функциональную сущность категории, а именно формируют систему хозяйствования по созданию общественно-полезных благ. Используя метод логического обобщения, уточнено понятие «малое предпринимательство», которое учитывает характерные признаки деятельности малого предпринимательства и не противоречит законодательству Российской Федерации.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Различные подходы к пониманию сущности малого предпринимательства и малого бизнеса свидетельствует об актуальность исследуемой темы, которая в условиях углубление рыночных отношений призвана способствовать формированию экономически устойчивой, сбалансированной и конкурентоспособной национальной экономики и обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона. Дальнейшие научные исследования необходимо направить на изучение региональных проблем, особенностей и перспектив развития малого бизнеса в разных видах экономической деятельности с целью их адаптации к настоящим и будущим реалиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лозовский, Л.Ш. Универсальный бизнес - словарь [Текст] / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Рантовский. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 312 с.

2. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.

3. Крутиков, В. К. Предпринимательство и трансформация общества: Анализ отечественного и зарубежного опыта [Текст] / В. К. Крутиков, С. В. Смолянский. - М: Изд-во «Ноосфера», 2005. - 352 с.

4. Долан, Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель [Текст]: пер. с англ. В. Лукашевича и др. / Эдвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей. - СПб.: Экономическая школа, 1992. - 496 с.

5. Ветрова, Н.М. Малое предпринимательство: особенности современных подходов регулирования деятельности [Текст] / Н.М. Ветрова, А.А. Гайсарова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. - 2015. -Том 1 (67). - № 1. - С. 48-55.

6. Бессолицын, А.А. История российского предпринимательства: учебник [Текст] / А.А. Бессолицын. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 400 с.

7. Глухов, В.В. Менеджмент. Учебник для вузов [Текст] / В.В. Глухов.- 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. -608 с.

8. Абчук, В.А. Курс предпринимательства [Текст] / В.А. Абчук. - СПб.: Альфа, 2001. -544 с.

9. Алисов, А.Н. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография // А.Н. Алисов, С.Е. Грищенко. - М.: МАКС Пресс, 2003. - 175 с.

10. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: Учебник [Текст] / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2011. -685 с.

11. Довгалева, А.В. Управление малым бизнесом: учебник [Текст] / А.В. Довгалева, А.В. Балабенко; Донбасс. нац. акад. стр-ва и архит. -Макеевка; Донецк: Цифровая типография, 2011. - 298 с.

12. Мочерный, С. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для вузов [Текст] / Под общ. ред. проф. С. В. Мочерного. - М.: Приориздат, 2004. - 224 с.

13. Варналий, З. С. Государственная политика поддержки малого предпринимательства [Текст] / З.С. Варналий - К.: НИСД, 1996. - 130 с.

14. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2006. -860 с.

15. Савельева, З.А. Проблемы теории и практики малого предпринимательства: монография [Текст] / З.А. Савельева - СПб.: Инфо-да, 2003. - 185 с.

16. Васильева, Л. М. Сущность субъектов малого предпринимательства [Текст] / Л. М. Васильева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/27_NII_2010/Economics/72037.doc.htm.

17. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ //СЗ РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006

18. Михайлова, О.П. Дискуссионные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу [Текст] / О.П. Михайлова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 2(10). - С. 108-116.

19. Хоскинг, А. Курс предпринимательства [Текст]. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 232 с.

20. Маркетинг образовательных услуг // материалы семинара. Ч. 2. - Служба маркетинга МЭСИ -29.01.2009 - [Электронный ресурс]: URL: http://www.marketing.spb.ru/conf/2009-01-edu/sbornik-2.htm

21. Радаев, В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность / В.В. Радаев [Текст] // Вопросы экономики. - 1996. - № 7. - С. 72-82.

22. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. -М.: Рус. яз. 2000. - 2 т. - 1209 с.

23. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст]. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.

24. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль [Текст] / Пер. с англ. - М.: Дело, 2003. - 360 с.

THEORETICAL APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF SMALL BUSINESS AND

SMALL ENTREPRENEURSHIP

Smirnova I. Yu.

Autonomous non-profit organization «Educational Organization of Higher Education» «University of Economics and Management»,

Simferopol, The Republic of Crimea

Annotation. The research of scientific approaches to the interpretation of the concepts «small business» and «small entrepreneurship», as well as their analysis as general scientific related concepts is carried out. The development of theoretical provisions with the specification of the formulation of the concept of «small entrepreneurship» is presented.

Keywords: business, entrepreneurship, small business, small entrepreneurship, innovation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.