Эволюция модели библиотеки в условиях цифрового общества
Чжао Цзюньчэн
магистр Суйхуаского университета, [email protected]
Библиотечная отрасль во всем мире сегодня переживает кризис, вызванный необходимостью адаптации библиотек к новым коммуникационным практикам, связанным с распространением и развитием интернет-технологий. Для библиотечных специалистов актуализируется вопрос определения направлений этой адаптации, от чего будут зависеть приоритеты их деятельности и сфера приложения усилий.
Статья посвящена эволюции модели библиотеки в условиях перехода к информационному обществу. В исследовании были представлены условия становления информационного общества, благодаря которым возникла необходимость обеспечения устойчивости института библиотеки и пересмотра предыдущих библиотечных моделей. В статье были рассмотрены такие модели библиотек, как SMART-биб-лиотека, Библиотека 4.0, библиотека четырех пространств. Представление модели сетевой библиотеки стало возможным благодаря использованию системного и логического методов, а также методов конструирования, моделирования и прогнозирования, которые позволили на основе анализа имеющегося теоретического задела в области библиотековедения представить модель сетевой библиотеки как открытой системы. В исследовании пришли к выводу, что, наиболее перспективной может стать модель сетевой библиотеки, которая будет отвечать таким требованиям и характеристикам постиндустриального контекста, как способность адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, последовательный ги-бридизм сосуществования старого и нового, коммуникация как стержень функционирования организации. Ключевые слова: библиотека, модель библиотеки, SMART-библиотека, Библиотека 4.0, библиотека четырех пространств, сетевая библиотека.
Введение
Сегодняшняя потребность в ориентирах для библиотечной трансформации обусловливает необходимость определения модели библиотеки будущего. Как справедливо отмечает Дж. Кастильоне (Castiglione, 2008) [1], с одной стороны, этого требует в теоретическом плане библиотечная наука, стремящаяся достичь своей специфической научной природы, а с другой, этого требуют библиотеки, которые сегодня имеют дело с невиданным кризисом идентичности, столь же беспрецедентным, как и основная трансформация в обществе, в котором они работают.
Разработка модели библиотеки будущего требует учета специфики той среды, в которой библиотеке предстоит функционировать, а именно - информационного общества, к особенностям которого относят софтиза-цию (сервисную экономику), демассификацию и персо-нализацию услуг, сетевую структуру, «виртуализацию», дифференциацию и интеграцию профессий, рост значения человеческого потенциала.
Все эти черты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вызванная обострением конкуренции софтизация экономики спровоцировала тенденцию к демассификации и персонализации услуг, когда решающим фактором успеха стало соблюдение лозунга «каждому пользователю - нужную ему услугу». Отход от присущего индустриальному обществу принципа массовости и предоставления стандартного набора услуг в библиотечном обслуживании (обеспечение, преимущественно, доступа к документам и фактографической информации) стало вызовом для библиотек и вызвало необходимость поиска новых форм организации деятельности, за счет которых можно было бы частично привлекать потенциал других институтов и усилить таким образом способность учреждения соответствовать пользовательским запросам.
В условиях становления информационного общества библиотекари столкнулись с качественными изменениями, с потребностью поиска ответа на вопрос, как обеспечить устойчивость института в условиях неопределенности окружающей среды, что требует ревизии предыдущих моделей в целом. Таким образом, закономерным является анализ теоретических наработок по разработке различных моделей библиотеки и библиотечного обслуживания, способных обеспечить адекватную адаптацию библиотеки к современным реалиям.
В связи с этим, целью статьи является анализ эволюции модели библиотеки в условиях становления информационного общества.
Основная часть
В прикладном аспекте управления библиотекой как учреждением с позиций оценки персонала, ресурсов, затрат, необходимых для эффективной организации рабочего нагрузки для типовых служб и внутренних операций в библиотеке, Робертом Хейсом (Hayes, 2002) [2] были обоснованны модели управления библиотекой, принятия решений и планирования. Предоставляя понимание
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
CS
0
CS
in
01
О Ш
m x
<
m о x
X
эффективного использования отдельных рычагов при решении тактических задач управления, разработанные Р. Хейсом модели, вместе с тем, не позволяют очертить ориентиры стратегического развития библиотечного института.
Эту задачу попытался решить С. Айтал (Aithal, 2016) [3], который, исходя из контекста всеобъемлющей циф-ровизации, высказал предположение относительно того, что библиотеки обречены на трансформацию в ресурсные центры, которые в перспективе будут объединены в единый ресурсный центр страны, и предложил модель SMART-библиотеки. Согласно теории С. Ай-тала, должен быть один Ресурсный Центр для страны или даже только один для всего мира, с помощью которого каждый получит возможность подключиться через информационно-коммуникационные технологии к информационному ресурсу и загружать аудио-, текстовые и видеофайлы, что обеспечило бы равенство доступа к любому из этих типов ресурсов независимо от пола, региона, вероисповедания, экономического положения и страны происхождения пользователей.
Однако, акцентируясь на ресурсно-технологической составляющей библиотеки, предложенная С. Айталом модель игнорирует ее социокоммуникационную составляющую. Ведь библиотека (даже «SMАRT») представляет собой не только сочетание ресурса и технологий, к которым предоставляется доступ пользователю. Это также и среда коммуникации и общения, обмена знаниями и опытом, пространство социализации.
Упомянутые особенности библиотеки учитываются М.Б. Хоем (Hoy, 2016) [4], который рассматривает библиотеку шире, чем совокупность распределенного ресурса и технологий: в контексте распространения форм совместного действия - «открытые знания» (Open Knowledge), «открытые инновации» (Open Innovation), ко-дизайн (Co-design), коворкинг (Coworking), краудсорсинг (Crowdsourcing), совместное финансирование (Crowdfunding), холакратия (Holacracy) - ученый обосновывает как модель библиотеки будущего Библиотеку 4.0, основанную на принципе взаимодействия читателя, библиотекаря и технологии искусственного интеллекта (ИИ). Ученый приводит три признака библиотеки будущего: 1) «вездесущность» (ubiquity) - доступность технологий Веб 4.0 в любое время и в любом месте; 2) «идентичность» (identity) - предоставление пользователям наборов персонализированных услуг; 3) «связь» (connection) - связь пользователей с другими пользователями.
Ранее похожий подход был презентован Я. Но (Y. Noh, 2015) [5], которая аргументировала возможность адаптации концепта и модели Библиотеки 4.0 к любой библиотеке, независимо от ее вида (Noh, 2015). По мнению исследовательницы, как правило, к особенностям Веб 4.0 ученые относят доступность, подключение, сетевую структуру и интеллектуальные технологии. Соответственно, основными характеристиками Библиотеки 4.0 являются наличие интеллектуально организованных «больших данных» (Big Data), расширенная реальность, высокотехнологичное оборудование и «бесконечное творческое пространство», а ключевыми словами, которые лучше всего объясняют Библиотеку 4.0, - интеллектуальная, «пространство для творчества» (Makerspace), контекстно-зависимые интеллектуальные системы, открытый код, большие данные, облачный сервис, расширенная реальность, современные дисплеи и библиотекарь 4.0.
С учетом принципов открытости и привлечения Х. Йохумсеном (H. Jochumsen) с соавт. (Jochumsen et al.,
2012) [6] была обоснована модель библиотеки четырех пространств, разработанная по опыту публичных библиотек североевропейских стран. Модель состоит из четырех «пространств», которые пересекаются между собой, - пространства вдохновения, пространства обучения, коллективного пространства (собраний/заседаний) и пространства перфоманса. Общей целью этих четырех пространств является поддержка в будущем реализации публичными библиотеками следующих четырех целей: приобретения пользователями опыта, их привлечение, расширение их возможностей, разработка и внедрение инноваций.
Пространство вдохновения призвано стимулировать содержательные переживания и генерирование новых знаний. Место для встреч - создавать условия для диалога и полилога в открытом, публичном пространстве библиотеки, для обсуждения и апробации идей и проектов, поиска единомышленников и партнеров. Учебное пространство - это место, где пользователи могут открывать и исследовать мир, совершенствуя свои навыки благодаря открытому, беспрепятственному доступу к знаниям и информации, ведь библиотека - это, с одной стороны, пространство неформального обучения, а с другой - пространство, которое способствует обучению в формальных учебных заведениях. Библиотека как перфомансное пространство предусматривает возможность сотворения пользователей на основе тех знаний и информации, доступ к которым предоставляет библиотека. Это креативное пространство самореализации и апробации инновационных решений [6].
Четырех-пространственная модель библиотеки, так же, как модель Библиотеки 4.0, может быть полезным инструментом «проектирования, создания, упорядочивания, развития и модернизации библиотек, ведь предлагает не просто сумму предыдущих компонентов, но их включение в общую диалектику, избегая ограничения каждого его прогностическим призванию» [7]. В то же время, предложенная модель раскрывает, собственно, не столько функционирование библиотеки как институции, сколько организацию библиотечного сервиса. Вместе с тем, библиотечный сервис не может быть предоставлен сам собой, без обеспечения предварительных условий - организации необходимого пространства, наличия нужных специалистов, разработки номенклатуры продуктов и услуг.
По мнению Ады Скопула и Ханны Николайсен (Scupola, Nicolajsen, 2010) [8] относительно потребности разработки модели библиотеки, которая отвечала бы таким требованиям и характеристикам постиндустриального контекста, как способность адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, последовательный гибридизм сосуществования старого и нового, коммуникация как стержень функционирования организации, такой моделью является сетевая модель библиотеки, которая позволит очертить стратегические ориентиры развития библиотеки как социального института в условиях становления информационного общества.
Для организационной формы библиотеки можно прогнозировать выделение в рамках реализации конкретных бизнес-проектов определенных подразделений, которые на основе соответствующих соглашений будут взаимодействовать как структурные компоненты с подразделениями других библиотек (и не только библиотек, но и музеев, архивов, издательств) в рамках целостной сетевой структуры, деятельность которой направлена
на достижение определенной проектом цели. Потребность в выстраивании таких сетей обуславливается разнообразием запросов пользователей в условиях ограниченных возможностей каждого конкретного учреждения. Библиотеки должны научиться дополнять и расширять свой сервисный потенциал через взаимодействие с другими институтами и таким образом усиливать общую институциональную способность на информационном рынке. По завершении проекта созданные сети рекон-фигурируются в соответствии с новыми потребностями. Сетевой принцип во время выполнения определенных задач и программ может также реализовываться библиотекой путем децентрализации управления и развития горизонтального взаимодействия между собственными подразделениями, или через заключение соглашений и создание единой сети между крупными библиотеками и мелким и средним бизнесом. [9]
Организационные очертания сетевой библиотеки не являются постоянными. В зависимости от направлений деятельности и тех проектов, которые учреждение реализует, ее структура становится гибкой - она может расширяться за счет привлечения организационного потенциала других институтов, или сокращаться после завершения проектов.
Сетевая библиотека не является библиотечной сетью или библиотекой с отдельными филиалами - это организационная структура, которая направляет свою деятельность на реализацию конкретных проектов, в которых принимают участие различные учреждения и организации через свои структурные подразделения. Такая сеть функционирует по принципу распределенного предприятия, отдельные структуры которого гипотетически могут быть расположены даже в разных странах. Институция, которая является ядром сети, при этом остается самодостаточным субъектом деятельности и является ответственной за качество конечного результата - созданы новые продукты и услуги, которые расширяют номенклатуру библиотечного сервиса. [9] Другими словами, сетевая библиотека - это библиотека, которая ориентируется на маркетинговую стратегию развития и является интерактивной, открытой как для инициатив, так и для партнерства.
Адаптации библиотек в условиях информационного общества будет способствовать также, «виртуализация», или максимальный перевод в онлайновый режим, библиотечных процессов. Ситуация, которая сложилась в мире в связи с распространением коронавирусной инфекции, выявила беспрецедентную востребованность дистанционных форм работы и коммуникации. В условиях строгого карантина и невозможности собраний в реальном пространстве облачные сервисы и онлайновые платформы для коммуникации доказали свою эффективность. Проведение тренингов и занятий с использованием таких сервисов, как Google Classroom, Microsoft Teams, Moodle, Zoom, DingTalk и др., показало, что в онлайновом режиме возможно не только обеспечить поиск нужного документа и доступ к его содержанию, но и проведение презентации книги, семинара, круглого стола и тому подобное. Широкие перспективы в налаживании дистанционного взаимодействия в рамках библиотечного обслуживания открывает, также, внедрение в библиотечную практику иммерсивных технологий.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить следующее. В условиях становления информационного общества возникла
необходимость обеспечения устойчивости института библиотеки, что потребовало пересмотра предыдущих библиотечных моделей. В ответ на вызовы современности исследователями были предложены, в том числе, модели SMART-библиотеки, Библиотеки 4.0, библиотеки четырех пространств.
При этом, наиболее перспективной может стать модель сетевой библиотеки, которая будет отвечать таким требованиям и характеристикам постиндустриального контекста, как способность адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, последовательный гибридизм сосуществования старого и нового, коммуникация как стержень функционирования организации.
Литература
1. Castiglione J. Facilitating employee creativity in the library environment; An important managerial concern for library administrators// Library Management. 2008. Vol. 29(3). pp. 159-172
2. Hayes R.M. Models for Library Management, Decision-Making, and Planning. - San Diego, CA: Academic Press. 2001. 278p.
3. Aithal S. Smart Library Model for Future Generations// International Journal of Engineering Research and Modern Education (IJERME). 2016. Vol. 1(1). pp. 693-703.
4. Hoy M. B. Smart buildings: an introduction to the library of the future // Medical Reference Services Quarterly. 2016. Vol. 35(3). pp. 326-331.
5. Noh Y. Imagining Library 4.0: Creating a Model for Future Libraries// The Journal of Academic Librarianship. 2015. Vol. 41(6). pp. 786-797.
6. Jochumsen H., Rasmussen C. Н., Skot-Hansen D. The four spaces - a new model for the public library// New Library World. 2012. Vol. 113(11/12). pp. 586-597.
7. Kettunen J. The strategic evaluation of academic libraries// Library Hi Tech. 2007. Vol. 25(3) pp. 409-421.
8. Scupola A., Nicolajsen H.W. Service Innovation In Academic Libraries: Is There a Place for the Customers?// Forthcoming In Library Management. 2010. Vol. 31(4/5). pp.304-318.
9. Prakash I.N., Janardhana Rao A.N. Resource Sharing and Networking of Management Libraries: A Pre-Research Approach// International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15(1). pp. 265-273.
The evolution of the library model in a digital society Zhao Juncheng
Suihua University
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33 The library industry around the world is currently experiencing a crisis caused by the need to adapt libraries to new communication practices associated with the spread and development of Internet technologies. For library specialists, the issue of determining the directions of this adaptation is being actualized, which will determine the priorities of their activities and the scope of their efforts. The article is devoted to the evolution of the library model in the context of the
transition to the information society. The study presented the conditions for the formation of the information society, thanks to which there was a need to ensure the sustainability of the library institution and revise previous library models. The article covered such library models as SMART-library, Library 4.0, library of four spaces.
The representation of the network library model became possible due to the use of system and logical methods, as well as design, modeling and forecasting methods, which made it possible, based on the analysis of the existing theoretical groundwork in the field of library science, to present the network library model as an open system. The study concluded that the most promising model of a network library may be, which will meet the following requirements and characteristics of the post-industrial context as the ability to adapt to changing environmental
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О
м
conditions, consistent hybridism of the coexistence of the old and the new, communication as the core of the organization's functioning. Keywords: library, library model, SMART library, Library 4.0, four space
library, network library. References
1. Castiglione J. Facilitating employee creativity in the library environment; An
important managerial concern for library administrators// Library Management. 2008. Vol. 29(3). pp. 159-172
2. Hayes R.M. Models for Library Management, Decision-Making, and
Planning. - San Diego, CA: Academic Press. 2001. 278p.
3. Aithal S. Smart Library Model for Future Generations// International Journal
of Engineering Research and Modern Education (IJERME). 2016. Vol. 1(1). pp. 693-703.
4. Hoy M. B. Smart buildings: an introduction to the library of the future //
Medical Reference Services Quarterly. 2016. Vol. 35(3). pp. 326-331.
5. Noh Y. Imagining Library 4.0: Creating a Model for Future Libraries// The
Journal of Academic Librarianship. 2015. Vol. 41(6). pp. 786-797.
6. Jochumsen H., Rasmussen C. H., Skot-Hansen D. The four spaces - a new
model for the public library// New Library World. 2012. Vol. 113(11/12). pp. 586-597.
7. Kettunen J. The strategic evaluation of academic libraries// Library Hi Tech.
2007. Vol. 25(3). pp. 409-421.
8. Scupola A., Nicolajsen H.W. Service Innovation In Academic Libraries: Is
There a Place for the Customers?// Forthcoming In Library Management. 2010. Vol. 31(4/5). pp.304-318.
9. Prakash I.N., Janardhana Rao A.N. Resource Sharing and Networking of
Management Libraries: A Pre-Research Approach// International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15(1). pp. 265273.
CS
0
es in
01
O m m x
<
m o x
X