Мультимедийные технологии как фактор организационно-технологических изменений библиотек высшей школы
Чжао Цзюньчэн,
магистр информационных наук, библиотекарь Суйхуаского университета, [email protected]
В современных условиях библиотеки находятся в процессе динамических изменений, связанных с внедрением новейших информационных технологий. Под их влиянием происходят организационные изменения, которые совершенствуют качество библиотечного обслуживания; расширяется доступ пользователей к информационным ресурсам; осуществляется производство инновационных информационных продуктов и услуг; меняется характер социального взаимодействия. Возникает существенное противоречие между наличием широкого круга высокопроизводительных средств ИКТ и низкими темпами их внедрения в библиотечные системы, что тормозит как темпы их технологического развития, так и результативность удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотек; между темпами овладения информационными технологиями различного уровня и скоростью организационно-структурных трансформаций библиотек. Все это отражается на общем состоянии библиотечно-информационной сферы, темпах ее интеграции в современную систему коммуникаций.
В статье раскрыта сущность мультимедиа технологий (ММТ), обоснована необходимость внедрения ММТ в деятельность университетских библиотек на современном этапе. Определены направления внедрения ММТ библиотеками высшей школы. Отдельное внимание уделено созданию медиатеки университетской библиотеки, ее преимуществам для пользователей.
В заключении статьи сделан вывод, что усвоение библиотечными учреждениями ММТ открывает широкие возможности для расширения библиотечных услуг; влияет на организационные изменения, в первую очередь, связанные с созданием медиа-тек и специальных отделов, секторов; способствует пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечной деятельности и системы социальных коммуникаций в целом
Ключевые слова: библиотека высшей школы, мультимедиа, мультимедийные технологии (ММТ), медиатека.
Введение
Динамичность развития коммуникационного пространства создает, с одной стороны, основания для доступа к международной информации, с другой, - способствует организации представительства своих научно-образовательных достижений в электронной среде. Исследователи [1] считают, что библиотека как элемент информационно-коммуникационного пространства должна обеспечивать доступ пользователей к разнородной информации; это вызывает трансформации в организации деятельности библиотек, способствует накоплению новых функционально-производственных черт, создает условия их дальнейшего развития.
Мультимедийные технологии (ММТ) рассматриваются как фактор качественных изменений информационно-коммуникационного пространства общества [2]. При этом отмечается ведущая роль библиотек в процессе его формирования. Внедрение ММТ повышает значение библиотеки; увеличивает возможности интеграции форм представления информации для ее последующего анализа; закладывает условия для визуализации объектов и процессов, что увеличивает наглядность и понимание; способствует использованию многообразия программных средств сотрудничества преподавателей, студентов и информационных посредников, в том числе библиотечных специалистов.
Основная часть
Исследователями ММТ рассматриваются как особый вид компьютерной технологии, который сочетает в себе как статическую визуальную информацию, так и динамическую [3].
Основы процесса внедрения ММТ составляют: появление соответствующего оборудования для ММТ; технологии работы со звуком, изображением, синтеза запахов; новые типы накопителей информации; новых программных продуктов - мультимедиа оболочек; технических приборов, реализующих поддержку и использование мультимедийных продуктов. Фактически это нашло отражение в концепции е-образования, которая в последнее время сформировалась в информационно продвинутых странах, таких как США, Великобритания, Германия и другие [4].
Стоит заметить, что ММТ осуществили существенное влияние на Интернет и сделали его значительно больше, чем отдельной сетью, а фактически - глобальным коммуникационным пространством, где информация передается, представляется, перерабатывается с помощью различных средств, что доступны для восприятия в любом виде, а также в процессах ее создания и использования. Вместе с тем следует заметить, что ММТ определяют смешанную технологическую прогрессию. Она не является простым комбинированием аппаратных и программных компонентов, а является единственной расширенной архитектурой программно-технологических платформ и инструментов коммуникации,
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о es о es
о ш m
X
3
<
m О X X
интегрирующие почти все средства передачи и восприятия человеком информации и знаний.
Мировая практика уже демонстрирует вопрос перехода к мультимедийному пространству. В лучших своих образцах библиотеки также присоединяются к решению вопросов использования мультимедиа-технологий. Сегодня библиотеки активно применяют ММТ, в частности размещают на своих сайтах различные мультимедийные продукты: динамическую библиографическую, краеведческую и фактографическую информацию, оцифрованные издания, аудиовизуальные материалы, интерактивные услуги. Система электронных библиотек трансформируется и формируется ее новая модель, которая включает различные виды информации. Введение ММТ демонстрирует новую парадигму современной библиотеки, которая имеет перспективы дальнейшего роста и развития, находится в поисках новых форм работы с пользователями, представляет собой интерактивную социально-коммуникационную среду. [5]
Внедрение ММТ происходит сначала в библиотеках высшей школы, которые как раз и предназначены для выработки и апробации пилотных достижений науки и техники.
Использование ММТ изменяет роль библиотеки высшей школы в системе социальных коммуникаций. Уровень интерактивности мультимедийных ресурсов вместе со сложностью используемых моделей определяет степень взаимодействия пользователя с объектами ресурса, его влияние на процессы. ММТ обеспечивают переход на новый уровень коммуникаций, расширяют спектр форм и средств информационного обмена. [6]
Внедрение ММТ библиотеками высшей школы позволяет интегрировать различные каналы коммуникации, что предоставляет принципиально новые средства транспортировки знаний и методов обучения [7]. С одной стороны, мультимедиа позволяет создать новую качественную учебную среду, с другой - предоставляет новые возможности для создания, извлечения, подготовки и транспортировки информации и знаний.
Применение мультимедиа составляет новый уровень внедрения технологических изменений, что, в свою очередь предопределяет организационные изменения в библиотеках и способствует развитию библиотеки как информационной социально-коммуникационной структуры. Об этом свидетельствует создание в библиотеках мультимедийных центров, медиатек, что позволяет совершенствовать социально-коммуникационную инфраструктуру общества, в которой могут взаимодействовать одновременно несколько моделей коммуникаций; позволяет выявлять, анализировать, структурировать, хранить, распространять предметно-ориентированные научные данные и фрагменты знаний; разрабатывать информационно-когнитивные модули управления электронными ресурсами. [8]
Таким образом, ММт сочетают познавательную, научную, культурологическую, антропологическую, навигационную и коммуникационную функции, что расширяет и развивает коммуникационную функцию библиотеки [9]:
- информационно-коммуникационная среда библиотеки приобретает признаки нелинейной информационно-когнитивной среды;
- мультимедиа создает основы для развертывания интеллектуальной деятельности, ориентирует библиотеки на освоение новых технологий работы и усиление аналитической деятельности;
- когнитивные возможности мультимедиа раскрываются через дополнение логико-структурных элементов образно-интуитивными средствами, что способствует развитию просветительской функции библиотеки;
- для мультимедних продуктов характерным является многомерность доступного знакового пространства; наличие внутренних; внешних (с другими электронными изданиями) динамических связей, обеспечение интерактивной работы, что позволяет библиотекам осуществлять обслуживание на новом уровне.
Проведенный анализ позволяет определить несколько направлений внедрения ММТ библиотеками высшей школы [10].
К первому направлению отнесены комплектование и организация доступа для пользователей библиотек к мультимедийным продуктам и услугам.
Ко второму - формирование положительного имиджа библиотек на основе создания мультимедийных презентаций и других мультимедийных продуктов, отражающих современные библиотечные услуги.
К третьему - создание многомерного научно-образовательной и социокультурной среды на основе генерации и транспортировки мультимедийной информации и знаний в рамках программ культурного и научного наследия.
Четвертым направлением является организация мультимедийных читальных залов, мультимедийных центров, медиатек.
Медиатеку трактуют как инструментально-программно-технический комплекс, в библиотечном понимании - это специализированное подразделение в рамках традиционной библиотеки, где формируются фонды соответствующих носителей информации. [11] Как интегрирующая структура она имеет возможность использовать и внедрять новые носители информации в работу библиотеки, что обеспечивает комплексный характер библиотечного обслуживания пользователей.
На привлекательность медиатечной сети влияет использование всех возможных форм взаимодействия с пользователями, в первую очередь, с помощью технологии Web 2.0, которая создает новую основу для взаимодействия медиатеки, библиотеки, пользователя и общества в целом. В медиатеке из принципов Web 2.0 целесообразным является использование интерактивности и возможности внесения пользователем своего вклада. Усиление взаимодействия с пользователями может способствовать развитию медиатеки в направлении усовершенствования содержательного наполнения ресурса; совершенствованию доступа к мультимедийным объектам за счет внесения дополнительной информации в описание ресурсов. Такое сотрудничество позволит обеспечить высокое качество материалов медиа-теки.
Преимущества медиатеки для пользователей весьма существенны:
- использование безграничных документальных ресурсов (только информационные ресурсы сети Интернет сегодня составляют более 10 миллиардов документов (веб-страниц), к которым возможен свободный доступ пользователя;
- качественно новое обеспечение условий работы для каждого посетителя;
- возможность воспользоваться различными информационными средствами для создания творческих продуктов в процессе учебной деятельности, организация корпоративной или собственной веб-страницы по любой теме;
- участие в конференциях, форумах, диспутах одновременно;
- увеличение удельного веса самостоятельности в выборе источников и организации собственной учебной деятельности [12].
Организационные изменения, связанные с внедрением ММТ в библиотечную деятельность, перестраивают формы коммуникации, формируют новые коммуникационные модели, характеризуются переходом от внутреннего контура библиотечной деятельности к интеллектуализации коммуникационного пространства.
Происходят организационные изменения, связанные с внедрением современных информационных технологий в библиотечную деятельность, которые на первом этапе динамики закладывают основу для конструирования новой библиотечной реальности, результатом чего является создание автоматизированной библиотеки. Следующий этап, на основе достигнутого на первом этапе, способствует расширению коммуникационного пространства на основе усвоения библиотеками технологий и сервисов Интернета, в результате чего библиотека трансформируется в библиотечно-информацион-ный центр. Это, в свою очередь, становится основой для дальнейшего развития библиотеки на основе мультимедийного восприятия мира, новых коммуникационных отношений, что способствует формированию библиотеки как интегрированного многофункционального учреждения.
Стоит заметить, что на этапе определяющей роли технологий автоматизации ведущими были библиотеки высшей школы, на этапе расширения коммуникационной среды на основе Интернет и мультимедийных технологий к их уровню приближаются публичные библиотеки.
Итак, конвергенция информационных и мультимедийных технологий обеспечивает принципиально новый уровень библиотечной деятельности. Указанное усиливает задачи библиотек по отбору, комплектованию мультимедийными продуктами. То есть возникает проблема формирования соответствующей коммуникационной инфраструктуры с одновременным функционированием нескольких платформ, стандартов, протоколов, коммуникационного пространства. Это свидетельствует о том, что динамика технологически-организационного развития библиотек является отражением их способности адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям существования.
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что ММТ изменяют идеологию библиотечной деятельности, формы и методы ее работы, программы поведения в новой социо-коммуникационной реальности. Технологические изменения в библиотеках способствовали ее организационно-структурным преобразованиям, направленным на решение принципиально новых задач и характеризуются: ростом сложности библиотечной системы; расширением библиотечных функций, увеличением и усложнением процессов, требующих тщательного моделирования на основе их анализа; наличием в системе различных по степени развития библиотек, что ослабляет библиотечную систему в целом, а, с другой стороны, создает условия для ее самоорганизации; усилением интеграционных процессов, связанных с корпоративным
библиотечным движением; сочетанием технологического знания, технологического процесса и их результата.
Организационные изменения, связанные с внедрением ММТ в библиотечную деятельность, обусловливают как внутренние организационно-структурные и организационно-функциональные изменения, так и внешние изменения в направлении развития кооперации, консолидации, сотрудничества, партнерства. Они перестраивают формы коммуникации за счет новых каналов; формируют новые коммуникационные модели; расширяют возможности коммуникационной деятельности библиотек с пользователями, библиотеками, партнерами библиотек, то есть характеризуются переходом от внутреннего контура библиотечной деятельности к интеллектуализации внешнего коммуникационного пространства.
Технологически-организационные трансформации библиотек вызывают усиление технологических, кадровых, организационных, финансовых, управленческих проблем, для решения которых необходимо определение перспектив дальнейшего развития коммуникационной библиотечной деятельности.
Таким образом, усвоение библиотечными учреждениями новейших информационных технологий, мультимедиа открывает широкие возможности для расширения библиотечных услуг; влияет на организационные изменения, в первую очередь, связанные с созданием ме-диатек и специальных отделов, секторов; способствует пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечной деятельности и системы социальных коммуникаций в целом.
Литература
1. Барышев Р.А., Бабина О. И., Захаров П.А., Казанцева В.П., Пиков Н.О. Электронная библиотека: генезис, тренды от электронной библиотеки к смарт-библиотеке// Журнал Сибирского федерального университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. Т.8. № 6. С.1043-1051.
2. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: Уч. пособие для студентов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 415 с.
3. Yu K., Tang H., Gong R., Dong J., Hu S. Effects of the Application of Multimedia to Library Use Education on Learning Motivation and Learning Satisfaction// EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Vol. 14(7). pp. 2987-2994.
4. Ройан Б., Кремер М. Руководство по аудиовизуальным и мультимедийным документам для библиотек и других организаций/ пер. К. Колосова. - Гаага, Штаб-квартира ИФЛА, 2005 https://www.rsl.ru/photo/LORS/1-O-BIBLIOTEKE/4-partniory/ifla/multimedia_audio.pdf
5. Jadhav K.A. Digital library: today's need - a review// International Multidisciplinary Research Journal. 2011. Vol. 1(11). pp. 17-19.
6. Suna J., Yuan B.-Z. Development and Characteristic of Digital Library as a Library Branch// IERI Procedia. 2012. Vol. 2. pp. 12-17.
7. Савкина С.В. Интерактивные мультимедийные продукты библиотек: формирование умений технологии подготовки у бакалавров библиотечно-информационной деятельности// Библиосфера. 2018. № 4. с. 119-123.
8. Еременко Т.В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США. - Рязань, 2001. - 120 с.
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м о
о es о es
9. Савкина С.В. Интерактивные мультимедийные продукты в библиотечно-информационном обслуживании // Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов. Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций: сб. материалов XII Всерос. науч.-практ. конф. - С-Пб, 2017. С. 84-94.
10. Маслова М. Л. Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек// Использование мультимедийных технологий в библиотеке: информ. -метод. дайджест / сост. И. М. Хвостенко. - Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2012. С. 11-16
11. Мультимедийные ресурсы в библиотеке: мето-дико-библиографические рекомендации /сост. Ю.В. Полетаева. - Саранск, 2007. 34 с.
12. Зуева Е.М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения: [библиотека-медиа-тека как инновационная модель библиотек образовательных учреждений] // Библиотечное дело-XXI век. 2008. № 2. С. 87-90.
Multimedia technologies as a factor of organizational and technological changes in the libraries of higher education Zhao Juncheng,
Suihua University
In modern conditions, libraries are in the process of dynamic changes associated with the introduction of the latest information technologies. Under their influence, organizational changes occur that improve the quality of library services; users' access to information resources is expanded; the production of innovative information products and services is carried out; the nature of social interaction is changing. A significant contradiction arises between the availability of a wide range of high-performance ICT tools and the low rates of their implementation in library systems, which hinders both the rate of their technological development and the effectiveness of meeting the information needs of library users; between the rates of mastering information technologies of various levels and the rate of organizational and structural transformations of libraries. All this is reflected in the general state of the library and information sphere, the pace of its integration into the modern communication system. The article reveals the essence of multimedia technologies (MMT), substantiates the need to implement MMT in the activities of university libraries at the present stage. The directions of implementation of MMT by the libraries of higher education are determined. Special attention is paid to the creation of the university library's media library, its benefits for users. In the conclusion of the article, it is concluded that the assimilation of the MMT by the library institutions opens up wide opportunities for the expansion of library services; influences organizational changes, primarily those related to the creation of media libraries and special departments, sectors; contributes to the revision of fundamental ideas about the role and place of libraries in society, the basic principles of organizing library activities and the system of social communications in general Key words: high school library, multimedia, multimedia technologies (MMT), media library.
References
1. Baryshev R.A., Babina O.I., Zakharov P.A., Kazantseva V.P.,
Pikov N.O. Electronic library: genesis, trends from electronic library to smart library // Journal of the Siberian Federal University. Series Humanities. 2015.V.8. No. 6. P.1043-1051.
2. Shlykova O.V. Culture of multimedia: Uch. manual for students. -
M .: FAIR-PRESS, 2004.415 p.
3. Yu K., Tang H., Gong R., Dong J., Hu S. Effects of the Application
of Multimedia to Library Use Education on Learning Motivation and Learning Satisfaction // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Vol. 14 (7). pp. 29872994.
4. Royan B., Kremer M. Guide to audiovisual and multimedia documents for libraries and other organizations / per. K. Kolosov. - The Hague, IFLA Headquarters, 2005 https://www.rsl.ru/photo/LORS/1-O-BIBLIOTEKE/4-partniory/ifla/multimedia_audio.pdf
5. Jadhav K.A. Digital library: today's need - a review // International
Multidisciplinary Research Journal. 2011. Vol. 1 (11). pp. 17-19.
6. Suna J., Yuan B.-Z. Development and Characteristic of Digital
Library as a Library Branch // IERI Procedia. 2012. Vol. 2. pp. 12-17.
7. Savkina S.V. Interactive multimedia products of libraries: the
formation of skills in training technology for bachelors of library and information activities // BIBLIOSPHERE. 2018. No. 4. p. 119-123.
8. Eremenko T.V. Modern information technologies in US university
libraries. - Ryazan, 2001 .-- 120 p.
9. Savkina S.V. Interactive multimedia products in library and information services // Electronic resources of libraries, museums, archives. Information service in the age of electronic communications: Sat. materials XII Vseross. scientific-practical conf. - S-Pb, 2017. S. 84-94.
10. Maslova ML Implementation of multimedia tools in the practice of libraries // Use of multimedia technologies in the library: inform. -method. digest / comp. I. M. Khvostenko. - Novosibirsk: Publishing house NGONB, 2012.S. 11-16
11. Multimedia resources in the library: methodical and bibliographic recommendations / comp. Yu.V. Poletaeva. - Saransk, 2007.34 p.
12. Zueva E.M. The modern model of the library of a general educational institution: [library-media library as an innovative model of libraries of educational institutions] // Library business-XXI century. 2008. No. 2. S. 87-90.
О Ш
m x
<
m о x
X