Научная статья на тему 'Эволюция концепции личности в творчестве Нура Ахмадиева (по повести «Гречанка»)'

Эволюция концепции личности в творчестве Нура Ахмадиева (по повести «Гречанка») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3616
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НУР АХМАДИЕВ / ПОВЕСТЬ "ГРЕЧАНКА" / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кашфиева Ляйсан Амировна

Статья рассматривает развитие концепции личности в современной татарской литературе в контексте морально-этической проблематики произведений и нравственных принципов, лежащих в основе авторского эстетического идеала. Исследование проведено на материале повести Нура Ахмадиева «Гречанка», где ярко проявляется авторская концепция личности, эстетический идеал и гуманизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция концепции личности в творчестве Нура Ахмадиева (по повести «Гречанка»)»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 8 Гуманитарные науки 2008

УДК 821.512.145

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ НУРА АХМАДИЕВА (по повести «Гречанка»)

Л.А. Кашфиева Аннотация

Статья рассматривает развитие концепции личности в современной татарской литературе в контексте морально-этической проблематики произведений и нравственных принципов, лежащих в основе авторского эстетического идеала. Исследование проведено на материале повести Нура Ахмадиева «Гречанка», где ярко проявляется авторская концепция личности, эстетический идеал и гуманизм.

Ключевые слова: Нур Ахмадиев, повесть «Гречанка», концепция личности, морально-этическая проблематика.

Писатели с древнейших времен задумывались о роли категории морали в жизни общества и отдельно взятой личности, и на каждом историческом этапе эта проблема освещалась по-новому. Связь между моралью и искусством соотносится с гармонией доброты и красоты. «Как известно, мораль, - подчеркивает

Н. Юзиев, - это система требований и взглядов, которая определяет взаимоотношения между людьми в процессе освоения мира» (см. [1, б. 145]). Идеал совершенного человека, обозначенный еще в творчестве татарского поэта XIII в. Кул Гали, продолжает развиваться в творчестве писателей последующих поколений, совершенствуясь в течение многих веков, и сегодня остается основной проблемой эстетики. В современной литературе, продолжающей традиции, заложенные в творчестве Кутби, Мухаммадьяра, Мауля Колыя, Утыз Имяни, Г. Кан-далыя, Г. Тукая, Г. Исхаки, Г. Камала, М. Гафури, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, можно оценить развитие концепции личности с новых позиций.

Романтизм, установившийся как литературный метод в русской литературе в начале Х1Х в., развивался и в татарской литературе, становясь основой для раскрытия духовного мира личности. Взаимопроникновение методов реализма и романтизма открывает новые возможности для раскрытия внутреннего мира человека.

Наряду с историей, интерес к которой сейчас возрастает, в настоящее время нравственно-этические и социально-психологические проблемы современности привлекают внимание многих писателей. В литературе ведутся поиски способов более полного и глубокого изображения человека в меняющемся мире. «Современная литература стремится к овладению многообразием нравственной проблематики для более полного раскрытия духовного мира современника», - отмечает Н.М. Щедрина [2, с. 40]. О морально-этической стороне со-

временной литературы как о главном идейном содержании в повествовании пишет также и З. Кедрина [3]. Д. Загидуллина отмечает новую волну романтизма в современной татарской литературе, которая проявляется в произведениях, глубоко и ярко раскрывающих мораль и духовную жизнь человека (см. [4, б. 135]). Среди этих произведений привлекает внимание творчество Нура Ахмадиева, в частности его повесть «Гречанка». При комплексном анализе конкретного произведения четко прослеживаются концепция личности писателя, эстетический идеал его и гуманистическая направленность его творчества.

«Гречанка» раскрывает тему любви в двух моральных антиномиях: любви и ненависти, верности и предательстве, невинности и испорченности. Главной проблемой произведения является несчастье человека. В повести раскрываются причинно-следственные истоки неразборчивости, наивности молодого человека. Юноша, поддавшийся на обман хитрой, бессовестной, морально испорченной молодой женщины, изменяет своей настоящей любви, становится жертвой бездушия.

Основное внимание автор уделяет динамике внешних изменений в судьбе героев и их моральным устоям. Жизненная позиция главного героя, его отношение к окружающему миру, людям, постепенное обновление этих отношений и стремление личности изменить свою судьбу, признание своих ошибок - все это составляет диалектику души героя.

Для счастья героя повести Джамиля созданы все условия. Он рос в обеспеченной семье, получил высшее образование, дружит с милой, воспитанной девушкой Рамилей. Автор любит испытывать своих героев «на прочность» в различных ситуациях, но при этом он вникает в их душевное состояние. В данном случае автор подвергает героя испытанию внешним блеском и дешевым удовольствием. Наивный парнишка поддается на уловки Муслимы, которая маскирует за внешней невинностью свою аморальную сущность. Образ Джамиля раскрывается в его отношении к девушкам, придерживающимся разных моральных принципов. Он обожествляет Рамилю, но она далеко от него, в Казани. Квартирантка же живет в родительском доме: внешне привлекательная, проворная, бойкая молодая учительница Муслима всегда рядом. Хитрость, моральная нечистоплотность Муслимы раскрываются в бытовых подробностях. Чтобы завоевать расположение героя, она использует благоприятные условия: вынужденный отъезд родителей и ночь наедине позволяют Муслиме осуществить свой коварный план. При этом автор, явно не обвиняя ни одного из героев, на высоком художественном уровне описывает интимную сцену. Сущность девушки, ее непорядочность обличаются собственным внутренним монологом. К тому же после случившегося она сравнивает Джамиля с теленком и планирует превратить «скотину» в ручную игрушку. Именно в подобном устремлении вырисовывается низкий моральный облик Муслимы, ее неспособность к чистой, возвышенной любви.

Обманутый «легкой добычей» Джамиль - личность мягкая, податливая -оказался способным признать свою ошибку. Его душевные терзания, запоздалые раскаяния - это и есть начало его духовного прозрения. Во внутреннем монологе через отношение к любви раскрывается его мировоззрение. «Любовь - это не платье, - признается он. - Если испачкаешь, не отстираешь, это не половая

доска, соскабливать тоже бесполезно». Философски мыслящий человек, признающий свою ошибку, способен к духовному обновлению, совершенству -таково мнение автора, лейтмотивом проходящее через все произведение.

Реальная действительность испытывает главного героя повести в еще более жестких ситуациях. На «смену» морально испорченной, хитрой девушке приходит гневная, ревнивая жена. Ответственный семьянин, любящий своих детей отец, верный супруг, труженик вынужден существовать в накаленной семейной обстановке. Единственный выход из ситуации и единственное утешение - это работа в конструкторском бюро. «Он работал с каким-то упрямством, усердием. Видимо, в такие минуты у человека всплывает скрытая внутренняя энергия», - пишет автор. Эта истина подтверждается и мнением Н.А. Ястребовой: «Искусство всегда ищет для человека внутренний выход, духовную опору в борьбе с противоречиями окружающей среды» [5, с. 123]. Джамиль находит убежище на работе, пока семейный конфликт, обрушив стены дома, не доходит и до места вынужденного пристанища. В последних эпизодах произведения духовные уровни положительного и отрицательного героев отдаляют их на максимальное расстояние.

Нельзя полностью представить концепцию личности автора, его эстетический идеал без образа Рамили - антипода Муслимы. С первого взгляда они, пожалуй, и не отличаются друг от друга. Если не принимать во внимание пронырливость и хитрость Муслимы, обе девушки симпатичны и стройны, открыты душой. Однако при более глубоком раскрытии характеров между ними обнаруживается моральная пропасть. Если Муслима готова принимать все меры, чтобы обольстить героя, то жизненные принципы Рамили далеки от эгоизма. Ради сохранения чужой семьи она готова отказаться от своей любви. «Счастье, залитое детскими слезами, - это не счастье» - вот ее жизненная философия.

Художественная ценность повести «Гречанка» в первую очередь проявляются в ее литературной целостности и оригинальном сплетении сюжетных линий. На уровне композиции это произведение демонстрирует особенности стиля Нура Ахмадиева. Как и в других его прозаических произведениях, в повести «Гречанка» авторская «игра» с хронотопом позволяет держать динамику сюжета на необходимом уровне. События, произошедшие в течение восьми лет, не раскрываясь в хронологическом порядке, составляют своеобразную мозаику хронотопа и обеспечивают высокий эстетический уровень повести. «Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности», - отмечает М.М. Бахтин [6, с. 234-235]. Единство времени и пространства определяет особенности сюжета и композиции произведения. Динамика событий создает своеобразный информационный и психологический ритм. Развитие характеров в изображаемых событиях, психологическое созревание героев и раскрытие их внутренней сущности определяют идейно-эстетическое содержание произведения. Все решает время: замаскированная под ангела Муслима оказывается извергом, обличается ее сущность; ослепленный ее хитростью и непорядочностью, Джамиль постепенно прозревает, открывая глаза на действительность. Из наивного, простодушного парня вырастает духовно зрелая личность, нашедшая в себе силы вырваться из омута. «Время испытывает человека, «проверяет его», обнажает его сущность; время

раскрывает человека во всех его возможностях, во всех его потенциях», - отмечает А.М. Левидов [7, с. 275].

С особенностями хронотопа связана и оригинальность построения произведения. Применяя прием ретроспекции, автор выбирает свободную композицию. В произведении целенаправленно используются такие композиционные приемы, как периодическое возвращение к событиям, противопоставление и монтаж, чередование и динамика событий. Этим и достигается основная цель повести «Гречанка» - раскрытие процесса формирования личности и ее духовного созревания.

Конфликт в повести разрешается активными действиями героев. Динамический сюжет развивается нетрадиционным путем (развязка - завязка - развитие -кульминация - развязка), что позволяет оценить жизнь с позиции философского подхода. Повесть «Гречанка», с присущим ей сложным хронотопом, оригинальной композицией, тонким психологизмом, представляет собой литературно целостное произведение со своей ритмикой событий и глубоким идейным смыслом.

Summary

L.A. Kashfieva. Personality Concept Development in Works by Nur Akhmadiev (based on “Grechanka” (A Greek Woman) short novel).

The article views the personality concept development in modern Tatar literature within the frame of moral-ethical problems presented in literary works, as well as moral principles serving as a basis for author’s aesthetic ideal. The research has been carried put on the material of Nur Akhmadiev’s “Grechanka” (A Greek Woman) short novel, where the author’s personality concept, aesthetic ideal, and humanism.

Key words: Nur Akhmadiev, “Grechanka” short novel, personality concept, moral-ethical problems.

Литература

1. Юзиев Н.Г. Хэзерге татар эдэбиятында эхлакый эзлэнулэр. - Казан: Ин-т языка, литературы и истории АН РТ, 1989. - 258 б.

2. Щедрина Н.М. Концепция личности в современном историко-революционном романе. - Уфа: Баш. гос. изд-во, 1988. - 72 с.

3. Кедрина З. Главное - человек. - М.: Сов. писатель, 1972. - 188 с.

4. Занидулпина Д.Ф. Уцай герой югалу: сэбэплэр, нэтижрлэр // Казан утлары. - 2004. -№ 9. - Б. 134-135.

5. ЯстребоваН.А. Формирование эстетического идеала и искусства. - М.: Наука, 1976. - 295 с.

6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопр. литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 224-245.

7. ЛевидовА.М. Литература и действительность. - М.: Сов. писатель, 1987. - 430 с.

Поступила в редакцию 02.04.08

Кашфиева Ляйсан Амировна - кандидат филологических наук, соискатель кафедры методики преподавания и современной татарской литературы Казанского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.