11. Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. -СПб.: Питер, 2000. - 325 с.
12. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.
13. Эйдимилле З. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2000. - 207 с.
Алимова Д.Н. студент 3 курса Архитектурно-строительный факультет направление «Градостроительство» Академия строительства и архитектуры Крымский Федеральный Университет им. Вернадского В.И.
Республика Крым, г. Симферополь
Alimova D. N.
Third year student, the faculty of Architecture and Construction, Town planning department of Academy of construction and architecture of V.I.
Vernadsky Crimean Federal University Republic of Crimea., Simferopol ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ УЗОРОВ
EVOLUTION OF ISLAMIC GEOMETRICAL PATTERNS Ключевые слова.
Исламские геометрические узоры, исламское искусство, исламская архитектура, история исламской архитектуры, история архитектуры Keywords.
Islamic geometrical patterns, Islamic art, Islamic architecture, history of Islamic architecture, architecture history
Аннотация.
Ранние мечети были простыми зданиями без художественного оформления. После нескольких десятилетий и под влиянием цивилизации и новоявленных технологий, архитектурные украшения начали свое существование.
В исламской культуре, в соответствии со священным писанием -Кораном (Сура 22, аят 73), запрещено художникам и мастерам создание человекоподобных изображений, поэтому им пришлось обратить свое внимание к абстрактным формам. В ранний исламский период в Багдаде происходило широкое процветание знаний в области математики, что привело к распространению исламского геометрического искусства. Это могло быть связано со значительным ростом науки и техники на Ближнем Востоке, в Иране и в Центральной Азии в VIII-IX веках. Подобный прогресс видимо был вызван переводами древних текстов с греческого языка и
санскрита. К Х - столетию, мусульманский вклад в науку стал весьма значительным. Самый ранний письменный документ по геометрии в исламской науке возник в IX веке, автором которого был Хорезми. Таким образом, история исламских геометрических орнаментов равна почти трем столетиям, от момента возникновения ислама - в начале VII века, до конца IX века.
Summary.
Early mosques were simple buildings without artistic design. After several decades and under the influence of a civilization and newly appeared technologies, there appeared the architectural jewelry.
In Islamic culture, according to the sacred writings - the Koran (surah 22, the ayah 73), it is forbidden for artists to create humanlike images therefore they had to pay their attention to abstract forms. During the early Islamic period in Baghdad there was a broad prosperity of knowledge in the field of mathematics that has led to distribution of Islamic geometrical art. It could be connected with significant growth in science and technology in the Middle East, Iran and Central Asia in the 8-9th centuries. Similar progress probably has been caused by the translations of ancient texts from Greek and Sanskrit. To X - century, the Muslim contribution to science became very considerable. In Islamic science the earliest written document in geometry has appeared in the 9th century which author was Horezmi. Thus, the history of Islamic geometrical ornaments is equal to nearly three centuries, from the moment of emergence of Islam - at the beginning of the 7th century, until the end of the 9th century.
Типы исламских геометрических узоров и приемы их изображения.
Геометрические орнаменты происходят из гармоничных подразделений кругов и сеток. Некоторые исследователи заявляют, что использование круга - это способ выражения единства Ислама. Согласно этой доктрине, круг и его центр - это точка, в которой начинается мир. Это является символом религии и веры в одного Бога. А так же указывает на роль Мекки, являющейся центром ислама, к которому все мусульмане обращаются в молитве. Равносторонний треугольник, квадрат и шестиугольник не так же часто применялись, для составления мозаики. Существует много узоров, основные элементы которых взяты из шестиугольника или гексаграммы. Они классифицируются как 6-,8-, 10- и 12-точечные геометрические узоры. Стоит заметить, что звезда так же не менее важная единица орнамента в исламском искусстве и называется 6-точечной звездой ( рис.1). Так же, на рисунке 1 показано, что на определенном уровне стороны двух соседних лучей 6-точечной звезды становятся параллельными, тем самым создавая деформированный шестиугольник (то есть лепестки розетки).
Рис 1. Первый уровень классификации Исламских орнаментов.
Что касается приемов построения орнаментов. То существует два самых распространенных способа это: повторение и симметрия. Повторение является самым эффективным и важным приемом в изображении Исламских орнаментов. Обычно производилось повторение пары фигур в определенной блокированной комбинации - так рожался дизайн основных образцов. Другой, не менее важный прием, это симметрия. Она являлась ключевым фактором в происхождении геометрических и цветочных узоров. При использовании симметрии, проводили параллель с «человеческой симметрией», которая называется «двухсторонняя». В ней, число отражено через вертикальную ось. Это самое важное правило в создании композиции Исламского орнамента. Самый распространенный орнамент, в котором применен данный прием, называется <^и15е» (розетка), а так же он используется при создании орнамента имеющего форму звезды.
Стоит заметить, что Исламским орнаментам, так же присуще большого количества осей симметрии. К ним относятся: вертикальная, горизонтальная и две наклонные оси под углом в 45 градусов, и так же часто встречаются еще пары осей под 10, 15, 18, 22.5, 30, 36, 60, 67.5, 72, 75 и больше градусов, что позволяет получать более пяти тысяч различных комбинаций. Именно этим объясняется богатство восточной орнаментики.
Для создания декоративных проектов, существовало несколько традиционных инструментов средневековых времен: компас, и набора квадратов, которые возможно, использовались как линейки и трафареты.
История Исламского геометрического орнамента.
Архитектура Омейядов (661-750 г.)
К концу VII и началу VIII веков растительные и цветочные узоры, полученные из сасанидской и византийской архитектуры, стали распространяться в исламской архитектуре. Сохранившимся зданием этого периода является Купол Скалы (рис. 2) , который был построен в 688-691 году н.э. Эта структура щедро украшена растительными и геометрическими мотивами. Но, по мнению историков, некоторые геометрические мотивы, были дополнены позднее, так как они не классифицируются как произведения эпохи Омейядского халифата.
Рис. 2. Купол Скалы, (араб. Масджид Куббат ас-Сахра) —
мусульманское святилище над камнем_Основания на Храмовой
горе в Иерусалиме, рядом с древнейшей в мире мечетью Аль-Акса. Является одной из главных святынь ислама. В числе памятников Старого города входит в Список всемирного наследия.
В 705 году н.э. значительная часть христианского храма Дамаска была преобразована в Великую мечеть Дамаска. Оригинальные декоративные узоры были цветочными, напоминающие богатые сады и природный ландшафт Дамаска. Отделка пола во дворе реставрировалась несколько раз. Поэтому ее геометрическая конструкция также является более поздним дополнением, а не оригиналом.
Поверхности фасадов зданий эпохи Омейядов в основном являются литыми лепными и мозаичными с фигурными и цветочными мотивами. Однако к концу этой эпохи, использование фигурных узоров в мечетях стало ограниченным, но растительные орнаменты остаются отличительной чертой Омейядской архитектуры.
Архитектура Аббасидов (750-1258 н.э.)
Великая мечеть Кайруан (Тунис), первоначально построенная в 670 году н.э. и перестроенная в 836 году н.э., является прекрасным примером
зданий Аббасида-Аглабида. Украшения на этом здании разработаны в основном с растительными и цветочными мотивами, но также наблюдаются некоторые элементарные геометрических форм ( рис.3 ), которые являются одними из самых ранних попыток применения геометрического орнамента в исламской архитектуре.
Рис.3. Основные геометрические формы внутренней отделки мечети Кайруан.
В средний период эпохи Аббасидов, начался переход от натурализма ранних исламских орнаментов к новым уровням абстракции. Мечеть Ибн-Тулуна (Каир), считается отправной точкой в плане внедрения геометрических узоров в исламскую архитектуру. Простые 6- и 8-точечные геометрические узоры, используемые в мечети Ибн-Тулун (876-879 гг. Н. Э.) и в Большой мечете в Самарры (Ирак), являются одними из самых ранних примеров тканых геометрических узоров. Растительные мотивы от природной стеблевой прокрутки, начали приближаться к круглым сеткам и касательным кругам ( рис.4 ).
Рис.4 . Михраб мечети Кордовы (слева). Резная штукатурка 9-го века из Самарры в Ираке.
Примерами эпохи позднего Аббасида и раннего седжука служат: Дворец Аббасидов в Багдаде (1230 г. н.э.) и медресе Мустансирий (1233 г. н.э.), которые украшены геометрическими рисунками из резной кирпичной кладки и терракоты. Из таких структур можно найти некоторые из самых ранних примеров лепестков розетки, введенных в 8- и 12-точечные звездные узоры ( Рис.5 ).
Рис.5 . Мечеть Ибн-Тулун в Египте (первые две панели слева); Дворец Аббасидов в Багдаде (последние две группы).
Такие архитектурные украшения, как: настенные росписи, резное дерево, камень, штукатурка, терракот и кирпичная кладка, стали очень популярными в эпоху Аббасидов. К концу VIII и началу IX веков геометрические формы были основательно введены для украшения поверхностей, однако тканые геометрические узоры стали преобладать только в конце IX века.
Архитектура Фатимида (909-1171 гг. Н.э.)
Мечеть Аль-Азхар, была первой мечетью и медресе, построенной Фатимидами в Каире. Остались части оригинальных штукатурных панелей (с растительными мотивами) и оконными экранами (с геометрическими рисунками). Тем не менее, штукатурка, расположенная над окнами и стенами (с абстрактным 6-точечным геометрическим дизайном), была добавлена в XI веке.
Выдающимся примером зрелой архитектуры Фатимидов является Мечеть Аль-Акмар в Каире (Рис.6). Ее фасад тщательно заполнен каллиграфическими, растительными и геометрическими украшениями, 6- и 8-точечные звезды могут быть найдены в виде проецируемых скульптурных украшений над стенами.
Рис.6. Мечеть Аль-Акмар (1125 г. н.э.) в Каире
Декоративные орнаменты Раннего Фатимида обычно представляют собой изолированные элементы, а не целые рисунки. Геометрические узоры стали преобладать из-за сильного влияния архитектуры сельджуков в эпоху позднего Фатимида.
Сельджукская архитектура (1038-1194 гг. Н.э.): первое художественное движение.
В течение этой эры, сельджукские архитекторы и ремесленники разработали сложные узоры, абстрактные 6- и 8-точечные геометрические узоры.
К примерам ранней сельджуков архитектуры относятся, такие постройки, как мечеть Аль-Джуюши и Башня Харакана в Казвине (Иран) ( рис. 7 ), построенные в 1067-1093 года. Они являются примерами ранней сельджуков архитектуры. В них тщательно оформлены различными узорами, включая звездные и абстрактные геометрические мотивы, фасады башен и декоративные панели. Помимо этого, во дворце Аббасидов в Багдаде и в медресе Аль-Фирдоуз (1236 г. н.э.) в Алеппо, Сирия, находится михраб, украшенный лепестками розетки и звездными узорами, которые имеют удивительно детализированные восьмизвенные розетки.
Рис.7. Башня Харакана в Казвине, 12-точечная, 6-точечная, абстрактная 6-точечная и 8-точечная геометрические узоры.
В конце XI и начале XII века в декоративных элементах часто использовались 5-8-конечные звездные концепции (что показано на рисунке 8), и уже были изобретены методы интеграции этих декоративных концепций со структурными элементами.
Рис.8. Большая мечеть Исфахана в Иране (слева). На ней представлены самые редкие примеры рисунков, содержащих семиугольник, а другая стена украшена тем, что может быть одним из самых ранних примеров 10 -точечных геометрических узоров.
Мамлюкская архитектура (1250-1517 гг. Н.э.): второе художественное движение
Мечеть Бейбара (1267 г. н.э.) является одним из самых ранних зданий, построенных мамлюками в Каире. Единственными заметными геометрическими орнаментами в этом здании являются оконные решетки с теми же 12-точечными рисунками. Комплекс Сайедуна Аль-Хуссейна в Каире (1283-1285 г.) имеет привлекательные отделочные поверхности: оконные решетки, двери, стены и потолки украшены повторяющимися 6-, 8-и 12-ти точечными узорами, что делает этот памятник одним из самых выдающихся представителей наследия Мамлюкского периода. Подобные узоры украшают мечеть Аль-Насир Мохаммад (1318-1334 г.). Почти идентичный 10-точечный геометрический рисунок также повторяется на его михрабе( рис.9).
Мечеть-медресе Султана Хасана (1356-1361 г.) имеет яркие цветочные декоративные узоры, но его наиболее яркими особенностями являются самые современные типы 6-, 8-, 10- и 12-точечных моделей и один из самых ранних примеров 16- Точечные рисунки, найденные на панелях его деревянного михраба ( рис.9 ).
Так же 16-точечные звезды украшают купол мавзолея Хасана
Садака (1321 г. н.э. в Каире), 16-точечные узоры в комплексе Султана Хассана поразительно сложны и объединены с 9-, 10- и 12-точечными звездами и розетками. Удивительно, что знаки 20-точечной звезды можно найти на подвесном грандиозном бронзовом фонаре святилища. Комплекс Султан Хассан был построен на ранних этапах второго художественного движения в истории Исламского орнамента.
Рисунок 9 . Слева на право: Михраб в мечети Аль-Насир Мохаммад; Мечеть Сайедуна Аль-Хуссейна в Каире; 16-точечные геометрические узоры на входных дверях; Вырезанный деревянный михраб.
Османская архитектура (1290-1923 гг. Н.э.)
Ранние османские постройки характеризуются умеренно декоративными узорами. К концу XIV века геометрические узоры не пользовались популярностью у османских архитекторов и ремесленников. Геометрические орнаменты обычно являются только вторичными декоративными элементами в османских зданиях, за исключением обширных 6-, 8- и 10-точечных узоров на стенах, потолках и дверях, как в мечете Есиль из Бурсы 1421 г. н.э. (рис.10 ). А так же, образцами ранних османских зданий служат, такие постройки, как мечеть Есиль из Изника (1378-1392 г.) и Улу-Ками или Великая мечеть Бурсы (1396-1400 г.) и мечете Шехзаде (1544-1548 г.), разработанной османским мастером-архитектором Синаном, применение геометрических узоров ограничивалось лишь несколькими 10-точечными узорами над Минбаром и деревянными дверями мечети. ( рис.10) .
Рис.10. Слева на право: мечеть Есиль в Бурсе (первые два изображения); михраб мечети «Есиль»; Деревянные двери мечети «Шехзаде»; Оконная корона мечети «Селимие».
В целом, оттоманские архитекторы предпочитали цветочные и растительные узоры над геометрическими украшениями, использование которых ограничивалось дверью и панелями михраба. Оттоманские архитекторы и ремесленники предпочитали 6-, 5- и, наконец, 10- и 12-точечные узоры по 8- и 16-ти точечным геометрическим узорам, которые были очень популярны среди мастеров мамлюков.
Архитектура Сафевидов (1501-1736 г.)
Архитекторы этого периода использовали геометрические орнаменты, в религиозных и светских зданиях. Примером нерелигиозного здания с геометрическими узорами является дворец Али-Капу в Исфахане (1598 г.), Имеющий 8- и 10-точечные узоры на его высоком колонном балконе ( рис.11 ). Еще одно светское здание, характеризующееся широким использованием геометрических узоров, - дворец Чехеля Сутун (1645-1647 г.), Также расположенный в Исфахане. Деревянный потолок на входе украшен различными геометрическими узорами, которые состоят из разных 8- и 10-точечных узоров. Обычно в светских зданиях внутри элементов геометрических узоров заполняются растительными мотивами, а во многих сохранившихся религиозных зданиях этого периода обнаружены смешанные геометрические орнаменты и каллиграфические надписи.
Рис.11. Слева: дворец Али-Капу; Дворец Чехеля-Сутуна; Мечеть Хаким Исфахана; Мечеть в пятницу в Исфахане.
В религиозных постройках эпохи Сефевидов, рисунки применялись на внутренних и внешних поверхностях с использованием резной штукатурки, дерева, цветных стекол, полихромных плит, решетки и камня. Детали сохранившихся декоративных узоров показывают, что Сефевиды предпочитали 8- и 10-точечные геометрические узоры с меньшим количеством комбинированных узоров, в отличие от архитектуры эпохи Мамлюка.
Архитектура моголов (1526-1737 г.)
Ранние сохранившиеся здания Моголов, включая Мавзолей Шер-Шаха (1545 г.), украшены картинами и плиточками цветочных мотивов. Некоторые очень привлекательные примеры 6- и 8-точечных образцов находятся на мраморных полах, оконных решетках и балконных ограждениях Мавзолея Хумаюна в Дели (1566 г.). Доминантные 6- и 8-
точечные образцы также повторяются в Красном Форте Агры (1580 г.). Кроме того, там можно найти некоторые примеры 12-точечных и очень простых 10-точечных шаблонов ( рис.12 ).
Рис.12. Слева на право: могила Хумаюн в Дели; Красный форт в Агре; Мечеть в пятницу Фатехпур-Сикри; Могила Этимад-уд-Даула; Форт Лахор в Пакистане.
К концу 16-го века архитекторы Моголов стали чаще использовать 10-точечные геометрические узоры. Мечеть Пятницы Фатехпур-Сикри (1596 г.), стала представителем структуры этой эпохи. Помимо различных элегантных типов 6-, 8- и 10-точечных образцов, 14-точечные геометрические узоры украшают причалы его главного купола ( рис.12 ). Такие образцы являются самыми редкими в своем роде.
В течение следующих десятилетий геометрические орнаменты стали существенным декоративным элементом в архитектуре Моголов, в котором растительные мотивы использовались в качестве вспомогательных. Так же, архитекторы Моголов избегали очень подробных геометрических схем, таких как 12- и 16-точечные образцы. Вместо этого они прилагали большие усилия для создания точных и совершенных пропорций форм и углов, тем не менее, самые редкие 14-точечные геометрические узоры тоже можно найти в некоторых зданиях Моголов. Еще одна отличительная особенность заключается в том, что архитекторы данной эпохи использовали геометрические узоры в дизайнах отделки пола, создавали резные перила и большие окна, чего не было в других исламских архитектурных эпохах.
Мусульмане Испании
Важными сохранившимися зданиями мусульман Испании являются Великая мечеть Кордовы в Мексике (785-987 г.), дворец Алжаферя в Сарагосе (середина 11 века) и Великая мечеть Севильи (1182 г. н. Э.). Дворец Альгамбра (1338-1390 н.э.) в Гранаде считается одним из самых великолепных дворцов, созданный мусульманами. Почти все поверхности богато украшены лучшими цветочными и геометрическими мотивами, которые обильно окрашены и имеют сложный рисунок.
Рисунок 11 . Дворец Альгамбра в Гранде (Испания), где представлены детали 6-, 8-, 12- и 16-точечных геометрических узоров.
Вывод
В этом исследовании хронологически и регионально прослеживается эволюция исламских геометрических узоров. Результаты показывают, как региональное влияние и преобладающий образ жизни во время господствующих династий определяли разнообразие исламских орнаментов и геометрических узоров. Помимо их оригинальности, простота в построении этих рисунков заставляла архитекторов использовать подобные украшения почти во всех строительных элементах: от напольных покрытий до поверхностей минаретов, особенно в Иране и Центральной Азии. Другим интересным результатом является то, что в других исламских государствах, например в Анатолии уделялось меньше внимания орнаментам и геометрическим узорам. Они больше внимания уделяли другим аспектам архитектуры, таким как: форма и планировочное решение здания. По этой причине в Анатолии можно найти лишь несколько примеров орнаментов, за исключением простейших.
Относительно стабильное правительство и экономика в период Мамлюка побуждали архитекторов разрабатывать очень тонкие и подробные украшения, которые уникальны с точки зрения сложности. Замысловатые 16-ти точечные образцы оставались популярными в Северной Африке и Исламской Испании, но лишь минимально влияли на восточные регионы, такие как Персия, Анатолия и регион Моголов.
Более простые узоры были популярны на индийском субконтиненте, что можно объяснить страстью индийских ремесленников к симметричным рисункам и их настойчивостью покрывать все внешние поверхности орнаментами.
Это исследование также иллюстрировало научный прогресс и расширение знаний в истории исламской архитектуры. Эти события начались с простых геометрических форм, построенных из круга и набора тангенциальных окружностей с одинаковым радиусом.К концу девятого века в мечеть Ибн-Тулун были представлены сетки кругов. Решетки использовались в качестве конструктивных оснований для простейших фигур: равностороннего треугольника, квадрата, шестиугольника и восьмиугольника.
Затем современное восхождение персидских философов и космологов из Абу-Сахль-аль-Тустари в Согравади, природные мотивы и символы
слились с традиционными геометрическими узорами. Результатом было изобретение абстрактных 6- и 12-точечных звездных узоров. Эти декоративные элементы украшают фасады Могилы Харакана (1067) в Иране.
Еще один момент, связанный с мистикой и космологией это число семь, что символизирует седьмое небо в исламской перспективе. В конструкции это число используется для создания 14-точечной звезды.
Самый ранний 10-точечный геометрический рисунок также относится к XI веку. Число связано не только с символом треугольника, но также является двойником пятиугольника.
9-точечный геометрический рисунок - еще один пример влияния космологических идей на исламские геометрические орнаменты, особенно в XI веке.
К концу XII века методы построения многоугольников, звезд и узоров на основе простых или однослойных круглых сеток были известны во всей мусульманской архитектурной сфере. За этим развитием последовало внедрение более сложных и динамичных моделей, основанных на многокольцевых сетках.
К началу 14 века, наряду с появлением богатой династии Мамлюков, более подробные образцы (например, 16- и 18-точечные геометрические узоры) были разработаны через кратность первичных 8- и 9-точечных образцов. Наконец, были обнаружены очень сложные шаблоны, развивающиеся из многогранников различной геометрии. Отличный пример - дверные панели в мечети Султана Хасана (1363 г. н.э.), в котором показана комбинация базовой сетки для 16-точечной геометрии и подсетевой решетки 12-точечного геометрического рисунка.
Использованные источники:
1. Коран (сура 22, аят 73)
2. С. Аккач «Космология и архитектура в премодернистском исламе: архитектурное чтение мистических идей» Государственный университет Нью-Йоркской прессы ( 2005 )
3. С. Блэр , Дж. М. Блум «Искусство и архитектура ислама» Издательство Йельского университета ( 1995 )
4. Э. Бруг «Исламские геометрические узоры» Темза и Хадсон ( 2008 )
5. И. Аль-Саид , «Исламское искусство и архитектура: система геометрического дизайна» ( 1993 )
6. Б. Флетчер , Д. Круикшенк «История архитектуры» ( 20-е изд. ) , Architectural Press ( 1996 )
7. Дж. Фрии «История Османской архитектуры» WIT Press ( 2011 )
8. Г. Гудвин «Исламская Испания» ( 1991 )
9. Э.Дж Груд , Г. Мишель «Архитектура исламского мира: ее история и социальное значение с полным обзором ключевых памятников и 758 иллюстраций, 112 цветов» Темза и Хадсон ( 1995 )
10. Тернер «Наука в средневековом исламе: иллюстрированное введение»
Техасский университет ( 1997 )
11. Р. Йеоманс «Искусство и архитектура исламского Каира» ( 2006 ).
УДК 37.022
Андрейченко А. О. аспирант
кафедра психологии и педагогики факультет социальных наук Амурский государственный университет
Россия, г. Благовещенск ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье раскрывается методологическая стратегия педагогического сопровождения развития социальной креативности студентов. Приведен анализ базовых методологических подходов: системного, личностно-ориентированного, средового и
компетентностного.
Ключевые слова: методологический подход, принцип, педагогическая система, закономерности педагогического сопровождения.
Andreichenko A. O., graduate student Department of Psychology and Pedagogy Faculty of Social Sciences Amur State University Russia, Blagoveshchensk METHODOLOGICAL BASIS PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT STUDENTS SOCIAL CREATIVITY
Annotation. The article reveals the methodological strategy of pedagogical support for the development of social creativity of students. The analysis of basic methodological approaches is given: system, personality-oriented, environmental and competence.
Key words: methodological approach, principle, pedagogical system, patterns of pedagogical support.
В педагогической науке термин подход имеет свою специфику. Так, А.М. Новиков [4] рассматривает «подход» как некоторый исходный принцип, исходную позицию, основное положение или убеждение. «Подход» как осознанную ориентацию педагога-исследователя рассматривает Е.В. Бондаревская, определяя ее как совокупность взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов исследовательской или практической педагогической деятельности, соответствующей требованиям принятой образовательной парадигмы [1].
В рамках нашего исследования мы выделили ряд подходов,